27
Факторы производства.
В экономике факторы производства - это все то, что, участвуя в производственном процессе, создает, делает, производит товары и услуги. Что же именно? Экономисты начала XIX в. говорили обычно о трех факторах производства - земле, труде и капитале. Концепцию трех факторов легко понять на примере любого, даже самого простого, вида человеческой деятельности. Для того чтобы, например, заниматься рыбной ловлей, необходимо, во-первых, чтобы было озеро, в котором водится рыба ("земля"), во-вторых, чтобы кто-то умел ее ловить ("труд") и, в-третьих, чтобы были некоторые орудия, позволяющие ловить рыбу, т. е. удочка, сеть, лодка и т. д.
Среди факторов нет главных и второстепенных. Участие каждого из них равно необходимо, и все они дополняют друг друга в производственном процессе. В этом смысле производство картин Пикассо было бы равно невозможным как без самого Пикассо, так и если бы ему было нечем, не на чем и негде рисовать.
Сколько существует факторов производства
Понятно, что земля, труд и капитал - это некие обобщения, агрегированные факторы производства.
Земля - это и собственно землю с присущим ей плодородием, и запасы минерального сырья, и лес, и воду со всеми их природными богатствами - словом, всю ту нерукотворную среду, в которой обитает человек.
Труд включает в себя все виды человеческой деятельности, используемые в производстве.
Капитал - это, вообще говоря, все, что используется в производстве, но не является ни землей, ни трудом, т.е. созданные человеком средства производства, орудия труда, сырые материалы и т. д. Такой капитал часто называется реальным капиталом. Часто можно встретить термин «финансовый капитал», под которым понимаются деньги и близкие к ним финансовые инструменты - такие, как акции, облигации и т. д. Финансовый капитал не является фактором производства.
Очевидно, что введение в научный оборот именно таким образом агрегированных факторов должно было служить определенной цели. И это действительно так. Дело в том, что концепция "факторов производства" использовалась в самом больном месте экономической теории XIX в. - в теории распределения доходов, а сами факторы - это не что иное, как другое название основных сословных групп тогдашнего европейского общества: землевладельцев (дворян), капиталистов (буржуа) и наемных работников (пролетариев). Доходы этих групп населения (и принадлежащих им факторов) экономисты называли соответственно рентой, процентом и заработной платой.
Позднее, в конце XIX в., экономисты выделили четвертый фактор производства - предпринимательство, т.е. деятельность по организации работы факторов в производстве некоторого товара, связанную с принятием на себя риска и ответственности за экономические результаты производства. Появление в экономической литературе "четвертого" фактора производства было обусловлено реалиями того времени: в обществе возросла роль людей, которые, часто не имея в собственности ни одного из "трех факторов", умели угадывать, какое производство нужно рынку в данный момент, и привлекать в это производство все необходимые факторы. Доход предпринимателей экономисты назвали прибылью.
Однако, не все так просто с разделением факторов на четыре типа.
Рассмотрим пару - "капитал" и "земля". Вспомним, как мы разграничили эти факторы: земля - это то, что создано природой, а капитал - человеком. Однако землей или капиталом являются, например, пашня, возникшая на месте осушенного болота, или апельсиновая плантация на земле, отвоеванной человеком у пустыни? А искусственный водоем, заселенный промысловой рыбой? Список подобных вопросов можно расширить до бесконечности, отвечать же на них весьма сложно, да, главное, и не нужно. Ведь на самом деле человек, используя природу, видоизменяет ее, приспосабливая под свои сегодняшние нужды. Хорошо это или плохо, но это так, и в этом смысле земля является капиталом, так как требует от человека вложений. Для рыбака вопрос о том, ловит ли он рыбу в пруду, выкопанном людьми, или в озере, созданном природой, имеет, в конце концов, чисто исторический интерес. Экономический же интерес для него представляет совсем другое: сколько можно наловить рыбы и сколько надо (или не надо) за это заплатить (т. е. производительность и цена фактора)?
Возьмем другую пару факторов: "капитал" и "труд". Капитал, как полагали в XIX в., - это нечто созданное человеком, труд - это нечто присущее человеку от рождения. С повышением требований к квалификации работников и здесь появились коварные вопросы. Например, что такое труд врача? Ведь чтобы сделать человека квалифицированным медиком, необходимо образование, стоимость и продолжительность которого куда больше, чем стоимость и продолжительность производства оборудования для пекарни. Принятая современной экономической наукой теория "человеческого капитала" рассматривает квалифицированного работника как капитал, а вложение в его образование - как средство накопления этого капитала. (Отметим, что по подсчетам некоторых американских экономистов человеческий капитал в США превышает примерно в два раза капитал реальный).
Распределение доходов. Рынки факторов производства.
Существуют два полярных механизма распределения ресурсов: командная (централизованно планируемая) экономика, когда все решения по использованию ресурсов и распределению продуктов принимаются волей единого центрального органа, и рыночная экономика, когда распределение ресурсов осуществляется независимыми решениями и действиями самостоятельных экономических агентов. В командной экономике что, как и для кого производить - решает центральная власть. А вот как обстоит дело с экономикой рыночной? Ведь экономические агенты, принимая те или иные решения, руководствуются лишь личным интересом. Если эти решения не координируются обществом, то как же общество может влиять на них? Ответ на этот вопрос очевиден - через цены.
Рассмотрим простейшую модель функционирования рыночной экономики. Основой рыночной экономики является частная собственность вообще и частная собственность на факторы производства в частности. Труд принадлежит носителю труда, земля - землевладельцу, даже сами фирмы с их производственными мощностями в конечном счете принадлежат конкретным людям. Таким образом, каждое домашнее хозяйство оказывается собственником некоторых факторов производства: почти наверняка труда, а иногда и земли и капитала.
Часть этих ресурсов потребляется в самих домашних хозяйствах, а что происходит с остальными? Они предлагаются домашними хозяйствами для продажи на рынке. Кто же является покупателем на этом рынке? Конечно, фирмы, которые предъявляют спрос на ресурсы, чтобы изготовить из них товары для продажи на другом рынке - товарном, где покупателями являются в свою очередь домашние хозяйства. Круг замыкается (см. схему).
Рис.1. Кругооборот денег и экономических благ в рыночной экономике.
Потребители продают принадлежащие им ресурсы, чтобы купить на рынке товары и удовлетворить свои потребности. Производители покупают ресурсы, чтобы продать произведенные товары и получить прибыль.
Спрос фирмы на ресурс.
Спрос фирмы на ресурсы формируется исходя из того, сколько единиц продукта может быть произведено при использовании определенного количества единиц ресурса и по какой цене может быть реализовано данное количество продукта.
Таким образом, спрос фирмы на ресурс является производным от спроса на продукт, поскольку он зависит и формируется исходя из спроса на продукт.
Предельная производительность факторов.
Пусть фирма использует в производстве только один фактор производства. Тогда связь между объемом выпуска и количеством ресурсов задается производственной функцией:
q = F(x) |
(1) |
|
где q - объем производства продукта, x - количество единиц фактора производства.
Рассмотрим теперь, как изменяется объем выпуска q с изменением x.
Общим физическим продуктом (ТРx) ресурса X (общей производительностью) называется максимальное количество единиц продукта, которое может быть произведено при использовании некоторого количества x единиц переменного ресурса X:
ТРx = F(x) |
(2) |
|
Принято считать, что зависимость ТРx от X имеет вид, изображенный на рис.2.
Наклон кривой ТР сначала увеличивается (до точки K), затем уменьшается (от K до С) и, наконец, правее точки C становится отрицательным.
Предельным физическим продуктом (MРx) (предельной производительностью) называется приращение общего физического продукта ТРx , вызванное увеличением применения ресурса X на одну единицу:
(3) |
||
то же самое можно записать через производную:
(4) |
||
График MРx представлен на рис. 2.
Рис.2. Общий (а) и предельный (б) физический продукт ресурса
При увеличении применения ресурса X MРx сначала увеличивается (до точки М), затем уменьшается и, правее точки X2 , становится отрицательным.
Чем же объясняется такое поведение общей и предельной производительности? Дело в том, что в экономике действует закон убывающей производительности.
Закон убывающей производительности. Предельная производительность фактора убывает по мере увеличения использования этого фактора в процессе производства.
Этот "закон" не имеет, однако, никакого теоретического обоснования, он представляет собой аксиому экономической теории, основанную на некоторых эмпирических данных и соображениях здравого смысла.
Итак, мы рассмотрели зависимость ТРx и MРx от количества x. Однако нас (а также и фирму) интересует не только (и не столько) физический продукт фактора, сколько денежная сумма, которая может быть выручена от реализации этого продукта.
Ценностью предельного продукта ресурса X называется денежная стоимость предельного физического продукта MРx:
VMРx = MРx·P |
(5) |
|
Поясним на простом примере. Предположим, что количество ресурса Х, применяемого в производстве некоторого продукта, увеличилось на одну единицу; при этом объем производства продукта увеличился на 5 единиц, которые были реализованы на рынке по цене 25 р. каждая. В этом случае VMРx = 5·25 =125.
Однако VMРx не всегда показывает, на сколько увеличивается выручка фирмы при увеличении количества применяемого ресурса.
Предельной выручкой ресурса MRPx называется приращение общей выручки, вызванное применением дополнительной единицы ресурса.
По определению,
Умножим числитель и знаменатель на q:
,
.
Вспомним, что ДTR / Дq = MRq, а Дq / Дx = MPx.
Следовательно,
MRРx = MРx*MR |
(6) |
|
Тождественны ли величины VMP и MRР?
Из выражений (5) и (6) видно, что VMРx MRРx лишь тогда, когда P=MR (цена равна предельной выручке). Предельная выручка равна цене продукта лишь в случае совершенной конкуренции, а на монополизированном рынке предельная выручка меньше цены, так как кривая спроса на продукцию монополиста имеет отрицательный на клон, а значит, производство каждой следующей единицы продукта снижает цену на весь объем продукта.
Рассмотрим фирму, которая является совершенным конкурентом на рынке ресурса (цена ресурсов не зависит от объема потребления этих фирм), и на рынке продуктов. В этом случае, MR = P, а следовательно, и VMРx=MRРx (рис. 3).
Рис.3. Объем спроса фирмы на ресурс (фирма - совершенный конкурент на рынке продукта).
Кривая VMРx MRРx на рис.3 имеет отрицательный наклон, потому что c увеличением применения переменного ресурса MРx уменьшается, а цена продукта P остается прежней (фирма - совершенный конкурент на рынке продукта). Для фирмы цена ресурса задана извне и постоянна, т.е. кривая предложения ресурса Sx является горизонтальной линией: объем спроса фирмы на ресурс X настолько мал по сравнению с рыночным объемом спроса, что фирма не может по влиять на цену ресурса (фирма - совершенный конкурент на рынке ресурса).
