МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки
Республики Казахстан
Северо-Казахстанский государственный университет
им. М. Козыбаева
Кафедра «Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Сравнительный анализ рынков монополии и совершенной конкуренции»
Дисциплина: «Экономическая теория»
Выполнил:
Студент группы Фс-07-1 1-го курса
экономического факультета
Калинина Елена Даниловна
Проверил:
м.э.н., ст. преподаватель
Тимошина Т.П.
Петропавловск, 2007 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..…3
1 Характеристика и анализ рынка совершенной конкуренции………………5
1.1 Сущность и принципы модели совершенной конкуренции………………5
1.2 Рынок совершенной конкуренции в краткосрочном периоде……………9
1.3 Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде……………13
2. Характеристика и анализ рынка монополии……………………………….19
2.1 Сущность и принципы модели монополии…………………….…………19
2.2 Монополия в краткосрочном периоде…………………………………….24
2.3 Монополия в долгосрочном периоде……………………………………...27
3. Сравнительный анализ рынков монополии и совершенной конкуренции……………………………………………………………………..32
3.1Основные различия структуры и механизма функционированияв с ситуации, когда прибыль монополиста в коротком периоде отрицательна.
Обратимся к рис.6, где D и MR - кривые спроса и предельной выручки монополиста, LATC и LMC - кривые его средних общих и предельных затрат длительного периода. На-личные мощности монополии характеризуют кривые средних общих и предельных затрат короткого периода SATC1 и SMC1. В этой ситуации, очевидно, оптимальный объем выпуска Q. Однако при таком объеме производства удельные (средние) об-щие затраты оказываются выше цены (C1(Q1) > P1(Q1)) и моно-полия имеет убытки, размеру которых соответствует площадь прямоугольника P1C1E1A.[7.93]
Рис 6. Оптимум монополиста в долгосрочном периоде
На рисунке видно, что наличные мощности монополии недостаточны (слишком малы) для того, чтобы обеспечить ей положительную эконо-мическую прибыль на данном рынке. Однако у нашего монополиста есть и перспектива. Из чего это следует? Рас-смотрите внимательно соотношение кривых спроса и средних общих затрат длительного пе-риода. Обратите внима-ние, что на оси выпус-ка существует участок QQ, в пределах кото-рого кривая средних общих затрат длитель-ного периода оказыва-ется ниже кривой спроса, являющейся и кривой средней выручки.
Вспомним теперь, что кривую LАТС можно рассматривать как огибающую семейства кривых SАТС. Следова-тельно, осуществимо такое расширение производственной мощ-ности монополии, оптимальное использование которой позволи-ло бы монополисту получать положительную экономическую при-быль. Из всех возможных размеров производственных мощнос-тей, лишь тот позволит получать мак-симальную долгосрочную прибыль, который соответствует пере-сечению кривых LМС и МR (точка Е). Поскольку долгосрочный оптимум предполагает также и краткосрочный оптимум (но не наоборот), кривая краткосрочных предельных затрат SМС2 бу-дет пересекать кривую МR в той же точке Е. Иначе говоря, опти-мальная в длительном периоде производственная мощность на нашем рисунке характеризуется кривыми SАТС2 и SМС2. Ис-пользуя мощность такого масштаба и выпуская продукцию в объе-ме Q2, монополист получит положительную прибыль, поскольку SATC2(Q2) < P2(Q2). Общая сумма прибыли характеризуется, как очевидно, площадью прямоугольника C2P2BE2.
Таким образом, в длительном периоде монополист макси-мизирует прибыль, производя и продавая такой объем продук-ции, который соответствует равенству предельной выручки и предельных затрат длительного периода. Оптимальная мощность его предприятия такова, что кривые средних общих затрат ко-роткого и длительного периода касаются друг друга в точке, соответствующей оптимальному выпуску длительного периода, Е2. Ей соответствует точка Курно -- Е, где краткосрочные пре-дельные затраты равны предельной выручке. Обратите внимание, что точка Е2 лежит на нисходящей ветви кривой SАТС2, характеризующей оптимальную для дан-ного монополиста производственную мощность. Значит, его оп-тимальный выпуск Q2 предполагает неполное использование оптимальной (с точки зрения длительного периода) мощности. Если линия спроса сместится вверх вправо, то при той же тех-нологии и производственной мощности, т. е. при тех же кри-вых SАТС2 и SМС2, точка Е будет смещаться вверх по SМС2, объем выпуска окажется выше (точка Q2 сместится вправо), а цена ниже (точка Р2, а вместе с ней и С2 сместятся вниз).
Мы рассмотрели процесс долгосрочного приспособления мо-нополии, предполагая, что в начальный момент монополист получает отрицательную прибыль. Очевидно, что такой же ин-струментарий может быть использован для анализа долгосроч-ного приспособления монополии и в случае, если бы ее при-быль в начальном периоде была положительна, но монополия преследовала бы цель ее увеличения.
