2
-
Содержание
-
Введение
-
Глава 1. Теоретические аспекты формирования систем качества на предприятии
-
1.1 Качество как объект управления
-
1.2 Показатели качества продукции и их особенности
-
Глава 2. Методологические аспекты формирования системы качества предприятия
-
2.1 Повышение эффективности качества продукции
-
2.2 Организация учета и оценки затрат на обеспечение качества
-
Глава 3. Формирование системы качества на ЗАО “Миасс Мебель”
-
3.1 Общая характеристика деятельности ЗАО “Миасс Мебель”
-
3.2 Оценка системы качества продукции ЗАО “Миасс Мебель”
- 3.3 Разработка предложений по повышению качества продукции предприятия
-
Заключение
- Список литературы
-
Приложение
Введение
Настоящая курсовая работа посвящена рассмотрению темы “Формирование системы качества предприятия”.
Выбор темы курсовой работы определяется научными интересами и возможностью подбора необходимых фактических материалов относительно деятельности конкретного предприятия.
Проблема качества является важным фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество - комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон
деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг. Важнейшей составляющей всей системы является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные
трактовки понятия качества. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8400) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им
способность удовлетворять обусловленные или предполагаемы потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством», «спираль качества». Требования к
качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 1980-х гг и ознаменовала выход международной
стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества.
Целью настоящей работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы качества конкретного предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить в ходе исследования следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы сущности качества продукции;
- определить методологическую основу данной категории;
- рассмотреть систему управления качеством продукции на примере деятельности конкретного предприятия.
Объектом исследования является деятельность предприятия как хозяйствующего субъекта.
Предметом - система качества, имеющая место при осуществления деятельности предприятия.
Основной текст состоит из ряда основных разделов.
Введение. Во введении приводится обоснование актуальности избранной темы, описывается цель и задачи исследования, предмет и объект изучения, используемые в работе научные методы, указываются
ведущие специалисты по разрабатываемой теме, на чьи работы опирался автор курсовой работы при ее написании, информационная база и структура исследования.
В первой главе приводятся результаты исследования теоретических подходов к решению рассматриваемой в работе проблемы.
Во второй главе рассматриваются методические подходы к решению поставленных в работе задач.
В третьей главе приводится экономическая характеристика объекта исследования (конкретного предприятия), проводится анализ экономического состояния предприятия в контексте рассматриваемой в работе
темы, приводится анализ возможности применения и апробирование предложенных методов, формируются предложения по совершенствованию деятельности предприятия в разрезе избранной темы, проводится
оценка эффективности сделанных в работе предложений.
Выполнение курсовой работы предусматривает изучение законов Российской Федерации, нормативных актов в разрезе выбранной темы. При написании были использованы как учебная литература по теме
исследования, так и периодические публикации и материалы финансовой отчетности ЗАО “Миасс Мебель”.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования систем качества на предприятии
1.1 Качество как объект управления
Наличие конкурентной среды в условиях рыночной экономики обязывает уделять огромное внимание проблемам качества. В последние годы руководство многих предприятий столкнулось с необходимостью
управления качеством, как средством достижения конкурентоспособности, завоевания доверия к продукции у потребителя.
Потому важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий
уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации,
надежность и долговечность [7, с. 44]. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Понятие «менеджмент качества» охватывает те аспекты общей функции руководства, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, планирование, обеспечение и улучшение
качества. Наиболее эффективно реализовать функции менеджмента качества позволяет внедрение системы качества, которая пронизывает все сферы деятельности предприятия. Система качества, таким образом,
играет особую роль, до сих пор не удалось придумать инструмента, который был бы столь же прост и эффективен в попытке достигнуть главной цели - снижения себестоимости производимых продукции или
услуг при безусловном удовлетворении всех прихотей потребителя.
Конкурентная борьба предприятий сегодня все чаще превращается в соперничество между их системами качества. Нередко предпочтение отдается тому поставщику, который имеет сертифицированную систему
качества, а для успешной деятельности на внешнем рынке наличие такого сертификата является непременным условием.
Современное управление качеством исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в
ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства.
Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом
нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.
Управление качеством неизбежно оперирует понятиями: система, среда, цель, программа и др.
Различают управляющую и управляемую системы. Управляемая система представлена различными уровнями управления организацией (фирмой и др. структурами). Управляющая система создает и обеспечивает
менеджмент качества. В современной литературе и практике используются следующие концепции менеджмента качества [11, с. 1017]:
- система качества(Quality System);
- система менеджмента, основанная на управлении качеством (Quality Driven Management System);
- всеобщее управление качеством (Total Quality Managemtnt);
- обеспечение качества (Quality Assurance);
- управление качеством (Quality Control);
- статистический контроль качества (Statistical Quality Control);
- система обеспечения качества (Quality Assurance System);
Управляющая система начинается с руководства высшего звена. Именно руководство высшего звена должно исходить из стратегии, что фирма способна на большее по сравнению с прошлым. В организационной
структуре фирмы могут быть предусмотрены специальные подразделения, занимающиеся координацией работ по управлению качеством. Распределение специальных функций управления качеством между
подразделениями зависит от объема и характера деятельности фирмы.
Для качества как объекта менеджмента свойственны все составные части менеджмента: планирование, анализ, контроль.
Руководство предприятия должно постоянно демонстрировать приверженность принятой им политике в области качества посредством:
- систематического контроля и анализа ее выполнения;
- обеспечения согласованности целей и задач персонала в области качества с общими целями предприятия;
- недопущения отклонений от политики в области качества любым подразделением предприятия.
Для реализации принятой политики в области качества руководство предприятия разрабатывает, внедряет и поддерживает в рабочем состоянии систему качества.
Деятельность в системе качества строится на ряде основополагающих (фундаментальных) положений. Строгое их соблюдение обеспечивает надлежащий уровень работы, а пренебрежение ими исключает
возможность эффективного менеджмента качества.
Положение первое: система качества взаимоувязана со всеми видами деятельности предприятия и ее действия распространяются на все этапы жизненного цикла продукции и процессы от первоначального
выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения установленных потребностей.
Типичные этапы жизненного цикла представлены на рис.3. На всех этапах осуществляется взаимосвязь работ по системе качества с остальными работами, выполняемыми на предприятии.
2
Рисунок 1 - Виды деятельности, влияющие на качество продукции
Положение второе: руководители предприятия должны инициировать, разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии систему качества. При этом особое внимание они должны уделять структуре
системы качества, краеугольными камнями которой являются:
- выявление функции системы;
- распределение ответственности и полномочий в системе;
- обеспечение системы ресурсами;
- разработка рабочих процедур;
- административное управление конфигурацией.
Известно, что в практике проектирования любых социальных систем проблема социальных функций выдвигается на передний план. Это связано с необходимостью описывать функционирование системы, оценивать
ее способность реализовать определенные цели. Функция отвечает на вопрос: что должно делаться в системе? Для целей менеджмента качества на предприятии с максимально сложным производством необходимо
выполнение порядка 40 специальных функций.
Распределение ответственности и полномочий в системе качества.
Ответственность и полномочия работников предприятия образуют юридическую основу менеджмента качества. Под ответственностью работника предприятия в области качества в стандартах ИСО понимается
официально установленная его обязанность давать отчет о своих действиях и отвечать за результаты этих действий.
Документами, в которых отражаются ответственность и полномочия в области качества, являются: организационная структура предприятия, руководство по качеству, положения о подразделениях, должностные
инструкции, процедуры. Кроме того, ответственность и полномочия в области качества могут быть отражены в матрице ответственности, известной в управленческой практике также под названием «матрица
компетентности», «матрица распределения», «организационная карта» и др.
На основе анализа матрицы ответственности уточняются обязанности, полномочия и взаимодействие руководителей и специалистов предприятия в области качества, которые закрепляются в должностных
инструкциях и положениях о подразделениях.
Положение третье: в рамках общей организационной структуры предприятия четко устанавливаются функции, относящиеся к системе качества. При этом определяются границы полномочий и каналы передачи
информации.
Положение четвертое: руководство предприятия выделяет все ресурсы, необходимые для проведения политики в области качества и достижения поставленных целей. Ресурсы - это та цена, которую приходится
платить за реализацию целей. Функционирование системы качества поддерживается материальными, финансовыми и человеческими ресурсами.
