Курсовая работа
по дисциплине: Теория и практика кооперации
на тему: «Потребительская кооперация России в современном мире»
Содержание
стр.
Ведение 3
I. Генезис и эволюция потребкооперации в России
1.1 .Зарождение кооперативной идеи 5
1.2. Развитие кооперации в первой половине XX века 7
П. Современное состояние потребительской кооперации России
2.1. Деятельность районных потребительских обществ России 14
2. 2. Деятельность потребительских обществ Республики Татарстан…... 17
2.3. Финансово - хозяйственная деятельность Тетюшского РайПО 19
III. Проблемы развития потребкооперации 22
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Введение
Задача потребительских обществ - объединить покупательную актив-ность членов и организовать более рациональное расходование их доходов, по-лучаемых в основном от деятельности вне кооператива. В современной России, где бедность населения становится хроническим явлением, роль потребитель-ских обществ и их союзов, выполняющих свою социальную миссию по защите и поддержке населения значительно возрастает.
Потребительская кооперации России за время своего существования до-казала делом свою значимость, полезность и эффективность. Она развивалась и совершенствовалась одновременно с развитием общества, всегда чувствитель-но реагируя на запросы пайщиков, расширяя и совершенствуя свои многогран-ные функции и спектр услуг. В настоящее время потребительская кооперация России работает стабильно, уверенно, имея четкую перспективу, сформулиро-ванную в Программе стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации на предстоящие годы.
Федеральные и местные органы власти России признают благородную миссию российской потребительской кооперации в решении крупных соци-альных программ, способствующих сокращению безработицы, повышению за-нятости населения. Освоение новых видов деятельности и услуг позволяет по-требительской кооперации создавать дополнительные рабочие места.
Потребительская кооперация в каждом регионе выступает надежнбым союзником местных органов власти в реализации программ социальной защи-ты населения. Она пополняет местный бюджет налоговыми отчислениями по результатам деятельности кооперативных предприятий и организаций.
Целью данной курсовой работы является изучение современного состоя-ния потребительских обществ Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть этапы развития потребительской кооперации в Рос-
сии;
проанализировать современное состояние потребительских об-
ществ (на примере Тетюшского райпо);
изучить проблемы развития современной потребительской коопе-
рации.
I. Генезис и эволюция потребительской кооперации России 1.1. Зарождение кооперативной идеи
Вся история человеческого развития -- это история беспрерывных поис-ков справедливого и совершенного общества. И одним из подлинных откры-тий в этом направлении, безусловно, является кооперативная идея история, которой началась за 30 лет до отмены крепостного права. Творцами идеи устройства справедливого и гармоничного общества без войн и нищеты, орга-низованного как ассоциации людей для совместного удовлетворения потреб-ностей, явились Шарль Фурье и Роберт Оуэн. Эта система еще не была кооперативной в полном смысле. И только много позднее, воплощаясь в жизнь и освобождаясь под воздействием жизненных реалий от утопической масштабности, других умозрительных представлений она явила себя как под-линное социальное открытие, не имеющее достойных альтернатив.
Рождение российской кооперации связано с прением в каторжных рудниках Петровского завода декабристов, которые образовали в 1827 году в Читинском остроге первое потребительское общество с общественном пи-танием и огородами. Это было добровольное договорное объединение без ус-тава, руководителем которого был по выбору сначала И.С. Повал - Швейков-ский, спустя год - А.Е. Розен, которого сменил П.С. Бобрищев - Пушкин.
В 1830 году декабристы были переведены из Читы в Петровский завод. Продолжая отбывать сроки наказания, здесь они приняли устав артели, разра-ботанный комиссией в составе девяти декабристов: Е.П.Оболенского, П.С.Бобрищева - Пушкина, П.А.Муханова, М.Ф.Митькова и других. Состав-ление устава было разрешено комендантом острога генералом СР. Лепар-ским. Сначала организация именовалась артелью, а позднее получила назва-ние «Большая артель». Её устав, который состоял из 13 разделов, 106 пара-графов был принят без голосования 2 марта 1831 года. Эта дата и признана днем рождения российской кооперации.
В 1832 году декабристы создали «Малую артель», представлявшую собой общество взаимопомощи с функциями судно - заемного товарище-ства.1
В период военного коммунизма страна умирала от голода. А от мощ-ного дореволюционного кооперативного движения в России мало что ос-талось. И поскольку благодаря кооперации массы нуждающихся естествен-ным образом получили надежду на лучшую жизнь, вовлекались в обустрой-ство своей жизни, открывали возможности гуманитарного развития, коопе-ративная идея привлекла внимание интеллектуальной элиты, лучших умов общества. До октябрьского переворота, а затем в недолгий, к сожалению, период нэпа российская кооперация была одной из крупнейших в мире. Раз-витию кооперации помогало государство. С кооперацией связали свою жизнь такие блестящие ученые и организаторы, как Чаянов, Кондратьев, Маслов, Рыбников, Челинцев. Кооперативное движение встречало под-держку со стороны промышленного и банковского капитала. Кооператив-ный образ жизни, его принципы широко пропагандировались. В начале XX века русская интеллигенция обратила внимание на эту форму экономиче-ского ведения хозяйства, уже широко распространенную в Европе. Именно кооперация казалась ей выходом из болезненного пореформенного состоя-ния, вызвавшего повышение стоимости жизни в городах и ростовщичество в деревне. Первые кооперативные организации - молочные и маслодель-ные заводы, артельные сыроварни, ссудо-сберегательные товарищества, производственные артели - были основаны профессорами, учителями, вра-чами, писателями, бывшими офицерами. Расцвет кооперативного дела в на-шей стране приходится на начало прошлого века. В России сложилась бла-гоприятная социальная среда, действительно заинтересованная в существо-вании кооперативных форм. И тогда наступил расцвет.
Само же крестьянство, вынужденное искать, как сохранить свое само-стоятельное мелкое хозяйство, обратилось к кооперации. С началом коллек-тивизации сельского хозяйства и индустриализации отношение государства
1 Деловой вестник «Российской кооперации»-2006.-№12(72).-С.30-40
к кооперативному производству резко изменилось. Кооперация из доб-ровольного объединения физических лиц и самостоятельных кооперати-вов постепенно превращается полугосударственную и полукоопера-тивную систему. И тем не менее кооперация продолжает верное служение своему народу, государству. Особенно ярко это проявилось в годы Великой Отечественной войны. Кооператоры своими ратными и трудовыми подви-гами внесли достойный вклад в ее победоносное завершение, в восста-новление разрушенного войной народного хозяйства. Хотя и в этот период сильное влияние государства и партии на кооперацию, вплоть до прямого вмешательства в повседневную деятельность, продолжается.
Отметим, что выработка кооперативных форм в начале XX века исходила из крестьянской среды, пытавшейся найти такое средство, которое бы по-зволило крестьянину пользоваться выгодами крупного предприятия одно-временно не потерять особенности мелкого сельскохозяйственного произ-водства. Именно таким средством стала кооперация в деревне.2
1.2. Развитие кооперации в XX веке
По числу кооперативов и их членов Россия в начале XX века занимает первое место в мире. Столь стремительного роста не знала ни одна страна.
Кооперативное движение России - на 80 процентов крестьянское - при-обрел небывалый размах после события 1905-1907 годов. Особенно быст-ро росли сельскохозяйственные кооперативы. Их количество за первые 15 лет XX века увеличилось в 44 раза. С 1906 по 1914 год состоялись Первый и Второй Всероссийские кооперативные съезды. В 1912 году открылся незави-симый от правительства, Московский народный банк мелкого кредита с отделениями в Лондоне, Харбине и торговым агентством в Нью-Йорке. На
2 Деловой вестник «Российской кооперации»-2006.-№10(72).-С. 10-20.
местах стали создаваться кооперативные союзы. Наиболее густая сеть по-требкооперации тянулась через Петербургскую, Вологодскую, Вятскую, Пермскую губернии. В центрально- промышленном районе выделялись Мос-ковская и Владимирская губернии.. На юге - Харьковская, Киевская, Подольская и Полтавская. Что касается кредитной кооперации, то ссудо-сберегательные то-варищества были распространены на западе России.
Кооперативные союзы владели собственными типографиями, парохода-ми, выпускали более ста кооперативных газет и журналов. Велась и разнооб-разная культурно- просветительская работа: начиная от библиотек, народных домов и заканчивая меценатством. Как писал видный кооператор Николай Пав-лович Макаров, «организационно кооперация- это целостная система всех коо-перативных ступеней, взятых в их необходимом сочетании; и нельзя сказать, какая из частей важнее, какая играет большую роль».
Феноменальный взлет российской кооперации как раз свидетельствует о том, что таким образом происходил поиск российским народом наиболее удобной для него формы приспособления к рыночной экономике, формы в наибольшей степени соответствующей российским условиям и традициям, на-шим социокультурным ценностям.
Но золотой век оборвал 1917 год. Серьезные расхождения во взглядах на кооперацию сразу же возникли у большевиков и кооператоров главным обра-зом в понимании места и роли кооперации в обществе, в практической, хозяй-ственной политике, да и в политических предпочтениях. Итог такого расхож-дения трагичен - ликвидация независимого кооперативного движения в Росси.
В 1921 году Ленин был вынужден признать, что кооперация находится в состоянии чрезмерного удушения. Происходит общее изменение экономиче-ской политики.
НЭП восстановила товарно-денежные отношения. Допущенное в опре-деленных рамках частное предпринимательство привело к некоторому разго-сударствлению кооперации. Но судьба ее с этих пор зависела от того, как силь-но натягивался регулирующий государственный поводок.
8
Именно в это время в России оформилось возникшее еще в начале XX века талантливое, яркое течение в области изучения сельского хозяйства, коо-перации. А.В. Чаянов считал кооперацию очень широко применимой при ор-ганизации просвещения, в культурной работе, издательском деле, организации музеев и т.д.
НЭП на какое-то время сблизил позиции власти и ученых. Но слишком часто экономические задачи в нашей истории решались не с позиций разумно-сти и целесообразности, а в «установками партии» или «в свете задач, выте-кающих из ...». И наступили другие времена взамен эффективного, но быстро-течного НЭПа- раскрестьянивания и ускоренной индустриализации.
Пришла эра колхозного строя. Постепенно начинает насаждаться сверху взгляд на колхозы как на вершину развития кооперации, к которой эволюцио-нируют все другие, «простейшие» виды кооперативов. Старое сельхозкоопера-ция была ликвидирована. Тогда же сложилось устойчивое мнение, поддержан-ное научной литературой и печатью, что кооперация -- нечто сугубо временное, преходящее, выполняющее ограниченные функции, незрелое и отсталое от ко-торого надо скорее избавляться. Так же как и от самих теоретиков отсталого и незрелого, которые ну ни как не вписывались в партийные установки. Их за-клеймили как «кулацкую партию». И расстрельные выстрелы прозвучали для Чаянова и Кондратьева не в 1930-е годы, а уже тогда, когда в 1929 году на Всесоюзной конференции аграрников- марксистов Сталин выступал с трибуны.
И зазвучало тревожным набатом «Вставай, страна огромная». И коопера-
торы и пайщики потребкооперации взяли на себя тяжелую и ответственную
миссию снабжать армию, семьи военнослужащих, рабочих оборонной про-
мышленности, совхозов, сотни тысяч эвакуированных
Колхозам, сдававшим сельхозпродукты, они продавали промышленные товары. Значительно увеличилась развозная торговля на полевые станы. Шла на фронт качественная продукция из подсобных хозяйств потребкоопера-ции. Кооператоры изготовили 1 миллион пар валенок, 3,5 миллиона пар чу-лок и носок, 2,9 тысячи тонн мыла... Кроме того, изготовлялись телеги,
хомуты, сани, колесная мазь, строительные материалы и многое другое.
Кооператоры вносили свои личные средства в фонд обороны, на строительство танков и самолетов. Более 4 миллионов рублей внесли весной 1942 года на создание танковой колоны работники потребсоюзов Омской и соседних областей. Более 2,3 миллиона рублей собрал на эскад-рилью самолетов коллектив Якутского потребсоюза, 70 тысяч рублей отдали на строительство танков кооператоры Бурятии.
Сами, нуждаясь во всем необходимом, пайщики потребкооперации пе-редавали начисления на паевые взносы в фонд обороны страны. Таким об-разом, государству было передано 354 миллиона рублей.
В итоге, как признание заслуг кооператоров в годину испытаний, им был дан «зеленый свет». Начался полет в будущее, бурное развитие коопера-ции, но опять недолгое.
С середины 50-х годов V съезд уполномоченных потребительской кооперации СССР принял важные решения, направленные на развитие хо-зяйственной деятельности, совершенствование ее организационно-правовых основ, повышение роли пайщиков в решении всех существенных вопро-сов.
В апреле 1956 года появляется постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О реорганизации промысловой кооперации». Начался постепенный, но планомерный очередной этап ликвидации системы, хотя к тому времени промысловая кооперация уже окрепла. В ней насчитывалось свыше 114 тысяч мастерских и других промышленных предприятий, где ра-ботали 1,8 миллиона человек, они производили 9 процентов валовой про-дукции промышленности, например, до 40 процентов всей мебели, до 70 процентов всей металлической посуды, более трети верхнего трикотажа, почти все детские игрушки. В систему промысловой кооперации входило 100 конструкторских бюро, 22 экспериментальные лаборатории и два науч-но-исследовательских института.
В конце 1950-х годов КПСС принимает новую Программу, провозгла-
ю
шающую на ближайшую перспективу единую форму собственности и раз-витие крупного производства. Были сокращены личные подсобные хозяй-ства, почти ликвидирован частный скот, укрупнены колхозы. Мелкие предприятия промысловой кооперации не могли вписаться в создаваемую на таких основах производственную структуру. И в середине 1960 года про-мысловую кооперацию полностью ликвидировали, а ее предприятия пе-редали в ведение государственных органов.
70-е годы XX века характеризовались широкой международной дея-тельностью потребительской кооперации. Являясь членом Международного кооперативного альянса, Центросоюз последовательно выступал за единство кооператоров всех стран в борьбе за мир, социальный прогресс, за расшире-ние деловых и культурных связей с кооператорами всех стран.
Кризис первых лет перестройки, связанный с распадом СССР, боль-но ударил по кооперации. Особенно большой урон нанесла коммерциали-зация экономики. Центросоюзом РФ предпринимается ряд серьезных мер по выходу из кризиса. Именно в этот период была определена стратегия развития потребительской кооперации, связанная с реализацией социальной миссии.
Таким образом, от всей богатой «палитры» дореволюционных коопе-ративных форм сумела сохраниться только система потребительской ко-операции.3
К началу 1990-х потребкооперация оказалась единственной из всех существовавших кооперативных форм, которая сформировалась как сложная хозяйственная единая структура. Максимально используя местные ресурсы, она ориентируется преимущественно на обслуживание интересов сельского населения.
В 1990 году потребкооперация обслуживала 40 процентов населения страны, членами ее были около 60 миллионов сельских жителей. На ее до-лю приходилось четверть розничного товарооборота, около половины заго-
3 Вахитов К.И. История потребительской кооперации в России: Учеб пособие. - М.: ЦУМК Центросоюза РФ, 1998.- С.34.
11
товок картофеля, треть закупок овощей, более трети выпечки хлеба. В то же время надо иметь в виду огромные резервы продовольствия и других товаров народного потребления, которые кооперация не производила, но могла бы производить.
Могла бы, если бы ее взлет вновь не был прерван, теперь уже либе-ральными реформами 1990-х - временем большого «хапка» и правового «беспредела» с благоволения властей.
Под ликвидацию попала и кооперативно-колхозная собственность. Но особый аппетит у «хватких» людей разыгрался на собственность потреби-тельской кооперации. А почему бы и нет - ведь понятие «кооперативная собственность» было вычеркнуто даже из Конституции РФ, принятой в 1993 году.
Однако Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в Российской Федерации», принятие, которого в 1993 году было инициировано Центросоюзом РФ, позволило в значи-тельной степени переломить ситуацию развала потребкооперации. Но снова потребовались годы, чтобы появилась возможность отметить, что падение прекратилось, и начался новый взлет.
В середине 90-х годов XX столетия в Российской Федерации в ре-зультате коренных изменений в политике и экономике достаточно быст-рыми темпами стали развиваться кооперативные организации в различных сферах деятельности: в производстве, сельском хозяйстве, в сфере услуг и потребления.
Введение в действие в 1995 г. Гражданского кодекса Российской Феде-рации при всем его несовершенстве послужило мощным толчком в развитии законодательной базы кооперативных организаций всех видов.
Были приняты Законы «О сельскохозяйственной кооперации», «О про-изводственных кооперативах», а также «О потребительской кооперации (по-требительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
Первичные кооперативные организации для защиты своих интересов на
12
различных уровнях власти стали создавать союзы, в том числе и на обще-российском уровне. Однако разобщенность кооперативных союзов, как на общероссийском, так и на международном уровне продолжала сказываться.
В начале 1998 г. Центросоюз РФ выступил инициатором создания об-щероссийского кооперативного объединения. 9 июня 1998 г. в Центросоюзе РФ состоялось Учредительное собрание Ассоциации кооперативных органи-заций России (АКОР).
Участники собрания заключили учредительный договор, утвердили Ус-тав Ассоциации, избрали руководящие органы. Президентом Ассоциации коо-перативных организаций России был избран Председатель Совета Центро-союза РФ Валентин Ермаков.
Ассоциация создана в целях координации деятельности организаций по-требительской, производственной, сельскохозяйственной, кредитной, жилищ-ной, жилищно-строительной кооперации и других видов кооперативных ор-ганизаций России. Также в целях содействия и развития их деятельности, за-щиты прав и интересов в органах власти, и иных органов представительства в Международном кооперативном альянсе и других международных организаци-ях, оказания информационных, правовых, иных услуг и решения других за-дач.
Создание АКОР является важным шагом на пути консолидации усилий всех видов кооперативного движения в России.. Учредители установили для АКОР качестве неотложной задачи - более тесные и деловые отношения с адми-нистрацией Президента РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием.. По инициативе Центросоюза РФ в начале 19 кооперативные союзы страны объ-единились в Ассоциацию кооперативных организаций России включающую двенадцать видов кооперации. А в 2002 году создана Ассоциация «Лига на-циональных (республиканских) кооперативных организаций потребительской кооперации стран СНГ».4
Деловой вестник «Российской кооперации»-2006.-№14(62).-С.50-57.
13
П. Современное состояние потребительской кооперации России 2.1. Деятельность районных потребительских обществ России
Российская потребкооперация стало одной из массовых и сильных в мире, получило теперь новые перспективы и стимулы развития.
Отметим, что лидирующей кооперативной системой, как и прежде, является родоначальница российского кооперативного движения потреби-тельская кооперация. Потребкооперация сегодня это 7,5 миллиона пайщиков, объединенных в 3,5 потребительских обществ, действующих на территории в 12,3 млн. квадратных километров, осуществляющих торговое бытовое обслу-живание, заготовительную деятельность более чем в 90 тысячах населенных пунктах страны. Вместе с тем российскую кооперацию представляют произ-водственные и потребительские сельскохозяйственные кооперативы, сбыто-вые и заготовительные, перерабатывающие и снабженческие, кредитные и страховые.5
По статистическим данным, на сегодняшний день действуют более 1,5 тысячи сельских кредитных кооперативов в 60 регионах страны, в 373 сель-ских райе более чем 792 сельских поселениях с объемом вы займов за по-следние два года около 4 млрд. рублей. Развиваются ипотечные и жилищные кооперативы, кооперативы по обслуживанию подворных животноводческих хозяйств, а также действующие в сфере медицинского обслуживания, садо-водческие, дачно-строительные и гаражные, транспортные и ремонтно-строительные. Всего различными видами кооперации в России охвачено 60 миллионов человек.
Современная кооперация России характеризуется:
расширением ее возможностей как субъекта рыночных отношений, про-
никновением во все сферы отрасли экономики;
формированием оптимального соотношения крупных, средних, малых
5 Деловой вестник «Российской кооперации»-2006.-№14(62).-С.50-57.
14
предприятии и организации
усилением и укреплением прав и ЭКОНОМИЧЕСКОЙ роли членов коопе-
ративов в решении их социально-экономических задач;
возрастанием социальных функций кооперации взаимосвязи с хозяйст-
венными структурами и исполнительной властью;
наличием тенденции к усилению инновационной активности, освое-
нию разнообразных инноваций.
Также потребительская кооперация организует досуг населения, оказы-вает поддержку и помощь малоимущим и инвалидам, обеспечивает насе-ление лекарственными и ветеринарными препаратами. В кооперативных ма-газинах открыто 19 тысяч библиотек, 25 тысяч бесплатных чайных столов, возле магазинов создано 5 тысяч детских игровых площадок. В магазинах можно ознакомиться с материалами газеты «Российская кооперация», которая является сегодня самой крупной сельской газетой. Всего сельскому населению предоставляется 270 тысяч услуг 146 видов.
В связи с ухудшением демографической ситуации в стране ежегодно за счет снижения численности сельских жителей увеличивается доля мелких деревень. Удельный вес таких деревень с числом жителей до 10 человек за последние 30 лет удвоился. Особенно высок этот показатель в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Магазины в таких поселениях убыточны, но потребительская кооперация продолжает содержать 29 тысяч убыточных магазинов, расходуя на это до 5 миллиардов рублей в год.
На данный момент потребительская кооперация снабжает жителей сельской глубинки всем необходимым, продает по ценам ниже рыночных, в результате чего жители села фактически получают социальную поддерж-ку в размере до 1,5 млрд. рублей в год.
Но потребительская кооперация - не только инструмент социальной защиты интересов населения на основе потребительской выгоды, но и инст-румент экономической защиты.
Поэтому главная задача потребительской кооперации на селе - созда-
ние и поддержание хорошо функционирующей, общедоступной и экономи-чески оправданной социальной инфраструктуры, содействие эффективной занятости сельского населения через восстановление сельской экономики.
Создавая рабочие места, потребительская кооперация дает возмож-ность жителям села, и в первую очередь сельской молодежи, реализовать свой личный экономический интерес, иметь заработок и достойные условия для творческого развития.
С 1999 по 2006 год в потребительской кооперации создано 122 тысячи новых рабочих мест, сезонную работу на условиях неполного рабочего дня получили около 250 тысяч человек. Почти 400 тысяч человек имеют посто-янную работу. Около 2 млн. человек кооперативные организации, по сути, ежегодно обеспечивают работой, закупая у них сельскохозяйственную про-дукцию, выращенную в подсобных хозяйствах, а также лекарственные тра-вы, грибы, ягоды. Так, например численность работающих в Тетюшском РайПО составляет 381 человек. Принято в отчетном году 130 работников, уволено 147 человек. Среднемесячная зарплата по РайПО 3664 рублей, возросла против предыдущего года на 117,7 %. Производительность труда на 1 работника 406, 6 тыс. рублей возросла на 124,7%.
За последние восемь лет потребительская кооперация фактически за-ново возродила на селе бытовое обслуживание. Начав в 1999 году с откры-тия отдельных пунктов по оказанию бытовых услуг, она сегодня имеет ком-плексную систему бытового обслуживания: кооперативные дома быта, комплексные приемные пункты в райцентрах, стационарные мастерские и цехи в крупных селах, пункты приема заказов в мелких населенных пунк-тах. Действуют уже 254 дома быта, 1610 комплексных приемных пунктов, 35 тысяч стационарных предприятий и пунктов бытового обслуживания и 50 тысяч пунктов приема заказов, организованных в розничных торговых и других предприятиях.6
Потребительская кооперация: Учебное пособие / Под общ. ред. М. В. Сероштан. - М.: Издательско -торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. -- 292 с.
16
Реализация социальной миссии, с одной стороны, способствовала рос-ту авторитета потребительской кооперации среди населения, органов вла-сти, формированию имиджа как социально ориентированной системы. С 2000 года устойчивыми темпами растут обороты торговли и обществен-ного питания, объемы закупок. Совокупный объем деятельности в 2006 году по сравнению с 1999 годом возрос в сопоставимых ценах на 23 про-цента и составит в 2006 году более 150 млрд. рублей. Оборот розничной тор-говой сети за этот период возрос на 36 процентов, общественного питания -на 50 процентов. Объем бытовых услуг, оплаченных населением, с 34 млн. рублей в 1999 году возрос до 600 млн. рублей в 2006 году. И это все - с уче-том того, что цены на услуги в потребительской кооперации существенно ниже коммерческих организаций.7
2.2. Деятельность потребительских обществ Республики Татарстан
На сегодняшний день кооперативные организации республики в два раза увеличили закупки в хозяйствах населения молока, на 20 про-центов - мяса, возросли объемы плодоовощной продукции. За семь лет у населения закуплено 613 тысяч тонн мяса, 1 млн. 11 тысяч тонн моло-ка, 770 тысяч тонн картофеля. На кооперативных промышленных пред-приятиях выработано около 7 млн. тонн хлеба и хлебобулочных изделий, 21 тысячи тонн колбасных, 312 тысяч тонн кондитерских изделий, 510 муб. консервов и 54 млн. декалитров безалкогольных напитков.
Рассмотрим одни из вышеперечисленных показателей кооперати-вов по республики Татарстан (см. табл. 1).
7 Деловой вестник «Российской кооперации»-2006.-№14(62).-С.50-57.
17
Таблица 1 Прибыль по отраслям потребительской кооперации8
Виды отраслей |
Прибыль |
Рост тыс.руб. |
||
2006 г. |
2005 г. |
|||
Торговля |
54889 |
36715 |
18174 |
|
Производство |
26630 |
26363 |
267 |
|
В том числе: |
||||
Хлебопечение |
24527 |
23832 |
695 |
|
Общепит |
7581 |
7568 |
13 |
|
Заготовки |
723 |
600 |
123 |
|
Татреспотребсоюз |
95110 |
83820 |
11290 |
|
В 2006 году потребительская кооперация по собственной инициативе включилась в реализацию приоритетных национальных проектов, и в первую очередь проекта развития сельского хозяйства. Наращивание производства, за-готовок, переработки и реализации мяса, молока, другой продукции, развитие инфраструктуры - эти задачи ставит перед собой потребкооперация, реализуя национальный проект «Развитие АПК». Однако в числе участников нацио-нального проекта по развитию АПК потребительская кооперация не включена и, таким образом, лишена возможности получения в рамках проекта кредитов на закупку перерабатывающего, холодильного оборудования, транспорта, ско-товозов и молоковозов и другого нужного оборудования. В проекте федераль-ного бюджета на 2007 год организациям потребительской кооперации предостав-лено право наравне с предприятиями агропромышленного комплекса получать возмещение из федерального бюджета по кредитам, взятым не только на закупку сельскохозяйственного сырья для промышленной, но и первичной переработки. Добиться такого решения, к слову, тоже стоило немалых усилий.
Событием особой важности для потребительской кооперации России было принятие законов Российской Федерации: «О потребительской коо-перации в Российской Федерации» в 1992 году, «О потребительской коо-перации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федера-
1 Таблица составлена автором на основе данных, представленных отделом статистики Татпотребсоюза.
18
ции» в 1997 году, «О внесении изменений и дополнений в Закон Россий-ской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обще-ствах и их союзах) в Российской Федерации» в 2000 году. По существу, это символизировало признание общественной необходимости потреби-тельской кооперации как целостной модели хозяйствования. Упорядо-чились взаимоотношения кооперации с органами государственной власти, были законодательно закреплены основные кооперативные принципы, структура управления, роль пайщиков как хозяев своих потребительских обществ. Этот период с полным на то основанием можно назвать возрож-дением российского кооперативного движения.
2.3. Финансово - хозяйственная деятельность Тетюшского РайПО
Товарооборот общественного питания за 2006 год составил 5,5 млн.рублей, т.е. выполнение составило лишь 79% по сравнению с 2005 г. обеспечен прирост на 30 % или в сумме 1,3 млн.рублей.
Собственная продукция в товарообороте общепита составляет 55% или в сумме это 3,0 млн.рублей. Выполнение плана по собственной про-дукции обеспечено лишь на 89%, прирост к 2005 г.- 35% или в сумме 800 тыс.рублей.
Выработано и реализовано обеденных блюд в количестве 128,2 тыс. блюд, с приростом 110,7 %.
В настоящее время общепит занимается только обеденной продук-цией.
Работает 3 точки, количество посадочных мест которых - 108. Чис-ленность работников - 18 человек, их среднемесячная зарплата составля-ет 3482 рублей, производительность труда на одного работающего -307,2 тыс. рублей, это ниже средних районных показателей за год, где
19
средняя зарплата 3885 рублей, а производительность труда - 406 тыс.
рублей.
Финансовым результатом является полученная прибыль за год - 348 тыс.
рублей.
Заготовительный оборот в отчетном году составил 7,9 млн. рублей. Из доведенных видов обеспечено выполнение только по 4- это: макула-тура, молоко, яйцо, хлебопродукты.
Прирост заготовок по сравнению с 2005 годом обеспечен по молоку на 14,7%, тряпью на 79%, макулатуре на 12%, по кожсырью в 4 раза. Закуплено в физическом объеме:
Молоко-325 тн.
Мяса- 21 тн.
Макулатуры- 70 тн.
Шерсти -1,3 тн.
Тряпья- 4,3 тн.
РайПО закупает мясо на потребности, на нужды торговли и обще-ственного питания, остальными видами заготовок занимается ПО «Заго-товитель», в основном это закупка молока, т.к. этот вид является самым востребованным видом заготовок, потому что коньюктура рынка позво-ляет иметь коммерческий интерес. Несколько изменилась ситуация с за-купкой кожсырья, т.е. обеспечен прирост закупок на 327 шт. или на 400%. У всех желающих данное сырье принимается безотказно, на терри-тории заготконторы.
Автотранспортное хозяйство РайПО состоит из 40 единиц, из кото-рых 8- тракторов, 6-автомобилей КАМАЗ , 4- УАЗ, 9-ГАЗ, 6-ЗИЛ, 1-молоковоз, 2- служебных легковых, 4- комбайна.
Силами автотранспорта завезено в систему 16,7 тыс. тн. грузов, вы-полнено почти 2 тыс.тн.- км. грузооборота.
В связи с большим износом техники транспортные расходы РайПО превышают 7 млн. рублей, что занимает почти 1/3 часть всех издержек
20
обращения РайПО. Средний срок эксплуатации 11 лет, т.е. транспортный парк требует постоянного обновления.
Отметим, что по системе РайПО получена прибыль от реализации товаров и услуг в сумме 4 млн. 859 тыс. рублей (см. табл. 2).
Таблица 2 Прибыль от реализации товаров и услуг по системе Тетюшского РайПО9
Торговля |
1564 тыс. руб. |
|
Производство |
2228 тыс. руб. |
|
Общепит |
538 тыс. руб. |
|
Заготовки |
35 тыс. руб. |
|
Прочие отрасли |
494 тыс. руб. |
|
Итого |
4 млн.859тыс. руб. |
|
1 Таблица составлена на основе данных Тетюшского РайПО.
21
III. Проблемы развития потребительской кооперации
В развитии кооперативных форм хозяйствования, доказавших гибкость и жизнеспособность, сегодня есть ряд нерешенных проблем.
Первая связана с правовым регулированием отношений кооперативной собственности. В российском законодательстве (даже в Конституции) нет нормы, закрепляющей кооперативную форму собственности, отсутствует само понятие «кооперативная форма собственности». На практике это приводит к очень боль-шим негативным последствиям.
Во-вторых, гражданское законодательство отдельных кооперативов от-носит к разному типу организаций: производственные - к коммерческим, по-требительские - к некоммерческим. Однако правоприменительная практика норм налогового, земельного, алкогольного законодательств пошла таким пу-тем, что к потребительским кооперативам применяются нормы, установ-ленные как к коммерческим организациям. То есть не учитывается, что потре-бительский кооператив по сути своей является некоммерческой организацией и создается для удовлетворения потребностей его членов.
В - третьих, задача превращения кооперации в значимый сектор экономики ставит проблему подготовки кадров для кооперации. Подготовленность кадров, их возрастной состав - серьезная проблема. Молодые работники предпочи-тают работать на престижной, требующей высокой квалификации, должно-сти, чего требует современное состояние экономики России. Потребитель-ской кооперации нужны не просто работники той или иной профессии, а специалисты с кооперативным сознанием, которые исповедуют идеологию и принципы потребительской кооперации.
Сегодня перед потребительской кооперацией стоят масштабные, серь-езные задачи, которые под силу, прежде всего, высококлассным специали-стам, знающим специфику потребительской кооперации, обладающими со-временными методами экономического анализа и управления.
Кроме того, возрастает актуальность обеспечения исследований по про-
22
блемам кооперации. В связи с этим существенно увеличивается роль и зна-чимость кооперативного образования. В настоящее время образован Россий-ский университет кооперации, имеющий пятитысячный коллектив ученых и преподавателей, более 50 тысяч студентов. Он располагает широкой сетью филиалов в регионах России от Мурманска и Калининграда до Камчатки и Дальнего Востока и реализует все формы обучения, программы переподго-товки и повышения квалификации. То есть, созданы все условия для того, чтобы существенно расширить подготовку кадров для кооперативных ор-ганизаций, приблизить образование к местам проживания сельских жи-телей. Для повышения эффективности учебной и научно-методической работы в университете созданы специализированные кафедры, которые за-нимаются проблемами организации кооперативов и управления коопера-тивным хозяйством.
Волнует и тот факт, что профессионально подготовленные работники потребительской кооперации, не всегда могут устроиться на такую долж-ность, которая соответствует их квалификации, в результате чего соглаша-ются на любую работу. Это говорит о том, что потенциал трудового ресурса остается невостребованным. Но следует заметить, что на сегодняшний день эта проблема имеет решение, так как на фоне обсуждения реформирования системы профессионального образования возникла идея создания образова-тельных кластеров. Система работы образовательных кластеров заключается в том, что базовые предприятия передают в отраслевое министерство данные о своей потребности в кадрах и через систему госзаказа формируется заявка в кластер. Иными словами, кластер - это цивилизованная форма рыночных от-ношений между образовательными учреждениями и работодателями. Основ-ной целью кластера является достижение устойчивого экономического раз-вития и повышения конкурентоспособности отрасли торговли и сервиса за счет развития технологий, внедрение инноваций, а также повышение, как эффективности текущего использования ресурсов, так и уровня профессио-нализма работников.
23
Следовательно, политику занятости в системе потребительской коопе-рации необходимо направить на молодежь. Более того, упор на трудоустрой-ство молодежи - это первоочередная задача вей системы потребительской кооперации.
В - четвертых, существует проблема в заготовительной деятельности организаций Республики Татарстан:
1. Наблюдается большая неравномерность в освоении ресурсов сельско-хозяйственной продукции и сырья по районам республики Татарстан (см. табл. 3).
10
Таблица 3 Освоение заготовительными организациями Татпотребсоюза ресурсов
сельскохозяйственных продуктов и сырья
№ п/п |
Наименование района |
Заготооборот В тыс. руб. |
Число дворов |
Закуплено с 1 двора (руб.) |
|
1 |
Азнакаевский |
18748 |
5639 |
3324 |
|
2 |
Аксубаевский |
2446 |
5236 |
467 |
|
3 |
Актанышский |
249 |
7714 |
32 |
|
4 |
Апастовский |
1299 |
6176 |
210 |
|
5 |
Бавлинский |
100001 |
3816 |
2621 |
|
6 |
Бугульминский |
9500 |
4208 |
2258 |
|
7 |
Высокогорский |
7210 |
10941 |
659 |
|
8 |
Елабужский |
10900 |
2663 |
1094 |
|
9 |
Мензелинский |
23004 |
3793 |
6065 |
|
10 |
Тюлячинский |
842 |
3119 |
270 |
|
Приведенные в таблице данные свидетельствуют о том, что показатели по освоению ресурсов с одного двора различаются между районами в десят-ки и даже в сотни раз. Это говорит об имеющихся резервах заготовительных предприятий.
2. Многочисленные частные предприниматели не соблюдают элемен-тарные ветеринарные требования: хранят сырье в гаражах, сараях. Другими словами, не проводится асколизация сырья, исследование на сибирскую язву. В целях улучшения технологии заготовок, следует ужесточить нормы вете-ринарного контроля, что в свою очередь, создаст конкурентные преимущест-ва у организаций потребительской кооперации
10И.Т. Насретдинов, З.Н. Мирзагалямова. Развитие заготовительной деятельности как фактор повышения конкурентоспособности потребительской кооперации // Межвузовский сборник трудов, 2005. - с. 190
24
3. Перспективным направлением заготовительной деятельности явля-
ются закупки лектехсырья. Например, в 2005 году был небывалый урожай
красной рябины, что бывает только один раз в три - четыре года. Но, следует
заметить, что не все потребительские общества подключились к этому виду
деятельности, хотя он является высокорентабельным. К сбору дикорастущих
ягод можно привлечь школьников, нетрудоспособных граждан, пенсионеров.
Отдельно можно отметить вопросы осуществления качественного
экономического анализа деятельности заготовительной организации, опти-
мизации налогообложения, разработки моделей стимулирования и оплаты
труда работников. Для решения этих вопросов организациям потребитель-
ской кооперации необходимо более тесно сотрудничать с учеными коопера-
тивных вузов.
Необходимо срочно реконструировать имеющиеся на заготовитель-
ных предприятиях аммиачные холодильники на энергосберегающие и чистые
экологические технологии заморозки и хранения, что в значительной степени
снизит издержки предприятий и повысит качество закупаемой продукции.
Все это, в конечном счете, позволит в ближайшей перспективе возро-дить потребительскую кооперацию, несколько утраченную роль ведущего за-готовителя сельскохозяйственной продукции и сырья.
Многие организации в системе потребительской кооперации являются либо убыточными, либо их прибыль составляет незначительную долю. По-требительская кооперация все более уступает развивающемуся частному бизнесу. В связи с этим Татпотребсоюз стал внедрять элементы предприни-мательства в свою деятельность.
В сложившейся рыночной ситуации ориентация предприятий питания только на внутренние возможности каждого из них недостаточна. В целях достижения стабильной деятельности отрасли общественного питания требу-ется поиск дополнительных источников для расширения масштабов дея-тельности.
В целом, считается необходимым коренным образом пересмотреть тип
25
функционирующих и вновь вводимых предприятий общественного питания, специфику их деятельности, направленную на обеспечение общего товаро-оборота и оборота собственной продукции.
Также важным фактором повышения эффективности труда выступает стимулирование. Сегодняшняя практика доказывает необходимость исполь-зования разнообразных систем стимулирования труда. В условиях инноваци-онной экономики требуется повысить стимулирующую функцию заработной платы и обеспечить связь заработной платы с деятельностью и конечными результатами предприятий кооперативной промышленности.
Стимулирующая функция заработной платы состоит в обеспечении оп-ределенной, необходимой для работодателя трудовой отдачи от наемного работника, в создании определенного стереотипа его поведения в процессе производства, в максимальном раскрытии потенциальных возможностей, инициативы, изобретательности - одним словом, в полной реализации им своих физических и духовных потребностей в процессе трудовой деятельно-сти.
Существует ряд факторов, от которых зависит стимулирующая функ-ция заработной платы: установление тесной связи размера заработной платы работника к овладению новыми знаниями, повышению своей квалификации, возрастание роли ответственности по отношению к своей роли. Перечислен-ные факторы способствуют увеличению производительности труда работни-ков и полному удовлетворению потребностей.
Заметим, что стимулирующая функция тесно связана с мотивацией труда. Мотивация труда - процесс побуждения человека к активной деятель-ности по выполнению целей организации с помощью системы стимулов и выполнения конкретных желаний.
Для повышения стимулирующего воздействия заработной платы на рост эффективности общественного производства следует увеличить число учитываемых на предприятиях зарплатообразующих факторов:
1. Учет индивидуальных качеств и достижений работника;
26
Установление зависимости заработной платы работника от резуль-
татов хозяйственной деятельности организации;
Степень вовлеченности (объем информации, составляющей ком-
мерческую тайну, умение ее хранить, преданность организации);
Возрастание роли ответственности по отношению к своей работе и
управлению подчиненными;
Создание механизма оплаты труда, побуждающего работника к ов-
ладеванию новыми знаниями, повышению своей квалификации.
Учет перечисленных факторов способствует, с одной стороны, росту производительности труда наемных работников, с другой, более полному удовлетворению их потребностей (в признании, уважении, самовыражении).
Важно отметить, что сегодня система стимулирования труда работни-ков потребительской кооперации недостаточно продумана: формы и разно-видности заработной платы, также принципы оплаты труда должны быть по-нятны каждому работнику.
Для решения данной проблемы, следует восстановить как стимули-рующую, так и воспроизводственную и регулирующую функцию оплаты труда. Должна быть установлена четкая зависимость заработной платы ра-ботников от результатов финансово - хозяйственной деятельности организа-ции. Однако при этом, следует соблюдать правильные соотношения между темпами роста совокупного оборота и темпами роста заработной платы.
Таким образом, несмотря на возникшие проблемы, потребительская кооперация, имея существенный потенциал, может и должна приложить все усилия к стабилизации экономики и выхода на траекторию устойчивого эко-номического роста.
27
Заключение
В заключение следует подчеркнуть, что потребительская кооперация, как и прежде, является лидирующей кооперативной системой и в своей основе продолжает оставаться социально ориентированной системой, которая направлена на борьбу с бедностью, с безработицей, бездуховностью максимально используя свои ресурсы. Также упорядочены взаимоотношения кооперации с органами государственной власти, законодательно закреплены основные кооперативные принципы. Современная потребительская кооперация проникает во все сферы отрасли экономики, формирует оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий, организаций.
В настоящее время по дороге рыночной экономике движется вся Россия. Но у потребительской кооперации возникает немало серьезных трудностей в процессе адаптации к рыночным отношениям и достижении устойчивого социально экономического развития. Это характеризуется тем, что в условиях рынка на сегодняшний день социально-экономическая деятельность потребительской кооперации развивается в конкурентной среде, где разворачивается соперничество между хозяйствующими субъектами за потребителей, за доступ к ресурсам и их размещение. Для обеспечения долговременной конкурентоспособности недостаточно только обладание преимуществ на основе факторов. Важен не только запас факторов, сколько скорость, с которой они создаются, совершенствуются, приспосабливаются в нужном предприятии. Иными словами инновации определяют сегодня конкурентное преимущество и конкурентоспособность хозяйствующего субъекта.
В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы, связанные с историей, современным состоянием потребительской кооперацией (на примере Тетюшского РайПО) и с актуальными проблемами. Это такие проблемы как: регулирование отношений кооперативной собственности; подготовка кадров для кооперации; заготовительная деятельность организации Республики
28
Татарстан.
Несмотря на возникшие проблемы, потребительская кооперация, имея существенный потенциал, должна приложить все усилия к стабилизации экономике. Отметим, что решение данных проблем возможны лишь при эффективном влиянии человеческого фактора, прежде всего таких качеств личности, как духовность, нравственность и образованность.
Также историческое значение потребительской кооперации заключается в смягчение результатов глобализации, которая должна способствовать развитию регионального рынка.
Российская потребкооперация стала одной из массовых и сильных в мире и получила новые перспективы и стимулы развития. Таким образом, ее стабильное устойчивое развитие возможно путем возрождения демократических принципов кооперации, управление экономикой, повышения роли пайщиков в контроле над деятельностью организации и умелого сочетания функционирования советов правления всех уровней.
29
Список использованной литературы
Вахитов К.И. История потребительской кооперации в России / К.И.
Вахитов: Учеб. пособие. - М.: ЦУМК Центросоюза РФ, 1998. - 50 с.
Гордеев А.В. Торговать на рынках должны сами производители /
А.В.Гордеев// «Вестник кооперации» -2006.-№8. -С. 7 - 13.
Гордеев А. М. Форма взаимовыгодного сотрудничества/ А.М.Гордеев //
Деловой вестник.- 2006.- № 12.-С.-24-27.
Гухаров В.А. Кооперация //Деловой вестник -2006.-№10(72).-С. 10-20.
Енаненко В.А. История возрождения //Деловой вестник -2006.-
№14(62).-С.50-57.
Демелев В. Р. Мы едины //Деловой вестник-2006.-№9(50).-С.35-42.
7. Добин М.Н. Вперед на верный путь //Деловой вестник -2006.-
№12(72).-С.30-40.
Добрынин В.А. Актуальные проблемы агропромышленного комплекса
/ В.А. Добрынин: Учеб. пособие для вузов. - М.: МСХА, 2001.-180 с.
Захаров И.В. Потребительская кооперация России в условиях транс-
формации экономических отношений / И.В. Захаров: Учеб. пособие. -
М.: Маркетинг, 2001. - 50 с.
10. Мазурицкий A.M. Формирование системы сельской кредитной коопе-рации в России/ A.M. Мазурицкий // Сельский кредит.- 2003.-№3.- С. 25-37.
11 .Николаев М.Н. У третьего сектора экономики большое будущее/ М.Н. Николаев // Вестник кооперации. - 2006.-№ 8.-С.-28-38.
12.Пахомов В.М. Кредитная кооперация : теория и практика / В.М.
Пахомо: Учеб. пособие. - М.: МК, 2002.- 170 с.
13.Потребительская кооперация: Учебное пособие / Под общ. ред. М. В. Сероштан. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. - 292 с.
14.Проблемы развития региональных систем сельской кредитной коопе-рации. - М, 2001.
15.Рудник Н. Мы не островок России, мы- единая Россия//Деловой вест-
¦
ник «Российской кооперации»-2006.-№6(66).-С.16.
^.Сельскохозяйственные кооперативы: Учеб. - методич. Пособие / Под ред. А. А. Степанова, И. Г. Рассомахина. - Саратов.- 2000
Сельскохозяйственные кооперативы: Учеб. - методич. Пособие / Под
ред. А. А. Степанова, И. Г. Рассомахина, Ю.Г. Нарядкина и др. -
Саратов.-2003.-205 с.
ТкачА.В. Сельскохозяйственная кооперация: Учебное пособие. 3. -е
изд. - М: Издательско - торговая корпорация «Дашков К».- 2003.- 304
с.
31
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |