4
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы
1) показатели рентабельности капитала (активов),
2) показатели рентабельности продукции;
3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, ид которых наиболее важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал
Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств,
Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию рацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей -доходность акции и т.д.
Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям Рассмотрим следующую очевидную зависимость:
Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов. рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.
Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности.
Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала Изучение. подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости. следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.
Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например,
Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного () и отчетного () периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации
;
;
или
;
;
,
где - -прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;
- реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
- себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
- изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок)
Соответственно влияние изменения себестоимости составит
Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;
Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.
ЧПДС -чистый приток денежных средств
Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.
Осуществляя хозяйственную деятельность, любая организация нуждается в анализе финансового состояния. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются различными показателями: объемом реализации, изменениями статей и структуры баланса, движением денежных средств, ликвидностью и финансовой устойчивостью, оборачиваемостью и рентабельностью. Именно эти результаты являются той необходимой информацией, которая дает возможность оценить финансовые возможности организации.
Показатели рентабельности являются обязательными элементами анализа и оценки финансового состояния предприятия. Они характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или используемыми ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Анализ показателей проводится на основе финансовых результатов ООО «БСК».
Для принятия решений, связанных с дальнейшим функционированием организации, финансовому менеджеру необходимо иметь информацию о деятельности предприятия за анализируемый период. Важно не только получение необходимой информации, но и правильная ее обработка, оценка и грамотное использование полученных результатов в текущей деятельности и для прогнозирования финансового состояния. С этой целью проводится финансовый анализ. Финансовый анализ проводится с использованием расчетов финансовых коэффициентов, которые для удобства объединяются в несколько групп, характеризующих:
· ликвидность баланса предприятия;
· платежеспособность;
· финансовую устойчивость;
· рентабельность и деловую активность предприятия.
3.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО "БСК"
Основным видом деятельности ООО "БСК" является производство и реализация продукции деревообработки: пиломатериалов (вагона, доска обрезная и необрезная и др.), а также изделий из дерева (оконные рамы, двери, дверные блоки, плинтуса, наличники и др.).
Целью деятельности ООО "БСК" является производство данной продукции и удовлетворение существующего спроса на нее на рынке Минска и Минской области и, соответственно, получение прибыли в процессе этой деятельности.
Производственная фирма "БСК" является обществом с ограниченной ответственностью (ООО). ООО - это организационно-правовая форма предприятия. Под ООО понимается объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности, имеющее уставный фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами, и несущее ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества. Участники ООО несут ответственность в пределах своих вкладов.
В ООО "БСК" создан уставный фонд, размер которого составляет 713 тыс. руб. Имущество общества с ограниченной ответственностью формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников, и принадлежит его участникам на праве долевой собственности. Число участников ООО "БСК" составляет 19 физических лиц.
Высшим органом управления ООО "БСК" является собрание участников. В его компетенции находятся вопросы определения главных направлений предпринимательской деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного органа и ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределения прибыли и определение порядка покрытия убытков и др.
Исполнительным органом ООО "БСК" является директор. В его компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей, политики и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжение имуществом, найм и увольнение персонала.
В 2002 году среднесписочная численностью работников ООО "БСК" составила 62 человека.
В том числе:
управленческий персонал -3 чел.;
специалисты 3 чел.;
производственные рабочие - 51 чел.;
обслуживающий персонал - 5 чел.
В предшествующем, 2001 г., численность персонала фирмы составляла 60 человек.
ООО "БСК" выпускает широкий ассортимент продукции деревообработки, содержащий более двадцати наименований. Цены на производимую продукцию ООО "БСК" аналогичны ценам конкурирующих фирм.
Таблица 1.
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО "БСК" за 2002г., тыс. руб.
Показатели |
2002 г. |
2001 г. |
|
Выручка от реализации продукции (за минусом НДС, акциза и аналогичных платежей) |
3603,10 |
1923,46 |
|
Полная себестоимость реализованной продукции |
3210,44 |
1844,86 |
|
Прибыль от реализации продукции |
392,66 |
78,60 |
|
Прибыль отчетного периода |
407,78 |
82,94 |
|
Налог на прибыль |
130,48 |
26,90 |
|
Чистая прибыль |
277,30 |
56,04 |
|
Основными источниками информации для проведения анализа финансовых результатов деятельности рассматриваемого предприятия являются документы финансовой отчетности: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложение к бухгалтерскому балансу; а также опрос специалистов ООО "БСК".
Здесь следует отметить, что сбор информации о деятельности предприятия представляет определенные трудности, т.к. специалисты, боясь утечки конфиденциальной информации, неохотно идут на контакт.
На рассматриваемом нами предприятии регулярно проводится внутренний анализ финансово-хозяйственной деятельности, однако как результаты, так и некоторые исходные данные этого анализа не разглашаются, так как руководство ООО "БСК" относит эту информацию к коммерческий тайне.
3.2. Анализ рентабельности деятельности ООО "БСК"
Для проведения анализа рентабельности деятельности ООО "БСК" необходимы данные, представленные в таблице 6.
Для расчета показателей рентабельности капитала предпочтительнее брать среднюю величину капитала. Так, собственный капитал на начало года составлял 828,42 тыс. руб., а на конец года - 1059,9 тыс. руб. Средняя сумма капитала, используемая в формуле рентабельности составит:
тыс. руб.
Однако в условиях инфляции более реальные оценки можно получить, используя моментные значения показателей капитала. По этой причине, а также по причине отсутствия у нас информации о сумме капитала на начало 2001 г., мы использовали одномоментное значение капитала за 2001 г. - на конец года.
Таблица 6.
Исходные данные для анализа рентабельности деятельности предприятия.
Показатель |
2001 г. тыс. руб. |
2002 г., тыс. руб. |
|
Выручка от реализации товарной продукции |
1923,46 |
3603,1 |
|
Затраты на производство и сбыт продукции |
1844,86 |
3210,44 |
|
Прибыль от реализации продукции |
78,6 |
392,66 |
|
Балансовая прибыль |
82,94 |
407,78 |
|
Налог на прибыль |
26,90 |
130,48 |
|
Чистая прибыль |
56,04 |
277,3 |
|
Собственный капитал |
828,42 |
944,16 |
|
Внеоборотные активы |
238,1 |
32535 |
|
Весь капитал предприятия |
1608,92 |
2024,43 |
|
Рассчитаем показатели рентабельности:
Рентабельность продаж
Ковалев В.В. Финансовый анализ. - М., 2000. С.481., (2.1.)
где Rп рентабельность продаж;
Прп -прибыль от реализации продукции;
В -выручка от реализации продукции.
В анализируемом периоде (2002 г.):
%.
В предшествующем периоде (2001 г.):
%.
Таким образом, если в 2001 году с каждого рубля реализованной продукции предприятие получало прибыли 4,09 коп., то в 2002 году этот показатель возрос в 2,67 раза и составил 10,9 коп.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек):
Ковалев В.В. Финансовый анализ. - М., 2000. С.481., (2.2.)
где И -затраты на производство и сбыт продукции.
В 2002 г. %
В 2001 г. %.
Отсюда следует, что каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции в 2002 году принес предприятия прибыли 12,23 коп., это в 2,87 раза больше, чем в предшествующем 2001 году.
рентабельность (доходность) всего капитала предприятия (RК):
Бакадоров В.Л. и др. Финансово-экономическое состояние предприятия. - М., 2000. С.58.,
где ЧП -чистая прибыль;
В(ср) -итог баланса (средний).
В 2002 г. %
В 2001 г. %.
В 2002 году чистая прибыль предприятия составила 13,7 % от среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала. В 2001 г. доля чистой прибыли составила3,48 % от суммы всего капитала на конец года.
4) Рентабельность внеоборотных активов (RF):
Там же.,
где F(ср) -средняя стоимость внеоборотных активов.
В 2002 г. %
В 2001 г. %.
На каждый рубль, вложенные во внеоборотные активы, приходится 85,19 коп. чистой прибыли, что в 3,62 раза больше, чем в предшествующем году.
5) Рентабельность собственного капитала (Rск):
там же,
где СК -собственный капитал предприятия.
В 2002 г. %
В 2001 г. %.
Эффективность использования собственных средств предприятия в 2002 г. возросла по сравнению с предшествующим годом в 4,34 раза.
Приведенные показатели рентабельности зависят от множества факторов. Здесь мы приведем факторный анализ уровня рентабельности производственной деятельности предприятия.
Таблица 7.
Показатели рентабельности деятельности ООО "БСК".
Показатель |
2001 г., % |
2002 г., % |
|
Рентабельность продаж (Rп) |
4,09 |
10,9 |
|
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат) (RЗ) |
4,26 |
12,23 |
|
Рентабельность всего капитала предприятия (Rк) |
3,48 |
13,70 |
|
Рентабельность внеоборотных активов (RF) |
23,54 |
85,19 |
|
Рентабельность собственного капитала (Rск) |
6,76 |
29,37 |
|
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат) зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид:
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Мн., 1998., (2.6.)
где Vрп общ- общий объем реализованной продукции;
УДi - удельный вес i-го вида продукции в общем объеме;
Цi -цена реализации i-го вида продукции;
С i-себестоимость i-го вида продукции.
Расчет влияние факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию выполним способом цепных подстановок, используя данные таблицы 3.:
(прирост объема продаж 2,36%)
;
;
;
.
Сравнивая рассчитанные условные и фактические показатели, вычислим влияние факторов:
%;
;
%;
%;
%.
Баланс факторов:
%.
Сведем полученные данные в таблицу (см. табл. 8.)
Таблица 8.
Влияние факторов на рентабельность производственной деятельности предприятия.
Фактор |
Изменение рентабельности, % |
|
Изменение структуры выпускаемой продукции |
+ 1,91 |
|
Изменение себестоимости продукции |
- 79,89 |
|
Изменение цен в связи с инфляцией |
+ 84,79 |
|
Полученные результаты показывают, что рост рентабельности производственной деятельности произошел за счет увеличения среднереализационных цен и изменения структуры товарной продукции. Рост себестоимости продукции оказал отрицательное влияние на уровень рентабельности. Здесь следует отметить, что и увеличение цен и рост себестоимости товарной продукции являются следствием инфляционных процессов, однако темпы роста цен реализации опережают темпы роста себестоимости продукции, и это опережение оказывает положительное влияние на изменение рентабельности (+4,9%).
3.3. Анализ коэффициентов рентабельности, эффективности
хозяйственной деятельности предприятия
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
ь показатели, характеризующие прибыльность продаж;
ь показатели, характеризующие окупаемость издержек производства;
ь показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Так как основным критерием оценки эффективности деятельности предприятия является прибыль, то именно для правильности расчетов и анализа показателей рентабельности в таблице 2 приведен расчет валовой (стр. «а») и чистой (стр. «в») прибыли.
Приведенные в таблице 2 показатели общей (стр.2) и чистой (стр.3) рентабельности характеризуют не только увеличение валовой и чистой прибыли соответственно, но и снижение реальной стоимости имущества, что заслуживает далеко не положительной оценки.
