Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Экономические затраты и результаты деятельности фирмы


Содержание

Введение

1. Экономические затраты. Их классификация и структура. Показатели оценки результатов деятельности фирмы

2. Управление затратами, результатами деятельности фирмы

3. Пути снижения экономических затрат и резервы повышения результативности деятельности фирмы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В условиях экономической и юридической самостоятельности субъектов хозяйствования возникает необходимость постоянного соизмерения выручки и затрат с тем, чтобы определить прибыль или убыток по результатам деятельности.

Деятельность любого субъекта хозяйствования, занятого в той или иной сфере деятельности, связана с определенными издержками (затратами). Затраты отражают, сколько и каких затрат было использовано, а также совокупность фактических расходов на осуществление уставной деятельности в течение расчетного периода. От суммарного объема затрат зависит основной результирующий показатель - масса прибыли. Снижение расходов на производство единицы выпускаемой продукции по сравнению с аналогичным показателем у конкурентов улучшает финансовый результат, т.е., сохранив цену на продукцию, предприниматель имеет возможность получать с каждой единицы дополнительную прибыль. Можно сохранить прежнюю форму дохода на единицу, снизить ее цену в сравнении с ценой конкурентов, что приведет к увеличению дополнительной массы прибыли за счет увеличения общих объемов реализации.

Субъекты хозяйствования, занимающиеся производственной деятельностью, определяют издержки производства, а осуществляющие сбытовую, снабженческую, торгово-посредническую деятельность, - издержки обращения.

Общая величина затрат, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), называется себестоимостью, которая отражает величину текущих затрат, обеспечивающих процесс простого воспроизводства

Анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.

Область управления затратами - одна из самых проработанных в мировой практике. Существует несколько стандартов, которые применимы к различным видам деятельности, но не все российские компании могут ими воспользоваться в силу низкой управленческой культуры на всех уровнях.

На основе учета затрат во многих предприятиях определяется плановая цена продукции, прибыль. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы курсовой работы.

Цель нашей работы рассмотреть процесс управления затратами и финансовыми результатами предприятия.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятия «затраты», «расходы», «издержки»;

- рассмотреть классификацию затрат на предприятии;

- рассмотреть показатели оценки результатов деятельности фирмы;

- рассмотреть принципы управления затратами и прибылью;

- рассмотреть факторы повышения эффективности предприятия, выявить резервы снижения затрат и роста результативности.

1. Экономические затраты. Их классификация и структура.

Показатели оценки результатов деятельности фирмы

Затраты - это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени [6, c.367]. Как видно из определения затраты характеризуются:

1) денежной оценкой ресурсов, обеспечивая принцип измерения различных видов ресурсов;

2) целевой установкой (связаны с производством и реализацией продукции в целом или с какой-то из стадий этого процесса);

3) определенным периодом времени, т.е. должны быть отнесены на продукцию за данный период времени.

Отметим еще одно важное свойство затрат: если затраты не вовлечены в производство и не списаны (не полностью списаны) на данную продукцию, то затраты превращаются в запасы сырья, материалов и т. д., запасы в незавершенном производстве, запасы готовой продукции и т. п. Из этого следует, что затраты обладают свойством запасоемкости и в данном случае они относятся к активам предприятия.

Определение понятия «расходы» изложено в Положении по бухгалтерскому учету организаций» и Налоговом кодексе РФ. Согласно Положению по бухгалтерскому учету расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Кроме того, предусматривается ряд условий для признания расходов в бухгалтерском учете и отчете о прибылях и убытках.

Согласно Налоговому кодексу РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Расходы - это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию [5, c.75]. В отличие от затрат расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активам предприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках. Понятие «затраты» шире понятия «расходы», однако при определенных условиях они могут совпадать.

Понятие «издержки» используется в экономической теории и практике в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг) в целом или его отдельным стадиям. Некоторые авторы рассматривают понятия «затраты на производство» и «издержки производства» как идентичные, однако это не соответствует действительности. Понятие «издержки» шире понятия «затраты». Издержки - это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей [7, с.129]. Например, издержки производства - это затраты материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и продажу продукции. Кроме того, «издержки» включают специфические виды затрат: единый социальный налог, потери от брака, гарантийный ремонт и др. Понятия «затраты на производство» и «издержки производства» могут совпадать и рассматриваться как идентичные только в определенных условиях.

