Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Анализ эффективности функционирования ЧИУП "Молодежный портал"


13

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра менеджмента

РЕФЕРАТ

на тему:

«анализ эффективности ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧИУП «МОЛОДЕЖНЫЙ ПОРТАЛ»

МИНСК, 2009

Общая технико-экономическая характеристика предприятия

Частное информационное унитарное предприятие «Молодежный портал» учреждено в соответствии с указом президента № 302 от 28.06.2007 г. и зарегистрировано в ЕГР под № 190909757.

Предприятие является юридическим лицом согласно законодательству республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, иметь печати, штампы, фирменный бланк, соответствующий товарный знак и другие реквизиты и действовать согласно Уставу.

Предприятие является юридическим лицом, имеет на праве хозяйственного ведения обособленное имущество, несет самостоятельно ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Оно имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банковских учреждениях, печать со своим наименованием и другие печати, штампы, бланки со своим наименованием, собственный товарный знак.

Главной целью предприятия в соответствии с Законом Республики Беларусь «О предприятии» является осуществление торговой деятельности.

Предприятие входит в группу компаний объединенных под единым брендом «Модус керамика», поэтому одним из направлений деятельности компании со дня основания и до настоящего времени является продвижение плитки керамической и керамического гранита таких производителей как:

1. Kerama Marazzi.

2. Lira ceramica.

С момента основания ЧИУП «Молодежный портал» занималось розничной реализацией керамической плитки и керамического гранита таких производителей как Kerama Marazzi и Lira ceramic. Наряду с плиткой, начиная с 2007 года, организация занимается еще и реализацией отопительных систем (печей, каминов, электрокаминов).

Предприятие имеет право осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Оно имеет лицензии на те виды деятельности, которые подлежат лицензированию.

ЧИУП «Молодежный портал» самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития компании исходя из существующего спроса на реализовываемую продукцию на белорусском рынке, работы и услуги, оказываемые компанией, а также необходимости производственного и социального развития самой компании.

Организационная структура предприятия приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Организационная структура предприятия

Функции директора (финансового директора):

- обеспечивает выполнение планов деятельности предприятия;

- нанимает и увольняет работников в соответствии с условиями договоров (контрактов) и законодательными актами Республики Беларусь;

- представляет предприятие без доверенности в отношениях с государственными органами Республики Беларусь, юридическими и физическими лицами;

- заключает договоры от имени предприятия с учетом ограничений установленных настоящим Уставом и законодательством Республики Беларусь;

- в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка применяет меры поощрения и дисциплинарного взыскания к работникам предприятия;

- выдает доверенности;

- издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия;

Функции исполнительного директора:

- утверждает штатное расписание предприятия;

- определяет условия оплаты труда работников предприятия;

- определяет объем и характер сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, а также порядок ее защиты;

- регулярно (не реже одного раза в год) отчитывается перед Учредителем, а также предоставляет документы и информацию, касающуюся деятельности предприятия;

- совершает иные действия в интересах предприятия, отнесенные к его компетенции настоящим Уставом и законодательством Республики Беларусь.

Функции отдела маркетинга:

- Определение товарной политики предприятия. Для этого проводятся исследования рынков, определяется ассортимент товаров и услуг, формируются портфель продаж.

- Определение и построение эффективных каналов сбыта. Эта методика означает действия по распространению товаров и услуг, реализуемых предприятием. Кроме того, будут определены приоритетные, стратегические и тактические группы клиентов предприятия и методики работы с каждой из этих групп.

- Определение политики активного продвижения. Она предполагает активные действия в окружающей среде, направленные на то, чтобы максимально привлечь благоприятные воздействия, и оградить предприятие от нежелательных влияний.

- Организация работа с клиентами. Она должна регламентировать прохождение заказа по предприятию, и включает исследование потребителей, поиск заказчиков, первичные переговоры с ними, экспресс-оценку, определение производственного задания, заключение договора, удовлетворение претензий.

- Работа с конкурентами. Она включает исследования конкурентов, определение групп конкурентов по степени влияния на рынок, по ассортименту производимой продукции, по технологическому оснащению, по возможности вести агрессивную маркетинговую политику, по способности к кооперации и развитию, по уровню управления финансами и т.п. Кроме того, нужно определить конкурентную политику предприятия.

Функции начальника отдела продаж:

- руководство отделом продаж (формирование структуры отдела, обучение, мотивация сбытового персонала, постановка задач, планирование, контроль обеспечение выполнения отделом плана продаж, формирование бюджета);

- поддержание и развитие клиентской базы;

- планирование, организация и проведение мероприятий по стимулированию сбыта;

- взаимодействие с закупками и доставкой товаров;

- планирование и организация рекламных мероприятий.

Задачи, поставленные перед начальником отдела продаж:

- постановка системы продаж;

- увеличение объема продаж.

Функции бухгалтерии:

- учет операций по банку;

- учет кассовых операций;

- учет товаров и реализация;

- учет нематериальных активов;

- учет счетов-фактур;

- учет и начисление заработной платы и премий.

Основным направлением деятельности предприятия является реализация каминов, электрокаминов, отопительного и банного оборудования, входя в состав объединения «Камины Франции», предприятие представляет продукцию таких производителей как:

1. Cheminees Philippe

2. Cheminees Godin

3. Dimplex

4. Термофор

5. Realto

Основными потребителями данного вида товаров в Республике Беларусь являются строительные предприятия, мелкие частные компании, а также конечные потребители.

В табл. 1 приведены основные технико-экономические показатели, характеризующие деятельность предприятия за последние годы.

Таблица 1 - Основные технико-экономические показатели функционирования предприятия за 2006-2008 годы

Показатели

Год

Темп роста, %

2006

2007

2008

2007/

2006

2008/

2006

2008/

2007

1. Выпуск продукции, млн. руб.

6279

8232

8376

131,10

133,40

101,75

2. Себестоимость продукции, млн. руб.

4232

5686

6345

134,36

149,93

111,59

3. Налоги, включаемые в выручку от реализации продукции (товаров, услуг), млн.руб.

1162

1465

901

126,08

77,54

61,50

3. Общая (балансовая) прибыль, млн.руб.

881

1058

1108

120,09

125,77

104,73

4. Затраты на рубль товарной продукции, руб.

0,674

0,691

0,758

102,52

112,39

109,67

5. Рентабельность товарной продукции, %

20,82

18,61

17,46

89,37

83,87

93,85

6. Среднесписочная численность, чел

27

28

31

101,85

112,96

110,91

7. Фонд оплаты труда, млн.руб.

301,2

367,8

411,6

122,11

136,65

111,91

8. Средняя заработная плата одного работника, млн. руб.

0,93

1,11

1,12

119,35

120,43

100,90

Как свидетельствуют данные, приведенные в табл. 1, на протяжении с 2006 по 2008 год наблюдается увеличение выручки от реализации продукции (работ, услуг) предприятия: в 2007 году по сравнению с 2006 годом - на 1953 млн.руб. (или на 31,10 %), в 2008 году по сравнению с 2007 годом - на 144 млн.руб. (или на 1,75%). Такая динамика обусловлена ростом цен на реализуемую продукцию, а также увеличением объема реализации в натуральном выражении. Динамика выручки от реализации продукции и услуг ЧИУП «Молодежный портал» приведена на рис. 2.

Необходимо также отметить, что рост выручки сопровождается ростом и других показателей: себестоимости, затрат на 1 рубль произведенной продукции, прибыли, фонда оплаты труда работников и др.

Себестоимость предоставляемых продукции и услуг также увеличивалась: в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 34,36%, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом - на 11,59%. Себестоимость возрастала за счет роста фонда заработной платы и стоимости материалов, необходимых для предоставления услуг организацией. Динамика фонда оплаты труда работников предприятия приведена на рисунке 3.

13

Рисунок 2 - Динамика выручки от реализации продукции (работ, услуг) ЧИУП «Молодежный портал» за 2006-2008 гг., млн. руб.

Рисунок 3 - Динамика фонда заработной платы работников за 2006-2008 гг., млн. руб.

Поскольку себестоимость продукции возрастала более быстрыми темпами, чем прибыль предприятия: в 2007 году по сравнению с 2006 годом себестоимость возросла на 34,6%, а прибыль - на 20,09%; в 2008 году по сравнению с 2007 годом себестоимость увеличилась на 11,59%, а прибыль - 4,73% - то имеет смысл отметить снижение эффективности использования имеющихся ресурсов предприятия. Более наглядно динамика себестоимости продукции предприятия приведена на рисунке 4.

13

Рисунок 4 - Динамика себестоимости продукции ЧИУП «Молодежный портал» за 2006-2008 гг., млн. руб.

Вследствие отмеченного факта (темп роста себестоимости выше темпа роста прибыли ЧИУП «Молодежный портал», рентабельность продукции и услуг предприятия снижалась: в 2007 году по сравнению с 2006 годом - на 10,63%, в 2008 году по сравнению с 2007 годом - на 6,15%.

Для выяснения причин такого положения проанализируем динамику основных показателей, характеризующих эффективность функционирования ЧИУП «Молодежный портал».

Анализ уровня и динамики прибыли и рентабельности

предприятия

Как уже отмечалось в первой главе представленной работы, основным из показателей, характеризующих эффективность функционирования предприятия, является его прибыль, которая направляется на развитие предприятие.

Произведем анализ общей (балансовой) прибыли ЧИУП «Молодежный портал» за 2006-2008 годы (табл. 2).

Таблица 2 - Анализ состава и динамики общей (балансовой) прибыли ЧИУП «Молодежный портал» в 2006 - 2008 годах, млн. руб.

Наименование показателя

2006 год

2007 год

2008 год

Абсолютное значение

Изменение

Темп роста, %

Абсолютное значение

Изменение

Темп роста, %

Абсолютное значение

Изменение

Темп роста, %

1. Прибыль от реализации

885

-

-

1081

196

122,15

1130

49

104,53

2. Прибыль от операционной деятельности

8

-

-

17

9

212,50

26

9

152,94

3. Прибыль от внереализационной деятельности

-12

-

-

-40

-28

333,33

-48

-8

120,00

Общая (балансовая) прибыль

881

-

-

1058

177

120,09

1108

50

104,73

Как следует из табл. 2, балансовая прибыль предприятия формируется в основном за счет прибыли от реализации продукции (работ, услуг) предприятия. Операционная деятельность в 2006 году принесла прибыль в размере 8 млн. руб., а прибыль от внереализационной деятельности была убыточной. В 2007 - 2008 годах изменения прибыли от операционной и внереализационной деятельности были значимыми: прибыль от операционной деятельности в 2007 году по сравнению с 2006 годом возросла на 9 млн. руб (или на 112,5%), а в 2008 году по сравнению с 2007 - также на 9 млн. руб. (или на 52,94%); внереализационная деятельность предприятия в анализируемом периоде была убыточной, однако она не оказала существенного влияния на балансовую прибыль предприятия.

В 2007 году темп роста балансовой прибыли составил 120,09% по сравнению с 2005 годом, в 2008 году - 104,73% по сравнению с 2006 годом.

Осуществим анализ формирования чистой прибыли предприятия, для чего по данным Отчетов о прибыли и убытках за 2006-2008 годы составим аналитическую табл. 3.

Таблица 3 - Анализ формирования чистой прибыли ЧИУП «Молодежный портал» в 2006 - 2008 годах, млн. руб.

Наименование

показателей

2006 год

2007 год

2008 год

Темп роста, %

Абсолютное значение

Удельный вес, %

Абсолютное значение

Удельный вес, %

Абсолютное значение

Удельный вес, %

2006/

2005,

%

2007/

2006,

%

1. Выручка от реализации работ, услуг(за минусом НДС и других обязательных платежей)

5117

100,00

6767

100,00

7475

100,00

132,25

110,46

2. Себестоимость

4232

82,70

5686

84,03

6345

84,88

134,36

111,59

3. Управленческие расходы

0

0

0

0

4. Прибыль от операционной деятельности

8

0,16

17

0,25

26

0,35

212,50

152,94

5. Прибыль от внереализационной деятельности

-12

-

-40

-

-48

-

-

-

6. Прибыль

881

17,22

1058

15,63

1108

14,82

120,09

104,73

7. Налоги из прибыли и иные платежи

260

5,08

311

4,60

327

4,37

119,62

105,10

8. Чистая прибыль

621

12,14

747

11,04

781

10,45

120,29

104,57

Как свидетельствуют данные, полученные в табл. 3, предприятие в анализируемом периоде осуществляло коммерческую деятельность, которая была убыточной, но не оказала существенного влияния на величину чистой прибыли предприятия. Прибыль от операционной деятельности в 2006 году составила 8 млн. руб., в 2007 году по сравнению с 2006 годом этот показатель возрос на 9 млн.руб. (или на 112,5%), прибыль от внереализационной деятельности на протяжении всего периода с2006 по 2008 годы была убыточной: в 2008 году потери составили 48 млн.руб. С ростом общей (балансовой) прибыли возросли за истекший период и налоги, уплачиваемые из прибыли: в 2007 году по сравнению с 2006 годом их прирос составил 19,62%, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом - 5,1%. Чистая прибыль также возрастала: в 2007 году по сравнению с 2006 годом - на 20,29%, в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 4,57%.

Таким образом, на рост прибыли от продаж оказали влияние такие факторы, как рост выручки от продаж на 32,25 и на 10,26 % в 2007 году по сравнению с 2006 и в 2008 году по сравнению с 2007 годом соответственно.

Диаграммы, иллюстрирующие динамику выручки и прибыли, приведены на рис. 5 и 6.

13

Рисунок 5 - Выручка от реализации товаров, продукции, работ услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) ЧИУП «Молодежный портал» в 2006 - 2008 годах, млн.руб.

13

Рисунок 6 - Чистая прибыль ЧИУП «Молодежный портал» в 2006 - 2008 годах, млн. руб.

Рост налогов из прибыли незначительно отставал от роста прибыли в 2007 году по сравнению с 2006 годом и лишь на 0,53% опережал темп роста чистой прибыли организации в 2008 году по сравнению с 2007 годом.

Основные факторы, влияющие на рост прибыли, это выручка от реализации продукции, а также издержки на ее реализацию (себестоимость услуг, продукции). Как уже отмечалось выше, темп роста себестоимости продукции предприятия возрастал в анализируемом периоде более быстрыми темпами, что и сказалось на величине прибыли организации. Именно рост себестоимости продукции и услуг, предоставляемых предприятием, может стать фактором, в наибольшей степени угрожающим благополучию предприятия. Следует рассмотреть структуру себестоимости продукции и выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние на ее рост. Проанализируем структуру прибыли предприятия за 2006-2008 годы (табл. 4).

Таблица 4 Динамика прибыли от реализации по видам деятельности ЧИУП «Молодежный портал» за 2006-2008 годы

Показатель

Значения по годам, млн. руб.

Темп роста, %

2006

2007

2008

2007/2006

2008/2007

Прибыль от реализации каминов и гранитных плит

874,8

1069,6

1120,2

122,27

104,73

Прибыль от реализации керамической плитки

10,2

11,4

9,8

111,76

85,96

Итого

885

1081

1130

122,15

104,53

Как видим из приведенных в табл. 4 данных в 2008 году по сравнению с 2007 годом наиболее быстрыми темпами росла прибыль от реализации каминов и гранитных плит: в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 22,27%, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом - на 4,73%. Прибыль от реализации керамической плитки увеличилась в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 1,2 млн.руб. или на 11,76%, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом этот показатель снизился на 1,6 млн.руб. (или на 14,04%) и составила 9,8 млн.руб.

Снижение прибыли от реализации плитки керамической вызвано снижением объемов ее реализации. Увеличение прибыли от реализации каминов и гранитных плит обусловлено повышением цен на эту продукцию.

Таким образом, источниками получения дополнительной прибыли для организации могут служить: увеличение объемов реализации каминов и гранитных плит, а также увеличение объемов продаж керамической плитки.

Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, находится в компетенции предприятия.

Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в Уставе предприятия, и определяется Положением, которое разрабатывается экономистами и утверждается учредителями, один из которых является генеральным директором предприятия.

В соответствии с Уставом предприятия образуются фонды накопления и потребления, а также резервные фонды, предназначенные для финансирования непредвиденных расходов и обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

Средства каждого фонда имеют строго целевое назначение.

В течение года в связи с производственной необходимостью размер и состав фондов, конкретные статьи затрат могут изменяться решением финансовых органов предприятия.

Средства фонда накопления предназначены для финансирования расходов, связанных с развитием и совершенствованием производства.

Из этого фонда осуществляются обычно расходы на научно- исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработок и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий, взносы вкладов предприятий в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые ассоциациями, концернами, в состав которых входит предприятие. По фонду потребления предусматриваются расходы социального характера. В табл. 5 приводится распределение чистой прибыли предприятия в 2006-2008 годах.

Таблица 5 - Распределение чистой прибыли ЧИУП «Молодежный портал» за 2006-2008 годы, млн. руб.

Наименование показателей

Значения по годам

2006

2007

2008

Чистая прибыль, всего; в том числе:

621

747

781

1. Фонд накопления (45%)

217,35

261,45

273,35

2. Фонд потребления (35%)

279,45

336,15

351,45

3. Прибыль, направленная на увеличение собственных оборотных средств (20%)

124,2

149,4

156,2

Использование прибыли в ЧИУП «Молодежный портал» за 2006-2008 годы осуществляется по целевому назначению. Средства, аккумулирующиеся в фонде накопления, используются на инвестирование в оборотные и внеоборотные активы; в фонде потребления - на премирование особо отличившихся работников, поскольку руководство предприятия озабочено закреплением на предприятии активных и умелых работников.

На рис. 7 приведена диаграмма, иллюстрирующая распределение прибыли в 2008 году.

Рисунок 7 - Распределение чистой прибыли ЧИУП «Молодежный портал» в 2008 году

Еще одним показателем эффективности функционирования предприятия является рентабельность. Различают рентабельность продукции, рентабельность капитала и др.

Рентабельность - это доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности.

Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу затрат на производство и сбыт продукции.

Рентабельность капитала показывает эффективность использования всего имущества организации. Снижение этого коэффициента свидетельствует о падении спроса на продукцию организации и о перенакоплении активов.

В табл. 5 приведены показатели рентабельности предприятия в 2006-2008 годах.

Таблица 5 Оценка рентабельности деятельности ЧИУП «Молодежный портал» за 2006-2008 годы

Наименование показателя

Методика расчета

Значения по годам, в %

Динамика %

2006

2007

2008

2007-2006

2008-2007

1.Рентабельность продукции

Прибыль / затраты

20,91

19,01

17,81

-1,90

-1,20

2.Рентабельность капитала

Прибыль /Баланс

34,17

40,38

36,15

6,21

-4,23

3.Рентабельность внеоборотных активов

Прибыль /Внеоборотные активы

35,36

48,86

49,81

138,19

1,94

4.Рентабельность собственного капитала

  • Прибыль /(Общие
  • источники собственных средств + Общие

доходы и расходы)

69,03

130,56

95,20

61,53

-35,36

Как свидетельствуют полученные в табл. 5, в 2007 году по сравнению с 2006 годом все показатели рентабельности функционирования ЧИУП «Молодежный портал», за исключением рентабельности продукции, возрастали: рентабельность капитала - на 6,21%, рентабельность внеоборотных активов - на 38,19%, рентабельность собственного капитала - на 61,53%.

Рентабельность продукции снизилась за счет увеличения затрат на ее реализацию, а также за счет повышения закупочных цен.

Увеличение рентабельности капитала и внеоборотных активов обусловлено повышением прибыли и неизменностью стоимости активов.

Что же касается показателей рентабельности за 2008 год по сравнению с 2007 годом, то в данном периоде все показатели снижались. Только рентабельность внеоборотных активов возросла на 1,94%, а рентабельность собственного капитала упала на 35,36%.

В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

Общая (балансовая) прибыль предприятия формируется в основном за счет прибыли от реализации проектных, конструкторских, технологических и прикладных научно-исследовательских работ. Операционная прибыль и прибыль от внереализациооной деятельности оказывают несущественное влияние на формирование прибыли организации.

