Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Границы производственных возможностей и проблема выбора


2

Кафедра экономической теории и правоведения

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: Границы производственных возможностей и проблема выбора

Выполнила:

Проверила:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ приятия.

В крупном производстве происходит дифференциация собственника и предпринимателя. В основе разделения их функций лежит отделение капитала собственности от капитала функции.

Само по себе предпринимательство складывается из определенного типа хозяйственного поведения. Для него характерно новаторство, эффективное использование ресурсов, готовность идти на риск, гибкость в применении и использовании технологических процессов, направленная на получение прибыли и личного дохода. Предпринимательство охватывает производственную, коммерческо-посредническую, торгово-закупочную, инновационную, консультационную деятельность и операции с ценными бумагами.

Для эффективного функционирования и осуществления эффективной предпринимательской деятельности хозяйствующих единиц в рыночной экономике необходимы соответствующие условия:

· максимальная свобода хозяйственной деятельности свободных товаропроизводителей;

· полная ответственность их за результаты своей экономической деятельности при равных правах всех видов собственности;

· конкуренция производителей как фактор стимулирования производства благ и услуг;

· свободное ценообразование на рынке;

· открытость экономики, ее интеграция в систему мирохозяйственных связей, право предпринимателя осуществлять внешнеэкономические операции.

Предприниматели, как правило, имеют широкие возможности в выборе форм деятельности, привлечения к производству производителей на основе наемного труда.

Как уже отмечалось, общественное производство - сложная интегрированная система, включающая в себя различные организационно-правовые структурные звенья. Основной единицей предпринимательской деятельности в рамках общественного производства выступает предприятие (фирма). Оно складывается на основе различных форм собственности: частной, государственной, арендной, совместной и в реальной действительности выступает в идее фирмы, концерна, хозяйственной ассоциации, акционерной компании, фермерского семейного хозяйства и т.д.

Предприятие (фирма) является наиболее распространенной единицей организации деятельности на макроуровне, выступая в зависимости от объема производства благ и услуг как малое, среднее и крупное предприятие. Экономическая оценка масштабов деятельности фирмы зависит не только от объема выпускаемого продукта, но и от удельного веса предприятия на рынке, приспособления его к конкурентной среде.

Любое предприятие (фирму) как организационно-правовую форму предпринимательства можно рассматривать как производственно-техническую целостность, направленную на выпуск конкретного товара или услуг, и как коллектив со своими экономическими интересами в получении прибыли и личного дохода.

Доход предприятия (фирмы) - результат использования всех факторов производства: капитала, труда, предпринимательства, земли и т.д. Чтобы получать постоянный и устойчивый доход, предприятие не может замыкаться рамками однопродуктного производства. Ориентация на такое производство делает его во время структурных экономических кризисов. Неблагоприятная конъюнктура однопродуктного производства снижает доходы фирмы и не обеспечивает возможность перекрытия убытков от одного вида деятельности доходами от производства других товаров и услуг.

Многопрофильность производства на предприятии обусловлена и потребностями инвестиционной политики. Усовершенствование и инновации производства требуют больших капиталозатрат и накоплений, которые не всегда можно обеспечить при узкоспециализированном производстве. Потребности разнопродуктного производства обусловлены необходимостью постоянного обновления производства товаров, которые морально стареют через временные сроки. Наконец, появление новых поколений телевизоров, компьютеров, видеотехники, медицинской аппаратуры и т.д. требует замены старых образцов, именно поэтому большинство экономистов признают, что предпринимательская деятельность приносит более устойчивый доход, если она ориентирована на многопродуктную модель.

2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБЩЕСТВА

2.1. Проблема выбора и границы производственных возможностей

От того, каков будет конкретный «расклад» ресурсов в экономике, зависит производственные возможности общества. Для России эта проблема более актуальна. В социалистические времена в громадном и тогда еще богатейшем Советском Союзу мало кто задумывался о жесткой ограниченности и взаимозависимости экономических ресурсов общества. Беспредельно наращивая выпуск, скажем, комбайнов на «Ростсельмаше», хозяйственники не хотели замечать, что это отбирает у страны возможности хотя бы смягчить положение с нехваткой бытовых пылесосов и холодильников.

Таким образом, между потребностями людей и возможностями для их удовлетворения существует «неприятная», но неизбежная обратная связь: если первые безграничны, то вторые весьма ограничены. Отсюда перед людьми постоянно встает проблема выбора. Даже в повсе6дневной жизни мы на каждом шагу решаем задачки типа «что лучше»: съесть любимое мороженное или купить интересную книгу? В экономике эта проблема проявляется в необходимости выбора между альтернативами (необходимость выбора одной из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей, каждая из которых исключает друг друга): какие товары следует производить, а от каких придется отказаться. Ибо ограниченность ресурсов означает и ограниченность производства. Делая акцент, например, на выпуске «пушек», общество неминуемо будет вынуждено сократить производство «масла». Это подводит нас к понятию производственных возможностей.

Производственные возможности - это то максимальное количество товаров и услуг (в определенном их наборе), которое может быть одновременно произведено за данный период, при данных ресурсах и технологиях. При этом имеется в виду, что все наличные ресурсы (рабочая сила, средства производства и другие хозяйственные факторы) используются наиболее полно и эффективно.


Для наглядности рассмотрим условный пример. Извест-но, что каждая экономика производит две большие группы продуктов: средства производ-ства (товары производственного назначения) и предметы по-требления (потребительские товары). Пусть в нашем примере для упрощения их собирательно представляют станки и книги. Общая ограниченность ресурсов позволяет за год производить эти товары, например, в следу-ющих альтернативных соотношениях: либо (А) 10 единиц станков при нулевом выпуске книг, либо (Б) 9 единиц станков + 1 единица книг, либо (В) 7 единиц станков + 2 единицы книги и так далее (табл.1).

Таблица 1.

Возможности годового производства книг и станков при полном использовании ресурсов

Вид продукта

Производственные альтернативы

А

Б

В

Г

Д

Книги (млн. экз.)

0

1

2

3

4

Станки (тыс. шт.)

10

9

7

4

0

На основе данных этой таблицы можно построить график, кривая ли-ния которого отразит границу производственных возможностей (ГПВ) для станков и книг в нашем примере (рис.5).

Рис.5. Кривая производственных возможностей.

Х

С

10 NN

9

8 D

7 10

6

5 ММ

4 Е

3

2

1

0 1 2 3 4 5 6 7 8 У

Книги (млн. экз.)

Так, точка А показывает альтернативу, при которой все ресурсы направлены на производство станков, а точка Д - ситуацию, когда выпускаются только книги. Однако это две явно нереалистичные крайности. На самом деле общество всегда стремится найти нужный ему баланс в распределении производства. Точки Б, В и Г как раз и представляют альтернативные варианты такого баланса, то есть максимально возможный объём одновременного производства и станков, и книг в их различных сочетаниях. При этом больше станков означает меньше книг, и наоборот. Вместе с тем ограниченность материальных и людских ресурсов делает неосуществимой всякую комбинацию производства станков и книг - вне линии ГПВ - скажем, в точке Я (от слова "нельзя") с выпуском 2 единиц станков и 7 единиц книг. В противоположность этому производственные комбинации - внутри ГПВ (к примеру, в точке М - "можно") вполне реальны, но при этом ресурсы используются неполно и неэффективно (незагруженные фабрики, низкая занятость рабочей силы в обществе, низкая производительность труда, чрезмерные затраты сырья и т.п.). Соответственно здесь есть резервы для увеличения производства одного продукта без сокращения выпуска другого.

Таким образом, только точки на линии границы производственных возможностей показывают наиболее эффективные варианты использования имеющихся ресурсов для выпуска определённых товаров и услуг. Общество должно лишь выбрать нужную их комбинацию. При этом, правда, придётся "заплатить" за сделанный выбор так называемыми вменёнными (или скрытыми) издержками, к рассмотрению которых мы теперь и обратимся.

2.2. Вмененные издержки и закон их возрастания

Вменённые издержки - это то, от чего мы отказываемся, когда выбираем из двух наиболее желанных альтернатив. Чтобы лучше разобраться в этом трудноуловимом понятии, обратимся вначале к простому житейскому примеру. Допустим, нам хотелось бы приобрести три блага: велосипед, костюм и поездку в Крым. Однако денег сполна хватает лишь на одно из этих желаний. Отложив осуществление мечты о Крыме до лучших времен, мы сосредоточиваемся на выборе между велосипедом и костюмом. Если «верх взял» велосипед, то костюм и будет его вменёнными издержками.

Следовательно, вменённые издержки - это цена выбора, или упущенная выгода при смене производственных альтернатив. Она определяется пользой, стоимостью или количеством тех благ, которые принесены в жертву при выборе других (альтернативных) благ.

Возвращаясь теперь к нашему примеру со станками и книгами, определим вменённые издержки этих продуктов при каждом переходе к новой производственной альтернативе. Так, переходя от альтернативы (А) к альтернативе (Б), общество получает одну единицу книг, но при этом лишается одной единицы станков. Потерянная единица станков и есть в данном случае вменённые издержки производства одной единицы книг. В отличие от этого каждая из первых единиц станков - при смене альтернативы с позиции (Д) на (Г) - обойдётся потерей 1/4 единицы книг и так далее.

Анализ изменений вменённых издержек производства книг (по стрелке сверху вниз) и станков (по стрелке вверх) показывает, что каждое следующее увеличение выпуска одного из этих продуктов заставляет жертвовать всё большим количеством другого продукта. Это позволяет сделать важный вывод о том, что в экономике действует закон возрастающих вменённых издержек. Он означает, что по мере увеличения выпуска любого продукта, вменённые издержки производства каждой новой его единицы растут.

Главной причиной действия такого закона является далеко не полная взаимозаменяемость факторов производства для изготовления различных продуктов (разные средства производства, разные технологии, разные специальности работников и т.д.). При смене производственных альтернатив (в условиях ограниченности и полной занятости ресурсов) обществу приходится переключать на развитие выбранной отрасли всё менее и менее приспособленные для неё ресурсы из других хозяйственных сфер. Этих ресурсов поэтому требуется всё больше и больше на каждую дополнительную единицу продукции. Отсюда необходимость всё большего сокращения альтернативного производства.

Так, в нашем примере нарастающее расширение книгоиздания в напра-влении от альтернативы (А) к (Д) потребует всё большей переквалификации изготовителей станков в книгоиздателей, всё более трудного и затратного "тискивания" сырья, техники и технологии станкостроения в полиграфическую отрасль. Ресурсоёмкостъ дополнительных книг растёт. В результате число "снятых с производства" станков в расчёте на каждую дополнительно произведённую единицу книг увеличивается. На линии ГПВ (рис.2.13) это проявляется в закруглённости её концов. Если бы ресурсы были полностью взаимозаменяемы, вменённые издержки оставались бы постоянными, а линия ГПВ была бы прямой.

2.3. Производственные возможности в условиях экономического роста

Как было отмечено, производственные возможности отражают максимум производства при полном использовании данных ресурсов и технологий. Однако с течением времени ресурс, и технологии обычно прогрессивно меняются: увеличиваются объёмы рабочей силы и средств производства, повышается их качество, совершенствуются технологии и так далее. Ясно, что это расширяет возможности производства, отодвигая на графике линию ГПВ дальше от центра координат. При этом мощности общества по производству разных продуктов чаще всего растут не в одинаковой степени. Так, продолжая наш прежний пример с книгами и станками в условиях увеличения ресурсов и технического прогресса предположим, что база книгоиздания воз-росла в 2 раза, а станкостроения - на 40%. Тогда возникнут новые альтернативы производства книг и станков (табл.3).

Таблица 3

Возможности производства книг и станков в условиях экономического роста

Вид продукта

Производственные альтернативы

А1

Б1

В1

Г1

Д1

Книги (млн. экз.)

0

2

4

6

8

Станки (тыс. шт.)

14

12

9

5

0

А новая линия ГПВ займёт на графике следующее положение (рис.6). Из этих данных очевидно, что рост количества и качества людских и мате-риальных ресурсов и технологический прогресс позволяют экономике производить всё больше и больше всех товаров и услуг.

В связи с экономическим ростом возникает ещё один крайне важный для будущего каждой страны момент. Дело в том, что от сегодняшнего выбора той или иной конкретной альтернативы производства во многом зависят завтрашние производственные возможности общества. Разделим выпускаемую в стране продукцию на две условные группы.

Рис.6. Кривая производственных возможностей в условиях экономического роста

Новая линия ГПВ

123 456789

Книги (млн. экз.)

(1) «Товары для будущего». Эта группа включает средства производства, научно-технические исследования, образование, обучение кадров, профилактическую медицину и другие продукты, обеспечивающие рост и совершенствование завтрашних ресурсов экономики. (2) «Товары для настоящего», которые состоят из продуктов питания, одежды, обуви, бытовых, транспортных и других предметов и услуг, удовлетворяющих сегодняшние, текущие потребности населения.

Предположим далее, что существуют две условные страны - Гурмания и Разумия. Пусть их одинаковые сегодняшние экономики различаются лишь одним - разным выбором производственных альтернатив. Так Гурмания отдала предпочтение "товарам для настоящего" (точка Н, рис.7а), a - Разумия - "товарам для будущего" (точка Б, рис.7б). Такой выбор структуры сегодняшнего производства позволяет предположить, что Разумия обеспечит себе больший экономический рост, чем Гурмания, хотя в объёмах текущего потребления она уступит последней. В результате через ряд лет «завтрашние» линии ГПВ у этих стран займут разные позиции.

Рис.7. Выбор структуры текущего производства и производственные возможности общества.

а) страна Гурмания б) страна Разумия

"завтрашняя" линия ГПВ

"завтрашняя" линия ГПВ

"сегодняшняя" линия ГПВ

"сегодняшняя" линия ГПВ

«Товары для настоящего» «Товары для настоящего»

Вывод: выбор обществом структуры своего производства в каждый данный момент предопределяет его будущие производственные возможности. Делая этот выбор, полезно вспоминать слова Вольтера о том, что желания людей всегда превышают их потребности, а потребности превосходят средства удовлетворения (9-80). Отсюда следует разумная сдержанность в сегодняшнем потреблении и постоянная забота о накоплении обеспечивают обществу рост благосостояния в будущем. А разве в масштабах отдельной семьи не так же?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

«Нас изгнали из рая, мы лишены вечной жизни и неограниченных благ. Если мы что-то выбираем, мы вынуждены отказаться от других вещей, от которых в иных обстоятельствах мы бы не отказались».

Лайонел Роббинс

Для того, чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйственные субъекты должны располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить. Эти три вопроса формируют три основных задачи, которые должны решаться в любом обществе.

Что производить - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Как производить - это принятие решений о том с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

Для кого производить - это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся производственные блага и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

Чтобы ответить на эти вопросы, производство должно быть определенным образом организовано, т. е. все действия участников производства должны быть подчинены определенной цели и для этого все их действия упорядочены.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Александров Ю.А. Экономика предприятия торговли. Красноярск 2002.- 526 с.

2. Камаева В.Д. Экономическая теория. 2004. - 356 с.

3. Курс экономической теории / отв. ред. проф. Чепурин М.Н., и проф. Киселева Е.А.: - 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание - Киров: «АСА», 2005г. - 832 с.

4. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории:: Микроэкономика. Учебное пособие/ Под ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. МВ. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. - 832 с.

5. Носова С.С. Экономическая теория. Учебник./ С.С. Носова. - М.: ИТК «Дашков и К0», 2003- 864 с.

6. Нуреев Р. Теория развития: кеисианские модели становления рыночной экономики / Р. Нуреев// Вопросы экономики. - 2000. -№4. - 256 с.

7. Океанова З.К. Экономическая теория. Учебник./ З.К. Океанова.-М.: ИТК «Дашков и К0», 2003. 596 с,

8. Основы экономической теории : учеб. Пособие. - 2-е изд., переб. И доп. - М.: Финансы и статистика, 2008ю - 400 с.: ил.

9. Сажина М.А. Экономическая теория. Учебник для вузов. Сажина М.А., Г.Г. Чибриков.- М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА- М), 2001. - 456 с.

10. Экономика. Учебник./ Под ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. И доп. М.: Изд-во БЕК, 2001.824 с.

11. Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. В.Ию. Видяпина. - Москва: Инфр-М, 2003.-713 с.

12. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ; Питер, 2008. - 544 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).

13. Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС. 2000. - 640 с.

14. Экономическая теория: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / С.С.Носова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 519 с. - (Учебник для вузов).

15. Газета «Российская»2008 г

16. Ежемесячный журнал: «Вопросы экономики», 2007 - 2008.

17. Ежемесячный журнал: «Российский экономический журнал», 2008.

18. Ежемесячный журнал: «Экономист», 2008.

19. Ежемесячный журнал: «Финансы», 2008.

20. Ежемесячный журнал «Мировая экономика и международные отношения»



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа База данных продуктового магазина
Курсовая работа Ветеринарно-санитарная экспертиза рыбы
Курсовая работа Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в школе
Курсовая работа Основные фонды и оборотные средства на предприятии
Курсовая работа Дебиторская задолженность предприятия
Курсовая работа Безопасность погрузочно разгрузочных работ кранами
Курсовая работа Исследование личностных особенностей в процессе социализации детей в условиях детского дома
Курсовая работа Налог на прибыль
Курсовая работа Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества
Курсовая работа Разработка технологического процесса восстановления гильзы цилиндра ЗИЛ-130
Курсовая работа Проект комплексной механизации птичника Рефтинской птицефабрики с разработкой его вентиляции и отопления
Курсовая работа Форвардные и фьючерсные контракты в управлении ценовыми рисками
Курсовая работа Жизненные циклы организации
Курсовая работа Организационная культура и ее совершенствование
Курсовая работа Влияние индивидуальных особенностей личности на организационное поведение