2
ГОУ СПО «Кунгурское педагогическое училище»
Роль моделирования при работе над задачей в 5 классе
Курсовая работа по методике математики
Власовой Ольги Сергеевны
специальность: 050201 математика
группа: М - 41 отделение: очное
Руководитель: Т.А. Трясцына
преподаватель методики математики
Защита состоялась:
Отметка:
2007
Понятие модели и моделирования
В науке широко используется метод моделирования. Он заключается в том, что для исследования какого-либо объекта или явления выбирают или строят другой объект, в каком-то отношении, подобный исследуемому. Построенный или выбранный объект изучают и с его помощью решают исследование задачи, а затем результаты решения этих задач переносят на первоначальные явления или объект.
Под моделью (от лат. modulus - мера, образец, норма) понимают такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект - оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные черты. Процесс построения и использования модели, называется моделированием.
Во всех науках модели выступают, как мощное орудие познания.
Например:
1. Люди издавна интересуются, как устроена наша Вселенная. Этот интерес не только познавательный, но и сугубо практический, так как люди хотели научиться предсказывать периодические явления, связанные с устройством Вселенной, такие, как: затмение солнца и луны, наступление времен года.
Для решения этих задач, ученые строили свои представления о Вселенной в виде схемы картины мира, в которой объекты планеты солнце и звезды, планеты, земля и луна изображались точками, движущимся по каким-то кривым - траекториям их движения. Таковы, например, схемы, построенные Птолемеем, в которых центральное место занимала наша Земля, или схема Коперника, в которой центральное место занимало Солнце.
С помощью этих схем ученые решали задачи предсказания отдельных астрономических явлений. Эти схемы или картины мира - суть модели Вселенной, а метод исследования Вселенной, нахождение законов и решения задач, связанных с помощью этих моделей, является методом моделирования.
2. Люди издавна интересуются, как устроены они сами, как функционирует человеческий организм. Но исследовать эти вопросы на живом человеческом организме очень трудно. Ибо такое изучение до появления особых приборов было связано с гибелью этого организма. Тогда ученые стали исследовать устройство человеческого организма на подобных его организму животных. Изучение организма животных, их функционирование помогло установить многие важнейшие закономерности функционирования человеческого организма.
В этих исследованиях организмы животных выступали в качестве модели человеческого организма, а при этом метод есть моделирования.
В математике широко используется метод моделирования при решении задач.
Математической моделью можно назвать специальное описание (часто приближенное) некоторой проблемы, ситуации, которое дает возможность в процессе ее анализа применять формально - логический аппарат математики. При математическом моделировании имеем дело с теоретической копией, которая в математической форме выражает основные закономерности, свойства изучаемого объекта.
В процессе математического моделирования выделяют три этапа:
1. Формализация - перевод предложенной задачи (ситуации) на язык математической теории (построение математической модели задачи).
2. Решение задачи в рамках математической теории (говорят: решение внутри модели).
3.Перевод результата математического решения задачи на тот язык, на котором была сформулирована исходная задача (интерпретация решения).
Чаще всего математическая модель представляет собой несколько упрощенную схему (описание) оригинала, а значит, обладает определенным уровнем погрешности.
Одна и та же модель может описывать различные процессы, объекты, поэтому результаты внутримодельного исследования одного явления зачастую могут быть перенесены на другое. В этом состоит одно из основных достоинств математического моделирования.
Математика не только создала разнообразные внутренние модели алгебры, геометрии, функции комплексного переменного, дифференциальных уравнений и т.д., но и помогла естествознанию построить математические модели механики, электродинамики, термодинамики, химической кинетики, микромира, пространства - времени и тяготения, вероятностей передачи сообщений, управления, логического вывода.
Созданием моделей математика часто опережала потребности естествознания и техники.
Реализация универсального математического метода познания есть основная цель и задача современной математики. Она включает, в первую очередь, построение новых, неведомых математических моделей, в частности в биологии, для познания жизни и деятельности мозга, микромира, новых, фантастических технологий и техники, а также познание экономических и социальных явлений также с помощью математических моделей различными математическими методами. [Приложение 1]
Любая математическая задача состоит из условия (утверждения), вопроса или требования. Причем, в задаче обычно не одно, а несколько элементарных условий. Они представляют собой количественные или качественные характеристики объектов задачи и отношения между ними.
