3
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Факультет экономики и права
Кафедра «Мировая экономика»
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ
Анализ отрасли.
Выберите товар (желательно производимый на предприятиях Тульской области). Проанализируйте разброс рыночных цен на этот товар у различных продавцов. Проведите анализ отрасли по материалам периодической печати и данным государственного и областного комитетов статистики. Определите тип рынка, на котором работают производители. Как изменилась ситуация на рынке за последние несколько лет, а именно:
ь изменение объема производства и потребления товара;
ь изменение структуры экспорта и импорта товара;
ь изменение цены на товар;
ь какие технологические изменения происходят в отрасли. Какова сырьевая база и как меняется стоимость основных потребляемых ресурсов.
Объем анализа 5 страниц.
Спрос и предложение. Механизм установления рыночного равновесия.
На основании данных, приведенных в прил. 1 и 2 (номер варианта в прил. 1 соответствует номеру студента в списке группы, индекс группы в прил. 2 устанавливает преподаватель), выполните следующие задания.
1. Определите, как изменились равновесные цена и количество товара за девять лет на основании данных, приведённых в прил. 1 и прил. 2. Предложение товара в 1999 г. сократилась на 15 % по сравнению с 1990 г. Постройте кривые спроса и предложения. Объясните, какие факторы могли вызвать изменения в спросе и предложении товара.
2. Вычислите ценовую эластичность спроса и предложения в 1999 г. Рассчитайте эластичность спроса по доходу, если среднедушевой доход в 1990 г. составлял I90 руб. в месяц, а в 1999 г. I99 руб. в месяц.
Дальнейшие задания выполнять на основании состояния рынка в 1999г.
3. Предполагая, что рыночная цена на товар в предшествующем периоде установилась на F % ниже равновесной, постройте динамическую модель рынка на 3 периода. Определите величину товарной интервенции, необходимой для удержания в 1999 г. цены на уровне предшествующего периода.
4. Какой должна быть налоговая ставка (или субсидия) на продажу единицы товара, чтобы общая величина выручки продавцов была максимальной.
5. Как изменятся равновесная цена и равновесное количество товара при введении такого налога (предоставлении субсидии). Начертите график. Опишите изменения.
6. Определите общую величину налоговых поступлений в бюджет (выплачиваемых субсидий). Как распределяется эта сумма между потребителями и производителями товара. Проанализируйте целесообразность введения налога (предоставления субсидии).
7. Что произойдет, если государство вместо использования налогов и субсидий введет регулирование цен. Если цена, при которой общая выручка продавцов будет максимальна, получается ниже равновесной, то государство устанавливает “ потолок “ цены, если выше - то устанавливает нижний предел цены. Изобразите графически и опишите сложившуюся ситуацию.
Производство и издержки в рыночной экономике.
Предполагая, что фирма является несовершенным конкурентом, и то, что определенная ранее функция спроса на товар в 1999 году достаточно точно определяет реакцию потребителей на изменение объема производства, необходимо:
1. Определить оптимальный объем выпуска продукции и цену, величину издержек и прибыль;
2. Начертить график сопоставления предельного дохода и предельных издержек, а также график сопоставления общей выручки и общих издержек;
3. Определить издержки фирмы при равновесной цене и равновесном объеме производства (P*99 и Q*99 из части 2) . Рассчитайте величину прибыли. Целесообразно ли фирме продолжать свою деятельность при данном равновесном состоянии рынка?
4. Определить изменение потребительского излишка и величины потерь “мертвого груза” при изменении объема производства с равновесного до оптимального.
5. Определить количество занятых в фирме и производственную функцию для равновесного объема производства.
6. Сделать выводы об оптимальности соотношения труда и капитала на предприятии. Каким образом необходимо изменить количество используемых факторов производства, если планируется изменение объема производства до оптимального.
Анализ отрасли
Правду о происхождении чайных пакетиков установить сложно. По одной из версий, они появились в начале XX века с легкой руки американского чаеторговца Томаса Салливана. Получилось так, что трюм корабля, где хранился чай, затопило и товар пришлось продавать в мокрых мешках. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: мистера Салливана посетила идея наладить производство пакетированного чая. По другой версии, он расфасовывал образцы чая в шелковые пакетики, которые покупатели по незнанию стали опускать в кипяток, не распаковывая. И наконец, есть мнение, что чай в пакетиках изобрели английские солдаты, сражавшиеся на фронтах Первой мировой войны. Страдая без любимого напитка, они насыпали чай в некое подобие носка и опускали его в котел. Исследования утверждают, что в Англии доля рынка, приходящаяся на чай в пакетиках составляет более 70%.
Многие считают, что пакетированный чая - это смесь отходов листового чая и чайной пыли. Мол, и вкус у него другой, чем у крупнолистового, заваренного в чайнике, и готовится он быстрее. Это наводит на мысль: не достижения ли химической промышленности помогли стать пыли, скрытой в пакете, похожей на чай?
Однако производители утверждают: высококачественный пакетированный чай отличается от напитка, приготовленного из крупнолистового чая, только размером чаинок, а по вкусу и качеству практически такой же. В производстве пакетированного чая используются самые мелкие чаинки, которые получают путем измельчения листа специальными машинами. Профессионалы называют эти чаинки «высевками», или по-английски - «фаннингс».
Теперь рассмотрим непосредственно рынок чая.
Чай относится к ежедневно потребляемым напиткам, его пьют практически все, независимо от пола, возраста и уровня дохода. Вместе с тем наблюдаются определенные различия в стиле потребления, частоте покупок, а также предпочтениях россиян по типу, сорту, маркам и производителям чая, т.е. тем характеристикам, которые постоянно дополняются и модифицируются в соответствии с условиями рынка и требованиями потребителей.
По уровню потребления чая на душу населения Россия занимает одно из лидирующих мест, уступая лишь Китаю и Индии, где, конечно же, традиции употребления чая гораздо древнее. Чай употребляет около 98,5% населения России. Россия находится на 2-м месте в мире по импорту чая и входит в первую пятерку по его душевому потреблению.
Традиционными поставщиками чая в Россию являются Цейлон (Шри-Ланка), Индия, Индонезия, Китай, Вьетнам и Великобритания.
Чай - это напиток, который уже давно завоевал огромную популярность и стал неотъемлемой частью образа жизни большинства россиян. Именно этим объясняется достаточно высокая частота покупок данного продукта: приблизительно 84% потребителей приобретают его один раз в месяц или чаще.
За последние три года предпочтения любителей этого напитка заметно изменились в сторону потребления пакетированного чая. Это связано с тем, что такая упаковка очень практична - чай в пакетиках удобен для потребления в офисе, на рабочем месте, поэтому он чаще пользуется популярностью у учащихся, разного рода офисных сотрудников и рабочих.
Таблица 1.
Предпочтения потребителей по маркам чая, % от числа опрошенных (на примере Москвы - 1000 жителей, Санкт-Петербурга - 1500 жителей)
Марка чая |
Москва |
Санкт-Петербург |
|
Greenfield |
2 |
5 |
|
Riston |
2 |
1 |
|
Lisma |
2 |
1 |
|
Twining |
2 |
1 |
|
Brook Bond |
3 |
2 |
|
Принцесса Нури |
4 |
37 |
|
Беседа |
5 |
3 |
|
Dilmah |
5 |
2 |
|
Lipton |
21 |
20 |
|
Ahmad |
27 |
16 |
|
Таблица 2.
Предпочтения потребителей по типу чая, % от общего числа опрошенных
Тип чая |
Москва |
Санкт-Петербург |
|
Рассыпной |
55 |
45 |
|
Пакетированный |
54 |
44 |
|
Другое |
1 |
1 |
|
Динамика продаж
С февраля по сентябрь 2005 года розничные продажи чая в исследуемых городах выросли на 28% в стоимостном выражении, по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. Стоит отметить, что динамика продаж чая в рублевом эквиваленте сопоставима с динамикой продаж кофе, где за тот же период рост составил 28,5%.
Что касается объемов потребления в физическом выражении, то здесь показатели развития чайной категории отстают: за рассматриваемый период розничные продажи кофейной продукции в натуральном выражении выросли на 24%, тогда как продажи чая - всего лишь на 10%. В результате если еще в феврале-сентябре прошлого года физические объемы продаж чая в 1,5 раза превосходили объемы продаж кофе, то в этом году разница составляет всего 30%.
Для чайной продукции характерна сезонность продаж, связанная с тем, что напиток обычно потребляется в горячем виде. Как следствие, спрос активизируется в зимние месяцы, тогда как в летний период наблюдается его уменьшение.
Ценовые сегменты
Что касается среднего ценового сегмента, то его позиции также постепенно крепнут за счет смещения потребительских предпочтений в сторону более качественной продукции. В феврале-сентябре 2005 года в исследуемых городах России его доля составила 34,7% от натурального и 31,4% от стоимостного розничного оборота.
Основная тенденция развития чайного рынка заключается в удорожании этой торговой категории на фоне сравнительно невысоких темпов ее роста в натуральном выражении (натуральные объемы продаж выросли на 10%, тогда как стоимостные - на 28%). Средняя цена по всей категории продолжает расти, так, в феврале-сентябре 2004 года она составила 280,8 рублей за 1 кг, что на 16% выше, чем в аналогичный период предыдущего года. В самых крупных городах эта тенденция еще более очевидна. Например, в Москве средняя розничная цена за 1 кг чая составила 358,4 рубля, а в Санкт-Петербурге - 298,6 рубля. Это обусловлено ростом продаж пакетированного чая, с одной стороны, и активным развитием премиального сегмента и более дорогих видов чая, таких как черный ароматизированный или зеленый, - с другой. При этом в феврале-сентябре 2004 года средняя цена чая в пакетиках выросла на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года, а цена непакетированного увеличилась на 13,8%.
Средние цены на пакетированный чай на январь 2005 года по Москве и Московской области.
Наименование чая |
Производители |
Цены, руб |
|
Крепкий тонизирующий чай «Брук Бонд» |
Филиал ООО «Юнилевер СНГ», г. Санкт-Петербург, Россия. |
22 |
|
Чай «Бодрость» классика черный байховый мелкий |
Упакован в России ОАО «Русский продукт», г. Москва. Производится из лучших сортов кенийского чая., |
15,2 |
|
Цейлонский чай «Бархатные лепестки» |
ООО «Чайная компания «ЛЮТА», п. Измайлово, Московская область, Россия |
11,5 |
|
Чай черный «Lipton Yellow» Label Tea |
Компания «Юнилевер Бестфудс Бельгия» для ООО «Юнилевер СНГ», Россия. |
29,9 |
|
Чай «Беседа» |
Филиал ООО «Юнилевер СНГ», г. Санкт-Петербург, Россия. |
14,9 |
|
Индийский чай «Золотая чаша» |
ООО «Универсальные пищевые технологии», г. Серпухов, Московская область, Россия. |
14 |
|
Черный чай в пакетиках «Золотые лепестки» «Майский» |
ОАО «Компания «Май», г. Фрюзино, Московская область, Россия. |
17,9 |
|
Пакетированный высокогорный чай «Черный жемчуг» |
ЗАО «ПК Агросервис», г. Москва, Россия. |
18 |
|
«Finest Ceylon Tea» «Riston» |
Экспортер «George Steuart & Co», упакован на Цейлоне. |
26,9 |
|
Чай «Akbar» чистый цейлонский пакетированный |
ООО «Яковлевская чаеразвесочная фабрика», Московская область, Россия. |
19 |
|
Черный байховый чай в пакетиках «Принцесса Нури» высокогорный |
«Орими Трейд», г. Санкт-Петербург, Россия. |
17,8 |
|
Оригинальный цейлонский чай «Dilmah» |
«Эм. Джей. Эф. Тис (Пат) Лтд», Шри-Ланка. |
23,9 |
|
Английский чай для завтрака «Twinings of London» |
«R. Twining & Company Ltd», Лондон, Великобритания для ООО «Вайлекс», г. Москва, Россия. |
53 |
|
Чай черный «Английский завтрак» «Ahmad Tea London» |
«Ahmad Tea Ltd», Лондон, Великобритания, упаковано в Шри-Ланке. |
30,7 |
|
«Тот самый чай индийский» |
ООО «Московская чайная фабрика», г. Москва, Россия. |
19 |
|
Проблемы на рынке пакетированного чая начались несколько лет назад, когда пошлины на его ввоз были повышены. Иностранным производителям чайных пакетиков стало не выгодно импортировать в Россию свою продукцию - ее цена была слишком высока по сравнению с российскими аналогами. В такой ситуации у иностранных компаний был небогатый выбор: либо снижать качество своей продукции, либо переносить расфасовку на территорию России. Большинство предпочли второй вариант. Сейчас, по мнению экспертов, у российских компаний есть некоторое преимущество перед именитыми западными производителями, потому что из-за роста цен на импортный пакетированный чай увеличился спрос на дешевые отечественные пакетики. Кроме того, российские производители вынуждены повышать качество своего пакетированного чая, чтобы успешно конкурировать с западными компаниями не только по стоимости, но и по вкусовым свойствам чая. Это, полагают участники рынка, приведет в ближайшем будущем к существенному росту потребления пакетированного чая у нас в стране.
Спрос и предложение. Механизм установления рыночного равновесия.
На основании информации, характеризующей спрос и предложение на рынке пакетированного чая (табл. 1), выполним задание.
Таблица 1
Показатели |
Исходные данные |
|
1. Кривая спроса на товар в 1990г. характеризовалась точками с координатами: точка А : цена, т. руб. количество в день, тонн. точка Б : цена, т. руб. количество в день, тонн. 2. Кривая спроса на товар в 1999 г. характеризовалась точками с координатами: точка В : цена, т. руб. количество в день, тонн. точка Г : цена, т. руб. количество в день, тонн. 3. Кривая предложения на товар в 1990 г. характеризовалась точками с координатами: точка Д : цена, т. руб. количество в день, тонн. точка Е : цена, т. руб. количество в день, тонн. 4. Снижение предложения в 1999г. по сравнению с 1990г., % 5. Индекс изменения цен за период составил 6. Среднедушевой доход в 1990г, руб. 7. Среднедушевой доход в 1999г, руб. |
0,7 120 0,4 190 5 100 8 80 0,4 50 1,2 130 25 9 280 1200 |
|
1. Предполагая, что зависимость объема спрашиваемого и предлагаемого товара от его цены линейная, функции спроса и предложения запишем в следующем виде:
Qd = a + b P,
Qs = c + e P,
где Qd, Qs - количество, соответственно спрашиваемого и предлагаемого товара, ед;
P - цена товара, ден. ед.;
a, b, c, e - переменные.
Определим уравнение спроса и предложения на товар в 1990 году.
120 = a + 0,7b b = - 233,3
190 = a + 0,4b , откуда a = 283,31
Qd90 = 283,31 - 233,3P
50 = c + 0,4e e = 100
130 = c + 1,2e, откуда c = 10
Qs90 = 10 + 100P
Определим координаты точки рыночного равновесия в 1990 году.
283,31 - 233,3P = 10 + 100P,
откуда P*90= 0,8 т.р., Q*90 = 90 тонн.
Определим уравнение спроса на товар 1999 года.
100 = a + 5b а = 133,5
80 = a + 8b, откуда b = - 6,7
Qd99 = 133,5 - 6,7P
Определим уравнение предложения на товар в 1999 году.
е90 ? Р
Qs99 = с90 + i ? (1 - j)
где c90, e90 - переменные, характеризующие зависимость величины предложения товара от цены в 90-м году.
i - индекс изменения цен за период с 1990 по 1999 год.
j - коэффициент снижения предложения товара за период.
100Р
Qs99 = 10 + 9 ? (1 - 0,25) = 7,5 + 8,3Р
Определим координаты точки рыночного равновесия в 1999 году.
133,5 - 6,7Р = 7,5 + 8,3Р
откуда Р*99 = 8,4 т. руб. Q*99 = 77,22 тонн
Следовательно, за прошедший период равновесное количество товара уменьшилось, цена возросла с 0,8 до 0,84 т. руб. (в ценах 1990 года).
Изобразим графически изменение в спросе и предложении в масштабе цен 1990 года.
Предполагая, что анализируемый товар - пакетированный чай, можно сказать, что в данном случае, снижение спроса на чай связано со снижением уровня жизни населения, поскольку при росте цены в раза, среднедушевые доходы населения возросли в раз.
Изменение наклона кривой спроса, связано со снижением эластичности спроса. На снижение эластичности спроса повлияло увеличение расслоения общества.
2. Определим эластичность спроса и предложения по цене в 1999 году.
Qd1 - Qd0 ч P1 - P0
Ed = (Qd1 + Qd0/2) (P1 + P0)/2
100 - 80 ч 7,4 - 9,4 = 0,9
Es = (Qs1 + Qs0)/2 (P1 + P0)/2
E1 = (Qs99 + Qs90)/2 (Ic99 + Ic90)/2
где Qd99, Qd90 - объем спроса на товар при неизменной цене. За основу возьмем равновесную цену на товар в 1990 году.
Qd90 = Q*90 =90 тонн
Qd99 = a99 + b99 · P*90 · i,
где а99, b99 - коэффициенты из уравнения спроса в 1999 году.
Q99 = 7,5 +8,3 · 0,8 · 9 = 67,26 тонн;
индекс изменения цен
I90 - среднедушевой доход в 1990 году.
Ic99 - среднедушевой доход в 1999 году, скорректированный на индекс изменения цен.
Ic99 = I99/I = 1200/9 = 133,3;
67,26 - 90 ч 133,3 - 280 = 0,41
E1 = (67,26 + 90)/2 (133,3 - 280)/2
Следовательно, чай относится к нормальным товарам. Он имеет слабо выраженную положительную эластичность по доходу.
3. Предполагая, что рыночная цена на чай в предшествующем периоде установилась на 20% ниже равновесной цены в 1999 году, построим динамическую модель рынка. При этом:
Qs (t) = c + e · P(t -1)
a - Qs(t)
Pd = b b
где Qs (t) - объем предложения товара в t-м периоде.
P(t - 1) - цена товара в (t - 1)-м периоде.
Pd(t) - рыночная цена товара в (t)-м периоде.
P(0) = P*99 · (1 - f),
где f - коэффициент, учитывающий более низкий уровень цены в предыдущем периоде, по сравнению с текущим периодом.
P(0) = 8,4 · (1 - 0,2) = 6,72
Qs(1) = 7,5 + 8,3 · 6,72 = 63,28 тонн
Pd(1) = 19,9 - 63,28/6,7 = 10,5 т. руб.
Qs(2) = 7,5 + 8,3 · 10,5 = 94,65 тонн
Pd(2) = 19,9 - 94,65/6,7 = 5,8 т. руб.
Qs(3) = 7,5 + 8,3 · 5,8 = 55,64 тонн
Pd(3) = 19,9 - 55,64/6,7 = 11,6 т. руб.
Следовательно, с течением времени, отклонение от равновесия нарастает. Рынок находится в неустойчивом состоянии.
4. Величина товарной интервенции в 1999 году, необходимой для удержания цены предшествующего периода, определяется разницей в спросе и предложении товара.
INT = Qd (P0) - Qs (P0),
где INT - величина товарной интервенции.
Qd(P0), Qs(P0) - объемы спроса и предложения при цене 0-го периода.
INT = (133,5 - 6,7 · 6,72) - (7,5 + 8,3 · 6,72) = 25,2 тонн
5. Выручка продавцов будет максимальна в точке, коэффициент эластичности спроса в которой равен -1. Следовательно, кривая предложения товара также должна проходить через эту точку.
Учитывая, что ценовая эластичность спроса может быть определена по формуле:
b · P
Ed = a + bP
Определим цену, при которой выручка продавцов будет максимальна:
- 6,7P
- 1= 133,5 - 6,7P
P = 9,96 т. руб.
Спрос на товар при этом составит: Qd = 133,5 - 6,7 · 9,96 = 66,8 тонн
Определим величину налога на единицу товара, введение которого приведет к установлению рыночного равновесия в точке с координатами:
Р = 9,96 т. руб., Q = 66,8 тонн
Уравнение предложения при этом будет иметь вид:
66,8 = с + 8,3 · 9,96, откуда Qs = - 15,9 + 8,3P
Перейдем к обратным уравнениям, было: Q = 7,5 + 8,3Ps
Q
Ps = - 0,9 + 8,3
15,9 + Q
Необходимо: Ps = 8,3 8,3
15,9
Следовательно, величина налога должна составить: Т = 0,9 + 8,3 =2,82 т. руб. за 1 тонну.
После введения налога равновесная цена возрастет с 8,4 т. руб. до 9,96 т. руб., а равновесное количество товара сократится с 77,22 до 66,8 тонн.
Графическая интерпретация введения налога представлена на рис. 3.
6. Общая величина налоговых поступлений в бюджет (ТУ) составит:
ТУ = Т · QT
Часть этой суммы ляжет на плечи покупателей товара:
Тd = (РT - Р*) · QT ,
где Тd - сумма налоговых платежей, которую платят покупатели в связи с ростом цены на товар;
РT - равновесная цена, которая сложится на рынке при введении налога.
Сумма налоговых платежей, которую заплатят производители товара, составит:
Тs = (Р* + Т - РT) · QT
TУ = 2,82 · 66,8 = 188,38 т. руб.
Тd = (9,96 - 8,4) · 66,8 = 104,21 т. руб.
Тs = (8,4 + 2,82 - 9,96) · 66,8 = 84,17 т. руб.
Следовательно, потребители товара вынуждены будут оплачивать большую часть вводимого налога.
Очевидно, что введение такого налога тяжелым бременем ляжет на плечи всего населения. И, особенно, малообеспеченных категорий граждан.
Другим негативным моментом введения налога является то, что производители вынуждены будут сократить производство товара. Это вызовет увеличение себестоимости единицы продукции, может привести к сокращениям персонала, что также имеет негативные социальные последствия.
Поэтому введение налога нецелесообразно.
7. Вместо введения налога государство может использовать методы прямого регулирования цен. В данном случае для того, чтобы выручка продавцов была максимальна, необходимо установить нижний предел цены на уровне 9,96 т. руб. за тонну. Изобразим графически.
Последствия прямого регулирования цены могут привести к еще более отрицательным результатам, чем введение налога. Поскольку к социальным проблемам, обусловленным ростом цены, добавляется хроническое перепроизводство товара.
При данном уровне цены объем предложения товара составляет:
Qs = 7,5 + 8,3 · 9,96 = 90,17 тонн.
А объем спроса:
Qd = 133,5 - 6,7 · 9,96 = 66,8 тонн.
Товарный излишек составит (90,17 - 66,8) 23,37 тонн и превысит объем потребления товара.
Следовательно, введение нижнего предела цены на уровне 9,96 т. руб. за тонну продукции нецелесообразно.
Производство и издержки в рыночной экономике.
1. Предположим, что фирма является несовершенным конкурентом, т.е. обладает значительной долей производства в отрасли и может влиять на цену. Поэтому при росте выпуска продукции происходит все большее насыщение рынка и, следовательно, уменьшение цены. В таких условиях увеличение объема производства сверх определенного уровня приведет к падению прибыли.
Необходимо в соответствии с конъюнктурой рынка определить оптимальный объем выпуска продукции, ее цену, постоянные и переменные издержки, прибыль.
Считаем, что определенная ранее функция спроса в 1999 году достаточно точно отражает реакцию потребителей на изменение объема производства. На основании уравнения спроса вида:
Qd = a + bP,
построим график функции спроса (рис. 5). Отрезок на оси абсцисс разобьем на 8 равных частей (Qmax = 133,5, откуда Q1 = 16,69, P1 = 17,43;
Q2 = 33,38, P2 = 14,94; Q3 = 50,07, P3 = 12,45; Q4 = 66,76, P4 = 9,96; Q5 = 83,45, P5 = 7,47; Q6 = 100,14, P6 = 4,98; Q7 = 116,83, P7 = 2,49). Каждому объему производства Qi соответствует цена Pi (i = 1,7), т.е.
Q1 P1
Q2 P2
льзования последних единиц всех добавленных ресурсов может быть определена по формуле:
R = MR / MC,
где R - рентабельность,
MR - предельный доход, ближайший к уровню Q*,
MC - предельные издержки, ближайшие к уровню Q*.
R = 12,45 / 1,98 = 6,29
Вычисление рентабельности при равновесном объеме производства и сопоставление ее с коэффициентом EF L позволяет наметить пути повышения эффективности производства. Равенство этих показателей свидетельствует о том, что фирма достигла оптимального соотношения факторов производства.
Для достижения оптимального объема производства необходимо эффективней использовать рабочую силу. Т.е. необходимо ввести на предприятии систему стимулирования работников, необходимо ввести систему повышения квалификации работников. Только тогда фирма достигнет оптимального соотношения факторов производства и достигнет Qopt.
Что касается капитала, то надо вывести с производства устаревшие станки, заменив их более новыми и эффективными.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник.--М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство “ДИС”, 1997.-- 320 с.
Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М, Республика, 1992.
Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб,1992.
Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов.--М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.-- 572 с.
Приложение 1
Исходные данные
№ |
Показатели № варианта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1 |
В 1990г спрос на товар характеризовался точками: |
|||||||||||
-точка А: цена, ден.ед. |
0,5 |
0,7 |
0,3 |
0,16 |
5 |
5 |
20 |
25 |
20 |
20 |
||
Кол-во, ед. |
450 |
120 |
180 |
1260 |
600 |
620 |
400 |
600 |
350 |
400 |
||
-точка Б: цена, ден.ед. |
0,8 |
0,4 |
0,5 |
0,24 |
10 |
8 |
70 |
50 |
30 |
150 |
||
кол-во, ед. |
350 |
190 |
130 |
910 |
400 |
300 |
50 |
100 |
280 |
50 |
||
2 |
В 1999г спрос на товар характеризовался точками: |
|||||||||||
-точка В: цена, ден.ед. |
3 |
5 |
2 |
1,8 |
80 |
30 |
150 |
70 |
210 |
100 |
||
кол-во, ед. |
400 |
100 |
200 |
1200 |
600 |
730 |
300 |
700 |
340 |
200 |
||
-точка Г: цена, ден.ед. |
4 |
8 |
4 |
3 |
180 |
50 |
500 |
400 |
350 |
350 |
||
кол-во,ед. |
300 |
80 |
150 |
800 |
450 |
200 |
60 |
120 |
260 |
50 |
||
3 |
В 1990г предложение характеризовалось точками: |
|||||||||||
-точка Д: цена, ден. ед. |
0,5 |
0,4 |
0,6 |
0,15 |
4 |
4,5 |
20 |
20 |
15 |
20 |
||
кол-во, ед. |
200 |
50 |
220 |
500 |
300 |
400 |
100 |
200 |
250 |
10 |
||
-точка Е: цена, ден. ед. |
2 |
1,2 |
0,2 |
0,28 |
12 |
8,5 |
65 |
50 |
28 |
200 |
||
кол-во, ед. |
600 |
130 |
60 |
1200 |
680 |
600 |
300 |
500 |
340 |
500 |
||
4 |
Индекс изменения цен, i |
5 |
9 |
9 |
10 |
10 |
5 |
4 |
4 |
10 |
5 |
|
5 |
Величина зар. платы (w) , ден. ед. |
50 |
20 |
20 |
80 |
300 |
300 |
500 |
300 |
500 |
400 |
|
№ |
Показатели № варианта |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
1 |
В 1990г спрос на товар характеризовался точками: |
|||||||||||
-точка А: цена, ден.ед. |
0,6 |
0,45 |
0,34 |
0,2 |
5,5 |
5,4 |
22 |
27 |
22 |
20 |
||
кол-во, ед. |
500 |
130 |
190 |
1400 |
660 |
680 |
440 |
650 |
380 |
440 |
||
-точка Б: цена, ден.ед. |
1 |
0,8 |
0,55 |
0,3 |
11 |
8,8 |
77 |
55 |
33 |
150 |
||
кол-во, ед. |
400 |
95 |
130 |
950 |
430 |
330 |
60 |
120 |
280 |
55 |
||
2 |
В 1999г спрос на товар характеризовался точками: |
|||||||||||
-точка В: цена, ден.ед. |
3,6 |
5,5 |
2,2 |
2 |
88 |
33 |
160 |
75 |
210 |
110 |
||
кол-во, ед. |
450 |
110 |
230 |
1400 |
660 |
780 |
330 |
740 |
360 |
220 |
||
-точка Г: цена, ден.ед. |
1 |
8,8 |
4,5 |
3,5 |
190 |
55 |
550 |
440 |
360 |
370 |
||
кол-во,ед. |
350 |
90 |
160 |
900 |
480 |
220 |
70 |
130 |
250 |
55 |
||
3 |
В 1990г предложение характеризовалось точками: |
|||||||||||
-точка Д: цена, ден.ед. |
0,6 |
0,45 |
0,67 |
0,18 |
4,4 |
4,8 |
22 |
23 |
17 |
22 |
||
кол-во,ед. |
250 |
55 |
240 |
700 |
370 |
420 |
110 |
200 |
270 |
110 |
||
-точка Е: цена,ден.ед. |
2,4 |
1,4 |
0,3 |
0,35 |
12,5 |
8,8 |
69 |
55 |
30 |
220 |
||
кол-во,ед. |
650 |
140 |
100 |
1300 |
700 |
630 |
320 |
550 |
360 |
400 |
||
4 |
Индекс изменения цен, i |
5 |
9 |
9 |
10 |
10 |
5 |
4 |
4 |
10 |
5 |
|
5 |
Величина зар. платы (w), ден. ед. |
60 |
30 |
30 |
90 |
350 |
350 |
550 |
350 |
550 |
450 |
|
1 |
В 1990г спрос на товар характеризовался точками: |
|||||||||||
-точка А: цена, ден.ед. |
0,65 |
0,5 |
0,36 |
0,22 |
5,8 |
5,5 |
23 |
28 |
24 |
22 |
||
кол-во, ед. |
550 |
125 |
180 |
130 |
650 |
650 |
420 |
700 |
400 |
450 |
||
-точка Б: цена, ден.ед. |
1,1 |
0,85 |
0,58 |
0,35 |
12 |
9 |
78 |
56 |
35 |
160 |
||
кол-во, ед. |
360 |
90 |
130 |
90 |
400 |
300 |
50 |
110 |
240 |
50 |
||
2 |
В 1999г спрос на товар характеризовался точками: |
|||||||||||
-точка В: цена, ден.ед. |
3,8 |
5,8 |
2,3 |
2,2 |
90 |
35 |
165 |
76 |
220 |
120 |
||
кол-во, ед. |
480 |
100 |
220 |
130 |
650 |
760 |
300 |
800 |
380 |
240 |
||
-точка Г: цена, ден.ед. |
5,5 |
9 |
4,8 |
3,7 |
200 |
58 |
560 |
450 |
350 |
360 |
||
кол-во, ед. |
320 |
80 |
150 |
85 |
450 |
210 |
60 |
150 |
240 |
60 |
||
3 |
В 1990г предложение характеризовалось точками: |
|||||||||||
-точка Д: цена, ден.ед. |
0,65 |
0,5 |
0,7 |
0,2 |
4,6 |
4,9 |
23 |
24 |
18 |
24 |
||
кол-во, ед. |
270 |
60 |
250 |
90 |
380 |
430 |
120 |
250 |
270 |
120 |
||
-точка Е: цена, ден.ед. |
2,6 |
1,5 |
0,35 |
0,38 |
13 |
9 |
70 |
56 |
32 |
200 |
||
кол-во, ед. |
600 |
130 |
110 |
130 |
750 |
620 |
340 |
500 |
350 |
350 |
||
4 |
Индекс изменения цен, i |
5 |
9 |
9 |
10 |
10 |
5 |
4 |
4 |
10 |
5 |
|
5 |
Величина зар. платы (w), ден. ед. |
40 |
150 |
15 |
70 |
250 |
250 |
450 |
250 |
400 |
350 |
|
Приложение 2
Исходные данные для расчетов.
Показатели |
Индекс группы |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
Предложение товара в 1999 г. сокр. по сравнению с 1990 г. на J, % |
5 |
10 |
15 |
20 |
30 |
40 |
|
Среднедушевой доход составил В 1990 г. I90 , руб. в месяц В 1999 г. I99, руб. в месяц |
220 880 |
230 1150 |
240 1300 |
250 1500 |
260 1700 |
270 900 |
|
Рыночная цена товара в предшествующем периоде установилась на F % ниже равновесной |
20 |
25 |
30 |
25 |
20 |
30 |
|
Переменная g из формулы (20) |
0,1 |
0,11 |
0,12 |
0,13 |
0,14 |
0,15 |
|
Степень натурального логарифма, |
1,8 |
1,7 |
1,6 |
1,5 |
1,4 |
1,3 |
|
Доля расходов на оплату труда в общих издержках фирмы, l |
0,3 |
0,32 |
0,34 |
0,36 |
0,38 |
0,40 |
|
Показатели |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
Предложение товара в 1999 г. сокр. по сравнению с 1990 г. на J, % |
25 |
35 |
8 |
12 |
18 |
22 |
|
Среднедушевой доход составил В 1990 г. I90 , руб. в месяц |
280 |
290 |
300 |
310 |
320 |
330 |
|
В 1999 г. I99, руб. в месяц |
1200 |
1400 |
1500 |
1900 |
1300 |
1600 |
|
Рыночная цена товара в предшествующем периоде установилась на F % ниже равновесной |
20 |
25 |
30 |
20 |
25 |
30 |
|
Переменная g из формулы (20) |
0,16 |
0,17 |
0,18 |
0,19 |
0,20 |
0,21 |
|
Степень натурального логарифма, |
1,2 |
1,1 |
1,0 |
0,9 |
1,1 |
1,0 |
|
Доля расходов на оплату труда в общих издержках фирмы, l |
0,42 |
0,44 |
0,46 |
0,48 |
0,50 |
0,52 |
|
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | PR политических партий в современной России |
Курсовая работа | Хроническая обструктивная болезнь легких |
Курсовая работа | Соучастие в преступлении |
Курсовая работа | Личные права и свободы человека и гражданина |
Курсовая работа | Формирование интереса к обучению у младших школьников |
Курсовая работа | Теневая экономика в России |
Курсовая работа | Юридические факты в гражданском праве |
Курсовая работа | Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста |
Курсовая работа | Изучения лексики русского языка в начальной школе |
Курсовая работа | Совершенствование организационной структуры управления Детского сада |
Курсовая работа | Педагогическое общение |
Курсовая работа | Хроническая почечная недостаточность |
Курсовая работа | Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста |
Курсовая работа | Организация ритмичности работы предприятия |
Курсовая работа | Учет и анализ финансовых результатов |