Факторами, влияющими на рост прибыли являются: компетентность специалистов, спрос на продукцию предприятия, новые технологии, соответствующие современным требованиям и обеспечивающие соответствующий уровень качества.

Анализ эффективности использования основных производственных фондов

Анализ основных фондов может производиться по нескольким направлениям, разработка которых в комплексе позволяет дать оценку структуры, динамики и эффективности использования основных фондов предприятия.

Выбор направлений анализа и реальных аналитических задач определяется потребностями управления, что составляет основу финансового и управленческого анализа, хотя четкой границы между этими видами анализа нет.

Рассмотрим состав и динамику основных фондов ЧИУП «Молодежный портал» (табл. 6).

Таблица 6 - Состав основных фондов ЧИУП «Молодежный портал» в 2006-2008 гг.

Вид основных средств

Значения по годам

2006

2007

2008

Стоимость, тыс. руб.

доля в ОФ, %

стоимость, тыс.руб.

доля в ОФ, %

Стоимость, тыс. руб.

Доля в ОФ, %

1. Производственные

302

92,35

419

92,90

557

92,07

2.Непроизводственные

25

7,65

32

7,10

48

7,93

Итого: основные средства

327

100,00

451

100,00

605

100,00

Как следует из табл. 6, предприятие имело в анализируемом периоде непроизводственных основных фондов на сумму: в 2006 году - 25 млн.руб., в 2007 году - 32 млн. руб., в 2008 году - на 48 млн.руб. Стоимость производственных основных фондов организации возрастала на протяжении всего периода с 2006 по 2008 год. Такое увеличение производственных фондов вызвано тем, что предприятие покупало новые торговые места на рынках города Минска. Рос стоимости непроизводственных основных фондов обусловлено увеличением стоимости компьютерной техники, установленной в офисе предприятия.

Более наглядно динамика основных фондов предприятия представлена на рис.8.

13

Рисунок 8 Динамика основных фондов ЧИУП «Молодежный портал» в 2006 - 2008 годах, млн. руб.

Структура основных фондов ЧИУП «Молодежный портал» в динамике приведена в табл. 7.

Таблица 7 Структура основных фондов ЧИУП «Молодежный портал» в 2006-2008 гг.

Показатель

Ед. изм.

Значения по годам

Темп роста, %

2006

2007

2008

2007/2006

2008/2007

Здания и сооружения

млн.руб.

25

32

114

128,00

356,25

Вычислительная и организационная техника

млн.руб.

252

289

326

114,68

112,80

Оборудование

млн.руб.

50

130

165

260,00

126,92

Итого

327

451

605

137,92

134,15

Из табл. 7 видим, что стоимость основных фондов организации на протяжении 2007-2008гг. неуклонно возрастала: в 2007 году по сравнению с 2006 годом - на 37,92%, в 2008 по сравнению с 2007 годом - на 34,15%. Это связано с введением в действие новых зданий и корпусов.

Одним из источников экономического роста предприятия ЧИУП «Молодежный портал» становится повышение эффективности использования основных фондов.

Экономическая эффективность использования основных фондов проявляется в увеличении объема предоставляемых услуг, прибыли, экономии затрат труда. Интенсивное использование основных фондов дает возможность увеличивать качественные показатели хозяйственной деятельности без дополнительных капитальных затрат.

Оценим эффективность использования основных фондов предприятием. Данные для расчета показателей эффективности использования ОФ за 2006-2008 годы приведены в табл. 8.

Таблица 8 Данные для расчета показателей эффективности использования основных фондов ЧИУП «Молодежный портал» в 2005-2007 гг.

Наименование показателей

Годы

2006

2007

2008

Среднегодовая стоимость ОФ (ОФср), млн.руб.

327

451

605

Среднегодовая стоимость активной части ОФ (ОФактср), млн. руб.

302

419

557

Удельный вес активной части ОФ,%

92,35

92,90

92,07

Валовой доход (Т), млн.руб.

6279

8232

8376

Среднесписочная численность работников, чел.

270

275

305

Продолжительность смены, часов

8

8

8

Время работы оборудования в смену, часов

6

7,6

7,8

Расчет показателей эффективности использования основных фондов ЧИУП «Молодежный портал» приведен в табл. 9.

Таблица 9 Расчет показателей эффективности использования основных фондов ЧИУП «Молодежный портал» в 2006-2008 гг.

Наименование показателей

Годы

Темп роста, %

2006

2007

2008

2007/2006

2008/2007

Фондоотдача (ФО), руб./ руб.

19,2

18,25

13,84

95,05

75,84

Фондоотдача активной части (ФОакт), руб./руб.

20,79

19,65

15,04

94,52

76,54

Фондовооруженность (Фв), млн.руб./ чел.

1,21

1,64

1,98

135,54

120,73

Фондоемкость (Фем)

0,05

0,05

0,07

100,00

140,00

Коэффициент эффективности использования ОФ (Кэоф)

39,5

28,1

22

71,14

78,29

Из табл. 9 следует, что в анализируемом периоде фондоотдача на предприятии снижалась: в 2007 году по сравнению с 2006 годом - на 4,95%, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом - на 24,16%. В основном это связано со снижением фондоотдачи активной части основных фондов организации. Объем валового дохода предприятия возрастал более медленными темпами на протяжении анализируемого периода, чем стоимость основных фондов.

Фондовооруженность в 2007 году по сравнению с 2006 годом возросла на 34,54%, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом - на 20,73%. В 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась также фондоемкость продукции - на 40,00%.

Коэффициент эффективности использования основных средств снижался.

По результатам анализа следует заключить, что эффективность использования оборудования снижалась в период 2006-2008 года.

Фондоотдача является одним из основных показателей эффективности использования основных средств ЧИУП «Молодежный портал».

Проанализируем влияние факторов на этот показатель.

На основе схемы можно построить факторную модель фондоотдачи

ФО = ФОа . УДа , (1)

где УДа - доля активной части фондов в стоимости всех ОС;

ФОа - фондоотдача активной части ОС.

Факторная модель для фондоотдачи активной части ОС имеет вид

ФОа = (К . Т . СВ)/ ОСа, (2)

где К - среднее количество технологического оборудования;

Т - время работы единицы оборудования;

СВ - среднечасовая выработка с стоимостном выражении;

ОСа - среднегодовая стоимость технологического оборудования.

Поскольку именно за счет активной части основных фондов изменялась фондоотдача всех основных фондов предприятия, то проанализируем влияние факторов именно на этот показатель.

  • Исходные данные для факторного анализа фондоотдачи приведены в табл. 10.
  • Расчет факторов произведем методом цепной подстановки.
  • Произведем расчет влияния факторов на фондоотдачу в 2007 году по сравнению с 2006:
  • Расчет 1: ФОа2006 = 120*1020*0,0513/302 = 20,79 (руб/ 1 руб.)
  • Расчет 2: ФОаусл1 = 124*1020*0,0513/302 = 21,48 (руб/ 1 руб.)
  • Расчет 3: ФОаусл.2 = 124*1299,6*0,0513/302 = 27,37 (руб/ 1 руб.)
  • Расчет 4: ФОаусл.3 = 124*1299,6*0,0511/302 = 27,27 (руб/ 1 руб.)
  • Расчет 5: ФО2007= 124*1299,6*0,0511/419 = 19,65 (руб/ 1 руб.)
  • Таблица 10 Исходные данные для факторного анализа фондоотдачи ЧИУП «Молодежный портал» за 2006-2008 гг.
  • Показатели

    Условное обозначение

    Годы

    2006

    2007

    2008

    Фондоотдача, руб./руб.

    Фоа

    19,2

    18,25

    13,84

    Выручка от реализации продукции (работ, услуг), млн. Руб.

    В

    6279

    8232

    8376

    Среднее количество технологического оборудования, шт.

    К

    120

    124

    135

    Время работы оборудования в смену, час.

    Тсм

    6

    7,6

    7,8

    Количество смен в год

    N

    170

    171

    168

    Время работы оборудования за год

    Тг

    122400

    161150,4

    176904

    Среднечасовая выработка, млн.руб./ час

    Св

    0,0513

    0,0511

    0,0473

    Количество часов, отработанных единицей оборудования, час.

    Тед

    1020

    1299,6

    1310,4

    Среднегодовая стоимость технологического оборудования, млн.руб.

    Оса

    302

    419

    557

    • Влияние изменения количества оборудования:
    • ДФОк= 21,48-20,79 = 0,69 (руб./ 1 руб.)
    • Влияние изменения времени, отработанного единицей оборудования:
    ДФОт= 27,37-21,48= 5,89 (руб./ 1руб.)
    Влияние изменения среднечасовой выработки:
    ДФОсв= 27,27-27,37 = -0.1 (руб./ 1руб.)
    Влияние изменения среднегодовой стоимости основных средств:
    ДФОос= 19,65-27,27 = -7,62 (руб./ 1руб.)
    За счет всех факторов фондоотдача активной части основных фондов изменилась на:
    ДФО= 0,69+5,89-0.1-7,62 = -1,14 (руб./ 1руб.)
    Произведем аналогичные расчеты для 2008 года.
    Подставив данные из таблицы 2.10 в приведенные формулы, произведем расчет влияния факторов на фондоотдачу:
    Расчет 1: ФОа2007 = 124*1299,6*0,0511/419 = 19,65 (руб/ 1 руб.)
    Расчет 2: ФОаусл1 = 135*1299,6*0,0511/419 = 21,4 (руб/ 1 руб.)
    Расчет 3: ФОаусл.2 = 135*1310,4*0,0511/419 = 21,57 (руб/ 1 руб.)
    Расчет 4: ФОаусл.3 = 135*1310,4*0,0473/419 = 19,97 (руб/ 1 руб.)
    Расчет 5: ФО2008= 135*1310,4*0,0473/557 = 15,02 (руб/ 1 руб.)
    Влияние изменения количества оборудования:
    ДФОк= 21,4-19,65 =1,75 (руб./ 1 руб.)
    Влияние изменения времени, отработанным единицей оборудования:
    ДФОт= 21,57-21,4 =0,17 (руб./ 1 руб.)
    Влияние изменения среднечасовой выработки:
    ДФОсв= 19,97-21,57= -1,6 (руб./ 1 руб.)
    Влияние изменения среднегодовой стоимости основных средств:
    ДФОос= 15,02-19,97 = -4,95 (руб./ 1 руб.)
    За счет всех факторов фондоотдача изменилась на :
    ДФО= 1,75+0,17-1,4-4,95 = -4,63 (руб./ 1 руб.)
    Таким образом, фондоотдача организации в 2007 и в 2008 годах возрастала за счет таких факторов, как изменение количества оборудования, увеличения времени, отработанного единицей оборудования, в 2007 году по сравнению с 2006 годом среднечасовая выработка не принесла изменений фондоотдачи основных фондов организации, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом за счет снижения среднечасовой выработки на 0,004 млн.руб. снизилась и фондоотдача - на 1,58 руб/ 1 руб.
    В результате произведенного анализа использования основных фондов предприятия выяснено, что эффективность их использования снижалась в период с 2006 по 2008 годы. Это обусловлено в первую очередь увеличением стоимости основных фондов предприятия, а также снижением среднечасовой выработки 6на единице оборудования.

    Анализ эффективности использования оборотных средств

    предприятия

    Оборотные средства предприятия существуют в сфере производства и в сфере обращения. Оборотные производственные фонды и фонды обращения подразделяются на различные элементы, составляющие материально-вещественную структуру оборотных средств. Составим аналитическую табл. 11, с помощью которой произведем анализ состава и состояния оборотных активов.

    Анализ произведем с применением методов вертикального и горизонтального анализа. Вертикальный анализ применяется для исследования структуры оборотных средств, вычисления удельного веса этих величин в общей итоговой величине оборотных средств. С помощью горизонтального анализа исследуется динамика составляющих оборотных средств, абсолютное их изменение, темпы роста, прироста.

    Как следует из табл. 11, в 2008 году оборотные активы предприятия снизились в абсолютном выражении на 580 млн рублей, что составило 26,73% от оборотных активов на начало года. При этом на конец года сократились запасы и затраты на 448 млн рублей или на 45,9%.

    • Таблица 11 Анализ состава и состояния оборотных активов ЧИУП «Молодежный портал» за 2008 год
    • ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

      На начало 2008 года

      На конец 2008 года

      Изменение

      Темп прироста %

      Сумма, млн. руб

      Удельный вес, %

      Сумма, млн руб.

      Удельный вес,%

      Абсолютное, млн. руб.

      По удельному весу

      1. Запасы и затраты, в том числе:

      976

      45,67

      528

      33,91

      -448

      -11,76

      54,10

      В том числе сырье, материалы и другие ценности (10,14,15,16)

      123

      5,76

      98

      6,29

      -25

      0,54

      79,67

      Незавершенное производство (издержки обращения) (20,21,23,29,44)

      853

      39,92

      430

      27,62

      -423

      -12,30

      50,41

      2. Налоги по приобретенным ценностям (18,76)

      3

      0,14

      2

      0,13

      -1

      -0,01

      66,67

      3. Товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги (45,46)

      521

      24,38

      503

      32,31

      -18

      7,93

      96,55

      4. Дебиторская задолженность:

      206

      9,64

      153

      9,83

      -53

      0,19

      74,27

      Расчеты с покупателями и заказчиками (62,63)

      168

      7,86

      136

      8,73

      -32

      0,87

      80,95

      Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (60,70)

      25

      1,17

      8

      0,51

      -17

      -0,66

      32,00

      Прочая дебиторская задолженность

      13

      0,61

      9

      0,58

      -4

      -0,03

      69,23

      6. Финансовые вложения (58,59)

      5

      0,23

      6

      0,39

      1

      0,15

      120,00

      5. Денежные средства (50,51,52,55,57)

      426

      19,93

      365

      23,44

      -61

      3,51

      85,68

      ИТОГО:

      2137

      100,00

      1557

      100,00

      -580

      0,00

      72,86

      Так как запасы и затраты имеют высокий удельный вес в составе оборотных средств (45,67 - на начало периода и 33,91 % - на конец периода), то их сокращение имеет значительное влияние на величину оборотных активов.

      В 2008 году значительно снизились налоги по приобретенным ценностям - на 33,33%, однако эта статья имеет невысокий удельный вес в оборотных активах, поэтому существенного влияния на их рост она не оказала.

      Готовая продукция на конец квартала также снизилась - на 18 млн. рублей или на 3,45%. На конец периода возрос ее удельный вес в структуре оборотных средств с 24,38 до 32,31%.

      В отчетном периоде значительно снизилась дебиторская задолженность - на 25,73%. Так как дебиторская задолженность имеет невысокий удельный вес в структуре оборотных средств (9,64% на начало периода и 9,83% - на конец периода), то ее снижение оказывает несущественное влияние на снижение оборотных активов. Дебиторская задолженность снизилась в основном за счет того, что снизилась задолженность покупателей и заказчиков перед предприятием.

      Снижение оборотных активов является явлением отрицательным в том случае, если он приводит к снижению эффективности предприятия, то есть если падает прибыль, рентабельность предприятия. В случае, если снижение оборотных активов сопровождается увеличением прибыли, рентабельности продукции, то снижение оборотных активов свидетельствует об эффективной деятельности в сфере управления средствами предприятия.

      По результатам произведенного анализа следует сделать вывод, что услуги предприятия находят своих потребителей.

      В анализируемом периоде предприятие сокращало производство, о чем свидетельствует сокращение запасов и незавершенного производства.

      Для того, чтобы определить, насколько эффективна кредитная политика предприятия, необходимо произвести дополнительно анализ эффективности использования оборотных средств.

      Таким образом, анализ структуры и состояния оборотных средств не позволяет сделать заключения об эффективности их использования и не позволяет вырабатывать предложения по совершенствованию структуры оборотных средств.

      Необходимо осуществить анализ рынка, анализ конкурентов.

      Кроме того, необходимо осуществить анализ макроэкономической ситуации в стране, регионе.

      Рассчитаем показатели, характеризующие эффективность использования оборотных средств предприятия.

      Прибыль характеризует конечный результат, выявленный на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия, она представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных средств, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль предприятия отражается в Отчете о прибылях и убытках.

      Коэффициент деловой активности отражает скорость оборота (в количестве оборотов за период) всего капитала организации.

      Коэффициент оборачиваемости мобильных средств показывает скорость оборота всех оборотных (мобильных) средств.

      Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств отражает число оборотов запасов и затрат организации за анализируемый период.

      Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого организацией. Если коэффициент рассчитывается по выручке от реализации, формируемой по мере оплаты счетов, его рост означает сокращение продаж в кредит. Снижение коэффициента в этом случае свидетельствует об увеличении объема предоставляемого кредита.

      Средний срок оборота дебиторской задолженности характеризует средний срок погашения дебиторской задолженности в днях.

      Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого организации.

      Средний срок оборачиваемости собственного капитала характеризует скорость оборота собственного капитала.

      Определим следующие показатели:

      - коэффициент текущей ликвидности:

      , (3)

      - на начало 2008 года:

      К1 = 2137/(1218-206) = 2,11

      -на конец 2008 года:

      К1 = 1557/(771-153) = 2,52

      - коэффициент оборачиваемости оборотных средств:

      К = оборотные средства/ 365 (4)

      - на начало 2008 года:

      К1 = 2137/365 = 5,85

      -на конец 2008 года:

      К1 = 1557/365 = 4,27

      Таким образом, на основании показателей, приведенных в табл. 12, можно сделать вывод об эффективном использовании оборотных средств предприятия в 2008 году: коэффициент текущей ликвидности выше норматива, как на начало, так и на конец 2008 года, за анализируемый период оборачиваемость оборотных средств снизилась.

      • Таблица 12 Оценка платежеспособности и оборачиваемости оборотных средств ЧИУП «Молодежный портал» за 2008 год
      • Наименование показателя

        На начало 2008 год

        На конец 2008 года

        Норматив коэффициента

        Коэффициент текущей ликвидности

        2,11

        2,52

        Кабсл >= 0,2

        Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

        5,85

        4,27

        оборачиваемость оборотных средств снизилась

        • Коэффициент оборачиваемости показывает количество оборотов, которое совершают оборотные средства за анализируемый период, в нашем случае на начало 2008 года он составил 5,85, а на конец снизился до 4,27 оборотов за год. По своей сути этот показатель является фондоотдачей оборотных средств. Коэффициент оборачиваемости можно также рассчитать делением количества дней анализируемого периода на продолжительность одного оборота в днях. Снижение коэффициента оборачиваемости свидетельствует о необходимости поддерживать высокий уровень запасов для выполнения производственной программы.

        Анализ эффективности использования трудовых ресурсов

        Рациональное использование персонала предприятия - непременное условие, обеспечивающее бесперебойность производственного процесса и успешное выполнение производственных планов.

        Источниками для анализа состава и использования трудовых ресурсов служат: план по труду, ф №1-Т “Отчёт по труду”, ф №5-3 “Отчёт о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации), статистическая отчётность отдела кадров по движению рабочих и др.”

        В 2008 г. среднесписочная численность работников организации составила 30 человек и практически не изменилась по сравнению с 2007 г. (увеличилась на 3 человека) (табл. 1).

        В табл. 13 приведена структура и динамика кадров предприятия. Под структурой кадров понимается соотношение работников различных категорий и профессий в общей численности на определенный период времени.

        Таблица 13 Структура и динамика кадров ЧИУП «Молодежный портал» за 2006 - 2008 гг.

        Наименование показателей

        Значения по годам, чел

        Динамика по годам, %

        2006

        2007

        2008

        2007/

        2006

        2008/

        2007

        Списочная численность всего,

        В том числе:

        27

        28

        30

        103,70

        107,14

        -рабочие

        22

        22

        23

        100,00

        104,55

        -служащие,

        из них

        5

        6

        7

        120,00

        116,67

        Руководители

        2

        2

        2

        100,00

        100,00

        Специалисты

        3

        4

        5

        133,33

        125,00

        Среднесписочная численность работников в ЧИУП «Молодежный портал» за 2006 год составила 27 человек, за 2007 год - 28 человек, за 2008 год- 30 человек. Среднесписочная численность работников в 2007 году, по сравнению с 2006 годом увеличилась на 1 человека (или на 3,7%). В 2008 году по сравнению с 2007 годом численность работников возросла на 2 человека (10,91%).

        Кадровый состав предприятия редко остается постоянным. В течение года создаются новые рабочие места на предприятии, происходит движение работников, как по горизонтали, так и по вертикали, увольняются лица пенсионного возраста, приходят молодые специалисты. Такое обновление можно назвать «здоровым». Однако, современная ситуация такова, что большая доля обновления кадров ЧИУП «Молодежный портал» вызывается негативными причинами, основными из которых являются низкая заработная плата, тяжелые условия труда, невозможность предприятия удовлетворить социальные условия работников предприятия (предоставление жилья, детских дошкольных учреждений). Поэтому при проведении анализа состояния кадров необходимо учитывать причины (факторы), оказывающие влияние на движение работников.

        В настоящее время ЧИУП «Молодежный портал» является развивающимся предприятием. Прибыль является основным финансовым ресурсом его развития, поэтому улучшать социальные условия работников предприятия за счет прибыли нет возможности. Что касается условий труда, то они соответствуют предъявляемым к ним требованиям, однако ясно, что труд в данной отрасли является сам по себе нелегким. Он должен хорошо оплачиваться.

        Наибольший удельный вес в общей численности работников имеет персонал в возрасте 40-59 лет (рис. 9).

        Рисунок 9 Возрастной состав работников ЧИУП «Молодежный портал» в 2007 году

        Такое положение обусловлено тем, что данная категория работников является боле квалифицированной, что, в свою очередь, сказывается на эффективности деятельности организации в целом.

        Структура работников приведена на рис. 10.

        Рисунок 10 Образовательный состав работников ЧИУП «Молодежный портал» в 2008 году

        Таким образом, высшее образование имеют 68 % работников предприятия, среднее специальное - 24 %, наименьший удельный вес в общей численности работников имеют работники с общим базовым уровнем образования - 1%.

        Можно сделать вывод о том, что предприятие проводит политику привлечения наиболее образованных сотрудников, поскольку именно эта категория работающих способна обеспечить эффективную деятельность организации в дальнейшем. Необходимо также отметить, что на предприятии в последние годы большая текучесть кадров. Это связано с недостаточно эффективной организацией труда в организации, об этом же свидетельствуют данные о снижении среднечасовой выработки.

        Проанализируем показатели, характеризующие движение рабочей силы на предприятии.

        В табл. 14 приведены данные по принятым на работу и уволенным с предприятия за 2006-2008 гг.

        Таблица 14 Движение кадров предприятия за 2006-2008 гг., чел.

        Показатель

        Значения по годам

        2006

        2007

        2008

        Принято на работу, чел.

        3

        4

        7

        Уволено работников, чел.

        3

        3

        5

        в том числе по собственному желанию

        3

        3

        5

        Среднесписочная численность работников

        27

        28

        30

        Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают следующие показатели:

        - коэффициент оборота по приему рабочих :

        (3)

        - коэффициент оборота по выбытию :

        (4)

        - коэффициент текучести кадров :

        (5)

        Рассчитаем показатели по состоянию на 2008 год:

        - коэффициент оборота по приему:

        7/30 = 0,2333;

        - коэффициент оборота по выбытию:

        5/30 = 0,1667;

        - коэффициент текучести кадров:

        5/30 = 0,1667.

        Значения данных коэффициентов представлены в табл. 15.

        Таблица 15 Показатели, характеризующие движение рабочей силы

        Коэффициент

        2006 г.

        2007 г.

        2008 г.

        Коэффициент оборота по приему

        0,1111

        0,1429

        0,2333

        Коэффициент оборота по выбытию

        0,1111

        0,1071

        0,1667

        Коэффициент текучести кадров

        0,1111

        0,1071

        0,1667

        Проанализируем эффективность использования трудовых ресурсов предприятия за истекшие годы.

        В табл. 16 приведены показатели эффективности использования трудовых ресурсов организации.

        Таблица 16 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов ЧИУП «Молодежный портал» в 2006-2008 гг.

        Показатели

        Год

        Темп роста, %

        2006

        2007

        2008

        2007/2006

        2008/

        2006

        2008/

        2007

        1. Выпуск продукции, работ, услуг, млн. руб.

        6279

        8232

        8376

        131,10

        133,40

        101,75

        2. Затраты на оплату труда, млн.руб.

        3012

        3678

        4116

        122,11

        136,65

        111,91

        3. Численность работников, чел.

        27

        28

        30

        103,70

        111,11

        107,14

        4. Производительность труда, млн.руб.

        232,56

        294,00

        279,20

        126,42

        120,06

        94,97

        5. Средняя заработная плата, млн.руб./ месяц

        0,93

        1,11

        1,12

        119,35

        120,43

        100,90

        Как свидетельствуют полученные в табл. 17 данные, производительность труда работников предприятия в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросла на 28,72%, а в 2007 году по сравнению с 2006 годом этот показатель значительно снизился - на 8,26%. Это значительное снижение. Такая ситуация, как уже отмечалось выше связано с малоэффективной организацией труда на предприятии.

        Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени.

        На предприятии состояние использования рабочего времени характеризуется следующими показателями, приведенными в табл. 17.

        Таблица 17 Использование рабочего времени в ЧИУП «Молодежный портал» за 2006-2008 гг.

        Показатель

        2006

        2007г

        2008г

        Отклон. в 2007 от 2006 года

        Отклон . от в 2008 от 2007 года

        Среднегодовая численность работников (ЧР)

        27

        28

        30

        1

        3

        Отработано за год одним работ.

        дней (Д)

        250

        223

        253

        -27

        30

        часов (Ч)

        1825

        1694,8

        1973,4

        -130,2

        278,6

        средняя продолжительность раб. дня (П), ч

        7,3

        7,6

        7,8

        0,3

        0,2

        фонд рабочего времени, ч

        49275

        47454,4

        59202

        -1820,6

        11747,6

        Фонд рабочего времени (Т) зависит от численности работников (ЧР) в среднем за год (Д) дней и средней продолжительности рабочего дня (П):

        Т= ЧР*Д*П. (6)

        Как следует из приведенных данных, на предприятии фонд рабочего времени в 2008 году выше, чем в 2007 на 11747,6 часов. Влияние факторов на его изменение можно установить способом абсолютных разниц:

        Т чр= (ЧР2008-ЧР2007)*Д20072007 = (30-28)*223*7,6= 3389,6 ч;

        Тд=(Д20082007)*ЧР20082007 = (253-223)*30*7,6= 6840 ч;

        Тп= (П20082007)*Д2008*ЧР2008 = (7,8-7,6)*30*253 = 1518 ч.

        Всего получаем 11747,6 часов.

        Как видно из приведенных данных, имеющиеся трудовые ресурсы предприятие использует достаточно полно. Увеличилась продолжительность рабочего дня, что повлекло увеличение и общего количества рабочих часов на 3389,6 ч. Однако, увеличилось и количество дней, отработанных работником за год. Для выявления причин целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени сопоставим данные баланса рабочего времени за 2007 и 2008 годы (табл. 18).

        Таблица 18 Анализ использования фонда рабочего времени в ЧИУП «Молодежный портал» за 2007-2008 гг.

        Показатель

        На одного рабочего, 2008 г.

        На одного рабочего, 2007 г

        Отклонение

        на одного рабочего

        Календарное количество дней

        В том числе:

        праздничные

        выходные дни

        выходные субботы

        Номинальный фонд рабочего времени

        Неявки на работу, дни

        В том числе:

        ежегодные отпуска

        отпуска по учебе

        отпуска по беременности и родам

        дополнительные отпуска с разрешения администрации

        болезни

        прогулы

        простои

        Явочный фонд рабочего времени, дни

        Продолжительность рабочей смены, ч.

        Бюджет рабочего времени, ч.

        Предпраздничные сокращенные дни

        Внутрисменные простои, ч

        Полезный фонд рабочего времени, ч.

        Сверхурочно отработанное время, ч.

        Непроизводительные затраты рабочего времени

        365

        9

        52

        51

        254

        36

        20

        4

        3

        4

        8

        -

        -

        253

        8.0

        2024

        9

        -

        2015

        -

        365

        9

        52

        51

        254

        49

        20

        6

        2

        7

        10,2

        0,8

        3

        223

        9.2

        2052

        9

        3

        2040

        10

        6,3

        -

        -

        -

        -

        -

        -13

        -

        -2

        +1

        -3

        -2.2

        -0.8

        -3

        +30

        -1.2

        -28

        -

        -3

        -25

        -10

        -.3

        Как видим из табл. 18, в 2008 году руководство предприятия более оптимально распределило фонд рабочего времени работников предприятия: снизились дополнительные отпуска работникам, повысился явочный фонд рабочего времени. Практически по всем приведенным показателям наблюдается снижение в 2007 году по сравнению с 2006 годом, за исключением явочного фонда рабочего времени и отпусков по беременности и родам.

        Таким образом, на основании проведенного анализа эффективности функционирования анализируемого предприятия можно сделать следующие выводы:

        1. На протяжении с 2007 по 2008 год наблюдается увеличение выручки от реализации продукции (работ, услуг) предприятия: в 2007 году по сравнению с 2006 годом - на 1953 млн. руб. (или на 31,10 %), в 2008 году по сравнению с 2007 годом - на 144 млн.руб. (или на 1,75%). Себестоимость предоставляемых услуг также увеличивалась: в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 34,36%, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом - на 11,59%.

        2. В 2008 году по сравнению с 2007 годом наиболее быстрыми темпами росла прибыль от реализации проектов: в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 22,27%, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом - на 4,73%. Прибыль от договоров, заключенных на авторский надзор за ходом строительства объектов, увеличилась в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 1,2 млн.руб. или на 11,76%, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом этот показатель снизился на 1,6 млн.руб. (или на 14,04%) и составила 9,8 млн.руб.

        В 2007 году по сравнению с 2005 годом все показатели рентабельности функционирования ЧИУП «Молодежный портал», за исключением рентабельности продукции, возрастали: рентабельность капитала - на 6,21%, рентабельность внеоборотных активов - на 113,5%, рентабельность собственного капитала - на 61,53%.

        3. Предприятие имело в анализируемом периоде непроизводственных основных фондов на сумму: в 2006 году - 25 млн.руб., в 2007 году - 32 млн. руб., в 2008 году - на 48 млн.руб. Стоимость производственных основных фондов организации возрастала на протяжении всего периода с 2006 по 2008 год. В результате произведенного анализа использования основных фондов предприятия выяснено, что эффективность их использования снижалась в период с 2006 по 2008 годы. Это обусловлено в первую очередь увеличением стоимости основных фондов предприятия, а также снижением среднечасовой выработки на единице оборудования.

        4. Оборотные активы предприятия снизились в абсолютном выражении на 580 млн. рублей, что составило 26,73% от оборотных активов на начало года. При этом на конец года сократились запасы и затраты на 448 млн. рублей или на 45,9%.


        Так как запасы и затраты имеют высокий удельный вес в составе оборотных средств (45,67 - на начало периода и 33,91 % - на конец периода), то их сокращение имеет значительное влияние на величину оборотных активов.

        В отчетном периоде значительно снизилась дебиторская задолженность - на 25,73%. Так как дебиторская задолженность имеет невысокий удельный вес в структуре оборотных средств (9,64% на начало периода и 9,83% - на конец периода), то ее снижение оказывает несущественное влияние на снижение оборотных активов. Дебиторская задолженность снизилась в основном за счет того, что снизилась задолженность покупателей и заказчиков перед предприятием.

        5. Среднесписочная численность работников в ЧИУП «Молодежный портал» за 2006 год составила 27 человек, за 2007 год - 28 человек, за 2008 год- 30 человек.

        Высшее образование имеют 68 % работников предприятия, среднее специальное - 24 %, наименьший удельный вес в общей численности работников имеют работники с общим базовым уровнем образования - 1%.

        Предприятие проводит политику привлечения наиболее образованных сотрудников, поскольку именно эта категория работающих способна обеспечить эффективную деятельность организации в дальнейшем.

        Необходимо также отметить, что на предприятии в последние годы большая текучесть кадров. Это связано с недостаточно эффективной организацией труда на предприятии, об этом же свидетельствуют данные о снижении среднечасовой выработки.

        ЛИТЕРАТУРА

        1. Азаренко А.В. Организация труда и заработной платы.- Мн.: «Амалфея», 2006.- 240 с.

        2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия /Под ред. Г.В. Савицкой. - Мн.: Тетра Систем, 2003.-688 с.

        3. Афитов Э.А. Планирование на предприятии.- Мн.: «Вышэйшая школа», 2001.- 285 с.

        4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2001.- 412с.

        5. Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 202 с.

        6. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов.- М.: Изд-во НОРМА, 2001- 448 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Анализ трудовых ресурсов предприятия на примере ОАО Южно-Уральский криолитовый завод
Курсовая работа Проблема аборта
Курсовая работа Управление как система знаний
Курсовая работа Анализ эффективности использования материальных ресурсов
Курсовая работа Планирование прибыли и рентабельности предприятия питания
Курсовая работа Организация лизинговых операций в России
Курсовая работа Продажа товаров и услуг
Курсовая работа Социальная политика в отношении инвалидов
Курсовая работа Государственная регистрация недвижимости
Курсовая работа Кейнсианская концепция экономического развития
Курсовая работа Этапы финансового планирования на предприятии
Курсовая работа Ценовая политика предприятия в рыночных условиях (на примере ООО "КЕВ")
Курсовая работа Особенности денежно-кредитной политики в современной России
Курсовая работа Безработица и ее современные особенности в России
Курсовая работа Кассационное производство