31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
БОБРУЙСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра экономики и управления производством
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Макроэкономика»
на тему: «Безработица: типы и особенности в условиях рыночной экономики».
БОБРУЙСК 2006
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 35 страниц, 1 рисунок, 2 таблицы, 30 источников, 2 приложения.
БЕЗРАБОТИЦА, ЗАНЯТОСТЬ, НОРМА БЕЗРАБОТИЦЫ, ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ, ДИНАМИКА.
Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, изучение ее типов и особенностей в условиях рыночной экономики. В данной работе применяются аналитические и статистические методы исследования и обработки данных.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
(подпись студента)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ...……………………………………………………………………..4
1.Безработица: сущность, причины и типы.
1.1 Сущность безработицы……………………………………………………..6
1.2 Причины безработицы……………………………………………………...9
1.3 Типы безработицы и ее показатели…………………………………….....12
2.Особенности безработицы в Республике Беларусь.
2.1 Причины безработицы в Республике Беларусьдования необходимо отметить, что отношение к безработице, как к социально-экономическому критерию состояния общества, с течением времени менялось. Так, в начале XX века, когда размеры безработицы в мировом масштабе были достаточно велики, длительное время считалось, что безработица - это социальное зло, с которым необходимо бороться всеми силами и методами, в том числе и с обязательным использованием методов государственного регулирования. Позже, в середине XX веков, в условиях дальнейшего развития социально-трудовых отношений и построения обществ с социальной рыночной экономикой сложился принципиально новый взгляд на безработицу - она рассматривалась уже как социальное явление, которое носит эпизодический характер и не представляет серьезных проблем для государства. В настоящее время большинство экономистов считают, что безработица, являясь устоявшейся социально-экономической категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной. Причем последняя наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследования и принятие активных мер для недопущения застойной безработицы или сокращения ее уровня.
Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т. д.
В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы.
Понятно, что безработица была, есть и будет и поэтому задача государственных органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека. Следовательно, основной упор должен быть сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской деятельности.
Как я уже отмечала, безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которую оценить, как социально-экономическое явление, одназначно нельзя. С точки зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной необходимостью. Другое дело, что государство должно регулировать занятость, устранять негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда Восточной Европе и России.- М., 1995.
2. Борисова Н. Рынок труда Беларуси.//Белорусский банковский бюллетень.-2002.-№30.
3. Ванкевич Е. В. Безработица в Беларуси: особенности изучения и управления.//Белорусский экономический журнал.-2001.-№4.
4. Ванкевич Е. В. Экономические отношения занятости: закономерности развития и регулирования. - Мн.: БГЭУ, 2000.
5. Вишневская Н. Рынок рабочей силы в ретроспективе XX столетия.//Мировая экономика и международные отношения.-2001.-№9-С.52-61.
6. Ивашковский С. Н. Экономика: микро- и макроанализ. - М.: Дело, 1999-360 с.
7. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег.- М., 1948.
8. Количество безработных будет расти. //Национальная экономическая газета.-2002.-№69.
9. Кохно П., Молева С. Современная ситуация на рынке труда Беларуси и России. // Общество и экономика.-2000.-№5-6.-С.257-266.
10. Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Т. 2-М., 1993.
11. Мониторинг рынка труда Республики Беларусь.2000 г. Мн.: Комитет по занятости населения при министерстве труда Республики Беларусь, 2001.
12. Макроэкономика./Под ред. Л.П. Зеньковой.-Мн.: Новое знание, 2002.
13. Прогнозы и реалии. О работе народного хозяйства страны в январе- 2006 г.//Национальная экономическая газета.2006. 12 июня.
14.Работа есть. Но не для всех и не везде.//Национальная экономическая газета.-2001.-№9.
15. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда./ Под ред. А. И. Рофе.- М.: Издательство “МИК”, 1997.
16. Слезингер Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. - М.: ИНФРА-М, 1996.
17. Сигарева Е.П. Безработные в структуре общества.//СОЦИС.-1998.-№7.
18. Сиденко А.В., Башкатов Б. И., Матвеева В.М. Международная статистика.-М.: Издательство “ Дело и Сервис”, 1999. Гл.4.
19. Самуэльсон П.А., Нордхаус В. Д. Экономика.-М.: “Издательство Биноли”,1997.Гл.29.
20. Статистический ежегодник 2006.-М., 2006.
21. Экономическая энциклопедия.-М., 1972.
22. Эренберг Р. Дж. , Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика./Под ред. Р.П. Колосовой и др.-М., 1996.
23. Экономика труда./Под общей ред. В.В. Адамчука.-М.: ЗАО “Финстатинформ”, 1999.
24. Экономика труда./Под ред. Проф. А.И.Рофе.-М.: Издательство”МИК”, 2000.
25. Экономика России./Отв. ред. канд. эк. наук Б.М. Маклярский.-М.:Международные отношения, 2001.
26. www.bel.biz
27. www.belgazeta.by
28. www.belta.by
29. www.mintrud.by
30.www.communist.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ТАБЛИЦА А.1 Численность граждан, обратившихся в органы гос.службы занятости по вопросу трудоустройства, вакантные рабочие места, заявленные организациями в органы гос.службы занятости (тыс. чел.-- с начала года)
Период |
Обратилось по вопросу трудоустройства |
Из них признаны безработными |
Трудоустроено |
На конец периода |
|||
всего |
безработ-ных |
Число вакантных мест |
Численность безработных на одну заявленную вакансию, человек. |
||||
2000 |
299,1 |
211,8 |
224,1 |
147,6 |
32,7 |
2,9 |
|
2001 |
307,5 |
216,1 |
221,5 |
139,1 |
32,3 |
3,2 |
|
2002 |
332,1 |
237,2 |
213 |
128,6 |
24,4 |
5,3 |
|
2003 |
351,6 |
283,7 |
250,3 |
132,4 |
34,8 |
5,7 |
|
2004 |
224,8 |
161,2 |
132,3 |
91,7 |
35,4 |
3,8 |
|
2005 |
231,5 |
157,1 |
115,1 |
87,3 |
21,7 |
3,2 |
|
Приложение. Источник: [13]
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ТАБЛИЦА Б.2. Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости и уровень безработицы (тыс. чел.-- на конец года)
Периоды |
Численность безработных |
В том числе получают пособие по безработице |
Уд. вес безработных, получающих пособие по безработице в общей численности безработных,% |
Уровень безработицы к экономически активному населению,% |
|
2000 |
95,8 |
37,5 |
39,2 |
2,1 |
|
2001 |
102,9 |
42,2 |
41 |
2,3 |
|
2002 |
130,5 |
59,7 |
45,7 |
3 |
|
2003 |
139,4 |
62,7 |
51,4 |
3,1 |
|
2004 |
83,0 |
54,8 |
42,4 |
1,9 |
|
2005 |
67,9 |
32,3 |
27,5 |
1,6 |
|
Приложение. Источник: [20, с29]
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |