38
СОДЕРЖАНИЕ
2005 |
2006 |
2007 |
|||||
млрд. руб. |
% к итогу |
млрд. руб. |
% к итогу |
млрд. руб. |
% к итогу |
||
Налоговые доходы |
644,96 |
54,78 |
559,88 |
46,64 |
671,86 |
46,64 |
|
Неналоговые доходы |
22,78 |
1,93 |
41,41 |
3,45 |
49,69 |
3,45 |
|
Безвозмездные поступления |
509,63 |
43,29 |
599,09 |
49,91 |
718,91 |
49,91 |
|
Всего доходов |
1177,38 |
100,00 |
1200,38 |
100,00 |
1440,46 |
100,00 |
|
Расходы Пенсионного фонда РФ по обязательно-му пенсионному страхованию |
959,12 |
85,23 |
1010,12 |
93,40 |
1212,15 |
93,40 |
|
Выплата пенсий, финан-сируемых за счет средств федерального бюджета |
62,21 |
5,53 |
68,69 |
6,35 |
82,43 |
6,35 |
|
Выплата пенсий, назна-ченных досрочно гражданам, признанным безработными, пособий |
0,84 |
0,07 |
0,90 |
0,08 |
1,08 |
0,08 |
|
2005 |
2006 |
2007 |
|||||
млрд. руб. |
% к итогу |
млрд. руб. |
% к итогу |
млрд. руб. |
% к итогу |
||
Расходы Пенсионного фонда РФ на дополнитель-ное пенсионное обеспечение |
1,79 |
0,16 |
1,76 |
0,16 |
2,11 |
0,16 |
|
Расходы на осуществле-ние ежемесячной денеж-ной выплаты отдельным категориям граждан |
99,76 |
8,87 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Расходы на мероприятия, связанные с праздно-ванием 60-летия Победы в Великой Отечественной войне |
1,58 |
0,14 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Социальная поддержка Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистическо-го Труда и полных кавале-ров ордена Трудовой Славы |
0,01 |
100,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Всего расходов |
1125,31 |
100,00 |
1081,48 |
100,00 |
1297,77 |
100,00 |
|
3. Помимо базовых, во Франции действуют обязательные режимы пенсионного обеспечения, большая часть которых сосредоточена в рамках АРРКО - для всех категорий трудящихся и АЖИРК - для административно-управленческих кадров.
4. Обязательные базовые режимы для работников, не относящихся к категории лиц наемного труда, действуют под эгидой отраслевых национальных касс по выплате пенсий. Размеры взносов определяются в каждой отраслевой кассе специальными соглашениями.
5. Во Франции в последнее время начинают использоваться и различного рода добровольные режимы: в рамках отдельных предприятий, отраслевых пенсионных касс, страховых компаний, касс взаимопомощи и т.д., которые являются первыми ростками новой для Франции, но, преобладающей, например, в США и Великобритании, либеральной модели пенсионного обеспечения. В этом случае действует так называемый «страховой принцип», в соответствии с которым работающие в течение всей трудовой жизни вносят средства в частные пенсионные фонды или страховые компании, а по достижении пенсионного возраста получают от них пособия.
Опыт Франции в области пенсионного обеспечения позволяет извлечь полезный урок: любое механическое заимствование моделей социальной защиты населения, даже хорошо зарекомендовавших себя в других странах, без учета конкретных социально-экономических и политических условий нежелательно и невозможно. Если даже Франция с ее достаточно устойчивой экономикой и развитой инфраструктурой считает для себя не приемлемым поспешное реформирование пенсионной системы, то тем более осмотрительной и взвешенной должна быть политика российских властей в области социального реформирования, в том числе и пенсионного обеспечения.
Пенсионное обеспечение - одна из серьезнейших проблем, которые постоянно находятся в поле зрения правительства любой из развитых стран. Обострение внимания к этому аспекту социальной политики связано с общими для большинства государств причинами: демографическими изменениями, выражающимися в увеличении продолжительности жизни и постарении населения; ростом «пенсионной нагрузки» на работающее население, которая подошла во многих случаях к грани, за которой любая экономическая деятельность становится нецелесообразной, расширением теневого рынка труда, занятые в котором, по сути дела, являются иждивенцами во всяком государстве.
Существующая система тарифов пенсионного страхования по старости, инвалидности и потери кормильца, по мнению законодателей различных развитых стран, не отвечает требованиям современного развития социального страхования и обеспечения.
Реформы пенсионных систем уже начались в Германии, США, Италии, Франции, Японии, Венгрии, Польше, Чехии. Они сводятся к различным комбинациям следующих мер:
плавное повышение пенсионного возраста;
снижение размеров отдельных видов пенсий;
увеличение размеров страховых взносов и периодов страхования;
обособление институтов социального страхования социальной помощи;
ограничение практики досрочного выхода.
В отличие от России, практически во всех странах Западной Европы, в США, Японии, Австралии широко действуют негосударственные социальные фонды, которые помогают полнее охватить различные слои населения при осуществлении, пенсионного, медицинского, социального страхования и обеспечения. На наш взгляд, причиной этому является принятая там нормативная база, создавшая благоприятные предпосылки становления и развития данных фондов.
Принципы формирования пенсионного фонда в России и за рубежом во многом отличаются друг от друга. Сумма взносов работников на пенсионное страхование в России является самой низкой (1% от ФОТ) в сравнении с платежами, уплачиваемыми застрахованными лицами в странах рыночной экономики. Вместе с тем, для российских работодателей тариф пенсионного страхования с 1 января 2005 года установлен в размере 20% от ФОТ, что ставит Россию по этому показателю на первую позицию по отношению ко всем развитым странам мира. Однако такие результаты, исходя из российской действительности, не способствуют, на наш взгляд, ни достойной социальной поддержке населению ни столь важному сейчас снижению налогового бремени предприятиям.
2.2. Недостатки и пути улучшения пенсионного обеспечения в России
В настоящее время государственная пенсионная система РФ переживает кризис, который находит отражение в мини-мальном размере пенсии по отношению к прожиточному минимуму нетрудоспособного населения и по отношению к высоким страховым тарифам. Для решения проблем кризисного состояния возможны два пути: увеличение поступлений в Пенсионный фонд РФ или совершенствование (реформирование) пенсионной системы.
Решение проблемы по первому пути является проблематичным, так как в стране сложилось неблагоприятное соотношение численности плательщиков пенсионных взносов и пенсионеров из-за уменьшения численности занятых в народном хозяйстве, а также уклонения от уплаты налогов значительного числа налогоплательщиков.
Второй путь - реформирование пенсионной системы может оказаться более сложным, но более приемлемым при наличии определенных условий: достижение заданных целей и определение основных этапов.
Цель пенсионной реформы должна включать решение проблем: создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования; совершенствование системы управления пенсионным обеспечением.
Основными этапами реформирования должны быть следующие:
1) оптимизация размера трудовых и социальных пенсий, выплачиваемых тем пенсионерам, которые не сформировали достаточных пенсионных сбережений;
2) разработка схем обязательных пенсионных взносов работающего населения, которые будут накапливаться на наличных пенсионных счетах в негосударственных пенсионных фондах;
3) внесение добровольных пенсионных сбережений насе-ления в негосударственные пенсионные фонды.
Реализация первого этапа началась с введения в действие Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного стра-хования», который позволяет установить непосредственную связь между объемом страховых взносов каждого гражданина в пенсионную систему и размером назначаемой пенсии Финансы: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. В.П. Литовченко. - М.: Издательско-торговая группа «Дашков и Ко», 2004. -С..381..
Второй этап предполагает развитие негосударственного пенсионного обеспечения, которое является дополнительным к государственному, и осуществляется в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных пред-приятий, отраслей экономики, территорий, а также в форе пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.
На третьем этапе внесение добровольных пенсионных сбережений в негосударственные пенсионные фонды зависит от финансовой стабильности экономики.
Из обобщения всего рассмотренного выше вытекает, что схема пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами.
Для развития отечественной пенсионной системы требуется создать новую институциональную базу, что предлагает определение макроэкономических пропорций и механизмов перераспределения для каждого института пенсионной системы на основе установления Федеральных социальных стандартов. При этом должно быть обоснование оптимальной доли валового внутреннего продукта, используемое на пенсионное обеспечение, как в целом, так и по отдельным пенсионным институтам на долгосрочную перспективу с учетом совершенствования механизмов, их связи с системой заработной платы и доходов, условиями найма и возрастом выхода на пенсию. Здесь государство должно проводить активную политику в сфере занятости в создании рабочих мест, поощрении малого бизнеса, разработку действенных механизмов делегирования полномочий региональных, государственных структур гражданского общества, повышение открытости прозрачности информационного обеспечения.
С пенсионной реформой в нашей стране происходят значительные изменения. Например, взносы на страховую часть трудовой пенсии поступают в общий расходный «котел» Пенсионного фонда РФ. Размер страховой части пенсии индексируется с учетом темпов инфляции. Взносы на накопительную часть учитываются отдельно, постоянно инвестируются и прирастают до выхода работника на пенсию. Но в соответствии с российским законодательством пенсионные накопления размещает в госбумаги сам Пенсионный фонд РФ. По нашему мнению, работники должны сами выбирать пенсионные фонды, управляющие их накоплениями и, возможно, некую часть накоплений получать до выхода на пенсию (например, на приобретение жилья, образование детей и так далее).
Необходимо понимать, что пенсионное обеспечение является ядром всей системы социальной защиты населения, затрагивающим интересы практически каждого гражданина. От того, насколько прозрачны будут схемы пенсионных отчислений, понятен порядок исчисления пенсий, зависит общий настрой общества на проведение или отторжение реформ. Вместе с тем неразбериха в обязательном пенсионном страховании только нарастает.
Отчисления в федеральный бюджет на пенсионное страхование в составе единого социального налога имеют обезличенный характер. Для персонификации сведений страхователи отчитываются о размерах отчислений на страховую и накопительную части трудовой пенсии каждого работника. Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ определяются на основании тарифа, т.е. определенной ставки на единицу измерения базы для его начисления.
Нестабильность законодательства о пенсионном страховании и обеспечении действует в обществе всегда деморализующее
Таким образом, к основным направлениям укрепления доходной базы Пенсионного фонда РФ можно отнести: продолжение совершенствования системы пенсионного обес-печения, основанной на накопительном страховании.
Что касается негосударственных пенсионных фондов, то к ним существует недоверие многих граждан, поскольку эти фонды еще не зарекомендо-вали себя как надежные, добросовестные и выгодные населению финансовые посредники. Многие потенциальные клиенты спра-шивают: какие они могут получить гарантии, вкладывая свои деньги в пенсионный фонд? Убедительный ответ на этот вопрос важен для пенсионных фондов уже сегодня, но он станет крити-чески важным завтра, когда пенсионные фонды, расширяясь, перенесут центр тяжести своей работы по росту клиентуры с пред-приятий на индивидуальных клиентов.
При ответе на этот вопрос недостаточно, как это часто делает-ся, ссылаться на открытый характер деятельности фонда и на высокие моральные качества его работников, хотя и то и другое крайне важно для успеха пенсионного дела. Дополнительно должны быть выполнены два основополагающих условия Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: Вузовский учебник, 2005. - С.468.:
- индивидуальный вклад и прибыль с него (до определенной величины) каждого клиента негосударственного пенсионного фонда должны быть застрахованы независимой и солидной стра-ховой компанией. Иначе говоря, страхованию подлежат не только инвестиционные риски фонда, но и индивидуальные вложения клиентов. С этой проблемой уже столкнулись коммерческие банки России. Очень скоро она станет актуальной и для пенси-онных фондов;
- темпы инфляции должны быть относительно невысокими (менее 5% в месяц). В этом случае накопители длинных денег, основными поставщиками которых на рынок являются негосударственные пенсионные фонды, способны при умелом ведении дела принести доход, сравнимый по величине с прибылью, получаемой от эффек-тивного использования в производстве достижений научно-техни-ческого прогресса или, в более общем плане, с инновационной сверх-прибылью. При этом большая часть этой прибыли попадает в силу самой структуры пенсионного фонда в руки клиентов фонда.
Средняя пенсия на 1 января 2008 года составит в России 3276 рублей, или 103,6% от прожиточного минимума пенсионера. При этом социальные пенсии возрастут на 21,7%, но еще
не достигнут прожиточного минимума пенсионера (72%). Такие цифры зафиксированы в законе «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2007 год», единогласно одобренном Советом Федерации.
Глава Пенсионного фонда РФ Геннадий Батанов заявил на заседании Комитета Госдумы РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока, что пенсии северян растут опережающими темпами
по отношению к среднероссийским показателям. Так, по последним данным, сообщает Север-Пресс, в 2006 году средняя «северная» пенсия составила 4060 рублей,
а российская -- 3087 рублей. На начало 2007 года, по прогнозам, пенсии северян увеличатся еще на 617 рублей и составят 4677 рублей, в то время как в среднем
по стране -- 3556 рублей.
Председатель Комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко, привела цифры, свидетельствующие, что положение с пенсионным обеспечением северян далеко от благополучного. По ее данным, соотношение пенсии и прожиточного минимума на Ямале составляет 100%, в ХМАО -- 99,2%, в Якутии -- 95,8%, а в Корякии -- 42,8%.
По словам председателя Госдумы РФ Бориса Грызлова, размер пенсий россиян должен превысить уровень прожиточного минимума в первом полугодии 2008 года. Об этом он заявил журналистам в связи с принятием бюджета на 2007 год. «Мы понимаем, что пенсия не может быть ниже прожиточного минимума. Эту задачу мы ставим и, надеюсь, что в 2008 году, думаю, на рубеже первого полугодия, эта задача по стране в целом будет реализована», -- сказал Борис Грызлов.
Однако остаются опасения, что пенсии северян окажутся ниже регионального прожиточного минимума, который, как известно, в силу природно-климатических и географических причин существенно
превышает среднероссийский. В связи с этим профильный Комитет Госдумы подготовил новую редакцию закона «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и поживающих в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», а также поправки в Трудовой кодекс РФ. Эти документы в ближайшее время будут рассмотрены экспертным советом фракции
«Единая Россия», после чего их официально внесут в Госдуму.
В начале 2007 года Совет Федерации планирует провести парламентские слушания по проблемам дефицита ПФР. «Надо менять сам принцип пенсионного обеспечения, -- сказал председатель СФ Сергей
Миронов, -- иначе пенсии останутся мизерными и бедность будет победить невозможно» [16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самым крупным из социальных внебюджетных фондов явля-ется Пенсионный, осуществляющий свою деятельность в соответ-ствии с законодательством Российской Федерации и Положением о Пенсионном фонде для государственного управления пенсион-ным обеспечением. Сегодня в России пенсию получают 38,3 млн. человек. В рамках программ социальной защиты оказывается адресная материальная помощь престарелым и нетрудоспособным гражданам. На выплату пенсий и пособий населению используется основная часть всех средств Пенсионного фонда.
В настоящее время в деятельности Пенсионного фонда существуют определенные проблемы, в частности минимальный размер пенсий по отношению к прожиточному минимуму нетрудоспособного населения неуклонно снижается. Вариант уменьшения этого разрыва за счет увеличения поступлений в Пенсионный фонд РФ также не является оправданным, так как увеличение страховых тарифов, прежде всего, повлияет на деятельность законопослушных работодателей, численность которых будет неуклонно снижаться. Тариф страховых взносов на цели пенсионного обеспечения и так достаточно высок, что может привести к неблагоприятному соотношению численности плательщиков страховых взносов и пенсионеров.
Поэтому, на сегодняшний день назрела необходимость реформы пенсионной системы, в рамках которой минимальный размер пенсии был бы доведен до уровня прожиточного минимума, размеры пенсий дифференцировались в зависимости от прошлого трудового вклада пенсионера, а взносы, уплачиваемые работодателями в Пенсионный фонд РФ, в составе единого социального налога были бы ограничены.
Пенсионному обеспечению более 100 лет. За это время в мировой практике разработаны различные модели пенсионных систем. Социальная модель предоставляет пенсионерам определенный минимум средств независимо от трудового вклада: стажа работы, уровня оплаты, суммы страховых взносов и т.д. Другие модели пенсионной системы считаются трудовыми пенсиями. Первая устанав-ливает зависимость величины пенсии от трудового стажа, оплаты труда, суммы страховых платежей. Вторая предполагает формиро-вание пенсии по накопительному принципу: страховые взносы за-числяются на пенсионный счет в лицензированную финансовую компанию, которая для увеличения этих средств размещает их на финансовом рынке.
По накопительной системе каждый человек формирует пен-сию сам, т.е. его взносы идут не на оплату пенсии другому, а на индивидуальный счет специализированной страховой компании. Государство лишь контролирует деятельность компании и обеспечивает правовые гарантии для пенсионных накоплений.
Для развития отечественной пенсионной системы требуется создать новую институциональную базу, что предлагает определение макроэкономических пропорций и механизмов перераспределения для каждого института пенсионной системы на основе установления Федеральных социальных стандартов. При этом должно быть обоснование оптимальной доли валового внутреннего продукта, используемое на пенсионное обеспечение, как в целом, так и по отдельным пенсионным институтам на долгосрочную перспективу с учетом совершенствования механизмов, их связи с системой заработной платы и доходов, условиями найма и возрастом выхода на пенсию. Здесь государство должно проводить активную политику в сфере занятости в создании рабочих мест, поощрении малого бизнеса, разработку действенных механизмов делегирования полномочий региональных, государственных структур гражданского общества, повышение открытости прозрачности информационного обеспечения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 10 января 2003 г. № 14-ФЗ. // Российская газета, 2003, №79.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 года, 24 октября 1997 года, 8 июля, 17 декабря 1999 года, 16 апреля, 15 мая 2001 года, 21 марта 2002 года). - Система Консультант Плюс, 2007.
8. Кураков Л.П. Словарь-справочник по экономике. - М.: Гелиос АРВ, 2004.
9. Маркарьянц С. Социальное обеспечение населения: опыт Японии // Проблемы теории и практики управления, 2004, № 4.
10. Марков А.П. Пенсионная система Франции // Вопросы экономики, 2004, № 9.
11. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 275-276.
12. Обеспеченная старость - это реально // Комсомольская правда, 2006, 17-24 августа.
13. Пастухов Б.И., Климов Р.Н. Состояние и перспективы развития законодательной базы страхования в России // Финансы, 2004, №4.
14. Финансы: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. В.П. Литовченко. - М.: Издательско-торговая группа «Дашков и Ко», 2004.
15. Шмакова И.В., Тишинский Н.А. Реформирование пенсионного обеспечения в РФ // Финансы, 2005, №3.
16. Щуров О. К. Пенсии не должны быть ниже прожиточного уровня// Интернет-газета «Вслух.ру» , 2006, 12 ноября.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Порядок осуществления государственного кадастрового учета земель на уровне муниципального образования |
Курсовая работа | Обстоятельства, смягчающие наказание |
Курсовая работа | Формирование программы лояльности клиентов |
Курсовая работа | Характеристика методов управления |
Курсовая работа | Совершенствование организационной структуры системы управления предприятием |
Курсовая работа | Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте |
Курсовая работа | Учет выбытия основных средств |
Курсовая работа | Особенности функционирования рынка труда России в современных условиях |
Курсовая работа | Методы стимулирования сбыта товаров |
Курсовая работа | Управление финансовыми ресурсами предприятия |
Курсовая работа | Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых |
Курсовая работа | Организация управленческого учета на предприятии |
Курсовая работа | PR политических партий в современной России |
Курсовая работа | Хроническая обструктивная болезнь легких |
Курсовая работа | Соучастие в преступлении |