Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Информационная экономика


2

План

  • Введение
    • 1. Эволюция экономических систем и понятие информационной экономики
    • 2. Информация как фактор производства в современной экономике
    • 3. Проблемы становления информационной экономики в РФ
    • Заключение
    • Список использованных источников
    • Приложения

Введение

Одной из основных проблем в экономической теории считается исследование вопроса о эффективном использовании ограниченных экономических ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей экономических субъектов.

В современных условиях эта проблема все чаще рассматривается в контексте регулирования социально-экономической эволюции сложных макроэкономических систем. Такая эволюция неразрывно связана с неопределенностью результатов деятельности экономических субъектов, которая может быть снижена путем выявления необходимой информации.

Анализ информации является также важным условием принятия рациональных решений. Однако, как и все экономические блага, информация, как правило, ограничена. Принятие решений в условиях неполной информации имеет свои последствия. Одно из них заключается в том, что приходится рисковать. Риск - это часть нашей жизни. Будущее далеко не всегда развивается в соответствии с нашими прогнозами. Принятые решения часто оказываются ошибочными, выгоды - скромнее, а затраты - большими, чем мы ожидали. За ошибки приходится платить. Кроме того, приходится платить и за то, чтобы застраховать себя от ошибок. Это касается всех: потребителей и производителей, покупателей и продавцов. Неопределенность становится серьезным барьером на пути к эффективному рынку, приводит к значительным расходам сил, средств, времени и энергии, неоптимальному распределению товаров и ресурсов.

На протяжении нескольких последних лет все более очевидным становился тот факт, что приход "новой экономики" уже не за горами. На смену "старому индустриальному порядку" приходит экономика, двигаемая информационными технологиями и Интернетом. Новая экономика является динамичной, наукоемкой и чутко реагирующей на изменения.

С технологической точки зрения быстрое и повсеместное распространение современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) можно было бы рассматривать как очередной этап научно-технического прогресса. Однако особенность проходящей научно-технической революции состоит в том, что она вторгается в информационную сферу, затрагивая такие основополагающие для всех видов человеческой деятельности процессы, как производство, обработка и передача информации. Это ведет к коренным социальным трансформациям в области экономики, политики, культуры, к изменениям в сознании людей, к возникновению нового постиндустриального типа общества.

На основании вышеизложенного можно сказать, что объектом нашего исследования является информационная экономика.

Целью работы является изучение особенностей перехода экономики к информационной экономике.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть понятие "экономическая система"

исследовать развитие экономических систем;

дать определение понятию "информационная экономика", выделить ее основные черты;

рассмотреть информацию как фактор производства, ее особенности;

проанализировать проблемы перехода России к информационной экономики.

1. Эволюция экономических систем и понятие информационной экономики

По мнению Сидоровича А.В. экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики [7, с.52].

Схожее мнение имеет и Плотницкий когда пишет, что экономическая система состоит из элементов [10, с.27].

По нашему мнению, наиболее полное представление об экономической системе дают авторы "Экономикс" Макконнелл К.Р. и Брю С.Л.: экономическая система - конкретный набор институциональных структур и координирующих механизмов [9, с.38].

Поскольку экономическая система не только функционирует, но и развивается, она является продуктом исторического развития; в ней всегда есть элементы прошлого, настоящего и будущего. Экономическая система имеет свое начало и свой конец, переживает периоды возникновения и становления, упадка и гибели. Следовательно, важнейшим свойством экономических систем является их историчность.

Экономические системы с момента своего возникновения и до наших дней прошли значительный эволюционный путь развития. Поэтому к настоящему времени насчитывается множество различных их видов и типов, отличающихся способами общественного разделения труда и его организации, формами собственности, видами координации элементов системы и другими признаками. В экономической теории классификация экономических систем осуществляется на основе критериев - определяющих признаков, позволяющих разграничить системы.

В мировой экономической теории наибольшее распространение получили взгляды на разграничение экономических систем в соответствии с уровнем развития производительных сил. Основатель теории стадий экономического роста американский экономист У. Ростоу выделяет пять видов экономических систем [10, с.44]:

1) традиционное общество: существовало вплоть до XVII в., в основе лежала ручная техника, преобладало аграрное производство, производительность труда была низкая;

2) переходное общество (XVII - XVIII вв): развиваются наука, ремесла, рынок, растет эффективность производства; представляет собой переходную экономическую систему от традиционной к более высокому типу экономики индустриального общества;

3) экономическая система "сдвига": отличается значительным ростом капитальных вложений, быстрым ростом производительности труда в сельском хозяйстве, развитием инфраструктуры (дороги, транспорт и т.п.);

4) общество экономической зрелости: быстро растут производство и его эффективность, развивается все хозяйство;

5) общество высокого массового потребления: производство начинает работать преимущественно на потребителя, ведущее положение занимают отрасли, производящие предметы длительного пользования.

Деление экономических систем в зависимости от уровня развития техники и технологии осуществляли также такие известные экономисты, как Дж. Гэлбрейт, Р. Арон, С. Кузнец и др.

Другие ученые выделяют доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество (Д. Белл, У. Ростоу).

Рассмотрим подробнее эти виды экономических систем.

Доиндустриальное общество. Эту стадию также принято называть традиционной или аграрной. Здесь преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности - земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Подавляющее большинство населения (примерно 90%) занято в сельском хозяйстве. Главной задачей аграрного общества было производство пищевых продуктов, чтобы просто прокормить население. Это наиболее продолжительная из трёх стадий, и её история насчитывает тысячи лет. В наше время на данной стадии развития до сих пор находится большинство стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В доиндустриальном обществе основным производителем является не человек, а природа.

Термин "Индустриальное общество" впервые прозвучал в работах Сен-Симона на рубеже XVIII-XIX веков, и примерно в то же время в работах А. Смита рассматривались экономические и социальные особенности развития общества, основанного на механизированном (индустриальном) товарном производстве. Широкое распространение концепция индустриального общества получила в 50 - 60-х гг. XX века в США (Арон, Ростоу, Белл и другие), когда с помощью неё решались даже прикладные задачи - организация на предприятиях и решение трудовых конфликтов.

В индустриальном обществе все силы направлены на промышленное производство, чтобы произвести необходимые обществу товары. Промышленный переворот принёс свои плоды - теперь главная задача аграрного и индустриального общества, состоящая в том, чтобы просто прокормить население и обеспечить его элементарными средствами к существованию, ушла на второй план. Всего лишь 5-10% населения, занятых в сельском хозяйстве, производили достаточно продовольствия, чтобы прокормить всё общество [5, с.29].

Формирование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства, урбанизацией (отток населения из деревень в города), утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей (буржуазия) и наёмных работников (пролетариат).

Переход к индустриальному обществу происходит на базе индустриализации - развития крупного машинного производства. Начало индустриализации можно датировать серединой XVIII-го века, когда произошёл промышленный переворот в Великобритании - переход от мануфактуры к машинному производству. Сроки и темпы индустриализации в различных странах неодинаковы (например, Великобритания превратилась в индустриальную страну к середине XIX века, а Франция - в начале 20-х гг. XX века). В России индустриализация успешно развивалась с конца XIX - начала XX веков, а после Октябрьской революции (с конца 1920-х гг.) индустриализация осуществлялась форсировано.

В конце XX века индустриальное общество переходит к постиндустриальному.

Основателем концепции постиндустриального общества стал выдающийся американский социолог Даниэл Белл. В вышедшей в 1973 году книге "Грядущее постиндустриальное общество" он подробно изложил свою концепцию, тщательно анализируя основные тенденции в изменении отношений секторов общественного производства, становлении экономики услуг, формировании научного знания как самостоятельного элемента производственных сил.

Однако сам термин "постиндустриальное общество" появился в США ещё в 1950-ые годы, когда стало ясно, что американский капитализм середины столетия во многом отличается от индустриального капитализма, существовавшего до Великого Кризиса 1929-1933 годов.

Капитализм 1950-х уже не был похож на тот классический американский и европейский капитализм начала века, о котором писал Маркс - городское общество уже нельзя было строго разделить на буржуазию и пролетариат, ведь благосостояние простого рабочего росло, и, к тому же, начал появляться средний класс, состоящий из людей, занимающих достаточно престижные позиции в обществе, которых, вместе с тем, нельзя было отнести ни к господствующему, ни к угнетаемому классу. Вместе с тем рост производства вызвал расширение корпораций. Если в начале века корпорации занимались лишь крупными производством (железными дорогами, добычей и переработкой нефти), то во второй половине века они захватили даже те секторы экономики, в которые традиционно занимали частные собственники или мелкие фирмы. Также стали появляться крупнейшие транснациональные корпорации. В то же время техника, используемая в производстве, все более усложнялась, что вызвало потребность в квалифицированных кадрах и увеличило ценность научного знания [5, с.31].

С конца 1960-х термин "постиндустриальное общество" наполняется новым содержанием - возрастает престиж образования, появляется целый слой квалифицированных специалистов, менеджеров, людей умственного труда. Сфера услуг, науки, образования постепенно начинает преобладать над промышленностью и сельским хозяйством, где тоже активно используются научные знания. В 1950?1970 годы стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху.

Переход к новому типу общества - постиндустриальному происходит в последней трети XX века. Общество уже обеспечено продовольствием и товарами, и на первый план выдвигаются различные услуги, в основном связанные с накоплением и распространением знаний. А в результате научно-технической революции произошло превращение науки в непосредственную производительную силу, которая стала главным фактором и развития общества, и его самосохранения [5, с.32].

Постиндустриамльное омбщество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины ВВП [1]. Под этот критерий подпадают, в частности, США (на сферу услуг приходится 80% ВВП США, 2002 год), страны Евросоюза (сфера услуг - 69,4% ВВП, 2004 год), Япония (67,7% ВВП, 2001 год), Канада (70% ВВП, 2004 год), Россия (58% ВВП 2007 год). Однако некоторые экономисты указывают, что доля услуг в России завышена [2].

Близкими к постиндустриальной теории являются концепции информационного общества, постэкономического общества, постмодернизма, "третьей волны", "общества четвёртой формации", "научно-информационного этапа принципа производства"

С социально-экономической точки зрения, основной тезис, которым характеризуют развитие информационного общества - это возникновение экономики знаний (в 1980-е годы ее называли информационной экономикой). В условиях дефицита других ресурсов и благодаря возможностям, открываемым информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), возрастает экономическая роль знаний, что делает их главным ресурсом развития. Численность занятых в сфере производства, обработки и распространения информации превышает численность занятых в материальном производстве. В развитых странах она еще в конце 1980-х годов превысила 50% от общего числа занятых, на чем и стабилизировалась.

Сущность информационного общества - это расширение границ общения во всех сферах человеческой деятельности, увеличение разнообразия и возможности выбора, расширение границ сотрудничества, взаимопомощи и взаимоинформирования в бизнесе, науке, культуре и образовании, появление новых средств познания и коммуникации, увеличение доступности информационных ресурсов.

Знания и информация становятся стратегическими ресурсами. Это приводит прежде всего к существенным изменениям в территориальном размещении производительных сил. В доиндустриальную эпоху города возникали на пересечениях торговых путей, в индустриальную - вблизи источников сырья и энергии; технополисы постиндустриальной эпохи вырастают вокруг научных центров и крупных исследовательских лабораторий (Кремниевая долина в США).

В развитых странах происходит сужение собственно материального производства при одновременном стремительном росте "индустрии знаний". Таким образом, предпосылки будущего общества создаются не только и даже не столько в материальном, сколько, по словам К. Маркса, "по ту сторону материального производства" [15].

Информационная экономика, получая научную информацию из многих источников, использует ее для оказания влияния на сопредельные области и отрасли экономического знания. Данные связи показаны в приложении 1.

Таким образом, информационная экономика в качестве области знания может быть охарактеризована как метаэкономика по отношению к отраслевым экономикам (изучающим экономические аспекты материальной базы информационных технологий, их эффективного применения, создания научных знаний и средств их передачи). Эта область знания специфически проявляет себя в исследовании информации как ресурса, в обобщенном рассмотрении информационных отношений, объединяя отдельные их аспекты в единый объект, функционирующий в системе рынка и государственного регулирования. Ее главная для нас роль - в изучении: закономерных тенденций развития информационно-электронной сферы, ее функций в деле становления и развития в России информационного технологического уклада; условий и факторов эффективного выполнения этих функций.

Продуктом информационной экономики могут быть теоретические, методологические и практические выводы и предложения по повышению эффективности функционирования информационно-электронной сферы.

В классической экономической науке капитал понимался в вещественной форме: как совокупность вещей (земля, здания, машины, сырье), способных, посредством приложения труда, увеличивать богатство (создавать доход). Такое определение капитала является правильным для экономики, в которой уровень развития производства, измеряемый потенциальным выпуском, относительно незначителен и основные события в которой происходят в производственной сфере. Затем, когда деньги стали играть большую роль в экономике, капитал стали понимать в денежной форме: как совокупность денег, за какие можно приобрести орудия труда и нанять услуги труда [15].

Постепенно, по мере увеличения объема использования новых знаний, уменьшается удельный вес собственности на физические объекты и увеличивается удельный вес интеллектуальной собственности. Возникает проблема прав интеллектуальной собственности. Иногда полагают, что защита интеллектуальной собственности безнадежна в мире, где господствуют ИКТ. Уже сегодня, например, незаконное копирование программных продуктов является легким делом, а завтра оно станет еще легче.

Действительно, абсолютная защита невозможна. Однако она и не нужна. Должен быть найден оптимум, который, с одной стороны, обеспечивает получение временной сверхприбыли, гарантируя индивидуальную (авторскую) выгодность полезной инновации, а с другой стороны, обеспечивает как можно более широкое ее распространение в целях увеличения совокупного технологического, экономического, социального, политического или культурного потенциала.

Наконец, когда денежная экономика становится инновационной, капитал начинает функционировать в денежно-информационной форме, которая лишь временно принимает вещественную форму и затем вновь обращается в информа­ционно-денежную. Используемая в этих случаях информация представляет собой знания и понимается трояким образом: как профессиональные знания предпринимателя и работника, как технологические знания специалиста и как предположения всех заинтересованных субъектов относительно будущего положения дел.

Услуги труда в такой экономике опираются не просто на профессиональные навыки, но на индивидуализированные знания и способности. Рынок труда предлагает уже не безличную "производственную услугу", а личность, обладающую в требуемом профессиональном диапазоне относительно редкими, а иногда даже уникальными качествами.

Квалификация, профессионализм, знания и способность к творчеству становятся основной характеристикой персонифицированных услуг труда, перестающих быть безликой "рабочей силой". Наемный труд, осуществляемый в "необходимое" (т.е. несвободное) рабочее время, постепенно заменяется свободным трудом, осуществляемым в свободное рабочее время. Это часть свободного времени работника, которое используется им не для отдыха и развлечений, а для (само) образования и переподготовки, для улучшения своих позиций на рынке труда и увеличения возможных доходов [15]. В результате указанных трансформаций капитала и услуг труда можно говорить о едином "человеческом капитале" с высокой долей профессиональной интеллектуальной собственности. В той степени, в какой "человеческий капитал" зависит от достигнутого уровня образования и науки, последние становятся "специфическими факторами производства". Текущий уровень образования и науки, характеризующий данное общество, превращается в фактор долговременной конкурентоспособности его экономики. Информационная экономика, решая свою главную задачу - выработки рекомендаций по эффективному применению принципов информационной технологии в конкретных областях жизнедеятельности общества, неразрывно связана с практикой стратегического планирования структурной перестройки производства.

2. Информация как фактор производства в современной экономике

В экономической теории постиндустриального общества в качестве фактора производства выделяют информационный фактор.

Он тесно связан с достижениями современной науки, оказывающей решающее воздействие на уровень эффективности производства, процесс подготовки квалифицированной рабочей силы и повышения потенциальных возможностей человеческого капитала.

Информация обеспечивает систематизацию знаний, материализованных в систему механизмов и машин, оборудования, моделей менеджмента и маркетинга.

Дать однозначное определение понятия "информация" представляется достаточно сложным, поскольку в зависимости от конкретной практической сферы использования данная категория приобретает некоторые особенности, свойственные именно этой области применения и во многом специфичные. Тем не менее, можно выделить ряд общих признаков, позволяющих определить понятие "информация", охарактеризовав его наиболее важные стороны, проявляющиеся при любом практическом использовании.

Как известно, термин "информация" происходит от латинского слова "informatio", изначально изложение или разъяснение. В качестве примера существует следующее определение. Информация - это совокупность сигналов, воспринимаемых нашим сознанием, которые отражают те или иные свойства объектов и явлений в окружающей нас действительности. Природа данных сигналов подразумевает наличие принципиальных возможностей по их сохранению, передаче, трансформации.

Информация в экономике проявляется во множестве аспектов, - вот только некоторые из таких способов проявления: [14]

производство информации как таковой - это производственная отрасль, т.е. вид экономической деятельности;

информация является фактором производства, один из фундаментальных ресурсов любой экономической системы;

информация является объектом купли-продажи, т.е. выступает в качестве товара;

некоторая часть информации является общественным благом, потребляемым всеми членами общества;

информация - это элемент рыночного механизма, который наряду с ценой и полезностью влияет на определение оптимального и равновесного состояний экономической системы;

информация в современных условиях становится одним из наиболее важных факторов в конкурентной борьбе;

информация становится резервом деловых и правительственных кругов, используемым при принятии решений и формировании общественного мнения.

Таким образом, по мере своего создания экономика информационного общества начинает использовать не два, а четыре основных ресурса: труд, капитал, землю, а также релевантную информацию (постоянно обновляемые теоретические знания и различного рода сведения, в том числе практические навыки людей) [14].

Информация как фактор производства, крайне необходима в современных условиях функционирования. Она обеспечивает оперативность принимаемых решений, помогает развитию предпринимательской способности и повышению эффективности производственного процесса.

Наличие информации сокращает влияние такого внешнего фактора как неопределенность. Теория устойчивого развития является одной из комплексных концепций и призвана решить проблему неопределенности развития макроэкономической системы а долгосрочном периоде времени. В настоящий момент эта теория бурно развивается и оставляет открытыми множество теоретических вопросов о сущности устойчивого развития и прикладных проблемах формирования модели устойчивого развития в конкретных условиях развитых и развивающихся стран.

Двумя общепризнанными механизмами социально-экономических изменений в макроэкономических системах являются экономический рост и экономическое развитие. Экономический рост понимается как чисто количественное изменение параметров системы (расширенное воспроизводство одних и тех же экономических благ). Экономическое развитие предполагает изменение качественных характеристик системы (включая параметры не только чисто экономические, но и социальные, бюджетные, экологические). Важно отметить. Что между экономическим развитием и экономическим ростом нет прямого соответствия: экономическое развитие не обязательно сопровождается экономическим ростом. Экономическое развитие может проявляться не столько в увеличении количества производимых благ, сколько в изменении структуры производства в результате использования новых технологий и изменения институтов. Под институтами мы здесь понимаем формальные, нормативно закрепленные, а также неформальные, устоявшиеся, внутриорганизационные и внешние правила поведения субъектов. Экономический рост, таким образом, может быть охарактеризован как частный случай более широкой категории количественного и качественного экономического развития [13, с.92].

В связи возможностью подобного разделения, в современных исследованиях рассматриваются два основных источника социально-экономической эволюции. Это увеличение объема факторов производства (экстенсивные условия воспроизводства) и рост их производительности в связи с изменением таких условий, как качество ресурсов, технология производства, институты (интенсивные условия воспроизводства).

Первоначально категория "устойчивого развития" была предложена как ответ на экологические вызовы современности и понималась в смысле сознательной направленности развития на долговременное обеспечение человечества источниками природных ресурсов при условии не разрушения окружающей среды [5, С.162]. Однако постепенно взгляды ученых на этот вопрос стали более широкими, в связи с чем появились стимулы говорить о направленности экономического развития на удовлетворение текущих широких общественных потребностей (в чем бы эти потребности не заключались), а также на сохранение способности удовлетворять аналогичные потребности всех будущих поколений [13, C.102]. Тем самым, теория устойчивого развития аккумулирует положения теорий экономического роста и развития и потенциально способна стать общей теорией количественного и качественного экономического развития.

Однако, несмотря на всю привлекательность теории устойчивого развития, новый глобальный кризис 2008-2009 гг. наглядно показал, что достижение модели устойчивого развития на практике пока что нереалистично. Причем особая роль в продолжительности и глубине циклического кризисов современности отводится именно информации в ее наиболее обобщенной форме ожиданий субъектов [6]. Это говорит о необходимости более тщательного изучения сущности устойчивости и ее связи с информацией. Пока же теория устойчивого развития отличается слабой применимостью на практике, крайней фрагментированностью и противоречивостью интерпретаций (даже сам термин устойчивого развития понимается по-разному - как "самоподдерживаемое", - защищаемое", "длительное", "непрерывное", "прочное") [10, с.21].

С нашей точки зрения, перспективным представляется количественный подход к устойчивому развитию как движению в заданных пределах вдоль заранее известной траектории. В кибернетике категорией, наиболее близкой по смыслу к устойчивости развития, является "надежность" системы [3, С.30]. Под надежностью понимается сложное динамическое свойство, проявляющееся в способности системы функционировать при определенных условиях взаимодействия с внешней средой" и как "количественный параметр системы", увязывающий со временем вероятность функционирования системы как единого целого взаимосвязанных элементов. Иначе говоря, количественно устойчивость развития макросистемы можно отождествить с функцией от определенности траектории развития ее подсистем.