Таблица 1 Показатели эффективности хозяйственной деятельности фирмы |
|||||||
Показатель |
Способ расчета |
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1.Показатели прибыли |
|||||||
а) показатель подсчета валовой прибыли |
[Чистая выручка от реализации]-[себестоимость реализованной продукции] |
170 |
249 |
-51 |
507 |
1312 |
|
б)коэффициент валовой прибыли |
[Чистая выручка от реализации]-[себестоимость реализованной продукции]/[Чистая выручка от реализации] |
0,3 |
0,3 |
-0,1 |
0,3 |
0,4 |
|
в)показатель подсчета чистой прибыли |
[Валовая прибыль]-[налоги, относимые на финансовые результаты(стр.110 ф.№2)] |
170 |
249 |
-70 |
162 |
680 |
|
2.Общая рентабельность предприятия |
[Валовая прибыль]/[средняя стоимость имущества] |
222% |
90% |
-26% |
186% |
1027% |
|
3.Чистая рентабельность предприятия |
[Чистая прибыль]/[средняя стоимость имущества] |
222% |
90% |
-35% |
59% |
532% |
|
4.Коэффициент рентабельности продаж |
[Чистая прибыль]/[чистая выручка от реализации] |
33% |
27% |
-11% |
11% |
22% |
|
5. Показатели рентабельности активов |
|||||||
а) коэффициент рентабельности активов |
[Чистая прибыль]/[активы] |
30% |
29% |
-7% |
11% |
24% |
|
б)коэффициент рентабельности основного капитала |
[Чистая прибыль]/[основной капитал] |
158% |
84% |
-23% |
64% |
340% |
|
6. Показатели рентабельности собственного и заемного капитала |
|||||||
а)коэффициент рентабельности собственного капитала |
[Чистая прибыль]/[собственный капитал] |
36% |
35% |
-8% |
11% |
24% |
|
б)коэффициент эффективности инвестированного капитала |
[Чистая прибыль]/[собственный капитал+ долгосрочный заемный капитал ] |
30% |
29% |
-7% |
11% |
24% |
|
7.Рентабельность производственной деятельности |
[Чистая прибыль (стр.14 )]/[валовые издержки (стр.7).] |
49% |
37% |
-10% |
16% |
39% |
|
Уровень рентабельности продукции определяется отношением прибыли от реализации продукции к сумме выручки от реализации без налога на добавленную стоимость (НДС). Этот коэффициент показывает, сколько прибыли имеет предприятие с 1у.е. продаж.
График 1
Для расчета уровня рентабельности продукции, изучения влияния различных факторов на изменение уровня рентабельности используются формы № 1 и №2 бухгалтерской отчетности.
Из данных, приведенных в таблице 2, видно, что на анализируемом предприятии рентабельность продаж носит постоянно изменяющийся характер, для наглядного пояснения приведена динамика продаж и закупки сырья (График 1).
Рентабельность в 1 году составила 33%, это объясняется благоприятной экономической ситуацией: организация смогла осуществить 15 продаж при средних ценах 34,6 у.е., несмотря на молодость. В целом фирма придерживалась стратегии «гонка за лидером» и, скорее всего, именно грамотная политика конкурента привела к положительным результатам деятельности в 1 году. Отрицательным моментом являются средние издержки, которые составили 23,3 у.е. на единицу продукции (в связи с покупкой оборудования, расходами на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)).
Во 2 году усилилась конкуренция, но в общем экономическая ситуация для фирмы оставалась благоприятной. В этом году руководство фирмы пришло к выводу, что необходимо увеличить производственные мощности и, как следствие, увеличить количество работающих (обслуживающий персонал и коммивояжер), а также затраты на НИОКР. Найм коммивояжера сказался отрицательно на уровне средних издержек в дальнейшей деятельности. Это не было острой необходимостью - можно было обойтись лишь наймом обслуживающего персонала и каждый год расходовать средства на рекламную политику, что с точки зрения экономии выгоднее. Как следствие, средние издержки возросли до 24,6 у.е. на единицу продукции. Уровень рентабельности продаж во 2 году снизился на 6%, хотя объем продаж увеличился, но снизились средние цены продаж - 33,9 у.е.
Критическим для фирмы оказался 3-й год. Резко изменилась внешняя среда, к чему руководство фирмы не было готово. При наличии острой конкуренции спрос на продукцию существовал, но в связи с высокими издержками фирма боялась продавать свою продукцию ниже себестоимости. Объем продаж и средние цены снизились, но увеличились средние издержки на единицу продукции (26,6 у.е.). Это связано с увеличением расходов на НИОКР, что в данном случае было необходимо.
В 4-м году фирма, проанализировав ситуацию предыдущего года, изменила свою политику: не стали создавать конкуренцию, спрос сравнялся с предложением. Объемы продаж увеличились в 2,4 раза, средние цены продаж возросли.
В 5-м году рентабельность продаж набирает тенденцию роста, внешняя среда максимально способствует увеличению этого показателя, так как каждый из конкурентов понял, что, не создавая жесткой конкуренции, можно успешно существовать и открывать новые возможности.
Рентабельность производственной деятельности показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждой у.е., затраченной на производство и реализацию продукции. Ситуация аналогична окупаемости инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект. Идеальной казалась бы картина, если бы каждая затраченная у.е. приносила максимум прибыли («чем больше вложили, тем больше получили»), но уровень рентабельности производственной деятельности зависит от 2 основных факторов: себестоимости продукции и средних цен реализации (зависят от качества реализуемой продукции, рынков сбыта, инфляционных процессов).
Из данных таблицы 2 видно, что рентабельность производственной деятельности (стр.7) была максимальной в 1-м году, во 2-м году этот показатель снизился на 12% (это связано с увеличением производственных мощностей). Как показал анализ ряда показателей, 3-й год и здесь оказался критическим, то есть предприятие не имело прибыли, а точнее, несколько изделий были проданы ниже себестоимости. К 5-му году этот показатель достиг 39% (увеличился объем продаж, снизилась себестоимость).
При анализе рентабельности продаж было выявлено, что показатель рентабельности продаж тем выше, чем ниже издержки. Снижение издержек позволяет снижать цену продаж (если это необходимо) при том же уровне качества, в результате этого может увеличиться объем продаж. При анализе издержек тоже приходим к выводу, что этот показатель тем выше, чем ниже издержки. То есть надо стремиться к снижению себестоимости посредством использования более дешевых сырья и материалов; автоматизации производства в целях увеличения производительности труда; сокращения условно-постоянных расходов (расходов на рекламу, НИОКР, совершенствование системы управления).
Показатели рентабельности капитала формируются как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); собственный капитал.
Рентабельность собственного капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала. Видно, что отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала. Более полную картину финансового состояния можно получить при совокупном анализе рентабельности и деловой активности.
Коэффициент общей оборачиваемости капитала (стр.1) отражает скорость оборота всего капитала, его увеличение означает ускорение кругооборота средств.
Так как предприятие осуществляло свою деятельность эффективно (без убытков), коэффициенты оборачиваемости мобильных средств (стр.2) и материальных оборотных средств (стр.3) равны, и увеличение каждого коэффициента заслуживает положительной оценки, так как 1-й характеризует скорость оборота всех мобильных средств, а 2-й отражает уровень спроса на готовую продукцию. Увеличение коэффициента оборачиваемости готовой продукции говорит об увеличении спроса, а уменьшение - о затоваривании.
Также в таблице 3 приведен коэффициент фондоотдачи основных средств и прочих внеоборотных активов (стр.5). Зависимость простая: чем выше коэффициент, тем эффективнее используются основные средства и прочие внеоборотные активы.
Таблица 2
Коэффициенты деловой активности
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование коэффициента |
Способ расчета |
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6
Рост коэффициента оборачиваемости собственного капитала (стр.6) отражает повышение уровня продаж, а его снижение, что произошло в 3-м году, говорит о бездействии части собственных средств. Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного организацией. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная организацией. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции, себестоимости, среднего уровня цен. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. При этом исходят из того, что объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, так как с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов. Общую же оценку основной деятельности дает показатель рентабельности активов (общей рентабельности) (стр.5а), который выражает отдачу, приходящуюся на 1 у.е. активов компании. Наибольшую отдачу от вложения средств организация получила в 1-м году. Чем меньше общая сумма вложенных активов, тем большую отдачу приносит каждая вложенная у.е. предприятия. Негативным моментом является уменьшение доли внеоборотных активов, поэтому для своего успешного развития организации необходимо увеличить внеоборотные активы, но с учетом того, что приобретенное оборудование в процессе производства будет использовано полностью, то есть не должно быть «простоев» производства. По результатам проведенной оценки финансового состояния можно сделать вывод, что перед предприятием не стоит проблема выживания, так как оно эффективно осуществляет ведение деятельности, использует имеющиеся финансовые возможности для улучшения финансового состояния. Проводимая финансовая политика решает не только краткосрочные задачи, дающие положительные результаты не только сегодня, но и с возможным положительным эффектом в будущем, что говорит о наличии грамотной финансовой стратегии. Грамотная финансовая стратегия базируется на теоретических знаниях, например, умении оперировать понятием порога рентабельности (точка безубыточности, точка перелома, точка самоокупаемости). Порог рентабельности - это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю. Таблица 4
В таблице 4 представлены значения этого показателя как в денежном выражении (стр.3), так и в процентном (стр.4) отношении к выручке от реализации. Полученные результаты в процентном соотношении свидетельствуют о том, что предприятие способно выдержать полученное процентное снижение выручки без серьезной угрозы для своего финансового положения. Приведенные показатели порога рентабельности по 5 годам говорят о том, что за весь период своей хозяйственной деятельности предприятие «перешагивало» порог рентабельности. Грамотное умение использовать это понятие на практике может оградить от нежелательных результатов (то есть убытков). С учетом внешних и внутренних факторов можно спрогнозировать цену продаж (несколько вариантов) и количество продаж (тоже несколько вариантов) и определить «точку безубыточности». Зная порог рентабельности, можно определить запас финансовой прочности предприятия. Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности и есть запас финансовой прочности. 4. Способы увеличения рентабельности предприятия
Рентабельность показывает, насколько прибыльна деятельность предприятия, соответственно, чем выше коэффициенты рентабельности, тем эффективней деятельность. Поэтому компания должна стремиться к более высоким показателям, а руководство должно определить пути повышения рентабельности. Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. В целом одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары, но это не всегда так. Поэтому внимания этому внешнему фактору следует уделять меньше, чем внутренним: увеличению объемов производства, снижению себестоимости продукции, повышению отдачи основных средств. Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы: · при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов; · отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала; · рентабельность активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных активов и скорость оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1у.е. продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда). Следует заметить, что нельзя отвлеченно рассматривать влияние отдельных факторов, так как «на уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов: · уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; · степень использования производственных ресурсов; · объем, качество и структура продукции; · затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования»11 Шеремет А.Д, Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: Инфра-М, 1999. - С.87.. Наибольшее внимание надо уделить последнему пункту, а точнее, направлению использования прибыли, которое определяются предприятием самостоятельно. Прибыль может быть направлена на отчисления в резервный капитал, образование фондов накопления и фондов потребления, отвлечения на благотворительные и другие цели, с целью расширения деятельности организации за счет собственных источников финансирования. Но существует и другая альтернатива - свои собственные средства вложить в ценные бумаги других крупных компаний, например, сформировать инвестиционный портфель, грамотно осуществлять управление и через определенное время получить доход и вложить в свое предприятие для улучшения конкурентоспособности, финансового состояния предприятия. Предложения: На основе анализа рентабельности предприятия, мы можем сделать выводы о том, что на рассматриваемом предприятии существуют следующие резервы увеличения прибыли и рентабельности: · увеличение