Требований в заданиях тоже может быть несколько. Они могут быть сформулированы, как в вопросительной, так и в утвердительной форме. Условия и требования взаимосвязаны. Систему взаимосвязанных условий и требований называют высказывательной моделью (словесной).
Глубина и значимость открытий, которые делает школьник, решая задачи, определяется характером осуществляемой им деятельности и мерой ее усвоения, тем, какими средствами этой деятельности он овладеет. Для того чтобы ученик мог выделить и освоить способ решения широкого класса задач, а не ограничивался нахождением ответа в данной, конкретной задаче, он должен овладеть некоторыми теоретическими знаниями о задаче, прежде всего, о ее структуре.
Чтобы структура задачи стала предметом анализа и изучения, необходимо отделить ее от всего несущественного и представить в таком виде, который обеспечивал бы необходимые действия. Сделать это можно путем особых знаково-символических средств - моделей, однозначно отображающих структуру задачи и достаточно простых для восприятия школьниками.
В структуре любой задачи выделяют:
1. Предметную область, то есть объекты, о которых идет речь в задаче.
2. Отношения, которые связывают объекты предметной области.
3. Требования задачи.
Структуру задачи принято делить на схематизированные и знаковые модели.
В свою очередь, схематизированные модели бывают вещественными (они обеспечивают физическое действие с предметами) и графическими (они обеспечивают графическое действие).
Графические модели используются для обобщенного, схематического воссоздания задачи. К ним относят:
· рисунки;
· схематический рисунок;
· чертеж;
· схематический чертеж.
Знаковые модели могут быть выполнены как на естественном (т.е. имеет словесную форму), так и на математическом (т.е. используются символы) языке.
На естественном языке можно отнести:
- краткую запись;
- таблицы.
На математическом языке:
- выражение;
- уравнение;
- по действиям;
- система уравнений.
Схематизированные, графические и знаковые модели, выполненные на естественном языке - вспомогательные модели, а знаковые модели, выполненные на математическом языке - решающие.
Уровень овладения моделированием определяет успех решающего. Поэтому обучение моделированию занимает особое и главное место в формировании умения решать задачи.
Полезно применять чертежи и схематические рисунки, блок - схемы, моделирование с помощью отрезков и таблиц.
Графические модели и таблицы позволяют сравнивать пары понятий: левая - правая, верхняя - нижняя, увязывать пространственную информацию с информацией меры, тем самым, формируя умение решать задачи.
Итак, модель нужна для того, чтобы понять, как устроен конкретный объект, какова его структура, основные свойства, законы развития; научиться управлять объектом или процессом, определять наилучшие способы управления при заданных целях и критериях.
7/12 |
2/33-я группа |
|
250 м2 |
||
Масса апельсинов в одном (каждом) ящике.одинаковая |
Количество ящиков.38 |
Общая масса.21 кг? кг |
|
Задачи на встречное движение двух тел
Пусть движение первого тела характеризуется величинами s1, v1, t1; движение второго - s2, v2, t2. Такое движение можно представить на схематическом чертеже:
v1 v2
t1 t2
А s1 t встр. s2 В
S
Если два тела начинают движение одновременно навстречу друг другу, то каждое из них с момента выхода и до встречи затрачивает одинаковое время, т.е. t1= t2= t встр..
Расстояние, на которое сближаются движущиеся объекты за единицу времени, называется скоростью сближения, т.е. v сбл.= v1+ v2.
Все расстояние, пройденное движущимися телами при встречном движении, может быть подсчитано по формуле: S= v сбл * tсбл..
Задачи на движение двух тел в одном направлении
«Среди них следует различать два типа задач:
1) движение начинается одновременно из разных пунктов;
2) движение начинается в разное время из одного пункта.
