3
http://monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ).
Министерство общего и профессионального образования РФ
Тульский государственный педагогический
университет имени Л.Н. Толстого
Выполнил: студент III курса,
ф-та психологии,
группы 3В3С
Пантюшина О.И.
Проверил: преподаватель
Степанова Н.А.
1. Диагностика психического развития младенцев в возрасте 6-8 месяцев……………………………………………………………………………стр.22
2. Выявление взаимосвязи между течением беременности и родов
и отклонением психического развития детей 1 года жизни……………..стр.30
2.1. Анализ беременностей и родов матерей диагностируемых детей…..стр.30
2.2. Выделение различных групп женщин в зависимости от течения
беременности и родов…………………………………………………...стр.31
2.3.Выделение уровня отклонений в развитии…………………………….стр.32
2.4. Соотнесение уровней отклонений психического развития младенцев с
течением беременности и родов………………...………………………стр.33
Выводы……...…………………………………………………………..……...стр.34
Заключение………………………………………………………………….… стр.35
Литература……………………………………………………………………...стр.36
Введение.
Актуальность исследования.
В последнее время внимание психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. И это не случайно, так как первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Размышляя о том, как складывается жизнь малыша, невольно понимаешь, что во многом это зависит от нас, взрослых. От того, как мы помогаем ему войти с доверием в этот мир сложных и противоречивых отношений, от тех условий, которые создаются для ребенка в семье - эмоционального и физического комфорта, тепла и уюта в доме, от тех отношений, которые складываются между родителями, от того, как они понимают младенца, что хотят дать и получить от своего малыша.
Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития. Но именно в период младенчества закладываются основы психологического, физиологического и нравственного здоровья.
Знание факторов развития ребенка является реальной основой для формирования критериев и показателей их психического и нравственного развития, его интеллекта, эмоционально-волевой сферы, в целом личности маленького человека.
Для того, чтобы понять сложную, многофакторную и порой весьма противоречивую картину психического развития ребенка, необходимо найти и точно определить рычаги, запускающие в действие и регулирующие процесс этого развития. В первую очередь, такими пусковыми механизмами является беременность и роды, а также та социальная среда, в которую попадает младенец.
В наш современный век эти механизмы очень часто "дают сбой" (ухудшение экологии, ослабление физического здоровья и снижение стрессоустойчивости мам и др.). Это не может не отразиться на малышах. И как результат таких сбоев - увеличение детей с различными отклонениями в психическом развитии. Таким образом, одной из важнейших проблем психологов является выявление таких отклонений в первый год жизни ребенка с целью их дальнейшей коррекции.
Наша работа посвящена диагностике психического развития в младенческом возрасте и установлению взаимосвязи между протеканием беременности, родами и психическим развитием ребенка первого года жизни. Прежде чем начать работу, необходимо описать научный аппарат исследования.
Тема исследования: Выявление отклонений психического развития у детей первого года жизни.
Цель исследования: провести диагностику психического развития младенцев и выявить взаимосвязи между протеканием беременности, родами и психическим развитием ребенка первого года жизни.
Предмет исследования: психическое развитие младенцев.
Объект исследования: особенности психического развития детей в возрасте от 6 до 8 месяцев.
Гипотеза исследования: физическое и психическое развитие младенца будет проходить нормально, если беременность и роды будут процессами неосложненными и контролируемыми.
Задачи исследования:
Осуществить анализ медицинской, психологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Подготовить пакет методического обеспечения для проведения ранней диагностики отклонений в развитии ребенка.
Провести диагностику психического развития младенцев.
Выявить факторы, вызывающие отклонение в развитии.
Проанализировать течение беременностей и родов у матерей исследуемых детей.
Установить закономерности между течением беременности и родов и здоровьем малышей.
Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
База исследования: детский специализированный городской дом ребенка г. Тулы.
Методы исследования:
Анализ литературы по теме исследования.
Сбор анамнестических данных, изучение медицинских карт детей и их мам.
Наблюдение.
