Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Разработка бизнес-плана по оказанию услуг общепита


Курсовая работа

Разработка бизнес-плана по оказанию услуг общепита

Руководитель курсовой работы

Н.Ю. Алексеева

Разработал

А.Д. Гротова

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Визитная карточка предприятия

1.2 Маркетинговый план

2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Исходные данные для расчетов

2.2 Расчет производственной программы

2.3 Расчет затрат на приобретение оборудования и других основных средств

2.4 Потребность в сырье и материалах

2.5 Расчет потребности в стартовых инвестициях

2.6 Организационный план

2.7 Расчет стоимости и рентабельности проектируемого изделия

2.8 Планирование стоимости по смете затрат на производство

2.9 Риски и гарантии

2.10 Финансовый план

2.11 Расчет технико-экономических показателей работы предприятия

3. РЕЗЮМЕ БИЗНЕС - ПЛАНА

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и анализировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм, но необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития.

Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма.

В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:

· конкретный проект производства определенного товара (услуг) -- создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);

· всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которой является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;

· изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы.

Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач. Основными из этих задач являются:

· обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы;

· расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;

· определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов;

· подбор работников, которые способны реализовать данный план.

Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-план -- концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план -- важное средство для увеличения капитала компании. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.

Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности.

1. Теоретическая часть

1.1 Визитная карточка предприятия

Название: «Лагуна».

Вид предприятия: Общество с ограниченной ответственностью.

Ориентировочная численность персонала: 6 человек

- директор (он же бухгалтер);

- рабочий персонал: 2 бармена, 2 официантки;

- вспомогательный персонал: 1 уборщица.

Месторасположение предприятия: Кировский район, Рабкоров.

Деятельность предприятия осуществляется на основе Устава.

Источники финансирования: личные средства.

Род деятельности: оказание услуг общепита.

Используемое оборудование: барный холодильник, холодильный прилавок, прилавок для выпечки, оборудование для разливного пива, микроволновая печь, кассовый аппарат.

Организация сбыта: сбыт осуществляется закусочной через реализацию продукции напрямую покупателю.

Описание продукта

Для упрощения расчетов предполагаемый ассортимент сформирован в группы по типу продуктов, цены и себестоимость осреднены. Упрощенный список продуктов приведен в таблице 1. Номенклатура продуктов по каждому типу составляет от 5 до 15 наименований.

Таблица 1 - Ассортиментный перечень

Наименование

Ед. измерения

кофе

чашка

чай

чашка

мороженое

порция

пирожное

шт.

бутерброды

шт.

горячие блюда

порция

крепкие спиртные напитки

в бутылках

пиво

в бутылках;

ж. банка;

розлив: 0,5 л.

салаты

порция

безалкогольные напитки

ж. банка

пирожки

шт.

пицца

шт.

хот-дог

шт.

чипсы

шт.

сухарики

шт.

кальмары в упаковке

шт.

рыба в упаковке

шт.

жевательная резинка

шт.

шоколад

шт.

сигареты

шт.

1.2 Маркетинговый план

Основными клиентами закусочной «Лагуна» молодежь, люди среднего и пожилого возраста. Привлекательным фактором является разумный ценовой диапазон блюд и другой продукции. Продукция закусочной «Лагуна» предназначена для любого клиента. Все потенциальные потребители находятся в непосредственной близости от предприятия.

Режим работы закусочной также оптимален для посетителей - с 10:00 до 24:00. Курение в помещении будет запрещено.

Основными конкурентами закусочной «Лагуна» являются закусочная «Универсам» и кафе-бар «Пятница», так как они располагаются рядом с создаваемым предприятием.

Таблица 1.2.1 - Анализ конкурентов

Факторы

Закусочная «Лагуна»

Закусочная «Универсам»

Кафе-бар «Пятница»

Уровень цен

5

3

5

Уровень обслуживания

5

4

4

Реклама

4

4

5

Репутация предприятия

3

4

5

Качество продукции

5

5

5

Количество посадочных мест

4

4

5

Разнообразие меню

4

3

5

Итого

30

27

34

Уровень цен в закусочной «Лагуна» и кафе-баре «Пятница» доступны любому покупателю, за исключением закусочной «Универсам», где цены завышены. Уровень обслуживания в «Лагуне» держится на высоком уровне, в отличие от «Универсама», где нехватка обслуживающего персонала - официантов и «Пятницы», где часто бывают очереди. Реклама в проектируемом предприятии и «Универсаме» пока представляют собой лишь яркие вывески названий предприятий, в то время как рекламу кафе-баре «Пятница» можно увидеть по телевизору. Репутация закусочной «Лагуна» пока стоит на последнем месте, так как предприятие новое, самая высокая оценка у кафе-бара «Пятница». Качество продукции во всех предприятиях - высокое. Из-за небольшой площади помещения количество посадочных мест в «Лагуне» и «Универсаме» ограничено и не всегда может хватить места другим посетителям, в отличие от кафе-бара «Пятница», где площадь помещения позволяет иметь большое количество мест. Меню закусочной «Лагуна» не столь разнообразно, как в «Пятнице», «Универсам» имеет разнообразный выбор в меню, но не всегда блюда, указанные в меню есть в наличии.

