ВВЕДЕНИЕ
Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в тоже время необходимый инструмент проектно - инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес-план - одновременно поисковая, научно - исследовательская и проектная работа.
Не будет преувеличением назвать бизнес-план основой управления не только коммерческим проектом, но и самим предприятием. Благодаря бизнес - плану у руководства появляется возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес - плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться. Целью бизнес - плана может быть получение кредита, или привлечение инвестиций, определение стратегических и тактических ориентиров фирмы и др.
Бизнес - план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации:
· организационно - управленческая и финансово - экономическая оценка состояния предприятия;
· выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых его сторон;
· формирование инвестиционных целей на планируемый период.
В бизнес-плане обосновываются:
1.Общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях рынка.
2.Выбор стратегии и тактики конкуренции.
3.Оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.
Бизнес - план дает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможные прибыли, основных финансово - экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения. Бизнес - план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, собственности и организационно - правовой формы компании. В нем решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими фирмами и организациями.
Заказчиком бизнес - плана являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес - плане. Разработчиками бизнес - плана выступают фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, проектирования, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БИЗНЕС-ПЛАНА
1.1 Сущность планирования
Планирование - это деятельность, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей способов и средств его достижения.
С точки зрения предприятия, на микроэкономическом уровне, планирование - это способ осуществления действия, основанный на сознательных, волевых решениях субъектов микроэкономики, механизм, который заменяет цены и рынок.
Существует две формы планирования деятельности фирмы:
· планирование деятельности фирмы на рынке;
· внутрифирменное планирование.
Как правило, эти аспекты планирования взаимосвязаны.
Необходимо отметить, что по-настоящему планирование может быть рациональным только тогда, когда отношения фирмы с контрагентами на рынке носят не случайный и разовый характер, а приобретают устойчивый и долговременный характер.
Планирование деятельности предприятия позволяет:
· осуществить четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
· побудить руководителей конкретнее определить свои цели и пути их достижения;
· определить показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
· подготовить предприятие к внезапным изменениям рыночной конъюнктуры;
· четко формализовать обязанности и ответственность всех менеджеров фирмы.
1.2. Понятие и задачи Бизнес планирования
Бизнес - план - это план осуществления бизнес - операции, действий фирмы. Он содержит сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Цель разработки бизнес - плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Задачами бизнес - плана является:
1. Сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения.
2. Определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках.
3. Выбрать ассортимент и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.
4. Оценить производственные и непроизводственные издержки.
5. Определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, стимулированию продаж, ценообразованию и т.п.
6. Оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей и т.д.
Бизнес - план выполняет следующие основные функции, а именно:
· является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;
· может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;
· является инструментом добывания финансовых ресурсов;
· представляет собой инструмент реализации стратегии предприятия.
Таким образом, бизнес - план позволяет проанализировать возможности деятельности предприятия и обосновать выбор приоритетных целей, т.е. определить стратегию функционирования фирмы.
2. ВИДЫ БИЗНЕС - ПЛАНА
В зависимости от рыночной ситуации и цели составления бизнес - планы могут быть различны.
Вследствие этого бизнес - планы по объектам бизнеса можно классифицировать в соответствии со схемой [П.2].
Бизнес - планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес - линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или уже действующему). Бизнес - план может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его финансовое оздоровление. Также может планироваться деятельность всего предприятия или его отдельного подразделения.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ
Необходимо отметить, что различные экономисты выделяют несколько разные структуры бизнес - планов, однако все они имеют приблизительно одинаковое строение. Такая структура представлена в таблице [П.1].
Концепция бизнеса (резюме) - это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие, начиная свое дело или развивая имеющееся.
По сути, концепция является сокращенной версией самого бизнес - плана.
В резюме должны быть отражены следующие основные моменты:
· возможности для бизнеса;
· привлекательность бизнеса;
· важность для предприятия и региона;
· необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные);
· срок окупаемости проекта;
· возможный срок возврата заемных средств;
· условия инвестирования;
· ожидаемая прибыль и ее распределение и т.д.
Порядок изложения концепции является достаточно свободным, однако ее необходимо начинать с главной цели предлагаемого бизнеса (как правило, получение прибыли) и назначения разрабатываемого бизнес - плана.
Концепция бизнеса (резюме) составляется в конце написания бизнес - плана, однако находится в начале.
В разделе, описывающем ситуацию в настоящее время и дающем краткую информацию о предприятии, отражаются следующие моменты:
· главные события, повлиявшие на появление идей по бизнес - плану;
· главные обстоятельства и проблемы стоящие перед менеджерами;
· состояние на рынке и положение, которого необходимо добиться.
Объем данного раздела не должен превышать нескольких страниц. Его текст должен быть понятен и не специалисту -- предельная простота и минимум специальных терминов.
Работа над этим разделом чрезвычайно важна, поскольку если он не произведет благоприятного произведения на инвесторов и кредиторов, то дальше бизнес-план они просто не станут смотреть.
В целом резюме должно дать ответы будущим инвесторам или кредиторам фирмы (в том числе и ее акционерам) на 2 вопроса: “Что они получат при успешной реализации данного плана?” и “Каков риск потери ими денег?”.
Этот раздел должен разрабатываться в самом конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем остальным вопросам.
В разделе “Возможности фирмы (резюме)” определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому направлению и место фирмы на этих рынках. По каждому направлению устанавливаются цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные лица.
В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.
Далее в сжатой форме приводится основная информация о предприятии - дата основания, организационно - правовая форма, учредители, юридический адрес и т.п.
В разделе, характеризующем объект бизнеса, необходимо отметить направленность бизнес - плана (продукция, работы, услуги, создание нового предприятия, развитие действующего, финансовое оздоровление).
Также здесь необходимо отметить, важность товара для потребителей, его уникальность. Также желательно охарактеризовать функциональные возможности и особенности продукции.
Завершает раздел, описание ключевых факторов, которые должны определить успех предлагаемого бизнеса.
Исследования и анализ рынка направлены на выявление сегодняшних потребителей продукции, услуг и определение потенциальных. В этом разделе желательно определить приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке: качество, цена, время и точность поставки, сервисное обслуживание и т.п.
Необходимо произвести сегментацию рынка, определить размеры и емкость рынков по продукции предприятия.
Следует проанализировать, как быстро продукция, услуги утвердятся на рынке и обосновать возможности его дальнейшего расширения, а также основные факторы, влияющие на это.
Также весьма важным является отслеживание и оценка конкурентов. Необходимо выявить и проанализировать их сильные и слабые стороны.
Необходимо определить возможный объем продаж в натуральном и денежном выражении.
В разделе конкуренция на рынке нужно провести реалистическую оценку сильных и слабых сторон конкурирующих товаров (услуг) и назвать выпускающие их фирмы, определить источники информации, указывающие на то какие товары, являются наиболее конкурентоспособными, сравнить конкурирующие товары (услуги) по базисной цене, характеристикам, обслуживанию, гарантийным обязательствам и другим существенным признакам. Эту информацию целесообразно представить в виде таблицы. Следует кратко обосновать имеющиеся достоинства и недостатки конкурирующих товаров (услуг). Желательно отобразить, какие знания о действиях конкурентов могут помочь вашей фирме создать новые или улучшенные товары (услуги).
Следует показать достоинства и недостатки конкурирующих фирм, определить сферу каждого конкурента на рынке, показать, кто имеет максимальную и минимальную цену, чья продукция наиболее качественная. Желательно провести ранжирование конкурентных позиций фирмы, что позволит уточнить ее положение и выявить возможности для потенциальных улучшений. Для каждого из целевых рынков надо сравнить позиции фирмы с позициями конкурентов.
Для каждого из целевых рынков надо сравнить транспортные затраты с затратами у конкурентов, качество продуктов и упаковки, сопоставить возможности снижения цен, а также иметь представление о рекламной кампании и имидже фирм.
Организационный план разрабатывается только при создании нового предприятия.
Здесь необходимо привести организационную структуру предприятия, в которой четко определены должностные инструкции ведущих менеджеров, их роль в управленческом процессе, а также определяется, как будет осуществляться взаимодействие служб и подразделений.
Кроме этого желательно указать такие факторы как потребность в рабочей силе, условиях труда, организации оплаты труда и т.п.
Подразделом организационного плана является правовое обеспечение деятельности предприятия, в котором приводится вся информация о правовых аспектах деятельности (сведения о регистрации, учредительные документы, форма собственности, законодательные ограничения, патентная защита и т.п.).
В разделе персонал и управление следует привести информацию о менеджерах и охарактеризовать их управленческие возможности.
Желательным здесь является разработка штатного расписания.
План производства отражает производственный процесс. Если отдельные операции поручаются субподрядчику, то это должно быть указано.
Целесообразно представить производственный процесс с указанием его структуры по трудоемкости.
Необходимо отразить потребность в производственных помещениях и их площадь, а также производственную площадь предприятия, необходимо указать потребность в дополнительном оборудовании и материальных ресурсах.
По возможности здесь описывается система охраны окружающей среды, утилизации отходов, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Раздел заканчивается расчетом издержек производства и себестоимости производимой продукции.
Особым разделом может быть выделен инвестиционный план, где отражается потребность в инвестициях, а также указывается, за счет каких средств будет осуществлено финансирование проекта (собственные и/или заемные средства) и т.п.
План маркетинга - это план мероприятий по достижению намечаемого объема продаж и получению максимальной прибыли путем удовлетворения рыночных потребностей.
Необходимо отразить маркетинговую стратегию развития предприятия.
Разрабатывая эту стратегию, целесообразно учесть влияние внешнего окружения (тенденции изменения технологий, запросов и мотивации потребителей и т.д.) в целях адаптации предприятия к меняющимся рыночным условиям путем разработки комплекса маркетинга, включающего товарную, ценовую, сбытовую политику и сервисное обслуживание.
Особое место уделяется стратегии ценообразования, которая базируется на следующих методах:
· полных затрат;
· средних затрат;
· предельных затрат;
· стандартных издержек производства;
· прямых затрат (целевой нормы прибыли).
Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших частей бизнес-плана, поскольку в нем непосредственно говорится о характере намечаемого бизнеса и способах, благодаря которым можно рассчитывать на успех.
Предприниматель должен подготовит такой план маркетинга, который способен пробуждать мысль. Он должен не просто представить концепцию, но “продать” бизнес как привлекательную возможность для инвестиций, как кредитный риск с заманчивыми перспективами.
Кроме того, раздел должен быть написан в такой манере, которая была бы понятна широкому кругу людей -- от менеджеров до членов совета директоров.
История свидетельствует, что маркетинг является одним из важных условий на пути фирмы к успеху. Многие фирмы, имевшие соблазнительный, действительно нужный потребителю товар, потерпели неудачу из-за неправильного маркетинга или вообще отсутствия такового. Поэтому при оценке бизнес-плана огромное внимание будет уделено этому разделу. Если не определена реальная потребность в товарах или услугах, то никакой талант, никакие капиталы не помогут фирме добиться успеха в данной области.
В зависимости от конкретной ситуации, складывающейся на рынке с точки зрения состояния спроса, различают несколько типов маркетинга:
1.Конверсионный маркетинг. Связан с наличием негативного спроса, т.е. с ситуацией, когда большинство потребителей отвергают данный товар или услугу. Задача в этом случае состоит в разработке такого плана маркетинга, который бы способствовал зарождению спроса на соответствующие товары (услуги).
2.Стимулирующий маркетинг. Связан с наличием товаров, на которые нет спроса по причине полного безразличия или незаинтересованности покупателей. План маркетинга должен определить причины безразличия и наметить пути по его преодолению.
3.Развивающий маркетинг. Связан с формирующимся спросом на новые товары. Используется в ситуациях, когда есть потенциальный спрос. Задача маркетинга состоит в превращении потенциального спроса в реальный.
4.Поддерживающий маркетинг. Используется при соответствии уровня спроса уровню предложения. В этом случае необходимо проводить продуманную политику цен, целенаправленно осуществлять рекламную работу и т.п.
5.Демаркетинг. Применяется при чрезмерном превышении спроса над предложением. Чтобы у потребителей не создалось негативного представления о возможностях фирмы удовлетворить запросы покупателей, проводится повышение цен, свертывание рекламной деятельности и т.п. Одновременно принимаются меры по увеличению выпуска продукции пользующейся чрезмерно высоким спросом.
6.Противодействующий маркетинг. Используется для снижения спроса, который с точки зрения общества расценивается как иррациональный.
Раздел, описывающий потенциальные риски особенно важен, так как фактор риска оказывает большое влияние на финансово - хозяйственную деятельность предприятия.
Следует учитывать, как минимум, следующие виды рисков:
· производственные, связанные с различными нарушениями в производственном процессе или процессе поставок сырья, материалов и комплектующих;
· коммерческие, связанные с реализацией продукции на рынке не в полном объеме;
· финансовые риски, которые вызываются инфляционными процессами, неплатежами, колебаниями валютных курсов и т.п.;
· риски, связанные с форс - мажорными обстоятельствами, которые могут быть вызваны непредвиденными обстоятельствами (от смены политического курса до стихийных бедствий);
Методы снижения влияния рисков различны, однако наиболее действенным является коммерческое страхования, создание резервного фонда и функционирование предприятия с большим запасом финансовой прочности.
Важной частью практически любого бизнес - плана является финансовый план.
Цель финансового плана определить эффективность предлагаемого бизнеса.
В данном разделе необходимо отразить:
· общую потребность в инвестициях;
· источники финансирования;
· план доходов и расходов;
· баланс денежных расходов и поступлений;
· потребность в оборотном капитале;
· срок окупаемости проекта;
· отчет по прибыли, а также необходимые финансовые показатели.
Этот раздел необходимо посвятить планированию финансового обеспечения деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств.
В этом разделе необходимо разработать совокупность следующих планово-отчетных документов:
Оперативный план (отчет).
План (отчет) доходов и расходов.
План (отчет) движения денежных средств.
Балансовый отчет (план).
Подобный перечень документов не совсем привычен для российских предпринимателей, но он соответствует требованиям мировой практики, которая опирается на несколько иную систему бухучета.
Оперативный план (отчет) отражает за каждый период результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков по каждому товару и рынку. Этот документ должен разрабатываться службой маркетинга.
План (отчет) о доходах и расходах по производству товаров показывает, получит ли фирма прибыль от продажи каждого из товаров. Этот документ разрабатывается экономической службой фирмы по каждому из товаров.
План (отчет) о движении денежных средств показывает процесс поступлений и расходования денег в процессе деятельности фирмы. Он разрабатывается финансовой службой фирмы.
Балансовый отчет подводит итоги экономической и финансовой деятельности фирмы за отчетный период. Он обычно разрабатывается бухгалтерией.
В указанных планово-отчетных документах отражаются планируемые и фактические величины показателей за отчетный период. Продолжительность планово-отчетных периодов в зависимости от конкретных условий может изменяться в пределах: месяц, квартал, полгода, год.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1.2.Род деятельности
Продажа вин, коньяков, водки
1.3.Общая характеристика товара
Наша продукция занимает заслуженное место среди алкогольных напитков, выпускаемых в России, что подтверждается многочисленными наградами, полученных нами на различных выставках.
Используемое нами высококачественное сырье и классические рецепты приготовления вин, водок и коньяков обеспечили нам известность и хороший сбыт.
2. Текущая маркетинговая ситуация
2.1.Основные конкуренты
Анализируя, ситуацию на рынке сбыта алкогольной продукции, приходим к выводу, что основными конкурентами являются зарубежные производители спиртных напитков. Их продукция почти всегда отличается высоким качеством, широким ассортиментом, разнообразием упаковки. Основной недостаток - высокие цены.
Судя, по объемам сбыта, можно сказать, что эти товары, в целом, не полностью удовлетворяют потребности покупателей. Стратегия конкурентов агрессивна и в охвате рынка они используют методы дифференцированного маркетинга.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у нас есть довольно перспективная маркетинговая возможность сбыта продукции высокого качества по низким ценам.
Кроме того:
При покупке оптом устанавливаем скидку 5%
Крупным торговым партнерам скидки до 10 %
3.1. Товар. Ассортимент. Позиционирование
В ассортименте нашей продукции присутствуют:
Вина столовые
Вина виноградные крепленые
Вино полусладкое “Российское”
Коньяки.
Водки “Русская”, “Столичная”, “Московская”, “Георгиевская”, “Особая московская” и т.д.
Отличительной особенностью нашей продукции является экологическая чистота и высокое качество. Следовательно, позиционироваться мы должны, прежде всего, по цене (потому что в этом наше основное преимущество перед конкурентами).
4. Опасности, которые могут повлиять на сбыт товара и возможности противодействия им
Факторы микросреды, влияющие на сбыт.
Таблица 1
Положительные факторы |
Отрицательные факторы |
|
1. Стабильность поставок |
1. Нестабильность поставок сырья |
|
2. Бесперебойность работы предприятия |
2. Забастовка рабочих нашего предприятия |
|
3. Приобретение новых потребителей |
3. Потеря существующих связей с потребителем |
|
4. Потребители удовлетворены качеством нашей продукции |
4. Неудовлетворённость потребители качеством нашей продукции |
|
5. Положительное отношение контактной аудитории |
5. Плохое отношение к нам контактной аудитории |
Уменьшить отрицательное влияние вышеперечисленных факторов можно следующим образом;
1. Создать производственные запасы, наладить контакты с новыми поставщиками;
2. Постоянно контролировать настроение рабочих, свести к минимуму вероятность забастовок;
3. Постоянный поиск нового рынка сбыта, но нужно учитывать, что всё - таки более надёжные это старые, проверенные связи;
4. Постоянный контроль за качеством продукции;
5. Действовать по обстоятельствам.
Факторы макросреды, влияющие на сбыт.
Таблица 2
Положительные факторы |
Отрицательные факторы |
|
1. Принятие законов, предусматривающих льготы для производителей |
1. Принятие законов, ущемляющих права производителей |
|
2. Спад инфляции |
2. Рост инфляции |
|
3. Удешевление энергии |
3. Удорожание энергии |
|
4. Повышение общего уровня покупательной способности |
4. Снижение общего уровня покупательной способности |
При отрицательном влиянии факторов макросреды мы практически не можем ничего поделать.
показатели |
Ед. измер. |
2002 |
2003 |
отклонение |
|
т/о |
Тыс. р. |
5720 |
5980 |
+260 |
|
Ср. торг. надб. |
% |
18 |
22 |
+4 |
|
ВД |
Тыс. р. |
1030 |
1316 |
+286 |
|
ПР |
Тыс.р. |
510 |
781 |
+271 |
|
ИО |
Тыс.р. |
520 |
535 |
+15 |
|
Р |
% |
9 |
13 |
+4 |
Структура бизнес - планов в соответствии с типологией по объектам бизнеса
Раздел бизнес - плана |
По бизнес - линиям |
По предприятию |
|||
Новому |
Действующему |
||||
Развитие |
Финансовое оздоровление |
||||
Концепция бизнеса (резюме) |
+ |
+ |
+ |
Общая характеристика предприятия |
|
Ситуация в настоящее время и краткая информация о предприятии |
+ |
+ |
+ |
Краткие сведения по плану финансового оздоровления |
|
Характеристика объекта бизнеса |
+ |
+ |
+ |
Анализ финансового состояния предприятия |
|
Исследование и анализ рынка (рынки и конкуренция) |
+ |
+ |
+ |
Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержанию хозяйственной деятельности |
|
Организационный план, в т.ч. правовое обеспечение |
- |
+ |
- |
Рынок и конкуренция |
|
Персонал и управление |
+ |
+ |
+ |
Деятельность в сфере маркетинга предприятия |
|
План производства |
+ |
+ |
+ |
План производства |
|
План маркетинговых действий (комплекс маркетинга) |
+ |
+ |
+ |
Финансовый план |
|
Потенциальные риски |
+ |
+ |
+ |
||
Финансовый план и финансовая стратегия |
+ |
+ |
+ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесова Ю.А. Экономика предприятия торговли и сферы услуг. М., 1996.
2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М., 1999.
3. Булатова А.С. Экономика. М., 2002.
4. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия. М.,2002.
5. Пивоваров К.В. Бизнес - Планирование. М., 2003
6. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Р - на - Д., 2001
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны |
Курсовая работа | Оценка портфеля ценных бумаг |
Курсовая работа | Почвообразовательные процессы и развитие почв во времени |
Курсовая работа | Управление финансами |
Курсовая работа | Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России |
Курсовая работа | Гражданский иск в уголовном процессе |
Курсовая работа | Защита авторских и смежных прав |
Курсовая работа | Syntax and semantics of verbals in English |
Курсовая работа | Формирование и использование финансовых результатов |
Курсовая работа | Теория потребительского поведения и ее развитие на современном рынке |
Курсовая работа | Управление оборотными средствами организации (на примере ОАО "Брянскпиво") |
Курсовая работа | Страхование транспортных средств КАСКО |
Курсовая работа | Комплексный анализ издержек обращения торгового предприятия |
Курсовая работа | Саморегуляция в учебной деятельности младших школьников |
Курсовая работа | Правовое регулирование перевозки автомобильным транспортом |