Классификация расходов предприятия. В бухгалтерском учете, согласно Положению по бухгалтерскому учету, расходы предприятия дифференцируются следующим образом: 1) расходы по обычным видам деятельности; 2) прочие расходы (в том числе операционные, внереализационные, чрезвычайные расходы). Классификация расходов и их состав представлены в таблице 1.1

Таблица 1.1

Классификация расходов предприятия и их состав [6, c.370]

Вид расходов

Состав расходов

1. Расходы по обычным видам

Расходы на приобретение сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов (МПЗ)

Расходы по переработке (доработке) МПЗ для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном виде, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.)

Расчеты по оплате труда

Отчисления в страховой фонд

Амортизационные отчисления

2. Операционные расходы

Расходы, связанные с предоставлением организациями активов во временное пользование за плату

Расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности

Расходы, связанные с участием в уставном капитале других организаций

Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров, продукции

Проценты, уплачиваемые организацией за пользование денежными средствами (кредитами, займами)

Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями

Прочие операционные расходы

3. Внереализационные расходы

Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, возмещение убытков, причиненных организацией

Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году

Сумма дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания

Курсовая разница

Сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов)

Прочие внереализационные расходы

4. Чрезвычайные

расходы

Расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами (стихийные бедствия, пожары, аварии и др.)

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам, которая является единой и обязательной для организаций всех отраслей:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, командировочные и др.).

На основе Налогового кодекса РФ и Положения по бухгалтерскому учету министерства, ведомства, межотраслевые государственные объединения, концерны и другие организации разрабатывают отраслевые положения о составе затрат и рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) для). Классификация таких затрат производится по ряду признаков, представленных в таблице 2.

Имеются и другие признаки классификации затрат на производство и продажу продукции, некоторые из которых важны для управленческого учета. Релевантные затраты (принимаемые в расчет) - это затраты, имеющие отношение к принимаемому решению. Релевантные затраты, как минимум, должны покрываться в цене для того, чтобы компания осталась на рынке. Нерелевантные затраты (не принимаемые в расчет) - это затраты, которые необходимо исключить при принятии окончательного решения [11, с.41].

Для контроля и регулирования затраты классифицируются на регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые затраты - это расходы, величина которых может зависеть от руководителя (менеджера) соответствующего уровня управления. Нерегулируемые затраты - это расходы, величина которых в малой степени зависит от руководителя (менеджера), а то и вообще может не зависеть от менеджера. По возможности осуществления контроля за затратами они подразделяются на контролируемые и неконтролируемые. Контролируемые затраты могут контролироваться работниками предприятия. Неконтролируемые затраты не поддаются контролю со стороны работников предприятия (повышение цен на топливно-энергетические ресурсы, ставки налогов и т. д.) [7, с.133].

Таблица 2

Признаки классификации затрат на производство и реализацию продукции (работ и услуг) [6, с.372]

Признак классификации затрат

Виды затрат

1. Первичные элементы затрат

- материальные затраты (в том числе сырье и основные материалы, покупные изделия, вспомогательные материалы, топливо и энергия со стороны)

- затраты на оплату труда

- отчисления на социальные нужды

- амортизация основных фондов

- прочие затраты

2. Калькуляционные статьи затрат

- сырье и материалы

- возвратные отходы (вычитаются)

- полуфабрикаты

- затраты на основную заработную плату производственных рабочих

- дополнительная заработная плата

- единый социальный налог и страховой тариф

- расходы на подготовку производства

- расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

- общепроизводственные расходы

- общехозяйственные расходы

- потери от брака

- прочие производственные расходы

- коммерческие расходы

3. Способ отнесения затрат на себестоимость продукции

- прямые

- косвенные

4. Функциональная роль затрат в процессе производства

- основные

- накладные

5. Степень зависимости затрат от объемов производства

- переменные (пропорциональные)

- постоянные (непропорциональные) валовые издержки, стартовые, остаточные

6. Степень однородности затрат

- элементные

- комплексные

7. Время возникновения затрат

- текущие

- будущих периодов

- предстоящие

8. Рациональность затрат

- производительные

- непроизводительные

Явные затраты - это затраты, которые осуществляет организация в процессе производства и продажи продукции (работ, услуг). У субъектов хозяйствования наряду с явными издержками (внешними, денежными) - затраты на сырье, материалы, оборудование, рабочую силу - существуют неявные (внутренние, имплицитные) - стоимость затратных ресурсов, являющихся собственностью фирмы: оплата труда, предпринимателя, процент на вложенный капитал, нематериальные активы [8, с.219].

Явные издержки (бухгалтерские) соответствуют затратам наших отечественных предприятий, они включают: стоимость сырья, материалов, комплектующих, топлива, энергии, амортизацию, зарплату с отчислениями во внебюджетные фонды, административные расходы.

Неявные издержки (издержки упущенных возможностей) - это те доходы, которые могли бы быть получены на собственные ресурсы, если бы эти ресурсы были проданы за плату, установленную рынком другими пользователями. Предприниматели в действительности несут эти затраты, но не в явной, не в денежной форме, что позволяет включать их в экономические издержки:

Экономические издержки = Бухгалтерские издержки + Неявные (имплицитные) издержки.

Понятие «экономические» является общепринятым; бухгалтерские исчисляются на практике при подсчете реальной суммы затрат, налогооблагаемой прибыли и т.п.

Учет упущенных возможностей является важной чертой рыночной экономики.

В организации работы любого предприятия или организации приходится сопоставлять затраты и результаты работы, применять те или иные показатели. Тем более этому нужно уделять самое пристальное внимание, когда речь заходит об успешной хозяйственной деятельности, о продвижении на рынке, о достижении превосходства над своими конкурентами.

Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли. Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия, его работников и государства в целом [6, с.400].

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношении выполняет ряд важнейших функций. Во-первых, прибыль является показателем эффективности деятельности предприятия, ибо сам факт прибыльности уже свидетельствует об его эффективной деятельности. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией, она является основным источником прироста собственного капитала. В условиях рыночных отношений собственники капитала и менеджеры» ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с учетом перспектив его развития, Прибыль в рыночной экономике - движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции.

В-третьих, прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива. За счет прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налогов и выплаты дивидендов, а также других первоочередных отчислений, осуществляются материальное поощрение» предоставляются социальные льготы работникам, содержатся объекты социальной сферы. В-четвертых, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различного уровня.

Таким образом, прибыль предприятия - основной фактор его экономического и социального развития. Поэтому важно определить механизм формирования прибыли на предприятии, ее величину в натуральном выражении, рассмотреть различные виды прибыли и сферу их применения. В соответствии с бухгалтерской отчетностью предприятий в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках определяются следующие виды прибыли, используемые в настоящее время: валовая прибыль; прибыль (убыток) от продаж; прибыль (убыток) до налогообложения; прибыль (убыток) от обычной деятельности; чистая (нераспределенная) прибыль (убыток) отчетного периода.

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров (работ, услуг) и полной производственной себестоимостью реализованной продукции. Прибыль от продаж определяется как разница между валовой прибылью и коммерческими (расходами по сбыту) и управленческими (общехозяйственными) расходами» если управленческие расходы признаны организацией в качестве расходов по обычным видам деятельности.

Прибыль (убыток) до налогообложения рассчитывается следующим образом; к прибыли от продаж прибавляются (вычитаются) сальдо прочих доходов и расходов. Прибыль от обычной деятельности определяется путем вычитания из прибыли до налогообложения налога на прибыль и иных аналогичных платежей. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль), остающаяся в распоряжении предприятия, определяется с учетом сальдо чрезвычайных доходов и расходов.

Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат - прибыль - сопоставляется с затратами или с используемыми ресурсами. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности. Соизмерение прибыли с затратами или ресурсами характеризует рентабельность. Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, а следовательно, может использоваться при сравнении различных субъектов хозяйствования. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы.

2. Управление затратами, результатами деятельности фирмы

Затраты фирмы отражают совокупность его фактических расходов на осуществление уставной деятельности в течение расчетного периода.

От суммарного объема затрат зависит основной результирующий показатель деятельности фирмы - масса прибыли.

Данный путь улучшения финансовых результатов теряет свою актуальность из-за конфискационного характера налоговой системы. Снижение расходов на производство единицы выпускаемой продукции по сравнению аналогичным показателем у конкурентов улучшает финансовый результат, т.е. прежнюю цену на продукцию предприниматель имеет возможность получать с каждой единицы дополнительную прибыль. Можно сохранить прежнюю норму дохода на единицу, снизить ее цену в сравнении с ценой конкурентов, что приведет к увеличению дополнительной массы прибыли за счет увеличения общих объемов реализации.

Управление затратами базируется на трех принципах [8, с.341]:

- обоснованность (целесообразность) затрат;

- целевое использования ресурсов;

- эффективность использования выделенных ресурсов.

Целесообразность затрат обеспечивается на стадии планирования, подтверждается финансовыми расчетами. Данное требование соблюдается даже в части расходов, не обеспечивающих прямого экономического эффекта, имеющих социальную и экологическую направленность.

В этом случае рассчитывается косвенный экономический эффект, определяющий либо дополнительную прибыль, либо предотвращенные потенциальные потери по результатам фактически проведенных затрат:

- затраты на социальную поддержку персонала предупреждают финансовые потери от забастовок или уходе квалифицированных специалистов;

- своевременное обновление очистных сооружений позволяет избежать штрафов.

Обоснованность затрат инвестиционного характера определяется сроками их окупаемости: Затраты/прибылъ = срок окупаемости. Необходимо просчитать несколько вариантов осуществления инвестиции. Критерием выбора является минимальный срок окупаемости.

Целевое и эффективное использование выделенных ресурсов обеспечивается в процессе непосредственного осуществления конкретных задач.

Результаты текущего контроля позволяет принимать оперативные решения направленные на корректировку управляемого процесса.

Основным концептуальным требованиям управления затрат в условиях переходного периода является ориентация на рациональную минимизацию всех видов затрат.

Затраты делятся в этой связи на три группы [8, с.343]:

- необходимые для осуществления уставной деятельности и подлежащие сокращению лишь при уменьшении текущей производительной загрузки (затраты на сырье, материалы, аренду, зарплата персонала);

- подлежащие рациональной минимизации при любых результатах финансово хозяйственной деятельности (налоговые платежи, административно-хозяйственные расходы);

- подлежащие сокращению лишь при улучшении финансового положения или при основании их объективной необходимости для сохранения его конкурентности на соответствующем рынке (маркетинговые исследования, рекламная компания, инвестиционные проекты).

Управление затратами предполагает:

- введение и постоянную корректировку инфляционных коэффициентов;

- отказ от инвестиционных программ с длительными сроками окупаемости;

- корректное сокращение налоговых и приравненных к ним платежей, рационально используемых затрат, дающих право на налоговые льготы;

- сокращение финансовых рисков.

Издержки производства и реализации необходимо контролировать по местам возникновения, центрам затрат, центрам ответственности. Места возникновения - это структурные подразделения, осуществляющие производственный процесс или обслуживание. Различают центры затрат по изделиям и центры затрат по услугам. Центры затрат по изделиям производят изделие в целом или его часть (ткацкий, прядильный, красильно-отделочный цеха). Центры затрат по услугам обслуживают центры затрат по изделиям (транспортный, ремонтный цеха на предприятии). При отнесении затрат на изделие затраты сначала определяют по центрам затрат, потом относят на изделие.

Центры затрат представляют собой производственные и структурные подразделения, характеризующиеся единообразием функций и производственных операций, а также организацией труда. Они позволяют детализировать учет затрат, усилить контроль за расходами и повысить точность калькулирования [4, c.107].

Центр ответственности - организационное подразделение, возглавляемое управляющим, который обеспечивает контроль плановых, нормативных и фактических затрат. Центры ответственности делятся на основные и функциональные. Основные центры ответственности контролируют затраты в местах их возникновения [12, c.43].

Функциональные центры ответственности распространяют затраты на многие места их возникновения при условии, что данный центр обслуживает несколько центров затрат.

Центры затрат позволяют более обоснованно подходить к распределению косвенных расходов.

В управлении затратами особо подчеркивает роль сбора и обработки управленческой информации: эффективное управление затратами на предприятии немыслимо без грамотно построенной системы сбора и анализа управленческой информации. Именно она является базой для расчета показателей эффективности деятельности, а также информация о затратах предприятия в различных срезах и группировках позволяет с разных сторон взглянуть на резервы их снижения.

Сегодня все чаще управление издержками рассматривается в увязке со стратегическим управлением предприятием. Это связано с тем, что предприятию приходится находиться в нестабильной обстановке, учитывать множества факторов. Конкуренция имеет тенденцию к усилению, поэтому для успешного функционирования и обеспечения прибыльности компании обязаны разрабатывать стратегии поведения. Внутренние процессы на предприятии должны быть подчинены генеральным целям компании, что обеспечит возможность достигнуть долгосрочных ориентиров, не потеряв стабильности.

Необходимо обязательно обеспечить стратегическую направленность принятия решений в области управления издержками. Снижение издержек является одной из основных составляющих стратегического плана развития бизнеса. Должны быть четко определены объекты управления. Не зная причин появления тех или иных видов издержек, мы не можем говорить об управлении ими. Управление должно быть поставлено на системную основу, а не осуществляться время от времени.

Прибыль выступает в качестве основной цели и результирующего показателя финансово-хозяйственной деятельности. Каждый хозяйствующий субъект самостоятелен в выборе бизнеса, определении номенклатуры и ассортимента, затрат и выручки, что позволяет выявить прибыль или убыток по результатам деятельности.

Общий финансовый результат - прибыль (убыток) - на определенную дату определяют путем балансирования общей суммы всех прибылей и убытков.

Прибыль характеризует эффективность реализации ряда направлений деятельности субъекта хозяйствования [8, с.344]:

- коммерческого - результативность маркетинговых исследований, способствует увеличению объема реализации, а следовательно и массы прибыли;

- производственного - повышение коэффициента сменности оборудования обеспечивает возможность выпуска дополнительной продукции без дополнительных затрат на увеличение основных фондов;

- технического - внедрение прогрессивных технологий продукции или услуг может содействовать повышению их качественного уровня, а следовательно, привлекательности для потребителя, что обеспечивает возможность выбора между двумя вариантами извлечения дополнительной прибыли за счет увеличения сбыта при сохранении цены, либо увеличении цен при прежнем объеме реализации;

- финансового - путем обеспечения прироста уже полученной от основной деятельности прибыли в процессе ее рационального инвестирования;

- социального - за счет предотвращения потенциальных потерь из-за трудовых конфликтов.

Управление прибылью выступает в качестве одного из двух базовых направлений финансовой политики.

Основной задачей управления прибылью является: максимизация доходов по имеющимся источникам финансовых ресурсов и расширением общей номенклатуры этих источников.

Управление процессом формирования прибыли начинается с планирования финансовых поступлений в расчетном периоде. Планирование финансовых поступлений осуществляется на основе исходной инфляции:

- расчетных потребностей в финансовых ресурсах для обеспечения расширенного воспроизводства как суммы затрат по всем направлениям деятельности;

- результатов маркетинговых исследований, позволяющих прогнозировать поступления денежных средств.

Формирование, распределение и использование прибыли определяет различные виды прибыли: прибыль от реализации, балансовая, налогооблагаемая и чистая прибыль.

Управление прибылью от реализации предполагает:

- четкое определение вида бизнеса, делающего наибольшую прибыль;

- увеличение оборачиваемости оборотных средств, обеспечивающих увеличение массы получаемой прибыли;

- рациональное использование средств, вложенных в имущество фирмы

Управление балансовой прибылью предполагает:

- максимизацию доходов по имеющимся источникам;

- расширение номенклатуры источников формирования балансовой прибыли.

Управление налогооблагаемой прибылью предполагает широкое использование льгот по налогообложению согласно действующему законодательству, уменьшающих величину налогооблагаемой прибыли и обеспечивающих увеличение прибыли в распоряжении фирмы.

Управление чистой прибылью предполагает определение принципа распределения прибыли в соответствии с конкретными условиями хозяйствования. Распределение чистой прибыли - это вопрос инвестиционной, технической и дивидендной политики.

Управление прибылью - это определение основных направлений использования прибыли, предвидение ближайших и отдаленных перспектив развития хозяйствующего субъекта.

3. Пути снижения экономических затрат и резервы повышения

результативности деятельности фирмы

Эффективность, результативность являются мерой как экономичности, так и результативности использования ресурсов - труда, капитала, земли, материалов, энергии, времени, информации и т.д. - при производстве товаров и услуг, удовлетворяющих запросам и требованиям потребителей. Ее измерение может стимулировать улучшение текущей деятельности компании, внедрение и функционирование могут повысить производительность труда на 5-10% без внедрения дополнительных организационных изменений. Показатели эффективности помогают устанавливать реалистичные цели и контрольные точки для диагностики деятельности в процессе развития организации [14].

Все компании имеют структуру, отражающую различные функции, виды продукции или направления специализации. Целевая специализации показывает, кто именно и какая часть организации могут эффективно воздействовать на каждый ресурс. С целью принятия обоснованных управленческих решений в области повышения эффективности деятельности крайне важно классифицировать все факторы эффективности на группы и подгруппы. Это позволит выяснить «вес» и приоритетность каждого из них, а также определить ответственных лиц и организационные подразделения в компании.

Современные организации могут иметь многоаспектные задачи и стратегии их реализации, значит, и классификация факторов эффективности производства также должна быть многоаспектной и максимально соответствовать структуре организации и/или циклу изготовления продукции. Это соответствие может быть достигнуто: за счет более точной классификации факторов и за счет изменения структур организации в целях лучшего использования этих факторов. В теории менеджмента существуют разные модели классификации факторов эффективности.

Одна из моделей классификации факторов эффективности помогает разделить факторы на внешние: с точки зрения обслуживания потребителей и удовлетворения спроса, а также внутренние - повышение эффективности и производительности компании. Внешние факторы - те, которые в краткосрочном плане не могут быть объектами контроля или влияния со стороны руководства предприятия, а внутренние - те, которые находятся под контролем руководства предприятия и на которые оно должно оказывать влияние; при этом важно знать и понимать значение и способы взаимодействия внешних и внутренних факторов.

Исследование, проведенное консультационной фирмой МсKinsey, определило, что 85% количественных параметров, влияющих на эффективность функционирования мировых компаний, являются внутренними и находятся под контролем руководства и только 15% - внешние факторы, находящиеся вне зоны его контроля. Однако даже если предприятие не в состоянии управлять внешними факторами, они должны представлять интерес для его руководства: понимание внешних факторов может стимулировать определенные действия, направленные в долгосрочном плане на изменение поведения предприятия и эффективности его функционирования [14].

Эффективность деятельности компании, в том числе определяется качеством ресурсов, созданием такой атмосферы уважения и заинтересованности, поддержки творческой инициативы. На первый план выходят и являются ее главной ценностью человеческие ресурсы.

Важнейшими ресурсами являются рабочая сила, земля, сырье и энергоносители.

Важным источником роста компаний являются люди с их квалификацией, уровнем образования, профессиональной подготовкой, отношением к труду, мотивацией и стремлением к развитию. Земля является еще одним исходным ресурсом, ее использование требует надлежащего управления. Стоимость земли в городах влияет на эффективность ее использования, а также на промышленную и жилую архитектуру. Резкий рост цен на сырье и энергоносители, происшедший в последнее десятилетие, стал одной из причин, обусловивших падение темпов экономического роста. Большая часть капиталовложений, осуществленных в это десятилетие, имела мало общего с повышением эффективности производства и была предназначена для переоснащения экономики с целью ее приспособления к условиям возросших цен на энергоносители.

Цены на сырьевые ресурсы также подвержены колебаниям. По мере истощения богатых и легко доступных месторождений минерального сырья приходятся переходить к разработке месторождений с более низким содержанием руд, находящихся в более труднодоступных районах, что влечет повышение капитало- и трудоемкости производственных процессов. Что отрицательно скажется на темпах роста эффективности добывающей промышленности.

Поскольку стоимость материалов растет, все более очевидной становится экономическая целесообразность их восстановления, повторного использования и рециркулирования. С точки зрения долгосрочных интересов общества такой подход направлен на сохранение высококачественной природной среды обитания человека, в которой вопросы экологии играют существенную роль.

В традиционном представлении важнейшим путем снижения затрат является экономия всех видов трудовых и материальных ресурсов, потребляемых в производстве.

Так, значительную долю в структуре издержек производства занимает оплата труда (в промышленности России 13-14%, развитых стран - 20-25%). Поэтому актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала [10, с.553].

Снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достичь различными способами. Наиболее эффективные из них - механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. Однако одни мероприятия по совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения организации производства и труда. Нередко предприятия приобретают или берут в аренду дорогостоящее оборудование, не подготовившись к его использованию. В результате коэффициент использования такого оборудования очень низок. Затраченные на приобретение средства не приносят ожидаемого результата.

Важное значение для повышения производительности труда имеет надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение передовых методов и приемов труда и др.

В структуре затрат на производство продукции материальные ресурсы занимают до 3/5. Поэтому понятно значение экономии этих ресурсов, рационального их использования. На первый план здесь выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажно и повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов [10, с.554].

Сокращения расходов по амортизации основных производственных фондов можно достичь лучшим использованием этих фондов, максимальной их загрузкой.

Основная задача планирования и управления затратами - это поиск путей их снижения. В условиях современной экономики сокращение издержек приобретает жизненно важное значение и является одним из главных резервов повышения эффективности предприятий и экономики в целом.

На зарубежных предприятиях рассматриваются такие факторы снижения затрат на производство продукции, как определение и соблюдение оптимального размера партии закупаемых материалов, оптимального размера серии запускаемой в производство продукции, решение вопроса о том, производить самим или закупать у других производителей отдельные компоненты или комплектующие изделия.

Известно, что чем больше партия закупаемого сырья, материалов, тем больше среднегодовой запас и больше издержки, связанные со складированием этого сырья, материалов (арендная плата за складские помещения, потери при длительном хранении, потери, связанные с инфляцией, и др.). Вместе с тем приобретение сырья и материалов крупными партиями имеет преимущества. Снижаются расходы, связанные с размещением заказа на приобретаемые товары, с приемкой этих товаров, контролем за прохождением счетов и др. Таким образом, возникает задача определить оптимальное количество закупаемых сырья и материалов [10, c.555].

Вопрос о снижении издержек стоит перед каждым предприятием. Однако многие авторы утверждают, что нельзя применять идентичные методы снижения затрат для каждого предприятия.

Эффективные методы снижения затрат для каждого предприятия уникальны, поскольку в каждой компании свои корпоративные ценности, цели, стиль управления.

В рамках методик управления производственными затратами большое внимание уделяется особенностям учета и формирования управленческой информации о затратах. Каждая система использует в своих целях разные классификации, поэтому трудно представить единую приемлемую для всех предприятий методику. Правильное управление затратами, в свою очередь, создает у фирмы солидный запас прочности и повышает ее эффективность, а значит, усиливает ее способность к защите своих рыночных интересов и способность при прочих равных условиях получить большую прибыль или создать больший бюджет продвижения.

Выбор конкретного метода снижения производственных затрат всегда зависит от ситуации в которой находится предприятие. Это связано с тем, что к примеру компании находящиеся в кризисных ситуациях не имеют резервов во времени для внедрения новой философии управления, таких как бережливое производство. В таких случаях должны осуществляться быстрые и проверенные, эффективные меры, подходящие любой компании.

Сейчас в центре внимания передовых компаний - управление затратами в рамках концепции lean production (бережливое, рациональное производство), когда объектами сокращения являются системные издержки, связанные с исключением запасов, очередей, избыточной обработки и т. д. Это тесно связано с процессным подходом, выделением ключевых клиентских групп, на которых работают сквозные бизнес-процессы. Они «вытягивают» из ресурсов предприятия только необходимое, заставляют не делать лишних движений, дают уникальную возможность сокращать затраты и улучшать потребительское качество одновременно [14].

Конкурентная борьба все больше становится борьбой не ресурсов, а стратегий. Компании все чаще вкладывают инвестиции в создание ключевых компетенций и обеспечение перспектив развития. Большую роль играет инновационный потенциал компании, способность разрабатывать более эффективные стратегии и постоянно развиваться, обновляя структуру и ведущие бизнес-процессы в ответ на вызовы внешней среды.

Большое значение придается командной, групповой работе; в противовес «индивидуализму». Соответственно, рассматривается вопрос децентрализации полномочий и делегирования ответственности на более низкие уровни управления, отказ от исключительно авторитарного стиля управления, заинтересованность высшего менеджмента компании в повышении эффективности работы группы.

Таким образом, на основе вышесказанного, перечислим основные пути снижения затрат и повышения результатов деятельности фирмы.

Резервы роста прибыли:

1. Увеличение объема производства и реализации продукции.

2. Повышение цены реализации.

3. Снижение себестоимости продукции.

Резервы роста объема производства:

1. Увеличение выпуска товарной продукции за счет:

1) повышения объема производства продукции, на величину которого влияют: трудовые ресурсы: среднесписочная численность работников, средняя производительность труда; материальные ресурсы: количество потребленных материальных ресурсов, материалоотдача; средства труда: среднегодовая стоимость основных средств, фондоотдача.

2) уменьшения остатков незавершенного производства и внутрихозяйственного оборота.

2. Сокращение остатков нереализованной продукции за счет уменьшения остатков готовой продукции на складе.

Резервы снижения себестоимости:

1. Увеличение объема производства продукции за счет более полного использования производственной мощности организации.

2. Снижение общей суммы затрат на выпуск продукции за счет: повышения эффективности использования трудовых ресурсов: создание дополнительных рабочих мест; уменьшение потерь рабочего времени; повышения эффективности использования материальных ресурсов: сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов; повышения эффективности использования основных средств: приобретение новых объектов основных фондов; улучшения использования фонда рабочего времени машин и оборудования.

Резервы повышения цены:

1. Улучшение качества выпускаемых изделий.

2. Поиск наиболее эффективных рынков сбыта продукции.

3. Оптимизация объемов и сроков реализации продукции покупателям.

Резервы роста рентабельности:

1. Увеличение сумм прибыли от реализации продукции (работ, услуг).

2. Снижение себестоимости продукции

Заключение

Управление затратами является составляющей деятельности любой организации, причем не только бизнес-организации. Однако моделям, на основании которых осуществляется это управление, уделяется обычно не так уж много внимания.

Причина скорее всего в менталитете российского предпринимателя - он хочет думать лишь об успехе и поэтому склонен с интересом говорить о прибыли, о показателях эффективности использования средств, об анализе результатов финансовой деятельности, эффективности использования капитала, но не слишком склонен думать о затратах, хотя контроль над ними является одной из важнейших составляющих успеха.

Увеличение объема продаж является важной составляющей успеха, но на самом деле также часто ведет и к серьезным проблемам. Среди них - увеличение накладных расходов, снижение квалификации персонала и качества оказываемых услуг, увеличение текучести клиентов и снижение доли лояльных клиентов и так далее.

Правильное управление затратами, в свою очередь, создает у фирмы солидный запас прочности и повышает ее эффективность, а значит, усиливает ее способность к защите своих рыночных интересов и способность при прочих равных условиях получить большую прибыль или создать больший бюджет продвижения.

Таким образом, в настоящий момент перед каждой российской компанией стоит вопрос о выборе оптимальной модели управления затратами, на базе которого возможно будет провести внедрение такого контроля, который позволит увеличить эффективности инвестиций и в целом фирмы.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс РФ.

2. 22 положения по бухгалтерскому учету: сб. док. - 4-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2007.

3. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.

4. Лапыгин Ю.Н. Управление затратами на предприятии: планирование и прогнозирование, анализ и минимизация затрат: практическое руководство / Ю.Н. Лапыги, Н.Г. Прохорова. - М.: Эксмо, 2007.

5. Савицкая Г.В Анализ себестоимости продукции (работ, услуг): учебник - М.: ИНФРА-М, 2005.

6. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2006.

7. Трубочкина М.И. Управление затратами предприятия: Учеб. рособие. - М.: Инфра-М, 2007.

8. Чуева Л.Н. Экономика фирмы. Учебник для студентов. - 2-изд. - М.: Дашков и К. - 2008.

9. Экономика предприятия (фирмы):Учебник / Под ред. проф. О. И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М. - 2007.

10. Экономика предприятия / Под. ред. проф. Горфинкеля В.Я. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2008.

11. Атаманов Д.Ю. Распределение затрат при калькуляции себестоимости традиционным и операционно-ориентированным методом // «Маркетинг в России и за рубежом». - 2003. - № 3.

12. Костромина Д.В. Управление затратами и прибылью предприятия на основе организации центров финансовой ответственности // Финансовый менеджмент. - 2004. - №4.

13. Савчук В.П. Управление издержками предприятия и анализ безубыточности // Интернет-Издание Gaap.ru.-2004.

14. Бабушкина Е.А. Управление эффективностью компании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/strategy/competit/ efficiency_factors.shtml?printversion



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Разработка бизнес-плана на примере ООО "Макин и компания"
Курсовая работа Злоупотребление должностными полномочиями
Курсовая работа Планирование себестоимости продукции
Курсовая работа Рекламные агентства
Курсовая работа Уголовная ответственность несовершеннолетних и ее особенности
Курсовая работа Организация маркетинговых исследований на предприятии
Курсовая работа Государственное пенсионное страхование
Курсовая работа Анализ материальных ресурсов ОАО "Фабрика"
Курсовая работа Имидж руководителя государственного учреждения и негосударственных структур
Курсовая работа Отражение особенностей национального менталитета в пословицах и поговорках русского и английского языков
Курсовая работа Инновационные технологии в совершенствовании управления фирмой
Курсовая работа Сложное предложение
Курсовая работа Стратегическое управление персоналом
Курсовая работа Рынок ценных бумаг Российской Федерации: состояние, проблемы, пути выхода из кризиса
Курсовая работа Тенденції розвитку інформаційного суспільства: міжнародні та українські особливості