Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Предпринимательство в РФ: сущность, виды и субъекты


Федеральное агентство по образованию

Московский автомобильно-дорожный институт

Волжский филиал

«Экономическая теория»

Курсовая работа по теме

«Предпринимательство в РФ: сущность, виды и субъекты»

Выполнила:

Студентка группы 080502тп-1 09

Краснова Вера Юрьевна

Проверила:

Алюнова Татьяна Ивановна

Чебоксары 2010г.

Содержание

Введение

Глава I Сущность и виды предпринимательства

1.1 Сущность предпринимательства

1.2 Индивидуальное предпринимательство

1.3 Коллективное предпринимательство

1.4 Государственное предпринимательство

1.5 Смешанное предпринимательство

Глава II Субъекты и виды предпринимательства

2.1 Юридические и физические лица как субъекты предпринимательства

2.2 Классификация видов предпринимательства

Глава III Развитие предпринимательства в РФ

3.1 История предпринимательства в России

3.2 Современное состояние и проблемы предпринимательства в РФ

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Переход российской, как и любой другой, экономики к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономике вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности. Что же такое по сути «предпринимательство»? В русском языке слово «предпринимательство» употребляется в двух общих значениях: характеризуя определенный вид деятельности и обозначая определенную общественную группу, занимающуюся этой деятельностью. Итак, предпринимательство есть некая деятельность, вид деятельности. Деятельность, в свою очередь, есть вид активности человека. Активность есть форма существования человека как свободной личности. Соответственно правомерно соотношение предпринимательства и активности или иначе - экономической активности. Экономическая активность - это все энергетические процессы, связанные с производством и обменом некоторых благ (материальных или духовных). Ни производство, ни обмен не могут совершаться спонтанно, поскольку всегда обладают относительно сложным характером и требуют сознательного участия человека. Следовательно, экономическая активность может быть либо вынужденной, либо свободной. Таким образом, экономическая активность всегда выступает как деятельность, то есть как свободная трата жизненной энергии, осуществляемая под определенным (не абсолютным) давлением обстоятельств. Предпринимательство есть разновидность экономической активности. А рыночные отношения в свою очередь порождают у многих граждан естественное стремление иметь "свое дело", с помощью которого они приумножат свою собственность. В конечном итоге это приводит к появлению особого вида деятельности - предпринимательства. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления экономической активности человека способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости. Предпринимательство в разных экономических областях различается по форме и особенно по содержанию операций и способам их осуществления. Но характер деятельности накладывает значительный отпечаток на вид товаров и услуг, которые предприниматель производит или оказывает. Предприниматель может сам производить товары и услуги, приобретая только факторы производства. Он также может приобретать готовые товары и перепродавать его потребителю. Наконец, предприниматель может только соединять производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Разнообразие форм и методов ведения собственного дела регулируются и регламентируются государством. Каждый вид деятельности и каждая организационно-правовая форма имеют свои особые черты, свою специфику и свою определенную «нишу» в экономической жизни государства. В данной работе рассматриваются основные формы предпринимательской деятельности, которые регламентированы и поддерживаются российским Правительством.

Глава I. Сущность и виды предпринимательства

1.1 Сущность предпринимательства

Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. За словом «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта или услуги. Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом. Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует «вымыванию» устаревших.Оно способствует развитию конкуренции и «маркетизации», а также увеличению «открытости» национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала. Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.

Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха. Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.

В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные. Например, Г. Форд занялся производством автомобилей вовсе не из благотворительных побуждений. Он преследовал личную выгоду, но, удовлетворяя свои интересы, создал целую автомобильную империю, которая наводнила машинами весь мир. В современных условиях личный интерес предпринимателя все более переплетается с коллективным интересом фирмы или компании. Обладая самостоятельностью, предприниматель берет на себя личную ответственность за результаты деятельности. Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать в жестком режиме. Приведем нешаблонное описание предпринимателя, предложенное советским ученым-экономистом, профессором В. Богачевым: «Предприниматель -- это бедолага и вечный должник; неуемный оптимист, добровольно избравший для себя жизненную карьеру, в которой ему не раз придется сменить объект и, может быть, сферу хозяйствования, вероятно, разориться и вновь пытаться встать на ноги; немилосердный самоэксплуататор без нормированного рабочего дня и отпусков, не позволяющий себе даже при успешном ходе тратить на собственное потребление больше, чем квалифицированный наемный работник». Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути -- неизбежный удел предпринимателя. Поэтому он вечно спешит и ему никогда не хватает времени, он редко различает рабочие и выходные дни, рано встает и поздно ложится спать, пытается делать несколько дел одновременно. Спокойная, тихая размеренная жизнь не ассоциируется с обликом предпринимателя. Характерным признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу. Риск формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Условия существования требуют от него высокой деловитости и динамизма, духа соперничества. Взлеты и падения неизбежны на этом пути. По оценке специалистов, из ста проходящих проверку новых идей реальное применение находят не более двух. По словам Джеймса Бэрка из компании «ДЦ», одно из правил его фирмы гласит: «Вы должны быть готовы к неудаче». Право на ошибку обязывает осуществить все возможное для предупреждения неоправданного риска. Не всякий мелкий бизнес является предпринимательским. Чтобы быть предпринимательским, предприятие должно обладать особыми свойствами вдобавок к тому, что оно небольшое и новое. Предпринимателя характеризует то, что он пытается создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяет и преобразует ценностные установки. Еще один характерный признак предпринимательства заключен в его принадлежности к относительно кратковременным, тактическим способам действия. Предпринимательство в узком смысле слова не относится непосредственно к экономической стратегии, рассчитанной на долговременный период. Однако и в стратегических проектах могут присутствовать предпринимательские идеи и отдельные очаги предпринимательства. Так, к примеру, если долговременный проект ставит своей основной целью получение прибыли, сопряжен с риском и ответственностью, основан не на тривиальных идеях, его правомерно считать предпринимательским. Однако в большинстве случаев предпринимательские действия вписываются в относительно кратковременные сделки. Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно или параллельно осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом. Сделка - основной кирпич, из которого строится предпринимательское здание. При этом под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов в интересах получения взаимной выгоды. Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 октября 1994 г. и одобренный Советом Федерации определяет сделку следующим образом: «Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей». Приходится опять-таки отмечать, что в психологии многих людей сложилось устойчивое представление о сделке как о тайном противозаконном сговоре личностей сомнительного морального облика с целью поживиться за счет других. Так что нам еще надо привыкать к пониманию сделки как не криминального, а напротив, полезного деяния, лежащего в основе предпринимательства. Определение предпринимательства будет выглядеть неполным, если не обрисовать образ главного действующего лица -самого предпринимателя.

Предпринимателем или субъектом предпринимательства согласно принятому законодательству могут быть граждане страны, признанные дееспособными в установленном законом порядке. Граждане иностранных государств и лица без гражданства могут выступать в качестве предпринимателей в пределах правомочий, установленных законодательством. Наряду с индивидуальным и частным допускается коллективное предпринимательство. В роли коллективных предпринимателей выступают объединения граждан, использующие как собственное, так и приобретенное на законном основании имущество. Официальный статус предпринимателя приобретается посредством его государственной регистрации либо как участника индивидуального предпринимательства, либо как предприятия. Предприниматель может выступать при этом и как физическое, и как юридическое лицо. Законодательство о предпринимательстве предусматривает возможность осуществления предпринимательской деятельности с использованием средств производства, имущества, ценностей как самим их собственником, так и другим субъектом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения, предоставленном собственником. Обобщая вышеизложенное, можно выделить необходимые и возможные свойства предпринимательства. К необходимым следует отнести организационно-хозяйственное новаторство и экономическую свободу. Другие характеристики являются возможными свойствами предпринимательства. Развитие предпринимательства тесно связано со средой, которая предполагает определенную экономическую, социально-культурную, технологическую организационно-техническую и физическую или географическую обстановку. Экономическая ситуация обусловливает наличие платежеспособного спроса, возможности покупки тех или иных видов товаров. Она включает также рынок труда, наличие свободных рабочих мест, избыток или недостаток рабочей силы. Сюда относятся также наличие и доступность денежных средств. На экономическую обстановку оказывает влияние политическая ситуация. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей и задач находящегося у власти правительства. Предпринимательство действует и развивается в рамках соответствующей правовой среды. Система постановлений и законов по налогообложению оказывает существенное влияние на развитие бизнеса.

Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство через автоматизацию производства, совершенствование технологических процессов, химизацию. Организационно-техническая среда характеризуется наличием инфраструктуры бизнеса (банки, юридические, бухгалтерские, аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортные, страховые компании и т. д.). Физическая или географическая среда включает комплекс природных условий, которые оказывают влияние на размещение предприятий.

1.2 Индивидуальное предпринимательство

Индивидуальное предпринимательство является одной из форм ведения малого бизнеса. Отдельный закон об индивидуальном предпринимательстве как таковой не принят, однако индивидуальное предпринимательство регулируется Налоговым и Гражданским кодексом, а также некоторыми другими нормативными правовыми актами. Как трактует законодательство, индивидуальный предприниматель это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Такое определение ИП дает Налоговый кодекс РФ (п. 2 ст. 11). Индивидуальное предпринимательство это самостоятельная деятельность на свой страх и риск, направленная на получение прибыли. Гражданский кодекс РФ разрешает физическим лицам заниматься любой предпринимательской деятельностью (кроме запрещенных), в том числе и зарегистрировавшись в качестве ИП. Каждый, кто хочет открыть свое дело, должен ответить на такой вопрос. Что ему будет выгоднее: организация или индивидуальное предпринимательство? Зарегистрировать организацию сложнее. Нужно подготовить устав, найти помещение для юридического адреса, внести уставный капитал. Индивидуальное предпринимательство от всего этого освобождено. Правовое положение индивидуальных предпринимателей характеризуется ответственностью. ИП отвечает по обязательствам всем своим имуществом (Гражданский кодекс РФ, ст. 24), а учредитель или участник организации лишь суммой, не превышающей его долю в уставном капитале. Индивидуальное предпринимательство имеет следующие преимущества:1) просто организовать, просто завершить бизнес; 2) упрощенный порядок ведения учета (бухгалтерский учет не обязателен); В любой момент ИП имеет право перевести в личную собственность денежные средства, полученные от предпринимательской деятельности (т.е. финансы индивидуальных предпринимателей и физических лиц не разделяются);упрощенный порядок принятия решений (не нужно собрание учредителей, протоколы и т.п.).

Правовое положение индивидуальных предпринимателей имеет и свои недостатки:

1)ИП не может назначить директора и должен вести дела самостоятельно (хотя может быть выдана доверенность от индивидуального предпринимателя);

2) ИП отвечает по обязательствам всем имуществом;

3) ИП не может получить некоторые лицензии (например, на торговлю алкоголем).

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ регулирует вопросы об индивидуальном предпринимательстве, связанные с регистрацией. Чтобы стать ИП, лицо должно зарегистрироваться в налоговой инспекции (Налоговый кодекс РФ, ст. 11). Для этого необходимо совершить следующие действия:

1) выбрать вид деятельности (один или несколько);

2) подготовить документы для подачи заявления о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

3) подать документы на регистрацию (сведения об индивидуальных предпринимателях заносятся в ЕГРИП);

4) выбрать наиболее подходящий режим налогообложения.

Правовое положение индивидуального предпринимателя и Налоговый кодекс РФ предполагает для ИП следующие режимы налогообложения:

1) общий режим;

2) режим налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

3) упрощенная система налогообложения (УСН);

4) УСН на основе патента;

5) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог; ЕСХН).

Последние три налоговых режима являются добровольными, и чтобы на них перейти, ИП должны подать заявления.

1.3 Коллективное предпринимательство

В конце XX в. коллективные формы предпринимательства заняли доминирующее положение -- как в малом, так и в крупномасштабном бизнесе. Несмотря на различие государственных законодательств, мировая практика свидетельствует о наличии следующих устоявшихся коллективных форм деловой активности: хозяйственные товарищества; хозяйственные общества; акционерные общества; ассоциации, союзы.

Юридическое название указанных форм коллективного предпринимательства в отдельных странах может со временем меняться, но их организационные формы и экономическое содержание в основном сохраняются, совершенствуются и остаются почти неизменными на протяжении десятилетий.

Воссоздание в форме организации предприятия свойственных его практической деятельности элементов имеет своей целью обеспечить саму экономическую деятельность правовой основой. Иными словами, отдельные действия предприятия объединяют в единой модели. Особенно это актуально для акционерных производственно-хозяйственных структур, поскольку именно эта форма предприятия наиболее четко осуществляет разделение деятельности на уровни, и при этом отражает эти уровни в элементах акционирования. Таким образом, создаются условия исследования деятельности предприятия как по данным производства, так и по цене акций и прочей акционерной информации.

1.4 Государственное предпринимательство

B России предпринимательство существует с давних времен. Зародилось оно еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам правления Петра I (1689-- 1725). По всей России создаются мануфактуры, широко развиваются такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. Ярким представителем династии предпринимателей промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был тульский кузнец. Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось наличием крепостного права. (Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 г. Началось строительство железных дорог, реорганизуется тяжелая промышленность, оживляется акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности способствует иностранный капитал. В начале XX в. предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства остается значительным. В этот период формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки: коммерческий, земельный. К началу XX в. в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось в акционерных, паевых и других коллективных формах предпринимательской деятельности и лишь 1/3 приходилась на единоличные формы. Особо доходными были вложения средств в хлопчатобумажное производство, торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм среди крупных фирм известны "Продамет", "Продвагон", "Продуголь", товарищества Российско-американской мануфактуры, братьев Нобиль и др. К сожалению, в России после окончания Первой мировой воины и завершения двух революций - Февральской и Октябрьской - был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей. Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесли годы новой экономической политики-НЭПа (1921-1926). Однако с конца 20-х гг. предпринимательство вновь сворачивается и лишь в 90-е гг. началась его реанимация в России. В октябре 1990 г. был принят Закон "О собственности в РСФСР", в декабре 1990 г.- Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В настоящее время в России насчитывается около 10000 акционерных предприятий, свыше 2000 акционерных коммерческих банков, представлены также и другие предпринимательские структуры.

1.5 Смешанное предпринимательство

Главное внимание мы уделим здесь особым чертам экономической жизни промышленных держав XX в. (за исключением советской системы). В большинстве этих стран на протяжении нескольких последних столетий наблюдалась тенденция к постепенному уменьшению прямого государственного контроля над экономической деятельностью; феодальные и доиндустриальные условия постепенно теряли силу и все большее значение придавалось тому, что получило произвольное наименование «свободное частное предпринимательство», или «конкурентный капитализм». Задолго до того, как эта тенденция привела к условиям полного laissez faire (то есть абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь), события начали принимать другой оборот. С конца XIX в. почти во всех странах происходило неуклонное расширение экономических функций государства. Мы оставим историкам описание главных факторов, лежащих в основе этого важного и получившего всеобщее распространение процесса. Здесь достаточно сказать лишь, что наша экономическая система -- это «смешанная» система свободного предпринимательства, экономический контроль в которой осуществляется со стороны как общества, так и частных институтов. В первой части этой главы будет показано, как наша смешанная система справляется с теми тремя проблемами экономической организации, мимо которых не может пройти ни одно общество. Заключительный раздел этой главы посвящен некоторым основным чертам современного экономического строя. Как система свободного предпринимательства решает основные экономические проблемы. В системе свободного частного предпринимательства ни отдельные люди, ни организации специально не занимаются триадой экономических проблем: Что, Как и Для кого. И это поистине примечательно. Перескажем знаменитый экономический пример применительно к Нью-Йорку. Без непрерывного потока товаров, движущихся в город и из города, он в течение одной недели оказался бы на грани голода. Это поток самых разнообразных видов продовольствия, необходимых жителям. Из ближайших округов, из 50 штатов и из самых дальних уголков земного шара товары совершают путешествие, длящееся дни и месяцы, чтобы попасть в Нью-Йорк. Как же могут почти 10 млн. человек спокойно спать по ночам, не испытывая смертельного страха перед тем, что эти сложные экономические связи, от которых зависит существование целого города, в один прекрасный день могут нарушиться? Ведь все они осуществляются без принуждения или централизованного руководства со стороны какого-либо компетентного органа! Каждый обращает внимание на то, в какой мере государство контролирует экономическую деятельность: на таможенное законодательство, законы против фальсификации продуктов, регулирование предприятий коммунального обслуживания и железнодорожного транспорта, постановления о минимуме заработной платы, законы о равном праве на труд, социальное обеспечение, установление минимума и максимума цен, общественные работы, национальную оборону, национальное и местное налогообложение, полицейскую охрану и судебное возмездие, постановления о зональных ценах, муниципальные работы по сооружению водопровода или газоснабжению и т. д. Но в какой мере экономическая жизнь протекает без прямого вмешательства государства -- это остается незамеченным. Сотни тысяч товаров производятся миллионами людей в той или иной мере в соответствии с их собственными намерениями без централизованного руководства или искусно составленного плана.

Глава II. Субъекты и виды предпринимательства

2.1 Юридические и физические лица как субъекты предпринимательства

Физические лица-субъекты предпринимательства. В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации субъектами предпринимательской деятельности могут быть дееспособные физические лица, юридические лица, коммерческие организации, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации. Для выполнения уставных положений предпринимательской деятельностью могут заниматься и некоммерческие организации. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Этот конституционный принцип впервые в истории страны закреплен в Основном законе, что является гарантией гражданам для занятия законным предпринимательством и в то же время является фактором проявления экономической свободы. Однако в соответствии со ст. 80 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности только с 18 лет. Следовательно, дееспособность с правовой точки зрения для занятия предпринимательской деятельностью приобретают физические лица, достигшие к моменту государственной регистрации своего дела (деятельности) 18 лет. В ст. 21 ГК РФ говорится, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет. Однако правоспособность гражданина (способность иметь гражданские права и нести обязанности) возникает в момент его рождения и прекращается смертью (п. 2 ст. 17ГКРФ). Важное значение для участия граждан в осуществлении предпринимательской деятельности имеет установленное ст. 18 ГК РФ содержание их правоспособности. Так, «граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые, не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной собственности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права». Таким образом, физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста, имеет право заниматься предпринимательской деятельностью в установленном законом порядке индивидуально или создавать юридические лица. Но для занятия определенными видами предпринимательской деятельности гражданин должен иметь специальное высшее образование, в установленном порядке получить квалифицированный (профессиональный) аттестат и иметь определенные профессиональные навыки, т.е. опыт, полученный ранее в течение некоторого срока. Для занятия отдельными видами деятельности гражданин должен иметь документ, подтверждающий необходимый уровень физического здоровья. В соответствии с гражданским законодательством отдельные категории дееспособных граждан не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью. Так, должностным лицам органов государственной власти и государственного управления запрещается: заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью; иметь в собственности предприятия; самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяйственного товарищества и общества; занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта. Не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью военнослужащие, работники силовых министерств и служб, например работники милиции, работники налоговых органов и органов налоговой полиции и другие категории граждан. Дееспособные лица могут заниматься в установленном порядке индивидуальной предпринимательской деятельностью, не создавая юридического лица, а также для этой цели учреждать (создавать) юридические лица самостоятельно или с другими гражданами и юридическими лицами. Для занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица гражданин в установленном порядке должен получить свидетельство индивидуального предпринимателя, а для осуществления торговли - приобрести патент. Юридические лица-субъекты предпринимательства. В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации в установленном порядке. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. В зависимости от организационно-правовой формы юридические лица действуют на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридические лица подразделяются на два вида: коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческой считается организация, которая ставит в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. В соответствии с установленным законом и учредительными документами порядком коммерческая организация распределяет чистую прибыль между учредителями (участниками). Следовательно, в соответствии с гражданским законодательством все коммерческие организации (кроме казенного предприятия) можно считать предпринимательскими. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Некоммерческими являются организации, которые не имеют целью своей деятельности извлечение прибыли и не могут распределять полученную прибыль между участниками (учредителями). Однако некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Юридические организации могут создавать филиалы и представительства, которые не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства, которым является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, представляющее интересы юридического лица и осуществляющее их защиту. Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Юридические лица имеют гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и несут связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Юридические лица получают статус в качестве таковых с момента их государственной регистрации (в установленном порядке) и внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц.

2.2 Классификация видов предпринимательства

Предпринимательская деятельность классифицируется по различным характерным признакам. В теории и практике сложилась классификация указанного вида деятельности по:

1. формам собственности;

2. признакам законности;

3. охвату территории;

4. численности и составу персонала;

5. уровню прибыльности;

6. использованию нововведений;

7. количеству участников;8. формам ответственности и др.

По формам собственности в рыночной экономике предпринимательство подразделяется на частное и государственное. Частная собственность проявляется в форме единоличной (индивидуальной) и коллективной (партнерской). Государственная собственность существует в России в двух видах: федеральной и субъектов Российской Федерации. Предпринимательство развивается как на муниципальной собственности, так и на смешанной и совместной формах собственности и собственности иностранных инвесторов. По признакам законности предпринимательство подразделяется на законное, незаконное, лжепредиринимательство и теневое. В соответствии со статьей 171 УК РФ незаконным предпринимательством является осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно) или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Под доходом в крупном размере понимается доход, превышающий сумму в двести минимальных размеров оплаты труда; доходом в особо крупном размере является доход, сумма которого превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со ст. 173 УК РФ лжепредпринимательством является создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее ущерб гражданам, организациям или государству. За организацию незаконного предпринимательства и лжепредпринимательства установлена уголовная ответственность. В зависимости от распространения деятельности по территории предпринимательство подразделяется на местное, региональное, национальное, международное и мировое.

В зависимости от учредителей (участников) собственного дела предпринимательство разделяется на женское и молодежное. Во многих странах действуют ассоциации женского и молодежного предпринимательства, занимающиеся их поддержкой. По уровню прибыльности (темпам развития, доходности) предпринимательские организации бывают быстро и медленно растущими; высокоприбыльными и низкорентабельными; осуществляющими низкорисковые и очень рисковые операции. При этом нельзя поставить знак равенства между видом бизнеса и уровнем рисковости той или иной компании, поскольку на конечные результаты деятельности предприятия одновременно воздействует огромное количество факторов. По использованию в процессе деятельности инноваций (нововведений, трудовых технологий) для производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг, завоевания новых рынков сбыта, формирования нового спроса и предложения предпринимательская деятельность подразделяется на творческо-поисковую и продуктивную. В зависимости от количества участников (учредителей) собственного дела предпринимательство подразделяется на индивидуальное и коллективное (партнерское). Если в создании предучредители (участники), то предпринимательство является совместным. Выделяют также предприятия с иностранными инвестициями. По формам ответственности участников (учредителей) предпринимательских организаций за результаты их деятельности различают организации с полной, солидарной и субсидиарной ответственностью. В зависимости от механизма создания, числа учредителей (участников), процессов функционирования и управления, предпринимательские организации бывают простыми и сложными.

Глава III. Развитие предпринимательства в РФ

3.1 История предпринимательства в России

Не претендуя на всю полноту исследования развития отечественного предпринимательства, автором настоящей статьи ставится более скромная задача - показать развитие предпринимательства в России, ибо эти знания могут помочь нам через переосмысление прошлого понять сегодняшнюю жизнь и возможно избежать некоторых ошибок. Как свидетельствуют историки, самым благоприятным периодом отечественного развития предпринимательства был период с 1861 г. по 1917 г., когда нарастание предпринимательской активности ощущалось вне зависимости от реформаторской деятельности царей, правительства, от кризисов или благоприятных условий. Российское общество было подготовлено к преобразованиям всем ходом предшествующего внутреннего и международного развития . Предпринимательство, в широком смысле - самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое приносит доход. Развитие предпринимательства, рыночных отношений в России отличалось рядом особенностей, главная из которых сводится к следующему. Наша страна относится к группе стран (Германия, Италия, Япония), которые с определенным опозданием, во втором эшелоне, приступили к индустриализации своих экономик и как следствие вынуждены были часто опираться в своем утверждении не только на экономические, но и на административные методы. В экономике Российской империи государство играло особенно большую роль. Основная ставка делалась не на свободу предпринимательства, как в Англии или США, а на государственное регулирование, что предопределило относительно жесткую подчиненность предпринимательской деятельности общегосударственным задачам и достаточно равнодушное отношение к низкой эффективности хозяйствования. В дореформенный период (1861 г.) государство, оставаясь абсолютистским, продолжало опекать предпринимательскую деятельность путем административного надзора и всевозможной регламентации. К началу реформ (1861 г.) в России насчитывалось 128 акционерных обществ с капиталом в 256 млн. руб., более двух сотен механических и литейных заводов с несколькими десятками тысяч рабочих. Реформа (19.02.1861 г.) дала импульс по-настоящему широкому и интенсивному развитию частного предпринимательства. В этом году в Петербурге появился первый в России частный коммерческий акционерный банк. В 1866 году была выдана первая концессия на постройку железной дороги Козлов - Воронеж. Прошли первые форумы отечественных предпринимателей - первый купеческий съезд (1865 г.) и первый Всероссийский съезд фабрикантов и заводчиков (1870 г.). Получила бурное развитие ведущая в современном рыночном хозяйстве форма предпринимательства: акционерно-паевая. В 1861 - 1873 гг. в стране было учреждено 357 акционерных обществ: 53 железнодорожных общества с капиталом примерно 700 млн. руб., 73 банка с капиталом порядка 220 млн. и 163 промышленных общества с капиталом в 130 млн. руб. Российская промышленность росла быстрее, чем промышленность ведущих европейских держав. По подсчетам специалистов немецкого конъюнктурного института, продукция всей российской промышленности возросла в 1860 - 1900 гг. более чем в 7 раз. Тем не менее, по душевым показателям промышленного развития наша страна продолжала отставать от наиболее развитых стран, лишь в отдельные периоды, сокращая свое отставание. Российская промышленность развивалась в данный период главным образом по линии вытеснения вотчинно-дворянской фабрики частнопредпринимательской промышленно - купеческой фабрикой, а затем за счет кустарных и мануфактурных предприятий. Российское законодательство в те годы выделяло такие организационные структуры предпринимательства, как единоличные фирмы, торговые дома и акционерно-паевые общества. Участники торгового дома (“товарищи”) отвечали в случае несостоятельности предприятия всем своим имуществом, т.е. несли полную, неограниченную ответственность, а участники товарищества на паях (“пайщики”) и участники акционерного общества (“акционеры”) несли неполную, ограниченную ответственность в пределах их вклада в капитал предприятия. К концу XIX ѕ началу XX в. ведущую роль в промышленности Российской империи стали играть акционерные и паевые предпринимательские структуры. Цепь акционерных обществ - мобилизация широкого круга лиц. В паевых предпринимательских структурах, где капитал уже имелся, пайщики руководствовались мотивами расширения и развития дела, стремясь к ограничению круга пайщиков в целях сохранения решающей роли за прежними владельцами фирмы. К рубежу двух веков акционерно-паевые предпринимательские структуры (около 1300 ед.) доминировали в отраслях, давших вместе 2/3 всей промышленной продукции. В отраслях, выпускавших оставшуюся 1/3 промышленной продукции господствовало, за небольшими исключениями, единоличное предпринимательство. Они играли ведущую роль, например, в мукомольном производстве, в лесоперерабатывающей промышленности, в винокурении и шерстяной промышленности. Крупные же единоличные фирмы конкурировали на равных с акционерными и паевыми фирмами практически во всех отраслях российской промышленности. Удельный вес акционерных обществ в валовом производстве был наиболее высоким в резиновой промышленности (89.7%) и цементном производстве (42.4%), льняной промышленности (48.5%) и бумажной - (35.3%). К началу века наметились тенденции монополистического объединения российских предпринимателей. Несмотря на то, что интенсивные процессы монополизации экономики дооктябрьской России развернулись на 10 лет позднее (начало 80-х годов XIX в,), нежели чем в Западной Европе, к началу ХХ в. в стране насчитывалось уже около 140 различных монополистических объединений в 45 отраслях промышленности. Процессы монополизации охватили ведущие отрасли промышленности. В остальных отраслях они развивались чаще всего в каком-либо отдельном производстве: в промышленности стройматериалов, к примеру, было монополизировано цементное производство, а в пищевкусовой ѕ сахарорафинадное. На рубеже XX века произошло вытеснение с лидирующих позиций мелкого и среднего предпринимательства крупными фирмами. Если в 1890 г. крупные фирмы с годовым производством 100 тыс. рублей и более преобладали в 8 отраслях, то всего лишь через 10 лет, в 1900 г., крупное предпринимательство преобладало уже в 21-й отрасли (83.1% валового промышленного производства). Процессы монополизации и оттеснения мелкого и среднего предпринимательства сопровождались резким сокращением общего количества предпринимательских единиц: с 31799 в 1890 г. до 24572 в 1908 г. Хотя отечественные предприниматели прибегали практически ко всем формам монополистических соглашений, включая тресты и концерны, в преобладающем числе случаев они объединялись в синдикаты. Первый в Российской империи синдикат возник в 1886 году, в следующем году синдикат образовали сахарозаводчики. Однако наиболее активно образование синдикатов в российской промышленности происходила в 1902 - 1904 гг. В этот период начали функционировать объединения синдикатского типа “Трубопродажа”, “Продвагон”, “Продуголь”, “Продамет”, который объединил 30 металлургических заводов, монополизировав таким образом 4/5 всей дооктябрьской металлургической продукции. Тем не менее в рассматриваемый период в нашей стране монополия одной фирмы была исключением. Типичной же была иная ситуация - олигополия нескольких крупных фирм. В резиновой промышленности, например, конкурировали “Треугольник” и “Проводник”, в нефтяной промышленности - “Товарищество Нобель”, “ Англо-голландский трест” и “Русское генеральное нефтяное общество”. Зарубежная деятельность российского предпринимательства чаще всего сводилась к экспорту товаров, который резко преобладал над вывозом капитала. С 1900 по 1913 г. оборот внешней торговли Российской империи вырос в два с лишним раза, в основном за счет хлеба. Его экспорт в предвоенные пять лет в среднем составлял 727 млн. пудов. Россия занимала, как известно, первое место по вывозу хлеба (1/3 мирового экспорта хлеба), оставляя позади Аргентину и США. В Западную Европу российские предприниматели вывозили преимущественно сырьевые товары, а также продовольствие: лес, лен, кожу, яйца, хлеб. В восточные страны - промышленные товары, главным образом хлопчатобумажная ткань, шерсть, нефтепродукты, марганцевая руда, стекло, металлические изделия. В целом предпринимательство во второй половине XIX в. - начале XX в. получило наибольшие в России возможности развития. Однако противоречия общественной и экономической системы не могли оказать влияния на развитие предпринимательства. Попытки более энергично идти по пути реформ, предпринятые Витте, Столыпиным, до такой степени изменили жизнь людей, что сообщество всей силой своих традиций и энергии "под корень уничтожило недостаточно прочные основания частного интереса и социальной независимости". Тем более, что предпринимательская деятельность и ее носители давали много поводов для недовольства, даже ненависти, со стороны других групп населения. Но можно утверждать, что не сама предпринимательская деятельность, а условия, в которые она была поставлена в России, заставляли ее носителей обманывать, приспосабливаться, обходить закон, который все запрещает, - и все это в гораздо больших объемах, чем при нормальных экономических отношениях. Если бы капитализм развивался естественно и постепенно, он бы проникал в жизнь людей определенными привычками, этическими и профессиональными нормами, которые бы передавались из поколения в поколение. Такой постепенности не было отпущено России даже в самый благоприятный период в истории предпринимательства - в конце XIX в. - начале XX в. Период с октября 1917 года до начала 20-х годов можно условно назвать вторым этапом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства из экономич еской жизни. Такая политика вытекала из марксистских представлений о коммунистическом обществе. Рассматривая предпринимательскую деятельность, классики марксизма связывали ее прежде всего с частной собственностью и эксплуатацией, хотя и признавали созидательные и организаторские функции предпринимателя. Во-первых, производительный труд сводился марксистами к преобразованию предметов труда и управлению этим процессом; предпринимательский же доход рассматривался как часть прибавочной стоимости, а деятельность, направленная на получение предпринимательского дохода - как форма эксплуатации рабочего класса. Во-вторых, обобществление производства трактовалось, в основном, как его огосударствление, национализация частного имущества, превращение народного хозяйства в единую фабрику, сверхсиндикат. В - третьих, планомерность понималась как централизованное установление заданий по производству, поставкам и ценам на продукцию всех участков этого синдиката, а распределение по труду ѕ как оплата по количеству и сложности труда, затраченного на выполнение плановых заданий, практически без учета соотношения затрат и результатов . Эти выводы верны не для любой экономики, а лишь для той, которая действует при административно-командной системе, где народное хозяйство рассматривается как одна фабрика, а партийно-государственный центр - как единственный собственник и предприниматель. Поэтому во всех сферах общественной жизни установилась государственная монополия. Была осуществлена национализация крупных промышленных предприятий, а через некоторое время и мелких частных предприятий. В сельском хозяйстве упор делался на уравнительный передел земли с последующим развитием крупных коллективных хозяйств. Введение хлебной монополии государства подрывало конкуренцию между производителями сельхозпродукции. Монопольное положение государства, централизация, лишение самостоятельности производителей, устранение конкуренции между ними ѕ все это тормозило развитие предпринимательства. Однако, говорить, что предпринимательские отношения в те годы не существовали будет неправильно. Предпринимательской деятельностью продолжало заниматься немалое количество мелких и средних самостоятельных (частных) хозяев. Одни из них относились к “бывшим”, другие в условиях мелкотоварного сектора экономики только нарождались. Тем не менее сфера предпринимательской деятельности постоянно сужалась. Государство проводило свою политику последовательно и бескомпромиссно. Период НЭПа знаменовал собой новый (третий) этап. Началом НЭПа можно считать утверждение Советом Труда и Обороны (СТО) «Основных положений к восстановлению крупной промышленности, поднятию и развитию производства» от 12.08.1926 г., где провозглашался перевод промышленных трестов на хозяйственный и коммерческий расчет. Далее было принятие ЦИК и СНК СССР 29.06.1927 г. «Положения о государственных трестах», юридически оформившего произошедшую на практике трансформацию коммерческого хозрасчета в хозрасчет административный. В концепции новой экономической политики возрождение предпринимательской деятельности рассматривалось как вынужденная необходимость, отступление перед капитализмом. В период НЭПа интересы государства, как никогда ранее, были четко сформулированы: держать предпринимателей для своих целей, «… лишь в меру допустить развитие этих отношений, которые полезны и необходимы в остановке мелкого производства, и чтобы контролировать эти отношения». Но даже в этих условиях предпринимательство стало развиваться на всех уровнях. Предпринимательскими функциями, по своей сути, прежде всего, стало заниматься государство, что, в частности, проявилось в концессиях. Концессия представляла собой договор между Советским государством и иностранным капиталистом, в соответствии с которым, капиталисту передавались для эксплуатации определенные объекты или участки земли. Расчет с государством производился как в натуре ѕ произведенной продукцией, так и в денежной форме. Особой сферой экономической деятельности государства в эти годы являлось содействие и прямое участие в акционерных обществах. Акционерная форма широко использовалась государством как организационная форма государственных предприятий. Так появились государственные и смешанные акционерные общества. Наибольшего расцвета акционерное предпринимательство достигло к середине 20-х годов. Многоукладный характер экономики, возрастание роли экономических факторов развития создавали благоприятные предпосылки для развития предпринимательства и на более низких уровнях. Отражением этого процесса явился переход к многообразию форм хозяйствования: аренде, кооперации, акционированию, коммандитным товариществам и т.д. В литературе тех лет такие объединения напрямую назывались капиталистическими. Годы НЭПа создали благоприятные предпосылки для активизации частного предпринимательства. Так как этому способствовали два обстоятельства: денационализация мелких предприятий и законодательное разрешение учредительской деятельности. Без предварительного уведомления местных органов власти частные лица могли, например, открыть промышленное предприятие с числом наемных рабочих от 10 до 20 человек. С момента официального признания частных предпринимателей они весьма успешно стали конкурировать с государственными предприятиями. Небольшие производства позволяли гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка, ибо мелкий бизнес незамедлительно пользовался ошибками и трудностями госпредприятий. Конечно, нельзя преувеличивать успехи частных предпринимателей, так как в их деятельности было немало и негативных черт. Оценивая в целом годы НЭПа, следует отметить, что оживление деловой активности ускорило процесс экономической реконструкции. К середине 20-х годов были почти полностью восстановлены тяжелая промышленность и транспорт, превысило довоенный уровень сельскохозяйственное производство, впечатляющих результатов добилась торговля. Изменения в экономике способствовали повышению уровня жизни людей. Однако в этот период предпринимательство рассматривалось как чуждое социализму явление, и поэтому экономические условия развития предпринимательской деятельности в тот период слабо укреплялись. Четвертый этап в истории отечественного предпринимательства был самый длительный и драматичный. Он охватил период, длившийся около 60 лет - с конца 20-х годов до второй половины 80-х годов. Это был период безраздельного господства административно - командной системы. Из легального сектора экономики предпринимательство практически было изгнано и перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику. Став одной из составных частей этого сектора экономики, предпринимательская деятельность в меньших масштабах и с большей для себя опасностью все же продолжала свое существование. Уйдя “в тень”, предприниматели пытались реализовать свой коммерческий опыт через спекуляцию под вывеской колхозной или комиссионной торговли. Предприимчивые рабочие организовывали частное производство предметов хозяйственного обихода, запасных частей и изделий. На протяжении десятилетий “теневики” весьма успешно конкурировали с государственным сектором. Например, государство производило новую технику, но не обеспечивало ей соответствующую инфраструктуру. На этой основе развивался частный автосервис, другие виды услуг. Конкурентоспособности “теневого” бизнеса способствовала его ориентация на спрос, гибкость производства, высокий оборот капитала. Трудности государственной экономики невольно способствовали активизации теневиков. Не случайно последние десятилетия были годами резкого увеличения масштабов теневой экономики. Если в начале 60-х годов ее годовой объем в стране исчислялся в размере 5 млрд. рублей, то к концу 80-х годов эта цифра составляла уже 90 млрд. рублей. По имеющимся расчетам, в настоящее время в сфере нелегального сектора экономики задействовано около 30 млн. человек, что составляет более 20% общей численности занятых в народном хозяйстве. В 80-е годы стали наблюдаться некоторые новые явления, направленные на повышение трудовой активности. Был поставлен вопрос о формировании нового экономического мышления, составной частью которого называлась социалистическая предприимчивость. Во второй половине 80-х годов стали возрождаться некогда забытые формы хозяйствования: подряд, аренда, кооперация. Однако все это не выходило за рамки традиционного хозяйствования. Пытаясь держать власть над экономикой, российское правительство регламентировало частнопредпринимательскую деятельность. Радикальные экономические реформы, начавшиеся в конце 80 - х годов в странах Восточной Европы, нарастание экономических трудностей внутри нашей страны заставили заново осмыслить многие реалии. В качестве стратегической задачи дальнейшего развития экономики была поставлена задача о коренной перестройке самой системы хозяйствования. Административно - командная система стала разрушаться, формировались условия для перехода к рыночной модели общества. Это потребовало принципиальным образом изменить отношение к таким явлениям, как частная собственность, конкуренция, предпринимательство. Впервые после нэпа предпринимательство в отечественной экономике получило официальное признание. Под развитие предпринимательской деятельности подведена юридическая основа. Так, в частности, в Законе РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности” предпринимательство понимается как инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. «Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами под свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, в условиях развития самостоятельности, инициативы, ответственности, риска, активного поиска, динамичности, мобильности» . Однако современные условия предпринимательской деятельности в Росси затруднены. Об этом говорят предприниматели-члены Торгово-промышленной палаты РФ. На вопрос: "Как Вы оцениваете существующие в стране условия для развития предпринимательства?", "удовлетворительные" ответило 39 % опрошенных, а "плохими" условия назвали 61 % опрошенных. Это еще раз подтверждает, что, не учитывая опыт наших предков, ставивших перед собой аналогичные цели и действовавших в том же направлении, что и современные предприниматели, без своих исторических корней предпринимательство повторит уже сделанные ошибки.


