1 Влияние строительства на окружающую среду
1.1 Строительство и окружающая природная среда
Строительство как отрасль народного хозяйства нуждается в большом количестве различного рода сырья, строительных материалов, энергетических, водных и других ресурсов, получение которых оказывает сильное воздействие на окружающую природную среду. С воздействием на нее связана и работа принадлежащих отрасли предприятий по переработке сырья и изготовлению деталей, изделий и конструкций, а также деятельность строительно-монтажных организаций, непосредственно ведущих работы на строительных площадках и оснащенных большим количеством разнообразной строительной техники и транспортными машинами.
Ежегодно для строительства требуется колоссальное количество леса. Вырубка леса, сплав по рекам, последующая обработка для получения древесины, а затем готовых изделий связаны с нарушением ландшафтов, загрязнением атмосферного воздуха, воды и почвы различного вида отходами.
Строительное производство потребляет большое количество камня, щебня, песка, глины, извести и других ископаемых сырьевых ресурсов, извлекаемых из недр открытым способом (из 7,2 тыс. карьеров в нашей стране 90% приходится на строительные). Предприятия промышленности строительных материалов добывают свыше 20 видов полезных ископаемых, занимая ежегодно 15 тыс. га земли.
При открытой добыче разрушаются и уничтожаются почвенный и растительный покровы, изменяется водный режим, загрязняются воздух, вода и почва (особенно при буровзрывных работах); уходят с территории животные и птицы, исключаются из сельскохозяйственного производства большие площади земли, используемые непосредственно под карьеры, подъездные пути к ним и под отвалы вскрышной породы.
Мощный загрязнителем окружающей природной среды являются предприятия строительной промышленности. В нашей стране они дают 8,1% загрязнений воздушного бассейна (в то время как автомобильный транспорт - 13,3%, предприятия цветной и черной металлургии - 10,5 и 24%, тепловые электростанции _ 29%).
Строительная индустрия - это цементо- и асфальтобетонные, известковые, деревообрабатывающие заводы, заводы по выпуску керамзита, кирпича, товарной бетонной смеси, сборных железобетонных изделий, домостроительные комбинаты и т.д.
Производство строительных материалов, деталей и изделий связано с выделением пыли, газов, сажи, образованием различного вида отходов.
Так, например, при переработке пиловочника отходы составляют треть от исходного сырья.
Несмотря на предпринимаемые меры по снижению уровня загрязнения, которые позволили, например, в Москве сократить объем загрязнения от предприятий стройиндустрии 70%, по всей стране он еще достаточно высок.
Для размещения вновь возводимых объектов строительства ежегодно выделяются большие площади земли, на которых в результате строительства природа претерпевает кардинальные изменения.
По расчетам акад. Е.М. Сергеева, в мире городами, поселками, дорогами и водохранилищами занято уже 4% суши, а к концу ХХ в. будет занято 15%. Следует учитывать, что количество земли, которая может быть использована для нужд сельского хозяйства, ограничено практически исчерпано. В нашей стране из общего объема 2,3 млрд. га, в сельском хозяйстве может быть использовано всего 0,6 млрд. га, в том числе под пашню - 230 млн. га. Остальные земли практически неудобные.
Это тундра, тайга, горы, пустыни и полупустыни. А под строительство только за прошедший период в нашей стране отчуждено более 18,7 млн. га земли, в том числе 7,6 - сельскохозяйственных угодий, среди них 1,8 - пашни.
В результате количество пахотной земли на одного жителя за последнее время снизилось с 1,0 до 0,8 га. Коренные изменения претерпели биогеоценозы освоенных под строительство территорий.
С серьезными нарушениями ландшафтов и загрязнениями окружающей природной среды связано ведение работ непосредственно на местах строительства.
Нарушения эти начинаются с расчистки территории строительства, снятия растительного слоя и выполнения земляных работ.
На вновь осваиваемых территориях обычно производится вырубка леса. Так, при строительстве трубопроводов ширина полосы отчуждения, на которой уничтожают растительность, составляет 35 м.
При прокладке 11 тыс. км трубопроводов в год площадь уничтожения составит 33 тыс. га, а с учетом временных дорог и кабельных линий - около 40 тыс. га.
Происходящее при освоении строительных площадок разрушение почвенного и растительного покрова особенно опасно в экстремальных природно-климатических условиях - на Крайнем Севере и в пустынных и полупустынных районах юга где для восстановления почвы и растительности необходимы длительные, исчисляемые десятилетиями сроки, а в некоторых случаях полное восстановление невозможно, например, на Севере в связи с явлениями термокарста и деградацией мерзлоты на нарушенных территориях.
При расчистке территории строительства ранее уже занимавшейся под застройку, образуется значительное количество отходов, загрязняющих окружающую среду при сжигании, или загромождающих свалочные территории.
Антропогенная нагрузка на окружающею среду основных загрязнителей приведена в таблице 1.1 Таблица 1.1 Наименование административно-территориальных образований |
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, т |
Сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, млн. м3 |
Размещение токсичных отходов, т |
Количество предприятий - источников потенциальной экологической опасности |
|
Абинский |
2853,84 |
1,07 |
297563,259 |
7 |
|
Апшеронский |
948,99 |
1,28 |
52018,804 |
2 |
|
Выселковский |
1235,56 |
1,85 |
24,765 |
3 |
|
Гулькевичский |
984,07 |
5,19 |
872,981 |
3 |
|
Каневский |
3417,93 |
1,28 |
56,946, |
9 |
|
Крымский |
10294,02 |
8,63 |
23,216 |
5 |
|
Новопокровскитй |
1663,17 |
0 |
86,232 |
2 |
|
Павловский |
1058,95 |
1,56 |
20,957 |
4 |
|
Северский |
3145,04 |
2,71 |
8469,529 |
9 |
|
Славенский |
13272,31 |
350,04 |
30,836 |
11 |
|
Успенский |
623,76 |
0,44 |
21083,732 |
2 |
|
Усть-Лабинский |
951,19 |
0 |
2,215 |
4 |
|
г. Анапа |
815,28 |
1,11 |
6,014 |
9 |
|
г. Армавир |
1660,98 |
19,17 |
17509,075 |
16 |
|
г. Белореченск |
1103,93 |
2,40 |
8020247,32 |
6 |
|
г. Ейск |
495,63 |
4,88 |
18525,373 |
4 |
|
г. Краснодар |
9881,56 |
106,44 |
169264,33 |
41 |
|
г. Крымск |
1309,87 |
0 |
6,436 |
3 |
|
г. Кропоткин |
850,86 |
4,59 |
2417,266 |
10 |
|
г. Лабинск |
826,37 |
6,22 |
608,878 |
5 |
|
г. Новороссийск |
18644,07 |
4,6 |
2821,860 |
26 |
|
г. Славянск-на - Кубани |
1106,06 |
0 |
14,861 |
4 |
|
г. Сочи |
4841,79 |
0,93 |
65,53 |
15 |
|
г. Тихорецк |
2641,79 |
7,88 |
2215,316 |
6 |
|
г. Туапсе |
7971,88 |
4,64 |
7829,907 |
8 |
|
Итого |
92602,9 |
542,91 |
8621793,638 |
224 |
|
Наименование подразделения |
Наименование оборудования |
Промышленные отходы |
|
Выгрузка цемента |
Рукавные фильтры СМЩ_166Б |
Ткань фильтрующая от рукавных фильтров |
|
Все подразделения цеха |
Технологическое оборудование |
Отработанные нефтепродукты, ветошь промасленная, металлолом. |
|
Все подразделения цеха |
Общепроизводственные отходы. |
Отработанные люминесцентные лампы, ТБО |
|
Наименование подразделения |
Наименование оборудования |
Промышленные отходы |
|
Отрезные станки |
Отходы металла |
||
Сварочный участок |
Сварочные аппараты |
Отходы электродов |
|
Все подразделения цеха |
Технологическое оборудование |
Отработанные нефтепродукты, ветошь промасленная |
|
Все подразделения цеха |
Общепроизводственные отходы |
Отработанные люминесцентные лампы, ТБО |
|
В выбросах предприятия обнаружены следующие загрязняющие атмосферу вещества: приведенные в таблице 2.4 Наименование загрязняющего вещества |
Код загрязн.вещества |
ПДК м.р. |
ПДК с.с. |
Класс опасности |
|
Пыль неорганическая сSiO2<70% |
2908 |
0.300 |
0.100 |
3 |
|
Пыль неорганическая сSiO2>70% |
2907 |
0.150 |
0.050 |
3 |
|
Пыль неорганическая с SiO2<20% |
2909 |
0.500 |
0.150 |
3 |
|
Углерода оксид |
0337 |
5,000 |
3,000 |
4 |
|
Азота диоксид |
0301 |
0,085 |
0,040 |
2 |
|
Серы диоксид |
0330 |
0,500 |
0,050 |
3 |
|
Сажа |
0328 |
0,150 |
0,050 |
3 |
|
Бензин |
2704 |
5,000 |
1,500 |
4 |
|
Углеводороды предельные С12_С19 |
2754 |
1,000 |
4 |
||
Углеводороды предельные С1_С5 |
0415 |
ОБУВ |
50,0 |
||
Углеводороды предельные С6_С10 |
0416 |
ОБУВ |
30,0 |
||
Углеводороды непредельные (по амиленам) |
0501 |
1,500 |
1,500 |
4 |
|
Бензол |
0602 |
1,500 |
0,100 |
2 |
|
Ксилол |
0616 |
0,200 |
0,200 |
3 |
|
Бенз[а] пирен |
0703 |
10-6 |
1 |
||
Свинец |
0184 |
0,001 |
0,0003 |
1 |
|
Пыль абразивная |
2930 |
ОБУВ |
0,040 |
||
Железа оксид |
0123 |
0,040 |
3 |
||
Марганец и его соединения |
0143 |
0,010 |
0,001 |
2 |
|
Пыль древесная |
2936 |
ОБУВ |
0,100 |
||
Зола угольная |
3714 |
ОБУВ |
0,030 |
||
Толуол |
0621 |
0,600 |
0,600 |
||
Этилбензол |
0627 |
0,020 |
0,020 |
3 |
|
Пыль угольная |
5023 |
0,07 |
|||
Пыль шлака (взвешенные вещества) |
2902 |
0,500 |
0,150 |
3 |
|
Пыль цементная SiO2>20% |
2918 |
0.02 |
3 |
||
Эмульсол (масло минеральное) |
2735 |
ОБУВ |
0,050 |
||
Сероводород |
0333 |
0,008 |
2 |
||
Серная кислота |
0322 |
0,300 |
0,100 |
2 |
|
1. Экологическая политика руководства - это документ, утвержденный генеральным директором, в котором сформулированы высшим руководством цели, принципы и обязательства.
Высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы эта политика:
* соответствовала характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, ее продукции или услуг;
* включала обязательства в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения;
* включала обязательства в отношении соответствия надлежащему природоохранному законодательству и регламентам, а также другим требованиям, с которыми организация согласилась;
* предусматривала основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа;
* документально оформлялась, внедрялась, поддерживалась, а также доводилась до сведения всех работников; * была доступна для общественности.
2. Планирование включает решение четырех аспектов
2.1 Экологические аспекты
Экологический аспект - элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой. Важным экологическим аспектом является тот, который оказывает или может оказать существенное воздействие на окружающую среду.
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации экологических аспектов своей деятельности, которые она может контролировать, а значит, и влиять на окружающую среду. При этом следует учитывать расходы и время для проведения анализа. Анализ должен охватывать такие ключевые области, как законные и регламентные требования, идентификацию важных экологических аспектов, изучение всех существующих методов и процедур управления окружающей средой, оценку информации, поступившей по обратной связи после исследования предшествующих событий.
2.2 Законные и другие требования. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру индентификации законных и других требований и получения доступа к тем требованиям, с которыми организация соглашается, и которые применяются в отношении экологических аспектов ее деятельности.
2.3 Целевые и плановые экологические показатели. Все показатели должны быть согласованы с экологической политикой, включая обязательство по предотвращению загрязнения окружающей среды (под последним понимается использование процессов, методов, материалов или продукции, которые позволяют избегать загрязнения, уменьшать его или бороться с ним и которые могут включать рециклинг, очистку, изменения процесса, механизмы управления, эффективное использование ресурсов и замену материалов).
2.4 Програм ма(ы) управления окружающей средой. Организация должна разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии программу(ы) достижения своих целевых и плановых экологических показателей. Такая программа должна включать:
* распределение ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей для каждого соответствующего подразделения и организации;
* средство и сроки, в которые они должны быть достигнуты.
* программу можно разделить на несколько частей, каждая из которых охватывает конкретный элемент деятельности организации. Программа должна включать экологический анализ новых видов деятельности.
Там, где это уместно и выполнимо, в программу можно включить рассмотрение стадий планирования, проектирования, производства, маркетинга и утилизации. Это можно сделать как для текущих, так и для новых видов деятельности. Применительно к продукции можно рассмотреть проект, материалы, производственные процессы, использование и конечную утилизацию.
3. Внедрение и функционирование включает следующие аспекты:
3.1 Структура и ответственность. Обязанности ответственность и полномочия должны быть определены, документально оформлены и доведены до сведения всех, кого это касается, с тем, чтобы содействовать эффективному управлению окружающей средой. Нельзя считать, что ответственность за охрану окружающей среды несет только экологическая служба. Она может ложиться и на другие подразделения организации, например, на оперативное руководство или штатные службы, помимо экологической.
Обязательство по охране окружающей среды должно начинаться с высших уровней руководства (определение экологической политики, обеспечение внедрения системы управления окружающей средой, назначение специального(ых) представителя(ей) с определенной ответственностью и полномочиями и пр.)
3.2 Обучение, осведомленность и компетентность.
Организация должна разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры выявления потребностей в обучении персонала. Сотрудники каждого соответствующего подразделения должны понимать:
* важность соответствия экологической политике, процедурам и требованиям системы управления окружающей средой;
* существенные, реальные или потенциальные воздействия своей деятельности на окружающую среду и пользу, приносимую окружающей среде вследствие повышения персональной эффективности;
* свои обязанности и свою ответственность в деле достижения соответствия экологической политике и процедурам, а также требованиям системы управления окружающей средой включая требования по готовности к аварийным ситуациям и к реагированию на них;
* потенциальные последствия отступлений от установленных рабочих процедур.
Персонал, выполняющий работы, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду, должен обладать компетентностью, обусловленной соответствующим образованием, подготовкой и /или практическим опытом.
3.3 Связь.
В области экологических аспектов и системы управления окружающей средой организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры:
* внутренней связи между различными уровнями и подразделениями организации;
* получения надлежащих сообщений от внешних заинтересованных сторон, их документального оформления и ответа на них.
Последняя процедура может включать диалог с заинтересованными сторонами и рассмотрение поднятых ими вопросов. Процедура должна предусматривать необходимую связь и с государственными органами власти по вопросу планирования на случай аварийной ситуации и по другим проблемам, представляющим взаимный интерес.
3.4 Документация системы управления окружающей средой. Организация должна определять и поддерживать в актуальном состоянии информацию на бумажном или электронном носителе для:
* описания основных элементов системы административного управления и их взаимодействия;
* указания связанной с ними документации.
3.5 Управление документацией.
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления всеми документами, которые требуются согласно настоящему стандарту для того, чтобы:
* их можно было найти;
* они периодически анализировались, пересматривались по мере необходимости и утверждались на предмет их адекватности уполномоченным персоналом;
* текущие документы должны быть доступны и во всех местах, где проводятся работы, важные для эффективного функционирования системы управления окружающей средой;
* устаревшие документы сразу изымались из всех пунктов рассылки и применения, или их непреднамеренное использование предотвращалось каким-либо другим способом;
* любые устаревшие документы, оставленные для юридических целей и (или) для сохранения сведений о них, надлежащим образом идентифицировались.
Документация должна быть удобочитаемой, датированной (даты пересмотра также должны быть указаны), легко идентифицируемой. Она должна содержаться в порядке и храниться в течение указанного срока. Должны быть установлены процедуры и определен обязанности, касающиеся разработки и актуализации документов различного вида.
3.6 Управление операциями.
Организация должна идентифицировать те операции и виды деятельности, которые связаны с идентифицированными существенными экологическими аспектами, согласующими с ее политикой, целевыми и плановыми показателями. Организация должна планировать эти виды деятельности, включая техническое обслуживание, с тем, чтобы гарантировать их выполнение в заданных условиях путем:
* установления и поддержания в рабочем состоянии процедур, рассчитанных на ситуации, когда отсутствие процедур может привести к отступлениям от экологической политики, целевых и плановых показателей;
* обусловливания в процедурах рабочих критериев;
* установления и поддержания в рабочем состоянии процедур, связанных с идентифицируемыми важными экологическими аспектами товаров и услуг, используемых организацией, и передачи сообщения о соответствующих процедурах и требованиях поставщикам и подрядчикам.
3.7 Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации возможности возникновения катастроф и аварийных ситуаций и реагирования на них, а также предотвращения и смягчения воздействий на окружающую среду, которые могут быть связаны с этими ситуациями.
Организация должна анализировать и пересматривать, в случае необходимости, процедуры, касающиеся ее подготовленности к аварийным ситуациям и реагирования на них, особенно после возникновения катастрофы или аварийной ситуации.
4. Проведение проверок и корректирующие действия включают аспекты:
4.1 Мониторинг и измерение.
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры регулярного мониторинга и измерения основных характеристик своих операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду. Сюда следует отнести регистрацию информации для того, чтобы проследить за исполнением, надлежащими мерами по оперативному контролю и соответствием целевым и плановым показателям организации.
Аппаратура дозиметрического контроля должна поверяться и поддерживаться в рабочем состоянии, а записи, касающиеся этого процесса, должны сохраняться согласно процедурам, установленным организацией.
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированную процедуру периодического оценивания соответствия своей деятельности действующим природоохранному законодательству и регламентам.
4.2 Несоответствием и корректирующие и предупреждающие действия.
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры по определению ответственности и полномочий относительно выявления и изучения несоответствий, принятия мер для смягчения любых причиненных воздействий, а также по инициированию и совершению корректирующих и предупреждающих действий.
При разработке и поддержании в рабочем состоянии подобных процедур организация должна учесть следующие элементы;
* идентификацию причины несоответствия;
* идентификацию и выполнение необходимого корректирующего воздействия;
* выполнение или совершенствование контролирующих мер, необходимых для избежания повторения несоответствия;
* регистрацию любых изменений в письменных процедурах по результатам корректирующего воздействия.
В зависимости от ситуации корректирующее воздействие можно выполнять быстро, с формальным минимальным планированием, или же оно может потребовать более сложной и длительной работы.
4.3 Зарегистрированные данные.
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных об окружающей среде.
4.4 Аудит системы управления окружающей средой.
Под аудитом понимается систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных с целью определения, соответствует ли система управления окружающей средой, принятая в организации, критериям аудита такой системы, установленным данной организацией, а также с целью сообщения результатов, полученных в ходе этого процесса, руководству.
Программа аудита для организации должна быть основа на значимости, с экологической точки зрения, проверяемой деятельности и на результатах предыдущих аудитов. Программы и процедуры аудита должны предусматривать: виды деятельность и участки, подлежащие аудиты; частоту проведения аудита; обязанности, связанные с управлением и проведением аудита; передачу сведений о результатах аудита; компетенцию аудитора; способы проведения аудита.
Аудиты могут проводиться персоналом самой организации или лицами извне, выбранными организацией.
5. Анализ, осуществляемый руководством
Высшее руководство организации должно анализировать систему управления окружающей средой через установленные им промежутки времени, с тем, чтобы обеспечить ее постоянную пригодность, адекватность и эффективность.
Анализ должен включать: результаты аудита; объем, в котором выполнены целевые и плановые экологические показатели; пригодность системы управления окружающей средой с учетом изменяющихся условий и информации; интересы соответствующих сторон.
Наблюдения, выводы и рекомендации должны быть документально оформлены для проведения необходимых действий.
6. Непрерывное совершенствование
Непрерывное совершенствование может быть представлено как повторяющиеся действия, реализуемые по мере выявления отдельных возможностей и обоснования целесообразности изменений.
Планы непрерывного совершенствования должны устанавливать, какие данные требуется собирать, как их анализировать, как и кто должен проводить оценку и анализ данных, как и кто должен принимать решения в отношении использования и внедрения получаемых результатов. Важно, чтобы процесс непрерывного совершенствования был согласован с установленными для организации или проекта политикой и целями в области качества. Указанные политика и цели также должны быть объектами постоянного анализа и совершенствования. Должны быть установлены методы идентификации, анализа, согласования и внедрения корректирующих и предупреждающих действий.
2.4 Построение основных элементов системы
Построение на предприятиях стройиндустрии системы управления качеством в настоящий период обусловлено: во-первых, обеспечением охраны качества и ОС на основе внедрения МС ИСО серии 14001.
Круг задач, решаемых при построении системы управления качеством ОС на заводах ДСК, ОБД, ЖБИ, КПД весьма обширен и специфичен. Система управления качеством ОС является одной из главных подсистем управления производством, функции которой вписывается в контекст функций различных отделов предприятия. Основная часть работы по разработке, внедрению и функционированию системы возлагается на вновь создаваемый руководящий совет, на начальника отдела СУКОС и главного специалиста по управлению качеством ОС.
Состав этих работ увязывается с мероприятиями, направленными на охрану ОС. Все это требует четкой регламентации порядка, правил, последовательности выполнения работ цехами, службами, отделами предприятия. Решению данных задач во многом способствует организация отделов управления качеством ОС. Все функции по управлению качеством можно подразделить на два вида: технические и организационно-экономические функции. Функции, непосредственно связанные с технологическими процессами, передаются в цеха, операции по контролю и регулированию качества передаются группам технического контроля. За отделом управления качеством закрепляются функции, которые выполняются только ими: оценка качества, их анализ; планирование и координация деятельности по обеспечению качества ОС; обработка данных о качестве ОС и затратах на ее обеспечение; контроль за функционированием требований к отделам, цехам, участкам и за системой управления качеством; рассмотрение организационно-технических и экологических мероприятий по повышению качества ОС, разрабатываемых отделами, цехами; разработка единых унифицированных требований к структуре планов других отделов, их увязка и координация; разработка корректирующих воздействий на повышение качества труда и качества продукции Построенная система и основные функции управления качеством ОС приведены на рисунке 2.
Каждый работник предприятия отвечает за качество выполняемой им работы, не принимает ни одного решения или действия, которые могли бы привести к нарушению обязательств перед потребителем.
Генеральный директор утверждает ответственность высших руководителей предприятия в области качества и делегирует им полномочия, необходимые и достаточные для реализации ответственности, определяет характер взаимодействия высших руководителей по вопросам качества ОС.
Генеральный директор устанавливает стандарт выполнения безошибочной работы для всех работников предприятия; выделяет необходимые ресурсы для внедрения организационно - технических мероприятий; делегирует свои полномочия техническому директору в области качества по следующим основным вопросам:
* выдача заданий по обеспечению установленного уровня качества ОС, процессов и услуг, контролю и оценке результатов корректирующих воздействий;
*применение дисциплинарных и материальных мер к руководителям всех уровней за упущения в работе по качеству;
*принятие окончательных решений при оценке качества ОС и продукции собственного производства; *остановка производства при выявлении несоответствий, влияющих на обеспечение требований качества ОС;
*работа с поставщиками по вопросам обеспечения стабильного качества материалов и комплектующих изделий, проведение аудита действующей системы качества на заводах - поставщиках и сертификация продукции и условий производства «второй» стороной;
*анализ затрат на качество;
*контроль и испытания на соответствие требованиям безопасности;
*контроль за тем, чтобы все проводимые изменения в конструкции, техпроцессе или других областях не приводили к ухудшению качества ОС.
Главный инженер координирует деятельность подразделений по вопросам качества, отчитывается перед Советом об эффективности действующей системы качества, принимает решения по наиболее существенным претензиям потребителей по качеству продукции. Главный инженер может давать указания любому подразделению и должностному лицу в тех случаях, когда их деятельность препятствует или затрудняет реализацию политики в области качества; выполняет работы, обеспечивающие постоянное снижение затрат на качество ОС.
Главный инженер: обеспечивает полноту и достоверность информации, используемой в системе качества; обеспечивает систему качества передовыми информацион ными технологиями; обеспечивает качество разработки и подготовки производства конкурентоспособных изделий при минимальных сроках.
обеспечивает изготовление изделий в соответствии с установленными требованиями; устанавливает предприятия, способные обеспечивать поставки материалов и комплектующих изделий с уровнем качества, удовлетворяющим требованиям предприятия; определяет ответственность и полномочия подразделений и должностных лиц по вопросам обеспечения качества в процессе производства; обеспечивает условия производства для безошибочного выполнения работы; обеспечивает условия для ритмичного хода производственного процесса.
Функции начальника отдела СУКОС заключаются в следующем:
* обеспечение контроля за соответствием качества окружающей среды (ОС); * анализ информации о качестве окружающей среды;
* контроль за внедрением мероприятий по повышению качества окружающей среды;
* работа по совершенствованию системы качества окружающей среды; В функции главного специалиста по управлению качеством ОС входят следующие полномочия:
* контроль по созданию, совершенствованию и эффективному функционированию СУКОС;
* обеспечение достоверности информации;
* обеспечение системы качества окружающей среды информационными технологиями;
* аудит внутренний и внешний;
* корректирующие воздействия; Успешное внедрение системы управления окружающей средой возможно только при участии всех сотрудников организации: Обязательство по охране окружающей среды начинаться с высших уровней руководства. Соответственно этому высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить внедрение системы управления окружающей средой. Частью этого обязательства является назначение высшим руководством специального(ых) представителя(ей) с определенной ответственностью и полномочиями по внедрению системы управления окружающей средой. В больших организациях или организациях со сложной структурой может быть несколько назначенных представителей. На малых или средних предприятиях эти обязанности может выполнять одно лицо. Высшее руководство должно также гарантировать обеспечение надлежащими ресурсами в целях внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы управления окружающей средой. Важно также четко определить основные обязанности по ведению системы управления окружающей средой и сообщить об этом соответствующему персоналу.
3. Методы управления улучшениями
3.1 Экологический контроль в строительных организациях
Экологический контроль представляет собой административно-управленческую деятельность по обеспечению исполнения экологических требований законодательства. Поскольку эти требования касаются любых форм хозяйственной деятельности, то экологический контроль должен носить надведомственный характер. Контролирующие органы в праве вмешаться в работу организации любого ведомства и любой формы собственности.
В систему экологического контроля входит государственный, производственный, общественный контроль, экологический аудит и экологическая сертификация.
Государственный экологический контроль находится в компетенции представительной и исполнительной власти РФ и субъектов Федерации. На федеральном уровне общий контроль осуществляет контрольным управлением в администрации Президента РФ, а также Правительством РФ. На уровне субъектов Федерации право такого контроля наделяются соответствующие советы и аппарат администрации.
Помимо общего контроля существует специализированный экологический контроль, который выполняется специальными министерствами и ведомствами, а также их территориальными органами.
Причем один и тот же природный объект может контролироваться ведомствами в соответствии с их функциями. Например, в контроле водных объектов принимали участие целых шесть ведомств: Госкомгидромет, Роскомвод, Госкомсанэпиднадзор, Роскомрыболовство и Госкомэкология (в качестве координатора). Четыре ведомства действовали в сфере землепользования: Роскомзем, Госкомэкология, Госкомсанэпиднадзор и Госстрой. Головным органом государственного экологического контроля является Госкомэкология, имеющий отношение ко всем природным объектам за исключением морской экологической зоны.
В процессе экологического контроля специально уполномоченные на это государственные органы наделены правом не только использовать различные меры ответственности, но и предупреждать вредоносную деятельность путем ограничения, приостановки или даже прекращения этой деятельности. Подобные права предоставлялись, в частности, главным государственным врачам Госкомсанэпиднадзора, должностным лицам Госкомэкологии России и его территориальных органов. Отраслевые органы государственного экологического контроля (Роскомзем, Госгортехнадзор, Роскомвод и т.д.) могли приостанавливать строительство и эксплуатацию объектов, если при этом нарушались законы об охране земель, недр, вод и т.д.
Помимо государственного экологического контроля законодательством предусматривается также общественный контроль, осуществляемый по линии профсоюзов и других общественных организаций. Обладая возможностью формировать общественное мнение, эти организации способны оказывать довольно сильное воздействие на виновников загрязнения природной среды.
Что касается производственного экологического контроля, то он ведется непосредственно соответствующими службами самой организации. Как юридическое лицо, на которое распространяется ответственность за экологические правонарушения, организации заинтересованы в том, чтобы удерживать параметры производственного процесса в пределах установленных экологических нормативов. Это позволяет организации избежать соответствующих санкций со стороны органов государственного экологического контроля.
Проводится работа по развитию системы обеспечения контроля за качеством строительно-монтажных работ и продукции предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии, совершенствование деятельности органов Госархстройнадзора. В 1999 г. под контролем органов Госархстройнадзора находились свыше 400 тыс. строящихся объектов, около 12 тыс. предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов. Инспекциями всех уровней проведены более 180 тыс. проверок строящихся объектов и промышленных предприятий. По результатам проверок выдано около 70 тыс. предписаний об устранений выявленных нарушений, на 12 тыс. объектов были приостановлены работы, 850 предприятиях - производство строительных материалов, конструкций и изделий. Составлено около 11 тыс. протоколов о правонарушениях в области строительства, сумма наложенных штрафов, по предварительным данным, составили 55 млн. руб.
Такое количество и разнообразие полномочий одних и тех же органов предусмотренное упомянутыми законами, создает затруднение при их применении. Учитывая единство государственного контроля за всеми объектами, было бы целесообразно издание правого акта унифицирующего меры воздействия и санкции, применяемого в этой области.
Специфической формой производственного экологического контроля является так называемое аудирование (или аудиторская проверка) осуществляемой в организации экологической деятельности с целью оценки ее эффективности и соответствия существующему законодательству. Экологическое аудирование проводится по инициативе самих организаций и представляет собой, особую форму самоконтроля.
Крупнейшие предприятия в экологически развитых странах проходят процедуру экологического аудирования каждые два года с публикацией отчетов в открытой печати. Ознакомление общественности с этими отчетами, дающими картину экологического и технологического состояния организации, выгодно самим организациям, как бывает выгодна реклама. В последнее время экологическое аудирование становится обязательной стадией в процедуре получения организацией кредитов, а также при определении условий страхования в процессе заключения договора со страховыми компаниями.
Проверка соблюдения требований экологического законодательства методами аудирования не исключает соответствующей проверки, осуществляемой по линии государства в форме прокурорского надзора. Пока что прокурорский надзор в сфере экологии проявляет себя недостаточно.
Функции государственного экологического контроля по Краснодарскому краю возложены на Комитет природных ресурсов. Основными задачами отдела государственного контроля является организация и осуществление контроля за: использованием и охраной земель; геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; использованием и охраной водных объектов; состояние, использованием, охраной, защитой лесного фонда; Радиационная обстановка.
В таблицах 3.1, 3.2 приведены основные показатели государственного экологического контроля за период 1991-2000 гг. по результатам государственного контроля приведенных в таблицах, в 2000 г.
по сравнению с 1999 г., отмечался рост по всем основным показателям количеству проверок, выявленных нарушений, наложенных штрафов, предъявленных исков.
Наибольшее количество нарушений законодательства РФ в области природопользования и охраны окружающей природной среды (84,1% от общего числа) связано с нарушением природоохранительного законодательства:
* загрязнение атмосферного воздуха;
* загрязнение земель нефтепродуктами и отходами производства; * загрязнение водных объектов;
* нарушения в сфере обращения с отходами производства, а также бытовым мусором;
* незаконная рубка древесно-кустарниковой растительности в городах и поселках края;
* строительство объектов под различные виды хозяйственно бытовой деятельности без проведения экологической экспертизы.
Основные объекты - загрязнители, воздействующие на соответствующие объекты окружающей среды, сосредоточенны в промышленных и портовых городах края. 32,3% от общего количества выявленных нарушений приходится на гг. Краснодар, Новороссийск, Сочи, Туапсе, Ейск, Армавир, Тихорецк.
Наибольшее количество экологических нарушений отмечено в 2000 г. на территории Туапсинского, Апшеронского, Кущевского, Славянского, Каневского, Красноармейского, Приморско-Ахтарского районов.
Среди основных методов контроля, используемых в строительных организациях, выделяют: традиционный (контроль соответствия стандартам, нормативам, регламентам); метод опережающего контроля (экстраполяция процесса и оценка совпадения расчетного и желаемого результатов); метод предпринимательского контроля (экстраполяция процесса и рыночной стоимости, их сравнение и переформирование управленческих решений).
Контроль должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты и быть своевременным. Взаимодействие Процессов планирования и контроля в зависимости и уровней управления строительным предприятием представлено на рис. 3.1 Высшей уровень управления Стратегическое Стратегический (долгосрочный период) планирование контроль Средний уровень управления Тактическое Тактический (среднесрочный период) планирование контроль Низкий уровень управления Оперативное Оперативный (краткосрочный период) планирование контроль Рис. 3.1 Схема взаимодействия процессов планирования и контроля в организации.
В результате проведенного анализа процессов планирования и контроля, протекающих в строительных организациях, становится очевидным тот факт, что в настоящее время назревает необходимость системной интеграции всех аспектов управления всеми процессами.
В сфере планирования контроль дает возможность повысить качество составления плана. Сравнивая фактические величины с плановыми, можно оценить реальность плана, выявить ошибки и недостатки управления и исполнения, раскрыть их причины и предложить меры по их устранению. Чем раньше будет зафиксировано изменение условий, тем раньше можно корректировать планы. Ошибки при учете хозяйственных явлений, неточности в расчетах, неоднородность содержания планируемых и фактических показателей и т.д. - все это требует своевременного регулирования и принятия новых решений. Все вводимые в производственный процесс материалы и комплектующие изделия должны соответствовать требованиям, установленным в конструкторской и технологической документации или особыми условиями контракта. Например, оценка материалов и комплектующих изделий осуществляется процессом «входного контроля». При организации такого контроля на предприятии необходимо уделить внимание не только техническими методическим, но и экономическим его аспектам. Для этого необходимо исследовать и установить соотношение материальных, трудовых, финансовых и других затрат на проведение входного контроля с возможными потерями в производстве при закупке некачественных материалов или комплектующих изделий.
Количество испытаний и контрольных проверок, необходимых для управления производственным процессом, может зависть от количества несоответствий в процессе.
Существуют различные методы контроля качестве, например: планы выборочной проверки; карты регулирования качества; SPC - статистическое управление процессом; принцип дополнительного наблюдения.
Процесс контроля может осуществляться по средствам: измерение и определение числовых значений величин; опросов; испытаний; наблюдение за деятельностью.
Контроль качества состоит из следующий процессов: планирование; проведение; анализ полученный данных.
Эти три этапа должны сопровождаться управлением и наблюдением за применяемыми средствами контроля. Эти дополнительные задачи, объедены термином «Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием».
Планирование контроля должно осуществляться своевременно и согласовываться с результатами планирования качества.
Основу планирования контроля составляют требования к качеству. Выбор тех или иных характеристик качества, которые необходимо подвергать контролю определяются характером процесса. При выборе характеристик контроля следует учитывать, можно ли осуществить контроль Характеристик процесса, какие предельные величины требуются и какими средствами, когда и каком объеме они должны контролироваться. Только после выяснения этих связей можно определить характеристики контроля.
Процедуры контроля обычно включают в себе: операции контроля указания по контролю, план проведения контроля, исполнители, контролирующее подразделение.
В карте контроля излагаются проверяемые признаки (характеристики) если требуется, метод контроля. Для проведения контроля необходимо разработать ясные инструкции по контролю.
В указаниях по контролю обобщаются все указания по проведению контроля качества. Они содержат условия для применения спецификаций контроля в конкретных случаях.
Указывается объем выработки и применяемые для оценки результатов такой проверки принятые или полученные знания. Также должна содержаться информация по временным и количественным значениям интервала контроля.
Проведение контроля в организациях при повторяющихся процессах таблицы 3.3 в каждом случае должны преследоваться две тесно связанные друг с другом цели, а именно: Соблюдение норм или стандартов. Определением для достижения цели является соответствие производимой продукции существующим государственным стандартам.
«Овладение» качеством процессов. Критерием успешности при этом является предотвращение различных несоответствий, в т.ч. вызывающих дополнительные или повторные работы, исправления.
Задача проведения контроля упрощается, если заранее определить структуру процессов и ввести в документацию контролируемые признаки, допуски, точки риска на значение параметров процесса. Это особенно важно для процессов, имеющих значение для конкурентоспособности. Однако в реальной практике многие процессы в организациях не структурированы и многие цели не зафиксированы документально, а основаны на традиционных ожиданиях потребителей или на привычных представлениях сотрудников. Например, в строительных организациях часто отсутствуют ясные нормы, регулирующие взаимоотношения директора, главного инженера и прораба. Ситуация характерна для многих административных процессов, таких, как прием персонала на работу, оформление документов и т.д. В таких ситуациях произвольно формируются привычные или стандартные способы выполнения работы, дальнейшее развитие и изменение которых не контролируется так же тщательно, как при наличии структурированных процессов и сформулированных норм.
Таблица 3.3 Входной контроль материалов
Материалы |
Операции |
Исполнитель |
Контролирующее подразделение |
Исполнительный документ |
||
Цемент |
У1 Х1 |
Перевозка, приемка и складирование Физические, экологические, механические испытания |
Инженер бетоносмесительного цеха Инженер лаборатории |
Лаборатория Технический отдел |
Журнал хранения и приемки цемента Журнал испытаний цемента |
|
Щебень и гравий |
У2 Х2 |
Приемка и складирование Испытание и отбор проб |
Инженер Инженер лаборатории |
Лаборатория Технологический отдел |
Журнал Журнал испытаний заполнителей. |
|
Гравий |
У3 |
Приемка и отбор проб |
То же |
То же |
Журнал испытаний |
|
Песок |
У4 Х3 |
Приемка и складирование Испытание |
Мастер бетонно смесительного цеха Инженер лаборатории |
Лаборатория Технический отдел |
Журнал Журнал испытаний заполнителей |
|
Смазка эмульсол экс |
У5 Х4 |
Подбор состава Приготовление и применение смазок |
Лаборатория Слесарь по установке |
То же Лаборатория |
Журнал регистрации Журнал |
|
Керамическая плитка |
У6 Х5 |
Приемка и складирование Испытание |
Мастер формовочного цеха Инженер лаборатории |
То же Технологический отдел |
«» «» |
|
Арматурная и листовая сталь, прокат |
У7 |
Условия приемки и Складирования |
Мастер арматурного цеха |
Лаборатория |
«» |
|
3.2 Применение бенчмаркинга
Под бенчмаркингом в исследовании принята совокупность эффективных методов и процедур, способствующих укреплению позиций организации на рынке и заключается в постоянном сопоставлении собственной продукции услуг и, главное, технологий с другими организациями, причем необязательно в своей отрасли.
Сопоставляют показатели, характеризующие продукцию (услуги), процессы (ресурсосбережение, надежность и здания, качество, комплексная переработка отходов), организационные структуры стоимость, производительность и так далее. Причем бенчмаркинг - это не просто сопоставление показателей, но прежде всего изучение опыта, методов управления для улучшения собственной деятельности.
Необходимость применения бенчмаркинга возникает не только тогда, когда организация теряет свои позиции на рынке и сопоставление оценок и потребность в изменениях стала очевидной, но и тогда, когда организация еще находится в числе лидеров, и боится пропустить начало своего отставания. Без бенчмаркинга чрезвычайно сложно организовать процесс улучшения, для которого необходимо знание лучших методов и опыта прямых конкурентов и лидеров.
Выбор организации определяется в основном той областью, которая представляет интерес в данный момент. Различают три вида бенчмаркинга (рис. 3.2) - функциональный, при котором собственные продукция, услуги и технологии сравнивают с продукцией, услугами и технологиями организаций добившихся выдающихся успехов в своих отраслях. Подобное сравнение необязательно ограничивается той отраслью, в которой специализируется оцениваемая организация; - внешний, при котором организация сравнивается с организациями, действующими в той же отрасли. Преимущество подобной оценки - более высокий уровень сопоставимости сравниваемых организаций или продукции; - внутренний, когда сравнительный анализ проводят в рамках собственной организации.
Цикл управления отражает содержание процесса управления. Название «цикл» показывает, что такой процесс применяется непрерывно и последовательно, цикл за циклом, постоянно улучшая показатели процесса. Даже небольшие корректировки в процессах с целью выполнения принятых планов требуют проведения самооценки бенчмаркинга, планирования мероприятий их реализацию и контроль.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Брачный договор как способ регулирования имущественных отношений супругов |
Курсовая работа | Типы семей и стили семейного воспитания |
Курсовая работа | Роль налогов в формировании доходов бюджета РФ |
Курсовая работа | Рынок ценных бумаг |
Курсовая работа | Охрана труда |
Курсовая работа | Развитие ипотечного кредитования в России |
Курсовая работа | Характеристика качеств личности руководителя |
Курсовая работа | Происхождение, сущность, функции денег |
Курсовая работа | Номенклатура дел виды, роль и значение |
Курсовая работа | Особливості роботи соціального педагога в закладах пенітенціарної системи |
Курсовая работа | Кавказская война 1817-1864 годов |
Курсовая работа | Наружная реклама |
Курсовая работа | Использование бухгалтерской отчетности для анализа финансового состояния предприятия |
Курсовая работа | Технико-экономический анализ деятельности автотранспортного предприятия |
Курсовая работа | Проектирование одноступенчатого цилиндрического редуктора |