Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Анализ прибыли и ее формирование


37

Содержание

  • Введение 2
  • Глава 1. Прибыль: сущность и ее формирование 2
  • Глава 2. Анализ прибыли и ее формирования 6
    • 2.1. Максимизация прибыли на основе применения предельных величин 7
    • 2.2. Определение величины прибыли и резервов ее роста на основе 16
    • использования маржинального дохода и производных от него величин 16
    • 2.3. Формирование прибыли предприятия на основе установления условий безубыточности 21
    • 2.4. Методы параметрического имитационного математического моделирования формирования прибыли 28
  • Глава 3. Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат 31
  • Заключение 36
  • Список литературы 37

Введение

Прибыль в рыночном хозяйстве является вознагражде-нием такого специфического фактора, как предпринимательство. Специ-фического, во-первых, потому, что предпринимательство, в отличие от капитала или земли, неосязаемо. Во-вторых, мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли. Эта специфика предпринимательства как фак-тора производства проявляется через его функции. Функциями предпринимательства являются: соединение других ресурсов - труда, капитала, земли - для производства товаров или услуг; принятие основных решений, связанных с деятельностью фирмы; осуществление нововведений в производстве или в сбыте про-дукции; взятие на себя рисков, вытекающих из выполнения предприни-мательских функций. Предприниматель в результате выполнения этих функций вправе претендовать на определенный доход - прибыль.

Прибыль обычно определяют как разность между валовым доходом и валовыми издержками. Однако уже этот упрощенный подход к пробле-ме рождает новые вопросы. Определение валового дохода не состав-ляет трудности (это произведение количества произведенной продук-ции и цены единицы товара).

Уровень издержек производства яв-ляется главным образом итогом результативности организации производственной деятельности. И действительно, он непосред-ственно зависит от прогрессивности производственного процес-са, технологии выпуска продукции. Итоговыми же показателями хозяйственной деятельности являются доход и прибыль. Они характеризуют не что иное, как эффект, получаемый в ре-зультате всей производственно-хозяйственной деятельности пред-приятия.

Глава 1. Прибыль: сущность и ее формирование

Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производ-ство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой -- от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.

Все эти факторы, влияющие на величину массы прибыли, явля-ются функцией многих условий. Так, во-первых, объем продаж за-висит от эффективности осуществления коммерческой работы: от Умения создавать выгодные условия для реализации своей продук-ции, т.е. организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и то-варную политику и т.д.; во-вторых, уровень издержек производства зависит от рациональности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности пред-приятия.

Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, кото-рые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее на-звание говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных нало-гов минус затраты (расходы) на производство и реализацию про-дукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бу-магам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расхо-ды (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от спи-сания долгов и т.д.).

Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.

Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за выче-том доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообло-жения.

В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.

Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и раз-личные социальные налоги и образует фонды. В результате остается нераспределенная прибыль. Она предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных ресур-сов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует миро-вая практика, имеется два основных источника получения при-были.

Первый -- это монопольное положение предприятия по вы-пуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне пред-полагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонополь-ную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

Второй источник связан с производственной и предпринима-тельской деятельностью, поэтому касается практически всех пред-приятий. Эффективность его использования зависит от знания конъ-юнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под него разви-тие производства. Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых, от правильности выбора производственной направлен-ности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупате-лей, послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса при-были); в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения из-держек производства.

Получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском -- над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный ка-питал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практи-ке используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.

Величина предпринимательской прибыли определяется с учетом стратегии развития предприятия, которую принимает его руковод-ство и*собрание акционеров. При расчете нормальной предпринима-тельской прибыли учитываются:

* затраты, обеспечивающие нормальное расширенное воспроиз-водство (сложившиеся в отрасли), -- капитальные вложения в ос-новные фонды и прирост оборотных средств;

* затраты из прибыли, направленные на развитие НИОКР (на-учно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), обес-печивающие НТП;

* текущие затраты на социальные нужды, финансируемые из прибыли;

* отчисления в различные ассоциации, объединения;

* выплата дивидендов по акциям;

* отчисления налогов, уплачиваемых за счет прибыли;

* затраты на жилищное и другое социальное строительство.

В предпринимательских издержках (цене товара) также учитывается налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, которые, по суще-ству, являются для предприятия издержками, поскольку оно вносит их сумму в бюджет.

В предпринимательские издержки также входят таможенные по-шлины, тарифы и сборы в размерах, установленных законодатель-ными актами и постановлениями правительства. И наконец, в них включаются альтернативные или вмененные издержки, под кото-рыми понимаются потери или упущение возможности в результате отказа от каких-то других альтернативных решений. Эти издержки иногда называются неявными.

Приведем условный пример неявных издержек. Допустим, пред-приятие располагает суммой 10 млн руб. (А), которое оно хочет вложить в расширение производства. Проведение расчета показало, что предприятие при затратах 10 млн руб. получит дополнительно продукции на 11 млн руб., т.е. прибыль (М) составит 1 млн руб., или 10% к вложенному капиталу:

(1)

Между тем если бы предприятие положило эти деньги на депо-зитный счет в банке при 12% годовых, то оно получило бы 1,2 млн руб. за счет начисленных процентов. Следовательно, при расчете вмененных, альтернативных издержек предприятию необ-ходимо учесть 0,2 млн руб. упущенной выгоды.

Существует целый ряд эпизодических затрат, которые уменьша-ют прибыль в момент своего возникновения. Примером таких затрат могут быть маркетинговые и административные расходы. К сожале-нию, действующие правила не всегда признают эти расходы. На-пример, расходы на рекламу учитываются в затратах предприятия согласно определенным нормативам. Если же норматив превышен, величина этого превышения возмещается за счет оставшейся после уплаты налогов прибыли.

Глава 2. Анализ прибыли и ее формирования

Поскольку получение прибыли является необходимым условием стабильного развития предприятия, то каждый хозяйствующий субъект стремится получить как можно большую ее величину.

Успешная реализация этой задачи предполагает необходимость управления процессом формирования прибыли, включающим в себя как выявления резервов ее роста, так и ее использования. Исход-ным положением в его осуществлении является проведение анали-тических расчетов по определению желаемой величины прибыли. Эти расчеты следует вести в рамках принимаемого плана производ-ства и реализации продукции и финансового плана.

В этом случае схема работ может быть представлена так, как показано на рис. 1.

Из схемы следует, что прибыль исчисляется как разность между плановой суммой выручки от продаж (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и плановой величиной себестоимости товар-ной продукции, управленческих и коммерческих расходов:

(2)

где Мр -- прибыль от реализации, руб.;

Вр -- выручка от реализации, руб.;

Ст -- себестоимость товарной продукции, руб.;

Pv -- общая сумма управленческих расходов, руб.;

Рк -- общая сумма коммерческих расходов, руб.

Вместе с тем при планировании прибыли важно стремиться к ее максимизации. Это сложный процесс, поскольку ее величина зави-сит от объема продаж и ассортимента продукции, уровня издержек производства и цены за единицу продукции, устанавливаемой пред-приятием, и каждый из них в свою очередь в своем формировании зависит от многих факторов. На практике и в теории применяются различные методы расчета прибыли и ее максимизации. Основными из них являются:

1) использование предельных величин: предельной прибыли, предельного дохода и предельных издержек;

2) проведение расчетов на основе маржинального дохода и про-изводных от него величин;

3) формирование прибыли на основе условий безубыточнос-ти;

4) использование параметрических уравнений.

2.1. Максимизация прибыли на основе применения предельных величин

В данном случае основной принцип максимизации состоит в том, что прибыль максимизируется в точке, в которой любое даже малое приращение объема реализации (выпуска) продукции оставляет прибыль без изменения, т. е. приращение прибыли при приращении объема (реализации) продукции равняется нулю. Математически это можно записать так:

(3)

где Mn(q) -- предельная прибыль от объема продукции;

MR(q) -- предельный доход (выручки) от объема продукции;

MC(q) -- предельные издержки от объема продукции.

Рис. 1. Общая схема планирования прибыли

Из формулы (3) следует, что прибыль максимизируется в том случае, когда предельные издержки равны предельному до-ходу:

MR(q)=MC(q). (4)

Поясним это на условном примере работы одного из предприя-тий. Данные о выпуске количества изделий, валовых постоянных издержках, относимых на соответствующее производство, валовых переменных издержках, относимых на соответствующий выпуск продукции, валовых издержках производства и обращения, а также результаты расчета средних и предельных издержек, на единицу изделия, приведены в табл. 1 (цифры для удобства округлены).

Вторая графа таблицы содержит данные о цене спроса, соответ-ствующие количеству возможной реализации изделий. Функция спро-са от цены получена на основе линейного уравнения:

q = -4,78р+13 712,1.

Коэффициент эластичности спроса в зависимости от изменения цены для разного количества продаж исчисляется по формуле:

В количестве 3000 шт.:

Таблица 1

Расчет максимальной прибыли в зависимости от объема продукции, цены и издержек

Коли-чество изделий

Цена руб./ шт.

Валовой доход (выруч-ка), тыс. руб.

Валовые издерж-ки, тыс. руб.

При-быль, тыс. руб.

Предель-ный доход, руб./шт.

Предель-ные издержки, руб./шт.

Предель-ная прибыль, руб./шт.

--

Р

Вп(ТР)

ТС

М=(3)-(4)

MR

МС

Мп

пl

2

3

4

5

6

7

8

1000

2659

2659

2630

29

2659

2630

29

2000

2450

4900

3340

1560

2241

710

1531

3000

2241

6723

4020

2703

1833

880

1143

4000

2031

8124

4540

3584

1401

520

881

5000

1822

9110

5025

4085

986

485

501

6000

1613

9678

5600

4078

568

575

--7

7000

1484

9828

6420

3408

150

820

-670

8000

1195

9560

7615

1945

-268

1195

-1463

9000

986

8874

9310

-436

-686

1695

-2381

10000

777

7770

13675

-5905

-1104

4365

-5469

В количестве 6000 шт.:

В количестве 8000 шт.:

При больших объемах продаж спрос становится неэластичным.

Предельные величины дохода (выручки), издержек и прибыли получаются путем вычитания из данных валового дохода (графа 4) и валовой прибыли (графа 5) соответствующих значений из преды-дущей строки. Например, предельная прибыль равна:

для объема продаж 5000 шт. --

для объема продаж 7000 шт. --

Деление на 1000 необходимо потому, что предельные (прирост-ные) показатели определяются в расчете на единицу продукции, услуги или работы.

Для того чтобы решить вопрос максимизации прибыли, важно также знать, действует ли предприятие в условиях свободной кон-куренции или монопольного рынка. Так, например, пищевые пред-приятия, в частности, реализуют свою продукцию в условиях сво-бодной конкуренции. Это означает, что за цену реализации своей продукции оно принимает ту, которую задает рынок.

Из этого следует, что для предприятия максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при ко-тором предельные издержки предприятия в производстве и реализации равнялись бы рыночной цене. Математически это можно представить следующим образом:

Р = MC(q).

Иными словами, на рынке свободной конкуренции доход равен рыночной цене. Покажем это на примере рыбоперерабатывающего предприятия, выпускающего икру в банках. Данные о производ-стве, издержках, прибыли, а также предельных величин приведены в табл. 2.

Таблица 2 Экономические показатели и расчеты предельных величин

Выпуск банок

Цена, тыс. руб. шт.

Валовой доход (выручка), тыс. руб.

Валовые издержки тыс. руб.

Прибыль, млн руб.

Предельный доход, тыс. руб./шт.

Предельные издержки, тыс. руб./шт.

Предельная прибыль, тыс. руб./шт.

Вр

ТС

Вр-ТС

MR = P

МС

(6) - (7)

1

2

3

4

5

6

1

8

0

135

-7200

--

--

--

35

135

4725

9240

-4515

135

54

77

150

135

20250

13200

7050

135

34

101

210

135

38350

15840

12510

135

44

250

135

33750

18000

15750

135

270

135

36450

19680

16770

135

288

135

38880

21312

17586

135

44

305

135

41175

22920

18255

135

95

40

316

135

45525

24360

18165

135

144

-9

316

135

42660

24510

18150

135

150

317

135

42795

24672

18123

135

162

318

135

42930

24852

18078

135

180

319

135

43065

25056

18009

135

204

320

135

43200

25269

17904

135

240

-105

Из таблицы следует, что предельный доход равен цене одной банки икры при приращении количества реализации в разных раз-мерах (сравним графу 6 и 2). Иными словами, рыночная цена зада-ется рынком (135 тыс. руб. за банку икры). Отличительная черта изменения валового дохода (выручки) от реализации банок икры на рынке свободной конкуренции состоит в том, что валовой до-ход выражается линейным уравнением с нулевым свободным чле-ном и угловым коэффициентом, равным цене одной банки:

Вр=135000q.

Максимальная прибыль получается при объемах реализации око-ло 310 банок. По данным таблицы, она составляет 18255 тыс. руб. при реализации 305 банок.

В интервале 105--315 банок предельная прибыль равна нулю.

При дальнейшем росте объема реализации она становится отри-цательной, т.е. каждая дополнительная единица приращения объема выпуска дает не увеличение, а уменьшение суммы прибыли.

Таким образом, при заданной рынком цене одной банки в раз-мере 135 тыс. руб./шт. предприятию выгоднее поддерживать реали-зацию на уровне, близком к 310 банкам. В этом случае оно может рассчитывать на получение наибольшей суммы прибыли.

Следует отметить, что на практике при принятии оперативных решений часто недостает всей необходимой информации, поэтому руководителям приходится действовать интуитивно. Для облегчения принятия решений предлагается ряд сценариев взаимосвязей «цена -- прибыль» (табл. 3).

Таблица 3 Взаимосвязь «цена -- прибыль»

Изменение прибыли

Изменение цены

Повышается

Понижается

1

2

3

Прибыль увеличивается

Рынок нечувствителен к ценам (неэластичный спрос)

Более низкие цены ведут к расширению емкости рынка быстрее, чем падают прибыли

--

Первоначально цена товара была занижена, покупатели могут заплатить больше (товарный дефицит)

Эластичный спрос

--

Производственные мощности ограничены, спрос, заказы превышают возможности предприятия

Первоначально цена товара была завышена, спрос был ограничен, после снижения цены он резко расширился

--

Более высокие цены делают товар привлекательнее для покупателя

Издержки производства единицы товара уменьшаются быстрее, чем реализационная цена

--

Повышение цен конкурентами в отрасли

Более низкие цены открывают выход на новые рынки

--

--

Уход с рынка ряда конкурентов

Прибыль

уменьшается

Увеличение цен на реализацию продукции не компенсирует повышение издержек (инфляция издержек)

Рынок нечувствителен к более низким ценам, объем продаж остается относительно постоянным (неэластичный спрос)

--

Первоначальные цены были «правильными», продажи уменьшаются быстрее, чем увеличивается выручка от реализации (эластичный рынок)

Первоначальные цены были «правильными», после снижения цен продажи не выросли (неэластичный рынок)

--

--

Ответное понижение цен конкурентами (установление более низких цен в отрасли) и отсутствие новых покупателей

--

--

Уход с рынка

--

--

Цены были уменьшены исключительно для увеличения доли продаж предприятия на рынке

--

--

Предотвращение внедрения на рынок новых конкурентов*

* Ценообразование и рынок: Пер. с англ. -- М.: Прогресс, 1992. -- С. 204--217.

2.2. Определение величины прибыли и резервов ее роста на основе

использования маржинального дохода и производных от него величин

В практике зарубежных стран с рыночной экономикой широко применяется расчет прибыли и определения влияния различных фак-торов на ее величину на основе использования маржинального дохода.

В формализованном виде он может быть представлен в виде:

(5)

или

(6)

где Вм -- маржинальный доход, руб.;

Ип -- постоянные расходы, руб.;

Hv -- переменные издержки, руб.;

Вр -- выручка от продаж, руб.

М -- прибыль, руб.

Сама же величина прибыли исходя из сущности маржинального дохода определяется, как:

М=Вмп. (7)

В таком виде формула (8) не позволяет сделать какие-либо выводы относительно выявления резервов роста прибыли. Поэтому нa практике делают ряд преобразований с данной формулой. Вo-первых, используют такие показатели, как выручка от продаж удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж (а):

а = Вм/М, (8)

Вмра (9)

Во-вторых, путем подстановки значений этих показателей в фор-мулу (7), получается другая формула прибыли:

M=Bpa-Ип. (10)

Формула (10) используется тогда, когда приходится считать общую прибыль от продаж нескольких видов продукции. В этом случае удельный вес маржинального дохода (а) в выручке от про-даж (Вpa ) подсчитывается как средневзвешенная величина.

В тех случаях, когда известно количество проданного товара и ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции, при-меняют модификацию определения прибыли от продаж. В этом случае маржинальный доход Вм определяется как:

Вм = qaс , (11)

где ас -- ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции;

q -- количество проданных изделий в натуральных единицах. Подставляя данное значение Вм в формулу (7), получаем ее новое выражение:

М = qасп. (12)

На величину прибыли, как это следует из формулы (12), оказывают влияние три группы факторов:

* количество и ассортимент проданной продукции;

* уровень цен на продукцию;

* уровень постоянных расходов.

Приведем расчет по определению влияния вышеназванных фак-торов на величину прибыли с помощью вышеназванных формул. Для этого воспользуемся условным примером. Допустим, что выручка от продаж по плану на нашем предприятия составляет 250 условных денежных единиц (у.д.е), а по факту она равняется 289 у.д.е. Постоянные расходы по плану и фактически не изменились и составили 60 у.д.е. Необходимо определить величину прибыли и резервы ее роста. Структура производства изделий, их продажные цены и другие показатели представлены в табл. 4.

Таблица 4 Исходные данные о продаже товаров

Вид изделия

Цена единицы изделия, Це

Переменные расходы на единицу изделия, Ип

Удельный вес изделий к общему объему продаж, %

по плану

фактически

А

12

7

55

--

В

7

5

40

20

С

19

11

--

30

D

18

9

5

50

Исходя из приведенных данных в табл. 4 определяется при-быль от продаж (Мр) по плану согласно формуле (12).

Предварительно рассчитываются удельные веса маржинального дохода в отпускной цене за изделие для каждого вида продукции (табл. 5).

Таблица 5 Удельные веса маржинального дохода в цене за изделие

Вид изделия

Расчет

Результат

А

(12-7) 12

0,42

В

(7-5) 7

0,30

D

(18-9) 18

0,50

Средневзвешенный удельный вес маржинального дохода в вы-ручке для всего объема продаж по плану равен:

ав= (0,42 * 55+0,3 * 40+0,75 * 15)/100 = 0,376.

Подставив полученные результаты в формулу (12), опреде-лим прибыль от продаж по плану:

Мп= 250 * 0,376 - 60 = 34 у.д.е.

Аналогично определяем фактическую прибыль от продаж. Удель-ные веса маржинального дохода в цене за изделие для каждого вида фактически проданной продукции составят:

Вид изделия

Расчет

Результат

В

(7-5) : 7

0,30

С

(19-11) : 19

0,42

D

(18-9) : 18

0,50

Средневзвешенный аВ для всего объема фактических продаж:

ав= (0,3 * 20+0,42 * 30+0,5 * 50)/100 = 0,436.

Фактическая прибыль от продаж при неизменных ценах и посто-янных расходах:

Мр = 289 * 0,436 - 60 = 66,004 = 66,0 у.д.е.

Сравнение фактической прибыли с плановой показывает ее пре-вышение на 32 условные денежные единицы (66 -- 34). Влияние на увеличение прибыли количества проданного и его структуры рас-считывается по формуле (18.12). Сумма прироста маржинального дохода при увеличении выручки от продаж составила:

(289 - 250) * 0,376 = 14,664 = 14,7 у.д.е.

Поскольку маржинальный доход и прибыль от продаж при уве-личении объема продаж увеличиваются на одну и ту же сумму, можно считать, что за счет увеличения количества проданного при-быль увеличилась также на 14,7 условных денежных единиц.

Структурные сдвиги в объеме продаж привели к изменению среднего удельного веса: маржинального дохода, что привело к приросту абсолютной суммы маржинального дохода:

(0,436 - 0,376) * 289 = 17,34 = 17,3 у.д.е.

На эту же сумму возросла и прибыль от продаж за счет измене-ния структуры проданного. В зависимости от целого ряда причин цены на фактически проданную продукцию, как известно, могут отклоняться от плановых как в сторону увеличения, так и в сторо-ну уменьшения, что в свою очередь оказывает влияние на сумму прибыли от продаж.

Предположим, что 8% общего объема продаж изделий «В» было продано по завышенной цене -- по 10 условных денежных единиц за каждое изделие. Соответственно увеличилась общая сумма факти-ческой выручки от продажи и составила 341,8 у.д.е.

Для расчета влияния этого увеличения цены дополнительно оп-ределяется удельный вес маржинального дохода в цене за изделие для вида «В», проданного по завышенной цене: (10 -- 5) : 10 = 0,5 и, используя предыдущие расчеты, определяется средний аВ для нового объема фактических продаж (при завышенной цене):

ав= (0,3 * 12+0,5 * 8+0,42 * 30+0,5 * 50 ) / 100 = 0,452 у.д.е.

Прибыль от продаж при фактическом объеме выручки, факти-ческих завышенных ценах и сокращении уровня постоянных расхо-дов равна:

М = 341,8 * 0,452-60 = 94,4936 = 94,5 у.д.е.

Для расчета влияния увеличения цены изделия «В» на при-быль от продаж сопоставляют два уровня фактической прибыли: один -- с учетом увеличения цены, а другой -- при условии того, что цены находились на уровне, предусмотренном в плане: 94,5 -- 66 = 28,5 условных денежных единиц.

Постоянные расходы также влияют на сумму прибыли от про-даж. Они неизменны лишь условно и в отдельных случаях их фак-тический уровень может отклоняться от планового. Увеличение по-стоянных расходов снижает сумму прибыли от продаж, и наобо-рот, уменьшение постоянных расходов увеличивает прибыль от продаж.

В нашем примере сумма постоянных расходов увеличилась на 7 условных единиц, что на столько же уменьшило сумму прибы-ли. Фактические постоянные расходы с учетом увеличения соста-вили 67 условных денежных единиц (60+7). Окончательная сумма прибыли от продаж с учетом изменений всех факторов (количе-ства и структуры проданного, уровня цен и уровня постоянных расходов) составила:

М = 341,8 * 0,452-67 = 87,4936 = 87,5 у.д.е.

Таким образом, влияние отдельных факторов на изменение при-были в этом случае показано в табл. 6.

Таблица 7 Влияние факторов на прибыль от продаж, у.д.е.

Показатели

Сумма

Отклонение прибыли от продаж -- всего (87,5 - 34)

+53,5

В том числе за счет факторов:

увеличение количества проданных товаров

+14,7

изменение структуры продаж

+ 17,3

увеличение цены изделия «В»

+28,5

увеличение постоянных расходов

-7

2.3. Формирование прибыли предприятия на основе установления условий безубыточности

Суть такого подхода состоит в том, что исходной посылкой в формировании прибыли является достижение условий безубыточ-ной работы предприятия, т. е. оно не получает прибыль и не несет убытки, а все затраты, связанные с производством и сбытом про-дукции, покрываются получением результатов от текущей деятельности. В реальной жизни это есть не что иное, как определение пороговых значений выручки от реализации (Вр) или количества проданных товаров (q), при которых предприятие окупает свои зат-раты без получения прибыли (рис. 2).

Рис. 2. Условия безубыточной деятельности предприятия

Из рис. 2 следует, что определение величины прибыли осно-вывается на механизме взаимосвязи: «издержки -- объем реализации -- прибыль» (Cost -- Volume -- Profit Relationships). Исходя из этой взаимосвязи решаются следующие задачи:

1. Определение объема реализации продукции, который обеспе-чивает покрытие издержек производства, т.е. обеспечиваются усло-вия безубыточности.

2. Достижение плановой суммы прибыли через определение не-обходимого объема реализации.

3. Установление «предела безопасности» предприятия, т.е. разме-ра возможного снижения объема реализации продукции при небла-гоприятной конъюнктуре товарного рынка.

Метод формирования величины прибыли на основе установления условий безубыточности исходит из допущения, что, во-первых, цена изделия в течение рассматриваемого периода не меняется и, во-вто-рых, количество произведенных товаров равно числу проданных. В этом случае выручка от реализации (Вр) математически выражается как:

(13)

где Иv -- переменные затраты, руб.;

Ип -- постоянные затраты, руб.;

М -- прибыль согласно условию равна нулю.

Поскольку согласно условиям безубыточности прибыль (М) равна нулю, то формула (13) принимает следующий вид:

Вр = Иv + Ип. (14)

Из формулы (14) следует, что выручка от продаж покрывает затраты. Но эта формула еще ничего не говорит, каков должен быть объем реализации (Вр) или какое количество должно быть продано товаров, чтобы наступили условия безубыточности. Для этого пре-образуем формулу (14), введя в нее количество продаваемых то-варов и цену одного изделия:

(15)

где q -- количество проданных товаров;

Це -- цена единицы товара;

Иv -- переменные затраты на единицу продукции;

Ип -- совокупные постоянные затраты.

Из формулы (15) следует, что постоянные затраты Ип опре-деляются как:

Ип=qеv). (16)

Это означает, что пороговое значение количества продукции, ко-торое должно быть продано, чтобы наступили условия безубыточ-ности, определяется как:

qпп/(Цеv). (17)

Выражение (Цеv) является распределенной маржей (прибы-лью) в расчете на единицу продукции. Как только она (маржа) покрывает постоянные затраты, то создаются условия для получе-ния и роста прибыли в дальнейшем. Для удобства на практике при-меняют коэффициент покрытия:

Кп= Мер. (18)

Экономический смысл коэффициента покрытия Кп состоит в том, что каждая проданная единица, которая идет на покрытие постоянных издержек, вносит определенный вклад в формирование прибыли.

Коэффициент покрытия прибыли позволяет менеджеру при прочих равных условиях выбирать виды продукции с самым высоким его значением, поскольку они в этом случае будут давать макси-мальный вклад в формирование прибыли для покрытия постоянных издержек.

В определении своей политики, в части формирования результатов и затрат, исходным принципом должно стать определение точки безубыточности, в которой общий доход от продаж равен постоянным и переменным издержкам или в которой вклад в формирование прибыли равен совокупным постоянным издержкам. В соответствии с этим существует и два способа расчета. Первый исходит из расчета уравнения, выражающего, что:

Выручка = Переменные издержки + Постоянные издержки + Прибыль.





Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Организация энергетического хозяйства в ЗАО "ЗКПД4 Инвест"
Курсовая работа Исследование правового статуса защитника в уголовном судопроизводстве
Курсовая работа Организационные структуры управления на примере ГУП "Зилаирское ЖКХ"
Курсовая работа Безопасность и защита населения при авариях на радиационно-опасных объектах
Курсовая работа Стратегия управления персоналом в ООО "АЛЮСТЭМ"
Курсовая работа Психологические особенности общения младших школьников
Курсовая работа Представительство в гражданском праве
Курсовая работа Этапы формирования кредитной политики банка
Курсовая работа Себестоимость, прибыль и рентабельность в системе качественных показателей эффективности деятельности предприятия
Курсовая работа Анализ производства муки
Курсовая работа Совершенствование организации заработной платы
Курсовая работа Причины мирового экономического кризиса и пути выхода из него
Курсовая работа Программа диагностики познавательных психических процессов детей младшего школьного возраста
Курсовая работа Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
Курсовая работа Сравнительная характеристика коров черно-пестрой породы различных линий и перспективы их исполь