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, закусочная «Лагуна» стоит на третьем месте после кафе-бара «Пятница». В дальнейшие планы входит: расширение помещения, повышение уровня рекламы и разнообразить меню новыми блюдами, чтобы встать на один уровень со своим основным конкурентом кафе-баром «Пятница» и возможно превзойти его.

SWOT Анализ

Сильные стороны

Востребованность продукции

Выгодное местонахождение

Опытный персонал

Выгодные условия аренды

Отсутствие постоянных клиентов

Отсутствие репутации

Наличие большого количества кафе и закусочных в той же местности с тем же ценовым диапазоном

Слабые стороны

Возможности

Проведение торжественных мероприятий

Разнообразие меню

Увеличение продолжительности времени работы

Расширение помещения

Появление новых конкурентов

Значительное повышение цен на продукты (маловероятно)

Угрозы

2. Расчетная часть

2.1 Исходные данные для расчетов

Таблица 2.1.1. Исходные данные

Наименование показателя

Единица измерения

Обозначение

Величина показателя

1. Количество календарных дней

дни

Дк

366

2. Продолжительность смены

часы

Тсм

12

3. Количество смен

-

Ксм

2

4. Перечень объектов основных средств

шт.

М

8

5. Численность рабочих

чел.

N

5

6. Площадь помещения

кв.м.

S

70

2.2 Расчет производственной программы

Закусочная будет работать без выходных, то есть количество рабочих дней в году:

Др = Дк = 366.

Бармены и официантки работают в паре по графику и сменяются по неделям, т.е. каждый сотрудник работает 2 недели в месяце. Таким образом, количество рабочих дней в году на одного работника:

Др = 366: 2 = 183.

Годовой фонд рабочего времени одного рабочего:

Фр = Др · Тсм = 183 · 12 = 2196,

где Тсм - продолжительность смены,

Др - количество рабочих дней на одного рабочего

Таблица 2.2.1 - Расчет производственной программы

Кол-во рабочих в основном производстве, чел.

Время, затрачиваемое на обслуживание одного посетителя, мин.

Кол-во обслуживаемых посетителей в смену, чел.

Кол-во смен работы

Кол-во рабочих смен в году

Кол-во обслуживаемых посетителей в год, чел.

Время, затрачиваемое на обслуживание посетителей в год, час.

4

5

1 050

2

52

54 900

4 575

Прямые издержки

Для упрощения финансовых расчетов прямые затраты указаны в общей сумме на единицу каждого вида продукции.

Схема расчета прямых затрат на единицу каждого вида продукции принята следующая:

наименование продукта;

единицы измерения;

расход материала на единицу продукции в физическом измерении;

цена за единицу измерения;

% потерь материала при производстве.

Результаты расчетов прямых затрат приведены в таблицах

Таблица 2.2.1. Прямые издержки на продукты

Наименование

Единица измерения

Сумма, руб.

Кофе

чашка

3 - 00

Чай

чашка

2 - 50

Мороженое

порция

7 - 50

Пирожное

шт.

10 - 00

Сигареты

шт.

21 - 00

Шоколад

шт.

10 - 00

Жевательная резинка

шт.

6 - 00

Рыба в упаковке

шт.

15 - 00

Кальмары в упаковке

шт.

10 - 00

Сухарики в упаковке

шт.

5 - 00

Чипсы в упаковке

шт.

15 - 00

Хот-дог

шт.

12 - 50

Пицца

шт.

10 - 00

Пирожки

шт.

5 - 00

Безалкогольные напитки

шт.

12 - 50

Салаты

порция

10 - 00

Пиво

в бутылках;

ж. банка;

розлив: 0,5 л.

15 - 00

15 - 00

30 - 00

Крепкие спиртные напитки

в бутылках

70 - 00

Горячие блюда

порция

25 - 00

Бутерброды

шт.

5 - 00

2.3 Расчет затрат на приобретение оборудования и других основных средств

Закусочная «Лагуна» расположена на ул. Рабкоров. Преимущества этого местонахождение очевидны: здесь расположены крупные предприятия. Именно сюда направляются люди вечером со своей семьей, с друзьями для того, чтобы перекусить, поужинать и приятно провести время.

Общая площадь составляет 70 кв. м, из них площадь зала составит 60 кв. м.

Таблица 2.3.1. Требуемое оборудование

Наименование оборудования

Количество, шт.

Итого, руб.

Барный холодильник

1

30 000

Холодильный прилавок для выпечки

1

27 000

Микроволновая печь

1

3 000

Барная стойка

1

5 000

Комплект мебели

10

40 000

Кассовый аппарат

1

7 000

Музыкальный центр

1

4 000

Компьютер

1

19 500

Принтер

1

3 600

Итого

18

139 100

Амортизация на основные средства начисляется ежемесячно линейным способом. Амортизация на основные средства стоимостью ниже двадцати тысяч рублей не начисляется

Таблица 2.3.2. Расчет амортизационных отчислений

Наименование объекта основных средств

Количество, ед.

Балансовая стоимость основных средств, руб.

Норма амортизации, %

Сумма амортизационных отчислений, руб.

Барный холодильник

1

30000

20

6 000

Холодильный прилавок для выпечки

1

27000

20

5 400

Итого:

2

Х

Х

11 400

Сумма амортизационных отчислений определяется по формуле:

А = Фоб • На;

100

где Фоб - стоимость оборудования, руб.

На - норма амортизационных отчислений, %

2.4 Потребность в сырье и материалах

Таблица 2.4 - Потребность в материалах

Наименование материала

Цена, руб.

Необходимое кол-во в год

Общая стоимость, руб.

Блок бумаги

100

6

600

Ручка

5

50

250

Карандаш

3

10

30

Степлер

45

2

90

Скобы для степлера

5

15

75

Папка для бумаг

20

7

140

Ножницы

20

2

40

Коробок скрепок

10

5

50

Итого:

1 175

2.5 Расчет потребности в стартовых инвестициях

Таблица 2.5 - Организационные затраты

Наименование статьей

Сумма, руб.

Приобретение оборудования (холодильное оборудование, кассовый аппарат, телефон, музыкальное оборудование, прочее)

99 100

Покупка лицензии (на три года)

30 000

Приобретение мебели, осветительных приборов, посуды

40 000

Реконструкция помещения

20 000

Государственная регистрация

9 000

Аренда помещения

10 000

Расходы на поставку, монтаж и наладку оборудования

5 000

Итого:

213 100

Требуемый начальный капитал 214 000 рублей планируется взять в КМБ - Банке под 12% годовых на два года.

Общая сумма кредита с процентами составит: 265 360, каждый месяц будет выплачиваться 11 056,66.

2.6 Организационный план

Закусочная «Лагуна» является вновь созданным предприятием. Владелец одновременно будет выполнять и обязанности администратора.

Персонал

Подбор персонала для данного бизнеса очень важен, так как от квалифицированной работы официантов и барменов зависит успех всего предприятия. Административный персонал закусочной будет представлен администратором (владелиц закусочной). Он имеет средне-специальное бухгалтерское образование, что позволит вести бухгалтерию кафе.

Производственный персонал состоит из 2 барменов, 2 официантов.

Таблица 2.6.1 - Численность основных производственных рабочих

Должность

Кол-во смен в год

Количество, чел.

Бармен

52

2

Официант

52

2

Всего:

Х

4

Таблица 2.6.2 - Численность вспомогательных рабочих

Профессия

Количество, чел.

Уборщица

1

Всего:

1

Таблица 2.6.3 - Численность руководителей, специалистов, служащих

Перечень должностей

Количество, чел.

Директор (он же бухгалтер)

1

Всего:

1

Численность всего промышленно-производственного персонала определяется по формуле:

Nnnn = Nосн.раб. + Nвсп.раб. + Nауп. = 4 + 1 + 1 = 6,

где Nосн.раб. - численность основных производственных рабочих;

Nвсп.раб. - численность вспомогательных рабочих;

Nауп. - численность руководителей, специалистов, служащих

Таблица 2.6.4 - Фонд оплаты труда основных производственных рабочих

Должность

Кол-во, чел.

Должностной оклад в месяц, руб.

Выплаты

Годовой фонд оплаты труда, руб.

Бармен

2

5 000 + 5 % от выручки

ежемесячно

150 000

Официант

2

4 000

ежемесячно

48 000

Итого:

4

Х

Х

198 000

Таблица 2.6.5 - Фонд оплаты труда вспомогательных рабочих

Должность

Кол-во, чел.

Должностной оклад в месяц, руб.

Выплаты

Годовой фонд оплаты труда, руб.

Уборщица

1

2 000

ежемесячно

24 000

Итого:

1

Х

Х

24 000

Таблица 2.6.6 - Фонд оплаты труда руководителей, специалистов, служащих

Должность

Кол-во, чел.

Должностной оклад в месяц, руб.

Выплаты

Годовой фонд оплаты труда, руб.

Директор

(он же бухгалтер)

1

20 000

ежемесячно

240 000

Итого:

1

Х

Х

240 000

Подбор персонала планируется осуществлять перед пуском производства с учетом следующих требований:

наличие профессиональной подготовки и квалификации по данной специальности;

наличие опыта работы на аналогичных предприятиях общественного питания;

коммуникабельность, умение работать с клиентами;

знание нормативных документов, регламентирующих работу в сфере торговли и общественного питания.

Таблица 2.6.7 - Фонд оплаты труда промышленно-производственного персонала (ППП)

Элементы фонда оплаты труда

Расчет

Сумма, руб.

1

2

3

Основная заработная плата:

1 Фонд оплаты основных производственных рабочих

Таблица 2.5.1

198 000

2 Фонд оплаты труда вспомогательных рабочих

Таблица 2.5.2

24 000

3 Фонд оплаты труда руководителей, специалистов, служащих

Таблица 2.5.3

240 000

4 Премии и доплаты

30 % от п1+п2+п3

138 600

Итого: основная заработная плата

п1+п2+п3+п4

600 600

5 Дополнительная заработная плата

14,5 % от основной заработной платы

87 087

6 Доплата по районному коэффициенту

15 % от основной и доп. заработной платы

103 153,05

Итого: фонд оплаты труда ППП

790 840,05

Таблица 2.6.8 - Фонд потребления

Фонд оплаты труда ППП, руб.

Выплаты из прибыли, руб.

Фонд потребления, руб.

790 840,05

415 369,21

1 206 209,26

Показатели производительности труда и средней заработной платы рассчитываются по следующим формулам:

1. Выработка одного производственного рабочего:

В = Тр = 4 575 = 762,

Nраб 6

где Тр - время, затрачиваемое на обслуживание посетителей в год, час.

Nраб - численность основных рабочих, чел.

2. Выработка на одного работающего:

В = Вг = 54 900 = 13 725,

N nnn 4

где Вг - кол-во обслуживаемых посетителей в год, чел.;

N nnn - численность основных работающих, чел.

2. Среднемесячная заработная плата одного работающего

ЗП = ФЗПnnn = 790 840,05 = 10 983,89;

Nnnn • 12 6 · 12

где ФЗПnnn - фонд заработной платы всего промышленно-производственного персонала, руб.;

Nnnn - численность промышленно-производственного персонала, чел.

3. Среднемесячный доход одного работающего:

Д = ФП = 1206 209,26 = 16 752,9;

Nnnn 6 · 12

где ФП - фонд потребления, руб.;

Nnnn - численность промышленно-производственного персонала, чел.

Расчеты перечисленных выше показателей представлены в таблице 2.6.9.

Таблица 2.6.9 - Показатели производительности труда и средней заработной платы

Показатели

Единица измерения

Величина показателя

1. Время, затрачиваемое на обслуживание посетителей в год

час.

4 575

2. Кол-во обслуживаемых посетителей в год

чел.

54 900

3. Численность

в т.ч.: рабочих (основных и вспомогательных)

руководителей и специалистов

чел.

чел.

5

1

4. Выработка одного производственного рабочего

чел.

762

3. Выработка на одного работающего

чел.

13 725

5. Фонд потребления

руб.

1 158 363,46

6. Среднемесячная заработная плата одного работающего

руб.

10 983,89

7. Среднемесячный доход одного работающего

руб.

16 752,9

2.7 Расчет стоимости и рентабельности продукции

Таблица 2.7.1 - Калькуляция

Горячие блюда

Статьи затрат

Данные для расчета

Сумма затрат, руб.

Материальные затраты

руб.

26,76

Основная заработная плата производственных рабочих

руб.

0,84

Дополнительная заработная плата производственных рабочих

14,5%

0,12

Отчисления на соц. страхование

26%

0,28

Накладные расходы

50%

0,14

Аренда

руб.

0,04

Итого: производственная себестоимость

руб.

28,18

Коммерческие расходы

15%

4,23

Итого: полная себестоимость

руб.

32,41

Таблица 2.7.2 - Калькуляция

Кофе

Статьи затрат

Данные для расчета

Сумма затрат, руб.

Материальные затраты

руб.

4,76

Основная заработная плата производственных рабочих

руб.

0,84

Дополнительная заработная плата производственных рабочих

14,5%

0,12

Отчисления на соц. страхование

26%

0,28

Накладные расходы

50%

0,14

Аренда

руб.

0,04

Итого: производственная себестоимость

руб.

6,18

Коммерческие расходы

15%

0,93

Итого: полная себестоимость

руб.

7,11

Таблица 2.7.3 - Калькуляция

Салаты

Статьи затрат

Данные для расчета

Сумма затрат, руб.

Материальные затраты

руб.

11,76

Основная заработная плата производственных рабочих

руб.

0,84

Дополнительная заработная плата производственных рабочих

14,5%

0,12

Отчисления на соц. страхование

26%

0,28

Накладные расходы

50%

0,14

Аренда

руб.

0,04

Итого: производственная стоимость

руб.

13,18

Коммерческие расходы

15%

1,98

Итого: полная стоимость

руб.

15,16

Оптовая цена уже установлена поставщиками продукции.

Рентабельность продукта определяется по формуле:

Ризд = Пр. 100%;

Сп

где Пр - прибыль от реализации продукции;

Сп - полная себестоимость продукции, руб.

Таблица 2.7.4 - Рентабельность на каждый вид продукции

кальмары в упаковке

шт.

33

рыба в упаковке

шт.

40

жевательная резинка

шт.

100

шоколад

шт.

33

сигареты

шт.

30

Общая рентабельность: 1 384 564,05. 100% = 37,4%

3 701 235

2.8 Планирование стоимости по смете затрат

Расчет сметы затрат можно представить в виде таблицы 2.8.1.

Таблица 2.8.1 - Расчет сметы затрат

Статьи сметы затрат

Расчеты

Сумма, руб.

1 Материальные затраты

1 Электроэнергия

Стоимость 1 кВт/часа · количество кВт/час за месяц· 12 мес.;

2,16 · 928 · 12

24 053,76

2 Затраты на оплату труда

Фонда заработной платы всех рабочих

790 840,05

3 Отчисления на соц. нужды

Затраты на оплату труда · 26%

205 618,41

4 Амортизация оборудования

Ст оборудования · На

100

11 400

5. Аренда

10 000

6. Прочие расходы

Общепроизводственные расходы

1 175

Итого: производственная стоимость

Сумма статей с 1 по 5

1 043 087,22

6. Внепроизводственные расходы

Производственная себестоимость · 12

100

125 170,46

Итого: полная стоимость

Производственная себестоимость + п6

1 168 257,68

2.9 Риски и гарантии

Вид риска

Отрицательное влияние на прибыль

1

2

Подготовительный этап

Отношение местных властей

Возможность введения ими дополнительных ограничений, осложняющих реализацию проекта

Стадия функционирования

Финансово-экономические риски

Появление новых конкурентов.

Снижение спроса.

Снижение цен конкурентами.

Снижение цен.

Рост налогов.

Уменьшение объема продаж.

Рост цен на продукцию.

Снижение прибыли из-за роста цен.

Технические риски

Изношенность оборудования

Увеличение затрат на ремонт.

Риск и доход - базовые понятия и ключевые проблемы финансово-хозяйственной деятельности предприятия (фирмы). Целью коммерческой организации является получение прибыли в результате производства и реализации продукции (работ, услуг), а также осуществления других видов деятельности. поэтому предпринимательский риск связан с конечным финансово-хозяйственным результатом предприятия, в котором объединяются многочисленные частные риски. Если рассматривать предпринимательский риск предприятия как результирующую финансовую величину, то логично считать отдельные сопровождающие его риски факторами, влияющие на нее.

Можно выделить следующие сущностные аспекты категории «предпринимательский риск»:

· риск по отношению к цели, результату, на достижение которого направлено управленческое решение (или предпринимательская деятельность в целом);

· риск как возможность, реализуя принятое решение или осуществляя запланированную деятельность, не достичь ожидаемого результата;

· риск как возможность потери предпринимателем части (или всех) своих ресурсов, недополучения доходов или появление дополнительных расходов в результате осуществления финансовой деятельности;

· риск как возможность недостижения цели (результата) вследствие объективно существующей неопределенности, причинами которой выступают незнание ситуации, случайность или внешнее противодействие.

Предпринимательский риск заключается в возможности недостижения цели, ожидаемых результатов реализации принятого решения или осуществления запланированной деятельности вследствие объективно существующей неопределенности. Риск реализуется через потерю предпринимателем своих ресурсов, недополучение доходов или появление дополнительных расходов. Иначе говоря, риск есть угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов, сверх предусмотренных прогнозом или планом его действий, либо получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал. Таким образом, снижение величины предполагаемого дохода, или так называемая упущенная выгода, также входит в категорию риска.

Эффективность организации управления предпринимательским риском в значительной мере определяется классификацией факторов риска, под которой понимается их распределение на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей. Классификация позволяет определить место каждого фактора в их системе и создает возможности для эффективного применения впоследствии соответствующих методов управления риском.

Основные группы рисков деятельности предприятия (фирмы)

На рисунке представлены основные группы рисков деятельности производственного предприятия (фирмы), среди которых, прежде всего, следует выделить хозяйственные риски. Входящий в группу хозяйственных рисков производственный риск проявляется в возможности уменьшения объема выпуска продукции, снижения ее качества, роста издержек производства и уменьшения производительности труда, возникновения убытков в результате простоя производства, потерь рабочего времени, недопоставок исходных материалов, сырья, энергии и т.д.

Риск нанесения ущерба собственности предприятия (фирмы), его движимому и недвижимому имуществу (машинам и оборудованию, денежным средствам и т.п.) обусловлен возможностью кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической систем, аварии, пожара, наводнения, механического либо радиационного воздействия и другими причинами.

Коммерческий риск связан с процессом реализации товаров и услуг, производимых или закупаемых предприятием, и проявляется в снижении объема реализации товаров вследствие изменения рыночной конъюнктуры и неблагоприятного изменения цен, повышения издержек обращения, потерях товара в процессе его обращения и др.

В последние годы отмечается значительное повышение для российских предприятий значимости финансовых рисков, которые связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (т.е. денежных средств). Так, под воздействием инфляционного риска получаемые предприятиями в 1992-1995 гг. денежные доходы обесценивались с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем росли. Наряду с инфляционным риском весьма значимыми для многих предприятий оказались риски ликвидности и валютные риски, входящие в группу рисков, связанных с покупательской способностью денег.

