2
Кафедра экономической теории и правоведения
Курсовая работа
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему: Границы производственных возможностей и проблема выбора
Выполнила:
Проверила:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ приятия.
В крупном производстве происходит дифференциация собственника и предпринимателя. В основе разделения их функций лежит отделение капитала собственности от капитала функции.
Само по себе предпринимательство складывается из определенного типа хозяйственного поведения. Для него характерно новаторство, эффективное использование ресурсов, готовность идти на риск, гибкость в применении и использовании технологических процессов, направленная на получение прибыли и личного дохода. Предпринимательство охватывает производственную, коммерческо-посредническую, торгово-закупочную, инновационную, консультационную деятельность и операции с ценными бумагами.
Для эффективного функционирования и осуществления эффективной предпринимательской деятельности хозяйствующих единиц в рыночной экономике необходимы соответствующие условия:
· максимальная свобода хозяйственной деятельности свободных товаропроизводителей;
· полная ответственность их за результаты своей экономической деятельности при равных правах всех видов собственности;
· конкуренция производителей как фактор стимулирования производства благ и услуг;
· свободное ценообразование на рынке;
· открытость экономики, ее интеграция в систему мирохозяйственных связей, право предпринимателя осуществлять внешнеэкономические операции.
Предприниматели, как правило, имеют широкие возможности в выборе форм деятельности, привлечения к производству производителей на основе наемного труда.
Как уже отмечалось, общественное производство - сложная интегрированная система, включающая в себя различные организационно-правовые структурные звенья. Основной единицей предпринимательской деятельности в рамках общественного производства выступает предприятие (фирма). Оно складывается на основе различных форм собственности: частной, государственной, арендной, совместной и в реальной действительности выступает в идее фирмы, концерна, хозяйственной ассоциации, акционерной компании, фермерского семейного хозяйства и т.д.
Предприятие (фирма) является наиболее распространенной единицей организации деятельности на макроуровне, выступая в зависимости от объема производства благ и услуг как малое, среднее и крупное предприятие. Экономическая оценка масштабов деятельности фирмы зависит не только от объема выпускаемого продукта, но и от удельного веса предприятия на рынке, приспособления его к конкурентной среде.
Любое предприятие (фирму) как организационно-правовую форму предпринимательства можно рассматривать как производственно-техническую целостность, направленную на выпуск конкретного товара или услуг, и как коллектив со своими экономическими интересами в получении прибыли и личного дохода.
Доход предприятия (фирмы) - результат использования всех факторов производства: капитала, труда, предпринимательства, земли и т.д. Чтобы получать постоянный и устойчивый доход, предприятие не может замыкаться рамками однопродуктного производства. Ориентация на такое производство делает его во время структурных экономических кризисов. Неблагоприятная конъюнктура однопродуктного производства снижает доходы фирмы и не обеспечивает возможность перекрытия убытков от одного вида деятельности доходами от производства других товаров и услуг.
Многопрофильность производства на предприятии обусловлена и потребностями инвестиционной политики. Усовершенствование и инновации производства требуют больших капиталозатрат и накоплений, которые не всегда можно обеспечить при узкоспециализированном производстве. Потребности разнопродуктного производства обусловлены необходимостью постоянного обновления производства товаров, которые морально стареют через временные сроки. Наконец, появление новых поколений телевизоров, компьютеров, видеотехники, медицинской аппаратуры и т.д. требует замены старых образцов, именно поэтому большинство экономистов признают, что предпринимательская деятельность приносит более устойчивый доход, если она ориентирована на многопродуктную модель.
2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБЩЕСТВА
2.1. Проблема выбора и границы производственных возможностей
От того, каков будет конкретный «расклад» ресурсов в экономике, зависит производственные возможности общества. Для России эта проблема более актуальна. В социалистические времена в громадном и тогда еще богатейшем Советском Союзу мало кто задумывался о жесткой ограниченности и взаимозависимости экономических ресурсов общества. Беспредельно наращивая выпуск, скажем, комбайнов на «Ростсельмаше», хозяйственники не хотели замечать, что это отбирает у страны возможности хотя бы смягчить положение с нехваткой бытовых пылесосов и холодильников.
Таким образом, между потребностями людей и возможностями для их удовлетворения существует «неприятная», но неизбежная обратная связь: если первые безграничны, то вторые весьма ограничены. Отсюда перед людьми постоянно встает проблема выбора. Даже в повсе6дневной жизни мы на каждом шагу решаем задачки типа «что лучше»: съесть любимое мороженное или купить интересную книгу? В экономике эта проблема проявляется в необходимости выбора между альтернативами (необходимость выбора одной из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей, каждая из которых исключает друг друга): какие товары следует производить, а от каких придется отказаться. Ибо ограниченность ресурсов означает и ограниченность производства. Делая акцент, например, на выпуске «пушек», общество неминуемо будет вынуждено сократить производство «масла». Это подводит нас к понятию производственных возможностей.
Производственные возможности - это то максимальное количество товаров и услуг (в определенном их наборе), которое может быть одновременно произведено за данный период, при данных ресурсах и технологиях. При этом имеется в виду, что все наличные ресурсы (рабочая сила, средства производства и другие хозяйственные факторы) используются наиболее полно и эффективно.
Для наглядности рассмотрим условный пример. Извест-но, что каждая экономика производит две большие группы продуктов: средства производ-ства (товары производственного назначения) и предметы по-требления (потребительские товары). Пусть в нашем примере для упрощения их собирательно представляют станки и книги. Общая ограниченность ресурсов позволяет за год производить эти товары, например, в следу-ющих альтернативных соотношениях: либо (А) 10 единиц станков при нулевом выпуске книг, либо (Б) 9 единиц станков + 1 единица книг, либо (В) 7 единиц станков + 2 единицы книги и так далее (табл.1).
Таблица 1.
Возможности годового производства книг и станков при полном использовании ресурсов
Вид продукта |
Производственные альтернативы |
|||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
||
Книги (млн. экз.) |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Станки (тыс. шт.) |
10 |
9 |
7 |
4 |
0 |
|
На основе данных этой таблицы можно построить график, кривая ли-ния которого отразит границу производственных возможностей (ГПВ) для станков и книг в нашем примере (рис.5).
Рис.5. Кривая производственных возможностей.
Х
С
10 NN
9
Вид продукта |
Производственные альтернативы |
|||||
А1 |
Б1 |
В1 |
Г1 |
Д1 |
||
Книги (млн. экз.) |
0 |
2 |
4 |
6 |
8 |
|
Станки (тыс. шт.) |
14 |
12 |
9 |
5 |
0 |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
«Нас изгнали из рая, мы лишены вечной жизни и неограниченных благ. Если мы что-то выбираем, мы вынуждены отказаться от других вещей, от которых в иных обстоятельствах мы бы не отказались».
Лайонел Роббинс
Для того, чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйственные субъекты должны располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить. Эти три вопроса формируют три основных задачи, которые должны решаться в любом обществе.
Что производить - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.
Как производить - это принятие решений о том с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.
Для кого производить - это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся производственные блага и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.
Чтобы ответить на эти вопросы, производство должно быть определенным образом организовано, т. е. все действия участников производства должны быть подчинены определенной цели и для этого все их действия упорядочены.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Александров Ю.А. Экономика предприятия торговли. Красноярск 2002.- 526 с.
2. Камаева В.Д. Экономическая теория. 2004. - 356 с.
3. Курс экономической теории / отв. ред. проф. Чепурин М.Н., и проф. Киселева Е.А.: - 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание - Киров: «АСА», 2005г. - 832 с.
4. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории:: Микроэкономика. Учебное пособие/ Под ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. МВ. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. - 832 с.
5. Носова С.С. Экономическая теория. Учебник./ С.С. Носова. - М.: ИТК «Дашков и К0», 2003- 864 с.
6. Нуреев Р. Теория развития: кеисианские модели становления рыночной экономики / Р. Нуреев// Вопросы экономики. - 2000. -№4. - 256 с.
7. Океанова З.К. Экономическая теория. Учебник./ З.К. Океанова.-М.: ИТК «Дашков и К0», 2003. 596 с,
8. Основы экономической теории : учеб. Пособие. - 2-е изд., переб. И доп. - М.: Финансы и статистика, 2008ю - 400 с.: ил.
9. Сажина М.А. Экономическая теория. Учебник для вузов. Сажина М.А., Г.Г. Чибриков.- М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА- М), 2001. - 456 с.
10. Экономика. Учебник./ Под ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. И доп. М.: Изд-во БЕК, 2001.824 с.
11. Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. В.Ию. Видяпина. - Москва: Инфр-М, 2003.-713 с.
12. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ; Питер, 2008. - 544 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).
13. Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС. 2000. - 640 с.
14. Экономическая теория: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / С.С.Носова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 519 с. - (Учебник для вузов).
15. Газета «Российская»2008 г
16. Ежемесячный журнал: «Вопросы экономики», 2007 - 2008.
17. Ежемесячный журнал: «Российский экономический журнал», 2008.
18. Ежемесячный журнал: «Экономист», 2008.
19. Ежемесячный журнал: «Финансы», 2008.
20. Ежемесячный журнал «Мировая экономика и международные отношения»
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |