Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Рынок: содержание, типология, сущность и условия возникновения


37

Содержание

Введение…………………………………………………......…………………….3

1 Эволюция взглядов на рынок…………………………........…………………..4

2 Сущность рынка………………………………………......…………………….9
2.1 Родовые черты…………………………………………......………………….9

2.2 Функции рынка………………………………………......…………………..12

2.3 Роль рынка в общественном производстве…………......………………….15

3 Типология, структура и инфраструктура рынка………......………………...17

3.1 Типология рынка…………………………………………......……………...17

3.2 Структура рынка………………………………………………......…………23

3.3 Инфраструктура рынка…………………………………………….......……28

Заключение…………………………………......………………………………...33

Список использованной литературы…………......…………………………….35

Приложение 1……………………………………………………………….........36

Приложение 2биржи. Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. В начале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые (чаще технические) ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления с проведением на них симпозиумов, конгрессов, семинаров.

Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах. Существуют и международные аукционы.

Биржа -- место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж являются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великобритании и Японии.

Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда. Товарные биржи функционируют на рынках товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже наличных товаров на основе предварительного осмотра, по образцам и стандартам. Распространены сделки с обязательством поставки товаров в будущем. Это так называемые фьючерсные сделки. На современных товарных биржах только 1--2 % сделок заключаются поставкой реального товара. Продаются и покупаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку. В условиях постоянного колебания спроса и предложения цены на товарной бирже могут меняться в считанные минуты. Устанавливая так называемые срочные цены, товарная биржа обеспечивает производителям и потребителям минимальный ценовой риск.

Как уже говорилось выше, на фондовой бирже обращаются главным образом два вида ценных бумаг: акции предприятий, компании, фирм; облигации, выпускаемые правительством страны, органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями, а также частными компаниями. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой, бирже происходит на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложением. На фондовой бирже определяются реальные рыночные цены акций и облигаций тех или иных компаний. Эти цены зависят от уровня ссудного процента и размеров дивиденда и процентов, выплачиваемых держателям акций и облигаций. Получение на фондовой бирже высокого дохода (прибыли) на основании курсовой разницы ценных бумаг в биржевой практике называется биржевыми спекуляциями. Рыночные цены на ценные бумаги регулярно уточняются с учетом изменения спроса и предложения, объема заказов и поступающей финансовой информации. Крупнейшими фондовыми биржами в мире являются Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская-на-Майне, Парижская.

Биржа труда-- организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы.

Биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам.

Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в капиталовложения. Ядро кредитной системы -- банковская система. Она включает в себя национальный (государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки.

В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.

Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила "рыночной игры".

Заключение

В самом общем виде рынок - это система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления.


Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Он призван найти ответы на три главных вопроса:

1. Что надо производить, то есть какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?

2. Как производить, то есть какой из способов изготовления следует применить?

3. Для кого следует эти товары и услуги производить, то есть кто может претендовать на их получение в свою собственность?

Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций, через которые он решает центральные проблемы экономики.

Рынки различаются по разным признакам. Рынок характеризуется не только количеством продавцов и видом продаваемых товаров. Разные рынки различаются способом, посредством которого товар поступает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, а также степенью легализации рыночных процессов. В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.

Также очень важным понятием в рыночной экономике является понятие «инфраструктура». Рыночная инфраструктура облегчает осуществление товарообменных операций, юридический и экономический контроль над ними, повышает их оперативность и эффективность, предоставляет информационное обеспечение, улавливает сигналы, идущие от потребителей и спроса, обеспечивает восприятие этих импульсов производителям и адекватную реакцию на них, связывает производителей и потребителей в единый хозяйственный процесс.

Роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству - что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает» устаревшее производство.

В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, кто предложил покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе.

Рынок как социальная форма организации экономики, с одной стороны, вызывает в человеке активность (предприимчивость), а с другой - порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот почему крайне необходима культура экономики, культура рынка и соответствующее развитие их субъектов.

Таким образом, можно сделать вывод, чтобы экономические реформы в целом не смогли нанести вред, они должны быть «настроены» на человека, на удовлетворение его потребностей, развитие его личности (в частности в России).

Список использованной литературы

1. К. Р. Макконел, С. Л. Брю, «Экономикс», Таллинн, 1999.

2. Рывкина Р. В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. М., Наука, 2000.

3. Липатова Н. «Прогнозирование прибыли», Финансы, 2000. - № 2.

4. Маневич В. А. О закономерностях становления рынка. Вопросы экономики, 2001

5. Одинец В. П. «Рынок, спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз» С-Пб. - 2000.

6. Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. Москва, издательство МАИ. - 2002.

7. Е.М. Майбурд «Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров», Москва 2000г.

8. «Курс экономической теории». Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 1999г., стр.233-248;

9. Четвернина Т. «Положение безработных и государственная политика на рынке труда.» «Вопросы экономики», 2000г., стр.102-113.;

10. Микульский К. «Формирование новой модели занятости.» «Экономист», №3, 2001, стр.47-52;

11. Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Микроэкономика - 1. Первый уровень. Программа курса и методические материалы. - СПБ.: Издательство СПб УЭФ, 2003.

12. Львов Ю. А. Основы экономики и организации бизнеса. - ГПМ “Формика”, СПБ, 2002.

13. Мамедов О. Ю. Современная экономика. - “Феникс”, Ростов - на - Дону, 2004.

14. Москатов Е. А. Основы экономики. - Таганрог, 2004.

Приложение 1

Основные виды рынков

с точки зрения соответствия действующему законодательству

по экономическому назначению объектов рыночных отношений

по пространственному признаку

легальный рынок;

теневой рынок

потребительский рынок;

рынок капиталов;

рынок рабочей силы;

рынок информации;

финансовый рынок;

валютный рынок и др.

местный рынок;

национальный рынок;

международный региональный рынок;

мировой рынок

Приложение 2

Признаки классификации

Типы рынков

По экономическому назначению.

Рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, рынок инвестиций, финансовый или денежный рынок.

По географическому положению.

Местный рынок, областной (региональный) рынок, национальный рынок, мировой рынок.

По степени ограничения конкуренции.

Свободный рынок, монополистический, олигополистический (oligo - власть, polis - несколько; власть нескольких), монополистическая конкуренция.

По отраслям.

Автомобильный рынок, компьютерный, и другие.

По характеру продаж.

Оптовый и розничный рынки.

Приложение 3

Инфраструктура рынка



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Урок физической культуры в школе: особенности подготовки и проведения
Курсовая работа Система профориентационной работы классного руководителя
Курсовая работа Формирование ассортимента товаров в различных типах торговых предприятий
Курсовая работа Операционные системы
Курсовая работа Исследование конкурентной среды фирмы на примере ООО "Темп-Авто"
Курсовая работа Анализ факторов повышения объема производства и реализации ОАО "Биомашприбор"
Курсовая работа Место России в мировой экономике
Курсовая работа Программа финансового оздоровления предприятия
Курсовая работа Занятость и безработица
Курсовая работа Организационная структура коммерческих банков
Курсовая работа Учет расчетов по налогу на прибыль, нераспределенной прибыли и анализ прибыли и рентабельности на примере предприятия Шарканского райпо
Курсовая работа Финансовое планирование на предприятии (на примере ОАО "Северное сияние")
Курсовая работа Прибыль, ее экономическая сущность
Курсовая работа Геофизические методы исследования скважин
Курсовая работа Проблемы защиты информации в компьютерных сетях