46
Содержание
Введение
В последние десятилетия в связи с быстрым развитием автомобильного транспорта существенно обострились проблемы воздействия его на окружающую среду. Транспортно-дорожный комплекс является мощным источником загрязнения природной среды. Из 35 млн.т вредных выбросов 89% приходится на выбросы автомобильного транспорта и предприятий дорожно-строительного комплекса. Существенна роль транспорта в загрязнении водных объектов. Кроме того, транспорт является одним из основных источников шума в городах и вносит значительный вклад в тепловое загрязнение окружающей среды.
Автомобили сжигают огромное количество нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред окружающей среде, главным образом атмосфере. С каждым годом количество автотранспорта растет, а, следовательно, растет содержание в атмосферном воздухе вредных веществ. Постоянный рост количества автомобилей оказывает определенное отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека.
В данной работе мы бы хотели более подробно рассмотреть экологический аспект строительства и эксплуатации автомобильной дороги, выявить все источники загрязнений, оценить их воздействие на окружающую среду. Рассматривать этот вопрос мы будем применительно к природно-климатическим условиям Томской области.
1. Характеристика природно-климатических условий участка дороги
Таблица 1
Средняя температура воздуха по сезонам 2002 г. по Томской области, ° С
Населенные пункты |
Зима |
Весна |
Лето |
Осень |
|||||
|
ср. за мес. |
откл. от нормы |
ср. за мес. |
откл. от нормы |
ср. за мес. |
откл. от нормы |
ср. за мес. |
откл. от нормы |
|
Александрово |
-12 |
+5,1 |
2,2 |
+0,2 |
15,1 |
+0,2 |
2,9 |
-0,3 |
|
Каргасок |
-10,5 |
+6 |
3 |
-0,1 |
15,8 |
+0,3 |
3,9 |
+0,1 |
|
Парабель |
-10,2 |
+6,1 |
3,3 |
+0,1 |
15,7 |
+0,3 |
4,1 |
+0,1 |
|
Старица |
-9,3 |
+6,4 |
4,1 |
0 |
15,5 |
+0,1 |
4,4 |
+0,2 |
|
Средний Васюган |
-10,2 |
+5,6 |
3,8 |
+0,3 |
15,4 |
0 |
3,9 |
-0,5 |
|
Новый Васюган |
-9,5 |
+5,9 |
3,7 |
-0,4 |
15,2 |
-0,1 |
4,7 |
+0,4 |
|
Пудино |
-9 |
+6,6 |
4,1 |
-0,4 |
15,5 |
+0,1 |
4,4 |
0 |
|
Бакчар |
-8,5 |
+6,7 |
5 |
+0,2 |
16 |
+0,2 |
5,4 |
+0,8 |
|
Колпашево |
-9,6 |
+6,6 |
4 |
+0,6 |
16 |
+0,2 |
4,2 |
-0,1 |
|
Подгорное |
-8,8 |
+7,1 |
5 |
+1,3 |
16 |
+0,5 |
4,7 |
+0,4 |
|
Молчаново |
-8,5 |
+6,7 |
5,3 |
+0,9 |
16 |
+0,2 |
4,8 |
+0,3 |
|
Первомайское |
-8,2 |
+6,9 |
5,5 |
+0,9 |
16 |
+0,5 |
4,8 |
+0,2 |
|
Тегульдет |
-8,8 |
+7 |
4,9 |
+1,1 |
16 |
+0,6 |
4,2 |
+0,3 |
|
Томск |
-7,9 |
+6,7 |
5,8 |
+1,3 |
16 |
0 |
5,2 |
+0,4 |
|
Кожевниково |
-7,4 |
+7,3 |
6,1 |
+0,8 |
16 |
+0,3 |
6,3 |
+1,1 |
|
Средние годовые скорости ветра по области -- 3-4 м/с; преобладают юго-западные и южные ветры. В долинах крупных рек (Обь, Томь) повторяемость скоростей ветра 4-7 м/с составляет 28 %, что создает наиболее суровые зимние условия.
Годовое количество осадков составляет 450-590 мм, из них 66-78 % выпадает в жидком виде, а остальные -- в твердом. Средняя высота снежного покрова -- 60-80 см, снег держится на севере 183-201, на юге -- 178-180 дней. Суммарное количество осадков в Томской области по сезонам представлено в таблице 2. Повсеместно развита сезонная мерзлота. Глубина промерзания грунтов изменяется от 0,5-0,6 м на торфяниках до 3,5 м на песках; в среднем она составляет 1-2 м.
Таблица 2
Сумма осадков по сезонам 2002 г, по Томской области, мм
Населенные пункты |
Зима |
Весна |
Лето |
Осень |
|||||
|
сумма за месяц |
% от нормы |
сумма за месяц |
% от нормы |
сумма за месяц |
% от нормы |
сумма за месяц |
% от нормы |
|
Александрово |
153 |
139 |
61 |
88 |
250 |
106 |
118 |
120 |
|
Каргасок |
130 |
123 |
80 |
118 |
244 |
109 |
127 |
144 |
|
Парабель |
201 |
205 |
51 |
71 |
221 |
99 |
161 |
185 |
|
Старица |
213 |
182 |
59 |
78 |
225 |
98 |
98 |
110 |
|
Средний Васюган |
199 |
135 |
49 |
58 |
216 |
91 |
164 |
152 |
|
Новый Васюган |
205 |
137 |
56 |
67 |
268 |
109 |
107 |
96 |
|
Пудино |
201 |
183 |
60 |
82 |
255 |
111 |
116 |
132 |
|
Бакчар |
196 |
194 |
55 |
77 |
273 |
121 |
72 |
82 |
|
Колпашево |
185 |
155 |
57 |
72 |
286 |
131 |
114 |
120 |
|
Подгорное |
132 |
120 |
57 |
80 |
307 |
143 |
74 |
79 |
|
Молчаново |
210 |
181 |
104 |
149 |
263 |
126 |
84 |
97 |
|
Первомайское |
179 |
153 |
91 |
142 |
237 |
128 |
67 |
76 |
|
Тегульдет |
238 |
142 |
69 |
87 |
216 |
100 |
93 |
89 |
|
Томск |
268 |
145 |
91 |
111 |
267 |
121 |
71 |
68 |
|
Кожевниково |
197 |
166 |
99 |
152 |
210 |
114 |
72 |
85 |
|
Общий запас древесины в области составляет 2609,0 млн. м3, в том числе спелых и перестойных -- 1640,21 млн. м3 (62,8 %).
В 2002 г. зарегистрировано 135 лесных пожаров (произошло уменьшение количества лесных пожаров на 29 % по сравнению с 2001 г.). Лесная площадь, подверженная пожарам, составила 1,08 тыс. га (произошло сокращение на 40 %). Динамика лесных пожаров представлена в табл. 3 . Ежегодно лесными пожарами уничтожается 0,1--1,2 % расчетной лесосеки. Таким образом, пожары являлись основным фактором, влияющим на состояние древесных ресурсов, несмотря на то, что за рассмотренный период они нанесли определенный ущерб.
Таблица 3
Динамика лесных пожаров в Томской области
Показатели |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
|
Число лесных пожаров |
236 |
437 |
544 |
347 |
191 |
135 |
|
Лесная площадь, пройденная пожарами, тыс. га |
1,179 |
30,800 |
27,3 |
2,8 |
1,8 |
1,1 |
|
Сгорело и повреждено леса на корню, тыс. м3 |
15,5 |
380,0 |
605,9 |
115,8 |
33,6 |
12,9 |
|
В целом по Томской области потребление древесины носит неистощающий характер: показатели потоков использования значительно ниже объемов устойчивого прироста.
Леса Томской области оказывают значительное воздействие на состояние окружающей среды и играют огромную роль в системе использования природных ресурсов территории области, обеспечивая разнообразные потребности людей. Они служат не только сырьевой базой лесной и лесоперерабатывающей промышленности, но являются и одним из основных элементов рекреационного потенциала, средой обитания человека, регулируют и очищают водные стоки; эффективно предотвращают эрозию земель, сохраняют и повышают плодородие почв, наиболее полно сберегают генетическое разнообразие биосферы, обогащают атмосферу кислородом и предохраняют воздушный бассейн от загрязнения, в значительной степени формируют климат.
Охотничье-промысловые животные
Общий список охотничье-промысловых животных включает 28 видов млекопитающих и 38 видов птиц. Достаточно развита и популярна у населения охота на копытных, медведей, зайцев, на боровую и водоплавающую дичь и пушных зверей. В последние годы в угодьях Томской области все чаще встречаются дикие кабаны, группы и отдельные особи которых заходят из сопредельных районов Новосибирской области.
Добыча охотничье-промысловых животных ведется штатными охотниками и охотниками-любителями. Нормы изъятия (отстрела) устанавливаются согласно учетным данным по каждому из видов животных. Добыча лицензионных видов проводится согласно инструкции, утвержденной Главохотой РФ, и методических рекомендаций ЦНИГ Главохоты по согласованию с областными природоохранными органами и обществами охотников.
При незначительной плотности населения, охотничьи угодья Томской области достаточно обширны, разнообразны и составляют более 30 млн. га.
На основании данных охотуправления Томской [18] области, в целом наблюдается увеличение численности бурого медведя, выдры, соболя, бобра. Зарегистрирована относительная стабилизация численности волка, лисицы, рыси, росомахи, горностая, ондатры, зайца-беляка и белки. Наблюдалось снижение численности сибирской косули и лося. Численность водоплавающей и боровой дичи в Томской области находится на стабильно высоком уровне.
По данным охотуправления Томской области, ежегодно изымается менее 15 % численности охотничье-промысловых животных, но на локальных территориях возможно уменьшение популяций животных за счет перепромысла и трансформации среды обитания в процессе хозяйственной деятельности.
Рыбные ресурсы
Общий рыбохозяйственный фонд Томской области составляет около 500 тыс. га (1,6 % всего земельного фонда) и включает речную систему, пойменные и материковые озера, а также несколько сотен гектаров прудов. Среди этих разнообразных типов водоемов наибольшее значение в формировании рыбных запасов имеет р. Обь и ее пойменные озера, а также нижние участки крупных притоков (рек Томь, Чулым, Кеть, Васюган, Тым).
В последние годы естественные условия водоемов Томской области в целом благоприятны для формирования запасов озерно-речных рыб, составляющих основу рыбного промысла. Общие промысловые запасы находятся примерно на одном уровне, однако состояние запасов отдельных видов рыб в значительной степени колеблется в связи с достижением промысловых размеров поколений рыб различной «урожайности», а численность каждого поколения зависит главным образом от гидрологического и температурного режимов в период нереста, развития икры и личинок.
В Томской области запасы плотвы, ельца, карася, окуня и налима стабильны, промысловые запасы щуки и леща в течение двух последних лет находятся на высоком уровне. Основные запасы полупроходных рыб (нельма, муксун и пелядь) интенсивно осваиваются в Тюменской области и ее национальных округах. На долю Томской области приходится всего 4--6 % величины общего промыслового изъятия этих рыб. Из местных видов рыб особо ценной является стерлядь, но доля ее в общих промысловых уловах невелика (около 0,3 %).
За последние четыре года промысловые запасы щуки увеличились в 1,3 раза, язя -- в 2 раза, ельца -- в 1,5 раза. Последнее десятилетие характеризуется резким ростом численности леща. В Чулыме он стал доминирующим видом, причем его доля в общей ихтиомассе значительно превзошла численность других, ранее доминирующих видов рыб (язя, щуки, плотвы, окуня). Его годовые уловы на севере Томской области в последние годы составляют в среднем 100 т, при этом промысловые запасы используются всего на 25--50 %. По-прежнему очень низка численность муксуна, поднимающегося на нерест.
Один из полупроходных видов рыб Оби (осетр), в связи с катастрофическим состоянием запасов, уже внесен в Красную Книгу Российской Федерации.
- государственные памятники природы -- широко распространенный с начала XX в. тип охраняемых природных территорий. Памятники природы -- уникальные, невосполнимые, имеющие экологическую, культурную и эстетическую ценность, природные комплексы и объекты, как естественного, так и искусственного происхождения. Памятниками природы могут стать самые разнообразные объекты природы. Например, в Томской области в их числе -- обнажение горных пород, участки реликтовых видов древесных пород, родники, месторождения лечебных грязей, поселения муравьев и т. д.
На территории Томской области находятся 145 памятников природы (см. табл. 4).
Таблица 4
Памятники природы Томской области
Населенные пункты |
Геологи-ческие |
Водные |
Ботани-ческие |
Зоологи-ческие |
Всего |
|
Александровский р-н |
-- |
1 |
-- |
-- |
1 |
|
Асиновский р-н |
3 |
2 |
4 |
1 |
10 |
|
Бакчарский р-н |
-- |
-- |
1 |
1 |
2 |
|
Верхнекетский р-н |
-- |
-- |
1 |
-- |
1 |
|
Зырянский р-н |
-- |
-- |
6 |
-- |
6 |
|
Каргасокский р-н |
2 |
3 |
4 |
-- |
9 |
|
Кожевниковский р-н |
4 |
-- |
9 |
-- |
13 |
|
Колпашевский р-н |
-- |
3 |
1 |
-- |
4 |
|
Кривошеинский р-н |
-- |
-- |
1 |
-- |
1 |
|
Молчановский р-н |
-- |
2 |
2 |
-- |
4 |
|
Парабельский р-н |
-- |
-- |
2 |
-- |
2 |
|
Первомайский р-н |
-- |
1 |
1 |
-- |
2 |
|
Тегульдетский р-н |
-- |
1 |
1 |
-- |
2 |
|
Томский р-н |
11 |
8 |
46 |
4 |
69 |
|
Чаинский р-н |
-- |
-- |
2 |
-- |
2 |
|
Шегарский р-н |
-- |
1 |
5 |
-- |
6 |
|
г. Томск |
1 |
4 |
6 |
-- |
11 |
|
г. Кедровый |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
|
г. Стрежевой |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
|
Итого: |
21 |
26 |
92 |
6 |
145 |
|
- Сибирский ботанический сад ТГУ -- это территория площадью 0,128 тыс. га, на которой сохраняются искусственно созданные в целях обогащения растительного мира специальные коллекции растений, а также осуществляется научная, учебная и просветительная деятельность. На территории ботанических садов запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов. Сибирский ботанический сад ТГУ, основанный в 1885 г. П. Н. Крыловым, охраняется законом. Это первый ботанический сад азиатской части СССР. В настоящее время Сибирский ботанический сад -- самый известный ботанико-интродукционный центр, располагающий богатейшими растительными фондами. Здесь имеется уникальный оранжерейно-тепличный комплекс с фондом тропических и субтропических растений более 2 тыс. видов. Ботанический сад служит базой для научно-исследовательских работ.
- ООПТ рекреационного назначения -- 1,15 тыс. га.
На юге Томской, на севере Новосибирской и северо-востоке Омской областей находится уникальное по своим размерам и составу Большое Васюганское болото, которое является самым крупным болотом в мире (около 5 млн. га). Оно является областью формирования водосборов гидросети бассейнов рек Оби и Иртыша, выполняет водорегулирующую функцию в ландшафтной системе, является стратегическим источником и хранилищем чистой пресной воды и огромным природным фильтром-поглотителем пыли и разного рода химических загрязнителей атмосферы. В настоящее время ведется работа по образованию в восточной части Большого Васюганского болота государственного межрегионального ландшафтного заказника федерального значения с целью придания этой территории международного статуса.
2. Влияние строительства автомобильной дороги на окружающую среду
Процесс загрязнения
Среди всех видов транспорта автомобильный наносит наибольший ущерб окружающей среде.
На сегодняшний день российское автомобилестроение отстает в техническом отношении от мирового уровня. В серийном производстве находятся автомобили, которые проектировались 20-30 лет назад. Технологический уровень производства не позволяет достичь требуемой точности сборки и обработки деталей. Свой вклад в загрязнение ОС вносит низкое качество топлива: около 70% - этилированного бензина.
Основными источниками загрязнения воздушной среды автомобилей являются отработавшие газы ДВС, картерные газы, топливные испарения.
Двигатель внутреннего сгорания - это тепловой двигатель, в котором химическая энергия топлива преобразуется в механическую работу. По виду применяемого топлива ДВС подразделяют на двигатели, работающие на бензине, газе и дизельном топливе. По способу воспламенения горючие смеси ДВС бывают с воспламенением от сжатия (дизели) и с воспламенением от искровой свечи зажигания.
Дизельное топливо представляет собой смесь углеводородов нефти с температурами кипения от 200 до 3500С. Дизельное топливо должно иметь определенную вязкость и самовоспламеняемость, быть химически стабильным, при сгорании иметь минимальную дымность и токсичность. Для улучшения этих свойств в топлива вводят присадки, антидымные или многофункциональные.
Загрязняющие вещества
Отходящие газы двигателей содержат сложную смесь, из более чем двухсот компонентов, среди которых немало канцерогенов (приложение, таблица 1). Основным параметром, влияющим на интенсивность загрязнения окружающей среды является тип двигателя автомобиля. В таблице 5 указаны виды выбросов загрязняющих веществ от различных типов двигателей автомобилей.
Таблица 5
Основные виды выбросов загрязняющих веществ от различных типов двигателей автомобилей.
Тип двигателя |
Топливо |
Основные виды загрязнений |
Примеры |
|
Четырехтактный двигатель внут-реннего сгорания |
Бензин |
Углеводороды, ок-сид углерода, окси-ды азота |
Автомобили, авто-бусы, самолеты, мотоциклы |
|
Двухтактный двигатель внутренне-го сгорания |
Бензин (с добавлени-ем масла) |
Углеводороды, ок-сид углерода, оксид азота, твердые веще-ства |
Мотоциклы вспо-могательные мото-ры |
|
Дизель |
Лигроин |
Оксиды азота, твер-дые вещества |
Автобусы, тракто-ра, машины, поезда |
|
Образование токсичных веществ - продуктов неполного сгорания и окислов азота в цилиндре двигателя в процессе сгорания происходит принципиально различными путями. Первая группа токсичных веществ связана с химическими реакциями окисления топлива, протекающими как в предпламенный период, так и в процессе сгорания - расширения. Вторая группа токсичных веществ образуется при соединении азота и избыточного кислорода в продуктах сгорания. Реакция образования окислов азота носит термический характер и не связана непосредственно с реакциями окисления топлива.
К основным токсичным выбросам автомобиля относятся: отработавшие газы (ОГ), картерные газы и топливные испарения. Отработавшие газы, выбрасываемые двигателем, содержат окись углерода (СО), углеводороды (СХHY), окислы азота (NOX), бенз(а)пирен, альдегиды и сажу. Картерные газы - это смесь части отработавших газов, проникшей через неплотности поршневых колец в картер двигателя, с парами моторного масла. Топливные испарения поступают в окружающую среду из системы питания двигателя: стыков, шлангов и т.д. Распределение основных компонентов выбросов у карбюраторного двигателя следующее: отработавшие газы содержат 95% СО, 55% СХHY и 98% NOX, картерные газы по - 5% СХHY, 2% NOX, а топливные испарения - до 40% СХHY. Основными токсичными веществами - продуктами неполного сгорания являются сажа, окись углерода, углеводороды, альдегиды.
Количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, зависит от целого ряда ф акторов. На выбросы оксида углерода значительное влияние оказывает рельеф дороги и режим движения автомаши-ны. Так, например, при ускорении и торможении в отработавших газах увели-чивается содержание оксида углерода почти в 8 раз. Минимальное количество оксида углерода выделяется при равномерной скорости автомобиля 60 км/ч. Выбросы оксидов азота максимальны при отношении воздух - топливо 16:1.
Таким образом, значения выбросов вредных веществ в отработавших га-зах автотранспорта зависят от целого ряда факторов: отношения в смеси возду-ха и топлива, режимов движения автотранспорта, рельефа и качества дорог, технического состояния автотранспорта и др. Состав и объёмы выбросов зави-сят также от типа двигателя. Выбросы основных загрязняющих ве-ществ значительно ниже в дизельных двигателях. Поэтому принято считать их более экологически чистыми. Однако дизельные двигатели отличаются повышенными выбросами сажи, образующейся вследствие перегрузки топлива. Сажа насыще-на канцерогенными углеводородами и микроэлементами; их выбросы в атмо-сферу недопустимы.
Воздействие на человека
В связи с тем, что отработавшие газы автомобилей поступают в нижний слой атмосферы, а процесс их рассеяния значительно отличается от процесса рассеяния высоких стационарных источников, вредные вещества находятся практически в зоне дыхания человека. Поэтому автомобильный транспорт сле-дует отнести к категории наиболее опасных источников загрязнения атмосфер-ного воздуха вблизи автомагистралей.
Вредные токсичные выбросы можно разделить на регламентированные и нерегламентированные. Они действуют на организм человека по-разному. Вредные токсичные выбросы: СО, NOX, CXHY, RXCHO, SO2, сажа, дым.
Угарный газ и окислы азота, столь интенсивно выделяемые на первый взгляд невинным голубоватым дымком глушителя автомобиля - вот одна из основных причин головных болей, усталости, немотивированного раздражения, низкой трудоспособности. Сернистый газ способен воздействовать на генетический аппарат, способствуя бесплодию и врожденным уродствам, а все вместе эти факторы ведут к стрессам, нервным проявлениям, стремлению к уединению, безразличию к самым близким людям. В больших городах также более широко распространены заболевания органов кровообращения и дыхания, инфаркты, гипертония и новообразования. По расчетам специалистов, «вклад» автомобильного транспорта в атмосферу составляет до 90% по окиси углерода и 70% по окиси азота.
Чувствительность населения к действию загрязнения атмосферы зависит от большого числа факторов, в том числе от возраста, пола, общего состояния здоровья, питания, температуры и влажности и т.д. Лица пожилого возраста, дети, больные, курильщики, страдающие хроническим бронхитом, коронарной недостаточностью, астмой, являются более уязвимыми.
Свинцовое загрязнение
Главным загрязнителем атмосферного воздуха свинцом в Российской Федерации в настоящее время является автотранспорт, использующий этилированный бензин: от 70 до 87 % общей эмиссии свинца по различным оценкам [7]. Оксиды свинца возникают в ОГ карбюраторных двигателей, когда используется этилированный бензин, чтобы увеличить октановое число для уменьшения детонации. При сжигании одной тонны этилированного бензина в атмосферу вы-брасывается приблизительно 0,5-0,85 кг оксидов свинца [4].
Радикальный метод борьбы с загрязнением окружающей среды свинцом выбросами автомобильного транспорта - отказ от использования этилированных бензинов.
Оксиды свинца накапливаются в организме человека, попадая в него через животную и растительную пищу. Свинец и его соединения относятся к классу высокотоксичных веществ, способных причинить ощутимый вред здоровью человека. Свинец влияет на нервную систему, что приводит к снижению интеллекта, а также вызывает изменения физической активности, координации, слуха, воздействует на сердечно-сосудистую систему, приводя к заболеваниям сердца. Свинцовое отравление (сатурнизм) занимает первое место среди профессиональных интоксикаций.
Содержание свинца в растениях, которые растут около дорог, зависит от расстояния растения до дороги. Норма РЬ в Европе - 10 мг РЬ в 1 кг травы.
Распространение и трансформация автомобильных выбросов
Автомобильные выбросы распространяются и трансформируются в атмосфере по определенным закономерностям. Так, твердые частицы размером более 0,1 мм оседают на подстилающих поверхностях в основном из-за действия гравитационных сил.
Частицы, размер которых менее 0,1 мм, a также газовые примеси в виде CO, СХНУ, NOX, SOX распространяются в атмосфере под воздействием процессов диффузии. Они вступают в процессы физико-химического взаимодействия между собой и с компонентами атмосферы, и их действие проявляется на локальных территориях в пределах определенных регионов.
В этом случае рассеивание примесей в атмосфере является неотъемлемой частью процесса загрязнения и зависит от многих факторов.
Компоненты вредных выбросов с повышенной реакционной способностью, попадая в свободную атмосферу, взаимодействуют между собой и компонентами атмосферного воздуха. При этом различают физическое, химическое и фотохимическое взаимодействия.
Углеводороды в атмосфере подвергаются различным превращениям (окислению, полимеризации), взаимодействуя с другими атмосферными загрязнениями, прежде всего под действием солнечной радиации. В результате этих реакций образуются перекиси, свободные радикалы, соединения с оксидами азота и серы.
В свободной атмосфере сернистый газ (SО2) через некоторое время окисляется до сернистого ангидрида (SОз) или вступает во взаимодействие с другими соединениями, в частности углеводородами. Окисление сернистого ангидрида в серный происходит в свободной атмосфере при фотохимических и каталитических реакциях. В обоих случаях конечным продуктом является аэрозоль или раствор серной кислоты в дождевой воде.
B сухом воздухе окисление сернистого газа происходит крайне медленно. В темноте окисления SO2 не наблюдается. При наличии в воздухе оксидов азота скорость окисления сернистого ангидрида увеличивается независимо от влажности воздуха.
Сероводород и сероуглерод при взаимодействии с другими загрязнителями подвергаются в свободной атмосфере медленному окислению до серного ангидрида. Сернистый ангидрид может адсорбироваться на поверхности твердых частиц из окислов металлов, гидрооксидов или карбонатов и окисляться до сульфата.
Соединения азота, поступающие в атмосферу от объектов АТК, представлены в основном NO и NO2. Выделяемый в атмосферу моноксид азота под воздействием солнечного света интенсивно окисляется атмосферным кислородом до диоксида азота. Кинетика дальнейших превращений диоксида азота определяется его способностью поглощать ультрафиолетовые лучи и диссоциировать на моноксид азота и атомарный кислород в процессах фотохимического смога.
Фотохимический смог - это комплексная смесь, образующаяся при воздействии солнечного света из двух основных компонентов выбросов автомобильных двигателей - NO и углеводородных соединений. Другие вещества (SO2), твердые частицы также могут участвовать в смоге, но не являются основными носителями высокого уровня окислительной активности, характерной для смога.
Формирование смога и образование оксиданта обычно останавливается при прекращении солнечной радиации в темное время суток и дисперсии реагентов и продуктов реакции.
Выводы
Загрязнители воздуха, непосредственно продуцируемые автомобилями, такие как окись углерода, оксиды азота, углеводороды или свинец, главным образом накапливаются по соседству с источниками загрязнения, т.е. вдоль шоссейных дорог, улиц, в тоннелях, на перекрестках и пр. Часть загрязнителей транспортируется на большие расстояния от места эмиссии, трансформируется в процессе переноса. Двуокись углерода и другие газы, например, обладающие парниковым эффектом, распространяются на всю атмосферу, вызывая глобальные геоэкологические воздействия.
В поверхностные водоёмы со сточными водами автотранспортного комплекса и от ливневой канализации поступают, в основном, нефтепродукты и взвешенные вещества. В поверхностных стоках с проезжей части автомобильных дорог содержатся, кроме взвешенных частиц и нефтепродуктов, тяжёлые металлы (свинец, кадмий и др.) и хлориды, которые в зимний период применяются для борьбы с гололёдом. В среднем годовой сброс хлоридов за пределы дорог со стоками и снегом составляет около 500 тыс. т. кроме того, в окружающую среду поступает ежегодно около 35 тыс. т сажевых частиц в результате истирания автомобильных шин на дорогах [12].
Загрязнение воздуха ухудшает качество среды обитания всего населения придорожных территорий и контрольные санитарные и природоохранные органы обоснованно обращают на него первооче-редное внимание. Однако распространение вредных газов имеет все же кратковременный характер и с уменьшением или прекращением движения также снижается. Все виды загрязнения воздуха через срав-нительно короткое время переходят в более безопасные формы.
Загрязнение поверхности земли транспортными и дорожны-ми выбросами накапливается постепенно, в зависимости от числа проходов транспортных средств и сохраняется очень долго даже после ликвидации дороги. Для будущего поколения транс-портное загрязнение почвы останется тяжелым наследством про-шлого. Не исключено, что при ликвидации построенных нами дорог загрязненную неокислившимися металлами почву придется убирать с поверхности.
Накапливающиеся в почве химические элементы, особенно металлы, охотно усваиваются растениями и через них по пищевой цепи переходят в организм животных и человека. Часть их рас-творяется и выносится стоковыми водами, попадает затем в реки, водоемы и уже через питьевую воду также может оказаться в ор-ганизме человека. Действующие нормативные документы требуют пока сбора и очистки стоков только в городах и водоохранных зонах. Учет транспортного загрязнения почвы и водоемов на тер-ритории прилегающей к дороге, необходим при проектировании дорог 1 и 2 экологического класса для оценки состава загрязнения почвы сельско-хозяйственных и селитебных земель, а также для проектирования очистки дорожных стоков.
Наиболее распространенным и токсичным транспортным за-грязнителем, считается свинец. Он относится к распространенным элементам: его среднемировой кларк (фоновое содержание) в поч-ве считается 10 мг/кг. Примерно такого же уровня достигает содержание свинца в растениях (на сухую массу). Общесанитарный показатель ПДК свинца в почве с учетом фона - 32 мг/кг.
По некоторым данным содержание свинца на поверхности почвы на краю полосы отвода обычно составляет до 1000 мг/кг, но в пыли городских улиц с очень большим движением может быть в 5 раз больше. Большинство растений легко переносят по-вышенное содержание в почве тяжелых металлов, только при со-держании свинца более 3000 мг/кг возникает заметное угнетение. Для животных опасность вызывает уже 150 мг/кг свинца в пище.
В США в конце 70-х годов были опубликованы данные иссле-дований, свидетельствующие, что в каждом погонном метре защит-ной полосы шириной 100 м дороги с интенсивностью движения 90 тыс. авт./сут за 10 лет эксплуатации аккумулировалось 3 кг свинца [29]. Это послужило действенным аргументом в пользу ограничения при-менения свинцовых добавок. По данным, полученным в Голландии, при общем фоновом содержании свинца в траве 5 мг/кг сухого веса, на обочинах его оказалось в 40 раз, а на разделительной полосе - в 100 раз больше [31]. Эти данные дали основание запретить использова-ние дня фуража травы в полосе 150 м от автомагистралей.
Согласно выполненных латвийскими учеными замеров кон-центрация металлов в почве на глубине 5-10 см вдвое меньше, чем в поверхностном слое до 5 см. Наибольшее количество отложений обнаружено на расстоянии 7-15 м от края проезжей части. Уста-новлено, что через 25 м концентрация снижается примерно вдвое и через 100 м приближается к фоновой [12]. Учитывая, однако, что до половины свинцовых частиц не выпадает сразу на землю, разно-сится с аэрозолями, выбросы свинца, хоть и в меньшей концен-трации, могут откладываться на больших расстояниях от дороги.
По данным ряда наблюдений из общего количества выбросов твердых частиц, включая металлы, примерно 25 % остается до смыва на проезжей части, 75 % распределяется на поверхности прилегающей территории, включая обочины. В зависимости от конструктивного профиля и площади покрытия в сточные дожде-вые или смывные воды попадает от 25 % до 50 % твердых частиц [12].
В странах с высоким уровнем автомобилизации озабочен-ность вызывает загрязнение придорожной полосы остатками ава-рий, выброшенными старыми автомобилями. Только во Франции их число в 70-х годах достигало 1-1,5 млн. в год. Наряду с уборкой придорожной полосы за счет эксплуатационного финансирования установлены высокие штрафы за покинутый автомобиль. Очень жестко наказывается и выбрасывание на дорогах банок, бутылок и другого мусора. Конечно, результа-тивность борьбы с загрязнением придорожных земель пользова-телями дороги зависит от общего порядка и качества содержания. Известно, например, что в США средние по штатам расходы на уборку дорог от мусора достигают 1 млн. долларов в год.
Загрязнение водных объектов
Загрязнение водных объектов происходит вследствие попа-дания транспортных выбросов на поверхность земли в бассейнах стока, в подземные воды и непосредственно в открытые водоемы. Из распространенных выбросов наи-большее беспокойство вызывает попадание в воду нефтепродук-тов. Первые признаки в виде отдельных цветных пятен появляют-ся уже при разливе 4 мл/м2 (толщина пленки - 0,004-0,005 мм). При наличии 10- 50 мл/м2 пятна приобретают серебристый отблеск, а более 80 мл/м2 - яркие цветные полосы. Сплошная тусклая пленка возникает при разливе более 0,2 л/м2, а при 0,5л/м2 - она приобре-тает темный цвет [7].
Как теоретическое, так и натурное исследования переноса и рассеяния примесей, выбрасываемых потоком движущихся автомобилей и вносимых воздушным потоком в растительные массивы, представляют существенные сложности, обусловленные случайным характером появления автомобилей и нестационарностью процесса. В пространственной области рассматривается протяженный участок односторонней однорядной дороги. Предполагается, что скорости движения автомобилей по автотрассе одинаковы и постоянны.
Появление автомобилей в начале трассы является случайным и представляет собой простейший поток событий с постоянной интенсивностью. Трасса обдувается горизонтальным потоком воздуха, направленным перпендикулярно дороге; предполагается, что скорость воздушного потока постоянна и не зависит от расположения и характеристик автомобилей. Концентрация примеси в произвольной точке зависит от объема отработанных газов, выбрасываемых всеми автомобилями, одновременно находящимися на рассматриваемом участке и являющихся подвижными точечными источниками загрязнения с постоянной интенсивностью.
Основная часть воздушных масс обтекает препятствие в виде лесного массива, при этом внутрь леса попадает незначительная часть этого потока. Газообразная примесь, заносимая ветром вглубь леса, начинает дрейфовать со значительно меньшей скоростью, нежели в основном потоке. В результате лес начинает играть роль накопителя загрязняющего вещества, удерживающего его даже в том случае, когда внешний относительно чистый поток воздуха уносит все примеси из окружающего лес пространства. Смена направления ветра приводит к выносу накопленных примесей из леса, играющего теперь роль вторичного источника загрязнения.
Результаты расчетов показывают [8], что лес способен первоначально играть роль накопителя загрязняющего вещества, в дальнейшем превращающегося во вторичный источник загрязнения. Интенсивность такого вторичного источника загрязнения ниже, чем первоначального, однако продолжительность воздействия может быть значительной, в зависимости от размеров и характеристик леса, времени накопления примесных веществ при обдувании загрязненным потоком.
Как известно зеленые насаждения играют роль естественного фильтра. Они очищают воздух от вредных примесей. Более активными фильтрами являются деревья, устойчивые к загрязнению, с большой листовой поверхностью и большим объемом газопоглощения и осаждения пыли.
Наименее газоустойчивы растения, произрастающие на бедных кислых и влажных почвах. Так при поступлении в хвою сосны с воздухом небольшого количества промышленных газов, она не справляется с их переработкой и отравляется ими. В то же время, сосна крымская, которая привыкла к богатой известковой почве, справляется с переработкой вредных газов.
Оценка газоустойчивости растений производится по пятибалльной шкале (табл. 6):
1 - очень устойчивые
2 - устойчивые
3 - относительно устойчивые
4 - малоустойчивые
5 - неустойчивые
Таблица 6
Оценка газоустойчивости растений
балл |
древесно - кустарниковые растения |
|
1 |
акация белая, бересклет, боярышник, ива белая, лох узколистный, сосна эльдарская, тополь канадский, шелковица, шиповник |
|
2 |
абрикос, бузина черная, вяз, дуб, жимолость, калина, клен, крушина, липа (крупнолистая), лох серебристый, можжевельник, платан западный, рябина, сирень, слива, тополь, яблоня, ясень |
|
3 |
береза пушистая, бук, граб, клен остролистый, крыжовник, липа мелколистая, орех, осина, пихта кавказская |
|
4 |
барбарис обыкновенный, береза бородавчатая, береза повислая, ель, пихта |
|
5 |
лиственница, сосна |
|
3. Влияние эксплуатации автомобильной дороги на окружающую среду
Водная среда загрязняется в основном нефтью и нефтепродуктами. ПДК нефти и нефтепродуктов 0,1-0,3 мг/л. Расчетная оценка водных загрязнений выполняется в сле-дующих случаях.
1. Для нахождения границ полосы непосредственных воздей-ствий - защитной полосы в водоохранных зонах и других местах, где требуется сбор и очистка стоков.
2. Для расчета сооружений сбора и очистки стока.
3. Для определения суммарной степени загрязнений поверх-ностных и грунтовых вод.
Для расчета объемов водной части стока с выделенных площа-дей водосбора используется общепринятая методика расчета расхода незарегулированных водотоков с 95 % обеспеченностью по данным гидрометслужбы или по указаниям СНиП 2.01.14-83. Методика описана в Рекомендациях ГипроДорНИИ. Существенные трудности вызывает расчет количества смываемых стоками выбросов. Специальных комплексных исследований, кото-рые учитывали бы влияние и автомобильных и дорожных факторов, не проводилось, поэтому приходится принимать состав стоков по имеющимся справочным данным.
Для укрупненных расчетов по дорогам высокой интенсивно-сти движения рекомендовано принимать следующий состав за-грязнений (табл.7)
Таблица 7
Состав загрязнений на дорогах высокой интенсивно-сти движения
Наименование
|
Количество мг/л |
||
|
в дождевых водах |
в талых водах |
|
Взвешенные вещества |
1300 |
2700 |
|
Эфирорастворимые вещества |
60 |
65 |
|
Свинец |
0,28 |
0,30 |
|
Нефтепродукты |
24 |
26 |
|
При загрязнении воздушной среды следует исходить из сложившейся ситуации, учитывая фоновые уровни загрязнения, существующие локальные источники загрязнения и перспективы их изменения на прогнозный период. На основе этих данных возможно проведение осмысленных оценок, позволяющих определить вклад нового объекта (в данном случае - автомобильной дороги) в загрязнение атмосферы, определение порядка выполнения необходимых природоохранных мероприятий. В связи с этим необходимо рассмотреть вопросы, связанные с фоновыми концентрациями загрязняющих веществ, с оценкой воздействия движения, и с общим воздействием при эксплуатации дороги, исходя из рассмотренных природно-климатических условий на прогнозный период.
Оценка по концентрации оксида углерода
Загрязнение атмосферного воздуха отработавшими газами автомобилей удобно оценивать по концентрации окиси углерода, мг/м3.
Формула оценки концентрации углерода (Ксо) используется для расчетов в Киевском и Харьковском автомобильно-дорожных институтах (Бегма и др., 1984; Шаповалов, 1990).
Ксо = (0,5+0,01N х Кт)х Ка х Ку х Кс х Кв х Кп
где 0,5 - фоновое загрязнение атмосферного воздуха не транспортного происхождения, мг/м3;
N - суммарная интенсивность движения автомобилей на городской дороге, автомобилей в час;
Кт - коэфициент токсичности автомобилей по выбросам в атмосферный воздух СО. Коэфициент токсичности автомобилей определяется как средневзвешенный для потока автомобилей по формуле:
Кт = Рi Кп,
Рi - состав движения в долях единиц. Значение Кп определяется по таблице;
Ка - коэфициент, учитывающий аэрацию местности берется из таблицы 9;
Ку - коэффициент, учитывающий изменение загрязнения атмосферного воздуха СО в зависимости от величины продольного уклона определяется по таблице 10;
Кс - коэфициент, учитывающий изменение концентрации углерода в зависимости от скорости ветра определяется по таблице 11;
Кв - коэфициент относительной влажности воздуха определяется по таблице 12;
Кп - коэфициент увеличения загрязнения атмосферного воздуха СО у пересечений, определяется по таблице 8, 13.
Таблица 8
Значение коэффициента Кп
Тип автомобиля |
Кп |
|
средний грузовой |
2,9 |
|
автобус |
3,7 |
|
легкий грузовой |
2,3 |
|
тяжелый грузовой(дизельный) |
0,2 |
|
легковой |
1,0 |
|
Таблица 9
Значение коэффициента Ка
тип местности по степени аэрации |
Ка |
|
транспортные тоннели |
2.7 |
|
транспортные галереи |
1,5 |
|
магистральные улицы и дороги с многоэтажной застройкой с 2х сторон |
1,0 |
|
жилые улицы с одноэтажной застройкой, улицы и дороги в выемке, |
0,6 |
|
городские улицы и дороги с одноэтажной застройкой, набережные, эстакады, виадуки, высокие насыпи |
0,4 |
|
пешеходные тоннели |
0,3 |
|
Таблица 10
Значение коэффициента Ку
продольный уклон |
Ку |
|
0 |
1,00 |
|
2 |
1,06 |
|
4 |
1,07 |
|
6 |
1,18 |
|
8 |
1,55 |
|
Таблица 11
Коэфициент изменения концентрации СО в зависимости от скорости ветра Кс
скорость ветра |
Кс |
|
1 |
2,70 |
|
2 |
2,00 |
|
3 |
1,50 |
|
4 |
1,20 |
|
5 |
1,05 |
|
6 |
1,00 |
|
Таблица 12
Значение коэфициента Кв определяющего изменение концентрации СО в зависимости от относительной влажности воздуха
относительная влажности, % |
Кв |
|
100 |
1,45 |
|
90 |
1,30 |
|
80 |
1,15 |
|
70 |
1,00 |
|
60 |
0,85 |
|
50 |
0,75 |
|
40 |
0,60 |
|
Таблица 13
Коэфициент увеличения загрязнения воздуха СО у пересечений
тип пересечения |
Кп |
|
Регулируемое пересечение: |
||
-светофорами обычное |
1,8 |
|
-светофорами управляемое |
2,1 |
|
-саморегулируемое |
2,0 |
|
Не регулируемое: |
||
-со снижением скорости |
1,9 |
|
-кольцевое |
2,2 |
|
-с обязательной остановкой |
3,0 |
|
Уровень загрязнения свинцом поверхностного слоя почвы на различных расстояниях от проезжей части определяется по формуле:
Рс = Рп/(h), (2)
где Рс - уровень загрязнения почвы свинцом, мг/кг,
h - толщина почвенного слоя (в метрах), в котором располагаются
выбросы свинца, для пахотных земель принимается 0,2 м,
- плотность почвы,
Рп - отложение свинца на поверхности земли (мг/м3), определяемое по формуле:
Рп = 0,4К1UvTpPэ, (3)
где К1 - коэффициент, учитывающий расстояние от проезжей части
Uv - коэффициент, зависящий от силы и направления ветров, принимается равным отношению площади розы ветров со стороны дороги, противоположной рассматриваемой зоне к общей площади,
Tp - расчетный срок эксплуатации дороги в сутках, принимается равным 7300 суток, что соответствует 20-летнему прогнозному сроку,
Pэ - мощность эмиссии свинца.
Заключение и выводы
В настоящее время Правительством РФ, Минтрансом РФ, Госкомприродой России, Российскими транспортными инспекциями, Правительством г. Москвы и др. организациями уделяется внимание и контроль за соблюдением экологических требований при эксплуатации транспортных средств и экологической обстановкой регионов. Утверждены Законы РФ «Об охране окружающей природной среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
На основании этих Законов утверждаются Временные экологические требования при эксплуатации автотранспортных средств, утверждается задание по оснащению автотранспорта и спецтехники на автомобильном шасси каталитическими нейтрализаторами и иными техническими устройствами снижения токсичности отработанных газов.
Правительством г. Москвы издан Закон Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям. В соответствии с этим Законом за несоблюдение экологических требований к реализации моторного топлива на нарушителей возлагается штраф, приостанавливается и аннулируется лицензия.
Несмотря на проведение различных мероприятий, как мы увидели в ходе работы, автомобильный транспорт и дорожно-строительная техника продолжают оставаться наиболее крупным источником негативного воздействия на окружающую среду. Воздействию подвергаются все без исключения компоненты окружающей среды. При этом наибольшее и наиболее опасное загрязнение - атмосферное. Опасно оно потому, что воздух необходим нам, от его качества зависит наша жизнь и здоровье. К тому же воздух связан со всеми остальными компонентами окружающей среды.
Таким образом, можно сделать следующие выводы о воздействии строительства и эксплуатации автодороги в Томской области на компоненты окружающей среды:
- Воздействие на атмосферный воздух. Основными ингредиентами выхлопных газов являются диоксид азота и оксид углерода. Величина эмиссии зависит от конкретных параметров дорожного движения - скорости потока, продольного профиля дороги, интенсивности и состава транспортного потока и т. п. Так как наибольшая ширина распространения загрязнений присуща оксиду углерода, то в качестве оценки можно опираться именно на его эмиссию.
- Воздействие на водную среду. Оценка воздействия на водную среду производится с учетом следующих факторов: пересечение водотоков, изменение режима питания (поверхностного стока), особенности створа реки в месте строительства моста, воздействие на реку при строительстве моста (влияние строительства моста на русловые процессы и мутность речных вод), вклад в загрязнение водных объектов от поверхностного (ливневого) стока с дороги.
- Воздействие на растительный мир. При оценке этого критерия в рассмотрение нужно принимать следующие факторы: вырубка лесов под отвод дороги, уничтожение редких пород деревьев, кустарников и т.д., воздействие загрязняющих веществ на растительность, гибель деревьев от заболачивания территории, вызванного строительством дороги.
- Воздействие на животный мир. Основными факторами воздействия автомобильной дороги на животный мир являются: нарушение условий обитания (животных), нарушение путей миграций животных, нарушение мест гнездования, гибель в результате столкновения с автотранспортом, пересечение дорогой заказников.
- Воздействие на почвы. При работе двигателей автомобилей в воздух с газообразными компонентами попадают аэрозольные и пылевидные частицы, среди которых, прежде всего, соединения свинца, а
так же углерода (сажи) составляют основную долю.
При оценке воздействия на почвы далее учитывается влияние на качество почв выбросов свинца, осевших в придорожной полосе.
Список литературы
1. Адам А. М. Природные ресурсы и экологическая безопасность Западной Сибири. - М.: НИА-Природа, 2001.--172 с.
2. Аксенов И.Я. Аксенов В. И. Транспорт и охрана окружающей среды. - М.: Транспорт, 1986. - 176с.
3. Амбарцумян В.В, Носов В.Б. Экологическая безопасность автомобильного транспорта. - М.: Научтехлитиздат, 1999г.
4. Ахметов Л. А., Корнев Е. В., Автомобильный транспорт и охрана окружающей среды. - Ташкент: Мехнат, 1990 г.
5. Бобровников Н. А. Защита окружающей среды от пыли на транспорте. - М.: Транспорт, 1984 г.
6. География Томской области / Под ред. А. А. Земцова. Томск: Изд-во ТГУ, 1988.--246 с.
7. Голубев И. Р., Новиков Ю. В. Окружающая среда и транспорт. - М.: Транспорт, 1987 г.
8. Евгеньев И. Е., Савин В. В. Защита природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. - М.: Транспорт,1989г.
9. Евгеньев И.Е., Каримов Б.Р. Автомобильные дороги и окружающая среда. - М., 1997г.
10. Евсеева Н. С. География Томской области. Природные условия и ресурсы. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2001.--223 с.
11. Защита окружающей среды при транспортных процессах/ Под ред. В. Г. Ененкова. - М.: Транспорт, 1984 г.
12. Луканин В.Н., Буслаев А.П., Трофименко Ю.В и др. Автотранспортные потоки и окружающая среда: Учебное пособие для вузов. М.: ИНФРА-М, 1998 - 408 с.
13. Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения городов (Утверждена приказом Госкомэкологии России № 66 от 16 февраля 1999 г.). - СПб.: НИИ Атмосфера. -16 с.
14. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД - 86). - Л. Гидрометеоиздат. - 1987.
15. Морозова Т.Г. Новая география Сибири. - М.: 1972
16. Недоступенко Г. А. Экономическая география России и государств СНГ.
Обнинск, 1995.
17. Осипова А.В. Сибирь и Дальний Восток. - М.: 1960
18. Особо охраняемые природные территории Томской области / А. М. Адам, Т. В. Ревушкина, О. Г. Нехорошев, А. С. Бабенко.--Томск: Изд-во НТЛ, 2001.--252 с.
19. Охрана окружающей среды, лесное хозяйство и природные ресурсы Томской области (1992-2001гг.): статистический сборник. Томск: Томскоблгоскомстат, 2002.--50 с.
20. Охрана окружающей среды, лесное хозяйство и природные ресурсы Томской области: статистический сборник: 2000-2004 гг. Томск: Томскоблкомстат, 2005.--35 с.
21. Природные ресурсы Томской области / Под ред. И. М. Гаджиева, А. А. Земцова.--Новосибирск: Наука, 1991.--175 с.
22. Природокомплекс Томской области / ТГУ. Т.1: Геология и экология.--1995.--296 с.
23. Природокомплекс Томской области / ТГУ. Т.2: Биологические и водные ресурсы.--1995.--220 с.
24. Проектирование автомобильных дорог. Сборник научных трудов. - М.: МАДИ, 1999. Под. Ред. П.И. Поспелова, Ю.М. Ситникова, В.И. Пуркина.
25. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. - М.: Финансы и статистика, 1995г.
26. Рекомендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов. (Согласованы с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ 19.06.1995 №03-19/АА). М. 1995. -124 с.
27. Советский Союз. Географическое описание. Российская Федерация. Западная Сибирь. - М.: 1984
28. Состояние окружающей среды Томской области в 2003 году: экологический мониторинг.--Томск: Дельтаплан, 2004.--204 с.
29. Экологическая безопасность транспортных потоков - М.: Транспорт, 1990г. - 127 с.
30. Экологические проблемы развития автомобильного транспорта. - М., 1997
31. Экологическое состояние, использование природных ресурсов, охрана окружающей среды Томской области в 1995 году. Обзор. Государственный комитет экологии и природных ресурсов. - Томск, 1996. - 178 с.
Приложение.
Таблица 1.
Качественный состав отработавших газов автомобилей.
Компоненты |
Действие на человека |
|
Азот |
| |
Диоксид углерода |
Токсична |
|
Вода |
Нетоксична |
|
Кислород |
Нетоксичен |
|
Водород |
Нетоксичен |
|
Углерод (сажа) |
Токсичен |
|
Оксид углерода |
Токсичен |
|
Формальдегид |
Токсичен |
|
Акролеин альдегиды |
Токсичен |
|
Ацетальдегид |
Токсичен |
|
Оксид азота |
Токсичен |
|
Диоксид азота |
Токсичен |
|
Метан |
Токсичен |
|
3, 4 - бенз(а)пирен |
Токсичен |
|
Этилен |
Токсичен |
|
Ацетилен |
Токсичен |
|
Пропилен |
Токсичен |
|
Этан |
Токсичен |
|
Толуол |
Токсичен |
|
m - ксилол |
Токсичен |
|
р - ксилол |
Токсичен |
|
Бензол |
Токсичен |
|
Пропан |
Токсичен |
|
Изооктан |
Токсичен |
|
n - пентан |
Токсичен |
|
Изобутилен |
Токсичен |
|
Бутилен - 1 |
Токсичен |
|
Изопентан |
Токсичен |
|
Гексан |
Токсичен |
|
Этилбензол |
Токсичен |
|
2 - метилпентан |
Токсичен |
|
n - бутан |
Токсичен |
|
о - ксилол |
Токсичен |
|
продолжение таблицы 1
3 - метилпентан |
Токсичен |
|
Циклопентан |
Токсичен |
|
Метилциклопентан |
Токсичен |
|
Циклогексан |
Токсичен |
|
Бутилен - 3 - cis |
Токсичен |
|
n - метилгексан |
Токсичен |
|
n - октан |
Токсичен |
|
Изобутан |
Токсичен |
|
Бутилен - 2 - trans |
Токсичен |
|
Пропадиен |
Токсичен |
|
n - нонан |
Токсичен |
|
Пентен - 1 |
Токсичен |
|
Пентен - 2 - trans |
Токсичен |
|
2, 4 - диметилпентан |
Токсичен |
|
Пентен - 2 - cis |
Токсичен |
|
2 - метилбутодиен - 1 |
Токсичен |
|
Гексан - 1 |
Токсичен |
|
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Аудит расчетов с персоналом по оплате труда |
Курсовая работа | Место и проблемы развивающихся стран в мировом хозяйстве |
Курсовая работа | Стили управления |
Курсовая работа | Договор международных перевозок |
Курсовая работа | Производственная и общая структура предприятия |
Курсовая работа | Учет и анализ наличных и безналичных денежных потоков |
Курсовая работа | Сертификация по стандартам системы менеджмента качества |
Курсовая работа | Нравственное воспитание младших школьников |
Курсовая работа | Формирование основ здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных школ |
Курсовая работа | Правовое регулирование трудового договора |
Курсовая работа | Семья как основа развития личности |
Курсовая работа | Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона |
Курсовая работа | Бюджетирование на предприятии |
Курсовая работа | Этика и морально-нравственные основы гражданской службы |
Курсовая работа | Инвестиционная деятельность коммерческих банков |