РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 67 с., 1 рис., 8 табл., 1 прил.
БАНКРОТСТВО, НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, САНАЦИЯ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД, ВРЕМЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.
Объектом исследования данной курсовой работы является предприятие ООО «Камертон». Предметом исследования - финансовое состояние предприятия на протяжении 2003-2006 годов
Цель данной курсовой работы заключается в диагностике экономического состояния предприятия и вероятности его банкротства, определении возможных путей выхода предприятия из кризиса.
В процессе работы были изучены теоретические материалы: по условиям, критериям и причинам банкротства, по критериям необходимости санации и мерам по восстановлению платёжеспособности предприятия, так же методические основы определения вероятности банкротства субъектов хозяйствования и процедура признания организации банкротом с последующей ликвидацией должника..
Автор работы подтверждает, что приведённые в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
содержание
Объектом исследования данной курсовой работы является предприятие ООО «Камертон». Предметом исследования - финансовое состояние предприятия на протяжении 2003-2006 годов.
Цель данной курсовой работы заключается в диагностике экономического состояния предприятия и вероятности его банкротства, определении возможных путей выхода предприятия из кризиса. Для достижения выбранной цели предусматривается решение следующих задач: оценка текущей деятельности предприятия, анализ финансово - экономической деятельности, определение возможных стратегий развития предприятия, с учетом применения их на ООО «Камертон».
Данная работа базируется на изучении законодательных и нормативных актов, теоретических исследованиях, а также на изучении периодических изданий. Аналитическая часть работы опирается на бухгалтерскую отчетность ООО «Камертон» за 2003-2006 годы.
Данная работа состоит из четырёх глав. В первой главе описана сущность банкротства, правовое регулирование банкротства, приводятся методы диагностики и оценки банкротства. Вторая часть работы посвящена санации как способу восстановления деятельности организации. В третьей главе приводится механизмов признания предприятия банкротом. В четвёртой главе диагностируется экономическое состояние ООО «Камертон» и приводятся пути антикризисного управления для различных степеней тяжести финансово-экономического кризиса и возможные стратегии развития предприятия.
1.1 Общие положения о банкротстве
В Соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" под банкротством (несостоятельностью) понимается признанная судом или объявленная с согласия должника собранием кредиторов неплатежеспособность должника т.е. неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования своих кредиторов по денежным обязательствам, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды [1].
Банкротству подлежат индивидуальные предприниматели и юридические лица (за исключением некоммерческих предприятий и учреждений).
Как вытекает из определения, а также как показывает анализ законодательства о банкротстве, под процедуру банкротства подпадают только неплатежеспособные хозяйствующие субъекты.
Действующий закон не применяется к ликвидации платежеспособных юридических лиц, а также к ликвидации юридического лица на основании того, что оно занимается своей деятельностью без лицензии или занимается деятельностью, запрещенной законодательством Республики Беларусь, а также к учреждениям и другим, некоммерческим и другим некоммерческим организациям.
Но в принципе, если говорить о практической стороне дела, то в законе есть положение, когда в отношении платежеспособного хозяйствующего субъекта, с удовлетворительным состоянием активов, но несвоевременно осуществляющего платежи по своим обязательствам, по заявлению кредитора может быть возбуждена процедура банкротства.
Неплатежеспособность субъекта устанавливается судом или собранием кредиторов, в зависимости от того, кем осуществляется процедура банкротства - судом или без участия суда [1].
Согласно Закону устанавливаются следующие критерии неплатежеспособности хозяйствующего субъекта:
-если при наступлении сроков платежа должник не удовлетворяет правомерные требования кредиторов по оплате долгов и выполнению других обязательств(за товары, услуги и т.д.) в полном объеме;
-если при наступлении сроков платежа должник отказывается удовлетворить такие требования в полном объеме;
-если при наступлении сроков платежа должник неспособен удовлетворить такие требования в полном объеме;
-если сумма пассивов должника превышает сумму его активов так, что структура баланса должника является неудовлетворительной.
Как было указано выше, способность должника оплатить свои долги не имеет значения.
1.2 Условия, критерии и причины банкротства
За всю историю банкротства (с момента его появления в XI-XII вв. в итальянских вольных городах) было выработано два критерия банкротства:
1) Принцип неоплатности. В соответствии с этим принципом должник может быть признан банкротом, если сумма общей кредиторской задолженности должника превышает сумму принадлежащего ему имущества. Критерий неоплатности применялся в старом законе о банкротстве 1992 года. В то же время в западных странах отказались от использования этого принципа еще в конце XIX века;
2) Принцип неплатежеспособности. В конце XIX века практически все законодательства о банкротстве перешли на использование принципа неплатежеспособности. В российском законодательстве этот принцип стал применяться с 1998 года. Согласно этому принципу, нужно выявить конкретные признаки презумпции, что должник не в состоянии отвечать по своим обязательствам перед кредиторами.
В Республике Беларусь используются два признака банкротства:
1. Сумма долга.
2. Просрочка в уплате долга более чем на 3 месяца.
Указанных признаков достаточно для общего случая банкротства. Для отдельных категорий должников эти критерии могут быть более жесткими или, наоборот, более мягкими.
Виды банкротства:
Фиктивное банкротство (Fictitious bankruptcy) - Заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов.
Если это деяние причинило крупный ущерб - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Если заявление должника подано должником в суд при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или должник не принял меры по оспариванию необоснованных требований заявителя, должник несет перед кредиторами ответственность за убытки, причиненные возбуждением дела о банкротстве или необоснованным признанием требований кредиторов.
Преднамеренное банкротство (Premeditated bankruptcy) - умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб.
К неправомерным действиям должника или собственника предприятия-должника относятся действия, совершенные в предвидении несостоятельности (банкротства) предприятия и наносящие ущерб интересам всех или части кредиторов, как-то:
сокрытие части имущества должника или его обязательств;
сокрытие, уничтожение, фальсификация любого учетного документа, связанного с осуществлением хозяйственной деятельности должника;
уничтожение либо отказ от необходимой записи в бухгалтерские документы;
уничтожение, продажа или внесение в качестве залога части имущества должника, полученного в кредит и неоплаченного.
К объективным причинам банкротства, не зависящим от воли и действий отдельных людей, компаний и правительств, относятся стихийные бедствия, другие неблагоприятные природные воздействия, а также такие закономерности экономического развития, как цикличность и кризисы. Однако очевидно, что их действие не является абсолютным, безусловно приводящим компании к банкротству. Возможность преодоления кризиса, восстановления деятельности фирмы во многом зависит от эффективности организации ее деятельности, накопленных резервов и правильных, соответствующих обстановке действий менеджмента.
К субъективным причинам банкротства следует отнести ошибочные, исходящие из неправильной оценки ситуации действия менеджмента компании. Если рассматривать людей, их группы и организации (в том числе и государство) как субъекты экономических отношений, то к субъективным причинам несостоятельности отдельных компаний можно отнести и такие действия, например, правительств, которые направлены на достижение общественного блага, но могут стать причиной банкротства отдельных субъектов предпринимательской деятельности.
Под общими причинами банкротства следует понимать те из них, которые действуют в отношении всех субъектов предпринимательской деятельности в рыночной экономике, имманентны ей, обусловлены самой природой рынка, его стихийностью и риском предпринимательства.
В то же время, кроме рыночной, преимущественно открытой может функционировать нерыночная, преимущественно закрытая социально-экономическая система, которая в течение длительного времени господствовала и на территории. Основными характеристиками такой системы стали: огосударствление экономики; высокая степень концентрации производства, милитаризация и монополизация экономики; всеобщий дефицит; подавленная инфляция; скрытая безработица; формирование общинной, патерналистской психологии человека. Эти черты, а также некоторые другие специфические явления, возникающие при трансформации такой системы, обусловливают объективное существование особенных причин, которые могут вызывать банкротство субъектов предпринимательской деятельности. К таким причинам банкротства белорусских предприятий можно отнести: их крупные размеры, сложившиеся в условиях специализации и разделения труда в рамках СССР и СЭВ; технологическая и техническая отсталость и законсервированность многих предприятий страны; значительное сокращение расходов на оборону; негативное отношение государства к предпринимательству, замораживание приватизации и рынка ценных бумаг; управленческие традиции, образование и менталитет не собственника и творца, а наемного работника на службе у государства.
Выделяют также внешние и внутренние по отношению к субъекту предпринимательской деятельности факторы, оказывающие влияние на его деятельность.
Внешние факторы являются наиболее опасными в связи с тем, что возможности оказания воздействия на них минимальны, а последствия их реализации могут быть разрушительными. К основным из них относят:
экономические факторы (темпы инфляции, ставки налогов и банковских кредитов, курсы валют, уровень доходов населения и др.);
политические факторы, обусловленные действиями и намерениями центральных и местных властей, их отношением к различным секторам экономики, регионам страны и формам собственности, наличием различных групп влияния в органах государственного и хозяйственного управления;
рыночные факторы (тенденции изменения демографической ситуации, жизненные циклы изделий, уровень конкуренции и др.);
технологические факторы, обусловленные воздействием на экономику научно-технологического прогресса;
социокультурные факторы, охватывающие такие явления и процессы, как преобладающие в обществе нравы и традиции, отношение людей к работе и уровню благосостояния, уровень образования населения, отношение к частному бизнесу и возможности самостоятельной предпринимательской деятельности;
международные факторы, связанные с глобализацией экономики, деятельностью транснациональных компаний, экономических и военно-политических объединений.
Внутренние факторы риска наступления банкротства, обусловленные ошибочными действиями менеджмента, как показывает практика стран с развитой рыночной экономикой, являются причинами до 80 процентов случаев экономической несостоятельности компаний. К основным внутренним факторами относят организационные недостатки при создании субъекта предпринимательской деятельности; чрезмерно быстрое расширение бизнеса; самоуспокоенность и отсутствие долгосрочной концепции развития; низкую квалификация управленческого персонала; недостаток собственного капитала; неэффективную производственно-коммерческую и инвестиционную деятельность; низкий уровень используемой техники, технологии и организации производства; неэффективное использование ресурсов; нерациональное распределение прибыли.
Как правило, одна или даже несколько причин не приводят субъект предпринимательской деятельности к банкротству спонтанно. Обычно экономическая несостоятельность наступает вследствие постепенного, достаточно длительного процесса их взаимодействия в условиях отсутствия или недостаточности уделяемого высшим менеджментом внимания угрозам внешней среды и слабым сторонам деятельности компании.
Таким образом, основными причинами банкротства являются: низкая эффективность механизмов адаптации субъектов предпринимательской деятельности к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, системы и методов управления финансово-хозяйственной деятельностью; шоки внешней среды и специфические условия хозяйствования в трансформируемой экономике.
1.3 Методические основы определения вероятности банкротства
субъектов хозяйствования
Для диагностики вероятности банкротства используется несколько подходов, основанных на применении:
а) трендового анализа обширной системы критериев и признаков;
б) ограниченного круга показателей;
в) Камертоньных показателей;
г) рейтинговых оценок на базе рыночных критериев финансовой устойчивости предприятий и др.;
д) факторных регрессивных и дискриминативных моделей.
Признаки банкротства можно разделить на две группы. К первой группе относятся показатели, свидетельствующие о возможных финансовых затруднениях и вероятности банкротства в недалеком будущем [3]:
-- повторяющиеся существенные потери в основной деятельности, выражающиеся в хроническом спаде производства, сокращении объемов продаж и хронической убыточности;
-- низкие значения коэффициентов ликвидности и тенденция к их снижению;
-- наличие хронической просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;
-- увеличение до опасных пределов доли заемного капитала в общей его сумме;
-- дефицит собственного оборотного капитала;
-- систематическое увеличение продолжительности оборота капитала;
-- наличие сверхнормативных запасов сырья и готовой продукции;
-- использование новых источников финансовых ресурсов на невыгодных условиях;
-- неблагоприятные изменения в портфеле заказов;
-- падение рыночной стоимости акций предприятия;
-- снижение производственного потенциала.
Во вторую группу входят показатели, неблагоприятные значения которых не дают основания рассматривать текущее финансовое состояние как критическое, но сигнализируют о возможности резкого его ухудшения в будущем при неприятии действенных мер. К ним относятся:
-- чрезмерная зависимость предприятия от какого-либо одного конкретного проекта, типа оборудования, вида актива, рынка сырья или рынка сбыта;
-- потеря ключевых контрагентов;
-- недооценка обновления техники и технологии;
-- потеря опытных сотрудников аппарата управления;
-- вынужденные простои, неритмичная работа;
-- неэффективные долгосрочные соглашения;
-- недостаточность капитальных вложений и т.д.
К достоинствам этот системы индикаторов возможного банкротства можно отнести системный и комплексный подходы, а к недостаткам -- более высокую степень сложности принятия решения в условиях многокритериальной задачи, информативный характер рассчитанных показателей, субъективность прогнозного решения.
В соответствии с действующим законодательством о банкротстве предприятий для диагностики их несостоятельности применяется ограниченный круг показателей: коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственным оборотным капиталом и восстановления (утраты) платежеспособности) [3].
Основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным является наличие одного из условий:
а) коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение ниже нормативного;
б) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода имеет значение ниже нормативного.
Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается по формуле (1):
Клик= (Та-- Рб) / (Та-- Дб), (1)
где Та - текущие активы;
Рб - расходы будущих периодов;
Дб - доходы будущих периодов.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяется следующим образом (формула 2):
Косс= (Та -- Тп) / (Та), (2)
где Тп - текущие пассивы.
Если коэффициент текущей ликвидности ниже нормативного, а доля собственного оборотного капитала в формировании текущих активов меньше норматива, но наметилась тенденция роста этих показателей, то определяется коэффициент восстановления платежеспособности за период, равный шести месяцам по формуле (3):
, (3)
где Клик1 и Клик0 -- соответственно фактическое значение коэффициента ликвидности в конце и начале отчетного периода;
Клик(норм) -- нормативное значение коэффициента текущей ликвидности;
Т -- отчетный период, мес.
Если Кв.п>1, то у предприятия есть реальная возможность восстановить свою платежеспособность, и наоборот, если Кв.п<1 -- у предприятия нет реальной возможности восстановить свою платежеспособность в ближайшее время.
Если фактический уровень Клик и Косс равен или выше нормативных значений на конец периода, но наметилась тенденция их снижения, рассчитывают коэффициент утраты платежеспособности (Ку.п) за период, равный трем месяцам по формуле (4):
(4)
Если Ку.п>1, то предприятие имеет реальную возможность сохранить свою платежеспособность в течение трех месяцев, и наоборот.
Выводы о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным делаются при отрицательной структуре баланса и отсутствии у него реальной возможности восстановить свою платежеспособность.
При неудовлетворительной структуре баланса но при наличии реальной возможности восстановить свою платежеспособность в установленные сроки может быть принято решение об отсрочке признания предприятия неплатежеспособным в течение шести месяцев.
При отсутствии оснований признания структуры баланса неудовлетворительной (Клик и Косс выше нормативных), но при значении Ку.п<1 решение о признании предприятия неплатежеспособным не принимается, но ввиду реальной угрозы утраты предприятием платежеспособности оно становится на соответствующий учет в специальных подразделениях Мингосимущества по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий.
Если предприятие признается неплатежеспособным, а структура его баланса неудовлетворительной, то прежде чем передать экспертное заключение в суд, у него запрашивается дополнительна информация и проводится углубленный анализ его производственно-финансовой деятельности с целью выбора одного из двух вариантов решений:
-- проведение реорганизационных мероприятий для восстановления его платежеспособности;
-- проведения ликвидационных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
В первую очередь проводится анализ зависимости неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним по оплате госзаказа, размещенного на предприятии.
Скорректированный коэффициент ликвидности с учетом государственного долга определяется по формуле (5):
Клик*= (Та -- Рб -- ?Рі) / (Та -- Дб --Z-- ?Рі) (5)
где Z -- сумма платежей по долгу перед государством;
Рі -- объем задолженности.
Если Клик* ниже нормативного, зависимости неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним признается неустановленной и выносится решение о передаче документов в суд о возбуждении производства по делу о банкротстве или о приватизации предприятия.
Если неплатежеспособность предприятия непосредственно связана с задолженностью государства перед ним (Клик* выше нормативного), это свидетельствует об отсутствии оснований для признания его банкротом.
Однако следует отметить, что данная система критериев диагностики банкротства субъектов хозяйствования является несовершенной. По этой методике можно объявить банкротом даже высокорентабельное предприятие, если оно использует в обороте много заемных средств. Кроме того, нормативное значение принятых критериев не может быть одинаковым для разных отраслей экономики в виду различной структуры капитала. Они должны быть разработаны для каждой отрасли и подотрасли.
Учитывая многообразие показателей финансовой устойчивости, различие в уровне их критических оценок и возникающие в связи с этим сложности в оценке риска банкротства, многие отечественные и зарубежные экономисты рекомендуют производить Камертоньную балльную оценку финансовой устойчивости. Сущность этой методики заключается в классификации предприятий по степени риска исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах. В частности, в работе Л.В. Донцовой и Н.А Никифоровой предложена следующая система показателей и их рейтинговая оценка, выраженная в баллах [2].
I класс -- предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости, позволяющим быть уверенным в возврате заемных средств;
II класс -- предприятия, демонстрирующие некоторую степень риска по задолженности, но еще не рассматриваются как рискованные;
III класс -- проблемные предприятия. Здесь вряд ли существует риск потери средств, но полное получение процентов представляется сомнительным;
IV класс -- предприятия с высоким риском банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению. Кредиторы рискуют потерять все свои средства и проценты;
V класс -- предприятия высочайшего риска, практически несостоятельные.
Группировка предприятий по критериям оценки финансового состояния представлена в таблице 1.
Таблица 1. Группировка предприятий по критериям оценки финансового состояния.
Показатель |
Границы классов согласно критериям |
|||||
I класс, балл |
II класс, балл |
III класс, балл |
IV класс, балл |
V класс, балл |
||
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,25 и выше -- 20 |
0,2 -- 16 |
0,15 -- 12 |
0,1 -- 8 |
0,05 -- 4 |
|
Коэффициент быстрой ликвидности |
1,0 и выше -- 18 |
0,9 -- 15 |
0,8 -- 12 |
0,7 -- 9 |
0,6 -- 6 |
|
Коэффициент текущей ликвидности |
2,0 и выше -- 16,5 |
1,9?1,7 -- 15?12 |
1,6?1,4 -- 10,5?7,5 |
1,3?1,1 -- 6?3 |
1,0 -- 1,5 |
|
Коэффициент финансовой независимости |
0,6 и выше -- 17 |
0,59?0,54 -- 15?12 |
0,53?0,43 -- 11,4?7,4 |
0,42?0,41 -- 6,6?1,8 |
0,4 -- 0 |
|
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
0,5 и выше -- 15 |
0,4 -- 12 |
0,3 -- 9 |
0,2 -- 6 |
0,1 -- 3 |
|
Коэффициент обеспеченности запасов собственным капиталом |
1,0 и выше -- 15 |
0,9 -- 12 |
0,8 -- 9,0 |
0,7 -- 6 |
0,6 -- 3 |
|
Минимальное значение границы |
100 |
85 -- 64 |
63,9 -- 56,9 |
41,6--28,3 |
18 |
|
Примечание. Источник: собственная разработка.
В зарубежных странах для оценки риска банкротства и кредитоспособности предприятий широко используются дискриминантные факторные модели известных западных экономистов Альтмана, Лиса, Таффлера, Тишоу и др., разработанные с помощью многомерного дискриминантного анализа. Впервые в 1968 г. Профессор Нью-Йоркского университета Альтман исследовал 22 финансовых коэффициента и выбрал из них 5 для включения в окончательную модель определения кредитоспособности субъектов хозяйствования (формула 6):
Z = 1,2X1 + 1,4X2 + 3,3X3 + 0,6X4 + 1,0X5, (6)
где X1 -- собственный оборотный капитал / сумма активов;
X2 -- нераспределенная (реинвестированная) прибыль / сумма активов;
X3 -- прибыль до уплаты процентов / сумма активов;
X4 -- рыночная стоимость собственного капитала / заемный капитал;
X5 -- объем продаж (выручка) / сумма активов.
Если значение Z<1,181, то это признак высокой вероятности банкротства, тогда как значение Z>2,7 свидетельствует о его малой вероятности.
Позднее в 1983 г. Альтман получил модифицированный вариант своей формулы для компаний, акции которых не котировались на бирже (формула 6):
Z = 0,717X1 + 0,847X2 + 3,107X3 + 0,42X4 + 0,995X5, (6)
где X4 -- балансовая стоимость собственного капитала / заемный капитал.
«Пограничное» значение здесь равно 1,23.
В 1972 г. Лис разработал следующую формулу для Великобритании (формула 7):
Z = 0,063X1 + 0,092X2 + 0,057X3 + 0,001X4, (7)
где X1 --оборотный капитал / сумма активов;
X2 -- прибыль от реализации / сумма активов;
X3 -- нераспределенная прибыль / сумма активов;
X4 --собственный капитал / заемный капитал.
Здесь предельно значение равняется 0,037.
В 1997 г. Таффлер предложил следующую формулу (8):
Z = 0,53X1 + 0,13X2 + 0,18X3 + 0,16X4, (8)
где X1 -- прибыль от реализации / краткосрочные обязательства;
X2 -- оборотные активы / сумма обязательств;
X3 -- краткосрочные обязательства / сумма активов;
X4 -- выручка / сумма активов.
Если величина Z-счета больше 0,3, то это говорит о том, что у фирмы неплохие долгосрочные перспективы, если меньше 0,2, то банкротство более чем вероятно.
Однако следует отметить, что использование таких моделей требует больших предосторожностей. Тестирование других предприятий по данным моделям показало, что они не совсем подходят для оценки риска банкротства наших субъектов хозяйствования, так как не учитывают специфику структуры капитала в различных отраслях.
По модели Альтмана несостоятельные предприятия, имеющие высокий уровень четвертого показателя (собственный капитал / заемный капитал), получают очень высокую оценку, что не соответствует действительности. В связи с несовершенством действующей методики переоценки основных ыондов, когда старым изношенным фондам придается такое же значение, как и новым, необоснованно увеличивается для собственного капитала за счет фонда переоценки. В итоге сложилась нереальное соотношение собственного и заемного капитала. Поэтому модели, в которых присутствует данный показатель, могут исказить реальную картину. Выход и создавшегося положения может быть в разработке собственных украинских моделей для каждой отрасли по методике дискриминантного анализа, которые бы учитывали специфику нашей действительности. Более того, эти функции должны тестироваться каждый год на новых выборках с целью уточнения их дискриминантной силы.
2.1 Критерии необходимости проведения санации
Закон «О несостоятельности (банкротстве)» указывает на 3 как бы равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство организации: финансовое оздоровление; назначение временной администрации; реорганизацию. Соответственно данному недифференцированному подходу критерии (основания), при наличии которых организация будет считаться нуждающейся в финансовом оздоровлении (санации), в принципе те же, что и в случаях, когда в нее может быть направлена временная администрация или когда ей может быть предъявлено требование о реорганизации, и также противоречивы. Практически это означает, что при наличии одних и тех же оснований кредиторы по собственному усмотрению будет решать, какую из трех указанных мер применить к организации, нуждающейся, с их точки зрения, в повышенном внимании [1].
Закон «О несостоятельности (банкротстве)» однозначно определяет, как широко следует понимать содержание процесса финансового оздоровления банка. Данный процесс может включать в себя:
оказание финансовой помощи организации его учредителями (участниками) и иными лицами;
изменение структуры активов и пассивов организации;
изменение организационной структуры;
иные меры, осуществляемые в соответствии с законами.
2.2 План финансового оздоровления (план санации)
При наличии оснований для проведения санации управляющий на основании анализа финансового состояния и платежеспособности должника должен разработать план санации и представить его на утверждение собранию кредиторов не позднее семидесяти дней со дня своего назначения.
В плане санации должны предусматриваться меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления.
Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии оснований для возбуждения конкурсного производства, установленных статьей 41 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».
В случае отсутствия оснований для проведения санации должника управляющий разрабатывает план ликвидации должника - юридического лица либо план прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов (далее - план ликвидации) в срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи.
Управляющий может разработать как альтернативные план санации и план ликвидации.
В план санации и план ликвидации включается заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника.
План санации и (или) план ликвидации рассматриваются на собрании кредиторов, которое созывается управляющим не позднее восьмидесяти дней со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Управляющий в письменной форме уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения собрания кредиторов и предоставляет им возможность для ознакомления с планом санации и (или) планом ликвидации не менее чем за десять дней до даты проведения указанного собрания [1].
Собрание кредиторов вправе принять решение об:
утверждении плана санации;
утверждении плана ликвидации при невозможности продолжения деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения;
отклонении плана санации и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства при невозможности продолжения деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения;
отклонении плана санации и (или) плана ликвидации, отстранении управляющего, утверждении кандидатуры нового управляющего и заявлении соответствующего ходатайства в хозяйственный суд. Такое решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана санации и (или) плана ликвидации, при этом срок созыва собрания кредиторов не может превышать одного месяца со дня вынесения решения собранием кредиторов.
Утвержденный собранием кредиторов план санации или план ликвидации, а также протокол собрания кредиторов представляются управляющим в хозяйственный суд не позднее пяти дней с даты проведения собрания кредиторов.
В случае, если в хозяйственный суд в течение четырех месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства не представлены документы, предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи, хозяйственный суд вправе принять решение об открытии ликвидационного производства при невозможности продолжения деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения.
Управляющему запрещается до принятия решения собранием кредиторов приступать к ликвидации или продолжать ликвидацию, начатую до возбуждения конкурсного производства. Управляющий может начать санацию сразу же после открытия конкурсного производства.
В случае, когда собранием кредиторов принято решение об утверждении плана санации или плана ликвидации, в котором предусмотрен срок санации или ликвидации, превышающий первоначально установленный, хозяйственный суд продлевает срок санации или ликвидации, если имеются достаточные основания полагать, что продление срока санации или ликвидации приведет соответственно к восстановлению платежеспособности должника либо увеличению общей суммы удовлетворенных требований кредиторов.
Санация вводится хозяйственным судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе в случаях, предусмотренных настоящим законодательством.
Решение хозяйственного суда о санации подлежит немедленному исполнению.
Санация вводится на срок, не превышающий восемнадцати месяцев со дня вынесения решения о ее проведении.
По ходатайству собрания кредиторов или управляющего срок санации может быть сокращен или продлен хозяйственным судом, но не более чем на двенадцать месяцев.
По окончании санации проценты, неустойка (штраф, пеня) и иные экономические (финансовые) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных обязательств, а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по платежным обязательствам, могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на дату открытия конкурсного производства, за вычетом сумм, уплаченных в процессе проведения санации.
2.3 Меры по восстановлению платежеспособности организации
Для восстановления платежеспособности должника могут приниматься следующие меры:
ликвидация дебиторской задолженности;
исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);
предоставление должнику финансовой помощи из специализированного фонда при органе государственного управления по делам о банкротстве;
перепрофилирование производства;
закрытие нерентабельных производств;
продажа части имущества должника;
уступка требования должника;
предоставление должнику в установленном порядке дотаций, субсидий, субвенций;
продажа предприятия должника (далее - предприятие);
применение иных способов.
Рассмотрим процедуру продажи предприятия.
Продажа предприятия может быть предусмотрена планом санации, если она позволяет наиболее эффективно по сравнению с другими мерами по восстановлению платежеспособности должника достигнуть целей санации и не противоречит государственным или общественным интересам. Решение о включении в план санации положения о возможности продажи предприятия принимается после проведения назначенной хозяйственным судом экспертизы, определившей финансовое состояние должника и возможные последствия продажи предприятия, за исключением случаев, если стоимость проведения соответствующей экспертизы составляет более одной десятой стоимости имущества должника, удостоверенной специалистом по оценке имущества, или рыночной стоимости этого имущества и если иное не предусмотрено законодательными актами.
При продаже предприятия отчуждается единый имущественный комплекс, включающий все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности должника, в том числе здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), иные исключительные права, принадлежащие должнику, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам, а также земельные участки в соответствии с земельным законодательством.
При продаже предприятия, осуществляемой в соответствии с настоящей статьей, платежные обязательства должника, существующие на дату принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве должника, не включаются в состав предприятия.
Сумма, вырученная от продажи предприятия, включается в состав имущества должника.
Продажа предприятия производится путем проведения открытых торгов (далее - торги).
Управляющий выступает как организатор торгов или привлекает в установленном законодательством порядке по решению хозяйственного суда для этой цели специализированную организацию, оплата услуг которой производится за счет имущества должника в размере, определяемом хозяйственным судом. Специализированная организация, проводящая торги, не может быть заинтересованным лицом в отношении должника, кредитора или управляющего.
Объявление о продаже предприятия на торгах передается управляющим для опубликования в печатном органе Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, печатном органе органа государственного управления по делам о банкротстве или иных средствах массовой информации не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов.
Предприятие, не проданное на первых торгах, может быть выставлено на повторные торги. При этом начальная цена предприятия, выставляемого на повторные торги, может быть снижена по ходатайству собрания кредиторов или комитета кредиторов хозяйственным судом в порядке, установленном законодательством.
При наличии согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов предприятие может быть продано без проведения повторных торгов. Торги проводятся в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Если вырученная от продажи предприятия сумма недостаточна для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, управляющий предлагает кредиторам заключить мировое соглашение, о чем уведомляет прокурора и (или) специально уполномоченный орган.
Одним из способов восстановления является так же продажа части имущества должника
После принятия хозяйственным судом решения о санации управляющий вправе в соответствии с планом санации приступить к продаже части имущества должника на торгах в соответствии с законодательством. Торги проводятся в форме аукциона.
Ограниченно оборотоспособное имущество должника может быть продано только на закрытых торгах.
В закрытых торгах принимают участие лица, которые в соответствии с законодательными актами могут иметь на праве собственности или ином вещном праве соответствующее ограниченно оборотоспособное имущество.
Управляющий может выступать как организатор торгов или в установленном законодательством порядке по решению хозяйственного суда поручить их проведение специализированной организации на основании договора. Специализированная организация, проводящая торги, не может быть заинтересованным лицом в отношении должника, кредитора или управляющего.
Начальная цена части имущества должника, выставляемой на торги, устанавливается по ходатайству управляющего хозяйственным судом.
Лицо, являющееся победителем торгов, обязано оплатить приобретенную часть (части) имущества должника в срок, предусмотренный протоколом или договором купли-продажи, заключенным по итогам торгов, но не позднее одного месяца со дня проведения торгов.
Часть имущества должника, не проданная на первых торгах, выставляется на повторные торги, если иное не предусмотрено планом санации. При этом начальная цена указанного имущества может быть снижена по ходатайству управляющего хозяйственным судом:
не более чем на десять процентов - без согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов;
более чем на десять процентов - с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов.
При наличии согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов часть имущества должника, не проданная на повторных торгах, может быть реализована управляющим без проведения торгов на основании заключенного договора купли-продажи, если иное не предусмотрено законодательством.
3.1 Основание признания предприятия банкротом
Производство по делу о банкротстве воз буждается хозяйственным судом на основании заявления о банкротстве должника.
Заявление о банкротстве должника в связи с неисполнением им обязанности по уплате обязательных платежей может быть подано в хозяйственный суд органом государственного управления по делам о банкротстве, а также налоговым или иным уполномоченным органом.
Дела о банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются хозяйственным судом в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, с учетом особенностей, предусмотренных законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» и иными законодательными актами о банкротстве.
Дела о банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются хозяйственным судом в соответствии с правилами подсудности, установленными Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.
В соответствии с Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» право обратиться в хозяйственный суд с указанным заявлением имеют конкурсные кредиторы:
должник;
управляющий (временный управляющий);
конкурсные кредиторы;
налоговые и иные уполномоченные органы;
местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения должника - юридического лица;
прокурор в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению и в иных случаях, предусмотренных законодательством;
орган государственного управления по делам о банкротстве в случаях, предусмотренных законом;
иные лица в случаях, предусмотренных законом.
Перечисленные лица имеют право направить в хозяйственный суд заявление об отзыве у организации лицензии, если могут подтвердить, что у организации обнаружены признаки банкротства, указанные в Законе. Это значит, что к заявлению следует приложить документы, доказывающие, с одной стороны, наличие денежных обязательств организации перед заявителем, с другой -- что их размер соответствует критериям банкрота.
Когда в хозяйственный суд поступает заявление о признании банкротом организацию, судья, прежде всего (до возбуждения производства по делу о банкротстве) предлагает представить либо заключение о целесообразности отзыва у организации лицензии, либо, если лицензия уже отозвана, копию соответствующего приказа.
Помимо документов, прилагаемых к исковому заявлению в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, к заявлению кредитора прилагаются документы, подтверждающие:
обязательства должника перед кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам;
основания для подачи заявления кредитора;
иные обстоятельства, на которых основывается заявление кредитора.
Если заявление кредитора подписано представителем кредитора, то к заявлению прилагаются доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия на подачу такого заявления.
К заявлению кредитора также прилагаются (при их наличии) решения общего и (или) хозяйственного судов, рассматривавших требования кредитора к должнику, а также исполнительные документы.
Заявление о банкротстве должника, подаваемое налоговым или иным уполномоченным органом, выступающим от имени кредиторов - Республики Беларусь, административно-территориальной единицы Республики Беларусь, по обязательным платежам, должно отвечать требованиям, предусмотренным для заявления кредитора.
К заявлению о банкротстве должника - юридического лица, подаваемому налоговым или иным уполномоченным органом, прилагаются документы, содержащие доказательства принятия мер по взысканию в установленном законодательством порядке задолженности по обязательным платежам.
С момента принятия заявления о банкротстве должника в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника хозяйственным судом устанавливается защитный период, продолжительность которого не может превышать трех месяцев.
При введении защитного периода в определении хозяйственного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве должника указывается о назначении временного управляющего, а также указывается дата рассмотрения хозяйственным судом заявления для решения вопроса о возбуждении в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела к судебному разбирательству. В определении могут быть также указаны меры по обеспечению требований кредиторов.
Если при принятии заявления о банкротстве должника невозможно определить кандидатуру временного управляющего, хозяйственный суд выносит определение о назначении временного управляющего не позднее трех дней со дня принятия указанного заявления.
Кроме того, необходимо принять во внимание, что при рассмотрении дела о банкротстве должника -- юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
- наблюдение -- процедура обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника (предполагает назначение временного управляющего);
- внешнее управление (судебная санация) -- процедура, имеющая целью восстановление платежеспособности должника (предполагает передачу прав управления должником внешнему управляющему);
- конкурсное производство -- процедура, имеющая целью соразмерное удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого должника (предполагает назначение хозяйственного управляющего, ликвидатора);
- мировое соглашение -- утверждаемое арбитражным судом соглашение между комитетом кредиторов и должником, содержащее положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и/или прекращении таких обязательств тем или иным законным способом, а также иные условия, которое может быть заключено между сторонами на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве (но только после погашения долгов кредиторам 1-й и 2-й очередей) и тем самым становится основанием для прекращения производства по делу о банкротстве на этапах наблюдения или внешнего управления, а на этапе конкурсного производства -- основанием для того, чтобы решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не исполнялось.
3.2 Процедуры ликвидации организации (временное управление,
конкурсное производство)
Хозяйственный суд, принявший заявление о признании организации банкротом, в своем определении по этому вопросу указывает ввести в организации процедуру наблюдения и назначить лицо, которому будет поручено наблюдение, -- временного управляющего
Последствия введения наблюдения
1. Введение наблюдения не является основанием для обязательного отстранения руководителя и иных органов управления должника. Они могут продолжать выполнять свои полномочия, но с ограничениями, указанными ниже.
2. Органы управления должника с согласия временного управляющего могут совершать только такие сделки, которые связаны с:
передачей недвижимого имущества в аренду, залог, внесением названного имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ или распоряжением таким имуществом иным образом;
распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% активов должника;
получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также учреждением доверительного управления имуществом должника.
3. Органы управления должника не вправе принимать решения о: его реорганизации и ликвидации; создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах; создании филиалов и представительств; выплате дивидендов; размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; выходе из состава участников должника -- юридического лица; приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.
4. Хозяйственный суд вправе отстранить руководителя должника от должности, в случае если тот не принимает необходимых мер к сохранению имущества должника, чинит препятствия работе временного управляющего, допускает иные нарушения требований законодательства. В этом случае исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного управляющего.
5. С момента введения наблюдения арест имущества и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.
Временный управляющий назначается хозяйственным судом из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при их отсутствии -- из числа лиц, зарегистрированных в хозяйственном суде в качестве хозяйственных управляющих, и действует либо до введения внешнего управления и назначения внешнего управляющего, либо до признания должника банкротом и принятия решения об открытии конкурсного производства и назначении конкурсного управляющего, либо до утверждения мирового соглашения, либо до принятия решения об отказе в признании должника банкротом.
Временный управляющий имеет право:
предъявлять в хозяйственный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных Законом;
обращаться в хозяйственный суд с ходатайством принять дополнительные меры к обеспечению сохранности имущества должника;
обращаться в хозяйственный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;
получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.
Временный управляющий обязан:
принимать меры к обеспечению сохранности имущества должника;
анализировать финансовое состояние должника;
определять наличие признаков фиктивного и/или преднамеренного банкротства должника;
устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований,
уведомлять кредиторов о возбуждении дела о банкротстве;
созвать первое собрание кредиторов.
По окончании наблюдения временный управляющий представляет в хозяйственный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности/невозможности восстановления его платежеспособности.
Окончание наблюдения
1. Хозяйственный суд на основании решения первого собрания кредиторов, если иное не вытекает из существа дела, принимает решение признать должника банкротом и открыть конкурсное производство, или выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение.
2. Если первое собрание кредиторов не приняло решения о введении внешнего управления или о заключении мирового соглашения либо ни одно из таких решений не представлено в хозяйственный суд в установленный срок, то хозяйственный суд, убедившись в наличии признаков банкротства, принимает решение об этом и соответственно об открытии конкурсного производства.
3. Даже если первое собрание кредиторов приняло решение обратиться с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо если ни одно решение собрания не представлено в хозяйственный суд, то последний вправе вынести определение о введении внешнего управления в случаях: когда имеются основания полагать, что решение собрания принято в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника; когда после проведения собрания появились обстоятельства, дающие основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена; в иных случаях, предусмотренных Законом.
4. Наблюдение прекращается с момента признания хозяйственным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения. Временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до момента назначения внешнего управляющего или конкурсного управляющего.
Решение хозяйственного суда о признании должника банкротом означает решение открыть в отношении данного должника конкурсное производство. Срок конкурсного производства, как правило, не превышает 1 года. Впрочем, хозяйственный суд вправе продлить его на 6 и больше месяцев.
С момента принятия хозяйственным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:
* срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим;
* прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
* сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к сведениям, носящим конфиденциальный характер либо являющимся коммерческой тайной;
* снимаются ранее наложенные на имущество должника аресты и иные ограничения на распоряжение указанным имуществом. Наложение новых арестов на данное имущество и введение иных ограничений в этой части не допускается;
* все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.
С этого момента органы управления должника отстраняются от управления и распоряжения имуществом (если они не были отстранены ранее).
Конкурсный управляющий -- лицо, назначаемое хозяйственным судом для проведения конкурсного производства и выполнения связанных с этим иных полномочий. По ходатайству конкурсного управляющего, если оно одобрено собранием или комитетом кредиторов, хозяйственный суд может назначить несколько таких управляющих.
Конкурсный управляющий действует до завершения конкурсного производства.
С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе по распоряжению его имуществом.
Если решение о признании должника банкротом принято по окончании наблюдения, то с момента назначения конкурсного управляющего полномочия органов управления должника прекращаются. Последние в течение 3 дней с момента назначения конкурсного управляющего передают ему бухгалтерскую и иную документацию, печати и штампы, материальные и иные ценности должника.
Конкурсный управляющий, в частности:
принимает имущество должника, проводит его инвентаризацию и оценку (привлекая оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием или комитетом кредиторов) и принимает меры к обеспечению его сохранности;
анализирует финансовое состояние должника;
предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о взыскании;
уведомляет работников должника о предстоящем увольнении;
заявляет возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;
отказывается от исполнения договоров должника;
принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
передает на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению.
Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное после его начала, составляет конкурсную массу. Из имущества, составляющего конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, а также иное имущество, предусмотренное Законом.
Конкурсный управляющий обязан использовать в своей деятельности только 1 счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника). Другие счета должника подлежат закрытию по мере их обнаружения. Остатки средств с них должны быть перечислены на основной счет должника. На этот счет зачисляются и деньги, поступающие в ходе конкурсного производства.
С основного счета должника ведутся выплаты кредиторам и оплачиваются расходы в следующей очередности.
1. Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения хозяйственным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.
2. Требования кредиторов удовлетворяются в такой очередности:„
1-я очередь -- требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;
2-я очередь -- оплата труда и выплата выходных пособий лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам), выплата вознаграждений по авторским договорам;
3-я очередь -- требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;
4-я очередь -- обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;
5-я очередь -- требования других кредиторов. С данного счета:
выплачивается вознаграждение конкурсному управляющему;
оплачиваются текущие коммунальные и эксплуатационные платежи;
оплачиваются публикации-сообщения о признании должника банкротом, а также уведомление кредиторов должника;
производятся иные расходы на ведение конкурсного производства.
Конкурсный управляющий в любое время представляет собранию и комитету кредиторов по их требованию отчет об использовании средств должника.
Хозяйственный суд, рассмотрев отчет конкурсного управляющего о результатах проделанной работы, выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий в течение 10 дней с момента вынесения указанного определения должен представить его в орган государственной регистрации юридических лиц. Данное определение является основанием для внесения в государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С момента, когда такая запись сделана, полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник -- ликвидированным.
Также существуют другие методы реорганизации предприятий, такие как, слияние и присоединение.
Слияние двух или более юридических лиц представляет собой такой процесс взаимоотношений между ними, в результате которого права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. Это будет означать появление нового предприятия вместо двух или более ранее зарегистрированных и лицензированных, лицензии которых в ходе слияния аннулируются. Новая организация должна пройти государственную регистрацию и лицензирование.
В отличие от этого присоединение одного или нескольких юридических лиц (присоединяемого, присоединяемых) к другому юридическому (присоединяющему) означает: с правовой точки зрения - переход прав и обязанностей первого (первых) к этому другому юридическому лицу; аннулирование лицензии присоединяемого предприятия и его ликвидация как самостоятельного юридического лица и одновременно сохранение присоединившего предприятия с его перерегистрацией ( в его устав вносятся необходимые изменения и дополнения) и оформлением ему новой лицензии или сохранением прежней лицензии.
3.3 Актуальные проблемы и перспективы из практики ликвидации
предприятий
Решение об отзыве или аннулировании лицензии -- лишь начало ликвидации предприятия. В Республике Беларусь превосходно освоена техника лишения предприятий лицензий, однако все, что должно следовать вслед за этим, либо вовсе не следует, либо ведется настолько медленно, что ликвидация каждой организации, если указанный процесс вообще удается довести до конца, занимает много лет и сопряжена с большими издержками.
Начало ликвидационных процедур затягивается по многим причинам:
отсутствие у кредиторов заинтересованности подавать в хозяйственный суд иски о несостоятельности организаций, а у самих участников организаций -- желания заниматься ликвидацией;
отсутствие у судебных органов практики ведения подобных дел при общей их перегруженности;
затягивание судебных процедур в связи с отсутствием четких методик определения несостоятельности организаций;
отсутствие средств для поддержания функционирования предприятия с момента отзыва лицензии до создания ликвидационной комиссии.
По-прежнему остро стоит проблема с документацией. Она зачастую отсутствует полностью или частично, а то, что удается обнаружить, находится в бессистемном виде. Затрудняет обработку имеющейся информации и отсутствие в организации на начало работы ликвидационной комиссии (ликвидатора, конкурсного управляющего) программы «операционный день» на электронных носителях. При подобном положении дел восстановить более или менее ясную картину работы предприятия практически невозможно.
Немало проблем преподносят ликвидаторам правоохранительные органы, на общение с которыми уходит много времени (подборка документов по запросам органов, подчас не имеющих никакого отношения ни к конкурсному производству, ни к самому данному банку, и др.).
Одна из важнейших задач ликвидаторов -- прием и учет требований кредиторов. Оказалось, сделать это совсем не просто. Например, при составлении промежуточного баланса первое, с чем повсеместно сталкиваются, полная или частичная утрата архива первичных документов и отсутствие работающего «операционного дня». Даже там, где архив первичных документов сохранился, он обычно представляет собой нечто такое, что разобрать в разумный срок невозможно. Тем не менее, законы и комитеты кредиторов устанавливают жесткие сроки окончания ликвидационных процедур.
В настоящее время в Республике Беларусь хозяйственным судом принимается большое количество решение о банкротстве с ликвидацией должника. На рисунке 1 и в Приложении А представлены данные за 3 месяца 2007 года. Так по городу Минску суд признал банкротами около 115 организаций с ликвидацией должника.
Как видно из рисунка 1 наибольший удельный вес обанкротившихся предприятий по Республике Беларусь в городе Минске - 46%, наименьший удельный вес занимает Могилёвская область - 5%.
Рисунок 1. Удельный вес обанкротившихся предприятий с ликвидацией должника по Республике Беларусь за 3 месяца 2007 г.
П р и м е ч а н и е. Источник: Собственная разработка.
По сути процедура ликвидации предприятий в Республике Беларусь превратилась в своеобразную форму «предпринимательской» деятельности. Оказалось, дело это достаточно прибыльное, особенно когда ликвидируется организация с реальными активами.
Главным показателем работы ликвидатора можно, видимо, считать его умение прирастить конкурсную массу, подлежащую распределению между кредиторами и вкладчиками. Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев все ограничивается средствами фондов и суммами на корреспондентских счетах, а этого хватает в лучшем случае на платежи 1-й и 2-й очередности. До 5-й очереди непосредственной кредиторской задолженности организации перед юридическими лицами -- дело доходит в исключительных случаях. Ликвидаторам пока очень редко удается увеличить конкурсную массу; совсем немного специалистов, способных реально добиться возврата дебиторской задолженности.
4.1 Экспресс анализ финансового состояния предприятия
Осуществляя производственную, коммерческую и финансовую деятельность любое предприятие заинтересовано в положительных результатах. Для их достижения руководители должны своевременно выявить и устранить недостатки в финансовой деятельности, являющейся составной частью функционирования всего предприятия в целом. Другими словами, оценивая финансовое состояние предприятия, руководитель выясняет его способность к финансированию своей деятельности. Такая оценка сопровождается использованием финансового анализа. Белорусским предприятиям рекомендуется проводить оценку финансового положения в соответствии с Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлениями Министерства финансов, Министерства экономики и Министерства статистики Республики Беларусь от 14.05.2004 года за № 81/128/65 (далее Инструкция). Основным источником информации для финансового анализа служит Бухгалтерский баланс и приложения к нему. Его значение так велико, что нередко анализ финансового состояния называют анализом баланса.
Проведем экспресс анализ финансового состояния ООО «Камертон». Для расчетов воспользуемся данными Бухгалтерского баланса (Приложения). Анализ финансового состояния рекомендуется в соответствии с инструкцией проводить в следующей последовательности.
Этап 1. Анализ текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами.
1). Рассчитаем коэффициент текущей ликвидности (К1), который характеризует общую обеспеченность организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации. Он определяется как:
К1= стр.290/(стр.790 - стр.720).
2). Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости. Он определяется как:
К2= (стр.590 + стр. 690 - стр. 190)/стр. 290.
Такая методика расчета показателей ликвидности существует с 2004 года после смены некоторых форм отчетности, в частности бухгалтерский баланс (Ф-1).
Рассмотрим методику расчета показателей до 2003 года.
В зависимости от степени ликвидности, то есть скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы.
А1. Наиболее ликвидные активы - к ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги). Данная группа рассчитывается следующим образом: А1 = стр.250 + стр.260
А2. Быстрореализуемые активы - активы, для обращения которых в наличные средства требуется определенное время. Сюда включают дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты.
А2 = стр.240
А3. Медленнореализуемые активы - наименее ликвидные активы - запасы, НДС, дебиторская задолженность (платежи, по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев после отчетной даты) и прочие оборотные активы.
А3 = стр.210 + стр.220 + стр.230 + стр.270
А4. Труднореализуемые активы - активы, которые предназначены для использования в хозяйственной деятельности в течение относительно продолжительного периода времени. В эту группу включают внеоборотные активы.
А4 = стр.190
Первые три группы активов (наиболее ликвидные активы, быстрореализуемые и медленнореализуемые активы) в течение текущего хозяйственного периода могут постоянно меняться и относятся к текущим активам фирмы. Текущие активы более ликвидные, чем остальное имущество фирмы.
Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты.
П1. Наиболее срочные обязательства - к ним относится кредиторская задолженность. П1 = стр.620
П2. Краткосрочные пассивы - это краткосрочные заемные средства, прочие краткосрочные пассивы, расчеты по дивидендам.
П2 = стр.610 + стр.630 + стр.660
П3. Долгосрочные пассивы - долгосрочные заемные кредиты банков и прочие долгосрочные пассивы. П3 = стр.590
П4. Постоянные пассивы - статьи 3 раздела баланса «Капитал и резервы» за минусом статей убытков (если они есть) и отдельные статьи 5 раздела баланса, не вошедшие в предыдущие группы: «Доходы будущих периодов», «Фонды потребления» и «Резервы предстоящих расходов и платежей».[18, стр.64]
П4 = стр.490 [-стр.465 - стр.475] + стр.640 + стр.650
Краткосрочные и долгосрочные обязательства, вместе взятые, называют внешними обязательствами.
Фирма считается ликвидной, если ее текущие активы превышают ее краткосрочные обязательства. Фирма может быть ликвидной в большей или меньшей степени. Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги по каждой группе активов и пассивов. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:
А1>=П1; А1>=П2; А3>=П3; А4<=П4
Если выполняются первые три неравенства, то есть текущие активы превышают внешние обязательства, то обязательно выполняется последнее неравенство, которое имеет глубокий экономический смысл: наличие у фирмы собственных оборотных средств; соблюдается минимальное условие финансовой устойчивости.
Невыполнение какого-либо из первых трех неравенств свидетельствует о том, что ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной.
Сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить:
текущую ликвидность, которая свидетельствует о платежеспособности (+) или неплатежеспособности (-) организации на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени:
ТЛ = (А1 + А2) - (П1 + П2);
перспективную ликвидность - это прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей: ПЛ = А3 - П3.
[А1<П1; А2<П2; А3>П3; А4<П4]
Сопоставление итогов 1 группы по активу и пассиву, то есть А1 и П1 (сроки до 3- месяцев), отражает соотношение текущих платежей и поступлений. Сравнение итогов 2 группы по активу и пассиву, то есть А2 и П3 (сроки от 3-х до 6-ти месяцев), показывает тенденцию увеличения или уменьшения текущей ликвидности в недалеком будущем. Сопоставление итогов по активу и пассиву для 3 и 4 групп отражает соотношение платежей и поступлений в относительно отдаленном будущем. Анализ, проводимый по данной схеме, достаточно полно представляет финансовое состояние с точки зрения возможностей своевременного осуществления расчетов.
Однако следует отметить, что перспективная ликвидность, которую показывает третье неравенство, отражает некоторый платежный излишек.
Проводимый по изложенной схеме анализ ликвидности баланса является приближенным. Более детальным является анализ платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов.
Расчет и оценка коэффициентов платежеспособности.
Коэффициенты платежеспособности анализируются по сравнению с нормативами, указанными в Таблице 4.1.
Таблица 4.1. Нормативные финансовые коэффициенты. [8 стр.40]
Наименование показателя |
Способ расчета |
Нормальное ограничение |
|
1 Общий показатель платежеспособности |
L1=(A1+0,5*A2+0,3*A3)/(П1+0,5*П2+0,3*П3) |
L1>=1 |
|
2 К-т абсолютной ликвидности |
L2 = А1/(П1+П2) |
L2> 0,1-0,7 |
|
3 Коэффициент "критической" оценки |
L3 = (А1+А2)/(П1+П2) |
Допустимо 0,7-0,8 желательно L3~1 |
|
4 Коэффициент текущей ликвидности |
L4 = (А1+А2+А3)/(П1+П2) |
Необходимое 1; оптимальное L4~1,5-2 |
|
Примечание. Источник: собственная разработка.
Коэффициент абсолютной ликвидности(L2) показывает, какую часть краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время за счет денежных средств. Коэффициент «критической» оценки(L3) показывает, какая часть краткосрочных обязательств организации может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах и поступлений по расчетам. Коэффициент текущей ликвидности(L4) показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства.
Результаты вычислений занесем в таблицу 4.2.
Таблица 421. Анализ текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами
Нормативное значение |
На 01.01. 2003г |
На 01.01. 2004г |
На 01.01. 2005г |
На 01.01. 2006г |
|||
коэффициент текущей ликвидности |
К1 |
1,7 |
0,95 |
0,7 |
0,48 |
0,51 |
|
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
К2 |
0,3 |
-0,09 |
-0,5 |
-1,2 |
-1,04 |
|
Примечание. Источник: собственная разработка.
По результатам вычислений можно сделать следующий вывод :
- у предприятия практически полностью отсутствуют собственные оборотные средства и деятельность поддерживается только за счет привлеченных оборотных средств (как правило кредитов банка);
- как следствие, в случае необходимости предприятие не сможет погасить срочные обязательства за счет собственных средств.
Как видно из таблицы, оба коэффициента имеют значение гораздо ниже нормативного, что позволяет, в соответствии с главой 3 Инструкции признать структуру баланса неудовлетворительной.
Этап 2. Организация считается устойчиво неплатежеспособной в том случае, когда имеется неудовлетворительная структура баланса в течении последних 4 кварталов, а также наличие на дату составления последнего баланса значение коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами (К3), превышающего значение 0,85 ( то есть величина обязательств организации не должна превышать 85% общей стоимости ее активов). Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами характеризует способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов и рассчитывается следующим образом:
К3 = стр.790/( стр.390 или стр.890)
По данным бухгалтерского баланса на 01 января 2006 года :
К3 = 7102/45047=0,16
Несмотря на то, что значение коэффициента полностью соответствует нормативу, необходимо учесть, что определяется это только большим объемом основных средств (а это необоротные активы, которые, как правило, неликвидны).
Результаты анализа целесообразно дополнить расчетом коэффициента обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами (К4).
(стр. 020+040+210гр. 5 формы 5) + (стр. 020+040+210гр. 6 формы 5)
К 4 = -------------------------------------------------------------------------------------
стр.390 или стр.890
На 01 января 2006года значение данного коэффициента равнялось 0,062 при нормативном значении не более 0,5.
Расчет данных показателей позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на неудовлетворительную структуру баланса признать предприятие неплатежеспособным нельзя, так как финансовые обязательства предприятия обеспечены активами и при продаже активов могут быть выполнены.
4.2 Анализ структуры бухгалтерского баланса
Рассчитаем структуру бухгалтерского баланса, выявим изменения в ней, а также определим абсолютное отклонение по каждой статье баланса. Полученные результаты занесем в таблицы 4.3 и 4.4.
Таблица 4.3. Анализ структуры актива бухгалтерского баланса и его основных разделов
№ п/п |
Наименование статей баланса организации |
Показатель структуры актива в итоге баланса |
||||||||
На 01.01.2003г |
На 01.01.2004г |
На 01.01.2005г |
На 01.01.2006г |
|||||||
Абсолют.величина,млн.руб. |
Удельн. вес, % |
Абсолют.величина,млн.руб. |
Удельн. вес, % |
Абсолют.величина,млн.руб. |
Удельн. вес, % |
Абсолют.величина,млн.руб. |
Удельн. Вес, % |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1 |
Внеоборотные активы (стр. 190) |
68 133 |
96,5 |
87 557 |
96,5 |
34 904 |
93,2 |
41 573 |
92,3 |
|
1.1. |
Основные средства (стр. |
65 134 |
92,3 |
83 877 |
92,5 |
34 112 |
91,04 |
40 719 |
90,4 |
|
1.2. |
Нематериальные активы (стр.120) |
14 |
0,2 |
1 |
0,001 |
2 |
0,005 |
3 |
0,006 |
|
1.3. |
Вложения во внеоборотные активы (стр.140) |
2 984 |
4,2 |
3 678 |
4,1 |
790 |
2,1 |
851 |
1,9 |
|
1.4. |
Прочие внеоборотные активы (стр.150) |
1 |
0,001 |
1 |
0,001 |
- |
- |
- |
- |
|
2. |
Оборотные активы (С. 2 |
2 446 |
3,5 |
3 164 |
3,5 |
2 564 |
6,8 |
3 474 |
7,7 |
|
2.1. |
Запасы и затраты(стр. 2 |
1 610 |
2,3 |
1 746 |
1,9 |
1 545 |
4,1 |
2 175 |
4,8 |
|
2.1.1 |
сырье, материалы и др.ценности (стр.211) |
268 |
0,4 |
420 |
0,5 |
566 |
1,5 |
755 |
1,7 |
|
2.1.2 |
незавершенное производство (стр. 213) |
1 342 |
1,9 |
1 326 |
1,5 |
979 |
2,6 |
1 420 |
3,2 |
|
2.2. |
Налоги по приобретенным ценностям (стр.220) |
76 |
0,1 |
184 |
0,2 |
141 |
0,4 |
104 |
0,2 |
|
2.3 |
Готовая продукция и товары (стр.230) |
324 |
0,4 |
673 |
0,7 |
317 |
0,8 |
333 |
0,7 |
|
2.4. |
Товары отгруженные,выполненные работы, оказан. услуги (с.240) |
- |
- |
-1 |
0,001 |
- |
- |
- |
- |
|
2.5. |
Дебиторская задолженность (стр.250) |
385 |
0,5 |
511 |
0,6 |
478 |
1,3 |
842 |
1,9 |
|
2.6. |
Финансовые вложения (стр.260) |
- |
- |
- |
- |
1 |
0,003 |
1 |
0,002 |
|
2.7. |
Денежные средства (стр.270) |
51 |
0,07 |
51 |
0,06 |
82 |
0,2 |
19 |
0,04 |
|
3 |
БАЛАНС (стр.390) |
70 579 |
100% |
90 721 |
100% |
37 468 |
100% |
45 047 |
100% |
|
Примечание. Источник: собственная разработка.
Таблица4.4.Анализ структуры пассива бухгалтерского баланса и влияния его основных разделов на пополнение его активной части
№ п/п |
Наименование статей баланса организации |
Показатель структуры пассива в итоге баланса |
||||||||
На 01.01.2003г |
На 01.01.2004г |
На 01.01.2005г |
На 01.01.2006г |
|||||||
Абсолют. величина, млн.руб. |
Удельн. вес, % |
Абсолют. величина, млн.руб. |
Удельн. вес, % |
Абсолют. величина, млн.руб. |
Удельн. вес, % |
Абсолют. величина, млн.руб. |
Удельн. вес, % |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1 |
Источники собственных средств (стр.590) |
67 911 |
96,22 |
86 210 |
95 |
31 841 |
84,98 |
37 996 |
84,3 |
|
2 |
Основн.доходы и расходы (ст.690) |
8 |
0,01 |
-219 |
-0,2 |
-17 |
-0,05 |
-51 |
-0,1 |
|
3 |
|
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Оценка эффективности рекламной кампании на примере компании ООО "Центр" |
Курсовая работа | Рак легкого |
Курсовая работа | Учет и анализ денежных средств ООО "Стрела" |
Курсовая работа | Социально-экономическая основа потребительской кооперации |
Курсовая работа | Разработка электронного органайзера средствами C++ Builder 6 |
Курсовая работа | Организация рабочего места |
Курсовая работа | Фискальная политика: инструменты и эффективность |
Курсовая работа | Законодательные основы правового регулирования сферы социального обеспечения в Российской Федерации |
Курсовая работа | Процессный подход к управлению |
Курсовая работа | Товарная политика компании |
Курсовая работа | Активные операции коммерческих банков и их доходность |
Курсовая работа | Создание кадрового резерва |
Курсовая работа | Техническая подготовка производства |
Курсовая работа | Методика, формирование и анализ инновационной стратегии в организациях санаторно-курортной сферы |
Курсовая работа | Аудит расчетов с подотчетными лицами |