Заметьте, что монополист должен был бы покинуть данный рынок, если бы кривая долгосрочных средних общих затрат на всем своем протяжении лежала бы выше кривой спроса.
3. Сравнительный анализ рынков монополии и совершенной конкуренции
3.1 Основные различия структуры и механизма функционирования
Проведем сравнительный анализ рынков монополии и совершенной конкуренции.Данные типы рынков диаметрально противоположны.
Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое пред-приятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни от-дельный покупатель [13.155]
Монополией в экономической теории называют такой тип стро-ения рынка, при котором существует один и только один про-давец определенного товара. Будучи единственным поставщи-ком, предприятие-монополист (его также часто называют мо-нополией) сталкивается с совокупным спросом всех потенци-альных покупателей товара в пределах данного (национального или местного) рынка, и в этом смысле оно тождественно отрас-ли. Это предопределяет отличия поведения монополиста от по-ведения предприятия, функционирующего в условиях совер-шенной конкуренции. Модель монополии, как и модель совершенной конкуренции, основана на ряде допущений.
На рынке совершенной конкуренции существует свобода входа и выхода. Все продавцы и покупатели обладают полной свободой входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее (ухода с рынка). Это значит, что предприятия вольны начать производство данной продукции, продолжить или пре-кратить его, если сочтут это целесообразным. С другой стороны, никто не обязан оставаться в отрасли, если это не соответствует его желаниям. Отсутствует государст-венное вмешательство в организацию рынка (селективные суб-сидии и налоговые льготы, квоты и другие формы рациониро-вания спроса и предложения). Субъекты рынка (покупатели, продавцы, владельцы факторов производства) обладают совершенным знанием всех парамет-ров рынка. Информация распространяется среди них мгновен-но и ничего им не стоит
3.2 Входные барьеры как причина различий между монополистическим и конкурентным рынками
Моно-полия может существовать лишь постольку, поскольку вход на рынок представляется другим предприятиям невыгодным или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, монополия, по определению, исчезнет. Поэтому наличие вход-ных барьеров является обязательным условием и возникновения, и существования монополии. Входные барьеры многочис-ленны и разнообразны. Среди них:
-- наличие у предприятия-монополиста патентов на про-дукцию или применяемую при ее изготовлении технологию;
-- существование правительственных лицензий, квот или высоких пошлин на импорт товаров;
-- контроль монополистом источников поступления необ-ходимого сырья или других специализированных ресурсов;
-- наличие существенной экономии от масштаба, допускаю-щей присутствие на рынке лишь одного поставщика, получаю-щего положительную прибыль;
-- высокие транспортные расходы, способствующие фор-мированию изолированных местных рынков, так что единая в технологическом отношении отрасль может представлять мно-жество локальных монополистов.
Кроме того, и само предприятие-монополист может прово-дить такую политику цен, которая делает вход на рынок малопривлекательным для потенциальных конкурентов.
Вторым условием существования монополии является отсутствие совершенных заменителей. Предприятие-монополист может выпускать однородную или дифференциро-ванную продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей, или субститутов. Конечно, все потребительские товары являются взаимозаменяемыми в том смысле, что все они конкурируют или соперничают за деньги покупателей. Однако если товары, выпускаемые совершенно конкурентным предприятием, име-ют совершенные субституты, производимые другими предпри-ятиями той же отрасли, то субституты това-ров, производимых монополистом, менее чем совершенны. Иначе говоря, перекрестная эластичность спроса между продуктами монополиста и любым другим товаром либо равна нулю, либо пренебрежимо мала. Противоположная ситуация наблюдается на рынке совершенной конкуренции: все единицы ее товара абсолютно одинаковы в представ-лении покупателей и у них нет возможности распознать, кем именно произведена та или иная единица. В терминах это значит, что продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы и их кривая безразличия имеет для каждого покупателя форму прямой. Совокупность всех предприятий, производящих какой-то однородный продукт, образует отрасль. Примером одно-родного продукта могут быть обыкновенные акции опреде-ленной корпорации, обращающиеся на вторичном фондовом рынке. Каждая из них совершенно идентична любой другой, и покупателю нет дела до того, кем именно продается та или иная акция, если ее цена не отличается от рыночной. Фон-довый рынок, на котором обращаются акции множества кор-пораций, можно рассматривать как совокупность многих рынков таких однородных товаров. Однородными являются также стандартизированные товары, продающиеся обычно на специализированных товарных биржах. Это, как прави-ло, различные виды сырьевых товаров (хлопок, кофе, пше-ница, нефть определенных сортов) или полуфабрикаты (сталь, золото, алюминий в слитках и т. п.). Не является однородной продукция, хотя и одинаковая, производители (или поставщики) которой могут быть легко рас-познаны покупателями по производственной ими торговой мар-ке (аспирин, ацетилсалициловая кислота), фирменному знаку или другим характеристичным особеннос-тям, если покупатели придают им, конечно, существенное зна-чение. Таким образом, анонимность продавцов вместе с ано-нимностью покупателей делают рынок совершенной конкурен-ции полностью обезличенным. Совершенная взаимозаменяемость однородной продукции разных предприятий означает, что перекрестная эластичность спроса на нее по цене для любой пары предприятий-производи-телей близка к бесконечности.
Третьим параметром, на основании которого можно провести сравнительный анализ является степень информированности субъектов рынка. И покупатели, и един-ственный поставщик обладают совершенным знанием о ценах, физических характеристиках благ, других параметрах рынка. Допущение совершенной информированности имеет для моно-полиста едва ли не большее значение, чем для совершенно кон-курентного предприятия. Последний, как мы знаем, явля-ется ценополучателем, а значит, ему вовсе не обязательно знать отраслевую или рыночную кривую спроса. Для него рыночная цена является экзогенным параметром, а его индивидуальная кривая спроса представляется прямой, параллельной оси вы-пуска. Чтобы максимизировать при данной рыночной цене свою прибыль, ему достаточно лишь знать свою функцию затрат. Другое дело предприятие-монополист, кривая спроса на продукцию которого является и кривой спроса отрасли. Следо-вательно, манипулируя в целях максимизации прибыли объ-емом выпуска или уровнем цены, монополист должен знать кривую спроса на свою продукцию, т. е. все возможные соотношения между ценами спроса и его объемами. Более того, в не-которых ситуациях, например при осуществлении монопо-листом ценовой дискриминации, ему нужно знать и функции спроса отдельных потребителей или сегмен-тов рынка. Очевидно, что допущение о совершенной информи-рованности субъектов рынка в случае монополии не более реа-листично, чем при совершенной конкуренции, и мы увидим, что предприятия, обладающие в той или иной сте-пени монопольной властью, при недостаточной информирован-ности о кривых спроса обычно пользуются при установлении цен некоторыми эмпирическими правилами
Все перечисленное дает основания утверждать, что рынок совершенной конкуренции и монополии являются диаметрально противоположными структурами.
Заключение
Подводя итоги работы, кратко резюмируем ее основные идеи:
Рынки монополии и совершенной конкуренции являются полярными структурами, принципы их организации полярны.
Совершенная конкуренция представляется многим исследователям неким идеалом, своеобразным эталоном рынка к которому нужно стремиться, однако известно, что, как и монополии, этой рыночной структуре присущи свои недостатки. В экономической теории совершенной конкуренцией назы-вают такую форму организации рынка, при которой исклю-чены все виды соперничества, как между продавцами, так и между покупателями. Таким образом, теоретическое поня-тие совершенной конкуренции является фактически отри-цанием обычного для деловой практики и повседневной жиз-ни понимания конкуренции как острого соперничества эко-номических агентов. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое пред-приятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни от-дельный покупатель.
Рынок совершенной конкуренции не стимулирует производителей к улучшению производимой продукции, так как продукция на этом рынке недифференцированная. Помимо этого, рынок совершенной конкуренции не способствует решению ряда важных проблем, порождая проблемы внешних эффектов и ухудшая экологию окружающей среды.
Монополией в экономической теории называют такой тип стро-ения рынка, при котором существует один и только один про-давец определенного товара. Будучи единственным поставщи-ком, предприятие-монополист (его также часто называют мо-нополией) сталкивается с совокупным спросом всех потенци-альных покупателей товара в пределах данного (национального или местного) рынка, и в этом смысле оно тождественно отрас-ли. Это предопределяет отличия поведения монополиста от по-ведения предприятия, функционирующего в условиях совер-шенной конкуренции.
Монополии также присущи недостатки - она в еще меньшей степени заинтересована в улучшении качества производимой продукции, более того, при отсутствии государственного регулирования и контроля она неоправданно повышает цены, тем самым взывая нарушение равновесия на рынке.
Противоположные черты монополии и совершенной конкуренции проявляются даже при анализе ее свойств: даже в названии указанных структур заложены принципы их полярности: монополия - «один продаю» и конкуренция - «состязательность».
Выявить полярные черты указанных рынков можно, сопоставив их основные сущностные характеристики: количество продавцов и покупателей, характер товара на рынке и его специфические свойства, условия хода в отрасль и число участников рынка. У указанных рыночных структур данные характеристики являются противоположными.
Определения, обозначения, сокращения
информация - сведения в любой форме и виде, сохраненные на любых носителях (в том числе переписка, книги, пометки, иллюстрации (карты, диаграммы, рисунки, схемы и тому подобное), фотографии, голограммы, кино-, видео-, микрофильмы, звуковые записи, базы данных компьютерных систем или полное либо частичное воспроизведение их элементов), объяснения лиц и любые другие, публично объявленные или документированные сведения;
конкурент (на рынке) - субъект рыночных отношений, изменение объемов деятельности которого ведет к уменьшению или увеличению рыночной доли другого субъекта рыночных отношений;
конкуренция - состязательность субъектов рынка с целью получения преимуществ, вследствие чего отдельный субъект рынка не может определять условия оборота товаров на соответствующем товарном рынке;
монополистическая деятельность - антиконкурентные соглашения (согласованные действия) субъектов рынка, злоупотребление доминирующим положением, антиконкурентные действия государственных органов;
монополистическая деятельность - действия (бездействие) субъектов рынка, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) ущемляющие законные интересы потребителей;
монопольно высокая цена - цена, устанавливаемая субъектом рынка, занимающим доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке с целью компенсации необоснованных затрат и (или) получения дополнительного дохода в результате злоупотребления доминирующим (монопольным) положением;
монопольно низкая цена - цена товара, сознательно устанавливаемая субъектом рынка, занимающим доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке, целью установления которой является ограничение конкуренции путем устранения конкурентов с товарного рынка;
монопольный доход - доход, полученный субъектом рынка в результате осуществления монополистической деятельности;
недобросовестная конкуренция - любое действие (бездействие) юридического и (или) физического лица, а также государственных органов и органов местного самоуправления, направленное на получение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности путем устранения или ограничения конкуренции;
предельная величина доли субъекта рынка на соответствующем товарном рынке - показатель, являющийся основанием для включения в государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение;
сговор - согласованные действия между субъектами рынка, направленные на установление единой цены на товары (работы, услуги) либо на раздел товарного рынка, которые привели и (или) могут привести к отрицательным последствиям на товарном рынке;
субъекты рынка - юридические лица, осуществляющие деятельность по производству, реализации и приобретению товаров, их объединения, а также физические лица, осуществляющие самостоятельную или совместную с другими лицами предпринимательскую деятельность;
товар - продукт деятельности, в том числе работы и услуги, предназначенный для продажи или обмена;
товарный рынок - сфера оборота товара или взаимозаменяемых товаров на территории Республики Казахстан или ее части, исходя из экономической возможности покупателя, приобрести товар на соответствующей территории;
уполномоченный орган по защите конкуренции - государственный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в области конкуренции и ограничении монополистической деятельности.
Список используемой литературы
О конкуренции и ограничении монополистической деятельности / Закон Республики Казахстан от 19 января 2001 года N 144,
О недобросовестной конкуренции / Закон Республики Казахстан от 9 июня 1998 года № 232
К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации! Послание Президента народу Казахстана, г. Астана, 19 марта 2004 года
Валовой Д. Рыночная экономика: возникновение и сущность М. ИНФРА-М 1997г.,96
Вопросы статистики А. 2003г.
Вопросы экономики № 7- 9 2003г.
Гальперин В.М. Игнатьев С.М. Моргунов В.И. Микроэкономика Высшая школа экономики. СПб. 2004г., 157-163
Куватов Р.Ю. Болганбаев А.Е. Экономика и проблемы переходного периода. А. 1997г., 123-157
Курс экономической теории /под редакцией Чепурина И.М. Киселевой А.Е. М. 2005г., 107
Макконнелл К.Р. Брю С.Л. Экономикс М.2006г.,107
Нуреев Микроэкономика, А, .2002г.,
Сабденов О. экономическая политика переходного периода на рубеже XXI века. А 1999г., 139
Селищев А.С. Микроэкономика 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003г.,93
Экономика /под ред. Булатова В.Г. М 1999г., 145
Экономическая теория: Учебник для вузов /под ред. Проф. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004., 185
Экономическая энциклопедия М. 2002г., 221
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Усыновление (удочерение) |
Курсовая работа | Условия предоставления международного банковского кредита |
Курсовая работа | Учет и анализ готовой продукции (на примере ЗАО "Рабочий") |
Курсовая работа | Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников |
Курсовая работа | Оценка финансового состояния предприятия |
Курсовая работа | Оптимизация численности персонала |
Курсовая работа | Договор аренды предприятия |
Курсовая работа | Аудит расчетов с персоналом по оплате труда |
Курсовая работа | Место и проблемы развивающихся стран в мировом хозяйстве |
Курсовая работа | Стили управления |
Курсовая работа | Договор международных перевозок |
Курсовая работа | Производственная и общая структура предприятия |
Курсовая работа | Учет и анализ наличных и безналичных денежных потоков |
Курсовая работа | Сертификация по стандартам системы менеджмента качества |
Курсовая работа | Нравственное воспитание младших школьников |