Предельными расходами на ресурс MEx называется приращение общих затрат, вызванное применением дополнительной единицы ресурса. Для фирмы - совершенного конкурента на рынке ресурса предельные расходы на ресурс всегда равны цене единицы ресурса.
Понятно, что максимизирующая прибыль фирма будет привлекать дополнительные единицы ресурса Х до тех пор, пока приращение общих затрат не превысит приращения общей выручки. Иными словами, фирма будет привлекать к производству такое количество единиц ресурса X, при котором
MEx=MRPx.
В нашем случае MEx равно цене ресурса px (так как для фирмы - совершенного конкурента на рынке ресурса пре дельные затраты на ресурс совпадают с его ценой (рис. 2)). Таким образом, прибыль фирмы будет максимальной при использовании такого количества x1 ресурса Х, при котором
MRPx = px. |
(7) |
|
На рис. 2 этой ситуации соответствует точка E1.
Наша задача - построить кривую спроса фирмы на ресурс.
Рассмотрим, как изменяется объем спроса фирмы при изменении цены ресурса (рис. 4).
Рис.4. Кривая спроса фирмы на ресурс (фирма - совершенный конкурент на рынке продукта).
Пусть цена ресурса равна p1, тогда объем спроса на ресурс Dx = x1
Аналогично, если цена ресурса равна p2, то Dx = x2; если цена ресурса равна p3, то Dx = x3.
Итак, кривая MRPx (в рассматриваемом случае она совпадает с кривой VMPx) является кривой спроса на ресурс X (Dx)фирмы - совершенного конкурента. Ниже при рассмотрении рынков труда, капитала и земли будет дан конкретный пример построения кривой спроса фирмы на факторы.
Как повлияет на спрос фирмы на фактор увеличение цены P продукта? Это приведет к росту MRx и следовательно по формуле (6) также и к росту MRPx то есть кривая MRPx на рисунках 3 и 4 сдвинется вверх - вправо, то есть спрос фирмы на фактор увеличится. Уменьшение цены продукта P приведет к обратному эффекту - уменьшению спроса фирмы на фактор.
Спрос фирмы на труд, землю и капитал формируется под действием одного и того же механизма, а именно в соответствии с теорией предельной производительности. Особенность каждого их этих рынков состоит в формировании предложения. Рассмотрим каждый из этих рынков подробнее.
Рынок труда.
Конкурентный рынок труда отвечает следующим требованиям.
1. Существует большое число фирм, конкурирующих за право найма рабочей силы определенного вида, которая будет использоваться на идентичных рабочих местах. Удельный вес любой фирмы на рынке незначителен.
2. Существует значительное число работников одинаковой квалификации, независимо друг от друга предлагающих свои трудовые услуги.
3. Затраты по получению информации равны нулю, а мобильность труда совершенная.
Рассмотрим, как будет выглядеть теоретическая модель рынка труда, находящегося в таких идеальных условиях.
Таблица 1. Спрос на труд конкурентной фирмы.
Труд (количество работников) |
Общий продукт (центнеров в день) |
предельный продукт труда |
Стоимость предельного продукта труда |
|
L |
Q |
MRL=Q/L |
MRPL=VMPL=P*MPL |
|
1 |
100 |
100 |
1000 |
|
2 |
180 |
80 |
800 |
|
3 |
240 |
60 |
600 |
|
4 |
280 |
40 |
400 |
|
5 |
300 |
20 |
200 |
|
Мы видим, что по мере увеличения числа нанимаемых работников предельный продукт труда уменьшается, что соответствует закону убывающей производительности. В данном случае он объясняется тем, что по мере того как количество рабочих увеличивается, они вынуждены собирать яблоки с менее продуктивных деревьев.
Принимая решение о найме рабочих, фирма должна рассмотреть, как число ее работников связано с объемом произведенного продукта. Другими словами, она должна проанализировать, как число работников влияет на количество яблок, которые получит и поставит на рынок фирма. Как мы знаем из общей теории предельной производительности, рассмотренной выше, фирма должна сравнивать стоимость предельного продукта труда и предельными расходами на ресурс, которые в данном случае равны зарплате.
Построим кривую спроса фирмы на труд.
Запишем также шкалу спроса:
w |
>1000 |
(800; 1000] |
(600; 800] |
(400;600] |
(200; 400] |
(0; 200] |
|
L |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Объяснение шкалы спроса. При зарплате выше 1000 предельные затраты на работника будут превышать стоимость его предельного продукта, поэтому его найм принесет фирме убытки и фирма не станет нанимать рабочих. При снижении зарплаты ниже 1000 (но не ниже 800) стоимость предельного продукта первого работника превышает предельные затраты на него, поэтому его наем выгоден фирме, и она наймет одного работника. Наем второго работника при цене выше 800 не выгоден фирме, так как предельные затраты на наем второго работника (равные зарплате) превышают стоимость предельного продукта второго работника и т.д.
Рассмотрим механизм формирования предложения на рынке труда. Сначала рассмотрим индивидуальное предложение труда (т.е. предложение труда со стороны отдельного человека).
Представим себе человека с определенным образованием и трудовым опытом, т. е. обладающего некоторой квалификацией. Количество времени, которым он располагает, - это 24 ч в сутки. Все свое время он распределяет между работой (оплачиваемой деятельностью, источником дохода) и досугом и отдыхом (неоплачиваемой деятельностью). Объем индивидуального предложения труда - часть суток, отводимая для работы, - выступает как результат этого распределения.