Риски предпринимательских инвестиций связаны с рисками прямого вложения средств в осуществление того или иного конкретного инвестиционного проекта. Для предприятия наиболее существенными в этой группе могут быть риски заказчика строительных работ, кредитный риск заемщика, риск ущерба в результате ошибок или упущений, связанных с оформлением права собственности на приобретаемый для предпринимательских целей объект, и т.д. риск финансовых инвестиций проявляется в результате приобретения предприятием (фирмой) активов в виде ценных бумаг.

Управленческие риски включают риск отсутствия стратегического подхода к планированию и управлению на предприятии, риск ошибок в определении целей предприятия, прогнозировании развития внешней среды в стратегическом планировании, риск несоответствия системы управления предприятия масштабам и характеру его деятельности и др. Управленческие риски в значительной мере носят субъективный характер. Ведь именно предприниматель определяет цели предпринимательской деятельности, оценивает ситуацию, формирует варианты решений, делает выбор приемлемого решения. Управленческие риски двояко влияют на совокупный предпринимательский риск: наряду с прямым воздействием, они могут влиять опосредованно, порождая или, наоборот, устраняя (снижая) отдельные хозяйственные и финансовые риски. Таким образом, управленческие риски занимают главенствующую позицию в совокупности основных групп рисков деятельности предприятия (фирмы).

Управление рисками и их предупреждение

В рыночной экономике основным принципом менеджмента является не максимилизация прибыли, а успешное элиминирование влияния рисковых ситуаций, что в перспективе обеспечивает наибольшую финансовую устойчивость. Поэтому в экономике многих стран предприятия в своей деятельности часто используют связанные с риском производственные стратегии.

Чтобы оперативно реагировать на любые значимые изменения в условиях функционирования, предприятие должно сформировать систему управления, основанную на так называемом предпринимательском стиле поведения. Для этого в общую систему управления предприятием включается система управления рисками (риск-менеджмент). Последняя включает две подсистемы: управляющую (субъект управления) и управляемую (объект управления). Объектом управления в риск-менеджменте является собственно риск, рисковые вложения капитала и экономические отношения между субъектами предпринимательства в процессе реализации риска.

Страхование часто рассматривается как основной прием риск-менеджмента. Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий за счет денежных средств, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (премий).

В нашем случае предприятие намерено воспользоваться услугами охраны для минимизации риска от нежелательных лиц во время рабочего времени. За услуги охраны каждый месяц будет выплачиваться 1001,1 рублей.

2.10 Финансовый план

Таблица 2.9.1 - Расчет выручки от реализации

Ассортимент

Кол-во продаж в год, шт.

Оптовая цена, руб.

НДС, руб.

Отпускная цена, руб.

Выручка от реализации без НДС, руб.

Сумма НДС, руб.

Выручка от реализации по отпускной цене, руб.

1. кофе

15000

3

0,54

6

45000

8100

90000

2. чай

15000

2,5

0,45

5,5

37500

6750

82500

3. мороженое

10410

7,5

1,35

15

78075

14054

156150

4. пирожное

5700

10

1,8

15

57000

10260

85500

5. сигареты

10980

21

3,78

30

230580

41504

329400

6. шоколад

4740

10

1,8

15

47400

8532

71100

7. ж/резинка

9480

6

1,08

12

56880

10238

113760

8. рыба в уп.

6660

15

2,7

21

99900

17982

139860

9. кальмары в уп.

5910

10

1,8

15

59100

10638

88650

10. чипсы в уп.

5910

15

2,7

21

88650

15957

124110

11. хот-дог

15300

12,5

2,25

20

191250

34425

306000

12. пицца

12720

10

1,8

20

127200

22896

254400

13. пирожки в ассорт.

15300

5

0,9

10

76500

13770

153000

14. безалк. напитки

10740

12,5

2,25

20

134250

24165

214800

15. салаты

5820

10

1,8

15

58200

10476

87300

16. пиво:

в бутылках

13320

15

2,7

21

199800

35964

279720

ж. банке

9240

15

2,7

21

138600

24948

194040

на розлив

15480

30

5,4

40

464400

83592

619200

17. крепкие спиртные напитки

15960

70

12,6

90

1117200

201096

1436400

18. горячие блюда

11640

25

4,5

35

291000

52380

407400

19.

бутерброды

14640

5

0,9

10

73200

13176

146400

20. сухарики в упаковке

5910

5

0,9

10

29550

5319

59100

Итого:

235860

Х

Х

Х

3701235

666222,3

5438790

Выручка от реализации определяется по формуле:

Вр = Вг · Цопт,

где Вг - годовой выпуск продукции, шт.;

Цопт - оптовая цена, руб.

Расчет и распределение прибыли оформляется в таблице 2.7.2.

Таблица 2.9.2 - Расчет и распределение прибыли

Показатели

Обоснование

Сумма, руб.