3.2 Современное состояние и проблемы предпринимательства в РФ

Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР, затем и в России происходило бурный развитие предпринимательства. Предпринимательство - это такой тип деятельности, который имеет следующие признаки: - основной мотив этой деятельности - получение прибыли - свобода и автономность принятия решений предпринимателем; самостоятельность, выражающаяся в личном риске и ответственности предпринимателя. Предприниматель - это лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью. Предприниматели входят в особый слой общества - бизнес-слой. Формирование этого общества происходит вместе с развитием предпринимательства. Бизнес-слой - общее понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых в бизнесе, начиная с классических предпринимателей и кончая наемными работниками, в свободное время тоже пытающиеся "делать деньги". Этот слой охватывает всю совокупность субъектов производительной, коммерческой и финансовой деятельности, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли. Этот слой далеко не однороден по составу. В нем можно выделить несколько основных бизнес-групп: - предприниматели частные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющие последними, не совмещающие эту деятельность с работой по найму; самозанятые - лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства; бизнесмены-менеджеры - наемные директора мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса; полупредприниматели - наемные работники, в основном акционированного и частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства; менеджеры-совладельцы - хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем располагающие пакетами акций управляемых предприятий; +"классические" менеджеры хозяйственные руководители, управляющие государственными или частными предприятиями на основе найма. Небольшое число предпринимателей в общей структуре бизнес-слоя (11%) объясняется тем, что для многих представителей бизнес-слоя сохранение должности (рабочего места) играет защитно-вспомогательную роль - одним она служит социальным прикрытием, другим - способом накопления трудового стажа, третьим - страховкой на случай банкротства, четвертым - источником дефицитных ресурсов, деловых связей и льгот. Бизнес-слой можно также дифференцировать по показателям доходов различных бизнес-групп.

Он делится на три ступени:

1. Предприниматели, бизнесмены-менеджеры и самозанятые. Доходы предпринимателей превышают средний уровень доходов основных бизнесменов почти в 2 раза, а "работников вне бизнеса" - почти в 5 раз.

2. Полупредприниматели и менеджеры-совладельцы. Доходы этой группы в 2 раза ниже доходов 1-й группы и в 2 раза выше заработков "работников вне бизнеса".

3. "Классические" менеджеры. Их заработок всего на 40 % выше зарплаты работников исполнительного труда, что вряд ли компенсирует разницу в уровнях образования, квалификации и ответственности труда тех и других.

Из этого можно сделать вывод, что никакой вид труда по найму, включая самый квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов, сравнимых с простейшим предпринимательством. Проанализируем важнейшую часть бизнес-слоя России - предпринимателей. Если рассмотреть их возрастные рамки, то можно выделить следующие закономерности: - Крупные предприниматели: 40% из них стали предпринимателями в возрасте 31 до 40 лет, 18% - от 41 до 45. Мелкие и средние предприниматели: около 30% из них стали предпринимателями не старше 30 лет, 30-40% - от 30 до 40 лет и около 30% - старше 40 лет. В мире бизнес всегда был преимущественно мужским занятием. В России доля мужчин-предпринимателей достигает 83 %. Самой же характерной чертой, отличающей российский предпринимателей - это их уровень образования. По данным различных опросов доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38%, имеющих второе высшее - 6,5%. опросов. Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель - самый интеллектуальный предприниматель в мире. Сейчас в России преобладает мнение, что главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности. Профессионализм отступил на второй план. На мой взгляд, это неправильно, так как дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование. Развитие предпринимательства в России происходит в достаточно неблагоприятных для формирования соя цивилизованных бизнесменов условиях. На них давит гнет налогов и рэкета, своеобразного вида налога. Но, несмотря ни на что, российские предприниматели постепенно завоевывают твердые позиции на мировой арене, и наверняка через какой-то промежуток времени они будут лидировать, так как по своим качествам они не только не отстают, но и во многом опережают западных коллег.

Статистика

В настоящее время условия ведения бизнеса в России по сравнению с 90-ми годами ХХ века существенно изменились. Стабилизация экономики государства, укрепление рубля и постепенный переход к признанию его на международном рынке, снижение темпов инфляции, создание и постоянное увеличение денежных средств в государственных резервных фондах, постоянное совершенствование законодательной базы, постепенное вхождение в мировой рынок-все это влияет на деятельность как российских, так и зарубежных компаний, работающих в России. Сложились тенденции, которые определяют, какие из резервов повышения конкурентоспособности помогут компаниям не только остаться на рынке, но и успешно развиваться дальше. Государство на макроуровне разрабатывает планы по развитию различных отраслей экономики на 10 и более лет. Создаются долгосрочные программы по развитию регионов и проекты в социальной сфере, в которые вкладываются значительные бюджетные средства. Разработка государственной стратегии создает условия для развития промышленности, внедрения новых технологий и новейших достижений науки.

Россия стремится стать экономически сильным государством. Происходящие в экономике изменения позволяют российским производственным и торговым компаниям с одной стороны, более уверенно и на плановой основе осуществлять свою деятельность, а с другой стороны усиливают конкурентную борьбу с иностранными торговыми и производственными компаниями, успешно осваивающими российский рынок.

Характеристики современного бизнеса

Для развития бизнеса в России сегодня характерно:

· Наличие на рынке широкого ассортимента практически всех видов товаров на всей территории России.

· Относительная стабилизация цен на товары и общая тенденция их снижения (без учета инфляционного процесса и повышения цен на энергоносители на мировом рынке).

· Постепенный уход с рынка компаний, имеющих меньшую производительность труда и более высокие затраты на продвижение товара к потребителю.

· Расширение географии торговых сетей крупных компаний, образованных с участием иностранного капитала.

· Создание крупных логистических центров в различных регионах и постепенный охват ими всей территории страны.

· Рост транспортных и складских услуг, предоставляемых российскими и иностранными логистическими компаниями.

· Расширение числа консалтинговых компаний в сфере логистики.

По мере совершенствования законодательства, укрепления экономики и стабилизации ситуации в стране на российский рынок хлынули сначала торговые, а затем и производственные иностранные компании. Имея отработанную и опробованную на практике в других странах стратегию развития бизнеса и обладая большими финансовыми возможностями, они начали проникать в разные отрасли российской экономики и создавать свою инфраструктуру (сети магазинов, складов, различные производства).

Крупные иностранные компании действуют по четким планам развития, которые просчитываются обычно на 10-15 лет. Они используют в работе самые современные технологии, созданные в специализированных научных институтах и лабораториях.

Для российских компаний (как торговых, так и производственных) ситуация на рынке требует адекватного подхода и перестройки, в первую очередь системы планирования, управления бизнес-процессами и их оптимизации. Новые условия внешней среды требуют от руководителей отечественных компаний разработки тщательно продуманной и рассчитанной стратегии развития как минимум на 5-10 лет, если они хотят закрепиться или же просто выжить. Этот временной период позволяет освоить вложенные капиталы в строительство складских и иных объектов. При планировании деятельности компании на период от 10 до 15 лет появляется возможность окупить вложенные средства и рассчитать использование объекта для развития бизнеса с минимизацией расходов.

Рассмотрим некоторые показатели, характеризующие изменения в торговой сфере, как самой динамичной на сегодняшний день. Оборот розничной торговли в России растет быстрыми темпами (см. табл.1, рис.1).

Табл. 1. Оборот розничной торговли РФ

Год

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

млн.руб.

1797390

2352274

3070014

3765364

4529293

5641847

7038267

8690341

Источник здесь и далее: Федеральная служба государственной статистики

Быстрое увеличение розничного товарооборота за последние годы происходит на фоне тенденции уменьшения числа крупных и средних хозяйствующих субъектов на рынке и тенденции изменения параметров транспортных потоков и складской системы, обеспечивающей функционирование товаропроводящей системы. Рассмотрим эти тенденции.

Тенденция 1. Уменьшение числа крупных компаний

Бурный рост товарооборота происходит на фоне тенденции по уменьшению числа крупных и средних хозяйствующих субъектов в Российской Федерации. Это означает: уход с российского рынка российских компаний, не способных приспособиться к новым реалиям и не выдерживающим конкуренции в первую очередь с сильными иностранными компаниями.

По данным Федеральной службы государственной статистики, число крупных и средних хозяйствующих субъектов изменилось с 69,4 тысяч в 2005 году до 57,3 тысяч в 2007 году. За указанный период их число ежегодно уменьшалось на 9 %. (рис.3)

Рис.1. Оборот розничной торговли РФ

При этом доля товаров российского производства в общем товарообороте постепенно снижается (см. табл. 2 и рис. 2).

Табл. 2. Структура товарных ресурсов розничной торговли (в фактически действовавших ценах; в процентах к итогу)

Товарные ресурсы розничной торговли

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Собственного производства, %

60

59

59

57

57

55

54

Поступлений по импорту, %

40

41

41

43

43

45

46

Рис. 2. Структура товарных ресурсов розничной торговли (в процентах к итогу)

Рис. 3. Изменение числа хозяйствующих субъектов РФ

Эти тенденции более отчетливо видны, если рассмотреть отдельно оптовый и розничный сегменты потребительского рынка за последние 3 года.

В табл. 3 и на рис. 4 видно, что число крупных и средних хозяйствующих субъектов в оптовом сегменте рынка в секторе FSMG сократилось с 37,2 тыс. на 01 января 2005 года до 28,6 тыс. на 01 января 2007 г. При этом число хозяйствующих субъектов в других секторах оптовой торговли изменилось незначительно.

Эти тенденции более отчетливо видны, если рассмотреть отдельно оптовый и розничный сегменты потребительского рынка за последние 3 года.

В табл. 3 и на рис. 4 видно, что число крупных и средних хозяйствующих субъектов в оптовом сегменте рынка в секторе FSMG сократилось с 37,2 тыс. на 01 января 2005 года до 28,6 тыс. на 01 января 2007 г. При этом число хозяйствующих субъектов в других секторах оптовой торговли изменилось незначительно.

Табл. 3. Изменение доли крупных и средних хозяйствующих субъектов в оптовой торговле в РФ

Крупные и средние организации

На 01.01.2005

На 01.01.2006

На 01.01.2007

2005

2006

2007

Организации, осуществляющие торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт, тыс.

3,6

3,7

3,6

100%

102,78%

100%

Организации оптовой торговли, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, тыс.

37,2

32,1

28,6

100%

86,29%

76,88%

Оптовая торговля несельско-хозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом

4,4

4,5

4,6

100%

102,27%

104,55%

Всего:

45,2

40,3

36,8

100,00%

89,16%

81,42%

Рис. 4. Динамика крупных и средних хозяйствующих субъектов в оптовой торговле в РФ

В табл. 4 и на рис. 5 видно, что число крупных и средних хозяйствующих субъектов в розничном сегменте рынка во всех секторах, кроме прочей розничной торговли в специализированных магазинах и розничной торговле вне магазинов, ежегодно сокращается.

Табл. 4. Изменение доли крупных и средних хозяйствующих субъектов в розничной торговле в РФ

Крупные и средние организации

На 01.01.2005

На 01.01.2006

На 01.01.2007

2005

2006

2007

Розничная торговля в неспециализированных магазинах

9.4

8.9

7.5

100%

94.68%

79.79%

Розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах

2,0

1,8

1,6

100%

90%

80%

Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами

5,7

5,5

5,2

100%

96,49%

91,23%

Прочая розничная торговля в специализированных магазинах

3,9

4,5

4,8

100%

115,38%

123,08%

Розничная торговля вне магазинов

0,4

0,4

0,4

100%

100%

100%

Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

0,9

0,8

0,6

100%

88,89%

66,67%

Всего:

45,2

40,3

36,8

100,00%

89,16%

81,42%

Рис. 5. Динамика крупных и средних хозяйствующих субъектов в розничной торговле РФ

Вышеуказанные данные свидетельствуют об усилении конкурентной борьбы между торговыми компаниями и эта ситуация будет характерна для рынка и на последующие годы.

Тенденция 2: Изменение параметров логистики

Изменение параметров транспортных потоков и складской системы, обеспечивающей функционирование товаропроводящей системы происходят одновременно с ростом торгового оборота.

В последнее время растет объем транспортных услуг (табл. 5 и рис.6) и объем перевозок (табл. 6 и рис.7).

Табл. 5. Объем платных услуг населению по видам услуг (млн. рублей, значение показателя за год)

Год

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Транспортные услуги, млн. руб

114896,5

155775

205520,1

263909,8

330454,4

395902,3

487521,4

593255,4

Рис. 6. Объем платных услуг населению по видам услуг (млн. рублей, значение показателя за год)

Табл. 6. Динамика перевозок грузов и оказания транспортных услуг в РФ

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Перевозки грузов, млн. тонн

2559,8

2609,9

2612,9

2755,8

2867,9

3058,8

3220,9

Грузооборот, млрд. тонно-километров

3479,5

3591,6

3801,7

4105,7

4372

4490,8

4600,9

Транспортные услуги, млрд. руб.

155,78

205,52

263,91

330,45

395,90

487,52

593,26

Рис. 7. Динамика перевозок грузов и оказания транспортных услуг в РФ

По оценкам РБК, среднегодовые темпы роста рынка транспортно-логистических услуг в России с 2004 до 2010 года составят 6-7 %. В структуре рынка ожидаются изменения, связанные с неравномерностью развития отдельных сегментов и, прежде всего, с высокими темпами роста предложения складских и управленческих услуг. Темпы роста грузоперевозок транспортными организациями в этот же период несколько замедлятся и будут на уровне 4,5-5 % в год. Исключение составят контейнерные перевозки, среднегодовой рост которых превысит 20 %. Экспедирование грузов будет расти опережающими по сравнению с транспортными услугами темпами (7 % в год). Это определяется усложнением задач по перевозке грузов с использованием различных видов транспорта в соответствии с требованиями клиентов (доставка "от двери к двери", "точно в срок"), необходимостью выполнения комплекса специфических логистических услуг, особенно при организации перевозок внешнеторговых грузов. Наиболее высокие темпы роста - около 30 % в год - ожидаются в сегменте комплексной логистики (хранение и дистрибуция товаров), что связано с исходно низким уровнем развития данного вида услуг, существенным превышением спроса над предложением и перспективами масштабного строительства современных складских комплексов. Таким образом, существование и развитие российских компаний зависит от способности их высшего менеджмента применить в своей работе новейшие достижения в области стратегического планирования, управления и использования современных информационных систем и технологий. Так как основные резервы повышения конкурентоспособности торговых и производственных компаний лежат в сфере логистики, то без оптимизации и совершенствования логистических процессов, без разработки стратегии развития компании и логистической стратегии, обеспечивающей ее реализацию, никакое успешное развитие компании становится невозможным.

Заключение

Предпринимательская деятельность - это прежде всего интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного человека, который, владея какими-либо материальными ценностями использует их для организации бизнеса. Извлекая пользу для самого себя, предприниматель действует на благо общества. Переход российской экономики к рыночным отношениям неизбежно связан с установлением и развитием предпринимательства. Успех в предпринимательской деятельности достигается знаниями, практикой, необходимыми материальными средствами и психологическими качествами личности. Кроме того обязательна государственная регламентация предпринимательской деятельности. Действующие на территории нашего государства организационно- правовые формы предпринимательства должны быть направлены на упрощение достижения главной цели предпринимательской деятельности - извлечение прибыли. Они должны быть понятны и доступны для воплощения . Человек, решивший вступить в мир предпринимательства, решивший проявить свою активность, не должен сталкиваться на пути с огромны административным барьером. И основная задача государства, на мой взгляд, заключается в правильной организации самого процесса формирования субъектов предпринимательства. Помощь и поддержка предпринимательства - вот основные направления, по которым должно идти государство, желающее провозгласить рыночную экономику. Проведя анализ основных особенностей организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, а также прав и обязанностей отдельных субъектов предпринимательства и их учредителей, можно сделать вывод о том, что в настоящее время наиболее удобными формами предпринимательской деятельности, направленными на получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются: индивидуальное предпринимательство и хозяйственные общества. Они могут наиболее гибко реагировать на изменение внешних факторов, таких как конъюнктура рынка, изменения законодательства, отношения с партнерами и т.п. Не случайно, при создании в России рыночной инфраструктуры, начиная с 1991 года, наибольшее распространение и развитие получили именно такие формы предпринимательской деятельности. Они начали наиболее интенсивно развиваться с 1992 года, в основном, в виде малого предпринимательства в сферах торговли и посреднических услуг. Именно малые предприятия стали залогом продвижения России по пути построения рыночных отношений. Наше государство, также как и другие пытается поддерживать малый бизнес. Так, например , 1995 году был принят Закон Российской Федерации "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". А на основании этого закона Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1995 года был образован Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Согласно Закону Фонд определен государственным заказчиком Федеральной программы государственной поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности.

Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса.

Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности МП в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволит перейти к этапу по-настоящему рыночного развития российского малого предпринимательства.

Список литературы

1. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

2. Постановление Правительства РФ от 14.02.2000 N 121"О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 - 2001 годы".

3. Александрова К.И. Предпринимательство. - СПб.: Нева, 2004.

4. Андреев В. К. Государственная поддержка малого предпринимательства // "Российская юстиция", 12, 2003.

5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. - М.: Юристъ, 2004.

6. Бутова. Т. В. Предпринимательство. - М.: Юркнига, 2005.

7. Видяпин В. Экономическая теория. - М.: ЮНИТИ, 2004.

8. Комков К. И. Малое предпринимательство в России и за рубежом //Коммерсант. - 2005. - 96.

9. Конституция Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2004

10. Корнийчук Г.А. Предпринимательская деятельность. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

11. Лапуста М. Г. Предпринимательство. - М.: ИНФРА-М, 2004.

12. Лизогуб А. Н., Симоненко В.И. Экономическая теория. - М.: Приор, 2004.

13. Макинтайр Р. Малые предприятия в экономике переходного периода: анализ проблем и экономическая политика // "Экономическая наука современной России", 1, 2002.

14. Морозова Т.В. Малые предприятия: налогообложение, учет и отчетность// "Юстицинформ", 2004

15. Океанова З. Экономическая теория. - М.: БЕК, 2004.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Тарифная система, как основной элемент организации заработной платы
Курсовая работа Управление персоналом проекта и психологические аспекты
Курсовая работа Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики
Курсовая работа Формирование правового государства
Курсовая работа Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях
Курсовая работа Влияние процесса коммуникации на эффективность управления организацией
Курсовая работа Определение оценки рыночной стоимости объектов недвижимости
Курсовая работа Технологии создания базы данных в Access на примере биржи труда
Курсовая работа Экономические затраты и результаты деятельности фирмы
Курсовая работа Формирование ассортимента предприятия розничной торговли
Курсовая работа Анализ использования капитала предприятия
Курсовая работа Обеспечение материально-технического обеспечения предприятия
Курсовая работа Методика контроля знаний по русскому языку младших школьников
Курсовая работа Миграционная политика европейских стран в новой демогафической ситуации
Курсовая работа Грамматическая трансформация в переводе