38
Содержание
Введениекак и при передачи, организацией основных средств сторонним предприятиям на праве безвозмездного пользования.
г) Самый частый и характерный случай выбытия - ликвидация основных средств в случае аварий, стихийных бедствий, в результате выявленного хищения. Ликвидацию основных средств производят на основании распоряжения руководителя организации. Приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.
Комиссия определяет целесообразность дальнейшего использования объектов основных средств - невозможность или неэффективность их восстановления, непригодность к дальнейшему использованию, а также оформляет документацию на списание указанных объектов. Составляется акт на списание основных средств форма № ОС-4 (Приложение 9) или в случае списания автотранспортных средств (форма № ОС-4а) с приложением актов об авариях, причинах, вызвавших аварию, если они имели место.
В акте указываются данные, характеризующие объект: дата принятия объекта к бухгалтерскому учету; год изготовления или постройки; время ввода в эксплуатацию; срок полезного использования; первоначальная стоимость; сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета; проведенные ремонты; причины выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления; состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.
Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.п.
При оформлении списания автотранспортных средств первый экземпляр акта, с документом, подтверждающим снятие с учета в ГИБДД передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность автотранспортных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
Ликвидация основных средств за непригодностью к дальнейшей эксплуатации оформляется записью:
Дебет счета 01 «Выбытие основных средств»,
Кредит счета 01 «Основные средства».
Дебет счета 02 «Амортизация Основных средств»,
Кредит счета 01«Выбытие основных средств».
Затраты по списанию относят к операционным расходам, на этот же счет списывается их остаточная стоимость:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»,
Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
68 «Расчеты по налогам и сборам»
23 «Вспомогательные производства»
01 «Выбытие основных средств».
В конце после списания обязательно подводится финансовый результат (прибыль или убыток)
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»
Кредит 99 «Прибыль или убыток»
Дебет 99 «Прибыль или убыток»
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы»
На основании оформленных актов на списание основных средств или на списание автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся в документе, открываемом по месту его нахождения.
Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации.
Ликвидация отдельных частей, входящих в состав объекта, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты, оформляется также как и полная.
Амортизация основных средств начисляется предприятием, согласно действующему законодательству, ежемесячно. Суммы начисленного износа зачисляются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и кредит 02 ««Амортизация основных средств». Как было уже упомянуто в главе 1, при начислении амортизации используются Единые нормы амортизации, где нормы амортизации установлены по группам основных средств в процентах к их первоначальной стоимости.
А на предприятии реально, суммы амортизации основных средств согласно учетной политике, производится самым распространенным и легким - линейным способом, другие способы, которые разрешает законодательство не используется. Для ее отражения используют пустографные листы, в которых отражен номер амортизируемого средства, год выпуска, фактическая служба, шифр, балансовая стоимость, % амортизации и срок нормы использования, который не рассчитывается, а берется из имеющихся в организации старых справочников.
3. Направления совершенствования действующей в организации системы учета основных средств
На наш взгляд, основным общим недостатком системы учета основных средств является недостаточный контроль за деятельностью бухгалтерии со стороны руководства организации. При такой системе директор как бы не является потребителем бухгалтерской информации в той степени, в которой ему следует им быть теоретически. Практически достаточных усилий по контролю за основными средствами он не прикладывает, хотя нормативные требования соблюдаются им с возможной наибольшей точностью. Введение дополнительного контроля за учетом основных средств со стороны руководства предприятия мы считаем очень важным. Это означает просмотр руководителем бухгалтерских документов, изучение им нормативных актов, действующих в этой области. Такой подход позволит более рационально расходовать средства на приобретение основных средств, тратить меньше времени на убеждение руководства в необходимости приобретения того или иного объекта, повысить дисциплину использования основных средств сотрудниками предприятия.
При зачислении в состав основных средств на предприятии процедура не соблюдается в должной форме: акт приемки (форма ОС-1) оформляется, но не всегда, то есть фактически сам факт постановки на учет основных средств фиксируется только при помощи бухгалтерской проводки;
Дебет счета 01 «Основные средства»,
Кредит счета 08 «Вложение во внеоборотные активы».
Такая система, по нашему мнению, не рассчитана на дальнейшее расширение организации, которое связано с увеличением количества и номенклатуры используемых на нем основных средств. Практика бухгалтерского учета основных средств в организации так же сталкивается со многими другими недостатками. Они, прежде всего, связанны;
-- с действующим законодательством, так как организация не получает своевременных данных о прошедших изменениях в это области, поэтому необходимо организовать доступ к системе “Консультант Плюс” для обеспечения персонала законодательными и нормативными актами, ПБУ, инструкциями оперативного отслеживания изменений в нормативной базе;
-- с устареванием и неприспособленностью к условиям учета при помощи современной вычислительной техники, хотя ЗАО “Маяк ” уже имеет длительный опыт использования программных продуктов фирмы “Парус”, но ранее это происходило только в одной из самых трудоемких областей бухгалтерского учета -- в расчете заработной платы. Данная фирма имеет и интегрированную программу бухгалтерского учета, где представлен и бухгалтерский учет основных средств, которой так же можно пользоваться, тем более в организации уже имеется небольшой опыт работы в данной программе;
Программа дает возможности при обработке бухгалтерских проводок сразу заполнять первичные документы. Например, при обработке проводки
Дебет счета 01 «Основные средства», Кредит счета 08 «Вложение во внеоборотные активы», программа реагирует на появление комбинации счетов и просит заполнить форму, содержащую инвентарную карточку объекта. После заполнения такой формы, содержащей все нужные статьи, появляется возможность: автоматического заполнения программой описи инвентарных карточек, автоматического начисления амортизации, значительного облегчения и ускорения процесса переоценки. Таким образом, программа поможет избавиться от многих существующих недостатков учета основных средств.
Одним из следующих направлений совершенствования организации бухгалтерского учета основных средств является ориентация на Международные стандарты учета и отчетности. В настоящее время действует 16 Международный стандарт «Основные средства» от 2004 года, в который входит начисление амортизации. МСФО предписывает начислять амортизацию одним из способов: метод равномерного начисления, метод уменьшаемого остатка и метод единиц производства. Применяемый способ может пересматриваться на протяжении всего срока полезного использования актива. Тот способ, который использует организация, мы считаем не эффективным, потому что линейное начисление амортизации приводит к медленному списанию основных средств и это походит только для крупных объектов, таких как здания, сооружения, что совершенно не подходит для быстро изнашивающихся средств с коротким сроком полезного использования (станков, компьютеров). Чем быстрее будут списаны основные средства, чем быстрее это будет способствовать их скорейшему обновлению. Внедрение Международных стандартов учета позволит повысить качество учета основных средств и контроля за их учетом. В то же время, организация получит более гибкую и обоснованную систему учета с возможностью учета особенностей его деятельности.
Так же для улучшения организации учета, анализа основных средств, эффективного использования выявления резервов роста фондоотдачи и объема выпуска продукции ЗАО “Маяк ” можно дать следующие рекомендации:
повысить квалификацию сотрудников бухгалтерии;
усовершенствовать форму применяемых документов и учетных регистров;
усовершенствовать структуру оборудования за счет увеличения доли прогрессивных видов машин и оборудования, автоматизированных линий, ликвидировать лишнее и малоиспользуемое оборудование, сократить количество не установленного оборудования;
4) расширить рынки сбыта продукции по стране, увеличивать заказы на продукцию;
Заключение
В процессе написания работы, мы поняли, что бухгалтерский учет основных средств -- очень важное направление бухгалтерского учета вообще. Получение достоверной информации об имуществе предприятия обретает первостепенную важность именно сейчас, на этапе становления и развития рыночных отношений.
В настоящее время организации получают возможность проявления инициативы в области постановки и ведения бухгалтерского учета, что требует от бухгалтеров некоторых творческих способностей и много знаний для оптимизации учета.
Многое затрудняет деятельность бухгалтеров: трудность перехода к современной системе и работы в условиях развивающихся рыночных отношений, недостаточность опыта работы в таких условиях, отсутствие положительных примеров, несовершенство и противоречивость подзаконных актов.
С другой стороны, для себя мы рассматривал проблему учета основных средств как возможные руководители организации, и отметили, что основные средства это имущество организации, которое имеет срок полезного использования не меньше года и утрачивает свою стоимость по частям, относя ее постепенно на затраты производства т.е. это есть ни что иное как амортизация, которая может начисляться двумя методами; линейным и нелинейным.
Чтобы вести их учет, необходимо классифицировать их по видам, отраслям экономики, назначению или характеру участию в процессе производства, степени использования и по принадлежности.
Важное значение имеет и оценка основных средств. В соответствии с ПБУ 6/01 она принимается к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). В результате своей деятельности основные средства, несомненно, по ряду причин утрачивают свою стоимость, поэтому организации производят либо их дооценку, если их стоимость возросла, либо уценку, если их стоимость уменьшилась.
В качестве объекта исследования нами было выбрано ЗАО «Маяк». Бухгалтерский учет в данной организации по учету основных средств несовершенен, что порой вызывает много затруднений. Поэтому нами было предложено ввести дополнительный контроль над учетом основных средств, который позволит расходовать их более рационально, организовать доступ к системе «Консультант Плюс», сформировать усовершенствованный автоматизированный учет, используя программу «Парус» в результате будет тратиться значительно меньше времени на заполнение документов и не будет утечек в учете.
Так же для улучшения организации учета, анализа основных средств, эффективного использования выявления резервов роста и объема выпуска продукции ЗАО “Маяк должно расширить рынки сбыта продукции по стране, увеличивать заказы на продукцию и взять ориентацию на Международные стандарты учета и отчетности. Внедрение которых позволит повысить качество учета. В то же время, организация получит более гибкую и обоснованную систему с возможностью учета особенностей его деятельности.
Думаем, что совершенствование системы учета основных средств в организации все-таки будет происходить. Насколько это возможно в рамках курсовой работы, мы постарались предложить пути такого совершенствования.
Список литературы
1. Федеральный закон « О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ 125с.
2. Гражданский кодекс Российский Федерации. Часть первая и вторая. -М.: Издательство “СПАРК”, 1996.-424с
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. -М.: ГроссМедиа, 2006.-956с
4. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 №552 с последующими изменениями и дополнениями. -
5. Все положения по бухгалтерскому учету. - М.: ООО ИИА «Налог Инфо», ООО «Статус- Кво 97», 2006.- 264
6. Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01. Утверждено Приказом Минфина РФ от 18.05.02 №45н с изменениями, внесенными Приказом Минфина РФ от 12.12.2005г. №147н.- 4с
7. Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/98. Утверждено Приказом Минфина РФ от 09.12.98 №60н. -6с
8. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утверждены Приказом Минфина РФ от 20.07.98 №33н с изменениями, внесенными Приказом Минфина РФ от 28.03.2000 №32н.-4с
9. Положение по бухгалтерскому учету “Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство” (ПБУ 2/94). Утверждено Приказом Минфина РФ от 20,12.94 №167. -8с
10. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации. Инструкция по его применению.-М.:ЮРКНИГА,2004.-112с.
11. Абрамова Н.В. «Изменения В учете основных средств, подлежащих регистрации» // Главбух -2000 сентябрь № 17 с.8-12
12. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 416с.
13. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 112с.
14. Богатая И.Н. Хахонова Н.Н.Бухгалтерский учет.- Ростов -на- Дону: «Феникс», 2004- 796с
15. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Издательство “Бухгалтерский учет”, 1999. - 352с.
16. Каморджанова Н., Карташова И.Бухгалтерский финансовый учет.-СПб,:Питер, 2006.-480с
17. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.:ИНФРА-М, 1998.- 584с
18. Методы восстановления основных средств // Экономика и жизнь -2000 сентябрь № 26 с.19-20
19. Медведев А.Н., Медведева Т.В. Практическая бухгалтерия: от создания до ликвидации организации. - М.:ИНФРА-М, 2000. - 576с.
20. Наумова Н.А., Василевич И.П., Нуридинова Л.В. Основы бухгалтерского учета - М: Аудит, ЮНИТИ, 1998 -304 с.
21. Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов./ под редакцией Поляка Г.Б.- 2е издание пер. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006-415с
22. Пошерстник Н.В. МейксинМ.С. Самоучитель по бухгалтерскому учету.- СПб.: «Издательский дом Герда», 2003.-1015с
23. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: ООО “Новое знание”, 1998. - 688с
24. Экономика предприятия: тексты, задачи, ситуации. уч. пособие для вузов /под ред. Швангера В.А. - М.:ЗАО Издательский дом «ПИТЕР», 2002 -С243
25. Экономика предприятия: /под редакцией Волкова Н.- М.: юристъ, 2001 -С256
26. Экономика предприятия: /под редакцией Н.А. Сафронова- 2е издание пер., доп.- М.: Экономистъ 2005.- 618с
27. Экономика организации (предприятия): учебник для вузов./ под редакцией Горфинкеля В.Я., проф. Швандера В.А. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006-670с
28. Экономика предприятия /Под. ред. Проф. В.П. Грузинова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 535с.
29. http://www.alfa-bank.ru/cards/services
30. http://www.fn.nn.ru/card/vid/korona.htm
31. http://www.fn.nn.ru/card/vid/stb.htm
32. http://www.fn.nn.ru/card/vid/uc.htm
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Юбка |
Курсовая работа | Развитие памяти у детей дошкольного возраста |
Курсовая работа | Структура оценки персонала |
Курсовая работа | Экономическая безопасность |
Курсовая работа | Организация технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей |
Курсовая работа | Оценка инвестиционной привлекательности предприятия |
Курсовая работа | Маркетинг в сфере авиапассажирских перевозок (на примере ОАО "Аэрофлот – российские авиалинии") |
Курсовая работа | Расчет основных параметров склада |
Курсовая работа | Финансовая система РФ |
Курсовая работа | Пути совершенствования производственной структуры предприятия |
Курсовая работа | Особенности гендерных стереотипов в современном обществе |
Курсовая работа | Влияние игрушек на психическое развитие ребенка дошкольного возраста |
Курсовая работа | Становление и развитие имущественного страхования |
Курсовая работа | Разработка стратегического плана предприятия |
Курсовая работа | Социальная защита пожилых людей |