1
ГОУ ВОП Московский государственный гуманитарный университет
им. М. А. Шолохова
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине Экономическая теория
На тему «Институционально-социологоческое направление экономической политики школы Джона Гелбрейта»
Выполнил студент 1 курса
Специальности ГМУ
Шишкина
Проверил:
Уфа 2008
Содержание
Введение ………………………………………………………………………... .3
Глава I.Общая характеристика институционализма
1.1. Возникновения и понятия……………………………………………….6
1.2. Развитие и представители ………………………………………………8
1.3. Институционализм и другие школы……………………………….…..11
глава II. Институционально-социологическое направления Гелбрейта
2.1. Джон Гелбрейт…………………………………………………………..14
2.2 Институционализм мысли Гелбрейта……новый социализм, по мнению Гэлбрейта, результат обстоятельств.
Одновременно с мероприятиями по развитию рыночной системы предлагаются меры для реформы плановой системы: введение прогрессивного налогообложения с целью сокращения разрыва вдоходах, мероприятия по стабилизации цен и заработной платы, межотраслевая координация, национализация крупных военных фирм, борьба с загрязнением среды, воды и т.д. Политика в отношении плановой системы, подчеркивает Гэлбрейт, состоит в том, чтобы дисциплинировать ее цели и поставить на службу общественным задачам. Таким образом, Гэлбрейт конкретизировал содержание своей реформаторской программы, выявив одновременно толкование понятия "социализм" как средство управления и контроля (без коренной и тем более насильственной ломки современной системы западной экономики).
Большую роль он отводит программе налоговых реформ. Он предлагает урезать высокий доход наиболее богатых лиц, увеличить доходы более бедной части населения. Для этого предлагается не только прогрессивное налогообложение, но и повышение минимальной зарплаты с помощью профсоюзов. Он призывает поощрять объединение в профсоюзы трудящихся, занятых в мелком бизнесе в сфере услуг и в сельском хозяйстве. Все эти реформы Гэлбрейт призывает осуществить без классовой борьбы, обращаясь к здравому смыслу предпринимателей «Новый социализм не имеет идеологического характера, он навязывается обстоятельствами»
Есть сферы, где приоритет государства должен быть бесспорным Такие отрасли, как медицина и жилищное строительство, например, не могут функционировать в рыночной системе «Особенно это относится к искусству При отсутствии государственной поддержки нужно предполагать недостаточный уровень его развития. Общество, в котором отсутствует государственное вмешательство в интересы наук, называемых гуманитарными, и искусства, будет прискорбно несбалансированным» Необходимы государственные заказы на произведения искусства «Значительные и растущие заказы и поддержка искусства являются не только нормальной, но и существенной обязанностью современного государства».
Еще одна сфера, где необходимо государственное вмешательство -- это сельское хозяйство Регулирующие меры сводятся к поддержанию сельскохозяйственных цен, кооперативным закупкам удобрений, горючего и оборудования, государственному снабжению электроэнергией, субсидиям в поддержку новых методов. При отсутствии таких мер поступление продуктов питания и натуральных волокон было бы недостаточным, а стоимость подобно стоимости жилья и медицинской помощи, очень высокой.
Гэлбрейт критикует капиталистическое общество потребления. «Чем же объясняется тогда жизнеспособность капитализма? Ведь недостатки налицо Прежде всего тем, что ему удалось добиться отождествления экономического успеха и процветания с изобилием самых различных товаров личною потребления» Он сумел превратить производство этих товаров и услуг в высшую цель общества, заполнить потребительской деятельностью досуг, духовную жизнь людей и даже, в известной мере, сферу искусства».
«Успех капитализма, который не предвидели ни Маркс, ни Энгельс, ни Ленин, кроется не только в изобилии товаров и подъеме покупательной способности населения, но и в создании общества массового спроса, делающего приобретение товаров главной целью жизни человека Капитализм сумел подойти к этому рубежу развития благодаря превращению тех, кого он эксплуатировал, в своих главных покупателей.
Но как убедить людей в ложности идеалов «общества потребления», подменяющего собой истинную ценность досуга, свободного времени, духовного развития? У меня нет простых решений. В вышедшей три десятилетия назад книге «Общество изобилия» я писал о том, что такого рода общество все в меньшей степени удовлетворяет действительные жизненные потребности. Кроме того, его воздействие на окружающую среду негативно».
Гэлбрейт -- сторонник мирной социализации общества. «Существует ли реальная социалистическая альтернатива? Для меня вполне очевидно, что революционная динамика в развитом капиталистическом мире полностью утрачена. От радикальной перспективы следует отказаться сохранится стремление к тому, что можно назвать «реальной социальной демократией», т. е. к строю, в котором интеллигенция и государственный аппарат действуют в интересах всех без исключения членов общества, в том числе и вновь прибывших иммигрантов. Следует избегать применения доктрин о необходимости большей оплаты богатых и меньшей -- бедных, чтобы те и другие работали лучше. Важно отказаться от нынешней политической ориентации на интересы зажиточных классов. Надеюсь на поиск более справедливой налоговой системы. С одной стороны, она бы взимала более высокий подоходный налог. С другой, вижу необходимым значительное повышение налога на продажу всех потребительских товаров. Это нужно в целях получения достаточных средств на образование, повышение уровня жизни бедных слоев, решение ряда социальных проблем: большей доступности библиотек, школ, стадионов, улучшение состояния улиц и работы общественного транспорта. При капитализме государство может сыграть намного большую роль в тех областях, где он еще не сумел добиться успеха. Разумеется, его военная сфера должна сокращаться».
Теория Гэлбрейта и его сторонников в большей степени нацелена на будущее, отличается социальной ответственностью за сохранение окружающей среды, за социальную гармонию и мир.
Заключения
В свой курсовой я постаралась раскрыть тему институциолизма. Подводя итоги, можно сказать, что институционализм представляет собой качественное новое направление экономиической мысли. Они поддерживают идею государственного регулирования экономики, отвергают способность капиталистической системы к регулированию экономики отвергают способность капиталистической системы к саморегулированию. Данное направление акцентирует внима-ние не только на экономических, но и на социологических и социально-психологических факторах. Упор делается на расширение социальных программ, сохранении экологии, обеспечение гарантированного дохода каждому члену общества независимо от трудового вклада.
Главное место в моей курсовой работе занимает один из видных представителей этого направления, человек внесший огромный вклад в возрождение и последующие развитие институциолизма -- это один из наиболее крупных и влиятельных американских экономистов, социальный мыслитель, дипломат, литератор, общественный деятель, профессор экономики Гарвардского университета -- Джон Кеннет Гелбрейт. И поэтому я сочла нужным не только посветить ему целую главу но и рассказать о нем подробнее.
Джон Гелбрейт Родился он 15 октября 1908г. в Канаде. Окончил университет в Торонто, получил степень доктора философии в Калифорнийском университете. Преподавал в ряде университетов США. В 1941 - 1943 гг. - сотрудник Управления по контролю над ценами, в 1961 -1963 гг. - посол США в Индии. Джон Кеннет Гэлбрейт - один из наиболее крупных и влиятельных американских экономистов, социальный мыслитель, дипломат, литератор, общественный деятель, профессор экономики Гарвардского университета.
Главным в теории Гэлбрейта является понятие "индустриальной системы" - та часть экономики, которая характеризуется наличием крупных корпораций.
Гэлбрейт стремится соединить политэкономию и экономическую политику с социологией. Политэкономия, как доказывают сторонники институционально-социологического направления, не должна сводить цели общества к увеличению валового национального продукта, структуру которого определяет рыночный спрос. Необходимо, подчеркивают они, учитывать и потребности людей, определяемые системой моральных ценностей и требующие реформы системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, реконструкции городов, охраны окружающей среды. Гэлбрейт считает, что эти цели могут быть достигнуты без социальной революции при решающей роли крупных корпораций. Крупная корпорация, по Гэлбрейту, усиливает планирующее начало и способствует постепенному выравниванию доходов. В условиях научно-технической революции, все более широкого использования мощных информационно-кибернетических систем произошли изменения в механизме принятия экономических решений крупных корпораций. Эти решения принимаются уже не собственниками средств производства в узкой группе близких к ним менеджеров, а так же не акционерами, численность которых слишком велика, а новым слоем -- техноструктурой (специалистами по торговле и рекламе, экспертами в области общественных связей, юристами). Техноструктура становится командной силой корпорации.Крупные корпорации, по Гэлбрейту, образуя «планирующую систему» внутри государства, переступают затем границы национального государства, чтобы создать «Международное планирующее сообщество». Многонациональные корпорации являются «островами сознательной силы в океане стихийного соперничества». Вместо теории «невидимой руки» Гэлбрейт проповедовал теорию сознательного регулирования экономики.
Теория Гэлбрейта и его сторонников в большей степени нацелена на будущее, отличается социальной ответственностью за сохранение окружающей среды, за социальную гармонию и мир.
Результатом последних разработок неоинституционалистов стали: "теория трансакционных издержек", "экономическая теория прав собственности","теория общественного выбора" и др. Такая неоднородность породила множество течений и школ внутри этого направления. Но в институционализме выделяются три основные направления, обозначившиеся еще в конце XIX в.: институционализм социально-психологический, социально-правовой и эмпирический (конъюнктурно статистический). Все они, несмотря на общность фундаментальных положений,значительно отличаются друг от друга в подходах, методике анализа и трактовке причин и следствий экономических явлений, роли и значения отдельных институтов в жизни общества.
Список используемой литературы.
1. А. С. Булатов Экономика. Учебник 3-е издания. Москва 1999, ЮРИСТЬ.
2. А.П. Казаков, Н.В. Минаев Экономика ( макро, микро, прикладная). Учебный курс Москва 1996
3. Агапова И.И. История экономической мысли. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1998.
4. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов. 2-е издание. - М.: ИНФРА-М, 1998.
5. Сурин А.И. История экономики и экономических учений. - М.: Финансы и статистика, 1998.
6. Маркова А.Н. Современные экономические теории Запада. - М.: Финстатинформ, 1996.
7. Российская экономическая Акадения имени Г.В. Плеханова. Общая экономическая теория. - М.: Промо-медиа, 1995.
8. Титова Н.Е. История экономических учений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДО, 1997.
9. Костюк В.Н. История экономических учений Курс лекций. - М.: Издательский центр, 1997.
10. Бартенев С.А. История экономических учений. Москва, 2001
11. История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М., 2003.
12. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 1996 (2000).
13. Сорвина Г.И. История экономической мысли двадцатого столетия. М., 2001.
14. История экономических учений / Под общ. ред. Г.А. Шмарловской. 2-е изд., испр. Минск, 2001.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Оценка финансового состояния предприятия |
Курсовая работа | Оптимизация численности персонала |
Курсовая работа | Аудит расчетов с персоналом по оплате труда |
Курсовая работа | Договор аренды предприятия |
Курсовая работа | Место и проблемы развивающихся стран в мировом хозяйстве |
Курсовая работа | Стили управления |
Курсовая работа | Договор международных перевозок |
Курсовая работа | Производственная и общая структура предприятия |
Курсовая работа | Учет и анализ наличных и безналичных денежных потоков |
Курсовая работа | Сертификация по стандартам системы менеджмента качества |
Курсовая работа | Нравственное воспитание младших школьников |
Курсовая работа | Правовое регулирование трудового договора |
Курсовая работа | Семья как основа развития личности |
Курсовая работа | Формирование основ здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных школ |
Курсовая работа | Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона |