- 46 -
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный университет им. М.И.Лобачевского»
(ННГУ)
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Дисциплина: «Экономика и управление на предприятии
(в машиностроении)»
Тема: «Ценообразование»
Выполнил:
студент I курса группы 714
Петрунин А. А.
Проверил:
преподаватель ЭиУП
Горячев Р. А.
Нижний Новгород,
2007 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………... |
3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 1. Цены и ценообразование: теоретические аспекты проблемы……... |
5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. Виды цен …………………………………………………………... |
5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1.1.Цены внутренние и внешние……………………………">Тыс. руб. Тыс. руб.
Выпуск товарной продукции в натуральных и стоимостных показателях в сопоставимых ценах
В 2006 году увеличился выпуск товарной продукции в натуральном выражении: - КТР - на 1,6% - Наборы - 32,4% - Отвертки- 16,8% - Молотки-42,6% - Плоскогубцы 160мм., 200мм.-2,3%. Выполнение планового задания по производству выглядит следующим образом:
Отгрузка металлолома. За 2006 год отгружено металлолома 1305 тонн на сему 3239,5 тыс. руб., что на 4,4% больше уровня 2005 года. Обеспечение производства материалами. Материальное обеспечение хозяйственной деятельности, в основном, осуществлялось поставкой материала с предприятий, с которыми у нас длительные хозяйственные отношения. Металлопроката на производство продукции в 2005 году приобретено 5,4 тыс. тонн на сумму 92 млн. рублей, цветного проката в количестве 17 тонн на сумму 3,0 млн. рублей. Самые большие поставки были со следующих предприятий: 1. Красноярского металлургического завода «Сибэлектросталь» - 780 тонн. 2. Омутнинского металлургического завода - 1400 тонн. 3. ОАО «Златметкомбинат» - 90 тонн. 4. Серовский металлургический комбинат - 700 тонн. 5. Новосибирский завод им. Кузьмина - 850 тонн. 6. «Ижсталь» - 90 тонн. Кроме металлопроката было приобретено: пластмасс 75 тонн на 3,3 млн. руб., химических материалов 215 тонн на 1,7 млн. руб., вспомогательных материалов 5,0 млн. руб., спецодежды на 600 тыс. руб., электроматериалов на сумму 3,5 млн. руб. затраты на горюче-смазочные материалы составили 15,6 млн. руб. Капитальные вложения За 2006 год освоено капитальных вложений на сумму 11 млн. 025 тыс. руб. в том числе объем строительно-монтажных работ, выполненных собственными силами, составил 1 млн. 845 тыс. руб., подрядным способом - 303 тыс. руб. Проектные работы составили 375 тыс. руб. В 2006 году велось строительство бытовых помещений в ВИП, пристроя к наскальному цеху ВИП, теплицы, склада ГСМ, башни Рожновского, помещения под газовое оборудование, растворно-бетонного узла, участка изготовления пластмасс в МТК, реконструкция автогаража в ВИП, техническое перевооружения механического корпуса ВИП, монтаж и пуско-наладочные работы котла №3 на котельной ВИП, газификация методической печи в кузнечном цехе ВИП, газификация кузнечного цеха головной площадки, заводоуправления и строительного цеха. Сдано в эксплуатацию: - Газификация кузнечного цеха в ВМП- 1млн.245 тыс. руб. - Котел №3 на котельной ВИП-94 тыс. руб. - Теплица в ВИП-25 тыс. руб. - Участок изготовления пластмасс в МТК- 86 тыс. руб. - Башня Рожновского- 82 тыс. руб. - Склад ГСМ- 15 тыс. руб. Всего на сумму - 1млн.547 тыс. руб. Незавершенное строительство на 01.01.2006г. составило 5млн.477 тыс. руб. Ввод и выбытие основных средств. В разрезе цехов ввод и выбытие основных средств выглядит следующим образом: (тыс. руб.)
*- безвозмездная передача В т.ч. ЛЭП Павлово-Сосновское- 1013,7 тыс. руб. ЛЭП Павлово-Сосновское (отпайка ЛИП) - 116,7 тыс. руб. Структура прибыли. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризует сумма полученной прибыли и уровень рентабельности.
Получены прибыли за отчетный 2006год - 10971 тыс. руб. Начислено в бюджет налога на прибыль - 2540 тыс. руб. Чистая прибыль составила - 8431 тыс. руб. Глава 3. Ценообразование на предприятии ОАО «Металлист». Состояние расчетов.
Анализ данных показывает, что в структуре дебиторской задолженности присутствует просроченная задолженность сложившаяся до 1997 года. Причиной этому послужил механизм бартерных многоступенчатых зачетов. На практике для окончательного оформления расчета документооборот был не отработан. Кредиторская задолженность растет из-за состояния расчетов с бюджетом. Задолженность по зарплате работающим составляет в пределах месячной суммы начислений. Учетная политика и порядок формирования затрат на производство и реализацию продукции. Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности на предприятии за анализируемый период ведется согласно приказу об учетной политике предприятия, утвержденного руководителем предприятия, (аналогичные приказы издавались в 1997, 1998, 1999 году), который разрабатывался в соответствии с «Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ». Согласно приказ об учетной политике выручка от реализации продукции, работ, услуг, а так же от реализации основных средств и иного имущества для целей налогообложения определяется по мере оплаты. Выручка же в бухгалтерском учете отражается по моменту отгрузки. При калькулировании себестоимости при формировании прямых затрат заложен метод прямого счета, исходя из соответствующих норм и нормативов расходов, действующих и прогнозируемых цен и тарифов. Порядок формирования цен на продукцию. Реализация продукции осуществлялась по свободным отпускным ценам, которые формирования исходя из затрат на производство и реализацию продукции, прибыли и НДС. Затраты определялись в соответствии с «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92г. №552., изменениями и дополнениями к нему, внесенными Правительством РФ от 01.07.95г. №661. с учетом отраслевых методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) Сосновского ОАО «Металлист»
Сравнивая затраты на сырье и материалы, в 2002 году произошло увеличение на 65,5% или на 32334 тыс. руб. Затраты на оплату труда увеличились на 39,2% или на 8009 тыс. руб. Причинами увеличения затрат являются: 1. Увеличение в 2000 году объемом производства продукции на 9,3% (в сопоставимых ценах). 2. Рост цен приобретения материалов в т.ч. на металл 61%. Средняя цена 1 тонны напилочного проката в 2005 году составила-23300 руб. в 1999г.-8730. таким образом, цены на металл увеличились по напилочному прокату в 2 разу. 3. Повышение расходов на заработную плату в связи с пересмотром -25,3% Структура общехозяйственных накладных расходов ОАО «Металлист»
Общехозяйственные расходы Сравнивая расхода 2000г. с предыдущим 1999г. следует вывод, что общехозяйственные расходы выросли на 36,9% или 5329 тыс. руб. и по удельному весу в издержках обращения распределяются следующим образом: 1. заработная плата с отчислениями………………………………42,2% 2. материалы………………………………………………………..13,2% 3. командировочные расходы…………………………………….....6,9% 4. прочие расходы……………………………………………………….. Анализируя изменения статей расходов в 2000 году в сравнении с 1999г. следует, что: - произошло увеличение расходов по заработной плате с отчислениями на 49,0% или 2742 тыс. руб. в связи с пересмотром зарплаты. - командировочные расходы выросли на 8,8% или 110 тыс. руб. в связи с увеличением объемов производства и доставки материалов автотранспортом предприятия. - затраты на услуги банков возросли в 4,4 раза или на 30,2 тыс. руб. из-за увеличения денежных операций в банках. Структура общепроизводственных расходов ОАО «Металлист»
Общепроизводственные расходы Общепроизводственные расходы в 2000 году в сравнении с 1999 годом увеличились на 74,1% или на 23047 тыс. руб. и их среднемесячное значение составило 4512 тыс. руб. против 2592 тыс.цены 36+ 9+ руб. в 1999г. Самыми высокими статьями в общепроизводственных расходах являются: 1. материальные затраты (вспомогательные материалы, топливо, ГСМ - 23,3%) 2. заработная плата с отчислениями на социальные нужды - 41,7% 3. электроэнергия - 10,3% Анализ изменения статей расходов в стоимостном выражении в 2000г. против 1999 года показывает, что в 2000 году произошло: - увеличение расходов по зарплате с отчислением от нее на социальные нужды - 47,7% в связи с пересмотром заработной платы. - увеличение затрат на содержание и ремонт основных фондов по статье вспомогательных материалов- 75,7% или 5431,0 тыс. руб. за счет повышения цен на материалы, увеличения объемов ремонта. - затраты на электроэнергию увеличились на 59,1% или 2077 тыс. руб. в связи с повышением тарифа на электроэнергию с 1 марта и 15 июля 2000г. - затраты на отопление производственных помещений возросли на 23,1% или 400 тыс. руб., что связано с повышением цены на газ, увеличение заработной платы работникам котельных. - амортизационные отчисления увеличились на 11,8% или 159,0 тыс. руб. в связи с износом основных фондов. - рост затрат по отнесению на себестоимость износа МБП в эксплуатации на 83,1% или 306 тыс. руб. объясняется увеличением цен на спец. инструмент и инвентарь. Динамика цен на основную номенклатур товарной продукции. в рублях
Рост цен на сырье и материалы (Металл и материалы в рублях)
Рост цен на сырье и материалы выше роста цен на конечную продукцию. Цены в 2000г. на металл и материалы в среднем увеличены на: - металл-8% до 210% -материал в среднем до 20% по сравнению с 1999 годом. Несмотря на незначительный рост отпускных цен продукции, производимой на предприятии в среднем от 10% до 20% По позиции «Напильник трехгранный 150мл БТП ввиду незначительного спроса на этот вид продукции с целью ускорения оборачиваемости оборотных средств свободно отпускные цены были снижены от 9-58 рублей до 7-50 рублей в год. (Приказ № 56 от 24 января 2001г.) В течение 2000 года цены на предприятии рассматривались два раза: - с 15 мая 2000г - приказ № 219 от 28.04.2000г. - с 1 октября 2000г - приказ № 500 от 25.09.2000г. На предприятии разработана гибкая система скидок к отпускной цене на продукцию, произведенную предприятием. Структура прибыли. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.
Обобщенная информация для анализа финансовых результатов представлена в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках», приложение к балансу, форма № 1. Анализ структуры прибыли отчетного 2000 года позволяет сделать вывод, что основную часть ее составляет прибыль от реализации продукции 19606 тыс. рублей, что на 5348 тыс. рублей или в 1,4 раза выше прибыли 1999 года. На рост прибыли оказали влияния следующие факторы: - рост производства в сопоставимых ценных-9,3%; - снижение себестоимости на 4,2 коп. на 1 рубль товарного выпуска. Финансовое состояние предприятия характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью. Анализ устойчивости финансового состоянии позволяют выяснить, насколько правильно предприятие управляет финансовыми ресурсами в течение отчетного года. Абсолютным показателем финансовой устойчивости являются показатели, характеризующие состояние запасов и обеспеченность их источниками формирования.
1. Коэффициент обеспеченности собственными средствами: 14,6% текущих активов сформированы за счет собственных средств. Этот коэффициент низкий и в 2000 году была тенденция к его снижению по сравнению с 1998 и 1999 годами 2. Коэффициент текущей ликвидности отражает достаточность оборотных средств у предприятия для погашения своих краткосрочных обязательств в течение определенного периода. Этот коэффициент низкий и величина его ниже норматива. Сумма текущих активов не намного превосходит сумму краткосрочных обязательств. 3. Коэффициент, абсолютной ликвидности характеризует мгновенную платежеспособность и который показывает, какую часть краткосрочной задолженности сможет предприятие за счет имеющихся средств и краткосрочных финансовых вложений, быстро реализуемых в случае необходимости. Анализ данных показывает, что предприятие находится в сложном финансовом положении. Однако следует отметить, что превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами не очень желательно, потому что свидетельствует о нерациональном вложении предприятием средств. В ОАО «Металлист» коэффициенты низкие, но положительные. Следовательно, предприятие может считаться ликвидным. Упущенные возможности и резервы.
Предприятие, увеличив объем реализованной продукции на 31,6% или 38871тыс. руб. в 2000г. по сравнению с 1999годом фактически внесено в бюджет 35924,0 тыс. руб., что на 16262 тыс. руб. или на 82,7% больше, чем в 1999году. Удельный вес денежных расчетов в общей реализации занимали: - 1998г.-15,9% - 1999г.-20% - 2000г.-34,4% Однако этих средств было не достаточно. Поэтому, не обеспечены текущие платежи в бюджеты всех уровней и сумма задолженности за 2000год: - на начало года - 27572,4 тыс. руб.; - на конец года - 39122 тыс. руб. Но за два месяца текущего года задолженность снижена и составляет 34841,4 тыс. руб. На предприятии реструктурирована задолженность по расчетам с декабря 2000г.: - пенсионный фонд-8,4 млн. руб. - соцстрахование-1,4 млн. руб. - занятость населения-0,5млн. руб. - социальное страхование от несчастных случаев-0,7млн.руб. - дорожный фонд-4,4млн. руб. - кроме того, пени-3,0млн. руб. Итого-18,4 млн. руб. График текущих платежей и реструктуризации выполняется. 3.1. Политика ценообразования ОАО «Металлист»
Для того чтобы иметь представление о ценообразовании на ОАО «Металлист», необходимо описать структуру управления отдела цен и ценовой политики: Главной задачей отдела цен и ценовой политики ОАО «Металлист» является разработка эффективной ценовой политики на основе контроля, анализа, разработки рекомендаций, расчета и корректировки текущих цен с целью обеспечения надежной адаптации предприятия к колебаниям рыночной конъюнктуры, ценовой политики к изменениям внешней среды и внутренних факторов для обеспечения рентабельности хозяйственной деятельности предприятия. Основные обязанности начальника отдела цен и ценовой политики состоят в том, чтобы давать предложения об изменении цен в зависимости от эластичности спроса на данный вид продукции и уровня конкуренции, корректировать ценовую политику в зависимости от изменения политических, экологических, социальных и других внешних факторов, прогнозировать цены на сырье, материалы, работы и услуги, анализировать влияние цен на отклонения фактической себестоимости от расчетной (по видам продукции). Так, ценовая политика ОАО «Металлист» строится следующим образом: Цены исходя из фактической себестоимости, с учетом цен конкурентов, применяющиеся для внутреннего рынка. Экспортные цены, корректирующиеся в зависимости от мирового рынка выпускаемой продукции и цен на нем. Государственно-регулируемые цены, предназначенные для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Зачетные цены, формируемые по принципу «все равно возьмут», учитывающие неблагоприятное положение покупателей. Цены, направленные на политику вытеснения конкурентов, т.е. которые на первом этапе могут быть убыточными, с дальнейшим достижением рентабельности за счет объемов поставок. Заключение
Анализ ценообразования на предприятии ОАО «Металлист» наглядно показывает, что система цен - это дифференцированная система, состоящая из отдельных блоков (оптовые, розничные и др.), находящаяся в тесной взаимозависимости и взаимодействии. Изменение цен в одном из основных блоков быстро передается по цепочке во все другие. Формированию эффективному ценообразования в России мешает ряд факторов, таких, как высокие налоги, сборы, платежи в фонды, импортные и экспортные пошлины, завышенные цены естественных монополий, отсутствие квалифицированных специалистов в этой области на предприятиях. Российская система цен еще не сформирована, поэтому целесообразно использовать опыт зарубежных коллег. Пока для подавляющего большинства отечественных компаний актуальна задача овладения грамотными методами затратного ценообразования в сочетании с жестким управление этими затратами. И здесь отечественным экономистам вполне можно воспользоваться опытом зарубежных фирм, в практике которых затратное ценообразование применяется пока довольно широко. На первый взгляд для стран с развитыми рыночными механизмами подобная ситуация удивительна, так как с точки зрения современной экономической теории такой подход к обоснованию цен совершенно неприемлем, так как: не обеспечивает учет условий формирования спроса и экономической ценности товара (цена определяется исходя из заданного объема продаж, хотя этот объем в силу законов спроса сам зависит от цены); опирается на бухгалтерские, а не экономические (полные) затраты и использует как основу определения цен средние переменные, а не предельные затраты. Но затратное ценообразование продолжает широко использоваться, и для этого есть следующие веские причины: 1. Затратное ценообразование опирается на реально доступные данные - Всю информацию, необходимую для установления цен по такой методике, можно получить внутри самой фирмы на основе бухгалтерской отчетности и докумен-тов, регламентирующих величину наценок. Не нужны никакие исследования рынка или опросы покупателей. Поэтому реше-ния о ценах можно принимать быстро. 2. Не всегда у фирмы есть специалисты и менеджеры, ко-торые владеют более совершенными методами ценообразова-ния. Современные подходы к обоснованию цен (некоторые из которых рассмотрены в предыдущих главах) сочетают в себе как научные элементы, так и творчество. У многих фирм (в том числе у подавляющею большинства российских фирм) просто нет специалистов такого типа и менеджеров, которые го-ворят с ними на одном языке - Но любой менеджер понимает, что такое затраты и что цена должна быть больше затрат на величину «приемлемой прибыли". 3. Затратное ценообразование может быть общеприня-тым в данной отрасли. Если ситуация именно такова, то ме-неджеры действующей в ней фирмы и не считают нужным осваивать иные подходы к обоснованию цен, зная, что лидеры рынка тоже идут от затрат и наценки. Это характерно пока и для большинства отраслей российской экономики. Что касается цен на импортную продукцию, то они воспринимаются как данность, рожденная некими «мировыми рынками». 4. Затратное ценообразование часто воспринимается менеджерами фирм как наиболее обоснованное и справедливое. Формирование цен на основе затрат уходит корнями в глубокую древность, так что это традиция; освя-щенная веками коммерции. Более того, в основе затратного ценообразования лежит вполне разумная для повседневного мышления идея о том, что «честный производитель» должен иметь возможность возместить свои затраты и получить нор-мальную прибыль в вознаграждение за его усилия. Поэтому, используя затратный метод ценообразования, менеджеры фирм (в том числе особенно директора российских предприятий, име-ющие, как известно, преимущественно техническое образова-ние) воспринимают его как метод не просто закономерный, но и имеющий куда более реальную основу, чем методы, ос-нованные на идеях маркетинга. Проанализировав ценовую политику на ОАО «Металлист», в качестве рекомендаций по дальнейшему ее совершенствованию, необходимо сделать следующие выводы: - ценовая политика ОАО «Металлист» на данном этапе разработана в правильном направлении. Основными целями маркетин га, являются обеспечение выживаемости, максимизация прибыли, завоевание лидерства по показателям качества - в ценообразование предприятия применяется затратный метод, однако учитывается существующая конъюнктура рынка - для дальнейшего снижения себестоимости продукции путем снижения стоимости закупок может способствовать ликвидация монополизма менеджера, ответственного за номенклатуру комплектующих, независимый конъюнктурный анализ внутренних и внешних предложений - целесообразно организовать постоянный динамический пересчет себестоимости, проводить ежемесячный анализ зависимости проданного объема продукции и цены продажи для последующего нормативного планирования. Список литературы
1. Герасименко В.В. «Ценообразование» - М., 2005. 2. Горфинкеля В. Я., Швандара В. А. // «Экономика предприятия»,- М.: ЮНИТИ, 2001. 3. Зайцев И. Л. «Экономика промышленного предприятия» - М.: Инфра-М, 1998. 4. Котлер Ф. «Основы маркетинга - Санкт-Петербург: Краткий курс», 2001. 5. Ноздрёва Р. «Маркетинг: как побеждать на рынке». - М.: Инфра-М, 1992. 6. Шуляк П. Н. «Ценообразование», 2005. 7. «Рыночная экономика. 1000 терминов» - М.: Крон-Пресс, 1993. 8. Статьи из газеты «Металлист» № 12, № 13, №14. 9. Интернет. 10. Junior Achievement «Прикладная экономика» - М., 1993. |
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Устав муниципального образования |
Курсовая работа | Технология обслуживания пассажиров в аэропортах |
Курсовая работа | Планирование ассортимента выпускаемой продукции |
Курсовая работа | Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе. |
Курсовая работа | Анализ деловой активности предприятия (на примере ОАО "Омега") |
Курсовая работа | Принятие и реализация управленческих решений |
Курсовая работа | Учетная политика предприятия |
Курсовая работа | Пневмония |
Курсовая работа | Мотивация производительности труда |
Курсовая работа | Миома матки |
Курсовая работа | Понятие потребительского кредита его проблемы и перспективы развития |
Курсовая работа | Анализ и описание работы, разработка требований к кандидатам (на примере должности инспектора по кадрам ООО "Вита") |
Курсовая работа | Отношение студентов к браку |
Курсовая работа | Дивидендная политика предприятия |
Курсовая работа | Оборудование при газлифтной и фонтанной эксплуатации скважин |