объема производства и реализации выпускаемой продукции; · снижение себестоимости выпускаемой продукции; · повышение качества выпускаемой продукции. Также нам представляется необходимым сделать ряд предложений по улучшению финансовых результатов ООО "БСК", которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периоде: · рассмотреть и устранить причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие расходы; · усовершенствовать управление предприятием, а именно: · выделить в составе структурных подразделений и структурных единиц предприятия центры затрат и центры ответственности; · внедрение на предприятии системы управленческого учета затрат в разрезе центров ответственности, центров затрат и отдельных групп товарной продукции; · повысить в составе реализации удельного веса мелкооптовой продукции; · осуществлять своевременную уценку изделий, потерявших первоначальное качество; · осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям покупателей; · совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность отдельных рекламных мероприятий; · осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества и выпуска бракованной продукции; · при вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации, для эффективного использования оборудования и недопущения его поломки из-за низкой квалификации; · повышение квалификации работников, сопровождающуюся ростом производительности труда; · разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала, тесно увязанную с основными результатами хозяйственной деятельности предприятия и экономией ресурсов; · использовать системы депремирования работников при нарушении или трудовой или технологической дисциплины; · разработать и осуществить мероприятия, направленные на улучшение материального климата в коллективе, что в конечном итоге отразиться на повышении производительности труда; · осуществлять постоянный контроль за условиями хранения и транспортировки сырья и готовой продукции. ЗаключениеИтак, постараемся выделить основные задачи финансового анализа применительно к деятельности российских и казахстанских предприятий: * Оценка текущей платёжеспособности фирмы, возможности своевременно погасить краткосрочные обязательства. * Оценка финансовой устойчивости, то есть возможности погасить долгосрочные кредиты, нести убытки без риска полной потери собственных вложений. * Оценка эффективности управления имуществом и заёмным капиталом. * Оценка прибыльности от производственной и физической деятельности. * Анализ эффективности использования имущества. * Оценка рискованности деятельности предприятия. * Оценка возможностей предприятия при условии и ухудшения определённых условий деятельности. Показатель рентабельности производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия (фирмы). Факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса. Как показали практические расчёты, показатели рентабельности имеют более или менее значительные колебания по годам, что является следствием изменения цен реализации и себестоимости продукции. На уровень реализационных цен оказывает прежде всего количество и качество товарной продукции. В настоящее время большинство предприятий являются нерентабельными (убыточными) или малорентабельными, что является следствием экономического кризиса в стране. Список использованных источников Бакаев М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 1999. Беркстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1996. Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. - М.: Издательство "ПРИОР", 2000. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 1996. Жминько С.И. Финансовый учет на предприятиях. - Ростов-на-Дону: изд. "Феникс", 1998. Карпова Т.П. Управленческий учет. - М.: ЮНИТИ, 1998. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2000. Русак Н.А. Стражев В.И., Мигун О.Ф. Анализ Хозяйственной деятельности в промышленности. / Под ред. Стражева В.И. - Миснк: Вышэйшая школа, 1998. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: ИП "Экоперспектива", 1998. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. - М.: Перспектива, 1995. Стражев В.И. Оперативное управление предприятием, проблемы учета и анализа, - Минск: Наука и техника, 1973. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: Экономика, Дело, 1992. Теория экономического анализа. / Под ред. Шеремета А.Д. - М.: Прогресс, 1992. Урезов В.А., Александрова В.Ф., Зверев С.М. Справочник руководителя (менеджера) предприятий. - М.: Ленпромбытиздат, 1992. Финансы. / Под ред. Ковалевой А.М. - М.: Финансы и статистика, 1996. Финансы. / Под ред. Дробозиной Л.А. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа предприятия. - М.: ИНФРА-М, 1996. |
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Туберкулез |
Курсовая работа | Учет материально-производственных запасов |
Курсовая работа | Доказывание в гражданском процессе |
Курсовая работа | Microsoft Excel, его функции и возможности |
Курсовая работа | Инновационная деятельность предприятия |
Курсовая работа | Стимулирование труда персонала |
Курсовая работа | Методы исследования сенсорных систем |
Курсовая работа | Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции |
Курсовая работа | Суд присяжных: особенности судопроизводства |
Курсовая работа | Исследование самооценки и уровня притязаний современной молодежи |
Курсовая работа | Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке |
Курсовая работа | Дидактические игры как средство развития познавательного интереса на уроках обучения грамоте |
Курсовая работа | Формирование спроса на предприятиях общественного питания |
Курсовая работа | Организационная культура |
Курсовая работа | Разработка бизнес-плана на примере ООО "Макин и компания" |