Очевидно, что основной причиной, из-за которой люди занимаются трудовой деятельностью, является получение дохода. Доход же выступает представителем всех благ, являясь агрегированным благом, так как его можно использовать для покупки любых товаров и услуг. С другой стороны, досуг - это тоже благо. Не будь его, когда же тратить заработанные деньги?
Типичное поведение индивида представлено в таблице 2.
Таблица 2. Предпочтения индивида относительно труда и досуга.
зарплата |
количество часов труда |
доход (потребление) |
количество часов досуга |
|
10 |
4 |
40 |
20 |
|
20 |
6 |
120 |
18 |
|
30 |
8 |
240 |
16 |
|
40 |
6 |
240 |
18 |
|
50 |
5 |
250 |
19 |
|
Полезность человека зависит от
· дохода (и следовательно, потребления товаров и услуг, которые он может купить);
· количества часов досуга.
Причем с ростом и дохода и часов досуга полезность увеличивается.
Увеличение часов рабочего времени дает два эффекта. С одной стороны, человек стремится работать больше, потому что это обеспечивает ему больший доход, и следовательно он получает возможность потреблять больше товаров и услуг, и следовательно увеличивает его полезность. С другой стороны, увеличение часов рабочего времени уменьшает его досуг, и следовательно уменьшает его полезность.
При небольших зарплатах первый эффект (увеличение дохода) доминирует второй, но при высоких зарплатах уже второй эффект (уменьшение полезности из-за уменьшения количества досуга) становится доминирующим. Поэтому при низких зарплатах человек будет увеличивать рабочее время в ответ на увеличение зарплаты, а при высоких зарплатах увеличение зарплаты приводит к обратному эффекту.
Поэтому кривая индивидуального предложения труда имеет перегиб, то есть не является монотонно возрастающей, в отличие от обычной кривой предложения.
Рис.5. Кривая индивидуального предложения труда.
Рынок земли. Земельная рента.
Земля является ресурсом с фиксированным, абсолютно неэластичным предложением. Действительно, если представим сельхозугодия в масштабе страны, то площадь их строго ограничена. Нельзя создать "новую" землю, после того как вся имеющаяся уже используется. При этом исключается рассмотрение возможности расширения предложения земли, например, за счет намыва новых территорий, освоения целины. Кроме того, предполагается, что все сельхозугодия абсолютно идентичны по качеству и производится один вид сельхозпродукции. В таком случае предположение об абсолютной неэластичности предложения оправдано.
В результате на рынке земли возникает равновесие с равновесной арендной платой r0 и собственники сдают в аренду всю имеющуюся у них землю.
Рис.8. Равновесие на рынке земли.
Доход собственника земли называется земельной рентой.
Заметим, что на рынке земли обложение налогом собственников земли не приводит к сдвигу кривой предложения, поэтому не меняется равновесная арендная плата и количество земли, сдаваемой в аренду. Следовательно, не будет ни каких последствий и для производства товаров и услуг, использующего землю. Таким образом, введение земельного налога приводит только к изъятию части дохода собственников земли. В то время как обычно введение налогов на рынке приводит к искажениям в ценах и количествах. В этом состоит основная особенность рынка земли.
Стоит заметить, что объем предложения любого фактора является в течение какого-то промежутка времени нечувствительным или слабо чувствительным к изменению цены, не в состоянии мгновенно или достаточно быстро увеличивать предложение своих услуг в ответ на ее скачок вверх. В рамках сравнительной статики такие промежутки времени принято называть соответственно мгновенным и коротким периодами.
Рынок капитала.
Под рынком капитала понимается рынок заемных средств.
Одни люди делают сбережения, помещая деньги под проценты в банк. Другие люди совершают покупки, пользуясь для этого кредитом. Одни фирмы нуждаются в деньгах для осуществления выгодных проектов, и им требуются кредиты. У других - есть деньги, но нет возможности их немедленно с толком потратить, и они предпочитают дать их в долг под проценты.
Предоставление и получение денег в долг - это сделки, совершаемые на рынке заемных средств. Этот рынок дает возможность хозяйствующим субъектам - домашним хозяйствам и фирмам - распределять во времени свои расходы наиболее выгодным для себя образом. Процессы на рынке заемных средств оказывают существенное влияние на распределение ресурсов, и следовательно на экономику в целом.
Мотивы хозяйственного поведения фирм и домашних хозяйств, разумеется, различны. Но и у тех и у других поступление денег и возможности потратить их с пользой могут не совпадать во времени.
Поэтому их поведение на рынке заемных средств похоже: фирмы, как и домашние хозяйства, при низкой процентной ставке склонны предъявлять спрос на кредиты, а при высокой - могут выйти на рынок с предложением.
Разберем пример, который покажет нам почему это так.
Будем, как и в случае домашнего хозяйства, считать, что горизонт планирования фирмы ограничен двумя периодами, настоящим и будущим. Кроме того, будем считать, что фирма может брать и давать любую денежную сумму взаймы под один и тот же процент.
Рассмотрим самую простую ситуацию. Допустим, что фирма может осуществить один-единственный проект. Она может в настоящем периоде приобрести комплект оборудования, затратив 10 млн р., что сулило бы в будущем периоде доход в 12 млн р. При этом фирма располагает собственными средствами в количестве 6 млн р.
Если бы рынка заемных средств не существовало, у фирмы не было бы выбора: она должна была бы отказаться от проекта из-за нехватки денег. Существование рынка ставит фирму перед выбором: принять проект, взяв кредит в размере недостающих 4 млн р., или отказаться от проекта, а "лишние" 6 млн р. дать в долг под проценты.
Выбор фирмы зависит от ставки процента. Допустим, что ставка за период составляет 10% (т. е. r = 0.1). Взяв кредит и осуществив проект, фирма получит 12 млн р. дохода и должна будет вернуть взятую в долг сумму с процентами 4(1 + 0.1) = 4.4 млн р.
Чистый доход составит 12- 4.4 = 7.6 млн р. Отказавшись от проекта и дав деньги в долг, фирма в будущем периоде получит 6(1 + 0.1) = 6.6 млн р. Осуществить проект выгоднее, и фирма предъявит спрос в размере 4 млн р.
Пусть теперь r = 0.3. В этом случае, осуществив проект, фирма получит чистый доход 12 - 4·1.3 = 6.8 млн р., а отказавшись, получит 6·1.3 = 7.8 млн р. Выгоднее отказаться, и фирма предложит взаймы 6 млн р.
Рассмотрим задачу выбора в более общем виде. Пусть проект требует в настоящем периоде затрат K и принесет в будущем доход R; количество собственных денег в распоряжении фирмы обозначим M.
Чистый доход фирмы в случае осуществления проекта равен R-(K-M)(1+r), а в случае отказа от проекта он составит M(1+r). Проект следует принять, если выполняется неравенство
R - (K - M)(1 + r) > M(1 + r);
в противном случае его следует отклонить.
Упростим условие принятия проекта:
R - K(1 + r) > 0.
Заметим, что в полученное выражение не входит величина M: решение осуществлять или не осуществлять проект не зависит от того, какой суммой располагает фирма. В рассмотренном выше числовом примере фирме не хватало собственных денег для осуществления проекта, т. е. имело место неравенство M < K. Но, как легко убедиться, наш вывод не зависит от этого обстоятельства. Если M ? K, то фирма может осуществить проект и еще дать взаймы сумму M - K, вернув себе в будущем периоде (M - K)(1 + r). Так как (M - K) = - (K - M), весь приведенный вывод остается в силе.
Выполним еще одно преобразование условия принятия проекта:
R - K > Kr,
или
Назовем величину
доходностью проекта. Мы получили простое условие принятия проекта: i > r
Полученный результат имеет простой и ясный смысл: проект следует осуществить, если вложение в него денег дает большую отдачу, чем предоставление денег в долг.
Возвращаясь к числовому примеру, найдем, что для рассмотренного в нем проекта i = (12 - 10) / 10 = 0.2. Это значит, что при r < 0.2 фирма захочет осуществить проект и возьмет в кредит 4 млн р., а r > 0.2 при - откажется от проекта и предоставит заем на 6 млн р. Кривая спроса фирмы представлена на рис.9; здесь на оси абсцисс отложена разность: h = K - M.
Рис.9. Кривая спроса фирмы, рассматривающей один проект.
Рассмотренный пример позволяет нам сделать вывод о том, что кривая спроса на заемные средства имеет отрицательный наклон.
Полученное нами простое условие принятия проекта позволяет анализировать более сложные случаи.
Допустим, фирма может осуществить четыре различных проекта, характеристики которых приведены в табл.. Каждый проект может быть осуществлен независимо от остальных. Собственные средства фирмы составляют 10 млн р.
Для любого значения r мы теперь легко можем выяснить, какие проекты будут приняты, а какие - отклонены. Скажем, при r = 0.3 будут приняты проекты I и II, имеющие большую доходность. Для их осуществления потребуется 2 + 5 = 7 млн р.; остальные 3 млн р. могут быть предоставлены в долг.
Таблица 3.
Данные четырех проектов
Проект |
Вложения, млн руб. |
Доход, млн руб. |
Доходность |
|
I |
2 |
4 |
1.0 |
|
II |
5 |
7 |
0.4 |
|
III |
5 |
6 |
0.2 |
|
IV |
10 |
11 |
0.1 |
|
В табл.4 приведен расчет функции спроса. График рассчитанной таким образом функции изображен на рис.10.
Рис.10. Кривая спроса фирмы, рассматривающей четыре проекта.
Процентная ставка |
Принятые проекты |
Вложения, млн руб. |
Спрос, млн руб. |
Предложение, млн руб. |
|
Менее 0.1 |
I, II, III, IV |
22 |
12 |
- |
|
0.1 - 0.2 |
I, II, III |
12 |
2 |
- |
|
0.2 - 0.4 |
I, II |
7 |
- |
3 |
|
0.4 - 1.0 |
I |
2 |
- |
8 |
|
Свыше 1.0 |
- |
0 |
- |
10 |
|
Теория распределения.
В экономической науке распределение всегда считалось очень важным объектом исследования. Представители классической школы и их последователи относили его к одной из четырех фаз экономической деятельности наряду с производством, обменом и потреблением благ. Зачастую термин "теория распределения" относят ко всей части экономической науки, связанной с анализом факторов производства.
Изучая принципы и результаты распределения, мы решаем третью "фундаментальную проблему экономики" - кому достанутся результаты производства, кто и сколько в итоге получит.
Экономистов же, как правило, интересует распределение доходов. "Деление доходов между людьми и распределение их по факторам - это две различные задачи", - писал в начале нашего века Ф. Визер. (Визер Ф. Теория общественного хозяйства // Австрийская школа в политической экономии : К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. М., 1992. с.458) "И сейчас экономисты обычно различают два вида распределения доходов и исследуют их часто отдельно друг от друга - персональное и функциональное распределение.
Персональное (индивидуальное) распределение доходов - определение долей отдельных домохозяйств в совокупном доходе. Это соотношение богатых и бедных в обществе, неравенство и прочие проблемы социальной дифференциации, которые зачастую требуют неких нормативных, этических оценок.
Функциональное распределение дохода - определение долей совокупного дохода, приходящихся на каждый фактор производства.
При обсуждении функционального распределения значительно меньшую роль можно отвести неким нормативным построениям. Если разговор о распределении между гражданами можно вести в терминах "справедливости" и "несправедливости", то, говоря о функциональном распределении, современный экономист, как правило, ни о какой справедливости не упоминает. Доход распределяется между факторами (точнее говоря, между собственниками факторов) в определяемых рынком пропорциях. В дальнейшем речь будет идти именно о функциональном распределении дохода.
Рассмотрим простейшую модель распределения дохода, игнорирующую такие "возмущающие факторы", как налоги, законодательные ограничения, соответствующие традиции и обычаи и т. п.
Фирма продает произведенный ею товар на рынке и получает некую выручку от его продажи. Куда идет эта выручка? На оплату использованных факторов производства, и часть выручки достается фирме в виде прибыли. Естественно, что их собственники претендуют на возмещение понесенных затрат, т. е. на свою долю общего дохода. Каждая из этих долей носит свое название (см. таблицу 5).
Таблица 5. Собственники и доходы на факторы производства.
Фактор производства |
Собственник фактора |
Доход на фактор |
|
Труд |
Работник |
Заработная плата |
|
Земля |
Землевладелец |
Рента |
|
Капитал |
Капиталист |
Процент на капитал |
|
От чего зависит доход фактора.
Предположим, что все факторы однородны, рынки конкурентны, барьеры на вход/выход из отрасли минимальны и рынки пришли в некое равновесное состояние. Рассмотрим отдельно взятый рынок какого-нибудь фактора, например труда (аналогично мы можем рассматривать и любой другой факторный рынок) (см. рис.11). Предположим также для простоты, что эластичность предложения труда равна нулю (в случае ненулевой эластичности логика наших рассуждений не изменится).
Рис.11. Равновесие на рынке труда (L) и доход собственников труда.
По оси абсцисс мы откладываем количество труда (например, число занятых), на оси ординат - ставку заработной платы. Кривая DL представляет собой кривую совокупного спроса на труд, SL соответственно совокупное предложение. Заштрихованный участок - совокупная величина дохода собственников труда как фактора производства. Она равна произведению количества труда на его цену - заработную плату, т. е. w*L*.
Совершенно аналогично совокупный доход собственников капитала будет равен произведению цены капитала (т. е. ставки процента i*) на его совокупный используемый объем C*; доход землевладельцев - произведению ренты r* на площадь используемой однородной земли S*. Сумма этих доходов будет составлять национальный доход (НД) всего общества.
w*L* + i*C* + r*S* = НД.
Соответственно доля каждого фактора будет определяться как отношение дохода этого фактора к национальному доходу. Например, доля дохода собственников труда (dL) будет равна
При прочих равных условиях понижение рыночной цены труда будет увеличивать спрос на него, ибо фирмы будут заинтересованы в использовании трудоемких технологий в противовес капиталоемким. Повышение же уровня зарплаты, наоборот, будет побуждать фирмы сокращать рабочие места и увеличивать долю капитала в создании национального дохода.
Мы предполагали предложение труда неизменным. Рассмотрим же теперь случай, когда кривая предложения сдвигается. Например, в случае усиления иммиграции в страну или через 18-20 лет после всплеска рождаемости внутри данной страны предложение рабочей силы возрастает. То есть кривая (прямая) предложения сдвигается вправо (см. рис.12) в положение SL.
Рис.12. Сдвиг равновесия на рынке труда.
Равновесная цена труда уменьшится с w* до w**. Однако мы не можем однозначно предсказать, уменьшится или увеличится совокупный доход собственников труда (w**L**). Это будет зависеть от эластичности спроса на труд. При неэластичном спросе эта величина, скорее, уменьшится, при высокоэластичном - возрастет.
Эластичность же спроса на труд зависит в свою очередь от степени взаимозаменяемости факторов производства, прежде всего труда и капитала. Если эти факторы абсолютно не взаимозаменяемы (например, труд парламентариев при обсуждении и голосовании по проекту какого-нибудь закона), то эластичность спроса на труд будет небольшой и увеличение предложения труда повлечет за собой снижение дохода от труда и снижение доли труда в совокупном доходе. Сам совокупный доход, кстати, уменьшится тоже. Если же, напротив, эти факторы взаимозаменяемы, спрос на труд будет эластичным и снизившаяся равновесная цена труда позволит заменять капитал трудом, что приведет к увеличению доли труда в совокупном доходе.
Возрастание же количества капитала в экономике (например, за счет притока капиталов из-за границы) также скажется на рынке не только собственно капитала, но и труда, ибо кривая совокупного спроса на труд сдвинется вправо вверх, что при сохранении предложения труда приведет к увеличению равновесной ставки заработной платы. В этом случае экономисты говорят об увеличении капиталовооруженности производства, т. е. о возрастании объема капитала на одного работника.
В случае изменения технологии производства кривые спроса и предложения могут изменяться в самых различных направлениях, а с ними - и доли факторов в создании национального дохода. Например, освоение плодородных земель или практическое внедрение явления сверхпроводимости и запуск единого земного энергетического реактора, что приведет к высвобождению миллионов занятых в энергетической отрасли.
Удерживающий доход и экономическая рента.
Каждому фактору производства - труду, капиталу, предпринимательству - соответствует определенный вид дохода - зарплата, процент, прибыль. Доход с земли традиционно называется рентой. Однако в современной экономической теории существует понятие экономической ренты как составной части дохода от любого другого фактора. Поговорим об экономической ренте.
Любой фактор производства в некоторой сфере его применения удерживается тем, что он получает за свои услуги оплату, покрывающую покрывающую его альтернативную стоимость, т. е. его доход при наилучшем альтернативном использовании. В противном случае он перешел бы в другую сферу, так как там он получит большую выручку за оказываемые услуги. Например, Сидоров готов работать слесарем-сборщиком на ЗИЛе при оплате не ниже 5 тыс.руб. в месяц. При меньшей оплате он предпочтет работать на соседнем заводе (просто потому что там выше зарплата).
Удерживающий доход - это наименьшая оплата услуг фактора, достаточная, чтобы удержать его в данной области применения и предотвратить переход в другую, называется.
Экономическая рента есть превышение оплаты услуг фактора над удерживающим доходом. На рис.13 показаны линии спроса и предложения некоторого фактора производства. Площадь фигуры OAEFE соответствует удерживающему доходу, площадь ApE - экономической ренте.
Рис.13. Экономическая рента и удерживающий доход.
Экономическая рента является на рынке факторов аналогом излишка производителя на рынке товаров. Она показывает, на сколько оплата фактора выше той суммы, которой достаточно для привлечения его в данную сферу. Экономическую ренту получает собственник фактора производства.
Различия между экономической рентой и удерживающим доходом проявляются при снижении оплаты услуг фактора. Если это снижение скажется только на сокращении экономической ренты, то фактор не переместится в альтернативную область использования, но если оно затронет и удерживающий доход, то фактор в полном объеме или частично совершит такое перемещение.
Отсюда следует вывод, имеющий важное значение для экономической политики: если государство не хочет при налогообложении изменить рыночное распределение ресурсов, то налог не должен выйти за пределы области экономической ренты, если же наоборот, то налог должен затронуть и область удерживающего дохода.
Чем определяется пропорция, в которой оплата услуг фактора делится на экономическую ренту и удерживающий доход? Рассмотрим три варианта: два крайних случая и один промежуточный.
В первом варианте (рис.14, а) предложение фактора абсолютно эластично. В этом случае вся оплата равновесного объема его услуг будет представлять собой удерживающий доход (заштрихованный прямоугольник OpEEFE). Если цена услуг хоть
Рис.14. Эластичность предложения фактора и экономическая рента.
чуть-чуть упадет, то фактор целиком переместится в другую область применения. Например, пенсионеры готовы предложить свой труд в качестве гардеробщиков только за определенную плату, ниже которой они предпочтут работать вахтерами.
Второй вариант (рис.14, б) предполагает восходящую линию предложения услуг фактора. Повышение цены на услуги привлекает на рынок все большее их количество, но одновременно оно приносит ренту всем уже задействованным единицам услуг фактора, кроме последней. Рыночная оценка этих единиц превышает их альтернативные затраты. Разница и составляет получаемую ими экономическую ренту (заполненный точками сегмент). Так, рост оплаты бухгалтеров перетягивает в эту область труда людей других специальностей, например научных сотрудников, и приносит дополнительную экономическую ренту "бухгалтерам по призванию".
И наконец, третий вариант (рис.14, в). Предложение фактора абсолютно неэластично - линия предложения вертикальна. Это означает, что на рынке предлагается фиксированное количество услуг фактора, какой бы ни была их цена. Теоретически цена может упасть до нуля, а объем предложения останется тем же, фактор не переместится в альтернативную область применения. Тогда вся оплата его услуг целиком определяется его спросом и является экономической рентой. В этом случае ее называют чистой экономической рентой. Иллюстрацией может служить предложение участков земли в центре Санкт-Петербурга. Изменение арендной платы не может растянуть или сжать имеющуюся площадь.
Было бы ошибкой предположить, что в третьем случае не работает механизм спроса и предложения при определении рыночной цены. На самом деле фиксированное предложение FE при нулевой цене создало бы избыточный спрос на услуги фактора, равный разнице между FA и FE. Конкуренция среди покупателей услуг будет толкать цену вверх до уровня pE, при котором избыточный объем спроса, как это видно из рис.14, в, исчезает.
Очевидно, что соотношение между экономической рентой и удерживающим доходом определяется формой и положением линии предложения. Чем менее эластично предложение, тем большая доля оплаты услуг фактора приходится на экономическую ренту и меньшая - на удерживающий доход, и наоборот. Но отчего зависит эластичность предложения услуг?
Эластичность предложения определяется разнообразием вариантов альтернативного использования. Допустим, фактор используется в конкурентной области, например труд водителя грузовика в одной из множества транспортных фирм, специализирующихся на междугородных перевозках. Ясно, что мы имеем дело с высокомобильным фактором, который может легко предложить свои услуги другой транспортной фирме. Поэтому фирма-наниматель должна платить зарплату, определенную конкурентным рынком труда. При попытке заплатить хоть немного меньше она тут же лишится его услуг. Каково же соотношение экономической ренты и удерживающего дохода для данного водителя? На конкурентном рынке, как мы видим, зарплата целиком представлена удерживающим доходом, но в принципе это соотношение зависит от величины заработной платы, которую он мог бы получать при ином применении своего труда.
Взглянем теперь на ту же проблему в отраслевом масштабе. Предположим, что все специализирующиеся на междугородных перевозках транспортные фирмы снизили зарплату водителей грузовиков на 10%. Конечно, водители вряд ли будут рады такому повороту событий, но если лучшее, что они могут найти в качестве альтернативы, - это работа по вывозу мусора в городском коммунальном хозяйстве, где зарплата составляет 80% их первоначальной зарплаты в транспортных фирмах, то они не станут коммунальными работниками. Таким образом, если посмотреть на первоначальную зарплату водителей с позиции сферы грузовых перевозок, а не отдельного водителя, то мы обнаружим, что эта зарплата на 80% состояла из удерживающего дохода и на 20% - из экономической ренты.
Далее представим, что оплата водителей грузовиков упала во всех возможных сферах применения их труда на 20%. Но если при этом лучшее из доступных им альтернативных занятий (допустим, работа в качестве автослесаря) оплачивается на 30% ниже любой работы на грузовых перевозках, то смены профессии не произойдет и все водители останутся на своих прежних местах. Следовательно, с позиции профессиональной занятости изначальная зарплата водителей в транспортных фирмах на 70% складывалась из удерживающего дохода и на 30% - из экономической ренты.
Однако в ряде случаев на рынке труда можно встретиться с ситуациями, когда доля экономической ренты явно преобладает над удерживающим доходом. Такое имеет место, когда предложение ресурса не может быть расширено в силу его уникальности. Если занятых вывозом мусора водителей при росте спроса на услуги междугородных грузовых перевозок сравнительно легко переобучить на водителей большегрузных автомобилей и тем самым расширить предложение, то "заказать" подготовку новых Майклов Джексонов или Майклов Джорданов невозможно. Линия предложения их услуг вертикальна, удерживающий доход ничтожен по сравнению с экономической рентой. Увеличение спроса на их услуги увеличивает их доход в форме экономической ренты. Это изображено на рис.14в сдвигом линии спроса из положения DF в положение DF (равновесие соответственно смещается из E в E , а равновесная цена - из pE в pE), прирост дохода (экономической ренты) равен прямоугольнику .
Рынок ресурсов во многом аналогичен рынку товаров и услуг. Спрос на факторы производства предъявляют фирмы, которым ресурсы необходимы для организации производства и получения прибыли. Спрос на факторы определяется спросом на конечный продукт и предельной производительностью фактора. Предложение факторов производства формируют домашние хозяйства - собственники факторов.
Важной особенностью рынка факторов производства является то, что товаром на этих рынках являются не сами факторы, а право воспользоваться этими факторами в течение определенного периода времени. Например, на рынке труда продаются не сами рабочие, а рабочее время, которое эти рабочие проведут, работая на фирме (если бы продавались сами рабочие, то это было бы рабовладение).
Механизм взаимодействия спроса и предложения на факторных рынках такой же, как и на рынках товаров и услуг. На факторных рынках устанавливаются равновесные цены на факторы, и количество факторов, которые используются в производстве. При изменении спроса или предложения на факторы, соответственно меняются цены и количество использованных факторов.
На факторных рынках формируются также доходы собственников факторов. Доход собственника состоит из удерживающего дохода, и экономической ренты. Если цена на фактор опустится ниже удерживающего дохода, то фактор не будет предоставлен, и следовательно не будет произведена продукция с использованием этого фактора. Величина экономической ренты зависит от эластичности предложения фактора - чем выше эластичность, тем ниже величина экономической ренты, которую получает собственник фактора.
Цена на фактор производства, которая одновременно является доходом его собственника, определяется его предельной производительностью - чем она выше, тем выше будет цена на фактор. Также цена на фактор зависит от редкости фактора. Чем более редкий фактор, тем ниже эластичность его предложения, тем выше будет доход собственника. Например, высококвалифицированные работники являются более редким ресурсом по сравнению с неквалифицированными, поэтому их доходы выше.
|
1970 г. |
1980 г. |
1990 г. |
|
Доходы всего |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
|
Доходы от найма |
68.0 |
64.4 |
61.2 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
заработная плата и жалованье |
64.2 |
58.5 |
55.5 |
|
другие трудовые доходы |
3.8 |
5.9 |
5.3 |
|
Предпринимательский доход |
9.3 |
7.7 |
8.2 |
|
Рента, дивиденды, проценты |
12.8 |
14.2 |
16.7 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
рента |
2.1 |
0.3 |
0.2 |
|
дивиденды |
2.6 |
2.3 |
2.5 |
|
проценты |
8.1 |
11.6 |
14.0 |
|
Трансферты |
10.0 |
13.7 |
13.9 |
|
1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2-х т. / Пер. с англ. - М.: Республика, 1992. Т. 2.
2. Основы экономической теории. Под ред. Камаева В.Д. - М.: Изд. МГТУ, 1996.
3. Самуэлъсон П. Экономика / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1964.
4. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. Экономика. М.: Дело, 1999г.
5. Микроэкономика В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. Учебник для ВУЗов, в 2-х томах, 2000. Изд. 2-е испр. Т. 1 - 349 с. Т. 2 - 503 с.6. 40 лекций по микроэкономике. Учебник для экономических ВУЗов - комплект журналов "Экономическая школа" из 4-х выпусков, 1998.! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |