Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободноскладывающимся ценам.
Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем.
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой.
Она характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень конт-роля над ценами, условия входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации.
По сути дела, понятие «рыночная структура» шире категории «рынок». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыденной трактовке.
Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная конкурен-ция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Каж-дая из названных структур отличается степенью конкурентности рын-ка, т. е. способностью фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.
Представленная характеристика типов рыночных структур (табл.1.1.1.) при сопоставлении с реальной действительностью показывает, что такие модели рынка, как совершенная конкуренция и монополия (чис-тая монополия), фактически встречаются крайне редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия описывают множество реально существующих рынков. Остановимся более подробно на каж-дой из моделей рынка.
Таблица 1.1.1.
Характеристики основных рыночных структур
характеристики тип рынка |
Количество и размеры фирм |
Характер продукции |
Условия входа выхода |
Доступность информации |
|
Совершенная конкуренция |
множество мелких фирм |
однородная продукция |
никаких затруднений |
равный доступ ко всем видам информации |
|
Монополистическая конкуренция |
множество мелких фирм |
разнородная продукция |
никаких затруднений |
некоторые затруднения |
|
Олигополия |
число фирм невелико, есть крупные фирмы |
разнородная или однородная продукция |
возможны отдельные препятствия |
некоторые ограничения |
|
Монополия |
одна фирма |
уникальная продукция |
практически непреодолимые барьеры на входе |
некоторые ограничения |
Совершенная конкуренция. Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стан-дартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы про-изводства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр.
Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к инфор-мации, т. е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать произ-водство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.
Колебания цены могут быть довольно интенсивными -- сравните цену яблок в конце лета и весной, -- но разница в цене это не результат действий отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке.
На практике совершенная конкуренция в чистом виде -- явление редкое не только в XX в., но и в предыдущие столетия. Но суще-ствует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру. Например, рынки сельскохо-зяйственных продуктов, рынки некоторых услуг. Эти рынки включа-ют большое число независимых продавцов, предлагающих стандар-тизированный товар, цена на который определяется соотношением спроса и предложения.
Несовершенная конкуренция. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.
На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, со-средоточившие в своих руках значительную часть рыночного пред-ложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.
Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основ-ные типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Монополистическая конкуренция. Большинство производителей старается убедить покупателя, что их товар является уникальным в данной товарной группе. Примером могут служить рынки одежды, обуви, стиральных порошков, мыла, безал-когольных напитков. Фирмы, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монопо-листической конкуренции.
Товары группы одного назначения являются близкими замените-лями (субститутами): один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном, послепродажным обслуживанием. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцирован-ные продукты. Дифференциация товара позволяет производителю самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурентов. Каждая фирма является единственным производителем и, в этом смысле, монополистом. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.
На рынках монополистической конкуренции на долю четырех крупнейших фирм обычно приходится не более 25 % общих внутренних поставок, а на восемь -- менее 50%.
Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно сво-боден и определяется, главным образом, размерами капитала. Од-нако вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией не настолько легок: в процессе завоевания доли рынка новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми марками и услугами.
Следует подчеркнуть, что дифференциация продукта в какой-то степени определяет степень монополизации рынка. Чем более однородна продукция, чем в большей мере товары могут замещать друг друга, тем сильнее конкуренция, и, наоборот, чем более дифференцированы товары, тем меньше конкуренция, тем легче установить на них монопольную цену. Например, стройматериалы -- железобетон и кирпич.
Олигополия. Под олигополией понимается рынок, на кото-ром доминирует несколько крупных фирм. Точное число фирм определить трудно, так как олигополистический ры-нок охватывает довольно большую часть национального рынка, огра-ниченную, с одной стороны, монополией, а с другой -- монополисти-ческой конкуренцией.
Фирмы получают высокую прибыль потому, что доступ на рынок олигополии значительно затруднен. Проникновению в отрасль пре-пятствуют практически те же барьеры, что и в условиях монополии. В числе важнейших -- величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих произво-дителей над новейшей техникой и технологией производства.
Олигополистический рынок характеризуется взаимозависимо-стью -- взаимореакцией немногих соперников, на что в свое время и обратил особое внимание основоположник теории олигополии французский экономист К. Курно: так как на рынке конкурирует лишь несколько фирм, то каждый участник рынка должен тщательно следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также оценивать потенциальные последствия своих решений.
В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную.
Предприятия чистой олигополии производят однородный стандар-тизированный продукт: алюминий, цемент, продукция химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров оп-ределяет и единую цену на них.
Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной. Обычно дифференцированные олигополии специализируются на вы-пуске товаров потребительского назначения, это -- автомобили, по-крышки и камеры, электробытовая техника, сигареты.
К олигополии как рыночной структуре относят картель, который представляет собой сговор нескольких фирм по поводу цен и объ-емов выпуска продукции в целях максимизации совместной прибыли. Если в картель объединяются все предприятия отрасли, то он ведет себя, как фирма-монополист.
Монополия. Во-первых, монополию можно рассматривать (чистая монополия) как тип фирмы. Она представляет собой круп-ную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определенной сфере национального хозяйства. Обычно монополия ассоциируется с известными всему миру компаниями «Дженерал моторс», «Эксон», «Кока-кола» и др.
Но есть и другая трактовка понятия «монополия»--это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие. И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика.
Обращаясь, к монополии как виду экономической структуры рынка, мы рассматриваем ее как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.
Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложе-ния товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить на-значенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного телевидения, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию, учебников и т.п.
Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии, барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок.
Выделяют следующие основные барьеры, препятствующие вступлению в отрасль:
1. Эффект масштаба.
2. Исключительные права.
3. Патенты и лицензии.
4. Собственность на важнейшие виды сырья.
1.2. Рынок капитала
Рынок капитала - это совокупное обозначение тех рынков, где проявляется спрос и предложение на различные платежные средства. Схематически структура этого рынка может быть представлена следующим образом:
Рис.1.2.1. Структура рынка капитала
Рынок капитала интегрирует кредитный и валютный рынки, а также рынок инструментов собственности.
Рынок инструментов собственности и та часть кредитного рынка, которая на схеме обозначена как рынок инструментов займа, образуют рынок ценных бумаг.
На кредитном рынке устанавливаются взаимоотношения между предприятиями и гражданами, нуждающимися в финансовых средствах, и организациями и гражданами, которые их могут предоставить на определенных условиях. Таким образом, кредитный рынок позволяет осуществить накопление, движение, распределение и перераспределение заемного капитала между сферами экономики. Кредитный рынок делится на рынок денежных ресурсов (наличных денег) и рынок долговых обязательств (инструментов займа).
Валютный рынок - это механизм, с помощью которого устанавливаются правовые и экономические взаимоотношения между потребителями и продавцами валют. Спрос на иностранную валюту связан с зависимостью экономики от импорта и обусловлен конвертируемостью валюты.
Рынок ценных бумаг объединяет часть кредитного рынка и рынок инструментов собственности. Этот рынок охватывает операции по выпуску и обращению инструментов займа и инструментов собственности. К инструментам займа мы относим векселя, облигации, сертификаты; к инструментам собственности - все виды акций и другие виды ценных бумаг. Рынок инструментов займа как элемент кредитного рынка имеет дело с заемным капиталом, в то время как рынок инструментов собственности - с собственным капиталом.
Инструменты собственности - это свидетельство о доле в собственности компании. К таковым относятся акции, которые дают их владельцам право собственности на определенную долю в капитале компании. К инструментам собственности относятся также опционы акций и варранты (свидетельства, которые дают их владельцам право приобретать простые акции компании в определенный момент в будущем). Конвертируемые облигации также являются частью инструментов собственности, так как они дают право их держателям конвертировать эти свидетельства в обыкновенные акции компании по фиксированной ставке конверсии.
Некоторые инструменты рассматривают как “гибридные” (сочетающие в себе черты акций и инструментов займа).
Таким образом, инструменты собственности - это представленная в форме простых акций собственность владельцев компании. Однако понятие акционерного капитала распространяется и на те ценные бумаги, которые можно конвертировать в акции в будущем (опционы, варранты и конвертируемые облигации).
Собственный капитал - это “чистая стоимость” компании, ее суммарные активы за вычетом всех обязательств перед кредиторами, т.е. чистые активы предприятия.
Чистые активы компании указывают не только на собственность акционеров, но также и на то, каков инвестиционный риск, который акционеры берут на себя. Инвестиционный риск для акционеров ограничен их долей в капитале компании при условии, что номинальная стоимость акций полностью выплачена.
Когда компания только учреждается и эмиссия акций организуется впервые, то для приобретения акций от инвесторов может требоваться уплата лишь номинальной стоимости акций. Впоследствии при выпусках новых акций цена эмиссии практически всегда выше номинала. Сумма, на которую цена эмиссии превышает номинальную стоимость, называется премией акции. Владение акциями компании дает акционерам право голосовать на общих собраниях компании. Акционер имеет то количество голосов, которое соответствует его доле в акционерном капитале.
Обычно акции выпускаются в форме именных сертификатов или на предъявителя. Владельцы обыкновенных акций имеют право на дивиденд от прибыли компании, но получают его лишь в том случае, если совет директоров объявил о его выплате.
Доход от инвестиций определяется дивидендами, ростом цен на акции и ростом дивидендов, прибылью из расчета на одну акцию.
Дивиденды - это денежная сумма, которую получают акционеры, т.е. это реальный доход от инвестиций, который может выплачиваться с вычетом или без вычетов налогов в зависимости от того, как это регламентируется законодательством. Дивидендный доход можно рассчитать по следующей формуле:
Дивидендный доход = Брутто- дивиденд * 100%
Текущая цена акции (1.2.1)
Дивидендные доходы по акциям различаются в зависимости от уровня инвестиционного риска:
- доход для прибыльных компаний обычно ниже, чем для компаний, которые заняты в сфере экономики, переживающей спад, или для компании с низкими прибылями;
- доход ниже, если ожидается, что прибыли и дивиденды компании со временем возрастут. Инвесторы будут платить больше за акции, и, следовательно, дивидендный доход будет ниже. Напротив, дивидендный доход с акций, цена которых растет медленно, обычно высок;
- доход обычно ниже у крупных акционерных компаний, чьи акции обращаются на ликвидном вторичном рынке, чем у более мелких компаний, акции которых сложнее продать.
Общая доходность капитала - это дивиденд плюс величина прироста цен на акции в течение определенного периода (либо минус при их снижении).
На каждом из элементов рынка капитала осуществляется финансово-экономическая деятельность, и проводятся операции и сделки, подверженные разного рода финансовым рискам. Риски возникают в связи с движением финансовых потоков и проявляются на рынке капитала в виде инвестиционных рисков.
1.3. Рынок земли
Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. В развитых странах принимаются законы, которые стоят на защите любых прав собственности, в том числе и земельной.
Земельный рынок - одна из самых прибыльных статей доходов бюджета многих государств. В этот нелегкий для нашей страны период, когда в государстве растут внутренние и внешние задолженности, спад производства, увеличение безработицы и ухудшение уровня жизни населения, развитие рынка земли могло бы стать дополнительным источником бюджетных поступлений.
На рис.1.3.1 изображен рынок услуг (или использования) земли. Предложение земли, а значит, и предложение услуг земли характеризуется совершенной неэластичностью, так что кривая предложения вертикальна. Кривая спроса DT показывает производный спрос на услуги земли. Расположение и форма кривой зависят от технологий в отраслях, использующих землю, количества других применяемых ими факторов производства, а также от спроса на производимую ими продукцию.
В частности, увеличение спроса на сельскохозяйственную продукцию приводит к росту предельной даст земли, которая равна предельному продукту земли, умноженному на цену выпускаемой продукции. В результате повышается спрос на землю при любой данной арендной ставке.
Что же происходит с рентными оценками услуг при росте спроса на сельскохозяйственную продукцию? Увеличение спроса на услуги земли отображается как сдвиг вверх кривой спроса до положения DT. Ставка арендной платы за один акр земли должна увеличиться с R0 до R, для того чтобы спрос сравнялся с фиксированным предложением. Арендные ставки вырастут из-за роста спроса на сельскохозяйственную продукцию.
Мы только что рассмотрели увеличение ставок арендной платы на услуги земли. Поскольку цена, которую покупатель будет готов заплатить за земельный участок, равна современной стоимости всех будущих арендных поступлений, цены на землю будут также расти. Поскольку земля является вечным фактором, уравнение (1.3.1) позволяет нам применить немного более специфический метод: если процентная ставка остается неизменной, процентное увеличение цен на землю будет равняться процентному увеличению годовых арендных ставок. Если арендная плата увеличится вдвое, увеличатся в 2 раза и цены на землю.
Реальная процентная ставка = номинальная процентная ставка * темпы инфляции (1.3.1.)
Для фермера, который владеет собственным участком земли и не намеревается уходить из сельскохозяйственного сектора или расширять свои владения, не будет ощутимым ни один из этих процессов. Рост арендной платы и стоимости земли не влияет на его фактические расходы. Конечно, повысятся и его заработки в связи с ростом цены на продукцию сельского хозяйства. Представим себе теперь экономическое положение фермера, который не владеет обрабатываемым им участком, а арендует его. Он ощутит рост цен на свою продукцию, но ведь одновременно будет расти и арендная плата. Несмотря этот спроса и цен, такой фермер может и не получить более высокого дохода. Вполне вероятно, что он будет жаловаться на то, что рост арендной платы не позволяет ему оставаться фермером и одновременно обеспечить себе достойную жизнь.
Чем же можно объяснить такое различие? Взгля-ните на фермера -- владельца своего участка как на человека, занимающегося бизнесом, включающим и владение землей, и фермерство. Если земельный бизнес ущемляет фермерство из-за колебаний на рынке земельных услуг, фермерство в среднем будет приносить нулевой доход, поскольку сельское хозяй-ство является совершенно конкурентной отраслью. При росте спроса на сельскохозяйственную продук-цию владение землей будет приносить прибыль, по-скольку стоимость актива -- земли -- растет.
Поскольку земля традиционно рассматривается как количественно фиксированный актив, слово «рента» часто используется для обозначения дохода от любо-го фактора, получаемого благодаря ограниченности его предложения.
Таким образом, фактор приносит ренту, если он оплачи-вается на уровне большем, чем это необходи-мо для обеспечения предложения данного по-тока услуг этого фактора.
Часто землю покупают в связи с ожидаемым ро-стом цен на нее, а совсем не потому, что люди хо-тят получать доход посредством ее обработки или сдачи в аренду. В таких случаях покупатели предпо-лагают, что найдется еще кто-то, который пожелает заплатить за эту землю в будущем. Такой потенци-альный покупатель в свою очередь или какой-ни-будь другой покупатель в другой части цепочки дол-жен задуматься о том, какую сумму будут готовы платить арендаторы за право пользования этой землей. В конечном итоге главным фактором, определяющим цену на землю, будет количество людей, готовых платить за право пользования ею в будущем. Цена земли определяется арендной платой, которую предполагают получать землевладельцы.
Задание №2 (решение тестов)
2.1.
Условие:
Факторами производства принято называть:
а) «человеческий» фактор; б) природные и трудовые ресурсы;
в) ресурсы, участвующие в производстве товаров;
г) ресурсы и запасы, имеющиеся в наличии в стране.
Решение:
Ответ: б), так как «факторы производства» - это экономическая категория, обозначающая реально вовлеченные в процесс производства ресурсы в отличие от «ресурсов производства». Ресурсы производства - это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей (природные, материальные, трудовые, финансовые). К факторам производства относят: землю, капитал, труд, предпринимательская способность (человеческий фактор). В настоящее время к данной категории также причисляют информацию.
2.2.
Условие:
Основная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы, это: а) инвестиции; б) производство;
в) потребление; г) ограниченность ресурсов.
Решение:
Ответ: г), так как экономика - это наука, исследующая проблему оптимального использования и применения редких ресурсов (средств производства). Таким образом, основная проблема экономической науки базируется на том факте, что средства для производства товаров и услуг, ограниченны или редки. Кроме того, необходимо учитывать, что данный факт становится проблематичным в условиях безграничности материальных потребностей общества.
Задание №3 (решение задачи)
Исходные данные:
Акционерное общество «Норд - инвест» выпустило в обращение 200 тыс. простых и 50 тыс. привилегированных акций. Номинальная стоимость простой акции 40 крон, а привилегированной - 60 крон. Для контроля достаточно владеть 10% акций, дающих право голоса.
Задание:
Определить акционерный капитал (Какц) и контрольный пакет акций (Пконтр).
Решение:
1) Величину акционерного капитала определим по следующей формуле:
Пакц = Qп.а.*Сп.а. + Qприв.а*Сприв.а., (3.1)
где Qп.а. - количество простых акций;
Сп.а - номинальная стоимость простой акции;
Qприв.а - количество привилегированных акций;
Сприв.а. - номинальная стоимость привилегированной акции.
Отсюда,
Пакц = 200.000*40 + 50.000*60 = 8.000.000 + 3.000.000 = 11.000.000 крон = 11 млн.крон.
2) Так как привилегированные акции не предоставляют право голоса на общем собрании акционеров, то величину контрольного пакета акций определим по следующей формуле:
Пконтр. = (Qп.а * 10%) / 100% (3.2)
Отсюда,
Пконтр. = (200.000*10%) / 100% = 20.000 простых акций
Ответ:
Акционерный капитал составляет 40 млн. крон, контрольный пакет акций достигает 20 тыс. простых акций.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |