Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Микроэкономика в системе экономических знаний


4

4

Микроэкономика в системе экономических знаний

Курсовая работа

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Сущность микроэкономики

1.1. Микроэкономика как часть современной экономической теории

1.2. Функции современной микроэкономики

1.3. Позитивная и нормативная микроэкономика

2 Особенности объекта и предмета микроэкономики как науки

2.1.Предмет микроэкономики

2.2. Объект микроэкономики

2.3. Проблема выбора как объект микроэкономического анализа

3 Методология и методы микроэкономики

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Термин «экономика» происходит от двух греческих слов: «ойкос» -- дом или хозяйство, и «номос» -- учение или закон. То есть получается, что экономика -- это искусство, навыки или умение правильно вести домашнее хозяйство.

Экономика выступает как материаль-ная основа для существования общества. Дело в том, что экономика предоставляет в готовом виде те ресурсы, которые необходимы для дальнейшего развития других сфер.

Микроэкономика выступает как особый раздел в фундаментальном курсе экономической теории.

Наиболее устойчивой является структура курса экономической теории, в основу которой положен предмет экономической науки -- экономика и ее уровни -- отдельное предприятие, фирма, национальная экономика, интернациональные процессы в эко-номике. Структурно экономическая теория включает в себя три раздела: микроэкономику, макроэкономику и мировую экономику.

В общих основах экономической теории дается характеристика понятия общества и экономики, материального производства как основы жизни человеческого общества; обосновывается необходимость изучения законов и закономерностей развития общественного производства, раскрываются предмет и объект экономической теории, показывается исторический процесс развития данной науки. В данном разделе исследуются природа экономической системы общества, место и роль отношений собственности в экономической системе и в совокупности экономических отношений.

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов. В центре ее анализа - цены отдельных товаров, затраты-издержки, формы и механизмы формирования капитала и функционирования фирмы, механизм ценообразования, мотивация труда. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне, каким образом фирмы планируют численность рабочих, как потребители принимают решения о покупке товара и как на его выбор влияют изменения цен и доходов потребителей. Микроэкономика помогает понять взаимодействие субъектов экономики и в отраслях промышленности.

Макроэкономика изучает экономические процессы и явления на уровне государства. Объект ее исследования - национальный продукт, экономический рост, занятость, инфляция. Макроэкономика рассматривает экономические процессы на уровне национальной экономики.

Мировая экономика рассматривает экономические отношения в мировом сообществе, принципы их функционирования и регулирования.

Объектом исследования курсовой работы является составная часть экономической науки микроэкономика.

Целью данной работы является изучение места и роли микроэкономики в системе экономических знаний.

Для осуществления данной цели в работе поставлены следующие задачи:

- исследовать объект и предмет микроэкономики;

- рассмотреть методы и функции микроэкономики;

- изучить роль микроэкономики в системе экономических знаний.

При выполнении работы использованы методы экономического анализа, сравнения и описание.

В процессе написания курсовой работы использовалась литература следующих авторов: Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н., М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов, Лемешевский И.М., Лутохина Э.А., Седов В.В., Тарасевич Л., Гребенников П., Леусский А.

1 СУЩНОСТЬ МИКРОЭКОНОМИКИ

1.1 Микроэкономика как часть современной экономической теории

Экономическая наука возникла в результате поиска ответов на вопрос: от чего зависит благосостояние наций? Более двух столетий (XV - XVII вв.) в период становления экономической теории прошли в основном в дискуссиях меркантилистов о том, что в большей степени способствует обогащению страны: дешевая национальная валюта и запрет на ввоз иностранной валюты или превышение экспорта над импортом. Наукой в истинном смысле этого слова экономика была признана лишь в конце XVIII в., благодаря исследованиям физиократов и основоположников классической школы, которые считали, что основной источник богатства народов - это общественное разделении труда, координируемое невидимой рукой рынка. Признав это экономисты переориентировали свое основное внимание на изучение этого загадочного и удивительного мира. И в этом они видели предмет своего исследования. Они стали искать объяснение тому, как в сфере ограниченных ресурсов решаются вопросы: что, как и для кого производить? В середине XIX в. описание механизма функционирования рынка в виде теории ценности практически полностью охватывало область научных интересов экономистов.

Со второй половины XIX в. экономическая теория стала развиваться по трем направлениям, существенно различающимся методологией исследования.

Продолжатели традиций классической школы - неоклассики, благодаря совершенствованию классических методов экономического анализа, создали к началу ХХ в. стройную теорию рыночного хозяйства, в которой экономическая роль государства была сведена к минимуму. Их основополагающий вывод, что хозяйственная жизнь страны протекает на основе объективных законов, подобно тому как законы природы независимо от воли и желания людей определяют движение планет, породил два альтернативных течения экономической мысли.

Экономисты исторической школы пытались оспорить наличие экономических законов наряду с естественными. По их мнению, экономическая жизнь страны регулируется не механизмом рынка, а специфическими для каждой нации исторически сложившимися социальными институтами, среди которых решающая роль принадлежит государству. В отличие от неоклассиков, совершенствовавших методы экономического анализа, представители исторической школы предпочитали интерпретировать экономические явления с позиций философии и социологии. В настоящее время это направление экономической мысли развивают институционалисты. [7,c.24]

Другой альтернативой классической экономической концепции стала «политическая экономия пролетариата» - экономическое учение К. Маркса, развивавшееся в ХХ в. в виде марксистско-ленинской политэкономии. Не отрицая наличия объективных экономических законов, марксисты, согласно методу «исторического материализма», обосновывают исторически преходящий характер рыночных отношений, их несовместимость с представлениями людей о социальной справедливости. К концу ХХ в. популярность социалистической экономической концепции значительно снизилась из-за неэффективного функционирования экономики в странах «реального социализма».

Экономические исследования в рамках основного, неоклассического направления в ХХ в. существенно продвинулись вперед во многом благодаря Дж. М. Кейнсу. Его оригинальный подход к анализу национального хозяйства значительно расширил современные представление о характере функционирования рыночной экономики и привел к возникновению нового раздела экономической теории - макроэкономики, предметом изучения которой стали факторы, определяющие объем и динамику национального дохода, занятость, уровень цен, темпы инфляции, конъюнктурные циклы, темпы экономического роста. Традиционные проблемы теории ценности: согласование хозяйственных целей множества индивидуальных потребителей и производителей посредством рыночного ценообразования и механизм распределения национального дохода - выделились в другой раздел современной экономической теории - микроэкономику.

В учебных программах для вузов результат развития основной парадигмы экономической науки (концепция классической школы представления неоклассиков современные учения неокейнсианцев и «новых» классиков) представлен в виде курса «Экономика» («Economics»), состоящего из двух разделов: микроэкономики и макроэкономики. Имея один и тот же объект исследования - национальное хозяйство, микро- и макроэкономика различаются кругом изучаемых проблем и инструментами анализа. [7,c.25]

Выделение микроэкономики произошло в экономической теории относительно недавно - в 30-х годах ХХ века. Изучение ее особенностей помогает полнее учитывать их в механизме регулирования и решения микроэкономических проблем.

Слово «микроэкономика» является производным от слов «микро» и «экономика». Нам уже известно, что означает второе слово. Сейчас необходимо понять значение слова «микро».

По-гречески слово «микро» означает «малый». Получается, что дословно «микроэкономика» есть «малая экономика». Но это не вполне точно. За понятием «микроэкономика», как и за понятием «экономика», надо видеть два смысла. Во-первых, микроэкономика - это наука, выступающая как часть общей экономической науки, точнее, как раздел экономической теории. Во-вторых, микроэкономика - это объект изучения, являющийся лишь частью экономики как общественного хозяйства. Когда мы говорим о микроэкономике как науке, то слово «микро» в названии этой науки указывает на ее важнейший принцип - принцип экономического атомизма, предполагающий изучение отдельных составляющих экономики как народнохозяйственной системы.

Специфика микроэкономического анализа состоит в том, что изучение общественного хозяйства начинается с исследования его первичных звеньев - отдельных производителей и потребителей (фирм и домашних хозяйств). Микроэкономический подход основан на методологии индивидуализма, в соответствии с которой характер функционирования экономической системы выводится из поведения отдельных экономических субъектов.

Микроэкономика исследует цели и средства отдельных экономических субъектов, условия совместимости их хозяйственных планов, механизм взаимодействия и координации индивидуальных хозяйств. В современной экономике эта координация в значительной степени осуществляется через механизм рыночного ценообразования, который и является основным предметом исследования микроэкономики.

Изучение микроэкономики дает ответы на многочисленные вопросы, связанные с проблемами индивидуального выбора в рыночном хозяйстве: как принимаются решения о том, что производить, что покупать, как распределить свои сбережения во времени, как сделать выбор в пользу дополнительной работы или досуга и т.д. Поскольку речь идет о децентрализованной системе, которой и является рынок, информационным сигналом для принятия решений во всех указанных и многих других примерах является цена. Не случайно микроэкономику как раздел экономической теории часто называют наукой о ценообразовании. В центре нашего внимания и будет находиться процесс установления цен на рынке факторов производства, т.е. рынке труда, рынке капитала, рынке земельных ресурсов. Особое внимание будет уделено и тем случаям, когда ценовой сигнал искажается, или, другими словами, цена дает неверную информацию о потребностях общества. Таким образом, нам представится возможность сравнить рыночный механизм с альтернативными системами хозяйства и дать оценку эффективности их функционирования.

Отношения людей в экономике усложняются тем, что кроме отношений на предприятии они дополняются затем отношениями на рынке данного товара и других рынках, отношениями с государством, а также внешнеэкономическими отношениями. И все они становятся объектами изучения экономической теории. Микроэкономика, являясь частью этой теории, имеет такой же объект исследования - они изучает экономическую жизнь, деятельность людей и их отношения.

Но вместе с тем, представляя собой часть экономической теории, микроэкономика имеет ряд своих отличительных черт, особенностей, которые придают ей специфику, делают особым разделом экономической теории.

Первая особенность заключается в том, что микроэкономика главное внимание уделяет изучению не целого (экономика всей страны), а отдельных экономических единиц, т.е. обособленных объектов - участников экономической жизни, которые самостоятельно принимают экономические решения и реализуют их в собственной экономической деятельности. Эта особенность микроэкономики называется принципом экономического атомизма. [8,c.31]

Вторая особенность микроэкономики - ее опора на исходное предположение о рациональности действий экономических субъектов. Эта рациональность с точки зрения экономики состоит в том, что субъект определяет, с одной стороны, выгоды своих действий, а с другой стороны, затраты и сопоставляет их друг с другом. Выгодами при таком подходе будут те блага, которые получает данный субъект от своих экономических действий. А затратами - те блага, которых субъект лишается при своих действиях. Рациональность экономического поведения субъекта будет заключаться в его стремлениях действовать так, чтобы увеличивать выгоды. Такая особенность подхода в микроэкономике получила название принципа экономического рационализма.

Третья особенность микроэкономики связана с применяемыми ею методами анализа. Особое значение здесь имеет так называемый принцип предельного подхода.

Дело в том, что экономика вообще и микроэкономика в частности находятся постоянно в процессе движения, изменения. Это делает необходимым изучение не только конечных результатов и выгод, но и тех изменений, которые происходят в самом процессе хозяйствования, в движении. Такими изменениями могут быть дополнительные приросты либо, наоборот, потери, снижения промежуточных результатов. Субъекту микроэкономики (фирме) важно так строить свою экономическую деятельность, чтобы добавочная (т.е. предельная) выгода превышала добавочные (предельные) затраты. Такой метод и носит название принципа предельного подхода. [8,c.33]

1.2 Функции современной микроэкономики

Как и в экономической теории в микроэкономике можно выделить следующие функции: познавательную, теоретическую, методологическую, практическую и идеологическую функции (рис.1).

Выполняя познавательную функцию и выступая как позитивная наука, микроэкономика объясняет экономические явления на микроуровне - уровне отдельных предприятий, домохозяйств, рынков отдельных товаров. Многие выводы и положения этой науки не всегда применимы к макроуровню. Соответственно, не всегда даваемые микроэкономикой прогнозы сбываются применительно ко всей национальной экономике. Микроэкономика утверждает, что повышение цен на товар ведет к увеличению его предложения на рынке, но в экономике в целом не всегда рост цен на всю товарную массу предполагает увеличение объемов национального производства.[6,c.16]

Функции экономической теории

Содержание функции

1. Познавательная

Объяснение экономической практики.
Образование

2. Теоретическая

Познавание сущности экономических
процессов.
Разработка системы категорий и законов

3. Методологическая

Разработка и уточнение общих и частных приемов исследования.
Формирование теоретического фундамента для всей экономической науки

4. Практическая

Выработка конкретных рекомендаций по
совершенствованию хозяйственного механизма

5. Идеологическая

Выработка системы ценностей, определение ориентиров и идеалов экономического развития.
Формирование экономического сознания

Рис. 1. Содержание основных функций современной микроэкономики

Следует особо подчеркнуть, что при формировании теоретической базы современная микроэкономика широко использует не только «собственные», но и специальные знания, выработанные отраслевыми и функциональными разновидностями экономической науки, включая экономическую статистику, экономику предприятия, экономико-информационные науки и т. д. Это заметно облегчает выполнение микроэкономикой соответствующих функций.

На современном этапе развития экономической науки можно было неоднократно наблюдать, как вслед за возникновением необходимости усиления теоретического анализа в определенном сегменте хозяйственной практики микроэкономика в буквальном смысле слова врывалась в «сферу интересов» смежных отраслевых экономических наук, использовала их выводы для конкретизации собственных теоретических построений.

Методологическая функция этой науки также ограничена микроуровнем. Микроэкономика предстает как методологическая основа конкретных экономических дисциплин, изучаемых теми, кто намерен стать предпринимателями или работать на предприятиях в качестве менеджеров, маркетологов, бухгалтеров, аудиторов и т.д. Эта функция связана с
разработкой новых и высокоэффективных общих и частных
приемов экономического анализа поведения хозяйствующих
субъектов на различных рынках товаров и услуг, капитала и
других факторов производства.

Что касается практической функции, то она заключается в том, что многие положения микроэкономики имеют значение для всех субъектов экономики, которые так или иначе выступают как микросубъекты: производители, потребители, покупатели, продавцы. Например, зная теорию потребительского поведения, каждому человеку как потребителю можно более рационально использовать имеющиеся в его распоряжении доходы. Тем самым микроэкономика предстает как нормативная наука. Важная особенность микроэкономики как науки заключается в том, что ее положения могут быть заложены в основу экономической политики, осуществляемой не только на микроуровне, но и на макроуровне. Это означает, что микроэкономика имеет влияние и на государство, которое предстает прежде всего как субъект макроэкономики. Так, отдельные положения микроэкономики помогают государству принимать правильные решения в области налоговой политики, социальной сфере, при проведении политики цен и доходов.[6,c.17]

Выполняя идеологическую функцию, микроэкономика защищает сложившуюся систему ценностей и приоритетов социально-экономического развития (частная собственность и экономическая свобода; предприимчивость как фактор производства; право на хозяйственный риск; полная экономическая ответственность; право на присвоение по труду и капиталу; непринятие уравниловки, социального иждивенчества и монополизма).[4,c.44]

Система идеологических ценностей выступает в качестве своеобразного ориентира при формировании экономического сознания. С обоснованных идеологических позиций микроэкономика исследует проблемы развития национального предпринимательства, экономической независимости страны, обеспечения для национального капитала высоких конкурентных позиций на внутреннем и внешнем рынках.

Особую идеологическую нагрузку современная микроэкономика принимает на себя на этапе демонтажа административно-командной системы и формирования новой прогрессивной экономической системы рыночного типа.

1.3 Позитивная и нормативная микроэкономика

Обособление микроэкономики на позитивную и нормативную часть произошло еще в начале XX века и продолжает сохраняться. Было бы большой ошибкой не замечать данное обстоятельство (рис. 2).

Позитивный анализ предполагает научное объяснение сложившейся ситуации и прогнозирование дальнейшего экономического развития. Здесь нет никаких оценочных суждений. Главное -- это познание логики и закономерностей экономического развития.[4,c.45]

Позитивный анализ стремится обнаружить причинно-следствейные зависимости между экономическими явлениями, степень влияния тех или иных структур на общее состояние экономической системы. При исследовании экономического явления доминируют количественный анализ и функциональный подход.

В позитивном анализе на первом месте прежде всего диагностика экономического процесса. Мы получаем конкретные ответы на вопросы: «что на самом деле имеем?», «что в ближайшем будущем будем иметь?».

Наоборот, нормативный анализ сплошь и рядом содержит оценочные суждения типа «плохо это или хорошо», «справедливо или несправедливо», затрагивает проблемы социальной справедливости. Здесь стремятся ответить на вопрос ЧТО должно быть? С таких позиций пытаются определить будущее идеальное состояние национальной экономики.[4,c.44]

Рис.2 Позитивная и нормативная часть современной микроэкономики

В нормативной микроэкономике стремятся доказать, каким должна быть ситуация, к какому идеальному положению следует стремиться с учетом здравого смысла и рекомендаций экономической науки. Экономические процессы оцениваются с учетом того или иного социального критерия. Не столь редко оказывается, что система ценностей, выступающая в роли такого критерия, вытекает из доминирующего в обществе политического, философского или религиозного мировоззрения.

Таким образом, нормативная микроэкономика сохраняет дух декабристов и реформаторов. На современном этапе развития экономической науки положительным моментом нормативного подхода к реальной действительности выступает то, что в системе базовых оценок (критерия) преобладают не эмоции и идеологические догмы (как это было еще недавно), а теоретические выводы, которые прошли серьезную проверку практикой.

2 ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА МИКРОЭКОНОМИКИ

КАК НАУКИ

2.1 Предмет микроэкономики

То, что изучает наука -- есть ее предмет. В качестве предмета экономической теории было выделено экономическое поведение людей в производстве и потреблении материальных благ в целях удовлетворения все возрастающих потребностей, при признании абсолютной и относительной ограниченности ресурсов, необходимости их рационального использования, что порождает проблему принятия оптимального решения [3,c.35].

Такое достаточно широкое определение предмета экономической теории полностью пригодно и для микроэкономики. Но в реальном секторе экономики люди достаточно организованы. В качестве действующих лиц здесь выступают хозяйствующие субъекты, которые принимают решения, преследуя конкретные цели.

Поэтому в качестве предмета современной микроэкономики следует признать экономическое поведение хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики.

Уточним приведенное общее определение предмета микроэкономики (рис. 3).[4,c.21]

Первое. В условиях действия закона редкости ресурсов микроэкономика формулирует основные принципы рационального поведения всех типов хозяйствующих субъектов, включая предприятия, фирмы, домашние хозяйства и т. д., изучает механизм принятия оптимальных управленческих решений.

Второе. Микроэкономика раскрывает содержание экономической и социальной эффективности, разрабатывает критерии и соответствующие показатели, которые используются при оценке конечных результатов хозяйствования.

Третье. Современная микроэкономика может быть представлена как совокупность теорий, включая теории производства, теории фирмы, теории ценообразования, теории развития рыночных отношений и антимонопольного регулирования, наконец, теории издержек производства, дохода и прибыли.

данные теории и другие концепции, приведенные в строгую систему, выступают в качестве важнейших компонентов современного микроэкономического анализа.

Четвертое. Микроэкономика изучает экономические отношения, возникающие в процессе производства, обмена, распре деления и потребления материальных благ на уровне хозяйствующих субъектов. Раскрывая содержание данных отношений, современная микроэкономика исследует отношения присвоения и собственности, формирование и развитие экономических интересов хозяйствующих субъектов.[5,c.25]

Рис.3. Предмет и объекты исследования современной микроэкономики

2.2 Объект микроэкономики

Главным объектом внимания со стороны микроэкономики как науки являются люди как субъекты (агенты) экономики, причем не экономики вообще, а рыночной экономики. Это означает, что они наделены экономической свободой, самостоятельно определяя свое поведение в экономике. Поэтому микроэкономику прежде всего считают наукой о поведении хозяйствующих субъектов.

В первую очередь, к таким субъектам относят людей как товаропроизводителей, местом производственной деятельности которых являются предприятия. Поскольку в современных условиях предприятия регистрируются либо как физические, либо как юридические лица, то в качестве

хозяйствующих субъектов могут выступать предприятия или фирмы.

В рыночной экономике предприятие предстает как сфера предпринимательской деятельности, поэтому главным субъектом микроэкономики как микрохозяйства и объектом изучения микроэкономики как

науки является предприниматель. Поведение предпринимателей в системе рыночных отношений предстает как важнейшая часть предмета микроэкономики.

Но субъектами экономики являются и потребители. Микроэкономика рассматривает их как представителей домохозяйств. Домохозяйство - это один, два и более человек, объединенных общими доходами и имуществом потребительского назначения. По существу, это семьи, выступающие в качестве субъектов экономики. Поведение таких субъектов также изучается микроэкономикой как наукой.[6,c.21]

Эта наука рассматривает домохозяйства не только как потребителей, но и как собственников различных факторов производства: труда, земли, капитала. В условиях рыночной экономики они предстают как продавцы этих факторов. В роли покупателей выступают предприятия (фирмы). Купля-продажа факторов производства осуществляется на соответствующих факторных рынках.

Получается, что главные субъекты микроэкономики - это фирмы и домохозяйства. Их отношения строятся по следующей схеме:

Рис.4. Субъекты современно микроэкономики

На схеме можно видеть, что, с одной стороны, домохозяйства предстают в роли продавцов каких-то факторов производства на соответствующих факторных рынках и получателей дохода от их продажи, а с другой -покупателей, использующих свои доходы для покупки потребительских товаров на соответствующих рынках. Фирмы являются и покупателями факторов у домохозяйств, и производителями нужных домохозяйствам товаров. Подобное взаимодействие происходит между множеством домохозяйств и фирм. Причем, как правило, покупает какой-то фактор у данного домохозяйства одна фирма, а продают ему товары другие фирмы.

Схема также показывает, что составной частью предмета микроэкономики является поведение людей как покупателей и продавцов на самых различных рынках, а сами рынки выступают в качестве важнейшего объекта изучения со стороны этой науки.

Субъектом экономики является государство, но микроэкономика рассматривает его в основном в качестве внешнего для экономики фактора. Государство следит за тем, чтобы экономика нормально функционировала, чтобы ее субъекты соблюдали установленные законы и правила, принимая необходимые меры к нарушителям.

Субъектами экономики могут быть и различные общественные объединения и организации. Это общества по защите прав потребителей, объединения по борьбе с наркотиками, проституцией, порнографией и т.п. Однако деятельность подобных субъектов также не привлекает особого внимания микроэкономики.[5,c.28]

В целом микроэкономика имеет дело с субъектами экономики как производителями и потребителями и, соответственно, как покупателями и продавцами, объясняя их поведение в системе экономических отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления товарных благ. Эти отношения и составляют предмет данной науки.

2.3 Проблема выбора как объект микроэкономического анализа

Главной проблемой, которой занимается микроэкономика, является проблема выбора в условиях рыночной экономики. Перед ней стоят все субъекты экономики.

Прежде всего возникает проблема выбора целей экономической деятельности, которые у разных субъектов экономики могут быть разные. Но если говорить о целях товаропроизводителей, то микроэкономика сводит их к максимизации прибыли. Когда же товаропроизводитель становится продавцом, то его цель заключается в максимизации получаемого от продажи товара дохода. Целью покупателя считается максимизация приобретаемой полезности, а целью потребителя - максимальное удовлетворение потребностей при данных расходах на приобретение товарных благ.

Отмеченные цели различных субъектов микроэкономики могут быть достигнуты различными путями. Так, получение прибыли возможно в результате производства и продажи самых разных товаров. Значит, перед производителем стоит проблема выбора выгодного товара. Как делается такой выбор, какими правилами при этом надо руководствоваться . все это объясняет микроэкономика. Объясняет эта наука и поведение потребителей при выборе товарных благ с целью максимизации степени удовлетворения своих потребностей.[6,c.24]

Определение цели предполагает и выбор средств ее достижения. В любой экономике это означает выбор ресурсов и выбор путей, способов их использования. В рыночной экономике для предприятий как товаропроизводителей наряду с трудовыми, капитальными, материальными и природными ресурсами важное значение приобретают денежные ресурсы, способные превращаться в любые ресурсы как производственного, так и непроизводственного назначения.

Возможны самые различные варианты использования денежных средств, причем в силу их ограниченности приобретение на них одних ресурсов предполагает отказ от приобретения других.

Понятие «редкость» является ключевым для микроэкономики как науки. Здесь это понятие имеет не физический, а экономический смысл, так как отражает состояние экономики и происходящие в ней процессы. С одной стороны, в нем отражается факт безграничности потребностей субъектов экономики, с другой - ограниченность имеющихся у общества экономических ресурсов. Именно редкость обусловливает отношения собственности, закрепляющие право пользования редкими благами за определенными собственниками. Поэтому все субъекты экономики рассматриваются микроэкономикой как собственники различных благ и ресурсов.

Понятие «редкость» микроэкономика тесно увязывает с понятием «эффективность». Эффективность здесь характеризует степень полноты достижения поставленной цели при данных ресурсах. Вот почему микроэкономика много внимания уделяет анализу условий, при которых можно максимизировать поставленную цель, например, получить максимум прибыли или максимальное удовлетворение потребностей, и одновременно минимизировать необходимые для этого ресурсы.

Хорошо известно, что стремление человека максимизировать потребление и минимизировать свое участие в производстве характеризует его как человека рационального. Именно человек рациональный является объектом внимания микроэкономики. Вот почему микроэкономику называют также наукой о рациональном поведении субъектов рыночной экономики.

Микроэкономика считает, что принимать эффективные экономические решения помогает именно рынок, посылая рациональным субъектам соответствующие импульсы и сигналы. Решающую роль в этом играет конкуренция и цены. Конкуренция заставляет принимать эффективные решения и действия, а цены дают необходимую для этого информацию. Благодаря им производители знают, что, сколько, как и для кого производить, а потребители - какие и сколько товаров приобретать при минимальных затратах на них и как их потреблять (в каком сочетании) для максимального удовлетворения своих потребностей. [2,c.46]

Вот почему микроэкономика значительное внимание уделяет вопросам функционирования рыночного механизма, законам, которым он подчиняется, и тому, как он определяет поведение субъектов экономики.

3 МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ МИКРОЭКОНОМИКИ

Чтобы проникнуть в сущность экономических явлений и выдвинуть конкретные практические рекомендации, микроэкономика обязана руководствоваться соответствующей научной методологией.

Методология проявляется как способность мыслить научными категориями и понятиями.

Можно сказать, что методология обнаруживается как технология теоретического мышлений. Методология современной микроэкономики определяет способы получения научных знаний о складывающейся практике хозяйствования, а также пути приведения в стройную научную систему разрозненных экономических знаний.[1,c.18]

Методология микроэкономики включает метод и теоретическую основу.

Метод выступает как совокупность общемировоззренческих принципов, общих научных методов и частных приемов познания.

Чтобы дать логически непротиворечивое и эмпирически подтверждаемое объяснение экономическим событиям, ученые используют ряд универсальных научных приемов: вводят понятия для обозначения наблюдаемых явлений, выдвигают гипотезы о формах взаимозависимости между объектами наблюдения, создают концепции (модели), описывающие механизм протекания экономических процессов.

Специфика предмета микроэкономики как науки обусловливает особенности ее методов.

Среди общенаучных методов познания современная микроэкономика активно использует такие методы как научное абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, единство качественного и количественного анализа, системно-структурный анализ и др.

Единство количественного и качественного анализа. Необходимость использования количественного анализа обычно ни у кого не вызывает особых сомнений. Сложнее всегда обстоит дело с тем, чтобы количественный анализ органически дополнить качественным анализом, который предполагает исследование природы экономических отношений.[4,c.28]

Важность качественного анализа состоит в том, что он непосредственно затрагивает святая святых -- отношения собственности и присвоения, механизм формирования экономических интересов хозяйствующих субъектов. Не секрет, что качественный анализ направлен на обнаружение экономических противоречий или внутренних несоответствий хозяйственного механизма. Это всегда придает качественному анализу особую социальную актуальность.

Только качественный анализ, предполагающий исследование реальных
экономических отношений (управление; присвоение; принципы функционирования акционерного общества, выделение тенденций формирования эффективного собственника и т. д.), в состоянии дать ответ на поставленный вопрос и сдвинуть дело с мертвой точки.

Единство количественного и качественного анализа проявляется при использовании такого хорошо известного приема, как сравнение. В процессе сравнения есть возможность сопоставить количественные и качественные параметры изучаемого экономического явления с параметрами (эталоном) уже известного явления. На практике сравнение используется, когда сопоставляются:

а) фактические и прогнозные (плановые) значения;

б) показатели анализируемого предприятия и результаты работы других предприятий отрасли;

в) данные о развитии предприятия в отчетном периоде и среднеотраслевые показатели;

г) различные варианты управленческих решений (бизнес-планов и т. п.).[4,c.29]

Особое практическое значение имеет, например, сопоставление параметров функционирования анализируемого предприятия с данными о результатах деятельности предприятий-конкурентов. Правда, в условиях коммерческой тайны при проведении такого анализа часто приходится довольствоваться лишь косвенными и разрозненными сведениями. Поэтому нужно уметь на основе таких ограниченных данных составлять общую картину.

Системно-структурный анализ. Особое преимущество системно-структурного анализа состоит в том, что такой прием позволяет увязать отдельные части, функции и подсистемы, например, предприятия в единый механизм. Предполагается выделение внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) факторов развития исследуемого хозяйствующего субъекта, обнаружение его «системного качества».

На практике именно неспособность менеджеров предприятия квалифицированно выполнить системно-структурный анализ складывающейся ситуации заметно снижает качество экономических расчетов, что зачастую приводит к банкротству.

Из общенаучных методов использования логически вытекает использование частных приемов исследования. При этом частные методы в состоянии учесть специфику изучаемого экономического явления, сориентированы на решение конкретных практических задач.

Поскольку предметом микроэкономики является поведение субъектов экономики, то в микроэкономике особое значение приобретает метод наблюдения. Речь идет о наблюдении поведения людей как производителей и потребителей, покупателей и продавцов, что позволяет выявить факторы, определяющие то или иное поведение, наличие закономерностей их действия.

Важнейшим методом экономики как науки является метод абстракции. Этот метод особенно широко использует микроэкономика при изучении рыночного механизма, его составных элементов, поведения покупателей и продавцов и т.д. Хотя микроэкономика имеет дело с рынками отдельных товаров, она рассматривает рынок вообще в его абстрактном виде, что помогает лучше понять экономическое содержание рынка, механизм его функционирования.

Определенной спецификой характеризуется метод микроэкономического анализа. В частности, широко используется метод функционального анализа, который требует рассмотрения тех или иных элементов экономики с учетом воздействия на них различных факторов. В результате один рассматриваемый объект предстает как функция, другой - как аргумент. При этом довольно часто применяется метод допущений, предполагающий анализ воздействия одного фактора на другой «при прочих неизменных условиях».[7,c.54]

Важную роль в микроэкономике играет метод предельного анализа. Он предполагает учет изменений в виде прироста тех или иных результатов экономической деятельности: затрат, доходов, продукта, полезности и т.д.

Это, в свою очередь, обусловливает особое значение статистического метода, позволяющего получать данные, необходимые для анализа состояний отдельных рынков, предприятий, делить их, впрочем, как и потребителей, на определенные типы, виды, категории. Данный метод часто используется во взаимосвязи с методом учета равновесных и неравновесных состояний изучаемых объектов: рынков, требующих соотношения доходов и расходов товаропроизводителей, цен и полезностей потребляемых благ и т.д.

Балансовый способ (метод). Особой формой реализации структурного анализа выступает балансовый способ исследования экономического процесса.

Балансовый метод используется для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Он широко применяется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми и финансовыми ресурсами.

Например, определяя обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, составляют баланс, в котором, с одной стороны, отражают потребность в трудовых ресурсах, а с другой -- фактическое их наличие.

Балансовый метод используется при анализе денежных до ходов и расходов домашнего хозяйства. Применяется при по строении простых детерминированных экономических моделей

Широкое применение находят экономико-математические методы, методы моделирования, графические методы, эксперимент.

Моделирование. Значительный научный потенциал, пригодный для познания сущности экономических процессов, сегодня предлагает моделирование.

Любое описание того, как факты экономической жизни связаны между собой, может быть названо моделью [3, с. 23].

При моделировании экономист-исследователь искусственно создает слепок объекта, выдвигает упрощенный и мысленно представляемый вариант реальной действительности -- в виде текстового (вербального), графического, математического и т. п. аналога.

В процессе моделирования предпочтительнее выдвигать не одну, а несколько моделей, которые до определенного момента должны рассматриваться как конкурирующие. В дальнейшем отбрасываются те модели, которые не могут объяснить предыдущее состояние экономического объекта или которые противоречат реальной действительности.

В современной микроэкономике используются модели двух типов -- оптимизационные и равновесные.

Оптимизационные модели применяются при исследовании поведения отдельных хозяйствующих субъектов. С их помощью отыскиваются оптимальные варианты поведения, точки оптимального выбора потребителя и производителя или точки рыночного равновесия. В оптимизационных моделях широко используются предельные величины.

Модели рыночного равновесия выдвигаются при исследовании взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. В таких моделях в качестве переменной величины выступает лишь один экономический параметр. Все остальные рассматриваются как постоянные.

Содержательность и реалистичность, внутренняя непротиворечивость, предсказательная способность и возможность ин формационного обеспечения -- таковы основные требования, которые предъявляются к современной экономической модели.

Реалистичность допущений и объясняющая способность особенно важны для моделей, цель которых -- выявить закономерности поведения экономических агентов.

Графики и рисунки. Сегодня много дискуссий вызывает весьма интенсивное использование в экономической теории графиков, рисунков, схем.

График представляет собой масштабное изображение показателей или чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур.[4,c.36]

Такие построения (чаще всего в двухмерном пространстве) не только выполняют роль наглядной иллюстрации. Очень часто они имеют и аналитическое значение, так как позволяют выявить возможную тенденцию развития (эффект корреляции и т. д.).

Среди графиков выделяются диаграммы, рисунки и т. п.

Диаграммы по своей форме бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные и фигурные. По содержанию диаграмма сравнения показывает соотношение разных объектов (предприятий, фирм и других объектов) по какому-либо показателю. Структурные (секторные) диаграммы позволяют выразить состав изучаемых показателей или исходных элементов, удельный вес отдельных частей в общей величине объекта (показателя). Изображение дается в виде разбитых на сектора геометрических фигур (квадратов, кругов), площадь которых принимается за 100 % или за единицу. Величина сектора, соответствующая определенному показателю, определяется его удельным весом.

При изучении взаимосвязей между отдельными величинами широко используются линейные графики. На оси абсцисс (горизонталь) откладывается значение факторного переменно го показателя (Х), а на оси ординат (вертикаль) отражается значение результативного показателя (У) в соответствии с функцией: Y = F (Х).

Нужно помнить, что графики и схемы сами по себе в отрыве от теоретического анализа ничего не доказывают. Это лишь иллюстрация экономического процесса и не более того.

Поэтому методологически неверно изложение теоретической или практической проблемы начинать с построения графика, схемы и т. п. Вместе с тем нельзя и недооценивать те большие возможности «художественного изображения» отразить в доходчивой форме содержание исследуемого экономического процесса.

Эксперимент. Такой прием часто используется в хозяйственной практике. Эксперимент выступает как искусственное воспроизведение объекта (экономического процесса) в наиболее благоприятных условиях с целью его изучения и накопления практического опыта.

Эксперимент всегда ограничен по масштабу. По сути дела в рамках существующей национальной экономической системы искусственно создается небольшой «экономический заповедник», где отрабатываются новые приемы хозяйствования (налогообложение, порядок банковских платежей, кредитование, привлечение иностранного капитала, интеграция, управление собственностью, оплата труда и т. д.). Следует отметить, что возведение такой резервации часто выступает как единственно возможный способ не только проверить имеющиеся теоретические выводы, но и получить новый практический материал, необходимый для продолжения проводимого научного исследования.

Эксперимент всегда затрагивает сложившиеся экономические интересы, поэтому и отношение к нему в обществе может быть разным. Не исключены и открытое противоборство со стороны определенных структур, стремление дискредитировать результаты практического опыта. К этому и многому другому надо быть готовым. Не следует забывать, что, по крупному счету, экономический эксперимент -- это практический опыт людей над людьми. Поэтому к разработке условий проведения такого эксперимента необходимо относиться предельно ответственно.[1,c.38]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Микроэкономика является одной из двух составных частей современной экономической теории.

Микроэкономика - часть экономической теории в целом, ее важный особый раздел. Как и во всей экономической теории, в микроэкономике изучаются экономические отношения людей, их экономическое поведение и деятельность. Ведь именно люди ищут и находят ресурсы, включают их в процесс производства, производят продукты, товары, получают доходы, используют их для содержания семьи и общества в целом.

Предмет ее исследования - процесс рыночного ценообразования и его роль в национальном хозяйстве.

Субъектами микроэкономики являются домашние хозяйства, предприятия, государство.

Объектами микроэкономики выступают проблемы редкости и оптимального выбора, вопросы эффективности производства, процессы формирования полезности, механизм взаимодействия спроса и предложения.

Специфика микроэкономического подхода состоит в том, что анализ национальной экономики начинается с наблюдения за поведением отдельных экономических субъектов, взаимодействие которых в ходе достижения своих целей образует общественное хозяйство.

Чтобы проникнуть в сущность экономических явлений, выдвинуть обоснованный прогноз развития и конкретные практические рекомендации, микроэкономика руководствуется научной методологией. Методология проявляется как способность мыслить научными категориями и понятиями, обнаруживается как технология теоретического мышления, включает метод и теоретическую основу.

Метод выступает как совокупность мировоззренческих принципов, общих научных методов и частных приемов познания. Частные приемы исследования логически вытекают из общенаучных методов познания, изменяются наиболее динамично, призваны максимально учитывать специфику изучаемого экономического явления, сориентированы на решение конкретных научных и практических задач. Они включают моделирование и эксперимент, факторный анализ, предполагают пост роение структурно-логических схем и графиков, аналитических таблиц.

Основным методом экономического анализа является моделирование изучаемых процессов. Поведение отдельных экономических субъектов описывается посредством оптимизационных моделей, а результаты их совокупного взаимодействия - с помощью равновесных моделей. П о степени полноты охвата изучаемых взаимосвязей выделяют модели частичного и общего равновесия, по продолжительности наблюдения за процессами - статические, сравнительной статики и динамические.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2003.-672с.

2. Гальперин М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика, М.:"Экономическая школа", 2003.-641с.

3. Лемешевский И.М. Экономическая теория. Ч.1. Основы. Вводный курс.- Мн: ООО «ФУАинформ», 2002.-632с.

4. Лемешевский И.М. Экономическая теория. Ч.2. Микроэкономика. - Мн: ООО «ФУАинформ», 2003.-720с.

5. Лутохина Э.А. Основы микроэкономики. 2005. - 325c.

6. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник. 2008 г.

6. Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 2. Микроэкономика: Учеб.пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. - 115 с.

7. Тарасевич Л., Гребенников П., Леусский А. Микроэкономика: Учебник. - Спб.: СПбГУЭФ, 2004.- 347с.

8. Хорошун К. Н. Микроэкономика.-Мн., 2005.-321c.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Формирование положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников
Курсовая работа Система оценки кредитоспособности клиентов банка
Курсовая работа Особенности развития эмоционально-волевой сферы подростка
Курсовая работа Франчайзинг
Курсовая работа Социально-педагогическая поддержка детей группы риска
Курсовая работа Правонарушение и юридическая ответственность
Курсовая работа Анализ трудовых ресурсов предприятия
Курсовая работа Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел и пути её преодоления
Курсовая работа Разработка маркетингового комплекса строительного предприятия
Курсовая работа Анализ бухгалтерского баланса
Курсовая работа Влияние подвижных игр для развития физических качеств у детей младшего школьного возраста
Курсовая работа Организация деятельности торгового предприятия на примере магазина "DENIM"
Курсовая работа Методика патриотического воспитания в начальной школе
Курсовая работа Формы обеспечения возвратности банковского кредита 2
Курсовая работа Управление затратами