2
Рисунок 2 - Схема регламентирования деятельности в системе качества на основе матрицы ответственности
Положение пятое: все виды деятельности. Выполняемые в системе качества, документируются в форме рабочих процедур.
Положение шестое: система качества включает документированные процедуры управления конфигурацией. Под конфигурацией в данном случае подразумеваются функциональные и физические характеристики
продукции, определенные в технической документации и достигнутые в продукции. Управление конфигурацией осуществляется на основе специально разработанных организационных процедур. Все необходимые
функциональные и физические характеристики предмета конфигурации, включая интерфейсы, оцениваются и обобщаются. По результатам этой работы составляется краткий отчет для руководителя предприятия.
Одновременно с отчетом готовится и проект решения. Если руководитель предприятия согласен с предлагаемым решением, то сразу же оформляется распорядительный документ. Если руководитель не согласен,
то проводится совещание.
Отчет для руководителя должен предусматривать возможность ответов на следующие вопросы:
- обеспечивается ли соблюдение основных положений принятой на предприятии политики в области качества;
- какова степень удовлетворения потребителей качеством продукции;
- адекватна ли организационная структура предприятия требованиям по обеспечению качества;
- достигаются ли цели предприятия в области качества;
- достаточно ли ресурсное обеспечение системы качества;
- какова репутация предприятия на внутреннем и внешнем рынках;
- растет ли доверие потребителей и общества к продукции предприятия;
- эффективен ли действующий на предприятии порядок выявления и устранения причин существующих и потенциальных проблем качества;
- на каких участках работы предприятия возникают наибольшие проблемы с качеством;
- обеспечивается ли запланированное уменьшение затрат на качество;
- эффективно ли принятое распределение ответственности и полномочий руководителей структурных подразделений предприятия в области качества;
- какие меры оперативного или перспективного изменения, отказы и отклонения от установленных требований содержаться в конфигурационных документах.
Положение седьмое: система качества должна подвергаться регулярному анализу и оцениванию со стороны руководства предприятия. Целью такого анализа является обеспечение уверенности руководства
предприятия в том, что система качества находится в рабочем состоянии и эффективна в удовлетворении требований соответствующего стандарта ИСО, а также в достижении установленных политикой задач в
области качества. Вместе с тем анализ и оценивание системы качества призваны, во-первых, предотвратить возможное ухудшение характеристик системы вследствие накапливания хронических проблем и,
во-вторых, помочь принять своевременные решения по дальнейшему ее совершенствованию.
Система качества оценивается руководством предприятия через определенные промежутки времени (не реже одного раза в полугодие); при этом очевидно, что чем хуже на предприятии ситуация с обеспечением
качества, тем более короткими должны быть интервалы между проведением очередного оценивания. На рис.5 показана схема оценки системы качества, применяемая на предприятии.
Основными источниками информации о состоянии системы качества являются отчеты (справки), предоставляемые в службу качества внутренними аудиторами системы качества, отделом технического контроля о
качестве продукции, структурными подразделениями о деятельности в области качества. Содержание, сроки, форма и порядок предоставления отчетов устанавливается специальной инструкцией ().
1.2 Показатели качества продукции и их особенности
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
- удельный вес продукции высшей категории качества;
- средневзвешенный балл продукции;
- средний коэффициент сортности;
- удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
- удельный вес сертифицированной продукции;
- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
- полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
- надежность (долговечность, безотказность в работе);
- технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
- эстетичность изделий.
Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.
Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
Вторая задача анализа - определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (), выручку от реализации продукции () и прибыль (). Расчет
производится следующим образом:
(1)
(2)
(3)
где и - соответственно цена изделия до и после изменения качества;
и - соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;
- количество произведенной продукции повышенного качества;
- объем реализации продукции повышенного качества.
Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость
единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.
Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к
повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.
Глава 2. Методологические аспекты формирования системы качества предприятия
2.1 Повышение эффективности качества продукции
До недавнего времени считалось, что качеством должны заниматься специальные подразделения. Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость изучения опыта ведущих фирм мира по достижению
высокого качества. Ведущие фирмы стран с развитой рыночной экономикой считают, что на достижение качества должны быть нацелены все службы. Ключевую роль в повышении качества играют требования
потребителей, информация о неисправностях, просчетах и ошибках, оценки потребителей.
Исследования, проведенные в ряде стран, показали, что в компаниях, мало уделяющих внимания качеству, до 60% процентов времени может уходить на исправление брака.
Значение повышения качества хорошо иллюстрируемая на примере Японии. После второй мировой войны японские промышленники занимались активно поисками путей повышения эффективности производства и
качества продукции. Группы японских управляющих изучали опыт по всему миру. Они встречались с руководителями ведущих промышленных фирм США и Европы. Все рациональное переносилось на национальную
почву. Внимание японских управляющих привлекли такие понятия, как статистический контроль качества и комплексное управление качеством.
Основой деятельности ведущих фирм стали следующие направления улучшения работы:
- заинтересованность руководства высшего звена;
- образование совета по улучшению качества работы;
- вовлечение всего руководящего состава в процесс улучшения работы;
- обеспечение коллективного участия;
- обеспечение индивидуального участия;
- создание групп по совершенствованию систем (групп регулирования процессов);
- более полное вовлечение поставщиков;
- обеспечение качества функционирования систем управления;
- разработка и реализация краткосрочных планов и долгосрочной стратегии улучшения работы;
- создание системы признания заслуг.
Особенно следует отметить такое направление, как обеспечение качества функционирования систем управления. Консультанты по управлению качеством обратили внимание, что службы по управлению качеством
и надежностью направляли усилия и ресурсы на выявление проблем и исправление ошибок. В результате сформировалась система управления по отклонениям. Эта система реагировала на ошибки и недооценивала
роль профилактических мероприятий, а также роль подразделений не связанных с процессом производства. Был сделан вывод, что обеспечение качества зависит от систем управления, регулирующих
производственно-хозяйственную деятельность фирм.
Методы оценки показателей качества товаров подразделяются на две группы. В первую включены методы, которые различаются по количеству оцениваемых показателей и специфике операционной обработки
значений показателей. К ним относятся дифференциальный, комплексный и смешанный методы оценки потребительских показателей качества товаров. Во вторую группу включены методы, различающиеся по
источнику и способу получения информации. Здесь выделяют экспериментальный, социологический и комбинированный методы оценки потребительских показателей качества товаров.
Выбор и эффективное применение данных методов направлены на получение всесторонней объективной оценки качества товаров. Рассмотрим подробнее эти методы, начиная с первой группы.
Дифференциальный метод оценки потребительских показателей качества товаров основан на исполнении единичных показателей качества. Оценка производится путем сопоставления значений потребительских
показателей качества с их базовыми значениями. При таком сопоставлении определяют, достигнут ли уровень качества базового образца в целом или по каким показателям он достигнут, а также какие
показатели значительно отличаются от базовых.
Оценка качества основывается не только на контрольных испытаниях образцов продукции, но также на анализе и учете достоверной информации о ее качестве, накопленной изготовителем, на основе которой
оцениваются фактические значения показателей качества. Используются, прежде всего, результаты различных испытаний, проведенных как самим изготовителем, так и выполненных третьей стороной.
Оценка способности производства обеспечить стабильность достигнутого уровня качества проводится по характеристикам производства, определяющим качество продукции. При этом состояние каждой
характеристики также определяется в баллах.
В номенклатуру включаются показатели, по которым можно оценить существенные для потребителя признаки качества продукции, ее способность удовлетворить его потребности в надежности, экономичности,
безопасности.
Показатели качества могут быть заданы числовыми значениями, так и в виде требований к отдельным характеристикам (например, к вкусу), к наличию определенных свойств, конструктивных особенностей,
функциональных возможностей. В составе показателей качества также требования к упаковке продукции, к информации о продукции, помещаемой на ней или на упаковке.
Номенклатура оцениваемых показателей формируется, прежде всего, на основе действующих отечественных стандартов и норм, но эксперт должен учесть и включить в нее показатели, используемые в
технических документах международных организаций, профессиональных объединений, ведущими изготовителями аналогичной продукции, а также общеизвестные, но не включаемые в нормативные документы.