Беседа с персоналом, ухаживающим за детьми, психологом.
Количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Глава I. Теоретическая.
1. Понятия "нормы" и "отклонение в развитии".
Понятие «отклоняющееся развитие» можно рассматривать только как «отклоняющееся от (или относительно) чего-либо». Использование этого определения в такой плоскости требует внесения опре-деленной динамики, постоянных изменений (во времени) в развитии и оцен-ки этих изменений в сравнении с нормативным ходом развития ребенка. Для этого, соответственно, необходимо определить, что является «нормой», «нор-мативным развитием» и т.п.
До сих пор эти понятия рассматривались как набор статистически опре-деляемых количественных показателей, характеризующих некий «срез» пси-хического развития в конкретный момент времени (возраст ребенка). Каче-ственное изменение структуры всей психической деятельности ребенка, иерар-хия высших психических функций, включая «ведущие» и «ведомые» образования и системы, оцениваются как изменяющиеся исключи-тельно на границах возрастных периодов (возрастных кризисов), определен-ных еще в работах Л.С. Выготского, А.Б. Эльконина, других отечественных исследователей. Отсюда вытекает и фактически постулируемое положение о постоянстве новообразований, которые, возникая в критические моменты (воз-растные кризисы), оказываются практически «неизменяемыми» в межкризис-ные периоды. На практике такое положение вещей определяет изолирован-ную, как правило в пределах одной функции, количественную оценку ее в сравнении со статистическими количественными показателями, полученными для этой психической функции для конкретного возраста. Нормативным развитием в данном случае считается ситуация, когда количественные оцен-ки функции (в лучшем случае нескольких функций) не выходят за пределы статистически полученных отклонений, характерных для данного возраста.
Такое понятие «нормы» фактически отрицает как оценку динамики от-дельных психических функций и всей структуры психического развития в целом, так и означает вытекающее отсюда фактическое пренебрежение гетерохронностъю развития (разновременность формирования и опережения од-них функций другими), пренебрежение теснейшей взаимообусловленнос-тью всех систем и психических образований в процессе развития. Помимо это-го подобный статичный «срезовый» подход не дает возможности оценить адаптивность и компенсаторность самого психического онтогенеза в услови-ях эндо- и экзогенных воздействий, включая и влияние социальных факто-ров, в особенности системы воспитания и обучения. Определение "степени нормальности" человека - проблема сложная, ответственная и неоднозначная. В наше время это понятие все больше "размывается" и рассматривается в различных значениях.
Для более четкого определения, что такое «нормативное развитие», нам кажется продуктивным использование такого понятия, как «идеальная про-грамма развития», или короче - «программа развития». В данном случае подразумевается своевременное поступательное формирование взаимосвязан-ных функций и их систем в условиях «идеаль-ной» обусловленности внутренними (генетическими) законами и столь же «идеальным» воздействием внешних факторов, в которые вклю-чается присущее развитию ребенка столь же «идеальное» при-своение человеческого опыта согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Необходимым условием для развертывания подобной «иде-альной» программы является такая же идеальная нейробиологическая «предуготованность» и последовательное формирование мозговой организации пси-хических процессов.
Таким образом, психический онтогенез может быть представлен как последовательный континуум взаимосвязанных между собой и «разверты-вающихся», изменяющихся во времени высших психических функций, в том числе их базовых составляющих. Естественно, подобная «идеальная» модель может существовать исключительно только как про-грамма развития некоего «идеального» ребенка в идеальных условиях. В то же время каждый конкретный случай имеет индивидуальные различия онтогенеза как отдельных психических функций, так и всей системы ВПФ в целом.
Кроме того, не должно создаться впечатление, что такой подход отрицает или каким-либо образом «принижает» важность влияния окружающего ребенка социума, в частности взрослого, как одного из важнейших источников прижизненного формирования и становления новых психических функций и качеств ребенка.
Чтобы перейти непосредственно к расшиф-ровке термина «отклоняющееся развитие», необходимо привлечь к анализу еще одно базовое понятие -- «социально-психологический норматив».
Понятие «социально-психологический норматив» в сжатом виде можно определить как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов. Чтобы успешно функционировать в конкретном обществе, каждый человек должен отвечать тем требованиям, которые к нему предъявляются. Эти требования и составляют содержание СПН и являются идеальной моделью системы тре-бований социальной общности к личности. В свою очередь, СПН следует рас-сматривать в системе образовательно-возрастных границ, что как бы выделя-ет определенный разброс, «коридор», определяющий качественно-количественные показатели каждого конкретного СПН.
Таким образом, динамически объединив понятия «программа развития» и «социально-психологический норматив» в контексте вышеприведенных оп-ределений, можно представить, что какие-либо изменения (девиации) «про-граммы развития (одной или одновременно нескольких психических функций) в рамках (в пределах) параметров социально-психологического норматива можно рассматривать как «условно нормативное развитие». То есть услов-но нормативное развитие представляется в виде некоего «коридора», «облас-ти нормативного развития», границы которой определяются действующим в конкретном месте и времени социально-психологическим нормативом, опре-деляемым, в свою очередь, образовательной, социокультурной, этнической и т.п. ситуациями. В то же время любое изменение (девиация) той же психической функции, группы функций или всей системы ВПФ, выходящее за пределы области, определяемой конкретным СПН, можно оценить как отклоняющее-ся развитие.
Следовательно, мы можем окончательно сформулировать понятие «откло-няющееся развитие»: любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы развития» вне зависимости от знака этого изменения «+» или «-» (опережение или запаздывание), вы-ходящее за пределы социально-психологического норматива, определяемо-го для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуа-ции и данного возраста ребенка, следует рассматривать как отклоняю-щееся развитие данной функции или системы психических функций. Ребенок, демонстрирующий подобные феномены, должен быть отнесен к категории детей с отклоняющимся развитием.
Причины таких отклонений много и, они могут носить различный характер. Условно их можно разделить на 2 части: биологические и социальные.
По времени воздействия патогенные факторы делятся на:
* Пренатальные (до начала родовой деятельности);
* Натальные (в период родовой деятельности);
* Постантальные (после родов, прежде всего имевшие место в период с раннего детства до 3 лет).
К биологическим факторам риска относятся:
* хромосомно-генетические отклонения;
* инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);
* венерические заболевания (гонорея, сифилис);
* эндокринные заболевания матери, в частности диабет;
* несовместимость по резус-фактору;
* алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью;
* биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, неправильное использование медицинских препаратов и др.), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития;
* серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность;
* гипоксические (кислородная недостаточность);
* токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине;
* патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающееся травматизацией головного мозга;
* мозговые травмы и тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;
* хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.
К социальным факторам риска относятся:
В пренатальный и натальный периодах развития:
* неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать ребенка и которые направлены непосредственно против самого ребенка (желание прервать беременность, негативные и тревожные чувства, связанные с будущим материнством, и др.);
* сильные и кратковременные стрессы у матери во время беременности (потрясения, испуги);
* неблагоприятное и не комфортное, в психологическом плане, протекание родов;
В постанатальный период:
* отсутствие или недостаток эмоционально-личностного общения ребенка с взрослыми (родителями);
* отсутствие или недостаток речевого общения ребенка с взрослыми (родителями);
К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относят:
* с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);
* с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
* с тяжелыми нарушениями речи (логопаты);
* с нарушением интеллектуального развития (умственно отсталые, дети с задержкой психического развития);
* с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые и др.);
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2. Особенности протекания возрастного периода «младенчество».
В нормальных условиях появление нового человека является результатом готовности матери к его рождению. Новорожденный изначально беспомощен, едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, которые резко отличаются от жизни в утробе матери. Жизнь новорожденного зависит от того, как его организм может адаптироваться к изменившимся условиям среды.
К базовым предпосылкам нормального онтогенеза ребенка начиная с младенческого периода относится прежде всего положительное отношение к взрослому как таковому, сопровождающееся развитием различных элементарных экспрессивно-мимических средств установления социального контакта и выражения своего отношения к другому человеку.
Отклонением уже на первом году жизни можно считать задержку в формировании коммуникативной потребности, с ограниченным арсеналом коммуникативных средств.
Легкая степень нарушения: при наличии выраженного интереса к взрослому отмечается некоторое снижение количества используемых ребенком коммуникативных средств или их недостаточное развитие.
Средняя степень нарушения: интерес к взрослому неустойчив, при наличии затруднений в установлении контакта ребенок не пытается их преодолеть, коммуникативные средства ограничены.
Тяжелая степень нарушения: взрослый не вызывает у ребенка интереса, отсутствуют попытки использования каких-либо способов коммуникации.
Начиная со второго полугодия жизни условием благополучного формирования личности ребенка является появление избирательности в общении, а именно возникновение двух разных типов реакций: полноценного комплекса оживления на "своих" и реакции торможения и избегания на "чужих".
Отклонением можно считать отсутствие избирательного реагирования на разных взрослых.
К тяжелым нарушениям можно отнести наличие таких симптомов, как наличие выраженного страха при виде взрослого, наличие двигательных стереотипов вместо социального и познавательного интереса, избегание контакта глаз и тактильного контакта.
1. Диагностика психического развития младенцев в возрасте 6-8 месяцев.
Во второй главе нашей работы мы будем рассматривать следующие проблемы:
во-первых, действительно ли возможна диагностика психического развития младенцев;
во-вторых, определить наличие взаимосвязи между течением беременности и родов и отклонением психического развития детей 1 года жизни;
В своем исследовании мы использовали следующую диагностическую методику:
Методика диагностики нервно-психического развития детей первого года жизни разработанную Э.Л. Фрухт по материалам Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковой и С.М. Кривиной.
В результате проведенного исследования мы продиагностировали 10 младенцев и получили следующие результаты:
№ 1. Мальчик Ваня, 6 месяцев. В детский дом ребенка поступил из детского отделения патологии новорожденных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 2,5 месяца. Маме 16 лет, беременность - 1, роды - 1, курит. На учете в женской консультации стояла с 16 недель. Течение беременности: II триместр - ОРЗ, угроза прерывания беременности, III триместр - анемия, водянка беременных. Роды преждевременные в 35-36 недель, оценка по шкале Апгар 7-8 баллов. Вес ребенка при рождении 2100,0 грамм. Послеродовый период без особенностей.
При диагностике выявили следующее:
Возраст |
Зрительно-ориентировочные реакции |
слуховые ориентировочные реакции |
эмоции и социальное поведение |
Движения руки и действия с предметами |
Движения общие |
подготовительные этапы развития понимания речи |
подготовительные этапы развития активной речи |
навыки и умения в процессах |
|
6 месяцев |
Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого) |
Узнает голос знакомого человека, различает интонации речи |
Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку. Гулит |
Четко берет игрушку из рек взрослого, но удерживает ее в руке плохо, не может перекладывать из одной руки в другую |
Недолго лежит на животе, подняв корпус на выпрямленных руках Пытается переворачивается со спины на живот, Не пытается ползать |
На вопрос «где» не находит знакомый предмет, который находится в одном и том же месте. |
Кратковременно гулит |
Ест с ложки полугустую и густую пищу, а сосет из бутылки |
|
№ 2. Девочка Марина В., возраст 8 месяцев. В дом ребенка поступил из отделения недоношенных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 2,5 месяца. Маме 31 год, беременность - 7, роды - 3. На учете в женской консультации стояла с 8 недель. Течение беременности: I триместр - угроза прерывания, II триместр - обострение герпетической инфекции, III триместр - анемия и токсикоз беременности. Роды преждевременные в 33-34 недель, вес при рождении 1650,0 грамм, оценка по шкале по Апгар 3-7 баллов. В послеродовом периоде перенесла пневмонию.
При диагностике выявили:
возраст |
Зрительно-ориентировочные реакции |
слуховые ориентировочные реакции |
эмоции и социальное поведение |
Движения руки и действия с предметами |
Движения общие |
подготовительные этапы развития понимания речи |
подготовительные этапы развития активной речи |
навыки и умения в процессах |
|
8 месяцев |
Знакомых людей узнает, на чужих не реагирует. |
Ориентировочные реакции присутствуют, знакомые голоса узнает, различает интонацию |
Радуется воспитателю, другому ребенку, берет у них игрушки из рук. |
Берет иг-рушки из разных по-ложений занимается ими недолго, но без учете свойств предмета, не подражает действиям взрослого. |
Переворачивается с живота на спину. Передвига-ется, переставляя руки или немного ползая. Ровно устойчиво стоит при поддержке под мышки. |
На вопрос «где» не находит ни одного предмета, которые находятся на постоянных местах. По слову взрослого не выполняет разученные ранее действия. |
Произносит отдельные слоги (начало лепета) |
Ест полугустую и густую пищу. |
|
№ 3. Девочка Вика, 6 месяцев. В детский дом ребенка поступил из детского отделения патологии новорожденных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 2 месяца. Матери 17 лет, 1 беременность, курит. На учет в женскую консультацию встала в 22 недели. Течение беременности: триместр III - анемия, легкая водянка беременных. Роды преждевременные в 36-37 недель, быстрые, вес ребенка 2500,0 грамм, оценка по шкале Апгар 7-8 баллов. Послеродовой период без осложнений. При диагностике выявили:
Возраст |
Зрительно-ориентировочные реакции |
слуховые ориентировочные реакции |
эмоции и социальное поведение |
Движения руки и действия с предметами |
Движения общие |
подготовительные этапы развития понимания речи |
подготовительные этапы развития активной речи |
навыки и умения в процессах |
|
6 месяцев |
Знакомых людей узнает |
Проворачи-вает голову в сторону невидимого источника звука и находит его. По разному реагирует на спокойную и плясовые мелодии. |
Во время бодрствова-ния возникает комплекс оживления Громко смеется на эмоцио-нальное обращение, радуется другому ребенку |
Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки. |
Недолго лежит на животе, подняв корпус на выпрямлен-ных руках, не переворачи-вается со спины на живот. Рефлекс опоры сохранен, но быстро истощается. |
Гулит |
Во время кормления бутылочку не придерживает. |
||
№ 4. Мальчик Алеша, возраст 8 месяцев. В дом ребенка поступил из отделения недоношенных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 1,5 месяца. Матери 33 года, 1 беременность, курит. В женской консультации не наблюдалась. Роды преждевременные в 32-33 недель. Вес ребенка при рождении 1700,0 граммов, оценка по шкале Апгар 4-7 баллов. Послеродовый период без особенностей. При диагностике выявили:
Возраст |
Зрительно-ориентировочные реакции |
слуховые ориентировочные реакции |
эмоции и социальное поведение |
движения руки и действия с предметами |
движения общие |
подготовительные этапы развития понимания речи |
подготовительные этапы развития активной речи |
навыки и умения в процессах |
|
8 месяцев |
Знакомых людей узнает. Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого) |
Узнает го-лос близкого человека. Различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи. По разному реагирует на свое и чужое имя. |
Громко смеется на эмоцио-нальное обращение, радуется другому ребенку. Радуется воспитателям, психологу, берет у них из рук игрушку, гулит. На других детей внимание не обращает. |
Уверенно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается ими без учета свойств предмета. |
Переворачивается со спины на живот и обратно. Самостоятельно садиться, но встать не может. Переступает, держась за барьер. |
На вопрос «Где?» не находит предметы в знакомых местах, не выполняет ранее разученные действия. |
Начало лепета. |
Пьет из бутылки, которую сам держит, ест с ложки. |
|
№ 5. Мальчик Саша, возраст 6,5 месяцев. В детский дом ребенка поступил из детского отделения патологии новорожденных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 3 месяца. Матери 27 лет, беременность 4, роды 1, курит. В женской консультации стояла на учете с 12 недель. Течение беременности: I триместр - угроза прерывания, кольпит, ОРВИ, III триместр - водянка беременных. Роды срочные в 37-38 недель, оперативные (ягодичное предлежание), аспирация околоплодными водами, вес 3500,0 грамм, оценка по Апгар 4-7-8 баллов. Послеродовый период: без особенностей. При диагностике выявили:
Возраст |
Зрительно-ориентировочные реакции |
слуховые ориентировочные реакции |
эмоции и социальное поведение |
движения руки и действия с предметами |
движения общие |
подготовительные этапы развития понимания речи |
подготовительные этапы развития активной речи |
навыки и умения в процессах |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6,5 месяцев |
Узнает воспитателей, не реагирует на незнакомых. |
Проворачи-вает голову в сторону невидимого источника звука и находит его. Узнает го-лос близкого человека. Различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи
№ 6. Девочка Женя, возраст 8 месяцев. В детский дом ребенка поступил из детского отделения патологии новорожденных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 2,5 месяца. Матери 16 года, беременность 1. В женской консультации не наблюдалась, роды домашние (предположительно 38-39 недель). Вес ребенка 3000 грамм, кефалогематома левой теменной области, трещина левой теменной кости. Послеродовый период без особенностей. При диагностике выявили:
№ 7. Девочка Оля, возраст 7 месяцев. В дом ребенка поступил из отделения недоношенных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 3 месяца. Мама 18 лет, в анамнезе токсикомания, наркомания. Беременность 2, роды 1. В женской консультации на учете не стояла, роды преждевременные в 35-36 недели. Вес ребенка 2300,0 грамм, родился в тяжелой асфиксии, оценка по Апгар 2-5-7 баллов. Первые 5 суток находился на искусственной вентиляции легких. Послеродовый период: двухсторонняя пневмония, носитель гепатита «С». При диагностике выявили:
№ 8. Девочка Марина Н., возраст 7 месяцев. В детский дом ребенка поступил из детского отделения патологии новорожденных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 2,5 месяцев. Мама 28 лет, беременность 7, роды 4, курит, часто употребляет алкоголь. В консультации наблюдалась с 16 недель. Течение беременности: II триместр - анемия, микоплазмоз, III триместр - водянка беременных. Роды срочные в 40 недель, вес ребенка 3600,0 грамм, в родах тугое двукратное обвитие пуповины вокруг шеи с удушением, на пуповине истинный узел, тяжелая асфиксия, затрудненное выведение плечиков. Апгар 4-6-7 баллов. Послеродовый период: перелом правой ключицы, гипертензионно-гидроцефальный синдром. При диагностике выявили:
№ 9. Мальчик Сережа. Б., возраст 7 месяцев. В детский дом ребенка поступил из детского отделения патологии новорожденных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 3 месяца. Мама 25 лет, беременность 2 , роды 1. Наблюдалась в женской консультации с 8 недель. Течение беременности: I триместр - легкий гестоз, II триместр - анемия, гипотония, угроза прерывания беременности, III триместр - угроза преждевременных родов. Роды срочные в 37-38 недель, оперативные, отслойка нормально расположенной плаценты, кровопотеря 500 мл. Вес ребенка 2900,0 граммов, оценка по Апгар 6-8 балов. Послеродовый период: без особенностей. При диагностике выявили:
№ 10. Мальчик Сережа М., возраст 7 месяцев. В дом ребенка поступил из отделения недоношенных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 2 месяцев. Мама 31 год, беременность 11, роды 5, курит, регулярно употребляет алкоголь. По беременности не наблюдалась. В анамнезе пролеченный сифилис в 30 недель. Роды преждевременные 36-37 недель, вес ребенка 2100,0 граммов, оценка по Апгар 7-8 баллов. Послеродовый период: профлечение сифилиса 21 день. При диагностике выявили:
Из данных диагностики видно, что все дети отстают в психическом развитии в разной степени. Опираясь на теоретическую часть можно сделать вывод, что причиной этого отставания являются следующие факторы: патологии беременности такие как: инфекционные, вирусные, венерические заболевания матери во время беременности; алкоголизм и прием наркотиков женщиной и др. осложнения родов такие как: асфиксии, аспирация околоплодными водами, родовые травмы, кровотечения и др. 2. Выявление взаимосвязи между течением беременности и родов и отклонением психического развития детей 1 года жизни. 2.1. Анализ беременностей и родов матерей диагностируемых детей. Мы проанализировали выписки из роддомов всех диагностируемых детей, в которых было отражено течение беременности и родов их мам. Для удобства восприятия информации эти данные мы внесли в таблицу № 1. «Течение беременности и родов у матерей исследуемых детей» Таблица № 1. «Течение беременности и родов у матерей исследуемых детей»
Из данной таблицы мы видим, что беременность у мам исследуемых детей протекала с отклонениями. Из них: с акушерской патологией (100%), очень высокий процент наличия внутриутробных инфекций (60%) и различных зависимостей (70%).На учете по беременности стояли 60% женщин, из них половина встали только во 2 и 3 триместре. 40% женщин во время беременности не наблюдалась у врачей. Больше половины родов всех исследуемых детей приходится на преждевременные (60%). Среди срочных родов 20% - оперативные, путем экстренного кесарева сечения.
2.2. Выделение различных групп женщин в зависимости от течения беременности и родов.
По течению беременности и родов можно выделить 4 группы женщин. Данные приведены в таблице № 2. «Группы женщин, выделенные по течению беременности и родов». Таблица № 2. «Группы женщин, выделенные по течению беременности и родов».
Из данной таблицы видно, что количество женщин, наблюдавшихся во время беременности и родившие в срок и родивших раньше срока одинаково (30%). Такое же количество женщин, не наблюдавшихся во время беременности и родивших раньше срока. Женщины, которые не наблюдались в женской консультации и родили в срок составляют 10%.
2.3. Выделение уровней отклонений в развитии. Все полученные данные о психическом развитии детей мы соотнесли с нормой. По степени соответствия возрастным показателям всех диагностируемых детей мы разделили на 3 группы. Данные привели в таблице № 3 «Уровни отклонений в развитии». Таблица № 3. «Уровни отклонений в развитии».
Значительному уровню отклонений психического развития младенцев соответствует очень большое отставание от нормы (на 3 месяца и более) и количество показателей на 1 ребенка достаточно высокое (5 и более). Отставание от нормы при среднем уровне отклонений психического развития соответствует от 2 до 3 месяцев, и количество показателей снижается до 3. Незначительный уровень отставания в развитии составляет отставание от нормы от 1,5 месяцев до 2, количество показателей не должно превышать 3. Если сравнить количество детей, то можно придти к следующему выводу: количество детей со значительным уровнем и с незначительным уровнем одинаковое (30/30%), немного больше детей со средним уровнем отклонений в психическом развитии(40%).
2.4.Соотнесение уровней отклонений психического развития младенцев с течением беременности и родов. Мы соотнесли уровни отклонений психического развития младенцев с группами женщин, которые выделили в пункте 2.2. (см. таблица № 3). Наши данные мы занесли в таблицу № 4. «Зависимость уровней отклонений психического развития от течения беременности и родов». Таблица № 4. «Зависимость уровней отклонений психического развития от течения беременности и родов».
Незначительный уровень отклонений психического развития младенцев мы можем наблюдать только у I (стояли на учете, срочные роды) и III(стояли на учете, роды преждевременные) группы женщин, причем у первой он в два раза выше (соответственно 20%/10%). У I, III, IV группs женщин мы наблюдаем, средний уровень отклонений, при этом самый высокий у IV группы - 20%, а у I(стояли на учете, роды срочные) и III (стояли на учете, роды преждевременные) группы соответственно по 10%, в II группе женщин такие дети отсутствуют. Значительный уровень отклонений мы видим в II, III и IV группе женщин, при этом количество детей одинаковое (10%). Т.о. мы можем сказать, что даже при нормальном течении беременности и родов возможны отклонения в развитии ребенка, при этом процент выявленных отклонений увеличивается в ситуациях преждевременных родов, значительные отклонения в развитии ребенка однозначно диагностируются при отсутствии контроля за ходом беременности и осложненными родами.
3. Выводы: Подводя итоги нашего исследования, можно сделать следующие выводы: Во-первых, выявление отклонений психического здоровья у детей на первом году жизни возможно, и его необходимо проводить для оказания им своевременной психологической помощи и поддержки. Во-вторых, физическое и психическое здоровье малыша во многом зависит от протекания беременности и родов у женщин. В третьих, значительные отклонения происходят в результате отсутствия контроля за ходом беременности и осложненными родами. В четвертых, количество и степень различных отклонений в психическом и физическом здоровье младенца зависит то того, в каком сроке он родиться и насколько ответственно отнесется к своей беременности будущая мама. А в частности от того будет ли она наблюдаться у врачей или нет. Заключение. Нормальное течение беременности и родов очень важно для удовлетворительного физического и психического развития ребенка. От того насколько ответственно отнесется женщина к своей беременности, зависит будущее ее малыша. Целью данной работы являлось выявление отклонений психического развития у детей первого года жизни и выявление взаимосвязи между протеканием беременности и родов и психическим развитием ребенка первого года жизни. Данная цель требовала решения следующих задач: Провести диагностику психического развития младенцев. Выявить факторы, вызывающие отклонение в развитии. Проанализировать течение беременностей и родов у матерей исследуемых детей. Установить закономерности между течением беременности и родов и здоровьем малышей. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы. Анализ результатов исследований показал, что выявление отклонений психического развития младенцев возможна и необходима для оказания им своевременной психологической помощи и поддержки. Физическое и психическое здоровье малыша во многом зависит от протекания беременности и родов у женщин. Значительные отклонения происходят в результате отсутствия контроля за ходом беременности и осложненными родами. Количество и степень различных отклонений в психическом и физическом здоровье младенца зависит то того, в каком сроке он родиться и насколько ответственно отнесется к своей беременности будущая мама. А в частности от того будет ли она наблюдаться у врачей или нет. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что нормальное физическое и психическое развитие младенца обусловлено неосложненным, контролируемым течением беременности и родов получила подтверждение.
Литература. Авдеева Н.Н, Мещерякова С.Ю. Психология вашего младенца. - М., 1996. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. - М., 1985. Блонский П.П. Педология. - М., 2000. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - Сп-б., 2001. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонением в развитии. - М., 1989. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.-Л., 1983. Журба Л.Т. Неврологическое обследование новорожденного. - М., 1968. Журба Л.Т., Мастрюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей 1 года жизни. - М., 1981. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах. - М., 1986. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М., 2001. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М., 1985. Лич П. Младенец и ребенок. - М., 1988. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1996. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2000. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. - М., 2000. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития М., 1995. Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. - М., 1990. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до 7 лет). - М., 1960
|
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Основные этапы разработки и реализации управленческого решения |
Курсовая работа | Миграция рабочей силы |
Курсовая работа | Основные направления работы классного руководителя |
Курсовая работа | Аудит основных средств на примере ОАО "Дальтрубопроводстрой" |
Курсовая работа | Анализ финансового состояния страховой компании |
Курсовая работа | Исследование ценностных ориентаций старшеклассников |
Курсовая работа | Управление активами, пассивами и ликвидностью коммерческого банка |
Курсовая работа | Православное учение о Промысле Божием |
Курсовая работа | Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии |
Курсовая работа | Управление социальной сферой |
Курсовая работа | Системный подход в управлении |
Курсовая работа | Эффективность использования трудовых ресурсов в организации |
Курсовая работа | Факторы повышения эффективности управления организацией |
Курсовая работа | Проблема просроченной задолженности в банках |
Курсовая работа | Свободные экономические зоны в России |