Рассмотрим случай, когда движение двух тел начинается одновременно в одном направлении из разных пунктов, лежащих на одной прямой. Пусть движение первого тела характеризуется величинами s1, v1, t1, а движение второго - s2, v2, t2.
Такое движение можно представить на схематическом чертеже:
v1 v2
t1 t2
А s s2 В
S1
Если при движении в одном направлении первое тело догоняет второе, то v1 > v2. Кроме того, за единицу времени первый объект приближается к другому на расстоянии v1- v2. Это расстояние называют скоростью сближения: v сбл.= v1- v2.
Расстояние S, представляющее длину отрезка АВ, находят по формулам:
S = s1 - s2 и S = v сбл * tвстр.»[1, 141]
Задачи на движение двух тел в противоположных направлениях
В таких задачах два тела могут начинать движение в противоположных направлениях из одной точки: а) одновременно; б) в разное время. А могут начинать свое движение из двух разных точек, находящихся на заданном расстоянии, и в разное время.
Общим теоретическим положением для них будет следующее:
v удал. = v1+ v2, где v1 и v2 соответственно скорости первого и второго тел, а v удал - это скорость удаления, т.е. расстояние, на которое удаляются друг от друга движущиеся тела за единицу времени.
Четкие условные обозначения помогают детям строить сложные схемы, видеть в них нужные формулы, отношения для решения задачи. Иногда четкое соблюдение условных обозначений в схеме позволяет не запутаться в числовых значениях задачи и предотвращает многие ошибки. Анализируя модель, можно увидеть несколько способов решения задачи.
Использование графических изображений способствует сознательному и прочному усвоению многих понятий. Благодаря им, математические связи и зависимости приобретают для учеников наглядный смысл, а в процессе их использования происходит углубление и развитие математического мышления учащихся.
Соблюдение точности и аккуратности при выполнении рисунков, схем, чертежей, помимо учебного, имеет важнейшее воспитательное значение. Аккуратно выполненные графические изображения в значительной степени способствуют эстетическому воспитанию детей: заставляют любоваться неожиданным, остроумным графическим решением задачи, стимулируют поиски рациональных путей решения, снижают утомляемость, повышают активность, воспитывают внимание. И наоборот, грубый чертеж мешает увидеть скрытые в условии задачи закономерности, на которых основано решение.
Графические изображения служат хорошим и удобным средством для организации коллективной и индивидуальной (дифференцированной) самостоятельной работы учащихся, быстродействующим средством для проверки знаний учащихся.
Правильно построенные графические модели условий задач позволяют ученикам во многих случаях сделать прикидку ожидаемого ответа, графическую проверку правильности решения задачи, выполненной аналитическим способом.
Также графические модели помогают организовать соответствующую работу, так как наглядно иллюстрируют то, что известно и что нужно определить; на моделях легче увидеть, каких именно данных не достает (или какие данные являются лишними) для того, чтобы, используя нужную зависимость, решить ту или иную задачу.
Умение строить учебные модели и работать с ними является одним из компонентов общего приема решения задач. С помощью модели словесно заданный текст можно перевести на математический язык и увидеть структуру математических отношений, скрытую в тексте. Использование одних и тех же знаково - символических средств при построении модели для математических задач с разными сюжетами и разных типов способствует формированию обобщенного способа анализа задачи, выделению составляющих ее компонентов и нахождению путей решения.
Таким образом, использование графической модели при решении задач обеспечит качественный анализ задач, осознанный поиск их решения, обоснованный выбор арифметического действия, рациональный способ решения и предупредит многие ошибки в решении задач учащимися. Модель задачи может быть использована и для составления и решения обратных задач для проведения исследования задачи. Модель помогает поставить условия, при которых задача имеет решение или не имеет решения; как изменяется значение искомой величины в зависимости от изменения данных величин; помогает сделать обобщения теоретических знаний; развивает самостоятельность и вариативность мышления.
Использование моделей при решении задач на движение по теме «Десятичные дроби» (учебник «Математика» автор Н. Я. Виленкин)
Задача 1: (№ 1142)
«Из двух пунктов, расстояние между которыми 7 км 500 м, одновременно в одном направлении вышел пешеход со скоростью 6 км/ч и выехал автобус. Определите скорость автобуса, если он догнал пешехода через 15 мин?»
? км/ч 6 км/ч
А 7км 500 м В tвстр=15 мин
15 мин = 0,25 ч
1) 6 * 0,25 = 1,5 (км) - прошел поезд за 15 мин.
2) 7,5 + 1,5 = 9 (км) - прошел автобус до того, как догнал пешехода.
3) 9: 0,25 = 36 (км/ч) - скорость автобуса.
Ответ: 36 км/ч.
Задача 2: (№ 1169)
«а) Теплоход идет вниз по реке. Какова скорость движения теплохода, если скорость течения реки 4 км/ч, а собственная скорость теплохода (скорость в стоячей воде) равна 21 км/ч?
б) Моторная лодка идет вверх по реке. Какова скорость движения лодки, если скорость течения 3 км/ч, а собственная скорость лодки 14 км/ч?»
Собств. v |
V течения |
V по течению реки |
V против течения |
|
21 |
4 |
? |
- |
|
14 |
3 |
- |
? |
|
а) 21 + 4 = 25 (км/ч) - скорость теплохода.
б) 14 - 3 = 11 (км/ч) - скорость движения лодки.
Ответ: а) 25 км/ч;
б) 11 км/ч.
Задача 3: (№ 1172)
«Со станции вышел товарный поезд со скоростью 50 км/ч. Через 3 ч. с той же станции вслед за ним вышел электропоезд со скоростью 80 км/ч. Через сколько часов после своего выхода электропоезд догонит товарный поезд?
80 км/ч 50 км/ч
3 ч. tвстр - ?
1) 50 • 3 = 150 (км) - прошел товарный поезд.
2) 80 - 50 = 30 (км/ч) - скорость сближения.
3) 150 : 30 = 5 (ч) - через это время электропоезд догонит товарный поезд.
Ответ: через 5 часов.
Задача 4: (№ 1179)
«Два поезда вышли в разное время навстречу друг другу из двух городов, расстояние между которыми 782 км. Скорость первого поезда 52 км/ч, а второго 61 км/ч. Пройдя 416 км, первый поезд встретился со вторым. На сколько один из поездов вышел раньше другого?»
52 км/ч 61 км/ч
416 км
782 км
1) 416: 52 = 8 (ч) - шел первый поезд.
2) 782 - 416 = 366 (км) - прошел второй поезд.
3) 366: 6 = 6 (ч) - шел второй поезд.
4) 8 - 6 = 2 (ч) - на это время первый поезд вышел раньше второго.
Ответ: на 2 часа.
Задача 5: (№ 1193)
«Собственная скорость катера (скорость в стоячей воде) равна 21,6 км/ч, а скорость течения реки 4,7 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения реки.»
Собств. v |
V течения |
V по течению реки |
V против течения |
|
21,6 |
4,7 |
? |
? |
|
1) 21,6 + 4,7 = 26,3 (км/ч) - скорость катера по течению.
2) 21,6 - 4,7 = 16,9 (км/ч) - скорость катера против течения.
Ответ: 26,3 км/ч; 16,9 км/ч.
Задача 6: (№ 1194)
«Скорость теплохода по течению реки равна 37,6 км/ч. Найдите собственную скорость теплохода и его скорость против течения, если скорость течения реки 3,9 км/ч.»
Собств. v |
V течения |
V по течению реки |
V против течения |
|
? |
3,9 |
37,6 |
? |
|
1) 37,6 - 3,9 = 33,7 (км/ч) - собственная скорость теплохода.
2) 33,7 - 3,9 = 29,8 (км/ч) - скорость против течения.
Ответ: 33, 7 км/ч; 29,8 км/ч.
Задача 7: (№ 1196)
«Расстояние между городами 156 км. Из них одновременно навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Один проезжает в час 13,6 км, а другой 10,4 км. Через сколько часов они встретятся?»
13,6 км/ч 10,4 км/ч
1 ч. tвстр -?. 1 ч.
156 км
1) 13,6 + 10,4 = 24 (км/ч) - скорость сближения.
2) 156: 24 = 6,5 (ч) - через это время они встретятся.
Ответ: через 6,5 часа.
Задача 8: (№ 1233)
«Автомашина в первый час прошла 48,3 км, во второй час она прошла на 15,8 км меньше, чем в первый, а в третий час - на 24,3 км меньше, чем за первые два часа вместе. Какой путь прошла автомашина за эти три часа?»
1 ч.
48,3 км
2 ч. ?
? 15,8 км
3 ч.
? 24,3 км
1) 48,3 - 15,8 = 32,5 (км) - прошла машина за 2-ой час.
2) 48,3 + 32,5 = 80,8 (км) - прошла машина за 1 и 2 час.
3) 80,8 - 24,3 = 56,5 (км) - прошла машина за 3-ий час.
4) 56,5 + 80,8 = 137,3 (км) - прошла машина за 3 часа.
Ответ: 137,3 км.
Задача 9: (№ 1268)
«Собственная скорость лодки 4,5 км/ч, скорость течения 2,5 км/ч. Найдите скорость лодки при движении по течению и против течения. Какой путь пройдет лодка по течению за 4 часа, и какой путь она пройдет против течения за 3 часа?»
Собств. v |
V течения |
t (ч) |
S (км) |
||
по течению реки |
4,5 |
2,5 |
4 |
? |
|
против течения |
4,5 |
2,5 |
3 |
? |
|
1) 4,5 + 2,5 = 7 (км/ч) - скорость по течению.
2) 4,5 - 2,5 = 2 (км/ч) - скорость против течения.
3) 7 • 4 = 28 (км) - путь по течению реки.
4) 2 • 3 = 6 (км) - путь против течения реки.
Ответ: 28 км; 6км.
Задача 10: (№ 1285)
«Автомашина прошла 3 ч со скоростью 48,4 км/ч и 5 ч со скоростью 56,6 км/ч. Какой путь прошла автомашина за все это время?»
48,4 км/ч 56,6 км/ч
3 ч. 5 ч.
S - ?
1) 48,4 • 3 = 145,2 (км) - автомашина прошла за 3 часа.
2) 56,6 • 5 = 283 (км) - автомашина прошла за 5 часов.
3) 145,2 + 283 = 428,2 (км) прошла машина за все это время.
Ответ: 428,2 км.
Задача 11: (№ 1300)
«С одной станции в противоположных направлениях вышли два поезда в одно и то же время. Скорость одного поезда 65 км/ч, а скорость другого на а км/ч больше. Какое расстояние будет между поездами через 3 часа? Составьте выражение для решения и найдите его значение при а = 10;25.»
3 ч 3 ч
S - ?
При а = 10:
1) 65 + 10 = 75 (км/ч) - скорость второго поезда.
2) 65 + 75 = 140 (км/ч) - скорость удаления поездов.
3) 140 • 3 = 420 (км) - расстояние между поездами через 3 часа.
Ответ: 420 км.
При а = 25:
1) 65 + 25 = 90 (км/ч) - скорость второго поезда.
2) 90 + 65 = 155 (км/ч) - скорость удаления поездов.
3) 155 • 3 = 465 (км) - расстояние между поездами через 3 часа.
Ответ: 465 км.
Задача 12: (№ 1301)
«Скорость дельфина в 2 раза больше скорости акулы. Скорость акулы на 25 км/ч меньше скорости дельфина. Какова скорость каждого животного?»
Акула
25 км/ч
Дельфин
х км/ч - скорость акулы
2х (км/ч) - скорость дельфина
Уравнение: 2х = х + 25
2х - х = 25
х =25
25 км/ч - скорость акулы.
25 • 2 = 50 (км/ч) - скорость дельфина.
Ответ: 25 км/ч; 50 км/ч.
Задача 13: (№ 1316)
«Турист должен был пройти за два дня 25,2 км. В первый день он прошел 3/7 пути. Сколько км турист прошел во второй день?»
3/7 ?
25,2 км
I способ:
1) 25,2 • 3/7 = 10,8 (км) - турист прошел за 1 день.
2) 25,2 - 10,8 = 14,4 (км) - турист прошел во 2 день.
Ответ: 14,4 км.
II способ:
1) 1 - 3/7 = 4/7 (части) - всего пути прошел турист в 1 день.
2) 25,2 • 4/7 = 14,4 (км) - прошел турист во 2 день.
Ответ: 14,4 км.
Задача 14: (№ 1349)
«Автомашина шла по шоссе 3 ч со скоростью 65,8 км/ч, а затем 5 ч она шла по грунтовой дороге. С какой скоростью она шла по грунтовой дороге, если весь ее путь равен 324,9 км?»
65,8 км/ч ? км/ч
3 ч. 5 ч.
324,9 км
1) 65,8 • 3 = 197,4 (км) - прошла машина по шоссе.
2) 324,9 - 197,4 = 127,5 (км) - прошла машина по грунтовой дороге.
3) 127,5 : 5 = 25,5 (км/ч) - скорость машины по грунтовой дороге.
Ответ: 25,5 км/ч.
Задача 15: (№ 1383)
«Скорость движения Земли вокруг Солнца 29,8 км/с, а скорость Марса на 5,7 км/с меньше. Какой путь пройдет каждая из планет за 3 секунды?»
V Земли
29,8 км/с
V Марса
? 5,7 км/с
1) 29,8 - 5,7 = 24,1 (км/с) - скорость Марса.
2) 29,8 • 3 = 89,4 (км) - путь, который пройдет Земля за 3 секунды.
3) 24,1 • 3 = 72,3 (км) - путь, который пройдет Марс за 3 секунды.
Ответ: 89,4 км; 72,3 км.
Задача 16: (№ 1385)
«Два пешехода вышли одновременно навстречу друг другу и встретились через 2,5 часа. Скорость первого пешехода равна 4,2 км/ч, а скорость второго 5,2 км/ч. Какое расстояние было между ними в начале движения?»
V |
t |
S |
||
I |
4,2 км/ч |
2,5 ч |
? |
|
II |
5,2 км/ч |
2,5 ч |
? |
|
1) 4,2 + 5,2 = 9,4 (км/ч) - скорость сближения.
2) 9,4 • 2,5 = 23,5 (км) - расстояние между пешеходами в начале движения.
Ответ: 23,5 км.
Задача 17: (№ 1396)
«Катер, собственная скорость которого 14,8 км/ч, шел 3 ч по течению реки и 4 ч против течения. Какой путь проделал катер за все это время, если скорость течения 2,3 км/ч?»
Собств. v |
V течения |
t (ч) |
S (км) |
||
по течению реки |
14,8 |
2,3 |
3 |
? |
|
против течения |
14,8 |
2,3 |
4 |
? |
|
1) (14,8 + 2,3) • 3 = 51,3 (км) - путь по течению реки.
2) (14,8 - 2,3) • 4 = 50 (км) - путь против течения реки.
Ответ: 51,3 км; 50 км.
Задача 18: (№ 1436)
«Два пешехода находились на расстоянии 4,6 км друг от друга. Они пошли навстречу друг другу и встретились через 0,8 ч. Найти скорость каждого пешехода, если скорость одного из них в 1,3 раза больше скорости другого.»
? км/ч ?, в 1,3 больше
0,8 ч. 0,8 ч.
4,6 км
I способ:
1) 4,6: 0,8 = 5,75 (км/ч) - скорость сближения.
х км/ч - скорость первого пешехода.
1,3 х (км/ч) - скорость второго пешехода.
2) Уравнение: х + 1,3 х = 5,75
2,3 х = 5,75
х = 2,5
2,5 км/ч - скорость первого пешехода.
3) 2,5 • 1,3 = 3,25 (км/ч) - скорость второго пешехода.
Ответ: 2,5 км/ч; 3,25 км/ч.
II способ:
1) 4,6: 0,8 = 5,75 (км/ч) - скорость сближения.
Введем дополнительную схему:
I
0,3 км/ч
II
2) 1 + 1,3 = 2,3 (части) - составляет 5,75 км/ч.
3) 5,75: 2,3 = 2,5 (км/ч) - скорость первого пешехода.
4) 2,5 • 1,3 = 3,25 (км/ч) - скорость второго пешехода.
Ответ: 2,5 км/ч; 3,25 км/ч.
Задача 19: (№ 1476)
«Автомобиль двигался 3,2 ч по шоссе со скоростью 90 км/ч, затем 1,5 ч по грунтовой дороге со скоростью 45 км/ч, н аконец, 0,3 ч по проселочной дороге со скоростью 30 км/ч. Найдите среднюю скорость движения автомобиля на всем пути.»
3,2 ч 1,5 ч 0,3 ч
(90 +45 + 30) : 3 = 55 (км/ч) - средняя скорость автомобиля.
Ответ: 55 км/ч.
Вывод:
При решении задач на движение широко используется метод моделирования, что способствует сознательному и прочному усвоению материала.
Благодаря моделированию математические связи и зависимости приобретают для учеников смысл, а в процессе его использования происходит углубление и развитие математического мышления учащихся.
Модели помогают ученикам в сознательном выявлении скрытых зависимостей между величинами, побуждают активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения задач. Моделирование наглядно представляет соотношения между данными и искомыми величинами.
При решении задач на движение используются разные виды моделей, например: схематический чертеж, схема, таблица. Использование таблицы предполагает уже хорошее знание учениками взаимозависимостей, так как сама таблица этих зависимостей не показывает.
Опираясь на чертеж, учащиеся находят возможный путь решения задачи. Используя визуальную информацию, учатся анализировать задачу и составлять полный план ее решения. Чертеж дает возможность учащимся найти не один, а несколько способов решения.
Метод моделирования позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке.
0,64 |
С |
|
0,87 |
Т |
|
2,3 |
Е |
|
0,127 |
В |
|
4,85 |
И |
|
0,82 |
Н |
|
Собств. v (км/ч) |
V течения (км/ч) |
t (ч) |
S (км) |
||
по течению реки |
8,5 |
1,3 |
3,5 |
? |
|
против течения |
8,5 |
1,3 |
5,6 |
? |
|
№ |
ФИО |
Не нужна наглядность |
Нужен чертеж |
Нужна таблица |
|
1 |
Бессонов А. |
+ |
|||
2 |
Гичев А. |
+ |
+ |
||
3 |
Гребенкин С. |
+ |
+ |
||
4 |
Дашев А. |
+ |
|||
5 |
Елохин А. |
+ |
+ |
+ |
|
6 |
Захарова В. |
+ |
|||
7 |
Ковтанюк И. |
+ |
+ |
||
8 |
Косова Д. |
+ |
|||
9 |
Кошкина А. |
+ |
+ |
||
10 |
Красненкова М. |
+ |
+ |
||
11 |
Кузьмина Ю. |
+ |
+ |
||
12 |
Купин А. |
+ |
+ |
+ |
|
13 |
Мичкова А. |
+ |
+ |
||
14 |
Овечкина К. |
+ |
+ |
||
15 |
Омененко Д. |
+ |
+ |
||
16 |
Орлова Н. |
+ |
+ |
||
17 |
Приданова К. |
+ |
+ |
||
18 |
Романов С. |
+ |
+ |
||
19 |
Рыльский С. |
+ |
|||
20 |
Смирнов Д. |
+ |
+ |
||
21 |
Тарачева К. |
+ |
|||
22 |
Телепова К. |
+ |
+ |
+ |
|
23 |
Уфимева А. |
+ |
|||
24 |
Фаяршин Д. |
+ |
+ |
+ |
|
25 |
Хлыбова А. |
+ |
|||
26 |
Хон О. |
+ |
+ |
+ |
|
27 |
Хохлявина В. |
+ |
|||
28 |
Шабалина Л. |
+ |
+ |
||
29 |
Шаравьев С. |
+ |
+ |
||
Всего: |
10 |
24 |
20 |
||
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |