Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Особенности бюджетного процесса



13

Содержание

1. Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации

2. Аналитическая часть. Вариант 8

3. Практическая часть. Вариант 3

Список литературы

1. Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации

Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это, в свою очередь, требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований.

Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.

Финансово-бюджетная политика - это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой. Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т. е. в ходе бюджетного процесса. Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс.

Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов (контрольно-счетные палаты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, другие контрольные органы исполнительной власти).

В Российской Федерации бюджетный период, т.е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.

Органы, наделенные в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, т.е. правами и обязанностями участников бюджетного процесса, осуществляют бюджетный процесс. Такими полномочиями наделены:

- органы представительной и исполнительной власти;

- финансовые и налоговые органы;

- органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного финансового контроля;

- главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств;

- государственные целевые внебюджетные фонды.

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении. Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов. Банк Российской Федерации совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных средств -- это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств -- это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств. Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) -- это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

Все перечисленные выше органы власти и учреждения являются участниками бюджетного процесса. Бюджетный процесс включает:

- сводное финансовое планирование и прогнозирование;

- составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

- исполнение бюджета в течение бюджетного года;

- анализ и контроль исполнения бюджета.

Сводное финансовое планирование.

Кругооборот внутреннего валового продукта совершается в материально-вещественной и стоимостной форме. В ходе оборота валового продукта в стоимостной форме возникают финансовые отношения по поводу создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов. Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря финансовому планированию обеспечивается сбалансированность народнохозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Финансовое планирование на общегосударственном и территориальных уровнях обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления. В систему финансовых планов входят: перспективные финансовые планы; сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях управления.

Координация и концентрация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшению потребности в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.

Бюджетное прогнозирование.

Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей. Цель бюджетного прогнозирования -- на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона. Расчет прогнозируемых бюджетных показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей годового бюджета. Если показатели годовых и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров, то при определении прогнозных бюджетных показателей, как правило, такой возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных. Финансово-бюджетное прогнозирование является сравнительно молодой отраслью финансовой науки. Ее развитие было связано с необходимостью составления сводных финансовых балансов на перспективу. Существенный вклад в разработку методов перспективных финансовых расчетов внесли А.М. Волков, В.А. Таланов, Л.П. Евстигнеева, В.С. Павлов, Г.Б. Поляк, Г.Я. Шахова. Бюджетное прогнозирование и в первую очередь прогнозирование территориальных бюджетов связано с распространением в 70-е годы практики разработки перспективных комплексных планов экономического и социального развития территорий, в которых необходимо было производить прогнозные расчеты бюджетных показателей как основы планирования финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных этими планами. Методология прогнозирования территориальных бюджетов впервые в нашей стране была разработана и апробирована в 1976 г. Г.Б. Поляком в ходе подготовки и реализации комплексных планов экономического и социального развития административно-территориальных единиц. Проблемы территориального бюджетного прогнозирования отражены также в работах С К. Битокова, Н.М. Дементьевой, Т. Т. Тулебаева.

При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы.

1) Метод экстраполяции, т.е. составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Однако этот метод пригоден для прогнозирования лишь некоторых статей расходов и доходов бюджета, имеющих более или менее стабильный характер.

2) Метод экспертных оценок, т. е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства, также не лишен недостатков, поскольку имеет элемент субъективизма.

3) Применение этих двух методов одновременно; при этом используются как объективные тенденции развития, так и мнения экспертов.

Для расчетов основных показателей федерального бюджета на перспективу могут быть использованы корреляционные связи между объемом доходов федерального бюджета и двумя переменными: произведенным национальным доходом и валовой продукцией промышленности и сельского хозяйства

Кроме составления проекта бюджета на планируемый год, исполнительные органы власти субъектов Федерации и муниципальных образований в целях составления консолидированного бюджета Российской Федерации, обеспечения единой финансово-бюджетной политики государства должны подготовить и представить в вышестоящий орган исполнительной власти следующие документы и материалы: прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и муниципального образования на очередной год; основные направления бюджетной и налоговой политики субъекта Российской Федерации и муниципального образования на очередной год; прогноз сводного финансового баланса по территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования на очередной год; прогноз консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на очередной год; адресную инвестиционную программу на очередной год; программу приватизации государственных предприятий на очередной год.

2. Аналитическая часть. Вариант 8

Статьи расходов бюджета

2000 г.

2001 г.

млрд. руб.

уд. вес, %

млрд. руб.

уд. вес, %

темп прироста

в расходах

в ВВП

в расходах

в ВВП

номинал.

реальн.

Национальная оборона

240

347

Правоохранительная деятельность

118

181

Ликвидация чрезвычайных ситуаций

92

137

Расходы бюджета

1992

100

1672

100

ВВП

5000

*

100

6350

*

100

Инфляция, %

18

*

*

11

*

*

*

*

Статьи расходов бюджета

2002 г.

млрд. руб.

уд. вес, %

темп прироста

в расходах

в ВВП

номинал.

реальн.

Национальная оборона

452

Правоохранительная деятельность

228

Ликвидация чрезвычайных ситуаций

139

Расходы бюджета

2112

100

ВВП

8750

*

100

Инфляция, %

10

*

*

*

*

Статьи расходов бюджета

2003 г.

млрд. руб.

уд. вес, %

темп прироста

в расходах

в ВВП

номинал.

реальн.

Национальная оборона

567

Правоохранительная деятельность

262

Ликвидация чрезвычайных ситуаций

162

Расходы бюджета

2722

100

ВВП

11950

*

100

Инфляция, %

11

*

*

*

*

1. По данным таблицы 1 рассчитать показатели:

- структуру расходов бюджета;

- удельный вес каждого из направлений расходов и общих расходов относительно ВВП;

- номинальные и реальные темпы прироста расходов бюджета и ВВП;

По результатам расчетов заполнить таблицу 1.

2. Провести сравнительный анализ рассчитанных показателей и их динамики за 2000-2003 гг., оценить изменение расходов бюджета относительно ВВП.

3. Сформулировать выводы об уровне развития национальной хозяйственной системы, изменениях государственного финансирования указанных направлений и о перспективах бюджетного финансирования. При любой оценке обосновать свою позицию.

Решение:

1. Рассчитаем структуру расходов бюджета, данные занесем в табл. 1.

Таблица 1. Структура расходов бюджета 2000 - 2003 гг.

Статьи расходов бюджета

2000

2001

2002

2003

млрд. руб.

уд. вес в расходах

млрд. руб.

уд. вес в расходах

млрд. руб.

уд. вес в расходах

млрд. руб.

уд. вес в расходах

Национальная оборона

240

12,048

347

5,465

452

21,4

567

20,83

Правоохранительная деятельность

118

2,36

181

2,85

228

10,8

262

9,625

Ликвидация чрезвычайных ситуаций

92

1,84

137

2,157

139

6,581

162

5,952

Расходы бюджета

1992

100

1672

100

2112

100

2722

100

ВВП

5000

Х

6350

Х

8750

Х

11950

Х

Инфляция, %

18

Х

11

Х

10

Х

11

Х

Для более наглядного представления об изменении структуры расходов, на основании расчетных данных таблицы 1, построим диаграмму:

- как видно из расчетов, все показатели (в количественном выражении) выросли, вместе с тем наблюдается и абсолютный прирост расходов бюджета в общей сумме расходов по сравнению с 2000 г.;

- удельный вес расходов на национальную оборону вырос с 12,05 до 20,83%; расходы на правоохранительную деятельность - с 2,36 до 9,63 %, расходы на ликвидацию чрезвычайных ситуаций возросли с 1,84 до 5,95 %.

- в целом, исследуемые расходы бюджета к 2003 г. по сравнению с 2000 г. увеличились практически в два раза.

- если проанализировать динамику изменения удельных долей расходов бюджета по годам, то стоит отметить резкое уменьшение удельного веса расходов на национальную оборону в 2001 г., а также незначительное уменьшение удельных весов всех изучаемых расходов бюджета в 2003 г.

2. Рассчитаем удельный вес каждого направления расходов и общих расходов относительно ВВП, данные занесем в табл. 2.

Таблица 2. Структура расходов бюджета в ВВП за 2000 - 2003 гг.

Статьи расходов бюджета

2000

2001

2002

2003

млрд. руб.

уд. вес в ВВП

млрд. руб.

уд. вес в ВВП

млрд. руб.

уд. вес в ВВП

млрд. руб.

уд. вес в ВВП

Национальная оборона

240

4,8

347

5,465

452

5,166

567

4,745

Правоохранительная деятельность

118

2,36

181

2,85

228

2,606

262

2,192

Ликвидация чрезвычайных ситуаций

92

1,84

137

2,157

139

1,589

162

1,356

Расходы бюджета

1992

39,84

1672

26,33

2112

24,14

2722

22,78

ВВП

5000

100

6350

100

8750

100

11950

100

Инфляция, %

18

х

11

х

10

х

11

х

Для более наглядного представления об изменении структуры расходов, на основании расчетных данных таблицы 2, построим диаграмму.

- как видно из расчетов, все анализируемые расходы бюджета, невзирая на их количественное увеличение, имеют тенденцию к снижению в общем объеме ВВП, только в 2001 г. наблюдалось незначительное увеличение их доли, а затем снова началось постепенное снижение.

- удельный вес общих расходов бюджета в ВВП достаточно резко уменьшается в 2001 г., затем снижение доли расходов в ВВП становится более спокойным, доля общих расходов с 2000 г. к 2003 г. уменьшилась на 17,06% - с 39,84% до 22,78%.

- несомненно, тенденция к снижению расходов бюджета (особенно расходов на национальную оборону) с одновременным увеличением расходов на социальные нужды, инвестирование и т.д., заслуживает самых положительных оценок.

3. Рассчитаем номинальные и реальные темпы прироста расходов бюджета и ВВП. Номинальные - в текущих ценах каждого года, данные представим в табл. 3. Реальные - скорректированные с учетом уровня цен (инфляции), т.е. данные каждого года разделим на соответствующий индекс цен (табл. 4). Темп прироста рассчитаем как разницу между соответствующим темпом роста и 100%, а темп роста рассчитаем по формуле Тр=(yi/yi-1)*100%;

- при расчете данных для 2002 и 2003 гг. уровень инфляции будет считаться как сумма предыдущих уровней к уровню цен 2000 г.

Таблица 3. Номинальные темпы прироста в 2000 - 2003 гг.

Статьи расходов бюджета

2000

2001

2002

2003

млрд. руб.

млрд. руб.

Т.Пр.

млрд. руб.

Т.Пр.

млрд. руб.

Т.Пр.

Национальная оборона

240

347

44,583

452

30,26

567

25,44

Правоохранительная деятельность

118

181

53,39

228

25,97

262

14,91

Ликвидация чрезвычайных ситуаций

92

137

48,913

139

1,46

162

16,55

Расходы бюджета

1992

1672

-16,064

2112

26,32

2722

28,88

ВВП

5000

6350

27

8750

37,8

11950

36,57

Инфляция, %

18

11

х

10

х

11

х

Таблица 4. Реальные темпы прироста в 2000 - 2003 гг.

Статьи расходов бюджета

2000

2001

2002

2003

млрд. руб.

млрд. руб.

Т.Пр.

млрд. руб.

Т.Пр.

млрд. руб.

Т.Пр.

Национальная оборона

240

312,61

30,254

373,6

19,51

429,5

14,96

Правоохранительная деятельность

118

163,06

38,186

188,4

15,54

198,5

5,361

Ликвидация чрезвычайных ситуаций

92

123,42

34,152

114,9

-6,903

122,7

6,789

Расходы бюджета

1992

1506,3

-24,383

1745

15,85

2062

18,17

ВВП

5000

5720,7

14,414

7231

26,4

9053

25,2

Инфляция, %

18

11

х

10

х

11

х

- Полученные данные представим в виде диаграммы:

- в целом все изучаемые виды расходов замедляют темпы своего роста относительно ВВП, что не является отрицательным, т.к. высвобождаются средства бюджета на другие цели, например, социальное и пенсионное обеспечение, развитие образования и культуры, науки и искусства.

- данные в сопоставимых ценах показывают, что в среднем темп прироста ВВП составляет 22,0% за год ((14,41+26,4+25,2)/3), т.е. в 2004 г. можно ожидать, что ВВП составит 14579 млрд. руб.;

- данные в сопоставимых ценах показывают, что в среднем темп прироста расходов бюджета составляет 19,47% за год ((-24,38+15,85+18,17)/3), т.е. в 2004 г. можно ожидать, что расходы бюджета составят 3251,98 млрд. руб.;

- общие расходы бюджета сохранят тенденцию к уменьшению своего удельного веса в общем объеме ВВП;

- также наблюдается тенденция к уменьшению и стабилизации уровня инфляции, что говорит о повышении эффективности бюджетной политики государства;

- больший темп прироста ВВП с одновременным замедлением прироста расходов говорит о повышении благосостояния, стабилизации политической и экономической ситуации в стране и повышении уровня развития национальной хозяйственной системы.

Список используемой литературы

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (по состоянию на 15.03.2004). - Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2004. - 187 с.

2. Бюджетная система России: Учебник для вузов Под. ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-540 с.

3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов Под. ред. М.В.Романовского. - М.: Юрайт-М, 2001.-615 с.

4. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система РФ: учеб. пособие - М. «Дашков и К», 2002. - 340 с.

5. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система Росссии: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001.-248 с.

6. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Норма, . 2005. с. 672: ил.-(Классический университетский учебник).

7. Селезнев А. Государство и экономика// Экономист 2003 №10, С. 20-25




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Инновационные технологии в совершенствовании управления фирмой
Курсовая работа Сложное предложение
Курсовая работа Стратегическое управление персоналом
Курсовая работа Рынок ценных бумаг Российской Федерации: состояние, проблемы, пути выхода из кризиса
Курсовая работа Тенденції розвитку інформаційного суспільства: міжнародні та українські особливості
Курсовая работа Экономическая теория: предмет, методы и этапы развития
Курсовая работа Международный кредит
Курсовая работа Договор участия в долевом строительстве
Курсовая работа Правовое регулирование охраны труда
Курсовая работа Электроснабжение электромеханического цеха
Курсовая работа Банки и их роль в рыночной экономике 2
Курсовая работа Анализ кредиторской задолженности
Курсовая работа Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов, как средство развития сюжетных композиций
Курсовая работа Синтаксический стилистический повтор как средство изобразительности в художественном тексте
Курсовая работа Причины и виды безработицы в условиях рыночной экономики