Приняв за основу такое понимание устойчивости развития (мера отклонения в будущем от заданной траектории), по аналогии с экстенсивными и интенсивными условиями воспроизводства, можно говорить о двух механизмах обеспечения устойчивости [11, с.53]. При адаптивной устойчивости" развитие направлено на поддержание целостности макроэкономической системы как структуры функционально однородных подсистем. При этом внутренние и внешние возмущения компенсируются за счет перераспределения запаса имеющихся ресурсов между нуждающимися субъектами. При заместительной устойчивости" развитие направлено на поддержание целостности макроэкономической системы как структуры функционально неоднородных подсистем, с разной скоростью и специализацией воспроизводства, а внутренние и внешние возмущения гасятся за счет внешней (привлечение ресурсов извне системы) или инновационной компенсации (компенсация дефицита ресурсов путем внедрения инноваций). Вопрос о преимуществах и недостатках механизмов устойчивого макроэкономического развития тесно связан с причинами возникновения и путями снижения неопределенности [13, с.92].

Если неоклассические теории основное внимание уделяют исследованию ситуаций, в которых проблема неопределенности является незначимой, то кейнсианские и институциональные теории, напротив, считают неопределенность одним из центральных элементов своих научных программ, что сближает эти теории с реальными экономическими условиями. В кейнсианской традиции наличие неопределенности обусловливается таким свойством макроэкономических систем как сложность, под которой понимается сочетание временной размерности экономических отношений (разнесенность во времени процессов инвестирования, производства и потребления благ, долгосрочный характер использования производственных активов и т.п.) и глубоких специализации и разделения труда [8, с.61]. При этом возникает потребность в координации планов действий отдельных субъектов и крупных подсистем макроэкономической системы, которая бы снижала неопределенность, выявляя недостающую информацию. В институциональной экономической теории неопределенность поведения экономических субъектов выступает в качестве основной предпосылки исследования институциональной среды экономических взаимодействий. В таком контексте неопределенность создает ситуацию информационной асимметрии (разные субъекты обладают разной информацией), что существенно влияет на эффективность взаимодействий, и снижение неопределенности обеспечивается функционированием эффективных институтов.

Экономическая теория информации говорит о том, что ценность информации заключается в росте определенности, которая может выражаться в достижении целей обладающего информацией субъекта (или, что то же самое, в минимизации расходов ресурсов на достижение заранее известных целей) [14]. В связи с этим информация является неотъемлемой частью плана действий субъекта. Поэтому когда речь идет о макроэкономической системе в целом, ее потребности в информации заключаются в налаживании такой институциональной структуры информационного процесса (производства, обмена, потребления информации между субъектами), которая бы обеспечивала требуемую устойчивость развития.

В частности, а свое время в странах с социалистической экономикой важнейшим институтом снижения неопределенности на макроэкономическом уровне стало директивное макроэкономическое планирование, нивелировавшее потенциальные потери от несогласованного поведения экономических субъектов. Напротив, в наиболее развитых странах Запада неопределенность систематически снижалась на микроэкономическом уровне, в рамках т. н. "денежной экономики*, построенной на рыночном институте форвардных контрактов, переводящих потенциальную неопределенность будущих материальных и денежных потоков в разряд заранее известных издержек субъектов [8]. Это помогало рынку наиболее эффективным образом реагировать на изменения, порождаемые инновационной активностью. В экономике смешанного типа одним из важнейших институтов снижения неопределенности на макроэкономическом уровне являлась система институтов индикативного ("интерактивного") планирования [13, с.182], которая развивалась одновременно на микро - и макроэкономических уровнях на стыке институтов, централизующих (директивных) и децентрализующих (рыночных) координацию.

Однако снижение неопределенности при помощи институтов оказывается объективно затруднено фундаментальными свойствами экономической информации, таким как неисчерпаемость, неоднородность, быстрый моральный износ, а также несовершенством каналов коммуникации, разными когнитивными способностями субъектов, их специализацией в разделении труда и возможностями оппортунизма. Информация не является абсолютно определенной (детерминированной, что возможно в отсутствие случайности), полной (всеобъемлющей, что возможно в отсутствие инноваций) и симметричной (одинаково и одновременно интерпретируемой всеми субъектами).

В связи, с этим вклад информации в воспроизводство экономических систем связан с определенной стоимостью, функционирование институтов сопряжено с так называемыми трансакционными издержками, которые отражают присущую реальной экономике информационную неэффективность (неопределенность, неполноту и, как следствие, асимметрию) и являются предметом обширного направления институциональной экономики. В свое время категория трансакционных издержек была введена Р. Коузом именно для обоснования причин существования институтов рынка и фирмы. Согласно наиболее распространенной классификации [4, с.89], трансакционные издержки подразделяются на издержки поиска информации о благе и контрагенте, издержки ведения переговоров, издержки заключения контракта, издержки надзора за исполнением и принуждения к соблюдению контрактных обязательств, издержки защиты контракта от посягательств третьих лиц.

3. Проблемы становления информационной экономики в РФ

В мире активное обсуждение теоретических вопросов развития информационного общества проходило в конце 1970-х - начале 1980-х годов, когда возникла так называемая теория информационного общества, основные положения которой сводятся к следующему [1, с.101]:

на смену самовозрастанию капитала идет самовозрастание информации, совместное пользование которой ведет к развитию новых социальных отношений, в которых главное не права собственности, а права пользования;

возрастание скорости и эффективности обработки информации вместе с понижением стоимости этих процессов имеет далеко идущие социально-экономические последствия;

информационно-коммуникационная техника становится определяющим фактором социальных перемен, меняющим мировоззрение, ценности, социальные структуры.

С конца 1980-х годов распространение ИКТ приобрело всеобъемлющий характер, причем скорость их распространения превысила все ожидания. В первой половине 1990-х годов развитые страны, а затем и ряд развивающихся стран приняли национальные программы развития информационного общества. Это программы действий государства и общества, основной темой которых является не только построение современной информационной инфраструктуры, но и исследование возможностей использования ИКТ в социальных целях.

В России после перестройки вплоть до 2000 г., до подписания Окинавской хартии глобального информационного общества, проблематика информационного общества не была популярной ни в политическом, ни в экономическом, ни в социологическом дискурсах. В России только разворачиваются серьезные дискуссии по поводу того, что такое информационное общество. Появилась насущная необходимость не только осознания глобальных трансформаций, происходящих в связи с распространением ИКТ в российской социально-экономической и политической среде, но и принятия срочных мер, направленных на включение России в глобальное информационное общество [1, с.102].

Новая эпоха, которую называют веком информации, эрой знания, информационным обществом, когда именно информация и знание становятся наиболее важными факторами успеха, уже наступила. Однако она принесла с собой не только множество новых возможностей для развития, но и ряд новых рисков. В научном мире широко обсуждаются такие опасности, как возможность возникновения нового вида зависимости от виртуального мира, как порождаемая электронный техникой деперсонификация общения и уход от реальности, что делает человека малозащищенным в реальном мире.

Однако существует практическая и совершенно актуальная уже сегодня социальная проблема - усиление социального неравенства по принципу доступа к современным ИКТ. По мере ускорения темпов информационной революции возникает особый вид бедности, называемый информационной бедностью, информационным неравенством или цифровым разрывом. Он существует и между странами, и внутри их, и с развитием новых технологий, как показывает мировой опыт, увеличивается [1, с.103].

Для России это чревато и внутренними и внешними проблемами. Ее менее развитые регионы и наименее обеспеченные слои населения все более оттесняются на обочину из-за невозможности полноценного доступа к информации и знанию для достижения большего благосостояния. В связи с тем, что значительная часть общества в этих регионах не ощущает на себе положительного воздействия информационной революции, там появляется негативное отношение ко всему, что с нею связано, и развитие тормозится [2, с.8].

Тем не менее, с середины 1990-х годов в то время, как материальное производство в стране падало, информационное производство росло и продолжает расти. Сформировался и успешно функционирует основанный на современных технологиях коммерческий информационный сектор экономики, производящий современные продукты и услуги. Бизнес информационных технологий стал одним из самых процветающих, заняв пустовавшую на российском рынке нишу. Производство коммерческих консультативных услуг, услуг по созданию различных информационных ресурсов, рекламной продукции, аудио-, видеоразвлечений пользуется большим спросом. Производство интеллектуальных продуктов всегда было сильной стороной России, однако слабая прагматическая ориентация населения, нежелание и неумение использовать имеющиеся знания сдерживало их развитие. Но здесь помог переход к рынку. Совпадение во времени информационно-коммуникационной революции и переход страны к рыночному развитию оказались благоприятными с точки зрения развития информационного общества [1, с.103].

По принципу самоорганизации информационное общество в стране быстро развивается.

Однако, как показывает мировой опыт, этого недостаточно, прежде всего потому, что, как и везде, при чисто рыночном развитии за бортом остаются социально уязвимые слои населения (дети, старики, инвалиды), так как рынок не развивает того, что не дает немедленной отдачи. Нужно определить, за что отвечает государство, роль которого в этой сфере - защищать, просвещать и содействовать.

Роль государства в России велика и потому, и в этом снова особенность России, что ей в наследство досталась специфическая информационная среда, в которой распространяются ИКТ. До начала 1990-х годов качество информационной среды было очень низким, обеспеченность современными технологиями минимальной, их использование нерациональным, течение основных информационных процессов затрудненным или искаженным. В советский период сформировалась особая культура, определявшая информационное поведение граждан, последствия которой отчасти ощутимы до сих пор. Возник ряд явлений, которые можно назвать информационными болезнями общества из-за их отрицательного влияния на социально-экономическое развитие [1, с.105].

Низкая социальная значимость информации в обществе вела к отсутствию интереса к ней. Это выражалось в информационной пассивности граждан; информационное потребление было запланировано ущербным. Этот феномен мы назвали болезнью использования информации.

Ведомственная закрытость - известная черта советской информационной среды. Тайна как барьер на пути распространения информации всегда была и остается средством обретения власти. Существовавший долгие годы режим секретности породил глубоко укоренившийся страх, а значит, и нежелание делиться информацией. Следствием этого явилась болезнь обмена. Изменение такого менталитета требует времени и целенаправленных усилий.

Еще один специфически советский социокультурный феномен - эффект складирования и даже тезаврирования информации, превращения ее в “сокровище". Он проявлялся в том, что тратились большие средства на сбор и хранение информации, однако при этом накопленная информация мало использовалась. Это явление можно назвать болезнью хранения информации.

Вместе с перестройкой началось оздоровление информационной среды: складирование информации стало экономически невыгодным, налаживанию информационного обмена способствует само распространение ИКТ и то, что информация стала товаром.

Но все это происходит главным образом в коммерческом секторе экономики. Отсутствие привычки к информационной обеспеченности привело к информационной нетребовательности и безразличию. Отсутствие официально принятой государственной стратегии развития России в нездоровой информационной среде и в условиях формирования глобального информационного общества становится препятствием дальнейшего развития.

Не существует сценария развития России в условиях современной глобализованной экономики и постиндустриальной эволюции развитых стран [1, с.105]:

Россия - поставщик сырьевых ресурсов на мировой рынок, что складывается де-факто;

в России происходит догоняющее индустриальное развитие;

Россия принимает стратегическую ориентацию на постиндустриальное развитие, формирование экономики, основанной на знаниях.

Было бы неправильно сказать, что государство не участвует в развитии информационного общества. Принят ряд программ, прежде всего в области образования, совершенствования государственного управления и развития информационной инфраструктуры, среди которых, например, межведомственная программа “Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы" (1995-2001), Федеральная целевая программа “Электронные библиотеки” (проект 2000), Федеральная целевая программа “Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2005 гг. ”, Федеральная целевая программа “Электронная Россия. ", посвященная преимущественно проблемам совершенствования взаимодействия органов власти между собой и хозяйственными субъектами. Вместе с тем эти программы разрознены и не скоординированы. Только разработка и реализация национальной стратегии развития России в условиях перехода мировой экономики к глобальному информационному обществу, в которой будет четко определено соотношение ролей государства и рынка, позволит повысить качество жизни, эффективно бороться с социально-экономическим неравенством.

Для того, чтобы оценить насколько экономика страны принадлежит к информационному типу, специалистами США был разработан та называемый индекс информационной экономики.

При анализе индекса глобальной информационной экономики рассматривались такие категории и входящие в них показатели [14]:

Рабочие места, требующие высокой квалификации. Рабочие места, требующие высокой квалификации и большого объема знаний, служат двигателем новой экономики. Такие должности связаны с информационными технологиями и/или требуют инженерных знаний. При этом увеличивается спрос на высококвалифицированных руководящих работников. Кроме того, в связи с ростом требований к квалификации рабочей силы, возрастает необходимость в повышении уровня образования. В состав этой категории входят следующие показатели:

Квалифицированные инженерные работники. Количество инженеров на рынке труда каждой страны.

Наличие ИТ-специалистов. Количество квалифицированных работников в области информационных технологий на рынке труда каждой страны.

Наличие руководящих работников. Количество компетентных руководителей на рынке труда каждой страны.

Учащиеся высших учебных заведений. Количество учащихся в государственных и частных высших учебных заведениях в возрасте от 17 до 34 лет.

Глобализация экономики. В отличие от индустриальной экономики, которая является национальной по своему масштабу, новая экономика носит глобальный характер. Наиболее развитые страны будут уменьшать экономические и торговые барьеры и выходить на глобальный рынок капиталов. Они будут поддерживать технологические нововведения с целью создания новых предприятий, а также продавать товары и услуги на глобальном рынке. Данная категория охватывает такие показатели:

Экспорт товаров.

Экспорт коммерческих услуг.

Прямые инвестиционные потоки за границу.

Прямые вложения в имущество за рубежом.

Протекционизм. Степень национальных протекционистских мер в целях ликвидации импорта иностранных товаров и услуг.

Динамика экономики и конкуренция

Конкуренция в условиях новой экономики основана на способности компаний внедрять технологические нововведения, в короткие сроки создавать новые товары и услуги XXI века и выпускать их на рынок. Такие компании по своей сути являются динамичными и предприимчивыми - они могут незамедлительно и адекватно реагировать на быстро меняющиеся условия рынка. Эта категория состоит из следующих показателей:

Общая производительность. Валовой внутренний продукт на одного работника.

Мотивация работников. Сотрудники согласны с целями компании и поддерживают их.

Управление процессами. Какое внимание уделяется управлению процессами (т.е. качеству, времени продвижения на рынок и т.д.) в каждой стране.

Предпринимательство. Наличие у руководящих работников компании предпринимательской жилки.

Финансовое благополучие компании. Насколько финансовое состояние компании мешает ее способности к конкуренции.

Венчурный капитал. Наличие венчурного капитала для развития бизнеса.

Трансформация в информационную экономику. Индустриальная экономика была основана на том, что участники операций были непосредственно связаны друг с другом и что операции осуществлялись с реальными товарами и соответствующими бумажными документами. В условиях новой экономики операции осуществляются в электронном виде, что приводит к созданию ранее невозможных виртуальных взаимоотношений и среды, способствующей внедрению нововведений. В состав данной категории входят такие показатели:

Доступ к Интернету. Количество хостов на 1 тыс. человек.

Электронная коммерция. Степень развития электронной коммерции.

Вложения в телекоммуникации. Средняя величина процента от валового внутреннего продукта.

Используемые компьютеры. Доля от количества используемых во всем мире компьютеров.

Мощность компьютеров. Доля от мощности (миллионы операций в секунду) всех компьютеров во всем мире.

Возможности для внедрения технологических нововведений. Развитие новой экономики обеспечивается несколькими новыми факторами наряду с теми, которые действуют в индустриальной экономике. В "старой экономике" первостепенную важность имели материальные факторы, например, трудовые, денежные и природные ресурсы. Хотя они и сохранили свое значение в условиях новой экономики, следует также учитывать и такие, ранее не существовавшие возможности, как ускорение внедрения информационных и технологических нововведений. Эта категория включает следующие показатели:

Количество выданных патентов. Среднее ежегодное количество патентов, выданных постоянным жителям страны.

Общий объем расходов на исследования и разработки.

Общее количество работников в стране, занятых в исследованиях и разработках.

Индекс глобальной информационной экономики представляет собой важный инструмент для определения динамики и устойчивости экономики, а также технологических возможностей и потенциала каждой страны. Данные об анализе стран, в том числе и России представлены в приложении 2.

Большинство стран центральной Европы значительно снизили свой рейтинг, особенно это коснулось России, Польши и Венгрии. Многие из этих стран показали заметный экономический рост в конце 90-х, начале 21 века, однако в них не наблюдается существенных вложений в новую экономику.

Использование информационных технологий является ключевым фактором эффективного перехода к новой экономике. Анализ индекса глобальной информационной экономики позволяет определ ить уровень развития высоких технологий в каждой стране. Такой анализ служит основой для разработки программ перехода к информационному обществу и оценки рисков, связанных с этим процессом.

Заключение

На основании проведенного курсового исследования можно сделать следующие выводы.

В первой главе мы рассмотрели теоретические основы становления информационной экономики, или экономики постиндустриального общества. Вообще, нужно отметить, что теория индустриального развития предусматривает выделение трех стадий: доиндустриальную экономику, индустриальную и постиндустриальную. Первая стадия была основана на аграрном типе хозяйстве, были развиты добывающие виды хозяйствования. На второй стадии развивается промышленное производство. Формирование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства, урбанизацией (отток населения из деревень в города), утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей (буржуазия) и наёмных работников (пролетариат). Постиндустриамльное омбщество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Во второй главе мы рассмотрели информацию как фактор производства. Информация как фактор производства, крайне необходима в современных условиях функционирования. Она обеспечивает оперативность принимаемых решений, помогает развитию предпринимательской способности и повышению эффективности производственного процесса. Наличие информации сокращает влияние такого внешнего фактора как неопределенность.

В третьей главе мы рассмотрели некоторые проблемы перехода России к информационному обществу. Нами был представлен индекс информационной экономики, который состоит из ряда показателей. Можно сказать, что несмотря на то, что Россия признается страной, готовой к переходу к информационной экономики, существует ряд проблем, без решения которых этот переход невозможно будет осуществить. К числу таких проблем можно отнести: отсутствие высококвалифицированных кадров, малая инновационная активность, утечка человеческого капитала за рубеж, отсутствие полной компьютеризации населения, ограниченный доступ к мировым информационным сетям, отсутствие стратегии развития т.д.

На решение этих проблем направлены сегодняшние действия российского правительства, которое проводит активную политику в области привлечения инвестиций в высокотехнологичные отрасли.

Список использованных источников

1. Вершинская О.Н., Ершова Т.В. Информационное общество в России как проблема социально-политического выбора и общественной инициативы // Мир России: социология, этнология. Том XII, №1, 2003 (М.: Высшая школа экономики), с.101-108.

2. Глазьев С.Ю. Состоится ли переход российской экономики на инновационный путь развития // Российский научный журнал. - 2008. - №1/2. - С.3-11.

3. Глазьев С.Ю. Тенденции и проблемы экономического развития России // Современная конкуренция. - 2007. С.28-50.

4. Григорьев А.В. Методологические вопросы определения стоимости информации в стационарной экономике: монография. - Красноярск, 2006. - 173 с.


5. Ершова Т.В. Информационное общество - это мы! - М.: Институт развития информационного общества, 2008. - 512 с.

6. Индекс готовности регионов России к информационному обществу. 2007-2008 / Под ред. Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника. - М.: Институт развития информационного общества, 2009. - 256 с.

7. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. д. э. н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2001. - 832 с.

8. Лазарев И. Информационная экономика и сетевые механизмы ее становления // Экономические стратегии, 2005. - №8. - С,60-66.

9. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс6 принципы, проблема и политика. - М.: Инфра-М, 2003. - 972 с.

10. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. Курс экономической теории. - Мн.: "Интерпрессервис"; "Мисанта", 2003. - 496 с.

11. Розмаинский И.Н. Неопределенность и институциональная эволюция в сложных экономических системах // вопросы экономики. - 2009. - № 6. - С.48-59.

12. Руцкий В.Н. Информация как фактор экономического развития // проблемы современной экономики. - 2009. - № 3. - С.91-95.

13. Устойчивое экономическое развитие в условиях глобализации и экономики знаний: концептуальные основы теории и практики управления / Под ред.В. В. Попкова. - М.: ЗАО Изд-во Экономика, 2007. - 295 с.

14. Индекс глобальной информационной экономики // Информационный бюллетень Microsoft [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: // msdb.ru/Downloads/Docs/government/newsletters/7_KnowledgeEconomy_Newsltr. doc

15. Информационная экономика - экономика постиндустриального общества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knowhow. virtech.ru/qa/68.2

Приложения

Приложение 1

Связи информационной экономики с сопредельными областями и отраслями научных знаний [15]

Приложение 2

Индекс информационной экономики [14]



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Цирроз печени
Курсовая работа Основные направления государственной молодежной политики в Березовском районе
Курсовая работа Конкурентоспособность России
Курсовая работа Статистические методы изучения качества и уровня жизни населения
Курсовая работа Реформирование системы пенсионного страхования РФ
Курсовая работа Анализ финансового состояния на примере АО "Казахтелеком"
Курсовая работа Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками
Курсовая работа Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления
Курсовая работа Законодательное регулирование инвестиционной деятельности в РФ
Курсовая работа Аудит учета нематериальных активов
Курсовая работа Мошенничество: анализ состава и проблемы квалификации
Курсовая работа Биржа труда и ее регулирование
Курсовая работа Современные методы и формы оздоровительной физической культуры г. Горловка
Курсовая работа Организация работы зоны уборочно-моечных работ для автотранспортного предприятия г. Ижевска
Курсовая работа Рыночный механизм и рыночное равновесие