1 Выручка от реализации без НДС

Таблица 2.9.1

3 701 235

2 Выручка от реализации по отпускной цене

Таблица 2.9.1

5 438 790

3 Прибыль от реализации продукции

п2 - п1

1 824 855

4 Налог на имущество

Расчет

3 060,2

5 Валовая прибыль

п3 - п4

1 821 794,8

6 Налог на прибыль

24% от п5

437 230,75

7 Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

п5 - п6

1 384 564,05

8 Распределение прибыли:

- в фонд потребления

- в фонд накопления

- в резервный фонд

30% от п7

30% от п7

40% от п7

415 369,21

415 369,21

553 825,63

Сумма налога на имущество определяется по формуле:

Ним = СТим · Сим = 139 100 · 2,2 =3 060,2,

100 100

где: СТим - стоимость имущества, руб.;

Сим - ставка налога на имущество предприятий и организаций, (2,2%)

СТим = Ст оборудования,

где Ст оборудования - стоимость оборудования, руб.

Точка самоокупаемости = Постоянные издержки = 369 833,2 = 14 008.

Ср.цена _ Удельные 28,15 - 1,75

Таблица 2.9.3 - Расчет издержек производства

Условно-постоянные издержки

Переменные издержки

Статьи затрат

Сумма, руб.

Статьи затрат

Сумма, руб.

1

2

3

4

1 Материальные затраты

Топливо

Входит в стоимость аренды

Сырье и материалы

1175

Электроэнергия

24053,76

2 Затраты по оплате труда

Фонд зарплаты вспомогательных рабочих

24000

Фонд зарплаты основных рабочих

198 000

Фонд зарплаты руководителей, специалистов, служащих

240000

Отчисления на соц. страхование от фонда зарплаты руководителей, специалистов, вспомогательных рабочих

68640

Отчисления на соц. страхование от фонда зарплаты осн. рабочих

51480

Амортизация

11400

Внепроизводственные расходы

139100

3 Прочие расходы

Аренда помещения

10000

Водоснабжение

3 780

Услуги охраны

12013,2

Итого:

369833,2

Итого:

413808,8

Удельные переменные издержки определяются по формуле:

Удельные переменные издержки = Сумма переменных издержек,

Кол-во реализованной продукции

Точка самоокупаемости характеризует минимально допустимый размер производства, ниже которого производство будет неэффективным, т.е. предприятие будет убыточным.

График безубыточности

На рисунке приведен график, показывающий зависимость между прибылью, постоянными и переменными издержками. Как видно из графика, при прочих равных условиях прибыль от производственной деятельности растет с увеличением объема производства. Отметим, что после того, как достигнута точка самоокупаемости, каждая дополнительно проданная единица продукции приносит чистую прибыль предприятию в тот же период времени. Аналогично, уменьшение объема производства вызывает соответствующее снижение прибыли. Изменения в объеме производства - не единственный фактор, влияющий на рентабельность. Например, снижая постоянные издержки, предприятие может повысить прибыль и в то же время снизить точку самоокупаемости в пересчете на количество произведенной продукции.

Таблица 2.10.4 - График погашения заемных средств

Квартал

Сумма прибыли после уплаты налогов

Оставшаяся сумма заемных средств

Остаток прибыли после уплаты кредита

1 год

I

173 070,5

232 190

139 900,5

II

173 070,5

199 020

139 900,5

III

173 070,5

165 850

139 900,5

IV

173 070,5

132 680

139 900,5

2 год

I

173 070,5

99 510

139 900,5

II

173 070,5

66 340

139 900,5

III

173 070,5

33170

139 900,5

IV

173 070,5

0

173 070,5

2.11 Расчет технико-экономических показателей предприятия

Все ранее рассчитанные показатели бизнес-плана перенесены в таблицу 2.10.1

Таблица 2.10.1 - Сводная таблица технико-экономических показателей

Показатели

Единица измерения

Величина показателя

1

2

3

1 Численность основных производственных рабочих в смену

чел.

2

2 Кол-во обслуживаемых посетителей в смену

чел.

1 050

3 Выработка на одного основного рабочего

чел.

13 725

4 Среднемесячная заработная плата одного работающего

руб.

10 983,89

5 Среднемесячный доход одного работающего

руб.

16 752,9

6 Полная себестоимость одного изделия:

- кофе;

- чай;

- мороженое;

- пирожное;

- сигареты;

- шоколад;

- жевательная резинка;

- рыба в упаковке;

- кальмары в упаковке;

- сухарики в упаковке;

- чипсы в упаковке;

- хот-дог;

- пицца;

- пирожки;

- безалкогольные напитки;

- салаты;

- пиво;

- крепкие спиртные напитки;

- горячие блюда;

- бутерброды

чашка.

чашка.

порция.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

порция

в бутылках;

ж. банка;

розлив: 0,5 л.

в бутылках.

порция.

шт.

3 - 00

2 - 50

7 - 50

10 - 00

21 - 00

10 - 00

6 - 00

15 - 00

10 - 00

5 - 00

15 - 00

12 - 50

10 - 00

5 - 00

12 - 50

10 - 00

15 - 00

15 - 00

30 - 00

70 - 00

25 - 00

5 - 00

7 Прибыль от реализации продукции

руб.

1 384 564,05

8 Рентабельность

%

37,4

9 Точка самоокупаемости

шт.

14 008

3. Резюме бизнес-плана

Целью проекта является создание закусочной в Кировском районе для обслуживания жителей и гостей города.

Деятельность создаваемого предприятия направлена на оказание услуг в сфере общественного питания для людей со средним уровнем дохода.

Для финансирования проекта планируется взять льготный кредит в сумме 214 тыс. рублей сроком на 2 года под 12 % годовых в «КМБ - Банке”.

Для организации производства требуется приобрести:

· технологическое оборудование (холодильное оборудование, кассовый аппарат, музыкальное оборудование, посуду, прочее);

· мебель;

· произвести небольшой ремонт помещения направленный на улучшение интерьера.

Помещение планируется взять на правах долгосрочной аренды.

Основные требования к персоналу - наличие необходимой профессиональной квалификации. Общее количество создаваемых рабочих мест, включая руководителя - владельца свидетельства на частную предпринимательскую деятельность - 6 человек.

Не смотря на то, что проектируемое предприятие находится на начальной стадии развития уже сейчас можно сказать о том, что в дальнейшем оно будет иметь успех. Закусочная «Лагуна» не отстает от своих основных конкурентов - «Универсама», Кафе-бара «Пятница», а в чем-то даже превосходит.

Закусочная «Лагуна» ежегодно выплачивает Единый Налог на Временный Доход в размере 437 230,75 рублей, в свою очередь прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия составляет 1 384 564,05 рублей. Рентабельность проектируемого предприятия составляет 34,7%. Для повышения рентабельности мы, прежде всего, будем расширить ассортимент за счет буфета.

Для того чтобы привлечь своих потенциальных покупателей будет организована рекламная деятельность. Закусочная «Лагуна» находится, как было сказано ранее, в Кировском районе, т.е. проектируемое предприятие располагается в спальном районе. Здесь самым эффективным способом рекламы будет раздача листовой в ближайших домах. Распространение листовок в среднем обойдется в 5 000 рублей. Нельзя забыть о яркой вывеске с названием предприятия, которая также является в некотором роде рекламой.

Предприятие добьется успеха, прежде всего, потому что рассчитаны все затраты, издержки, выявлены возможные риски и даже, если во время работы закусочной возникнут какие-либо вопросы, проблема решить их не будет значительной. И конечно, нельзя забывать о том, что услуги общепита нужны всегда и везде, это, пожалуй, одни из не многих услуг, которые всегда будут пользоваться большим спросом и популярностью.

Литература

Основная:

1. Бизнес-план: Методические материалы./Под ред. проф. Р.Г. Маниловского. М.: Финансы и статистика, 2000. - 160с.

2. Любанова Т.П., Мисоедова Л.В., Грамотенко Т.А., Осийникова Ю.А. Бизнес-план: Учебно-практическое пособие. -М.: Издательство ПРИОР, 2000. - 95с.

3. Финансовый бизнес-план./Под ред.действ. Члена Академии инвестиций РФ, д.э.н., проф. В.М. Понова. - М.: Финансы и статистика, 2000.- 480с.

4. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов./Под ред.академика В.М.Семенова - СПб.: Питер, 2005. - 384с.

5. Волков О.И. экономика предприятия: Учебное пособие. М.:ИНФРА-М2000. - 520с.

6. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под ред. проф. О.И. Волкова и доцента О.В. Девяткина. - М.:ИНФРА-М, 2003 - 601с.

7. Экономика предприятия./под ред. Н.А. Сафронова. - м.: Юристь, 2001. - 605с.

Дополнительная:

1. Бизнес-план Методические материалы./Под ред. проф. Н.А. Колесниковой, А.Д. Миронова. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 334с.

2. Организация предпринимательской деятельности./Под ред. проф. А.С. Пелиха. - Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2003. - 430с.

3. Предпринимательство./под ред.М.Г. Лапусты. М.: Финансы и статистика, 2000. - 370с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Разработка электронного органайзера средствами C++ Builder 6
Курсовая работа Социально-экономическая основа потребительской кооперации
Курсовая работа Организация рабочего места
Курсовая работа Фискальная политика: инструменты и эффективность
Курсовая работа Законодательные основы правового регулирования сферы социального обеспечения в Российской Федерации
Курсовая работа Процессный подход к управлению
Курсовая работа Товарная политика компании
Курсовая работа Активные операции коммерческих банков и их доходность
Курсовая работа Создание кадрового резерва
Курсовая работа Техническая подготовка производства
Курсовая работа Методика, формирование и анализ инновационной стратегии в организациях санаторно-курортной сферы
Курсовая работа Аудит расчетов с подотчетными лицами
Курсовая работа Организация производства в АПК
Курсовая работа Государственная поддержка малого предпринимательства
Курсовая работа Определение возможности получения экологически безопасной продукции растениеводства в условиях загрязнения