При оценке качества конкретной продукции без проведения ее сравнительной оценки с другой такой же продукцией, используются понятия нормального и высшего уровня качества.
2.2 Организация учета и оценки затрат на обеспечение качества
Важное место в рамках современной системы управления качеством отводится вопросам сертификации. Под ней понимается процедура установления и официального подтверждения соответствия продукции,
процесса или услуги определенным стандартам и требованиям, в чем третья сторона дает письменную гарантию.
Сертификация - одна из общепринятых форм контроля качества и одновременно средство конкурентной борьбы на внешнем и внутреннем рынке. Сертификация появилась в XIX в. (первыми ее объектами стали
морские суда), но широкое распространение на Западе получила с 1920-х гг. в связи с необходимостью гарантировать безопасность изделий электротехнической промышленности.
В экономике речь идет о сертификации соответствия, включающей сертификацию продукции и сертификацию условий ее производства. Их необходимость вызвана задачей защиты рынка от недоброкачественных
товаров и услуг.
Сертификация может быть обязательной (в соответствии с требованиями закона) и добровольной, инициативной (на основе заявки и договора). Обязательная сертификация является средством обеспечения
безопасности важнейшей продукции.
Сертификация производится организацией, не зависящей от поставщика и потребителя продукции (сертификационный центр, лаборатория и т.д.), на которую она выдает сертификат - документ, подтверждающий
качество конкретного изделия, партии, технологии установленным требованиям и ставится знак соответствия с помощью специальной маркировки.
Существуют следующие виды сертификатов:
- сертификат безопасности
- сертификат качества отдельного изделия
- сертификат качества партии товара
- сертификат качества технологии
- сертификат предприятия (рабочего места), выпускающего продукцию только высшего качества.
Организация, проводящая сертификацию, сама определяет ее условия и методы, оформляет и регистрирует сертификат. Решение принимается ею на основе анализа протоколов испытаний, документов о
соответствии, выданных другими субъектами, результатов экспертных оценок. По итогам инспекционного контроля действие сертификата может быть прекращено или продлено.
В России действует государственная система сертификации продукции под руководством Госстандарта. Она предполагает: проведение типовых испытаний образцов и последующий надзор за стабильностью
качества сертифицированной продукции; предварительную проверку производства на способность наладить выпуск продукции стабильного качества, типовые испытания образцов продукции и последующий надзор
за стабильностью качества сертифицированной продукции.
Работы по подготовке и проведению сертификации:
- создание нормативно-технической документации, в соответствии с которой проводится сертификация;
- разработка документа о порядке ее прохождения;
- предварительная проверка производства и последующие испытания сертифицированной продукции;
- выдача сертификата и права на использование знака соответствия;
- заключение соглашений о сертификации продукции с зарубежными или международными организациями
- надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции и информирование о ее результатах.
Основой сертификации являются стандарты. В России приняты следующие их виды:
Государственные стандарты (ГОСТы), отражающие:
1.общие требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья, имущества, охрану окружающей среды.
2.обязательные требования к совместимости и взаимозаменяемости элементов продукции и ее отдельных видов.
3.параметрические ряды и типовые конструкции изделий
4.их основные потребительские и эксплуатационные свойства. Требования к упаковке, маркировке, транспортировке, хранению, утилизации.
5.правила оформления технической документации, допуски, термины, определения, обозначения, метрологические и другие правила и нормы
6.обязательные методы контроля требований к качеству:
Общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ)
Отраслевые стандарты (ОСТы)
Стандарты предприятий (СТП)
Стандарты научно-технических обществ (СТО).
Конкретные значения показателей для различных объектов определяются с помощью экспертизы, экспериментов, социологических исследований. Они объединяются в классы, обозначаемые численно (номером
сорта) или условными символами («люкс», «экстра»).
Для формирования и обеспечения эффективного функционирования системы учета затрат на качество прежде всего необходимо провести классификацию затрат, которая в полном объеме должна учитывать все
специфические особенности предприятия и обеспечивать необходимую взаимосвязь между классификационными признаками и целями оценки затрат на качество.
Затраты на обеспечение качества с позиций изготовителя включают две широкие группы:
- затраты на обеспечение качества в процессе производства;
- часть послепроизводственных затрат на обеспечение качества - затраты изготовителя на обеспечение заданного изготовителем уровня качества при эксплуатации продукции.
В свою очередь эти две группы включают:
- предпроизводственные затраты на обеспечение или доведение качественных характеристик продукции до уровня требований потребителя или условий контракта;
- затраты на обеспечение качества в процессе производства (включают предупредительные затраты и оценочные затраты);
- затраты изготовителя на обеспечение качества при эксплуатации продукции (включают убытки изготовителя вследствие внешних отказов, затраты на организацию обслуживания потребителей);
- затраты потребителя на поддержание качественных характеристик продукции в течение срока ее службы.
Различают следующие формы оценки затрат на качество.
1. Анализ затрат по отдельным видам деятельности
Этот вид анализа используется, когда требуется:
- обратить внимание руководства предприятия на необходимость системного подхода к работам в области качества
- доказать высшему руководству финансовую выгоду от усилий по улучшению качества.
Исходя из значимости, по согласованию с высшим руководством определяется 3-4 структурных подразделения предприятия, в число которых должно входить управленческое, техническое, производственное и
сборочное. Подготовительная работа включает документальное определение целей и задач анализа и определение того. что в рамках данного анализа понимается под затратами на обеспечение качества.
Для упрощения анализа в качестве измерителя при оценке затрат можно принять время (трудоемкость), потраченное на продуктивные действия.
Принцип реализации работы - ежедневные самоотчеты каждого работника выделенных подразделений по утвержденной форме.
Период проведения этой работы для получения объективных данных для последующего анализа должен быть достаточно длителен (2-3 недели) при нормальном режиме работы предприятия.
Результаты анализа полученных данных и потери от низкого качества могут быть представлены как в виде потерь времени (отношение продуктивного к общему рабочему времени) с последующим переходом к
стоимостному показателю (потерям в связи с недопоставкой продукции), так и в стоимостной форме, что предпочтительнее. Для этого затраты подсчитываются на основе почасовых ставок оплаты труда и
стандартных расходов по конкретным несоответствиям.
К достоинствам метода можно отнести низкую трудоемкость и относительную простоту проведения анализа. Недостатки - нерегулярность получения данных и недостаточная точность полученных результатов.
2. Анализ затрат по отдельным видам продукции
Этот вид анализа можно использовать, когда требуется:
- выявить причины и добиться снижения затрат на качество при производстве нового или значимого вида производимой продукции на предприятии с большой номенклатурой выпускаемой продукции
- найти области для совершенствования процессов и продукции и интенсифицировать в этом направлении усилия по улучшению.
При таком анализе оценивается весь процесс производства отдельного вида продукции - от установления потребности в продукции до ее опробирования заказчиком, который включает маркетинг, разработку,
производство и гарантийное обслуживание.
Анализ выполняется группой, возглавляемой руководителем службы качества с привлечением специально подготовленных работников (внутренних аудиторов). Процесс проведения анализа аналогичен анализу
затрат по отдельным видам деятельности, за исключением принципа реализации работы, в качестве которого можно принять интервьюирование исполнителей специально подготовленными работниками.
Такой анализ позволяет оценить полноту имеющейся информации, степень ее доступности и формы ее использования конкретным исполнителем, а также сделать стоимостные оценки прямых потерь от каждого
выявленного недостатка. Достоинством метода является получение быстрого результата при низких трудозатратах. Отработка методических подходов к построению системы оценки затрат на качество в целом
по предприятию.
3. Анализ потенциальных источников затрат на качество
Эта форма анализа используется, когда требуется выбрать направление первоочередных работ на критических участках производства.
Формируется рабочая группа для проведения оценки, включающая представителей службы качества и экономической службы. А также специалистов, имеющих отношение к участку производства, являющемуся
потенциальным источником затрат, с которым проводится инструктаж и составляется план проведения работы. Выявление потерь производства путем собеседования с работниками, ответственными за
соответствующие процессы. Уровень потерь подсчитывается с учетом уровня почасовой оплаты труда и стандартных расценок на продукцию. Достоинством метода является возможность его широкого
использования при небольших затратах труда.
При формировании системы оценки затрат на качество предприятия жизненно важно принять такую систему, при которой начальный уровень затрат может быть достаточно просто оценен с необходимой
точностью. Для реализации этого принципа необходимо на начальном этапе выделить минимальное количество показателей, которые наиболее значимы для предприятия и расчет числовых значений которых не
представит трудностей. Совокупность этих показателей позволит получить реальную величину затрат на качество. Сюда можно включить следующие виды затрат:
Предупредительные затраты:
- оценка поставщика
- аудит качества
- анализ продукции
Оценочные затраты:
- все виды контроля
- испытания продукции
Внутренние потери:
- несоответствия технологической документации
- нарушения технологии
- дефекты
- гарантия.
Анализ основывается на регулярном сопоставлении в реальном времени показателей затрат предприятия на качество продукции, услуг и процессов с аналогичными базовыми затратами. Такой анализ включает:
- определение начального уровня затрат в соответствии с принятой квалификацией
- регулярно выполняемые текущие измерения затрат
- идентификация отклонений и несоответствий в критически важных для предприятия областях
- выявление причин и поиск путей их устранения
- разработка плана устранения причин и его реализация
- накопление данных о качестве.
В качестве обобщающих показателей принимается коэффициент общих затрат на качество (Козк) - отношение общих затрат к объему производственной или реализованной продукции и коэффициент затрат на
устранение несоответствий (Кзун) - отношение затрат на устранение несоответствий к объему произведенной продукции.
Кокз = общие затр.на кач. / объем пр-ва (2)
Кзун = затр.на устр.несоотв. / объем пр-ва (3)
Достоинствами метода является доступность результатов анализа пониманию высшего руководства, т.к. они показывают реальные потери от низкого качества в понятных для руководства категориях -
реализация, прибыль, затраты; возможность использования как действенного инструмента внутреннего аудита, показателя реальных тенденций работы, который помогает обеспечить выбор правильных
корректирующих мер.
Глава 3. Формирование системы качества на ЗАО “Миасс Мебель”
3.1 Общая характеристика деятельности ЗАО “Миасс Мебель”
Торговая марка ЗАО "Миассмебель" является одним из самых ценных активов предприятия. На данный момент ее стоимость составляет десятки миллионов рублей. Магазины в городах России и СНГ предлагают
покупателям качественную мебель под брендом "Миассмебель".
Графическое исполнение бренда подчеркивает статус предприятия, символизирует старинные традиции итальянского мебельного искусства, которые легли в в основу создания нового направления классической
мебели для дома: гостинные, столовые, кухни, спальни, кабинет, прихожие.
Торговая марка компании "Миассмебель" является показателем качества всех сфер ее деятельности от производства до сбыта. Этому способствует творческое, инициативное отношение к делу, эффективное
использование рабочего времени, добросовестность и аккуратность.
Залог качественного бизнеса - взаимовыгодное сотрудничество с деловыми партнерами. ЗАО "Миассмебель" работает со своими поставщиками и дилерами согласно грамотно выстроенной и долгосрочно
ориентированной стратегии продвижения продукции.
Поставщики. Среди поставщиков - ОАО "Увадрев", ООО "Атлас-лимитед", ООО "ТД Аскона", ООО "Северсталь-мебель", "Interprint", "Тикурилла", "Hettich", "Dresselhaus", "Grass", "Hefele", Московский
зеркальный комбинат и другие. Уровень производства этих компаний соответствует жестким стандартам качества предъявляемых ЗАО "Миассмебель" к поставляемой продукции.
Торговые партнеры. Компания "Миассмебель" зарекомендовала себя как стабильный, отвественный и надежный деловой партнер. Через свою торговую сеть в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Челябинске,
Миассе, Тюмени, Екатеринбурге, Новосибирске, Владимире, Краснодаре, Казани она ведет активную работу с торговыми представителями практически во всех регионах России и ближнего зарубежья.
3.2 Оценка системы качества продукции ЗАО “Миасс Мебель”
Для успешной реализации системы качества приказом генерального директора утверждена «Программа качества ЗАО “Миасс Мебель” на период до 2012 года. Необходимо подчеркнуть, что целый комплекс работ,
обеспечивающих качество производимой продукции, уже реализован.
Не секрет, что на качество продукции оказывают влияние не только потребители, устанавливающие свои требования и оценивающие продукцию путем голосования за нее своим рублем. Есть и другие факторы.
Например, требования государства, установленные в законодательстве. По закону «О сертификации» вся производимая продукция проходит процедуру обязательной сертификации, которая включает не только
действия, необходимые для получения сертификата, но и постоянный контроль со стороны Органа по сертификации продукции за условиями производства в компании.
Постоянной проверке подвергается не только сама продукция, но и документация на нее (чертежи и технологические карты), и средства измерения, которыми пользуется на фабрике, и документация на
закупаемую продукцию, и непосредственно процесс изготовления.
Еще один из факторов, оказывающих влияние на качество продукции, - это, конечно, конкуренция.
В ходе реализации этого условия компания приобрела полезные знания в области управления качеством и уже сделала конкретные шаги по внедрению системы качества, а именно:
- введена процедура анализа контракта и запуска в производство новых изделий,
- введен входной контрользакупаемых материалов и комплектующих,
- выполняются все установленные требования при управлении оборудованием и средствами измерения,
- введены процедуры управления несоответствующей продукцией и документацией.
Все это позволило успешно пройти аудит действующей в компании системы менеджмента качества. А это серьезное достижение на пути к внедрению стандартов ИСО 9000.
Итак, с декабря прошлого года в компании реализуется программа качества, которая включает в себя 3 уровня: уровень предприятия, уровень цеха, уровень рабочего места.
Программа качества на уровне предприятия содержит следующие разделы:
- ответственность персонала за качество
- проектирование и разработка
- закупки
- производство
- контроль и испытания
- хранение и транспортировка
- реализация и послепродажное обслуживание
- документирование системы менеджмента качества
- политика качества.
Необходимо раскрыть самые важные составляющие программы качества.
Политика предприятия в области качества нашла свое отражение в «Программе качества Миасс Мебель» на период до 2012 года. Руководствуясь качеством как самым важным критерием, предприятие
обеспечивает себе устойчивую прибыль предприятию, занятость и достойное вознаграждение работников за их труд.
Политика в области качества является неотъемлемой частью общей стратегии деятельности ЗАО “Миасс Мебель”, нацеленной на максимальное удовлетворение ожиданий потребителей продукции.
Современный уровень решения вопросов качества обеспечивается за счет применения системного подхода к менеджменту, внедрения передовых технологий и современного оборудования; за счет непрерывного
обучения персонала, создания морально-психологического климата, способствующего заинтересованности каждого в высоком качестве производственной деятельности.
Качество продукции зависит от качества материалов и комплектующих поставщиков. Предприятие взаимовыгодные партнерские отношения с поставщиками используемых материалов и комплектующих.
Высокое качество продукции объясняется, прежде всего, профессиональным исполнением. На предприятии постоянно повышается уровень знаний и профессиональной подготовки всего персонала. Возможность
участвовать в разработке и реализации управленческих решений имеет каждый работник. Строгая регламентация полномочий, обеспечение открытости информации, признание достижений сотрудников, поощрение
инициативы способствуют вовлечению персонала в управление.
Политика предприятия в области качества, сформулированная в документе, подписанном высшим руководителем, дает возможность всем работникам, а также потребителям и поставщикам, получать отчетливое
представление об официальном отношении руководства предприятия к качеству.
Недостаточно просто обозначить аспекты политики предприятия в области качества, для ее успешной реализации необходимо обеспечить понимание ее содержания всеми сотрудниками компании. Поэтому
информация распространялась следующим образом:
- размещен текст о политике качества предприятия на информационных стендах в подразделениях,
- для каждого сотрудника отпечатана заламинированная памятка о политике предприятия в области качества, которая находится непосредственно на его рабочем месте
- на собраниях всех трудовых коллективов компании обсуждалась политика предприятия в области качества, сотрудники были ознакомлены с ее содержанием и получили необходимые разъяснения по
интересующим вопросам
- проводится обязательное ознакомление вновь принимаемых на работу сотрудников с политикой предприятия в области качества в рамках программы адаптации нового персонала
- в учебные программы по управлению качеством для разных категорий работников также включены темы по политике компании в области качества.
Указанные меры приводят к сознательному отношению сотрудника к работе, к стремлению выполнить работу максимально качественно. Работник компании не боится ошибиться, так как его не наказывают за
ошибки; специалисты службы качества анализируют причины сбоя и разрабатывают методики, позволяющие избежать повторения этих ошибок в будущем.
Еще одним шагом на пути внедрения современной системы менеджмента качества стало создание в компании службы качества. В ее задачи входит:
- осуществление организационно-методического руководства процессом разработки и внедрения системы,
- проведение внутреннего консалтинга.
Руководит службой качества заместитель генерального директора по качеству. В состав службы входят: отдел системы менеджмента качества и бюро по работе с потребителями.
Одной из первых процедур, разработанных и реализованных непосредственно службой качества, является процедура «Проверки продукции с точки зрения потребителя». Для проведения проверки сотрудниками
службы качества произвольно выбирается изделие, упакованное и готовое к отправке на склад. При выполнении процедуры проверяется:
- качество упаковки;
- качество самого изделия: его внешний вид, чистота, функциональность механизма трансформации;
- полнота комплектации, в том числе паспорт на изделие.
По результатам проверки заполняется контрольный лист установленной формы - отчет по проверке продукции. Здесь фиксируются все выявленные недостатки и рекомендации по улучшению. Все замечания
оцениваются по балльной системе в зависимости от относительной вероятности процента неудовлетворенности покупателей. На самой продукции делаются отметки красными стикерами.
После выполнения этих действий сотрудники службы качества проводят презентацию выявленных замечаний для руководителей и специалистов, от которых зависит устранение выявленных замечаний.
Если в процессе оценки изделия были сделаны серьезные замечания, получившие 5 и больше баллов (относительная вероятность неудовлетворенных покупателей 50% и более), то идентифицируется возможная
причина проблемы с целью ее устранения.
Кроме контроля качества сотрудниками службы качества осуществляется контроль качества в цехе контролерами ОТК. Их работа представляет собой хорошо отлаженный механизм определенных действий,
закрепленный документально.
Основным документом при работе контролера ОТК является «Рабочая инструкция контролера ОТК». Ее цель - установить порядок проведения инспекционной проверки изделий всех артикулов; обозначить порядок
действий при выявлении несоответствия готового изделия, материала, комплектующих, полуфабрикатов и деталей в процессе производства. Инспекционная проверка проводится с целью подтверждения
соответствия готового изделия установленным требованиям.
Контролер ОТК готовой продукции должен в течение смены произвести инспекционную проверку готового изделия. Необходимо выбрать произвольным образом упакованное и подготовленное к сдаче на склад
изделие. Объем выборки при инспекционной проверке - не менее одной паллеты в день каждого выпускаемого артикула.
Проверка проводится в несколько этапов:
1 этап - проверка полуфабрикатов (каркасов);
2 этап - проверка фурнитуры и инструкции по сборке;
3 этап - сборка изделия;
4 этап - проверка внешнего вида и функциональных свойств;
5 этап - проверка упаковки и маркировки.
Проверка полуфабрикатов, внешнего вида и функциональных свойств проводится на основании ГОСТ 19917-93 «Мебель для сидения и лежания. Общие технические условия». К недопустимым дефектам древесины
относятся: гниль, кора, выпавший сучок, смоляные кармашки, изломы и сколы.
В случае обнаружения дефекта полуфабрикатов оформляется «Акт приемки».
В процессе производства при обнаружении дефектов обивки, склейки оформляется «Уведомление о выявлении проблемы, связанной с качеством» (форма СМК 10-00-01-Ф04). Результатом инспекционной проверки
является оформление «Чек-листа инспекционной проверки» (форма СМК 10-00-01-Ф01).
Таким образом, появление службы качества позволяет реализовать принцип: «Должен возвращаться покупатель, а не товар».
Программа на уровне цеха содержит следующие разделы:
- ответственность персонала за качество;
- обучение кадров;
- мотивация выполнения качественной работы с помощью материальных и моральных стимулов;
- обеспечение персонала документацией, связанной с качеством продукции;
- изменение технологии производства в связи с улучшением качества товаров;
- применение соответствующего оборудования, необходимого для производства качественной продукции;
- выявление виновников несоответствия качеству и причин его возникновения;
- материальная поддержка бригадиров для дополнительного контроля за качеством выполнения операций работниками внутри процесса производства.
Обучение кадров осуществляется на основании инструкций, которые предоставляются на рабочее место. Об изменении инструкций руководитель сообщает немедленно и заменяет старые на новые. Изменения
инструкций принимаются руководителем ПСП «Торфяная» в документе «Распоряжение».
Мотивация выполнения качественной работы осуществляется за счет моральных и материальных стимулов. Материальные стимулы выражаются в заработной плате работников. Например, зарплата
контролеров-упаковщиков построена следующим образом: оклад плюс премия, которая состоит из двух частей и зависит от двух коэффициентов. Первый коэффициент равен единице в том случае, если нет
дисциплинарных нарушений. Единица означает, что к окладу прибавляется 20%. Второй коэффициент - коэффициент качества, зависит от того, насколько внимательно следят контролеры-упаковщики за
качеством продукции. Об этом можно судить по Чек-листам инспекционной проверки. Если не было замечаний, этот коэффициент тоже равен единице и добавляет к окладу еще 20%. Таким образом, внимательное
отношение поощряется в денежной форме.
Для улучшения качества мебели изменяется технология производства. Например, чтобы чехол на боковину одевался легче, сначала подкладывается деталь из спанбонда.
Выявление виновников несоответствия осуществляется благодаря системе идентификации. В швейном цехе каждой швейной машине соответствует номер, который наносится на каждую деталь комплекта, а также
вкладываются сопроводительные паспорта модели. Поэтому в случае обнаружения дефекта легко найти виновника.
Программа качества на уровне рабочего места содержит следующие разделы:
- ответственность персонала;
- соблюдение соответствующих инструкций, связанных с качеством продукции;
- инициатива работников;
- квалификация работников.
Каждый работник должен ответственно выполнять порученный ему комплекс работ и соблюдать инструкцию по качеству. Например, на стегальной машине с числовым программным управлением существует карта
контролируемых параметров, на основании которой работницы должны контролировать ширину ткани, плотность синтепона, пропуски строчки, текстильный брак, длину стежка, натяжение нити (образование узла
внутри полотна), ширину ткани после стежки, загрязнение, защиту ткани.
В ЗАО “Миасс Мебель” приветствуется инициатива работников, т. к. они чаще всего сталкиваются с проблемами качества, касающимися конкретного рабочего места. Предложения по улучшению качества и
решению проблем, связанных с качеством - это вклад в развитие предприятия и карьерный рост.
Необходимо, чтобы на каждом рабочем месте находились работники соответствующей квалификации. Это облегчает работу предприятия по обучению кадров и способствует более качественному исполнению
технологического процесса.
Конечно, система менеджмента качества, которая внедряется на производстве, охватывает не только процессы, происходящие внутри предприятия. Очень важно взаимодействие с потребителями и поставщиками.
Поэтому соблюдение определенных требований, в особенности по оформлению документации, необходимо. Это связано со стремлением улучшить совместную деятельность, упорядочить ее, сократить сроки
прохождения и обработки информации и принятия решений. Повышение эффективности взаимодействия - в общих интересах.
3.3 Разработка предложений по повышению качества продукции предприятия
Высокое качество - это актуальная задача в условиях рыночной экономики на микро- и макроуровне. В рыночных условиях потребитель является главной фигурой. Он определяет направление развития
производства, приобретает товары и услуги в соответствии с собственными желаниями и потребностями.
Поэтому главный контроль качества товара осуществляет потребитель. Однако не стоит забывать, что качество - это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности
предприятия: разработку стратегии, организации производства, маркетинга и др.
Для российских предприятий в настоящее время одной из серьезных проблем является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Обеспечение качества
требует немалых затрат, однако только качественная продукция открывает дорогу на внешний рынок. Качественная продукция обеспечивает конкурентоспособность предприятия, а это оказывает положительное
влияние на развитие экономики в целом.
Качество продукции тем выше, чем выше культура производства. В это понятие входит степень совершенства технологических процессов, уровень механизации производства, ритмичность работы предприятия и
организация эффективной системы контроля. Сюда относится и соблюдение требований промышленной безопасности и порядка на производстве.
Для оценки качества на производстве разработаны специальные методики. Для каждого вида продукции учитывается свой специфический уровень качества, зафиксированный в стандартах. Качество
характеризуется определенным технико-экономическим параметром (потребительским свойством).
Достигнутое качество сравнивается с эталоном и может соответствовать ему, быть ниже по уровню или выше.
Решение проблемы качества является неотъемлемым элементом стратегии развития современных компаний. Поэтому начинать внедрение СК, не рассмотрев место этой системы в общей стратегии компании, по
меньшей мере, неразумно.
Поскольку деятельность по формированию СК путем реализации стандартов ИСО серии 9000 и принципов TQM ориентируется на повышение качества и конкурентоспособности продукции (услуг) компании, то все
процессы, связанные с этой деятельностью, следует начинать с анализа потребностей и ожиданий потребителей этой продукции (услуг). Поэтому компания прежде всего должна определить маркетинговую
стратегию, которая будет отражать интересы и особенности потребителей и характер конкурентных преимуществ ее продукции (услуг), за счет которых компания рассчитывает добиться успеха.
В соответствии с маркетинговой стратегией должны развиваться активы компании и ее технологический потенциал. Поэтому необходима стратегия технического развития.
Качество продукции и ее конкурентоспособность существенно зависят от качества и режима поставок материалов и комплектующих. Поэтому необходима стратегия взаимодействия компании с их поставщиками.
Создание и практическое использование СК зависит от людей, их квалификации и способности постоянно учиться и совершенствовать свои знания и умение, от их реального вовлечения в деятельность по
решению проблемы качества. Это обусловливает необходимость стратегии эффективного управления персоналом.
Для планирования (определения очередности) мероприятий по улучшению качества и устранению причин производства некачественных продуктов (услуг), выделения средств и людей для осуществления улучшений
необходимы анализ и оценка затрат, связанных с качеством, и эффекта от улучшений. Поэтому неотъемлемой составляющей стратегии компании является система прозрачного бухгалтерского и управленческого
учета в рамках СК.
При формировании стратегии компании особое внимание следует уделять определению и развитию стержневой компетентности (Core competence), т.е. того комплекса взаимосвязанных ресурсов и внутренних
возможностей компании, которые обеспечивают ее стратегическую конкурентоспособность, достижение устойчивых конкурентных преимуществ перед соперниками на рынке.
Формирование общей стратегии и комплекса функциональных стратегий компании предполагает не только разработку системы стратегических планов, но и формирование у руководителей и ведущих специалистов
общего стратегического мышления - скоординированного подхода к долгосрочным перспективам компании и принятию оперативных решений с ориентацией на эти долгосрочные перспективы. Этого можно добиться,
вовлекая в формирование стратегии как можно более широкий круг людей, от которых зависит стратегический результат, т.е. формируя соответствующую организационную культуру.
Стратегия качества должна рассматриваться как одна из важнейших функциональных стратегий и разрабатываться как неотъемлемая часть общей стратегии компании. Поэтому руководство компании, принимая
решение о разработке и внедрении СК, должно задуматься о формировании всего комплекса стратегических компонентов.
Следует отметить, что ситуация, с которой сталкиваются отечественные предприятия, ставшие на путь системного решения проблемы качества, радикально отличается от той, которая была характерна для
американских и западноевропейских компаний, когда они начали осваивать стандарты ИСО серии 9000 и принципы TQM. Поэтому в зарубежных публикациях по теории и методологии решения проблемы качества
стратегические моменты за пределами стратегии качества, как правило, не затрагиваются. Ведь регулярный менеджмент для зарубежных компаний - естественный элемент их организационной культуры, а
прозрачность деятельности - компонент, необходимый для успешных операций на рынке капитала и доверительных отношений с партнерами по бизнесу. Что же касается ориентации на удовлетворение
потребителей, то это привычный для зарубежных компаний курс, обязательный для успешных операций на конкурентных рынках. Поэтому формирование и реализация в деятельности зарубежных компаний
стратегии качества лишь затрагивает остальные элементы регулярного менеджмента, не предполагая необходимости их существенной перестройки. Главная же проблема, с которой сталкиваются отечественные
компании, разрабатывающие СК по стандартам ИСО серии 9000 и принципам TQM, - это необходимость совмещения различных аспектов деятельности компании.
Если в отечественных компаниях цель создания СК - свести только к ее сертификации по стандартам ИСО серии 9000, то результат будет весьма ограниченным, если не провальным. Основное содержание
процесса сертификации заключается в проверке документированности наиболее важных процедур и их реальном использовании. Однако соответствие деятельности компании тому, что предписано в документах
системы качества, само по себе не обеспечивает высокого качества продукции, а лишь подтверждает ее способность производить продукцию или оказывать услуги, соответствующие некоторому стандарту или
контракту.
А ведь кроме этого, СК должна обеспечивать как соответствие продукции спросу на нее, так и гарантированное выявление и устранение недостатков процессов, которые влияют на ее качество, т. е.
обеспечивать наибольшую вероятность качественности выпускаемой продукции.
Таким образом, в нашей стране решению руководства компании о создании СК должны предшествовать разработка и принятие общей стратегии, в рамках которой стратегия качества является важнейшим, но не
единственным компонентом, органично связанным с прочими функциональными стратегиями и ориентированным на достижение стратегических целей компании. В этом случае факторы, которые побуждают
российские компании осваивать современные СК, будут побуждать их внедрять все более продвинутые элементы регулярного менеджмента.
Организация, решившая начать работу по внедрению современной СК, должна целенаправленно заниматься управлением изменениями, что в российских условиях не может не вызвать сопротивление. В результате
анализа накопленного в нашей стране опыта можно обозначить следующие четыре барьера, препятствующие получению осязаемого результата от работы по внедрению СК.
1. Непонимание высшим руководством, что такое качество, и как улучшение качества влияет на эффективность работы организации в целом; ориентация руководителей предприятий исключительно на финансовый
результат.
Для преодоления этого барьера нужно время. В любом случае уровень знаний руководителей и специалистов будет повышаться, пробуждая у них интерес к современным методам организации бизнеса. Поэтому
при условии сохранения в нашей стране экономической стабильности можно с большой долей уверенности предсказать переход "количества" знаний, которыми обладает высший менеджмент, в их "качество".
2. Сопротивление работников любым изменениям, происходящим в организации.
Осуществляя любые изменения в организации (и не только связанные с системным управлением качеством), высший менеджмент должен осознавать, что сопротивление этому работников вполне закономерно. Судя
по всему, российский менталитет обусловливает даже повышенную сопротивляемость изменениям. Поэтому руководители компаний должны уделить особое внимание решению этой проблемы, применяя
предусмотренные управленческой наукой и практикой инструменты и методы управления процессом изменений.
3. Рассмотрение процесса совершенствования управления качеством как очередной программы, имеющей свое начало и конец.
При развертывании в компании работы по созданию, развитию и совершенствованию СК персонал буквально на первых этапах теряет интерес к происходящему, так как воспринимает его навязанным сверху. Как
правило, это обусловлено тем, что первые результаты, подтверждающие движение компании в правильном направлении, приходят далеко не сразу, а при неэффективной организации работы в данном направлении
могут и не появиться. Поэтому резко возрастает роль лидера, не только имеющего четкое видение ситуации и способного устанавливать цели организации (не противоречащие целям ее работников), но и
обладающего талантом увлекать за собой сотрудников.
4. Ориентация исключительно на технические улучшения.
К настоящему времени многим работникам еще свойственно весьма узкое восприятие того, что же влияет на качество. При этом превалирует мнение, что только производственный процесс действительно влияет
на решение проблемы качества.
Судя по всему, для преодоления этого барьера лучше всего использовать работу в кросс-функциональных командах, где участники начинают осознавать целостность организации и проблемы качества.
На рассматриваемом предприятии применяется комбинированный метод оценки показателей качества товаров, который зависит от вида показателей (измеримые или неизмеримые) и условий оценки (ограниченное
время и трудозатраты, отсутствие экспериментальной базы). Таким образом, при экспертизе качества товара (мебели) группа показателей оценивается с использованием измерительно-расчетных методов.
Например, измеряются габаритные размеры полуфабрикатов (каркасов), готовой мебели, а также с помощью влагомера определяется содержание влаги в древесине (10-12%).
Другая группа показателей оценивается с помощью экспертных методов, т.е. выносится оценочное суждение о качестве товара. Это осуществляется путем сопоставления характеристик состояния испытуемых
при использовании анализируемого товара и выбранного базового образца.
В данном случае испытуемым является специалист-эксперт (контролер ОТК готовой продукции), что позволяет дополнить объективные данные о состоянии человека при взаимодействии с изделием экспертным
суждением и существенно повысить надежность и точность получаемых результатов. К таким показателям относятся: соответствие функциям, загрязненность изделия, требования к материалам, правильность
упаковки, соответствующий тип паллеты, верная информация на этикетках, правильная маркировка, легкость сборки.
Итоговое оценочное суждение выносится на основе мнений специалистов-экспертов, в данном случае - службой качества.
Выбор комбинированного метода и показателей качества товаров определен целями оценки - получение наиболее полной оценки качества мебели с потребительской точки зрения на основании измерений и
экспертных суждений, на основании сравнения с образцом.
Выбранный метод оценки потребительских свойств и показателей служит важным инструментом для проверки качества товара и помогает определить, будут ли оправданы ожидания потребителей.
Среди проблем, связанных с качеством в ЗАО “Миасс Мебель”, на уровне предприятия выделяются элементы культуры производства, такие как отсутствие ритмичности производства, квалификация рабочих. Так
как производство не ритмично, значит, отсутствует четкость в производственном планировании. Отсюда - монотонность труда как проблема. Например, в течение смены выпускается 10 диванов «Тингстад».
Именно в этой модели присутствует разнооттеночность ткани, а в конце смены внимание к этому производственному аспекту притупляется. Те же проблемы возникают при сборке идентичных моделей, когда от
монотонности рабочего процесса забываются некоторые нюансы.
Качество продукции зависит от ритмичности производства. Чтобы обеспечить высокое качество и долговечность выпускаемой продукции и уменьшить брак, необходимо наладить бесперебойную равномерную
работу всех участков цеха. Для этого начальники цехов и участков должны четко организовать оперативно-производственное планирование, совершенствовать деятельность диспетчерских служб, правильно
выбрать наиболее эффективные формы организации технологических процессов.
Следующей проблемой является прием на работу рабочих и служащих без соответствующей квалификации. В СМК при рассмотрении кандидатов на вакансию мастера предпочтение отдается людям с опытом
безукоризненной работы, нежели соискателям с образованием. Но для руководящих должностей необходимо наличие диплома ВУЗа, так как здесь необходимы знания по способу организации производства и
коллектива, и грамотный руководитель значительно влияет и на качество выпускаемой продукции, и на психологическую атмосферу в цехе.
Качество продукции зависит не только от умело организованного рабочего процесса, но и от самих исполнителей. Технический прогресс требует существенного повышения уровня квалификации,
профессионального отбора и обучения кадров. Для решения этого вопроса предлагается организовать школы качества на предприятии, где рабочие под руководством опытных специалистов повышали бы уровень
теоретических знаний, обучались наиболее рациональным приемам бездефектного выполнения операций.
Следующая проблема - поставка некачественных полуфабрикатов. На данный момент партии бракованных полуфабрикатов возвращаются поставщику на основе акта приемки. Например, поступают каркасы боковин
диванов «Тингстад» с некачественно забитыми скобами. В этом случае полуфабрикаты не возвращаются, но скобы обивщик должен забить молотком. Это занимает много времени и нарушает технологический
процесс, а также опасно для здоровья, т.к. острыми краями скобок можно поранить руки.
Для решения подобных вопросов предлагается пересмотреть список поставщиков полуфабрикатов и работать только с ответственными и добросовестными фирмами.
Примером возможного решения вопросов качества на рабочем месте является организация труда на многоигольной стегальной машине с числовым программным управлением. Чтобы установить рулон с тканью,
предварительно нужно перемотать ее на специальном устройстве. Во время стежки расстояние от строчек до кромки ткани должно быть одинаковым, т.к. это один из факторов качества изделия. Но из-за
перекрутки ткани вручную ткань в рулоне скатана неровно, и добиться соблюдения этого параметра по всей длине рулона проблематично. Предлагается использовать ограничивающее приспособление с дисками,
которое обеспечит ровную перемотку ткани.
В ходе работы машины появляются пропуски на стежке (1-2 прокола). Чтобы устранить этот дефект, необходимо лучше настроить строчку, но механикам препятствует ограниченный доступ к челнокам.
Предлагается установить дополнительное освещения для решения этой проблемы.
Но помимо небольших пропусков в 1-2 прокола, есть пропуски большей длины, которые появляются, когда работник отвлекается на выполнение ручных приемов (расправление синтепона). В данном случае
необходимо установить датчики обрыва нити.
На качество стежки также влияет появление защипов в середине полотна и по кромке из-за недостаточного натяжения ткани. Такие участки стежки относятся к браку и удаляются, что влечет за собой
значительное увеличение расходов. Предлагается применять закрепляющее устройство конусовидной формы с рельефной поверхностью, чтобы рулон с тканью не скользил.
Не менее значимым вопросом, который требуется разрешить, является загрязнение деталей машины синтепоновой, тканевой и другой пылью. Это влияет на износостойкость оборудования. Чтобы устранить этот
недостаток, необходимо проводить воздушную очистку машины. Вопросы износостойкости деталей очень актуальны. На производстве чаще всего выходят из строя челноки, держатели, иглы. Происходит это в
результате продолжительной работы машины. Обязательно проводит замену изношенных деталей машины своевременно.
Проблема качества - это не только проблема каждого предприятия в отдельности, она значима для каждого потребителя. Общественная значимость качества, особенно безопасности продукции для населения и
окружающей среды, предполагает наличие соответствующих правил производства, оформленных в законодательстве и нормативных актах, которые устанавливают права, обязанности и ответственность
производителей и потребителей, регулируют внутренние и внешние торговые отношения.
Данные обстоятельства требуют не просто разработки предложений по повышению качества продукции, а и обоснование их экономической эффективности.
Экономическая эффективность рассчитывается как разность между доходной и расходной частью за определенный промежуток времени (за 1 год). Доходная часть включает в себя экономию текущих расходов,
дополнительную выручку, прибыли. Расходная часть состоит из единовременных затрат, дополнительных текущих затрат.
Итак, для устранения пропусков на стежке предлагается установить датчики обрыва нити.
Расчет доходной части.
На предприятии в смену производится 600 м. стежки «Эксарбю», которая включает основную ткань «Перкаль» (стоимость - 80 руб./м), синтепон (10 руб./м), спанбонд 40 г/м2 (4 руб./м). Суммарная
стоимость стежки - 94 рубля. В течение работы ролики синтепона по 50 м заканчиваются. Для непрерывной работы один край синтепона накладывается на другой. В этот момент образуется пропуск строчки,
равный 40 см. Поэтому за смену образуется 48 метров бракованной стежки. Стоимость брака составляет 4 512 рублей. В результате предложенных автором нововведений удастся избежать этих затрат. В
течение года расходы в результате производственного брака составят 1 087 392 рубля (получены в результате умножения количества брака за одну смену 4 512 рублей на количество смен в году 241
день).
Расчет расходной части.
Чтобы устранить пропуски строчек, необходимо установить датчики обрыва нити. Стоимость датчика составляет 2 240 руб. Необходимо установить 95 датчиков, что дает возможность использовать разные
рисунки. Общая стоимость составляет 212 800 рублей.
Экономическая эффективность за год по результатам внедрения нововведения составляет 874 592 рубля.
Следующее мероприятие - проведение воздуха к стегальной машине для ее очистки.
Расходная часть.
В расходную часть входит 20 метров провода (600 руб.), стоимость штуцера (100 руб.) и хомута (10 руб.). Суммарно необходимо затратить 740 руб.
Доходная часть.
Чистка машины воздухом обеспечит сохранность ее деталей и увеличит срок эксплуатации. Подобное мероприятие позволит сэкономить на одном капитальном ремонте машины, стоимость которого составляет
30000 рублей (поскольку необходимые механизмы заказываются в Челябинске).
Таким образом, эффективность предложенного мероприятия составляет около 55 290 рублей.
Заключение
На основе изложенного в работе материала можно сформулировать следующие выводы.
Проблема качества находится в центре экономических интересов и государства, и граждан, что позволяет этим странам, обеспечивая высокое качество и конкурентоспособность продукции и услуг, обретать
роль лидеров во многих секторах мирового рынка. Именно качество, возведенное в ранг национальной идеи, позволило ряду стран, оказавшихся в состоянии экономической депрессии, успешно выйти из
кризиса. Проблема качества должна стать приоритетной и для российской экономики, которая, несмотря на определенное оживление, все ещё находится в тяжёлом кризисном положении. Ведь очевидно, что
основной причиной этого является недостаточная конкурентоспособность многих видов отечественной продукции, обусловленная их низким качеством.
В настоящее время перед промышленностью стоят такие чрезвычайно важные и трудные задачи, как:
- научиться своевременно выпускать качественную, пользующуюся спросом продукцию;
- научиться поддерживать стабильный уровень качества изготовления и постоянно улучшать его;
- научиться снижать издержки и исключать лишние затраты;
- существенно повысить производительность процессов производства.
Фактически эти задачи могут быть решены при помощи всеобщего или тотального менеджмента качества. Создание систем качества в России неизбежно и будет происходить далее под давлением внедрения
международных стандартов ИСО серии 9000
Существует несколько методов оценки затрат на качество: по отдельным видам деятельности, по отдельным видам продукции, анализ потенциальных источников затрат на качество, анализ затрат на качество
по предприятию. Первый вид анализа используется, когда требуется обратить внимание руководства предприятия на необходимость системного подхода к работам в области качества и доказать финансовую
выгоду от усилий по улучшению качества.
Важное место в управлении качеством отводится вопросам сертификации и стандартизации. Сертификация - процедура установления и официального подтверждения соответствия продукции отдельным стандартам
и требованиям. Ее основой являются государственные стандарты, стандарты предприятий, стандарты научно-технических обществ.
Таким образом, анализ эффективности системы качества проведен на примере «Славянской мебельной компании». СМК занимает устойчивую рыночную позицию среди мебельных компаний Челябинска, достойное
соперничество, то есть конкурентоспособность, достигается за счет следующих показателей эффективности: обширная клиентская база, высокое качество производимой продукции, мобильность компании,
высокий профессиональный уровень работников, взаимовыгодное сотрудничество с известными партнерами
Система качества представленной компании предполагает программу качества, состоящую из нескольких уровней: на уровне предприятия, на уровне цеха, на уровне рабочего места.
Программа качества на уровне предприятия содержит следующие разделы: ответственность персонала за качество; проектирование и разработка; закупки; производство, контроль и испытания; хранение и
транспортировка; реализация и послепродажное обслуживание; документирование системы менеджмента качества; политика качества.
Программа на уровне цеха содержит следующие разделы: ответственность персонала; обучение кадров; мотивация выполнения качественной работы; обеспечение персонала документацией; изменение технологии
производства; применение соответствующего оборудования и т.д.
Программа качества на уровне рабочего места: соблюдение соответствующих инструкций, инициатива работников, квалификация.
На уровне предприятия в СМК выделяется проблема, связанная с ритмичностью производства. Для ее решения предлагается пересмотреть планирование производства.
На уровне рабочего места в качестве примера приведена стегальная машина с ЧПУ. Основные вопросы - пропуск стежков, загрязнение деталей машины. Для их решения предлагается установить датчики обрыва
нити и подвести воздух для очистки машины. В результате проведения предложенных мероприятий экономическая эффективность от установки датчиков составила 874592 руб. в год, от второго мероприятия -
55290 руб. в год. Полученные результаты свидетельствуют о том, что проведение различного рода мероприятий в области качества не только улучшает его, но и способствует экономии денежных средств
предприятия.
На рассматриваемом предприятии применяется комбинированный метод оценки показателей качества товаров, который зависит от вида показателей. Применение этого метода обусловлено тем, что одна группа
показателей измеряется, а другая оценивается экспертным путем.
Таким образом, объектом управления предприятия на современном этапе становятся именно знания - продукт обработки информации с целью использования его для развития производителя и потребителя, а
основным процессом - обмен знаниями между потребителем и производителем.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Буевич, Станислав Юрьевич. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: учебное пособие / С. Ю. Буевич.-- М.: Экономистъ, 2006.
3. Когденко, Вера Геннадьевна. Экономический анализ: учебное пособие для студентов вузов / В. Г. Когденко.-- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
4. Любушин, Николай Петрович. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Н. П. Любушин .-- 3-е изд., перераб. и доп. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
5. Маркарьян, Эдуард Арамович. Финансовый анализ: Учебное пособие / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян .-- 4-е изд., испр. -- М.: ИД ФБК-Пресс, 2003.
6. Прыкина, Лариса Викторовна. Экономический анализ предприятия: учебник для вузов / Л. В. Прыкина .-- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
7. Основы экономического анализа деятельности предприятия: Учебное пособие для экономистов-практиков, студентов высших учебных заведений и преподавателей/ Пястолов С.М.- М.: Проспект, 2005.
8. Сергеев И.В. Экономика предприятия. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002.
9. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Конспект лекций. - М.: ИНФРА-М, 2004.
10. Экономика предприятия: Учебник. Составители: Чуев И.Н, Чечевицына Л.Н., Издательство: Дашков и К, 2005.
11. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Н.Ф. Самсонов, Н.П. Баранникова, А.А. Володин и др.; Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. -- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001.
12. Пономарева Т.А. Процессный подход к оценке внутреннего качества в сервисной организации / Т.А. Пономарева, М.С. Супрягина // Менеджмент в России и за рубежом. - 2005. - № 4. - С. 74-81.
13. Похолков Ю. Обеспечение и оценка качества высшего образования / Ю. Похолков, А. Чучалин, С. Могильницкий и др. // Высшее образование в России. - 2004. - № 2.
14. Тавер В.И. Менеджмент качества//Менеджмент сегодня №5, 2008.
15. Терлицкий В. Если завтра в ВТО // Директор. - 2005. - № 8. - С. 32-36.
16. Тихомирова Н.В. Система показателей и индикаторов качества образования // Вопросы статистики. - 2004. - № 9. - С. 50-54.
17. Челенков А. Управление качеством сервисных продуктов // Маркетинг. - 2000. - № 2. - С. 115-123.
18. Шаклеин Т. Просто о системе менеджмента качества // Директор. - 2001. - № 3. - С. 4-11.
19. Шуремов Е. Управление качеством продукции // Ваш партнер - консультант. - 2005. - № 17. - С. 33.
20. Материалы сайта ЗАО “Миасс Мебель”.
Приложение
Отчет по проверке продукции
|
Дата проверки
|
|
|
Наименование артикула
|
Тингстад
|
Номер артикула
|
100.921.03
|
|
Дата изготовления
|
|
Номер изделия
|
-
|
|
Категория
|
Замечание
|
Комментарий
|
Средний балл
|
Ответственное подразделение
|
|
Упаковка / маркировка
|
Инструкция по сборке требует доработки в части изменения последовательности сборки и ее детализации
|
Значительное затруднение при сборке изделия по инструкции. Удобнее собирать изделие в другой последовательности
|
9
|
КТО
|
|
Итого по категории Упаковка/маркировка
|
9
|
|
|
Комплектность
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Итого по категории Комплектность
|
-
|
|
|
Сборка
|
Затруднена установка сиденья дивана
|
При установке в скобу приходиться прикладывать значительные усилия
|
9
|
Цех №5
|
|
Итого по категории Сборка
|
9
|
|
|
Итого баллы
|
9
|
|
|
Пожелания для улучшения
|
1.Обратить внимание на установку винтов - винты должны быть ввернуты до конца и ровно
2.Швы застрачивать до конца и закреплять
3.Изделие должно быть чистым, без масляных пятен
4.Обратить особое внимание на отсутствие даже незначительных сколов на местах крепления фурнитуры
|
|
Срок предоставления плана корректирующих мероприятий - на следующий день после предъявления несоответствия
|
|
|