2
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Доходы как основной источник финансирования деятельности торгового предприятия
операционными доходами,
внереализационными доходами,
доходами от участия в деятельности других предприятий; процентами к получению, чрезвычайными доходами (с 2000 по 2005 гг.). С 20 июля 2006 г. чрезвычайные доходы как обособленный вид прочих доходов не выделяется, а входит в состав внереализационных доходов.
В целях налогового учета доходы торгового предприятия подразделяются на два вида: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. Наглядно различие в составе доходов предприятия согласно бухгалтерскому и налоговому учетам представлено на рис.1.2. [30, с.6].
Состав операционных и внереализационных доходов отражен в ПБУ 9/99 "Доходы организаций", утвержденном приказом Министерства финансов РФ от 06.05.99. №32н [6, стр.21].
Согласно этому документу в состав операционных доходов включают:
поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;
поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;
поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
прибыль, полученную организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
Рис.1.2. Состав доходов предприятия торговли в соответствии с бухгалтерским и налоговым учетом.
проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за пользование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.
Первые три из указанных выше видов доходов включаются в состав определенных в случае, если они не являются основным предметом деятельности коммерческой организации
Операционные доходы отражаются по строкам 060, 080, и 090 формы №2 бухгалтерской отчетности.
Внереализационные доходы включают: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе, по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумму дооценки активов (за исключением внеоборотных активов); прочие внереализационные доходы.
Внереализационные доходы отражаются по строке 120 формы №2 бухгалтерской отчетности.
В целях налогового учета доходы торгового предприятия имеют несколько иной состав, который представлен в таблице 1.1. [30, с.6-7].
Таблица 1.1
Состав доходов предприятия для целей налогообложения
Вид доходов |
Состав доходов |
|
А |
Б |
|
1. Доходы от реализации |
От реализации товаров, работ, услуг; |
|
реализации имущества и имущественных прав |
||
2. Внереализа-ционные доходы |
От долевого участия в других организациях; |
|
операций купли-продажи иностранной валюты; возникает, когда курс продажи (покупки) выше (ниже) официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного ЦБ РФ на дату совершения сделки; |
||
в виде штрафов, пеней (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба; |
||
от сдачи имущества в аренду (субаренду); |
||
от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации; |
||
2. Внереализа-ционные доходы |
в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам; |
|
в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов; |
||
в виде безвозмездно полученного имущества или имущественных прав; |
||
Продолжение таблицы 1.1.
А |
Б |
|
2. Внереализа-ционные доходы |
в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе, а также в виде превышения стоимости возвращенного имущества, переданного налогоплательщиком в качестве вклада в простое товарищество при выходе налогоплательщика (правопреемника) из этого простого товарищества; |
|
в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде; |
||
в виде положительной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте; |
||
в виде положительной разницы, полученной от переоценки имущества, произведенной в целях доведения стоимости такого имущества до текущей рыночной цены в соответствии с законодательством РФ; |
||
в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств; |
||
в виде использования не по целевому назначению имущества (в т. ч. денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности; |
||
в виде полученных целевых средств, предназначенных для резервов по развитию и обеспечению функционирования и безопасности атомных электростанций, использованных не по целевому назначению; |
||
в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала (фонда) организации, если такое уменьшение осуществлено с одновременным отказом возврата стоимости соответствующей части взносов акционерам (участникам) организации; |
||
суммы кредиторской задолженности, списанные в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям; |
||
Несмотря на разницу в составе и формулировке доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете, формула прибыли является аналогичной в обоих учетах [24, с.437]. Так, валовая прибыль рассчитывается:
ВП = ВР - ПС, |
(1) |
|
где ВП - валовая прибыль, тыс. руб.;
ВР - выручка от продаж, тыс. руб.,
ПС - покупная стоимость реализованных товаров, тыс. руб.
Таким образом, на предприятиях торговли важнейшим показателем прибыли является валовая прибыль, которая представляет собой разность между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров.
Наибольший удельный вес доходов торгового предприятия имеют доходы от обычных видов деятельности, представляющие собой сумму реализованных торговых надбавок и характеризующиеся таким показателем, как валовая прибыль (строка 029 в форме №2 “Отчет о прибылях и убытках”).
По экономической сущности показатель “валовая прибыль” идентичен показателю “чистый валовой доход”. Валовой доход торговли - это показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению [24, с.423].
В торговых организациях выручка представляет собой продажную стоимость товаров, а затраты по их приобретению - покупную стоимость, таким образом, валовой доход определяется как разница между продажной и покупной стоимостью товаров, работ, услуг (см. рис.1.1).
Основным источником валовой прибыли в розничной торговле являются торговые надбавки, в оптовой - снабженческо-сбытовые надбавки [28, с.56].
Надбавки устанавливаются предприятием торговли самостоятельно в процентах к свободным отпускным ценам (в розничной торговле возможен случай определения торговой надбавки в процентах к цене закупки, если товар приобретен не у производителя, а через посредника) в зависимости от покупательского спроса, выраженного рыночными ценами на данный товар, себестоимости и издержек обращения этого товара.
Торговые надбавки (доход от торговой деятельности) используются предприятиями для возмещения издержек обращения и других затрат, связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности, и образования прибыли от реализации, вознаграждения за предпринимательскую деятельность.
Тем самым предприятия обеспечивают самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности и создают условия для самофинансирования в предстоящем периоде (создавая фонды развития материально-технической базы, пополняя собственные оборотные средства и т.п.).
Таким образом, распределение торговой надбавки коммерческого предприятия графически можно представить следующим образом (рис.1.3):
Рис.1.3. Распределение торговой надбавки предприятий торговли [9, с.39].
К обоснованию размера торговых надбавок предъявляются следующие требования. Они должны:
создавать условия для получения оптимального размера прибыли предприятия;
отражать специфику реализации отдельных товаров и их издержкоемкость;
стимулировать эффективное использование ресурсов предприятия;
учитывать пути товароснабжения и его звенность.
Сумма валовой прибыли рассчитывается несколькими способами [9, с.40].
I способ. Расчет размера валовой прибыли исходя из объема товарооборота в отпускных ценах и уровня торговых надбавок по отдельным товарным группам:
(5) |
||
где ВП - сумма реализованных торговых надбавок (валовой прибыли), тыс. руб.;
Тотпi - товарооборот в отпускных ценах по i товарной группе, тыс. руб.;
Утнi - уровень торговой надбавки по i товарной группе,%;
II способ. Расчет суммы валовой прибыли исходя из объема товарооборота в розничных ценах и уровня торговых надбавок по отдельным товарным группам:
(6) |
||
где Ррцi - товарооборот в розничных ценах по i товарной группе, тыс. руб.
III способ. Расчет валовой прибыли на основе товарооборота в розничных ценах и уровня реализованных торговых надбавок:
(7) |
||
где Уртнi - уровень реализованной торговой надбавки по i товарной группе,%.
IV способ. Определение валовой прибыли как разницы между выручкой от реализации товаров (работ, услуг) (Вр) и себестоимостью продажи товаров (Сп):
(8) |
||
Органы исполнительной власти на местах могут регулировать размеры торговых надбавок путем установления предельных надбавок, предельных уровней рентабельности, другими методами, а также принимать решения о самостоятельном установлении предприятиями торговли размеров торговых надбавок на реализуемые товары (продукцию). Конкретный метод расчета валовой прибыли торговое предприятие выбирает исходя из наличия необходимой для расчета информации и действующего на предприятии порядка учета и анализа товарооборота.
Помимо установления торговых надбавок, рассчитанных на покрытие затрат и получения дохода, собственник предприятия использует и другой, очень важный источник получения дохода - экономия на трудовых ресурсах.
Никакой другой вид ресурса не позволяет сэкономить: существует определенный оптимальный размер материальных ресурсов, необходимый для производства и реализации одной единицы товара, определенное необходимое количество основных фондов, стоимость которых определяется рыночным путем, на стыке интересов спроса и предложения. Невозможно снизить планку расходования данных видов ресурсов, не снизив объем товарооборота или качества реализуемой продукции.
В марксистской теории прибавочной стоимости говорится, что труд - это единственный товар, стоимость которого выше затрат на его приобретение [9, с.45].
Доход, получаемый предпринимателем от продажи произведенного изделия, составляет реальную стоимость труда. Те средства, которые поступают к рабочему в виде заработной платы, покрывают лишь часть затрат на воспроизводство рабочей силы.
Достаточно трудно оценить реальную стоимость трудовых ресурсов. Работники предприятия исходят из своего прожиточного минимума, из уровня своих потребностей, которые гораздо ниже дохода, получаемого предприятием от использования их труда.
В этот момент капиталист извлекает прибавочную стоимость, то есть разницу между издержками производства рабочей силы и ее реальной стоимостью. Это и является главным источником прибыли.
2. Анализ формирования доходов торгового предприятия
Показатели |
Ед. изм. |
2005 |
2006 |
Отклонение (+; -) |
Темп изменения,% |
|
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1. Оборот розничной торговли |
тыс. руб. |
772 |
1716 |
944 |
222,3 |
|
2. Торговая площадь |
м2 |
137 |
137 |
- |
100,0 |
|
3. Оборот на 1 м2 торговой площади |
тыс. руб. /м2 |
5,6 |
12,5 |
6,9 |
223,2 |
|
4. Численность работников всего |
чел. |
7 |
12 |
5 |
171,4 |
|
В т. ч. работников ТОП |
чел. |
4 |
9 |
5 |
225,0 |
|
5. Производительность труда одного среднесписочного работника |
тыс. руб. / чел |
110,3 |
143,0 |
32,7 |
129,6 |
|
в т. ч. ТОП |
193,0 |
190,7 |
-2,3 |
98,8 |
||
6. Фонд заработной платы - сумма |
тыс. руб. |
107 |
152 |
45 |
142,1 |
|
7. Уровень фонда заработной платы |
% |
13,9 |
8,9 |
-5,0 |
х |
|
Продолжение таблицы 2.1.
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
8. Среднегодовая заработная плата одного работника |
тыс. руб. |
15,3 |
12,7 |
-2,6 |
83,0 |
|
9. Себестоимость проданных товаров |
тыс. руб. |
502 |
1438 |
936 |
286,5 |
|
10. Валовая прибыль - сумма |
тыс. руб. |
270 |
278 |
8 |
102,9 |
|
- уровень,% |
% |
35,0 |
16,2 |
-18,8 |
х |
|
11. Издержки обращения - сумма |
тыс. руб. |
212 |
219 |
7 |
103,3 |
|
- уровень,% |
% |
27,5 |
12,8 |
-14,7 |
х |
|
12. Прибыль (убыток) от продаж -сумма |
тыс. руб. |
58 |
59 |
1 |
101,7 |
|
- рентабельность продаж,% |
% |
7,513 |
3,438 |
-4,075 |
х |
|
13. Проценты к уплате |
тыс. руб. |
- |
4 |
4 |
х |
|
14. Прочие операционные доходы |
тыс. руб. |
- |
48 |
48 |
х |
|
15. Прочие операционные расходы |
тыс. руб. |
3 |
54 |
51 |
х |
|
16. Внереализационные доходы |
тыс. руб. |
- |
44 |
44 |
х |
|
17. Внереализационные расходы |
тыс. руб. |
- |
2 |
2 |
х |
|
18. Прибыль (убыток) до налогообложения - сумма |
тыс. руб. |
55 |
91 |
36 |
165,5 |
|
- рентабельность продаж |
% |
7,124 |
5,303 |
-1,821 |
х |
|
19. Единый налог на вмененный доход |
тыс. руб. |
36,0 |
36,0 |
- |
100,0 |
|
20. Чистая (нераспределенная) прибыль |
||||||
- сумма |
тыс. руб. |
19 |
55 |
36,0 |
189,5 |
|
- рентабельность деятельности |
% |
2,46 |
3,21 |
0,75 |
х |
|
21. Среднегодовая стоимость оборотных средств |
тыс. руб. |
1426 |
2728 |
1302 |
191,0 |
|
Проведенный анализ показал, что в 2006 году оборот розничной торговли составил 1716 тыс. руб., что на 944 тыс. руб. или на 222,3% больше, чем в аналогичном периоде 2005 года. В результате нагрузка на 1 кв. м. торговой площади увеличилась 6,9 тыс. руб. / кв. м. или на 123,2% (223,2 - 100,0). То есть ООО "Спорт - тайм" в 2006 году эффективнее стало использовать торговую площадь (капитальный ресурс), чем в прошлом году.
Основным показателем эффективности использования трудовых ресурсов является производительность труда. В целом по предприятию она увеличилась на 29,6% (129,6-100,0). Однако, анализируя деятельность торгово-оперативного персонала, становится ясным, что эффективность их труда в 2006 году снизилась на 1,2% (98,8-100,0), что оценивается негативно.
Негативным моментом деятельности ООО "Спорт - тайм" в 2006 году является опережающий темп роста себестоимости (покупной стоимости) товаров над темпом роста оборота розничной торговли (продажной стоимости товаров). В результате уровень валовой прибыли (основного источника дохода) снизился на 18,8%.
К положительному моменту следует отнести относительную экономию расходов на продажу на 14,7%. Однако положительное влияние данного фактора не перекрыло отрицательное влияние снижения уровня валовой прибыли, в результате рентабельность продаж (которая характеризует эффективность основной деятельности) снизилась на 4,075%.
В отличие от основной деятельности, прочую деятельность ООО "Спорт - тайм" в 2006 году можно оценить положительно, так как за счет дохода от прочей операционной и внереализационной деятельности предприятие получило доход, увеличивший прибыль до налогообложения на 36 тыс. руб. или на 65,5%. При неизменном едином налоге на вмененный доход (так как не изменилась торговая площадь и значения коэффициентов к1, к2, к3, используемые при расчете единого налога) чистая прибыль увеличилась также на 36,0 тыс. руб. или на 89,5%. В результате рентабельность деятельности увеличилась на 30,5%, что оценивается положительно.
Таким образом, деятельность всего предприятия в 2006 году является лишь удовлетворительной.
Показатели |
2005 год |
2006 год |
Отклонение (+; -) по |
Темп изменения,% |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сумма, тыс. руб. |
удельный вес,% |
сумма, тыс. руб. |
удельный вес,% |
сумме, тыс. руб. |
удельному весу,% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доходы предприятия, всего, в том числе:
Проведенный анализ состава доходов свидетельствует об улучшении результатов деятельности предприятия в отчетном году по сравнению с предшествующим, что выразилось в приросте суммы реализованных торговых надбавок на 8 тыс. руб. (или в относительном выражении - на 3,0%). Кроме того, положительной оценки заслуживает увеличение прочих операционных доходов в размере 48,00 тыс. руб. и прочих внереализационных доходов - за анализируемый период их величина выросла на 44 тыс. руб. Анализируя структуру доходов предприятия, следует отметить, что на 75,1% доходы предприятия сформированы за счет доходов от основной деятельности. Однако в динамике наблюдается постепенное снижение их удельного веса (так, за анализируемый период он снизился на 24,9%). Это объясняется тем, что ООО "Спорт - тайм" активировало свою прочую деятельность. В целом изменение динамики доходов предприятия можно оценить условно с положительной стороны, так как рост сумм такого основного источника доходов торгового предприятия, как реализованные торговые надбавки, оценивается положительно. Однако необходимо провести дополнительный анализ валовой прибыли, свидетельствующей об изменении эффективности торговой деятельности предприятия. Доходы от основной деятельности в рыночных условиях хозяйствования являются основным источником финансирования деятельности предприятия, так как преимущественно за счет них формируется прибыль. Являясь источником формирования различных видов прибыли, они в результате являются источником воспроизводственного и инвестиционного процесса на предприятии, поэтому каждое предприятие должно оценивать сложившеюся тенденцию их изменения и, в случае негативной тенденции, принимать ряд мер по устранению причин, вызвавших данную тенденцию. Таким образом, анализ динамики дохода от основной деятельности торгового предприятия, то есть анализ валовой прибыли, имеет немаловажное значение. При этом, для того чтобы дать экономически обоснованную оценку сложившейся тенденции, необходимо уделить внимание не только абсолютному значению валовой прибыли, но и относительной величине интенсивности - уровню валовой прибыли. Анализ динамики валовой прибыли ООО "Спорт - тайм" за 2004-2006 гг по сумме и уровню представлен в таблице 2.3. Таблица 2.3 Анализ динамики валовой прибыли ООО "Спорт - тайм" за 2005-2006 гг
Проведенный анализ динамики валовой прибыли по сумме и структуре показал, что в 2006 году валовая прибыль ООО "Спорт - тайм" составила 278,0 тыс. руб. По сравнению с прошлым годом она увеличилась на 8,0 тыс. руб. или на 3,0%. По сравнению с 2004 годом она увеличилась на 97,0 тыс. руб. или на 53,6%. Однако превышение темпов роста оборота розничной торговли по сравнению с валовой прибылью привело к снижению уровня валовой прибыли за анализируемый период на 18,8% (при базе сравнения - 2005г) или на 19,9% (при базе сравнения - 2004г), что крайне негативно характеризует результаты деятельности предприятия. О сложившейся негативной тенденции развития дохода от основной деятельности организации свидетельствует также тот факт, что в 2005 году валовая прибыль выросла на 89,0 тыс. руб. или на 49,1% по сравнению с 2004 годом, а уровень валовой прибыли снизился лишь на 1,1%. Наглядно сложившуюся тенденцию можно проследить на рисунках 2.2. и 2.3. Рис.2.2. Динамика дохода от основной деятельности ООО "Спорт - тайм" за 2004-2005 годы по сумме. Рис.2.3. Динамика дохода от основной деятельности ООО "Спорт - тайм" за 2004-2006 годы по уровню По рисункам 9 и 10 видно, что несмотря на рост суммы валовой прибыли, ее уровень снижается в динамике. Таким образом, деятельность ООО "Спорт - тайм" следует оценить неудовлетворительно. На следующем этапе анализа основного вида дохода исследуемого предприятия необходимо проанализировать изменения валовой прибыли по товарным группам (табл.2.4). Таблица 2.4 Анализ структуры валовой прибыли ООО "Спорт - тайм" за 2005-2006гг
Проведенный анализ показал, что в 2006 году сумма валовой прибыли в целом по организации была получена от реализации спортивной одежды (сумма валовой прибыли по данной группе составила 150 тыс. руб. при суммарной 278,0 тыс. руб). Это связано с тем, что в отчетном году увеличился оборот розничной торговли спортивной одеждой по сравнению с другими товарными группами (с 300 тыс. руб. до 1000 тыс. руб). В связи с тем, что валовая прибыль про сравнению с оборотом розничной торговли увеличилась незначительно, уровень валовой прибыли снизился на 15%. В это время увеличение продаж спортивных товаров было относительно незначительным (с 450 тыс. руб. до 700 тыс. руб), по которым уровень валовой прибыли - максимальный по сравнению с остальными группами товаров (18,0%), в результате потери прибыли составили 45 тыс. руб., а уровень валовой прибыли по данной группе снизился на 21%. Что касается прочего инвентаря, то по ним также темп роста оборота розничной торговли опередил темп роста валовой прибыли, о чем свидетельствует снижение уровня валовой прибыли по данной группе товаров (на 18%) по сравнению с 2005 годом. В результате потери прибыли составили 4 тыс. руб. Таким образом, сложившуюся тенденцию изменения валовой прибыли следует оценить отрицательно, так как по каждой группе товаров и в целом по организации уровень валовой прибыли снизился в среднем на 18,8% Для выявления факторов, обусловивших негативную тенденцию изменения валовой прибыли, необходимо провести факторный анализ. Ранее было сказано, что на сумму валовой прибыли оказывают влияние оборот розничной торговли, уровень валовой прибыли, в том числе структура оборота розничной торговли. Расчет влияния двух первых факторов представлен в таблице 2.5. Таблица 2.5 Расчет влияния факторов на изменение суммы валовой прибыли по ООО "Спорт - тайм" за 2005-2006 гг.
Проведенный анализ показал, что 2006 году валовая прибыль увеличилась на 3%. При этом рост оборота розничной торговли на 944,0 тыс. руб. обусловил ее рост на 330,1 тыс. руб. Однако в 2006 году значительно снизился уровень валовой прибыли (на 18,77%), в результате сумма валовой прибыли снизилась на 322,1 тыс. руб. Таким образом, положительное влияние роста оборота розничной торговли перекрылось негативным влиянием снижения уровня валовой прибыли и сумма валовой прибыли увеличилась лишь на 8,0 тыс. руб., что оценивается негативно. На сумму валовой прибыли также влияет структура оборота розничной торговли. Расчет влияния данного фактора представлен в таблице 2.6 Таблица 2.6 Расчет влияния изменения структуры оборота розничной торговли на сумму валовой прибыли ООО "Спорт - тайм" за 2005-2006гг,%
На основе проведенных расчетов процентных чисел определим изменение уровня и суммы валовой прибыли за счет изменения структуры товарооборота:
Результаты проведенного анализа позволяют констатировать факт того, что изменение, произошедшее в структуре реализации товаров, за отчетный период, а именно - снижение доли реализации спортивных товаров на 17,5%, которые имели наибольший уровень валовой прибыли = 39,0%, оказало негативное влияние на сумму и средний уровень валовой прибыли организации. Сумма валовой прибыли сократилась на 23,0 тыс. руб., а уровень валовой прибыли - на 1,34%. Для наглядности результаты расчета влияния всех факторов (изменение объема и структуры товарооборота, уровня валовой прибыли) обобщены в сводной таблице 2.7. Таблица 2.7 Анализ влияния отдельных факторов на сумма валовой прибыли ООО "Спорт - тайм" в 2006 году по сравнению с 2005г.
Как видно по данным таблицы 2.7, положительное влияние на увеличение валовой прибыли за анализируемый период оказал рост объема реализации: за счет данного фактора сумма валовой прибыли увеличилась на 330,4 тыс. руб. Такую величину дохода могло получить предприятие, если бы не снизился уровень валовой прибыли. Снижение уровня валовой прибыли на 18,77% привело к уменьшению суммы валовой прибыли на 322,1тыс. руб. Уменьшение в структуре оборота розничной торговли доли товарных групп с более высоким уровнем торговых надбавок (спортивных товаров) повлекло снижение среднего уровня валовой прибыли на 23,0 тыс. руб. Таким образом, потенциальная сумма валовой прибыли была значительно занижена, что оценивается негативно. Последним этапом анализа доходов предприятия является оценка эффективности использования доходов предприятия. Данному анализу посвящена глава 3. 3. Оценка эффективности использования доходов торгового предприятия 3.1. Оценка эффективности использования доходов ООО "Спорт - тайм"Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходов государства в целом. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производство, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. Экономически обоснованная система распределения прибыли должна в первую очередь гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятия.В процессе распределения прибыли корректируется валовой доход. Он уменьшается на сумму коммерческих и управленческих расходов, на сумму процентов, уплаченных организацией по облигациям, акциям, за предоставление организации займов, за расчетно-кассовое обслуживание банку, на сумму затрат, связанных с арендой или продажей ценностей (услуги ЖКХ, консультационные, комиссионные услуги, услуги по рекламе, транспортные расходы). Затем валовой доход уменьшается на сумму дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности (три года) и которая в результате списана в убыток, на сумму убытков прошлых лет, выявленных в отчетном периоде, на сумму штрафов, пеней, неустоек по хозяйственным договорам и другие.Оставшаяся после этих корректировок валовая прибыль является объектом налогообложения и именуется налогооблагаемой прибылью (прибылью до налогообложения). С этой прибыли уплачивается в бюджет налог на прибыль (при обычной системе налогообложения) либо единый налог на вмененный доход (если предприятие использует специальный налоговый режим). После уплаты налога остается так называемая чистая прибыль. Эта прибыль находится в полном распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют право вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает потребность расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль предприятий направляется на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедрению новой техники, на совершенствование технологии и организации производства, на модернизацию оборудования, улучшение качества продукции, техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства (для производственных предприятий).В торговых организациях чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств, на приобретение основных средств.Наряду с финансированием дальнейшего развития предприятия, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленных законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, производятся расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам.Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда своих работников.Особое значение имеет направление чистой прибыли на выплату дивидендов по акциям. При этом следует заметить, что для акционерных обществ направление чистой прибыли является важнейшей проблемой их политики и стратегии. От размера дивидендов зависят курс акций данной фирмы, объем и возможные изменения собственного капитала, необходимость привлечения внешних источников.Учитывая, что выплата дивидендов уменьшает сумму прибыли, которая может быть направлена в инвестиции, дивидендная политика влияет на финансовое состояние фирмы. Политика выплаты дивидендов определяется многими факторами. Это и размер предприятия, его положение на финансовом рынке, и уровень рентабельности, величина кредиторской задолженности и др. Дивидендный доход влияет на оценку деятельности предприятия со стороны других акционеров.В силу изложенного решение о направлении чистой прибыли на выплату дивидендов принимается общим собранием акционеров.Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного, социального развития и материального поощрения работников, но и в случае нарушения предприятием действующего законодательства - источником уплаты штрафов, пеней и санкций в бюджет.В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, - потерей доходов от предпринимательской деятельности. Поэтому при использовании чистой прибыли предприятие вправе создавать финансовый резерв, то есть рисковый фонд. Размер этого резерва должен составлять не менее 15% уставного капитала. Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее%% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков, финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, на разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, на другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием предприятия.Кроме того, с расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды.Таким образом, наличие валового дохода способствует достижению основной цели предпринимательской деятельности коммерческих организаций - получение прибыли. В свою очередь, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятий и организаций при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения коммерческой деятельности.Из выше изложенного, можно сделать вывод, что очень важно на начальных этапах использования валового дохода оценить эффективность данного мероприятия, то есть оценить, насколько эффективно используются средства предприятия.Оценку эффективности использования доходов предприятия осуществляют на основе таблицы следующего вида:Таблица 3.1Анализ распределения доходов ООО "Спорт - тайм" за 2005-2006гг
Продолжение таблицы 3.1.
Как видно по данным таблицы 3.1, основная часть доходов торгового предприятия (более 50%) идет на покрытие расходов от реализации товаров, т.е. издержек обращения. Незначительные удельные веса в распределении общей суммы доходов предприятия занимают прочие расходы: проценты к уплате (около 4%), внереализационные расходы (2%), уплата налогов (9,7%), операционные расходы 14,6%). После покрытия всех расходов оставшаяся часть доходов торгового предприятия идет на формирование чистой прибыли, доля которой в общей величине доходов в анализируемом предприятии составляет от 7,1 до 14,9%. В части распределения доходов деятельность ООО "Спорт - тайм" следует оценить положительно, так как в 2006 году выросла доля доходов, идущая на формирование чистой прибыли - основной цели деятельности коммерческого предприятия. На основе проведенного анализа доходов ООО "Спорт - тайм" необходимо выявить пути повышения доходности, учитывая отрицательные стороны деятельности предприятия. 3.2. Пути повышения доходности торгового предприятияС целью улучшения своей деятельности за счет вовлечения в оборот предприятия выявленных в ходе анализа внутренних резервов роста доходов предприятия руководству необходимо осуществить следующие мероприятия:1) резервом роста доходов предприятия является рост уровня валовой прибыли. Таким образом, ООО "Спорт - тайм" необходимо увеличить размер торговой наценки, предварительно исследовав ценовую политику конкурентов. Уровень торговой набавки не должен превышать ее уровень у конкурентов.2) в связи с тем, что производительность труда торгово-оперативного персонала снизилась в отчетном периоде, необходимо поставить в зависимость размер заработной платы от результатов деятельности каждого конкретного работника (придерживаться оптимального соотношения прироста 1% производительности труда к 0,7-0,8% прироста заработной платы); при необходимости оптимизировать штатное расписание;3) так как в отчетном году значительно увеличилась себестоимость реализованных товаров, необходимо заключить договор с поставщиком на более выгодных условиях или сменить поставщика, который будет поставлять товар, не уступающий по качеству товарам конкурентов, но по более низким ценам;4) значительные потери валовой прибыли были обусловлены изменениями в структуре оборота розничной торговли, поэтому необходимо обратить внимание на реализацию спортивных товаров, имеющих наибольший уровень валовой прибыли, в частности расширить их ассортимент в соответствии с запросами покупателей; провести грамотную рекламную политику либо обеспечить проведение распродаж по недостаточно ходовым товарам;5) значительная часть доходов (более 50%) идет на покрытие издержек обращения, поэтому одним из путей повышения конечной прибыли является относительная экономия расходов на продажу товаров, для этого необходимо обратить внимание на такую статью расходов, как расходы на оплату труда;6) обратить особое внимание на формирование прочих расходов на продажу, стремясь к их минимизации;7) улучшить организацию труда на базе комплексной рационализации торгово-технологического процесса;8) и другие.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенный анализ показал, что оборот розничной торговли в 2006 году составил 1716 тыс. руб. По сравнению с 2005 годом он вырос на 944,0 тыс. руб. или на 122,3%.В сопоставимых ценах 2004 года оборот розничной торговли увеличился на 951,0 тыс. руб. или на 189,4% (289,4 - 100,0), а по сравнению с 2005 годом - на 758,8 тыс. руб. или на 109,3% (209,3 - 100,0).При этом эффективность использования капитальных ресурсов увеличилась (оборот на 1 кв. м. торговой площади увеличилась на 6,9 тыс. руб. /кв. м), трудовых ресурсов снизилась (производительность труда торгово-оперативного персонала снизилась на 1,2%), фонд заработной платы необоснованно увеличился до 252 тыс. руб., эффективность основной деятельности снизилась (рентабельность продаж сократилась на 4,07%), активизировалась внереализационная деятельность, в результате повысилась эффективность всей деятельности в целом (рентабельность деятельности увеличилась на 30,5%). Негативным моментом является снижение уровня основного источника дохода - валовой прибыли на 18,8%. Положительным - снижение уровня расходов на продажу на 14,7%.Балансовая прибыль в отчетном году выросла на 65,45%, при этом она выросла главным образом (64,8%) за счет прибыли от основной деятельности. При этом наблюдается снижение ее доли в динамике (-35,2%), за счет увеличения доли внереализационных доходов.Данная тенденция оценивается крайне негативно, так как внереализационный результат является внеплановым, его размер, как правило, не зависит от деятельности предприятия. Положительным моментом служит, что он представлен в виде дохода, а не расхода.Анализируя изменения валовой прибыли, можно констатировать факт, что снижение уровня валовой прибыли произошло из-за изменения в структуре товарооборота, а именно - снижение доли реализации спортивных товаров на 17,5%, которые имели наибольший уровень валовой прибыли = 39,0%, оказало негативное влияние на сумму и средний уровень валовой прибыли организации. Сумма валовой прибыли сократилась на 23,0 тыс. руб., а уровень валовой прибыли - на 1,43%.Помимо структуры товарооборота на сумму валовой прибыли оказывают влияние объем оборота розничной торговли и средний уровень валовой прибыли.Результат анализа показал, что из-за роста оборота розничной торговли предприятие "Спорт - тайм" потенциально могло получить прирост валовой прибыли в размере 330,4 тыс. руб. На деле же валовая прибыль снизилась на 8 тыс. руб. На данную тенденцию повлияло снижение уровня валовой прибыли на 18,77% (таблица 2.3.1), в результате сумма валовой прибыли снизилась на 322,1 тыс. руб., что оценивается крайне негативно.Обобщая полученные результаты проведенного анализа финансовой деятельности ООО "Спорт - тайм", можно сделать вывод о том, что предприятие в 2006 году сработало лишь удовлетворительно.Для увеличения доходности своей деятельности предприятию необходимо осуществить ряд мероприятий, рекомендованных в параграфе 3.2.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКРоссийская Федерация. Министерство налогов и сборов. О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах: федер. закон от 24.07. 2002. - № 110 - ФЗ (в ред.31.12. 2002) // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст.3021; 2003. - №1. - Ст.6. Российская Федерация. Министерство налогов и сборов. О внесении изменений и дополнений в гл.22, 24, 25, 262, 263 и 27 части второй НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ: Федеральный закон от 31.12. 2002 // офиц. документы. - 2003. - № 1. - Ст.6 “Экономика и жизнь”. - 2003. - № 2. - С.7-10. Российская Федерация. Министерство финансов. Положение по бухгалтерскому учету “Учет расчетов по налогу на прибыль” ПБУ 18/02: утв. приказом М-ва финансов РФ от 19.11.02. - №114н // Офиц. документы. - 2003. - С. 20-21. Российская Федерация. Министерство налогов и сборов. О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон Российской Федерации “О введении в ч.1 в Гражданский кодекс РФ”: федер. закон от 16 апр. 2001 г. // Собр. законодательства РФ, 2001. - № 17. - Ст.1644. Российская Федерация. Министерство налогов и сборов. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Российской Федерации “О введении в действие части второй налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”: федер. закон от 24 марта 2001 г. - № 33. - ФЗ // Финанс. газ. - 2001. - № 14. - С.1-2,4. Российская Федерация. Министерство финансов. Положение по бухгалтерскому учету “Доходы организации” БПУ 9/99. Утв. приказом Минфина России от 6.05.99. - 32н // Экономика и жизнь. - 1999. - № 24. - С.21. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс РФ: Принят Государственной Думой 16.07. 1998 г. Одобрен Советом Федерации 17.07.98 г. // Собр. законодательства РФ, 1998. - № 31. - Ст.3824. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: учеб. пособие / М.С. Абрютина. - М.: Дело и сервис. - 2000. - 512 с. Александров Ю.Л. Экономика предприятия торговли: учеб. пособие для вузов. в 2 ч. / Ю.Л. Александров, Э.А. Батраева, И.В. Петрученя и др. - Красноярск, 2002. - 170 с. Александров Ю.Л. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие. Ч.1 / Ю.Л. Александров, Э.А. Батраева, И.В. Петрученя, и др.; Краснояр. гос. торг-эконо. ин-т. - Красноярск, 2002. - 258 с. Александров Ю.Л. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие. Ч.2 / Ю.Л. Александров, Э.А. Батраева, И.В. Петрученя, и др.; Краснояр. гос. торг-эконо. ин-т. - Красноярск, 2002. - 171 с. Баканов М.И. Экономический анализ в торговле / М.И. Баканов. - М.: Экономика, 1990. - 348 с. Валевич Р.П. Экономика торгового предприятия / Р.П. Валевич, Г.А. Давыдова. - Минск: Вышейш. шк., 1996. - 367 с. Вахрин П.И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях: учеб. пособие для вузов / П.И. Вахрин. - М.: Маркетинг, 2001. - 320 с. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анкализ финансовой отчетности: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2005. -368с. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. / Л.И. Кравченко. - Минск: Вышейш. шк., 2000. Патров В.В. Комментарий к ПБУ 18/02 “Учет расчетов по налогу на прибыль” / В.В. Патров, М. Семенова // Бух. учет. - 2003. - № 5. - С.4-9. Терещенко Н.Н. Анализ и экономическое обоснование основных показателей деятельности торгового предприятия: расчетно-аналитич. работа / Н.Н. Терещенко; Краснояр. гос. торг-экон. ин-т. - Красноярск, 2003. - 76 с. Терещенко Н.Н. Планирование деятельности торгового предприятия: учеб. пособие / Н.Н. Терещенко; Краснояр. гос. торг-эконо. ин-т. - Красноярск, 2001. - 112 с. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. д. э. н., проф. А.М. Ковалевой. -М.: ИНФРА-М, 2004. -284с. Цены и ценообразование: Учебник для вузов/ Под ред. И.К. Салижманова. -М.: ЗАО "Финстатинформ", 1999. -304с. Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. М.И. Баканова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -686с. Чечевицина Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Л.Н. Чечевицина, Н.Н. Чуев. - 2-е изд. - М.: Маркетинг, 2002. - 352 с. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учеб. пособие / под общ. ред.А.Н. Соломатина. - М.: Инфра-М, 2000. - 295 с. Экономика организации (предприятия): учебник / под ред. К.А. Раицкого. - М.: Дашков и Ко, 2003 г. - 1012 с. Экономика предприятия (фирмы): учебник для вузов / О.И. Волков, О.В. Девяткин, Н.Б. Акуленко и др.; под ред.О.И. Волкова, О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 601 с. Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. К.А. Раицкого. - 2-е изд. - М.: Маркетинг, 2000. - 696 с. Экономика торгового предприятия: рабочая программа / Н.Н. Терещенко, И.В. Петрученя, А.М. Смирнова, Краснояр. гос. торг-эконо. ин-т. - Красноярск, 2001. - 40 с. Экономика торгового предприятия: Методические рекомендации к выполнению курсовой работы для студентов специальностей 060800 “Экономика и управление на предприятии торговли и общественного питания” и 061400 “Коммерция” (351300 “Торговое дело”) всех форм обучения. - Красноярск: РИО КГПУ, 2002. - 68с. Экономический анализ: учебник для вузов / Л.Т. Гиляровская, Г.В. Корнякова, Н.С. Пласкова и др.; под ред. Л.Т. Гиляровской. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 527 с. Юров В.Ф. Прибыль в розничной экономике: вопросы теории и практики / В.Ф. Юров. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 144 с. Приложение 1к приказу Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н (с учетом приказа Госкомстата РФ и Минфина РФ от 14 ноября 2003 г. № 475/102н)Отчет о прибылях и убытках
Форма 0710002 с.2 Расшифровка отдельных прибылей и убытков
Приложение 2к приказу Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н (с учетом приказа Госкомстата РФ и Минфина РФ от 14 ноября 2003 г. № 475/102н)Отчет о прибылях и убытках
Форма 0710002 с.2 Расшифровка отдельных прибылей и убытков
|
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |