Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Модели макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения



Курсовая работа

По теме:

Модели макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и факторы совокупного спроса и совокупного предложения

1.1 Понятие совокупного спроса и его составляющие, факторы изменения спроса

1.2 Понятие совокупного предложения, факторы изменения предложения

Глава 2. Макроэкономическое равновесие: базовые модели

2.1 Классическая теория макроэкономического равновесия

2.2 Макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»

2.3 Кейнсианская модель общего равновесия

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Достижение макроэкономического равновесия как одновременного равновесия на всех рынках, т.е. как равновесия экономической системы в целом - практически трудно реализуемая задача. Ее решение особенно осложнено в условиях преимущественно интенсивного типа экономического роста, для которого характерны существенные количественные и качественные изменения во всех социально-экономических взаимосвязях.

Вместе с тем достижение макроэкономического равновесия настолько важно для эффективного развития социально-экономической системы, что эта проблема не может оставаться вне внимания экономической теории и практики. Ведь достижение макроэкономического равновесия означало бы пропорциональность в производстве и потреблении, предложении и спросе, производственных затратах и результатах, материально-вещественных и денежных потоков. Это означало бы в конечном счете реализацию экономических интересов каждого из хозяйствующих в макросистеме субъектов при их взаимной согласованности.

Иначе говоря, макроэкономическое равновесие - это оптимальное соотношение во всей системе социально-экономических количественных и качественных взаимосвязей в национальной экономике. Этот оптимум служит обобщающим показателем экономически и социально эффективного функционирования системы на уровне страны. Однако попытки достижения оптимума - это стремление к достижению идеального состояния в социально-экономическом развитии системы, которое практически неосуществимо.

Вместе с тем несмотря на невозможность практического решения проблемы макроэкономического равновесия не только в рыночной, но и директивно-плановой системе, экономическая наука предпринимает все более успешные попытки объективного осмысления функциональных социально-экономических взаимосвязей на макроуровне в условиях рыночных отношений. Эти исследования носят не только познавательный, но и прикладной характер: объективно понять, в меру возможного количественно оценить пропорциональные взаимосвязи с тем, чтобы повысить эффективность государственного регулирования и предельно снизить социально-экономические потери от макроэкономической диспропорциональности.

Цель нашей работы - анализ моделей экономического равновесия спроса и предложения, которые были разработаны различными исследователями.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть понятие совокупного спроса и его составляющие элементы;

рассмотреть неценовые факторы, влияющие на величину спроса;

рассмотреть понятие совокупного предложения и факторы, влияющие на него;

дать определение макроэкономическому равновесию;

рассмотреть макроэкономическое равновесие на примере классической модели, модели «AD-AS» и кейнсианской модели.

Глава 1. Понятие и факторы совокупного спроса и совокупного предложения

1.1 Понятие совокупного спроса и его составляющие, факторы изменения спроса

Совокупный спрос, агрегированный спрос - это совокупный объем экономических благ (товаров и услуг), который готовы приобрести домохозяйства, бизнес и государство при различных уровнях ценСтанковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. - М.: Эксмо. - 2008. - С.252.. В соответствии с данным определением кривую совокупного спроса можно представить так как на рисунке 1.

Рис.1 Кривая совокупного спроса

В экономической теории под совокупным спросом также понимаются запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономикеЭкономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, А.И,Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. - М.: ИНФРА-М. - 2003. - С.412..

В соответствии с распределением расходов между отдельными секторами экономики в его составе выделяют следующие основные элементы:

потребительские расходы населения (С);

инвестиционные расходы частного сектора (I);

государственные закупки (G);

чистый экспорт (NX).

В результате совокупный спрос в целом может быть представлен как сумма указанных элементов расходов:

Yd= C + I + G + NX (1)

Большую часть совокупного спроса составляют расходы населения на товары и услуги потребительского назначения, т.е. элемент С, для краткости часто называемый потреблением. Доля этих расходов в национальном доходе страны достигает в России приблизительно 50%, а в США -- около 67%. Еще более высока доля элемента С в общем объеме расходов населения на рынке благ. Единственным компонентом этих расходов, не включаемым в состав расходов на потребление, являются затраты на строительство жилья.

Под инвестиционными расходами (инвестициями) понимается спрос фирмы домохозяйств на инвестиционные товары. Фирмы покупают эти товары, чтобы увеличить запас реального капитала и восстановить изношенный капитал. Домашние хозяйства покупают новые дома и квартиры, что тоже является частью инвестиций. Общий объем инвестиций составляет около 15--20% ВНП страны.

В макроэкономике под инвестициями подразумевается только покупка нового реального капитала. Общие инвестиционные расходы частного сектора экономики (валовые частные инвестиции) включают Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, А.И,Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. - М.: ИНФРА-М. - 2003. - С.413.:

реновационные инвестиции, замещающие действующий капитал по мере его выбытия;

чистые частные инвестиции, предназначенные для увеличения реального запаса капитала в национальной экономике (основных производственных фондов и товарно-материальных запасов предприятий, а также жилого фонда, находящегося в собственности домохозяйств).

Эти виды инвестиций имеют не только различное целевое назначение, но и разные источники финансирования. Источником реновационных инвестиций являются амортизационные отчисления фирм, которые характеризуют объем капитала, потребленного в процессе производства в данном году. Основным источником финансирования чистых инвестиций в условиях рыночной экономики являются сбережения домохозяйств, а дополнительным -- сбережения фирм (нераспределенная прибыль корпораций).

Если в некотором периоде общий объем инвестиций превышает амортизационные отчисления, то чистые инвестиции оказываются положительной величиной. В этом случае производственные мощности страны растут и экономика находится на подъеме.

Третий элемент совокупного спроса - государственные закупки товаров и услуг. Это расходы государственных органов власти всех уровней на приобретение товаров и услуг труда занятых в государственном секторе. В его состав не включаются государственные трансфертные платежи населению, а также субсидии и субвенции фирмам. Такого рода расходы не являются затратами на приобретение конечных товаров и услуг, а лишь отражают процесс перераспределения части доходов государства домохозяйствам или фирмам. Доля государственных закупок в общем объеме расходов на покупку товаров и услуг зависит от степени участия государства в перераспределении национального дохода страны, уровня ставок налогообложения и размеров дефицита государственного бюджета. В России ее величина составляет около 30% национального дохода страны.

Чистый экспорт (NX) представляет собой разницу между экспортом и импортом.

Структуру спроса по расходам за 2006 г. представлена в таблице 1 Курс экономической теории: учебник / Под.ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- 6-е изд. - Киров: «АСА». - 2007. - С.369..

Таблица 1

Структура совокупного спроса России на основе расходов за 2006 г.

ВВП по расходам

Россия

Млрд. руб.

В процентах

ВВП

26781,1

100

Расходы населения

13044,5

48,6

Валовые инвестиции

5415,8

20,2

Государственные расходы

4698,0

17,5

Чистый экспорт

Экспорт

Импорт

3390

9069,1

5679,1

12,6

33,8

21,2

В современной экономической теории наибольшее распространение получило теоретическое обоснование убывающей зависимости величины запланированного объема покупок от уровня цен, данное представителями неокейнсианства и неоклассического синтеза. Это обоснование базируется на характеристике трех эффектов в экономике, вызываемых изменением общего уровня цен.

Эффект процентной ставки. Суть этого эффекта заключается в том, что при повышении уровня цен повышается спрос на деньги, а это при неизменном объеме денежной массы в обращении обусловливает рост процентной ставки. Рост процентной ставки, в свою очередь, снижает стимулы для инвестиционных и потребительских расходов. При высоких процентных ставках бизнесмены перестают рассматривать малодоходные инвестиционные проекты, а многие потребители теряют заинтересованность (или способность) в получении кредитов.

Эффект богатства состоит в том, что увеличение уровня цен снижает реальную стоимость многих финансовых активов, приносящих фиксированный доход их владельцам (банковских вкладов и облигаций). Почувствовав себя беднее из-за обесценения сбережений, потребители начинают экономить на покупках, стремясь восстановить прежний уровень богатства.

Эффект импортных закупок обусловлен влиянием изменения уровня цен в той или иной стране на соотношение внутренних и мировых цен и конкурентоспособность отечественных и иностранных товаров. Повышение общего уровня цен в одной стране будет способствовать импорту большего количества товаров в эту страну, поскольку цены на иностранные товары станут для потребителей более привлекательными и их конкурентоспособность на мировом товарном рынке повысится. В то же время рост цен в какой-либо одной стране заставит иностранных потребителей воздерживаться от покупки товаров данной страны, которые стали менее конкурентоспособными.

Объем запланированных расходов на все конечные товары и услуги, выпускаемые в национальной экономике, зависит от следующих факторов:

доходов домохозяйств от продажи факторов производства (национального дохода страны);

размеров налогообложения доходов;

стоимости накопленного имущества;

общего уровня цен в стране;

ожиданий фирм и домохозяйств относительно изменения общего уровня цен;

величины процентной ставки;

ожидаемой предпринимателями прибыльности инвестиций и их оценок относительно перспектив расширения объема продаж;

количества денег, находящихся в обращении;

совокупности политических и социально-экономических факторов, определяющих величину государственных расходов;

обменного курса валют, уровня дохода иностранных покупателей, внешнеторговой политики правительства и других неценовых факторов, влияющих на величину чистого экспорта.

При изменении неценовых факторов совокупного спроса кривая совокупного спроса может смещаться влево или вправо (см. рис.2). Правостороннее смещение отражает увеличение величины плановых расходов при каждом данном уровне цен, левостороннее - их уменьшение.

Рис.2 Неценовые факторы сдвига кривой AD

1.2 Понятие совокупного спроса, факторы изменения предложения

Совокупное предложение, агрегированное предложение (AS) - это совокупный объем национального продукта, который произведен в стране при различных уровнях цен Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. - М.: Эксмо. - 2008. - С.257..

Как и рыночное предложение в микроэкономике, совокупное предложение в макроэкономике имеет положительный наклон, так как при росте уровня цен производители в целом будут склонны при прочих равных условиях наращивать предложение товаров и услуг (см. рис.2).

Рис. 3 Кривая совокупного предложения

Однако, в отличие от предложения на отдельном рынке, совокупное предложение в макроэкономике графически имеет три четко различающихся участка (рис. 3): горизонтальный участок (1); промежуточный участок (2); вертикальный участок (3).

Горизонтальный участок отражает взгляд кейнсианской школы на совокупное предложение, поэтому его еще иногда называют кейнсианским. Этот участок характеризует экономику неполной занятости и недозагрузки производственных мощностей, когда имеются незадействованные факторы производства, а цены и заработная плата негибки, т.е. не способны изменяться. На этом участке возможно за счет вовлечения незадействованных факторов увеличивать объемы производства без изменения уровня цен.

По мере исчерпания незанятых ресурсов уровень предложения приближается к потенциальному уровню, и экономика начинает функционировать на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения, который характеризует экономику частичной занятости, когда цены и заработная плата обладают относительной гибкостью. На этом участке возможно наращивать объемы производства, но этот рост будет сопровождаться ростом уровня цен.

Вертикальный участок демонстрирует взгляд классической школы на совокупное предложение, поэтому его называют также классическим. Это состояние полной занятости, обозначенное на графике пунктиром, когда дальнейшее наращивание объемов производства невозможно, а любые попытки простимулировать экономику, не расширяя ресурсных ограничений, приведут исключительно к росту уровня цен. На этом участке цены и заработная плата обладают абсолютной гибкостью. Имеет место инфляция без экономического роста.

Уровень полной занятости еще называют естественным уровнем производства. В таком определении подчеркивается мысль о том, что экономика при нормальном поступательном развитии стремится к этому уровню. Полная занятость не означает, что абсолютно все ресурсы используются на 100%. Так, например, с точки зрения трудовых ресурсов уровень полной занятости означает наличие естественного уровня безработицы, т.е. суммы фрикционной и структурной безработицы, а вот циклическая безработица при этом отсутствует. То есть полная занятость - это оптимальная занятость ресурсов при данном уровне развития экономики.

Конечно, кейнсианский и классический участки - это абстракции, основанные на допущениях об абсолютной негибкости и абсолютной гибкости цен соответственно. Но такие абстракции полезны для изучения различных подходов к совокупному предложению, а следовательно, к анализу макроэкономического равновесия.

Характер влияния уровня цен на объем национального производства и, следовательно, вид кривой совокупного предложения в решающей степени зависит от продолжительности рассматриваемого промежутка времени. Поэтому следует различать долгосрочную и краткосрочную кривые совокупного предложения.

Горизонтальный участок называют краткосрочным, поскольку действительно в краткосрочном периоде гибкость цен ограничена, а вертикальный - долгосрочным, так как в долгосрочном периоде цены могут легче изменяться, а экономика стремится к уровню полной занятости. Промежуточный участок в таком случае можно назвать среднесрочным Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. - М.: Эксмо. - 2008. - С.257..

Если изменение уровня цен вызывает движение по кривой совокупного предложения, то, как и в случае с кривой совокупного спроса, есть ряд факторов неценового характера, которые вызывают смещение графика вправо (увеличение совокупного предложения) или влево (снижение совокупного предложения).

Основными факторами, вызывающими эти смещения, являются следующие:

изменение цен на факторы производства (удорожание факторов производства вызывает смещение влево, удешевление - вправо). Изменение цен на ресурсы может происходить вследствие потери природного плодородия земли, уменьшения предложения рабочей силы, сокращения количества и ухудшения качества капитала, снижения количества способных к предпринимательской деятельности людей, роста цен на импортные ресурсы, усиления рыночной власти поставщиков ресурсов и профсоюзов.

политика государства (например, увеличение налогов на производителей может приводить к смещению кривой совокупного предложения влево, снижение - вправо);

в случае стран, экономика которых находится в сильной зависимости от состояния сельского хозяйства или туризма, на смещение кривой совокупного предложения могут оказывать влияние резкие изменения погодно-климатических условий.

Проблема кривой совокупного предложения и факторов, ее определяющих, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Теоретический взгляд на эту проблему оказал существенное влияние на социально-экономическое развитие России в годы реформирования ее экономики. Так, первые реформаторы российской экономики (Е. Гайдар, Б. Федоров и др.) считали, что для экономического подъема необходимо не стимулировать спрос, а его замораживать, чтобы избежать инфляции. Такое решение проблемы основано на классической концепции, связывающий спрос не с при ростом объемов производства, а с инфляцией. В данном случае игнорировалась реальная социально-экономическая ситуация в России 1992-1995 гг.: снижение промышленного производства почти в 2 раза, т.е. картина - весьма далекая от полной занятости всех ресурсов, характерной для развитой экономики. В конкретной российской ситуации слепое следование теоретическим концепциям развитой рыночной экономики способствовало углублению кризиса. Как показала 10-летняя практика рыночного реформирования в постсоциалистических странах, положительные результаты в макроэкономическом равновесии и выходе из социально-экономического кризиса получены в тех странах, где правительство отказалось от западных рецептов реформирования, ориентируясь на здравый смысл, стимулируя совокупный спрос и всеми мерами воздействуя на рост производства.

Глава 2. Макроэкономическое равновесие: базовые модели

2.1 Классическая теория макроэкономического равновесия

Макроэкономическое равновесие можно охарактеризовать как ситуацию, когда весь произведенный продукт полностью куплен, т.е. производству соответствует платежеспособный спрос Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. - М.: Эксмо. - 2008. - С.258..

Макроэкономическое равновесие означает оптимальный вариант выбора в экономике, предполагающий сбалансированность использования ограниченных производственных ресурсов и их распределения между членами общества, т.е. сбалансированность производства и потребления, ресурсов и их использования, спроса и предложения, факторов производства и его результатов, материально-вещественных и финансовых потоков.

Идеальным (теоретически желаемым) равновесием будет стабильное использование экономического потенциала ресурсов общества при оптимальной реализации интересов всех участников хозяйственной деятельности. Выявление нарушений и отклонений фактического равновесия от их идеальной модели дает возможность нахождения путей и способов их устранения. Кроме идеального и фактического (реального) равновесия выделяют, как уже отмечалось, частичное, т.е. равновесие на отдельных рынках, и общее, представляющее собой единую взаимосвязанную систему частичных равновесий.

Формально никто из представителей классиков и неоклассиков (Д. Рикардо, А. Смит, Ж.-Б. Сэй, А. Маршалл, А. Пигу и др.) не оперировал макроэкономическими категориями. Для этих экономистов был характерен микроэкономический анализ, однако в их взглядах и подходах вполне определенно прослеживаются ясные и четкие представления о функционировании рыночной системы совершенной конкуренции в целом.

Представители классического направления рассматривали модель общеэкономического равновесия только в краткосрочном периоде для условий совершенной конкуренции. В основе этой модели лежит закон рынков Ж.-Б. Сэя, или закон Сэя, французского экономиста. Сущность закона рынков сводится к следующему утверждению: предложение товаров создает свой собственный спрос, или, другими словами, произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный ценности всех созданных товаров, а следовательно, достаточен для ее полной реализации. Это означает, что, во-первых, целью владельца дохода является не получение денег как таковых, а приобретение различных материальных благ, т. е. получаемый доход расходуется целиком. Деньги при таком подходе играют чисто техническую функцию, упрощающую процесс обмена товарами. Во-вторых, расходуются только собственные денежные средства экономических агентов Курс экономической теории: учебник / Под.ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- 6-е изд. - Киров: «АСА». - 2007. - С.406..

Однако тут возникает вопрос, а если не весь доход будет потрачен, а часть его пойдет на сбережения, что, в свою очередь, вызовет соответствующее сокращение в объеме совокупного спроса, росте нереализованной продукции и, в конечном счете, приведет к сокращению занятости. Такое предположение сразу же ставит под удар справедливость закона Сэя, так как изъятие части средств из кругооборота «доходы-расходы» неминуемо приведет к недопотреблению, а следовательно, к нарушению существующего равновесия между спросом и предложением.

Понимая справедливость высказанного выше предположения, представители классического направления пошли дальше и разработали достаточно стройную теорию общеэкономического равновесия, объясняющую автоматическое обеспечение равенства доходов и расходов при полной занятости, которая не вступает в противоречие с действием закона Сэя. Исходным моментом этой теории является анализ таких категорий, как процентная ставка, заработная плата, уровень цен в стране. Эти ключевые переменные, которые в представлении классиков являются гибкими величинами, обеспечивают равновесие на рынке товаров, рынке труда и денежном рынке. Ставка процента уравновешивает спрос и предложение инвестиционных средств; гибкая заработная плата уравновешивает спрос и предложение на рынке труда, так что сколько-нибудь продолжительное существование вынужденной безработицы просто невозможно; гибкие цены обеспечивают «расчищение» рынка, так что длительное перепроизводство (или недопроизводство) также оказывается невозможным; увеличение денежной массы в обращении ничего не меняет в реальном потоке товаров и услуг, оказывая лишь влияние на номинальные величины (номинальный ВВП, номинальная заработная плата, абсолютный уровень цен в стране).

Таким образом, рыночный механизм в теории классиков сам по себе способен исправлять дисбалансы, возникающие в масштабах национальной экономики, и вмешательство государства оказывается ненужным. А раз так, то может показаться, что невозможно рассматривать классическую теорию как аналитическую базу макроэкономической политики правительства Курс экономической теории: учебник / Под.ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- 6-е изд. - Киров: «АСА». - 2007. - С.407., если главным в этой политике провозглашается принцип «laissez-faire», т. е. принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь.

2.2 Макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»

Макроэкономическое равновесие - это равенство совокупного спроса и совокупного предложения, это состояние экономики, когда весь произведенный национальный продукт равен совокупным расходам.

Графически данная модель представлена на рисунке 4.

Рис.4 Макроэкономическое равновесие: модель «AD-AS»

Модель «AD-AS» позволяет рассмотреть механизм формирования равновесного объема национального производства в краткосрочном периоде в условиях изменяющихся цен.

Макроэкономическое равновесие достигается тогда, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Видно, что равновесие наступает в точке пересечения кривых совокупного спроса AD и совокупного предложения AS. Проекции точки равновесия на вертикальную и горизонтальную оси дают соответственно равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства. Равновесие можно рассматривать на трех участках кривой AS: горизонтальном, промежуточном и вертикальном.

На рис. 4 изображены три возможные ситуации макроэкономического равновесия (точки E1, Е2 и Е3). Точка Е1 отражает ситуацию макроэкономического равновесия при высоком уровне безработицы и негибкости цен. Увеличение совокупного спроса на кейнсианском отрезке приводит к увеличению реального объема национального продукта, но не затрагивает уровня цен, так как экономика, выходя из кризиса, задействует имеющиеся мощности. Точка Е2 характеризует макроэкономическое равновесие в условиях неполной занятости, наличия «узких мест» в экономике и отставания темпов роста заработной платы от темпов роста товарных цен. Увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке приводит к увеличению, как реального объема ВНП, так и уровня цен, т.к. экономика приближается к состоянию полной занятости Точка Е3 - это равновесие в условиях полной занятости. На классическом отрезке увеличение совокупного спроса приводит к повышению уровня цен, а реальный объем ВНП не может выйти за пределы своего уровня «при полной занятости» - ресурсы исчерпаны.

Приспособление экономики в случае отклонения от различных равновесных состояний в точках E12 и Е3 будет происходить по-разному. В кейнсианском случае, когда цены и заработная плата жестки, возвращение в точку равновесия E1 будет происходить за счет колебаний в объемах реального ВВП. Фирмы будут сокращать или расширять производство при неизменном уровне цен в стране. В промежуточном случае отклонение от точки Е2 будет сопровождаться приспособлением экономики к равновесному состоянию путем изменения и уровня цен, и объемов выпуска. В классическом случае при отклонении от точки Е3 возвращение к равновесному состоянию будет происходить только за счет изменения гибких цен и за работной платы без каких-либо изменений в объеме реального выпуска, поскольку экономика уже находится на уровне потенциального ВВП.

Итак, можно сделать вывод, что в случае жестких цен реальные объем ВВП определяется колебаниями совокупного спроса, так как цены и заработная плата негибки. Напротив, в случае гибкости ценового механизма реальный ВВП определяется объемом совокупного предложения.

2.3 Кейнсианская модель общего равновесия

Кейнсианская модель макроэкономического равновесия, как нам уже в самых общих чертах известно, построена на допущении о фиксированных ценах. Поэтому графическая интерпретация равновесия в этом параграфе будет иной, нежели в модели «AD-AS».

Отметим основные положения кейнсианской теории, которые произвели переворот в экономической науке в середине 1930-х гг. и дали толчок развитию макроэкономики. Во-первых, Кейнс, в отличие от классиков, выдвинул положение о том, что не совокупное предложение определяет совокупный спрос, а, наоборот, совокупный спрос определяет уровень экономической активности, т. е. максимально возможный уровень выпуска продукции (совокупное предложение) и, соответственно, занятости. Во-вторых, Кейнс предполагал, что заработная плата и цены не обладают совершенной гибкостью. В-третьих, процентная ставка не уравнивает объемы инвестиций и сбережений, как это представляется в модели классиков. В-четвертых, полная занятость не достигается в экономике автоматически, и это дает основания для государственного вмешательства в экономические процессы.

Совокупный спрос в кейнсианской модели зависит от таких важнейших категорий, как функции потребления и сбережения. И потребление, и сбережения являются, по Кейнсу, функцией дохода. Функция потребления и сбережения имеют следующий вид:

С = С0 + МРС Y (2)

S = - С0 + MPS Y (3)

Где, C - жедаемые расходы на потребление;

S - желаемый уровень сбережений;

Y - совокупный доход;

С0 - автономное потребление;

MPC и MPS - предельные склонности потребления и сбережения соответственно.

Кейнс выдвинул положение, которое принято называть основным психологическим законом: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход» Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Антология экономической классики. Т.2. - М. - 1993. - С.155.. А если так, то часть созданной продукции не сможет быть реализована, предприниматели понесут убытки и будут сворачивать объем производства. Недостаточность склонности к потреблению может привести к хроническому отставанию совокупного спроса от уровня, обеспечивающего полную занятость.

Эмпирические исследования показали, что предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению не изменяются на краткосрочных отрезках времени и нередко остаются одной и той же величиной даже на протяжении длительного периода.

Кейнс вводит в оборот понятие автономного потребления, которое не зависит от уровня дохода. Графически функции потребления и сбережения можно представить следующим образом (см.рисунок 5):

а) б)

Рис. 5 Функции потребления (а) и сбережения (б)Курс экономической теории: учебник / Под.ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- 6-е изд. - Киров: «АСА». - 2007. - С.418-420.

Важнейший компонент планируемых совокупных расходов составляют инвестиции. Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объем национального дохода общества; от его динамики будет зависеть множество макропропорций в национальной экономике. Кеинсианская теория особо подчеркивает тот факт, что уровень инвестиций и уровень сбережений (т. е. источник, или резервуар инвестиций) определяется во многом разными процессами и обстоятельствами. Инвестиции (капиталовложения) в масштабах страны определяют процесс расширенного воспроизводства. Строительство новых предприятий, возведение жилых домов, прокладка дорог, а следователь но, и создание новых рабочих мест зависят от процесса инвестирования, или реального капиталообразования.

Кейнес вводит новое понятие - автономные инвестиции, т.е.инвестиции не зависящие о уровня дохода и составляющие при его любом уровне некую постоянную величину.

Автономные инвестиции и функция инвестиций, которая зависит от уровня процентной ставки, сдвинут точку равновесия на графиках, так как это показано на рисунке 6а и 6б.

а) б)

Рис.6 Равновесный уровень дохода с учетом автономных инвестиций на графике совокупных расходов (а) и сбережений (б) Курс экономической теории: учебник / Под.ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- 6-е изд. - Киров: «АСА». - 2007. - С.424-425.

Автономные инвестиции - это важное допущение, или абстракция. В реальной действительности может сложиться и действительно складывается ситуация, когда растущий объем дохода приводит к росту инвестиций. Речь идет о взаимовлиянии инвестиций и дохода. Автономные инвестиции, осуществленные в виде первоначальной «инъекции», приводят к росту национального дохода.

Чем больше автономные инвестиции, тем выше поднимается график совокупных расходов и тем ближе «заветный» уровень полной занятости. Если же государство будет само осуществлять автономные расходы G, то линия совокупных расходов поднимется еще выше: точка Е1 приблизилась к точке Е2 , соответствующей уровню дохода при полной занятости всех ресурсов (У2) Прибавив к автономным расходам и расходы на чистый экспорт (NX), мы будем все более приближаться к уровню полной занятости (точка F). Общая идея ясна - каждое добавление какого-либо элемента автономных расходов будет сдвигать вверх линию совокупных расходов. Графическая интерпретация модели равновесия по Кейнсу представлена на рисунке 7, которая в экономической теории также известна как «кейнсианский крест».

Рис.7 «Кейнсианский крест» Курс экономической теории: учебник / Под.ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- 6-е изд. - Киров: «АСА». - 2007. - С.427.

Рисунок 7 - наглядная графическая иллюстрация той благотворной роли государственных расходов и стимулирования инвестиций в частном секторе, которой огромное значение придавал КейнсЭкономическая теория / Под ред. Дж.Итуэлла, М.Милгейта, П.Ньюмена: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М. - 2004. - С.454..

Наращивание любого из компонентов автономных расходов ведет к росту национального дохода и способствует достижению полной занятости еще и в силу определенного эффекта, который известен в экономической теории под названием эффекта мультипликатораЭкономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. - М.: Изд-во «Экзамен». - 2005. .

Подчеркнем еще раз различия в кейнсианском и неоклассическом подходе к определению макроэкономического равновесия. Во-первых, в классической модели длительная безработица представлялась невозможной. Гибкое реагирование цен и ставки процента восстанавливало нарушенное равновесие. В модели, предложенной Кейнсом, равенство инвестиций и сбережений может осуществляться и при неполной занятости.

Во-вторых, классическая модель предполагала существование гибкого ценового механизма, органически присущего рынку. Кейнс подверг сомнению этот постулат: предприниматели, столкнувшись с падением спроса на свою продукцию, не снижают цены. Они сокращают производство и увольняют рабочих, отсюда - безработица со всеми вытекающими социально-экономическими конфликтами, и «невидимая рука» рыночного механизма не может обеспечить стабильную полную занятость.

В-третьих, сбережения являются, прежде всего, функцией дохода, а не только уровня процента, как утверждалось в теории классиков.

Заключение

Анализ модели AD - AS показывает, что законы рыночного равновесия действуют и на уровне национальной экономики в целом. Она служит схемой для объяснения основных сил, действующих в экономике, и их последствий. Модель дает возможность сделать вывод о необходимости или нежелательности государственного вмешательства в экономику.

На проблему государственного воздействия на экономику ученые, принадлежащие к разным школам, имеют принципиально различные мнения.

Классическая точка зрения состоит в том, что рыночная экономика не нуждается в государственном регулировании совокупного спроса и совокупного предложения. Рынок является саморегулируемой системой. Инструментами саморегулирования являются цены, заработная плата, процентная ставка, колебания которых в условиях конкуренции уравнивают спрос и предложение на товарном, денежном и ресурсном рынках, что в конечном итоге ведет к ситуации полного и рационального использования ресурсов. Поэтому в саморегулируемой рыночной экономике вмешательство государства в воспроизводственные процессы может принести только вред.

Кейнсианская точка зрения основывается на том, что государству необходимо контролировать и регулировать совокупный спрос, чтобы он соответствовал совокупному предложению. Целевыми приоритетами кейнсианской политики являются занятость и стабильность экономического роста, а инструментами-государственный бюджет и кредитно-денежная политика. Дж. Кейнс и его последователи исходили из того, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, поэтому требуется вмешательство государства.

Список использованной литературы

1. Бродская Т.Г., Видяпин В.И., Громыко В.В. и др. Экономическая теория: Учеб.пособие. - М.: РИОР. - 2008. - 208 с.

2. Булатов А.С.: «Экономика». Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2001.

3. Бункина М.К. Семенов В.А Макроэкономика. Учебное пособие. - М.: Издательство “Эльф К - пресс”. - 2004. - 365 с.

4. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. - М.: ИНФРА-М. - 2002.

5. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Антология экономической классики. Т.2. - М. - 1993.

6. Курс экономической теории: учебник / Под.ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- 6-е изд. - Киров: «АСА». - 2007. - 848 с.

7. Сакс Дж., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. - М.: Дело. - 1996. - 416 с.

8. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. - М.: Эксмо. - 2008. - 448 с.

9. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. - М.: Высшее образование. - 2006. - 654 с.

10. Экономическая теория / Под ред. Дж.Итуэлла, М.Милгейта, П.Ньюмена: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М. - 2004. - 931 с.

11. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, А.И,Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. - М.: ИНФРА-М. - 2003. - 714 с.

12. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. - М.: Изд-во «Экзамен». - 2005. - 592 с.

13. Макроэкономическое равновесие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://finanalys.ru/main.html




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Анализ и описание работы, разработка требований к кандидатам (на примере должности инспектора по кадрам ООО "Вита")
Курсовая работа Отношение студентов к браку
Курсовая работа Дивидендная политика предприятия
Курсовая работа Оборудование при газлифтной и фонтанной эксплуатации скважин
Курсовая работа Диагностика профессиональной пригодности специалистов
Курсовая работа Планирование производственной мощности
Курсовая работа Формально-юридические аспекты и актуальные проблемы законотворческого процесса в Российской Федерации
Курсовая работа Пути повышения экономической эффективности производства яиц на примере ОАО Барановичская птицефабрика
Курсовая работа Разработка и принятие управленческих решений
Курсовая работа Тарифная система, как основной элемент организации заработной платы
Курсовая работа Управление персоналом проекта и психологические аспекты
Курсовая работа Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики
Курсовая работа Формирование правового государства
Курсовая работа Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях
Курсовая работа Влияние процесса коммуникации на эффективность управления организацией