Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Политика занятости населения


42

13

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.С.Пушкина

На правах рукописи

Спиренков Александр Викторович

Курс 3

Группа Э-06

Политика занятости населения

Курсовая работа

Научный руководитель:

г. Пушкин

2008СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Безработица: причины, формы, уровеньнгушетия. Наименьший уровень (до 1,0%) отмечен в 13 субъектах: Краснодарском крае, Калужской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Смоленской, Тверской, Тульской областях, г.Москве и г.Санкт-Петербурге.

2.2 Государственное регулирование занятости населения

Государственное регулирование рынка труда осуществляется по трем основным направлениям: 1. Трудоустройство незанятого населения и оказание помощи в профподготовке и переподготовке (биржи труда); 2) Стимулирование образования гибкого рынка труда. Правовое обеспечение трудовых отношений; 3) Социальная защита пострадавших от безработицы людей (система вспомоществования).

Правовые основы государственного регулирования занятости в нашей стране разрабатывались в полном соответствии с принятыми международными обязательствами и ратифицированными нашей страной основополагающими конвенциями МОТ.

Основным законодательным актом выступает федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», в который по мере изменения ситуации в стране и направленности государственной политики в сфере занятости вносились изменения и дополнения. Им определены права граждан в сфере занятости, принципы и формы проведения государственной политики, регламентирован правовой и организационный статус Федеральной государственной службы занятости как единой федеральной системы органов и учреждений, деятельность которых направлена на решение широкого круга проблем. В их числе - оценка и составление прогнозов развития занятости, разработка реализации программ и мероприятий по содействию занятости, содействие гражданам в поиске работы, а работодателям - в подборе необходимых им работников, а также учет в стране безработных и осуществление социальных выплат гражданам, признанных в установленном порядке безработными. Данным законом определен и порядок финансирования политики занятости, в который с 2002 г. внесены существенные изменения.

Весьма значительной вехой в развитии законодательства о занятости населения следует считать федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от 27.12.2005 г. № 199-ФЗ.

Вносимые им существенные изменения сводятся к четкому разграничению функций федерального органа исполнительной власти и органов местного самоуправления в содействии занятости населения и к значительному расширению полномочий субъектов Российской Федерации и их органов в этой сфере. Это означало передачу значительного числа полномочий федерального центра органам государственной власти в регионах.

В числе переданных полномочий следует выделить контроль государственных гарантий в области занятости населения, приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты и их регистрация в качестве безработных, регистрация безработных граждан и содействие им в поиске подходящей работы, включая определенные государственные услуги по содействию в поиске подходящей работы, организация профессиональной переориентации безработных, социальных выплат и ряд других. Данным законодательным актом установлен порядок финансирования переданных на региональный уровень полномочий посредством субвенций из федерального бюджета, определяемых исходя из численности населения.

Органы местного самоуправления получили право участвовать в финансировании общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Характеризуя законодательную базу политики занятости, необходимо подчеркнуть особую роль других законодательных актов, касающихся занятости населения, в частности, федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г. № 180-ФЗ, предусматривающего поддержку малого предпринимательства в рамках федеральных региональных, отраслевых программ. Последние включают меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения и направлены на рост занятости. Вместе с тем для крупномасштабного решения проблем занятости в действующем в настоящее время законодательстве отсутствуют акты по регулированию трудовой миграции.

Анализируя принципы организации и направления государственного воздействия на занятость в переходный период, можно сказать что в условиях высокого уровня безработицы и необходимости выплаты пособий большому числу безработных не были реализованы страховые принципы функционирования Государственного фонда занятости, поскольку распределение средств среди безработных осуществлялось вне зависимости от сделанных ими отчислений. Пособия по безработице определялись в зависимости от объема ресурсов этого фонда, средства которого использовались преимущественно в рамках пассивной политики, в т.ч. и на другие виды материальной поддержки безработным - оплату жилья, коммунальных услуг, пособия на транспорт, а также выплаты, связанные с преждевременным выходом на пенсию безработных.

В рамках активной политики наиболее значительными были следующие виды расходов:

- инвестиционная помощь органов службы занятости по поддержанию жизненно важных предприятий и льготные кредиты малым предприятиям;

- финансовая помощь крупным предприятиям государственной формы собственности в целях сохранения рабочих мест, а также предприятиям социальной сферы;

- обучение и переобучение безработных в соответствии с тенденциями спроса;

- организация общественных работ.

Главным инструментом реализации политики в сфере занятости были в 90-е годы федеральные программы по содействию занятости, направленные на преодоление безработицы в условиях дефицита рабочих мест и поддержания на определенном уровне занятости.

В конечном счете, основными целями воздействия государства на положение с занятостью было:

- расширение доступа незанятых граждан к активным программам содействия занятости;

- осуществление превентивных мер по предупреждению высвобождения работников и смягчение последствий массовых увольнений;

- дальнейшее развитие, повышение качества и продуктивности системы профессионального обучения, роста конкурентоспособности и мобильности рабочей силы.

Весьма перспективным направлением содействия занятости следует считать деятельность государства по поддержке и ускорению развития малого предпринимательства, рост на его основе занятости в стране. Несмотря на возрастающие масштабы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства - в 2005 г. в объеме 1,5 млрд.руб., в 2007 г. 3 млрд.руб., а при реализации программы развития малого и среднего бизнеса на 2005-2008 гг. Минэкономразвития России - 17 млрд.руб. Россия отстает по уровню развития малого предпринимательства от стран с развитой рыночной экономикой. При доле занятости в этом секторе трудоспособного населения на уровне 17-19% его доля в ВВП составляет 10-12% по сравнению с 50-60% в других странах. Оценивая результативность государства в сфере занятости, необходимо подчеркнуть следующие моменты: государственное воздействие позволило добиться существенного сокращения безработицы и провести широкий комплекс мер по реализации активной политики.


Вместе с тем, необходимо отметить основные негативные аспекты государственной политики, появившиеся в отсутствии долгосрочной концепции политики государства на рынке труда в изменившихся макроэкономических условиях, в хроническом кризисе государственного финансирования в лице такого института, как Государственный фонд занятости. Очевидна недостаточная эффективность реализованных государственной службой занятости программ и отсутствие их интеграции с программами социально-экономического развития.

Неравномерные процессы формирования рыночных отношений с учетом сложившейся в стране системы разделения общественного труда и территориального размещения производительных сил нашли свое выражение в непропорциональном размещении трудоспособного населения по территории и дифференциации в уровне и масштабах безработицы. В 17 субъектах Российской Федерации уровень безработицы превышал общероссийский в 2 и более раза.

Наряду с неравномерностью в уровне безработицы и разнонаправленным изменениям в занятости в условиях переходного к рынку периода (в одних регионах занятость снижалась, в других возрастала) региональные рынки труда характеризовались преобладанием скрытых процессов в сфере занятости. Это проявляется в скрытой безработице, вынужденных администрацией внеочередных неоплаченных или частично оплаченных отпусках, распространении неполной занятости.

Особенности социально-экономического развития, а также состояние рынка труда и занятости регионов как объекта государственного регулирования делали неизбежным различия в направленности региональной политики занятости. Последняя - это органическая часть национальной государственной политики с применением принципов дифференциации. Она постепенно приводит к формированию самостоятельных систем регулирования занятости на региональном уровне, призванных способствовать преодолению болезненных явлений, связанных с переходом к рынку.

Только на уровне регионов могут успешно решаться вопросы достижения сбалансированности спроса на рабочую силу и ее предложения, максимальной увязки долгосрочных и среднесрочных потребностей в рабочей силе со стороны предприятий и организаций региона с системой профессиональной подготовки рабочей силы. Вместе с тем региональная политика занятости не может быть признана достаточно эффективной. Из-за нехватки финансовых ресурсов в регионах не в полной мере развертывается работа по борьбе с безработицей. Недостаточное внимание уделяется повышению качества рабочей силы с учетом требований социально-экономического развития. При этом государство, реализуя политику выравнивания бюджетного обеспечения регионов, не может обеспечить приемлемый уровень оздоровления региональных бюджетов. В результате первоочередными в регионе становятся меры по организации материальной поддержки безработных.

Более того, трансформация системы финансирования политики занятости, связанная с ликвидацией Государственного фонда занятости и переходом на бюджетное финансирование, привела к тому, что региональные службы занятости фактически лишились возможности оказывать финансовую поддержку безработным в виде предоставления ссуд на открытие собственного дела.

При неоднозначной оценке результативности государственной политики в сфере занятости в регионе, необходимо подчеркнуть важность накопленного опыта по регулированию регионального рынка труда и развертыванию активной политики в этой сфере. Вместе с тем отсутствуют методы оценки и анализа результативности деятельности служб занятости на местах и, прежде всего, оценки эффективности затрат на мероприятия по содействию занятости по основным направлениям, что свидетельствует о многих неиспользованных резервах совершенствования их деятельности.

Проведенный анализ показывает, что на российском рынке труда в 2006-2007 гг. общий уровень безработицы снизился с 7,2% в 2006 г. до 6,1% в 2007 г. Но по-прежнему остается огромным разрыв (в 3 раза) в показателях общей безработицы в стране и официально зарегистрированной безработицы, что свидетельствует о слабой вере граждан страны в способность государственных служб занятости обеспечить их достойной работой и соответственно низких стимулах к регистрации в данных органах. По этому вопросу отметим, что за рубежом данные показатели в основном различаются незначительно, а в некоторых странах идентичны. Также нельзя положительно оценить и высокую долю преобладающей части экономически активного населения на крупных и средних предприятиях и низкую динамику уменьшения данного показателя, что подтверждает низкий уровень развития и роль малого бизнеса в стране. Здесь опять же ситуация обратная сложившейся во многих экономически развитых странах.

На основе проведенного анализа видно, что нет прогресса и в выравнивании уровня безработицы по территории страны. Высокая степень дифференциации регионов по уровню безработицы, сложившаяся еще с советских времен в результате неравномерного и «очагового» развития экономики, за 2006-2007 гг. продолжает увеличиваться. Все это в целом показывает низкую эффективность деятельности госорганов занятости, а соответственно и низкую эффективность государственной политики на рынке труда.

3. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

3.1 Влияние экономического кризиса на занятость населения

Число безработных в России по итогам октября 2008 года в соответствии с методологией Международной организации труда составило 4,624 миллиона человек, или 6,1% экономически активного населения. В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,245 миллиона человек, в том числе один миллион человек получают пособие по безработице. По сравнению с сентябрем 2008 года общая численность безработных возросла на 1,7%, официальная безработица сократилась на 0,2% www.gks.ru. В связи с дальнейшим развитием финансового кризиса, на начало ноября об увольнении 45 тысяч сотрудников заявили 1076 предприятий. Через две недели ситуация намного ухудшилась. Так, на 13 ноября уже 3079 компаний из 80 субъектов РФ заявили о намерении уволить в общей сложности около 99 тысяч человек. По прогнозам Всемирного Банка, по итогам текущего года число безработных составит 5,9%, а в 2009 -- 6,6% Всемирный банк опубликовал прогнозы по безработице в России//www.rabotagrad.ru.

В связи с начавшимся финансовым кризисом в России начались массовые увольнения. Происходит сокращение рабочих в металлургии, машиностроении, строительной и других отраслях. Увольняют офисных и торговых работников. Причина увеличивающихся сокращений персонала - проблемы испытываемые компаниями вследствие развития экономического кризиса. По наблюдению Института глобализации и социальных движений (ИГСО), правительство стремится побороть кризис исключительно денежными вливаниями в коммерческие институты. Наемным работникам не оказывается никакой материальной либо административной поддержки. Напротив - главными пострадавшими от кризиса становятся они, поскольку вынуждены рассчитывать только на собственные силы.

Государство не препятствует увольнениям и не принимает мер направленных на трудоустройство лишившихся заработка людей, число которых продолжает стремительно возрастать. В стране практически не существует системы социальной поддержки безработных. Отсутствуют специальные программы по защите женщин, попадающих под сокращения. Материальное положение рабочих ухудшается в результате высокой инфляции и разворачивающегося сокращения зарплат. Распространение получает срезание премиальной части оплаты труда (нередко доходящей до 50%) и сокращение теневой составляющей заработка. Такая политика влечет рост недовольства трудящихся всей существующей социально-экономической системой. Миллионы наемных работников остро чувствуют собственную незащищенность перед лицом наступающего кризиса. «Более половины отечественных предприятий принимают меры по снижению затрат на оплату труда. В ряде компания сокращения затронули уже от 10 до 30% персонала. Увольнение грозит миллионам работников во всех сферах национального хозяйства», - констатирует Борис Кравченко, глава Центра профсоюзных исследований ИГСО и Президент Всероссийской конфедерации труда (ВКТ) Дятликович В. Жизнь без работы// Русский репортер. № 44. 20.11.2008. По его словам, предприятия все больше перекладывают свои проблемы на персонал, превращая его в главную жертву экономического кризиса. Российский союз промышленников и предпринимателей предлагает освободить работодателей от обязанности выплачивать не нашедшим новую работу сотрудникам (уволенным по сокращению штатов) зарплату в течение двух месяцев. «В таких условиях рабочим не на что больше рассчитывать, кроме как на собственные силы. Сопротивление людей неминуемо будет возрастать», - уточняет Кравченко Там же.

Правительство стремится всячески облегчить положение компаний. Еженедельно крупные суммы выделяются для поддержания финансовых институтов. Намечено предоставление $9 млрд. помощи ведущим нефтяным корпорациям: «Газпрому», «Роснефти», ЛУКОЙЛу и ТНК-ВР. На долю этих экспортеров сырья приходится 70% нефтедобычи и 90% газодобычи в России. «Из резервов страны выделено $50 млрд. на спасение фондового рынка. Падение на нем, однако, продолжается. Вместе с тем на поддержание сокращающихся доходов населения не потрачено ни рубля», - говорит Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО Массовые увольнения усиливают недовольство работников// Институт глобализации и социлаьных движений. http://www.igso.ru. На 2009 год намечено 30-35% увеличение в экономике рублевой массы, усиливающее инфляцию.

Считается, что как только компании уволят «лишний персонал» их положение улучшится. Однако это не так. Сокращение зарплат и массовые увольнения только ухудшат ситуацию на внутреннем рынке, еще более ослабив спрос. Вместе с тем недовольство населения продолжит расти. В 2009 году можно ожидать стремительный рост протестных выступлений.

3.2 Меры государственной поддержки рынка труда в борьбе с экономическим кризисом

Констатировав возможный рост безработицы в 2009 году, правительство впервые признало социальные последствия финансового кризиса. Поддержке рынка труда и социальной поддержке населения в ходе кризиса посвящено четыре пункта плана правительства из 55 и отдельная глава проекта (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Поддержка рынка труда и социальная поддержка граждан

Содержание мероприятия

Вид документа (действий)

Сроки

Ответственные исполнители

Проведение еженедельного мониторинга по субъектам Российской Федерации увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников организации

ведомственные акты Минздравсоцразвития

России

ноябрь 2008 г.

Минздравсоцразвития России

Организация работы консультационных пунктов, "горячих линий" и предувольнительных консультаций для работников организаций, издание информационных буклетов и брошюр

ведомственные акты Минздравсоцразвития

России

ноябрь 2008 г.

Минздравсоцразвития России

Увеличение объемов финансирования мероприятий активной политики занятости населения с учетом ситуации на региональных рынках труда

проект федерального закона,

проект постановления Правительства Российской Федерации

ноябрь 2008 г.

Минздравсоцразвития России

Минфин России

Минрегион России

Увеличение размера максимальной величины пособия по безработице

проект федерального закона,

проект постановления Правительства Российской Федерации

I квартал

2009 г.

Минздравсоцразвития России

Минфин России

С ноября 2008 года Минздрав и Роструд перешли на еженедельный мониторинг состояния рынка труда, организовали сеть консультаций для информационной поддержки сокращаемого персонала. Минрегиону и Минфину поручено подготовить проекты документов по увеличению финансирования пособий по безработице и мероприятий по росту занятости в регионах.

Минздрав намерен реализовывать «план Путина» в два этапа. Первый этап будет содержать превентивные меры по борьбе с безработицей - еженедельный мониторинг ситуации на региональных рынках труда и консультационно-разъяснительные работы, что настроит «систему обратной связи» с населением.

Реализация этих мер возложена на органы службы занятости субъектов федерации. И поскольку это прямая обязанность службы занятости, эти направления никоим образом не потребуют выделения дополнительного финансирования. Органы службы занятости в регионах, непосредственно на местах, будут оперативно отслеживать ситуацию с возможными сокращениями численности работников, а также неполной занятости в организациях. Работодатели, в соответствии с законом, обязаны предоставлять информацию о сроках и объемах возможного высвобождения персонала. Результаты антикризисного мониторинга будут аккумулироваться в Минздраве и Роструде. Тогда будет системное понимание ситуации, и эти ведомства смогут оперативно реагировать на изменения и максимально быстро принимать требующиеся оперативные меры по нивелированию рисков для населения.

Кроме того, Минздрав совместно с негосударственными агентствами занятости и трудоустройства будет отслеживать тренды по вакансиям и требуемому персоналу почти во всех сферах экономики, в том числе и на рынках финансовых услуг и потребительском рынке. Таким образом, финансовый кризис может подтолкнуть реализацию обсуждаемой с 2007 года программы взаимодействия кадровых компаний и Роструда. Открытие в регионах консультационных пунктов, запуск телефонных «горячих линий» для работников организаций, издание информационных буклетов и брошюр позволит настроить систему обратной связи. Любой, кто оказался в сложной ситуации в связи с возможными изменениями условий труда, сможет обратиться к специалистам в своем регионе и получить исчерпывающуюся информацию по своим правам и обязанностям, получить сведения о наличии подходящих вакансий.

Второй этап, предусматривающий увеличение финансирования программ активной политики занятости, будет направлен на повышение качества переподготовки и повышение квалификации безработных граждан. Будет увеличен срок, существенно повышено качество переподготовки, а также сумма, затраченная на каждого безработного.

Также увеличивается с 1 января 2009 года максимальный размер пособия по безработице на 1,5 тыс. руб. -- до 4,9 тыс. руб. В настоящее время оно составляет 3,124 тыс. руб. Отметим, что на днях правительство утвердило запланированный минимальный размер пособия на 2009 год в 850 руб., максимальный -- в 3,4 тыс. руб. По словам главы Минфина Алексея Кудрина, выплаты по пособиям по безработице в России в 2009 году составят около 30 млрд. руб. Министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова заявила, что «цифра повышения выбрана неслучайно», поскольку «окончательный размер пособия составит примерно 30% от средней зарплаты, сложившейся в высокотехнологичных отраслях». http://www.minzdravsoc.ru

Помимо предложенных мероприятий, я считаю, что для улучшения ситуации на рынке труда необходимо вернуться к страховой системе выплат пособия по безработице, которая существовала до 2002 года. В рамках новых ставок социальных платежей страхового характера, которые правительство планирует ввести с 2010 года, соответствующий элемент страхования на случай безработицы должен появиться. До 2002 года существовал фонд занятости, в который работодатели и государство выплачивало взносы. Размер взноса в воссозданный фонд может быть 1-1,5% от фонда оплаты труда. Работодатели не готовы повышать налоговую нагрузку для выплат в фонд, но готовы рассматривать вопрос перераспределения страховых взносов.

Эти мероприятия направлены на краткосрочное решение проблем занятости. Я считаю, что в сфере занятости необходимо долгосрочная стратегия государства.

Существующие подходы к регулированию занятости и безработицы могут быть сведены к нескольким отличным друг от друга моделям, таким как:

модель внегосударственного обеспечения избыточных работников;

модель смягчения последствий безработицы;

модель создания рабочих мест.

Но все эти модели, по моему мнению, не могут служить основой государственной политики занятости на ближайшее десятилетие.

Альтернативой вышеописанным и изрядно устаревшим подходам к урегулированию рынка труда является комплексное регулирование обществом всех процессов, происходящих в сфере занятости, - подготовки кадров, создания рабочих мест, помощи в трудоустройстве или поиске кандидатов на вакантные места, миграции и т.д. Назовем такой подход моделью занятости. Ее реализация затрагивает интересы всего населения, а потому должна обеспечиваться и контролироваться обществом в целом. Государству нельзя оттеснять население, предприятия, учебные заведения от саморегулирования сферы занятости. Но только государство может осуществлять координацию действий населения, органов госуправления, негосударственных предприятий и общественных организаций для решения общих задач. Только государство может выработать институциональную политику - создание системы механизмов и правил, играя по которым все участники рынков труда и образовательных услуг добьются максимального эффекта для общества в целом.

Задача государственной политики занятости заключается в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной занятости при минимальных социальных издержках. Список последних, как известно, весьма разнообразен и так или иначе всегда связан с ограничениями права личности на свободную самореализацию - безработицей, работой не по специальности, не по призванию, в ущерб здоровью, семейным обязанностям и т.д. Следует стремиться к тому, чтобы безработица не выходила за рамки фрикционной, иными словами, чтобы каждый гражданин, обладающий нормальной трудоспособностью, в случае потери работы мог в короткий срок подыскать себе подходящее рабочее место. При этом, разумеется, государство не должно самоустраняться от помощи в трудоустройстве инвалидов и других социально незащищенных групп населения.

Участие государства должно проявляться в регулировании занятости конкретно в следующем. Прежде всего, именно государство обязано сформулировать общероссийские и региональные приоритеты в сфере занятости. Федеральные приоритеты должны исходить из необходимости перехода страны к постиндустриальной экономике, главную роль в которой должны играть высокотехнологичные отрасли промышленности, сферы телекоммуникаций и услуг. Региональные приоритеты - учитывать уровень экономического развития региона, отраслевую структуру его экономики, демографические особенности и т.д.

Ясное понимание стратегических целей в сфере занятости станет основой для разработки федеральных и региональных программ создания и обновления системы рабочих мест. Такие программы должны быть тесно увязаны с приоритетами в области миграционной политики, поскольку нехватка или избыток работников определенных профессий всегда порождает миграционные потоки. Если региональные власти не создают условия для появления именно тех рабочих мест, на которых хочет и может работать местное население, им следует готовиться к приему эмигрантов. Альтернативой нежелательным миграциям должна стать продуманная политика в сфере создания рабочих мест и профессиональной подготовки местного населения и только в последнюю очередь - запретительные меры, которые, как показывает практика, часто балансируют на грани прямого нарушения конституционных прав граждан.

Одним из важнейших элементов государственной политики занятости должно стать развитие законодательных и организационных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие между системой профессионального образования и предприятиям.

Важной целью является создание стабильной сети контактов между работодателями, учреждениями профессионального образования и государством. При этом объединениям работодателей и работников должна принадлежать решающая роль в формировании профессионально-квалификационных стандартов, тогда как учебным заведениям - в переводе их на язык образовательных стандартов и учебных планов. Участие же государства в таких контактах позволит ему, помимо прочего, получать необходимую информацию о потребностях работодателей в рабочей силе различных профессий и квалификаций, а также о том, насколько полно удовлетворяются эти потребности.

Государство должно наладить эффективную обратную связь между работодателями и институтами профессионального образования работников.

Сегодня многие предприятия столкнулись с основательно подзабытой проблемой - дефицитом рабочих кадров. «Новый» дефицит существенно отличается от «старого». Полтора десятилетия назад при формальной нехватке рабочей силы в стране насчитывался многочисленный контингент квалифицированных промышленных рабочих. Сегодня же найти за воротами предприятия готовых квалифицированных рабочих стало трудно. Многие из них перешли в торговлю, бытовое обслуживание, сферу бизнеса и отнюдь не рвутся оттуда в заводскую среду. Другие утратили квалификацию или, что еще хуже, потеряли себя, выпали из общества. И хотя в стране, по прежнему, немало официально зарегистрированных безработных, далеко не все они могут и хотят занимать вакансии квалифицированных промышленных рабочих. В условиях экономического роста основной проблемой становится структурный дисбаланс рынка труда, при котором соискатели рабочих мест не обладают профессиональными качествами, необходимыми работодателям. Общество в этой ситуации вполне может болеть одновременно двумя, казалось бы, несовместимыми недугами - дефицитом кадров и безработицей.

В создавшейся ситуации многое зависит от того, как поведут себя профессиональные училища, колледжи, вузы, другие учреждения профессионального образования. Но далеко не факт, что они легко найдут общий язык с предприятиями. Связи между предприятиями и учреждениями профессионального образования, изрядно ослабленные в начале реформ, сейчас понемногу восстанавливаются Терлецкий В. Не место красит специалиста// Эксперт-Урал. № 2. 10.07.2007, но по-прежнему не имеют достаточно прочной институциональной основы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного, автор пришел к следующим обобщениям и выводам.

1. По теоретической части.

Безработица -- это неполное использование трудовых ресурсов (и капитала), в результате чего фактический объем национального производства оказывается ниже его потенциального уровня.

Безработица возникает по разным причинам, в зависимости от которых ее можно разделить на несколько групп:

а) вызванную избытком народонаселения (мальтузианство);

б) обусловленную ростом органического строения капитала (марксизм);

в) связанную с нежеланием работать за низкую заработную плату (нео- классики);

г) обусловленную недостаточностью совокупного спроса (кейнсианцы).

Безработица принимает разные формы в зависимости от причин, вызывающих ее. Фрикционная безработица возникает вследствие того, что определенная часть рабочей силы находится в состоянии смены работы, места жительства, поиска работы после окончания учебы, незанятости по причине рождения ребенка, ухода за больными родственниками и т. п. Структурная безработица является следствием изменения в структуре спроса на труд, которое вызывает несоответствие между спросом работников определенной квалификации в данном районе и предложением их или расхождение между предложением рабочих и спросом на них по регионам. Если бы заработная плата была абсолютно гибкой и издержки межпрофессиональной или территориальной мобильности рабочей силы были низки, механизм действия рынка быстро устранил бы этот вид безработицы.

В отличие от этих двух форм, составляющих уровень естественной безработииы, циклическая безработица порождена низким уровнем совокупных расходов в экономике, т. е. фазами спада и депрессии делового цикла. Именно поэтому рост циклической безработицы ведет к экономическим потерям в обществе, которые измеряются методом, предложенным А. Оукеном. Закон Оукена гласит, что каждый процент безработицы выше естественного уровня ведет к недопроизводству ВВП на 2,5-3% (в России -- 5%). Фактический ВВП, достигаемый при естественном уровне, называется потенциальным, что свидетельствует о производственных возможностях экономики.

Безработица порождает не только экономические потери в виде недопроизводства ВВП, но и социальные, нравственно-психологические и даже политические издержки. От безработицы страдают личные интересы работников и их семей, рушатся судьбы и надежды миллионов людей, растут показатели таких явлений «социальной патологии», как смертность, убийства и самоубийства, грабежи, нервно-психические и другие болезни и т. п. Высокая и продолжительная безработица, сопровождаемая обнищанием широких слоев населения, может приводить к установлению диктаторских, национал-патриотических и фашистских режимов. Все это ставит борьбу с безработицей на одно из центральных мест в системе государственного макроэкономического регулирования экономики.

2. По практической части

Рынок труда в России никак нельзя назвать устоявшимся и сбалансированным, хотя во многих его сферах отмечаются позитивные изменения. Анализ российского рынка труда показывает, что на российском рынке труда в 2006-2007 гг. общий уровень безработицы снизился с 7,2% в 2006 г. до 6,1% в 2007 г. Но по-прежнему остается огромным разрыв (в 3 раза) в показателях общей безработицы в стране и официально зарегистрированной безработицы, что свидетельствует о слабой вере граждан страны в способность государственных служб занятости обеспечить их достойной работой и соответственно низких стимулах к регистрации в данных органах. По этому вопросу отметим, что за рубежом данные показатели в основном различаются незначительно, а в некоторых странах идентичны.

Также нельзя положительно оценить и высокую долю преобладающей части экономически активного населения на крупных и средних предприятиях и низкую динамику уменьшения данного показателя, что подтверждает низкий уровень развития и роль малого бизнеса в стране. Здесь опять же ситуация обратная сложившейся во многих экономически развитых странах.

На основе проведенного анализа видно, что нет прогресса и в выравнивании уровня безработицы по территории страны. Высокая степень дифференциации регионов по уровню безработицы, сложившаяся еще с советских времен в результате неравномерного и «очагового» развития экономики, за 2006-2007 гг. продолжает увеличиваться.

Все это в целом показывает низкую эффективность деятельности госорганов занятости, а соответственно и низкую эффективность государственной политики на рынке труда.

В связи с экономическим кризисом борьба с безработицей названа одной из антикризисных мер правительства. В частности, принято решение о значительном увеличении размера максимального пособия по безработице с 1 января 2009 года до 4,9 тысячи рублей. Сегодня такое пособие составляет 3 тысячи 124 рубля.

На российском рынке труда необходимо активный тип воздействия на уровень занятости, который заключается в стимулировании создания новых рабочих мест и предложении труда и мерах по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях.

Для увеличения масштабов занятости населения необходимо следующее:

1. развитие законодательных и организационных механизмов;

2. государство обязано сформулировать общероссийские и региональные приоритеты в сфере занятости;

3. создание стабильной сети контактов между работодателями, учреждениями профессионального образования и государством.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1) Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года №1032-1

2) Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 года № 915 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год»

3) Белокрылова А.С., Заиченко А.А. Занятость и рынок труда в переходной экономике: теория и практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

4) Булатов А.С. Общая экономика. М.: Юристъ, 2002

5) Всемирный банк опубликовал прогнозы по безработице в России// www.rabotagrad.ru

6) Дятликович В. Жизнь без работы// Русский репортер. № 44. 20.11.2008

7) Калашников С. Развитие рынка труда - неотъемлемый элемент государственной политики//Человек и труд. 2007. № 5. С. 34-36

8) Кемпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л.Брю. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. М.: Республика, 1992

9) Корон Е. Оборотная сторона прогресса// Известия. Ru. 13.02.03

10) Козырев В.М. Основы современной экономики. М.: Финансы и статистика, 2007

11) Кокшаров А. Перегрев российского рынка труда - 2007// Эксперт. 2008. № 2. с. 16-18

12) Куликов Л.М. Основы экономических знаний: Учеб.пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004

13) Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю., Каньковская А.Р. Основы экономики: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2007

14) Ляховская Н. Обзор российского рынка труда// Коммерсант-Деньги. 14.08.2008

15) Малеева Т. Политика на рынке труда на этапе экономического роста// Человек и труд. 2008. № 1. С. 26-31

16) Массовые увольнения усиливают недовольство работников// Институт глобализации и социлаьных движений. http://www.igso.ru

17) Мониторинг социально-экономического развития Российской Федерации, февраль, 2008 г.//Министерство экономического развития и торговли РФ// http://www.budgetrf.ru

18) О социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации в I полугодии 2008 года// www.rosttud.ru

19) Полетаев А. Российская модель рынка труда и заработная плата//Население и общество. 2007. № 11. С. 81-85

20) Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы// Институт экономики переходного периода. http://www.iet.ru

21) Российский статистический ежегодник. Официальное издание. М.: Росстат, 2008

22) Староверова Е. Три ключевые проблемы российского рынка труда// Труд. 29.08.2008

23) Теоретическая экономика/ Под ред. Г.П.Журавлевой, Н.Н.Мильчаковой. М.: ИНФРА-М, 1998

24) Терлецкий В. Не место красит специалиста// Эксперт-Урал. № 2. 10.07.2007

25) Томилин М. Координация на рынке труда - путь к эффективной занятости// Биржа труда. 2007. № 8. 21 декабря

26) Филь М.С. Рынок труда в России: новый объект государственной политики?// http://www.superjob.ru

27) Экономика: Учебное пособие. Под ред. А.С.Булатова. М.: БЕК, 2002

28) Экономическая теория/ Под ред. Л.И.Архипова Л.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. М.:НОРМА-М , 2006

29) Экономическая энциклопедия. М.: Изд-во «Советская энциплопедия», 1972

30) http://www.minzdravsoc.ru

Приложение 1

Безработица в I квартале 2008 года О социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации в I полугодии 2008 года// www.rosttud.ru

Март 2008г.

численность не занятых трудовой деятель- ностью граждан, тыс. человек

из них

безработных, всего

безработных, которым назначено пособие по безработице

тыс. человек

в % к марту 2007г.

в % к экономи- чески ак- тивному населению (уровень зарегист- рированной безработицы)

тыс. человек

в % к марту 2007г.

Российская Федерация

1740,8

1534,1

89,7

2,0

1263,4

86,8

Центральный федеральный округ

229,0

172,0

83,4

0,9

144,2

81,7

Белгородская область

8,8

7,3

90,1

1,0

6,2

89,9

Брянская область

9,0

8,7

73,7

1,3

7,6

70,4

Владимирская область

14,7

12,8

101,6

1,6

10,8

99,1

Воронежская область

22,7

19,9

84,3

1,8

16,7

82,7

Ивановская область

13,5

11,3

98,3

2,0

9,5

100,0

Калужская область

4,3

3,2

78,0

0,6

2,8

84,8

Костромская область

7,1

4,1

85,4

1,1

2,9

80,6

Курская область

8,4

7,9

92,9

1,3

6,6

95,7

Липецкая область

5,8

4,9

102,1

0,8

4,3

104,9

Московская область

28,3

21,5

80,5

0,6

18,8

81,7

Орловская область

5,6

5,2

91,2

1,2

4,7

90,4

Рязанская область

7,4

6,5

91,5

1,1

5,6

83,6

Смоленская область

6,0

4,8

96,0

0,9

4,2

93,3

Тамбовская область

12,3

11,4

75,0

2,1

10,3

79,2

Тверская область

6,8

5,1

85,0

0,7

4,4

83,0

Тульская область

7,0

6,3

88,7

0,8

5,8

90,6

Ярославская область

11,7

9,7

85,8

1,4

8,3

79,0

г.Москва

49,9

21,4

66,3

0,4

14,7

57,6

Северо-Западный федеральный округ

132,5

99,8

84,9

1,3

80,9

82,1

Республика Карелия

10,7

9,4

71,2

2,5

8,2

70,7

Республика Коми

14,5

12,7

91,4

2,3

10,3

87,3

Архангельская область

16,7

15,3

96,2

2,2

12,1

96,0

Ненецкий авт. округ

0,7

0,6

100,0

2,8

0,5

83,3

Вологодская область

10,9

9,8

86,0

1,5

8,5

85,0

Калининградская область

7,8

6,8

93,2

1,3

5,6

90,3

Ленинградская область

8,7

6,6

78,6

0,7

5,5

77,5

Мурманская область

15,4

13,9

84,2

2,7

10,8

83,7

Новгородская область

4,8

4,6

90,2

1,3

4,2

89,4

Псковская область

7,4

7,1

61,7

1,9

6,3

63,6

г.Санкт-Петербург

35,7

13,6

95,8

0,5

9,5

79,8

Южный федеральный округ

622,1

593,4

99,3

5,3

479,1

93,9

Республика Адыгея

8,6

8,3

90,2

3,9

6,8

91,9

Республика Дагестан

55,5

54,4

99,5

4,3

50,2

105,7

Республика Ингушетия

55,2

48,5

104,5

27,9

48,5

104,8

Кабардино-Балкарская Республика

37,3

35,8

105,6

8,5

33,5

119,6

Республика Калмыкия

5,1

5,0

92,6

3,4

4,3

82,7

Карачаево-Черкесская Республика

7,5

7,2

126,3

3,4

6,6

126,9

Республика Северная Осетия - Алания

17,2

17,1

133,6

5,2

13,9

126,4

Чеченская Республика

321,4

321,4

102,4

67,5

228,9

89,2

Краснодарский край

28,5

17,7

95,7

0,7

15,8

95,8

Ставропольский край

26,8

24,6

78,1

1,8

22,6

81,0

Астраханская область

9,6

8,0

61,5

1,5

7,6

59,8

Волгоградская область

21,5

18,9

87,1

1,4

15,8

89,3

Ростовская область

28,0

26,6

86,4

1,2

24,6

86,6

Приволжский федеральный округ

225,0

196,0

87,5

1,2

171,1

86,3

Республика Башкортостан

28,4

26,6

96,7

1,3

24,9

95,4

Республика Марий Эл

4,6

4,0

87,0

1,1

3,6

85,7

Республика Мордовия

5,8

5,4

87,1

1,2

4,6

82,1

Республика Татарстан

27,9

24,2

97,6

1,3

20,0

95,7

Удмуртская Республика

14,2

12,1

79,1

1,5

8,9

73,6

Чувашская Республика

10,8

9,9

85,3

1,4

8,1

78,6

Пермский край

31,7

22,5

114,8

1,6

19,3

107,8

Кировская область

15,5

12,6

64,6

1,6

11,6

70,3

Нижегородская область

12,5

10,2

78,5

0,6

9,1

79,1

Оренбургская область

9,7

8,9

76,7

0,8

8,4

76,4

Пензенская область

6,4

6,0

66,7

0,9

5,3

65,4

Самарская область

25,5

23,3

97,1

1,3

19,4

101,0

Саратовская область

19,6

18,8

85,8

1,4

17,4

84,1

Ульяновская область

12,5

11,5

74,7

1,7

10,5

73,4

Уральский федеральный округ

108,5

94,5

85,0

1,4

80,6

84,6

Курганская область

13,0

12,1

79,6

2,7

11,3

77,4

Свердловская область

39,0

30,7

94,2

1,3

26,4

93,6

Тюменская область

27,4

25,1

74,0

1,3

19,9

72,9

Ханты-Мансийский авт. округ - Югра

12,6

11,6

74,8

1,3

9,0

76,3

Ямало-Ненецкий авт. округ

5,7

5,0

76,9

1,5

3,8

76,0

Челябинская область

29,2

26,6

89,9

1,5

22,9

90,9

Сибирский федеральный округ

301,5

265,2

80,7

2,6

218,9

78,5

Республика Алтай

5,4

4,0

70,2

4,1

3,7

71,2

Республика Бурятия

10,6

9,6

56,5

2,1

8,3

50,9

Республика Тыва

11,8

10,7

89,2

8,3

9,0

90,0

Республика Хакасия

8,3

7,9

92,9

2,9

7,0

97,2

Алтайский край

66,7

61,0

78,9

4,7

45,8

77,2

Забайкальский край

14,9

14,1

88,7

2,7

12,1

89,6

Красноярский край

40,7

37,2

76,5

2,4

29,3

76,1

Иркутская область

37,4

26,1

80,8

1,9

23,6

84,3

Кемеровская область

44,5

38,8

93,0

2,6

32,8

80,6

Новосибирская область

25,4

21,5

87,4

1,5

19,6

89,5

Омская область

20,6

19,8

78,3

1,9

16,7

80,7

Томская область

15,3

14,6

74,1

2,6

11,1

69,8

Дальневосточный федеральный округ

122,2

113,3

89,9

3,2

88,5

90,6

Республика Саха (Якутия)

15,1

14,5

92,9

2,9

10,9

95,6

Камчатский край

8,2

7,4

93,7

3,5

6,1

91,0

Приморский край

36,4

33,5

80,1

3,0

26,6

78,9

Хабаровский край

27,1

24,7

92,5

3,2

18,3

90,6

Амурская область

23,5

22,3

104,7

5,1

17,9

116,2

Магаданская область

4,5

4,2

80,8

4,0

3,2

84,2

Сахалинская область

4,8

4,1

83,7

1,4

3,6

83,7

Еврейская авт.область

1,3

1,3

92,9

1,5

1,2

92,3

Чукотский авт.округ

1,3

1,2

85,7

3,7

0,8

80,0



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Формирование правового государства
Курсовая работа Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях
Курсовая работа Влияние процесса коммуникации на эффективность управления организацией
Курсовая работа Определение оценки рыночной стоимости объектов недвижимости
Курсовая работа Технологии создания базы данных в Access на примере биржи труда
Курсовая работа Экономические затраты и результаты деятельности фирмы
Курсовая работа Формирование ассортимента предприятия розничной торговли
Курсовая работа Анализ использования капитала предприятия
Курсовая работа Обеспечение материально-технического обеспечения предприятия
Курсовая работа Методика контроля знаний по русскому языку младших школьников
Курсовая работа Миграционная политика европейских стран в новой демогафической ситуации
Курсовая работа Грамматическая трансформация в переводе
Курсовая работа Нейронные сети
Курсовая работа Острый послеродовой эндометрит у коров
Курсовая работа Использование экономических методов в управлении торговым предприятием