Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.И. ПОЛЗУНОВА
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ
Расчётное задание
по дисциплине: Эконометрика
Проверка истинности моделей множественной регрессии
Выполнил:
Филатов М.И.
2010
Исходные данные
|
Численность студентов (на 1000 человек населения) |
Динамика Валового Внутреннего Продукта (в постоянных ценах) |
Динамика валового накопления основного капитала (в постоянных ценах) |
|
|
x1 |
y |
x2 |
|
Россия |
64 |
131,2 |
103 |
|
Австралия |
50 |
123 |
169 |
|
Австрия |
29 |
117 |
115 |
|
Азербайджан |
22 |
177,3 |
103,4 |
|
Армения |
34 |
184,1 |
263,5 |
|
Беларусь |
195 |
164,9 |
162,2 |
|
Бельгия |
39 |
115 |
120 |
|
Венгрия |
42 |
139 |
178 |
|
Германия |
28 |
110 |
102 |
|
Грузия |
42 |
169,3 |
112,4 |
|
Дания |
40 |
114 |
134 |
|
Италия |
34 |
111 |
125 |
|
Казахстан |
61 |
163,4 |
126,7 |
|
Канада |
42 |
121 |
156 |
|
Киргизия |
46 |
134,7 |
83,3 |
|
Китай |
15 |
184 |
420 |
|
Мексика |
22 |
122 |
175 |
|
Нидерланды |
33 |
119 |
129 |
|
Норвегия |
47 |
120 |
130 |
|
Польша |
54 |
140 |
154 |
|
Республика Молдова |
34 |
129,1 |
134,1 |
|
Румыния |
32 |
115 |
132 |
|
Соединенное Королевство Великобритания |
38 |
122 |
146 |
|
США |
58 |
117 |
143 |
|
Таджикистан |
21 |
116,4 |
143,5 |
|
Украина |
51 |
122,7 |
122,6 |
|
Финляндия |
58 |
130 |
154 |
|
Франция |
36 |
115 |
129 |
|
Швеция |
48 |
121 |
129 |
|
Япония |
32 |
105 |
91№ |
|
Все данные взяты за 2003 год. Данные взяты из статистического сборника Регионы России Социально-экономические показатели.
2003. Федеральная служба государственной статистики Построение модели множественной регрессии
Расчет параметров
Рассчитаем необходимые параметры:
Признак |
Ср. знач. |
СКО |
Характеристики тесноты связи |
вi |
bi |
Коэф-ты частной корр. |
F-критерий фактический |
Табличный F-критерий |
||
y |
131,77 |
22,74 |
Ryx1x2=0,5963 |
|||||||
x1 |
44,9 |
30,41 |
ryx1=0,2152 |
0,2639 |
0,1973 |
0,0672 |
ryx1х2=0,3112 |
Fx1факт=2,8954 |
4,21 |
|
x2 |
146,19 |
60,57 |
ryx2=0,5353 |
0,5583 |
0,2097 |
0,2326 |
ryx2х1=0,5695 |
Fx2факт=12,95 |
4,21 |
|
rx1x2=-0,0872 |
a=92,26 |
rx1х2у=-0,2453 |
Fфакт=7,45 |
3,35 |
||||||
Уравнение регрессии в стандартизованном масштабе:
ty =2639tx1+0,5583tx2
Уравнение множественной регрессии в естественной форме:
yтеор =92,26+0,1973x1 +0,2097x2
Рассчитаем по этой формуле теоретические значения динамики ВВП и определим среднюю ошибку аппроксимации. Она равна 9,5254.
Выбор фактора, оказывающего большее влияние
1. Динамика валового накопления основного капитала оказывает большее влияние на динамику ВВП, чем численность студентов, так как
|в2|=0,5583 > |в1|=0,2639.
2. С помощью средних коэффициентов эластичности можно оценить относительную силу влияния динамики валового накопления основного капитала (х2) и числа студентов (х1) на динамику ВВП (у):
=0,0672, =0,2326,
следовательно, с увеличением валового накопления основного капитала на 1% от их среднего значения, динамика ВВП возрастает на 0,23% от своего среднего значения. А при увеличении числа студентов на 1% от своего среднего значения, динамика ВВП увеличится на 0,067% от своего среднего значения. Очевидно, что сила влияния второго фактора (динамики валового накопления основного капитала) на результативный признак (динамику ВВП) значительно больше, чем сила влияния первого фактора (числа студентов).
3.Сравнивая коэффициенты парной и частной корреляции
ryx1 |
0,2152 |
ryx2 |
0,5353 |
|
ryx1x2 |
0,3112 |
ryx2x1 |
0,5695 |
|
Коэффициенты парной и частной корреляции отличаются незначительно что говорит о слабой межфакторной связи. Связь между динамикой валового накопления основного капитала и динамикой валового внутреннего продукта (связь прямая и средне тесная) выше, чем связь между числом студентов и динамикой ВВП (связь прямая слабая).
4. По коэффициенту множественной корреляции: Rуx1x2=0,5963 можно сделать вывод, что зависимость динамики ВВП от динамики валового накопления основного капитала и числа студентов характеризуется как средне тесная, в которой 59,63% вариации результативного признака определяется вариацией учтённых в модели факторов. Прочие факторы, не включённые в модель, составляют соответственно 35,56% от общей вариации.
4. Так как F - критерий Фишера превышает табличное значение:
Fфакт=7,45 >Fтабл=3,35
то можно говорить о статистической значимости и надёжности уравнения регрессии.
5. Сравнивая частные F - критерии фактические с пороговой константой Fтабл=4,21, делаем вывод: Fх2факт=12,95 > Fтабл, следовательно статистически подтверждена целесообразность включения в модель динамики валового накопления основного капитала, после числа студентов, т.к. этот фактор оказывает большее влияние.
Построение парных моделей регрессии
Представим данные полученные при построении парных моделей в таблице:
Модель |
Aср. |
r (с) |
Уравнение |
Fфакт |
|
Линейная |
10,89 |
0,5353 |
у=102,38+0,201х1 |
11,24 |
|
Степенная |
11,008 |
0,4934 |
у=38,26Чх10,2481 |
9,01 |
|
Показательная |
10,47 |
0,5350 |
у=106,53Ч1,001х1 |
11,23 |
|
Гиперболическая |
12,59 |
0,3786 |
у=165,92-4546,04/х1 |
4,68 |
|
Определение лучшей модели
1. Недопустимую ошибку аппроксимации имеют все 4 модели, однако у показательной модели она наименьшая, это говорит о том что линейная модель лучше аппроксимирует исходные данные чем остальные модели.
2. У линейной модели теснота связи самая сильная по сравнению с другими моделями. Это говорит о том, что показательная модель лучше подходит к нашим данным.
3. Проверив гипотезу о стат. значимости и надежности, получив значения Fфакт больше табличного во всех случаях, получаем, что все 4 уравнения являются стат. значимыми и надежными. Хотя линейная модель имеет наибольшее Fфакт по сравнению с другими моделями, это говорит о большей точности линейной модели.
По двум показателям линейная модель лучше остальных, это говорит о том, что линейная модель лучше аппроксимирует исходные данные. Однако множественная модель, на мой взгляд, лучше аппроксимирует данные, чем линейная, потому что множественная модель имеет допустимую ошибку аппроксимации и большую тесноту связи.
Проверка предпосылок МНК
1.Первую предпосылку проверим путём вычисления суммы значений остатков:
x1 |
x2 |
y |
x1x2 |
yx1 |
yx2 |
y^x |
y-y^x |
|
64 |
103 |
131,2 |
6592 |
8396,8 |
13513,6 |
126,48 |
4,72 |
|
50 |
169 |
123 |
8450 |
6150 |
20787 |
137,56 |
-14,56 |
|
29 |
115 |
117 |
3335 |
3393 |
13455 |
122,09 |
-5,09 |
|
22 |
103,4 |
177,3 |
2274,8 |
3900,6 |
18332,82 |
118,28 |
59,02 |
|
34 |
263,5 |
184,1 |
8959 |
6259,4 |
48510,35 |
154,21 |
29,89 |
|
195 |
162,2 |
164,9 |
31629 |
32155,5 |
26746,78 |
164,75 |
0,15 |
|
39 |
120 |
115 |
4680 |
4485 |
13800 |
125,11 |
-10,11 |
|
42 |
178 |
139 |
7476 |
5838 |
24742 |
137,87 |
1,13 |
|
28 |
102 |
110 |
2856 |
3080 |
11220 |
119,17 |
-9,17 |
|
42 |
112,4 |
169,3 |
4720,8 |
7110,6 |
19029,32 |
124,11 |
45,19 |
|
40 |
134 |
114 |
5360 |
4560 |
15276 |
128,25 |
-14,25 |
|
34 |
125 |
111 |
4250 |
3774 |
13875 |
125,18 |
-14,18 |
|
61 |
126,7 |
163,4 |
7728,7 |
9967,4 |
20702,78 |
130,86 |
32,54 |
|
42 |
156 |
121 |
6552 |
5082 |
18876 |
133,25 |
-12,25 |
|
46 |
83,3 |
134,7 |
3831,8 |
6196,2 |
11220,51 |
118,80 |
15,90 |
|
15 |
420 |
184 |
6300 |
2760 |
77280 |
183,27 |
0,73 |
|
22 |
175 |
122 |
3850 |
2684 |
21350 |
133,29 |
-11,29 |
|
33 |
129 |
119 |
4257 |
3927 |
15351 |
125,82 |
-6,82 |
|
47 |
130 |
120 |
6110 |
5640 |
15600 |
128,79 |
-8,79 |
|
54 |
154 |
140 |
8316 |
7560 |
21560 |
135,20 |
4,80 |
|
34 |
134,1 |
129,1 |
4559,4 |
4389,4 |
17312,31 |
127,08 |
2,02 |
|
32 |
132 |
115 |
4224 |
3680 |
15180 |
126,25 |
-11,25 |
|
38 |
146 |
122 |
5548 |
4636 |
17812 |
130,37 |
-8,37 |
|
58 |
143 |
117 |
8294 |
6786 |
16731 |
133,69 |
-16,69 |
|
21 |
143,5 |
116,4 |
3013,5 |
2444,4 |
16703,4 |
126,49 |
-10,09 |
|
51 |
122,6 |
122,7 |
6252,6 |
6257,7 |
15043,02 |
128,03 |
-5,33 |
|
58 |
154 |
130 |
8932 |
7540 |
20020 |
135,99 |
-5,99 |
|
36 |
129 |
115 |
4644 |
4140 |
14835 |
126,41 |
-11,41 |
|
48 |
129 |
121 |
6192 |
5808 |
15609 |
128,78 |
-7,78 |
|
32 |
91 |
105 |
2912 |
3360 |
9555 |
117,65 |
-12,65 |
|
сумма |
0,0000 |
|||||||
2.Случайный характер остатков. Проверим графически:
Из графика зависимости остатков еi от теоретических значений результативного признака видно, что точки распределены случайно, следовательно, еi представляют собой случайные величины и МНК оправдан.
3. Наличие гомоскедастичности. Воспользуемся методом Гольдфельда - Квандта. Число исключаемых центральных наблюдений примем равным 8. Тогда в каждой группе будет по 11 наблюдений. Результаты расчетов представим в таблице:
x1 |
x2 |
y |
x1x2 |
yx1 |
yx2 |
y^x |
y-y^x |
Ai |
(y-y^x)^2 |
|
46 |
83,3 |
134,7 |
3831,8 |
6196,2 |
11220,51 |
132,15 |
2,55 |
1,8961 |
6,52 |
|
32 |
91 |
105 |
2912 |
3360 |
9555 |
128,41 |
-23,41 |
22,2973 |
548,13 |
|
28 |
102 |
110 |
2856 |
3080 |
11220 |
127,98 |
-17,98 |
16,3451 |
323,27 |
|
64 |
103 |
131,2 |
6592 |
8396,8 |
13513,6 |
139,08 |
-7,88 |
6,0058 |
62,09 |
|
22 |
103,4 |
177,3 |
2274,8 |
3900,6 |
18332,82 |
126,24 |
51,06 |
28,7972 |
2606,87 |
|
42 |
112,4 |
169,3 |
4720,8 |
7110,6 |
19029,32 |
133,02 |
36,28 |
21,4308 |
1316,41 |
|
29 |
115 |
117 |
3335 |
3393 |
13455 |
129,22 |
-12,22 |
10,4468 |
149,40 |
|
39 |
120 |
115 |
4680 |
4485 |
13800 |
132,65 |
-17,65 |
15,3447 |
311,40 |
|
51 |
122,6 |
122,7 |
6252,6 |
6257,7 |
15043,02 |
136,51 |
-13,81 |
11,2549 |
190,71 |
|
34 |
125 |
111 |
4250 |
3774 |
13875 |
131,48 |
-20,48 |
18,4460 |
419,23 |
|
61 |
126,7 |
163,4 |
7728,7 |
9967,4 |
20702,78 |
139,87 |
23,53 |
14,4012 |
553,73 |
|
0,0000 |
15,1514 |
6487,74 |
||||||||
x1 |
x2 |
y |
x1x2 |
yx1 |
yx2 |
y^x |
y-y^x |
Ai |
(y-y^x)^2 |
|
21 |
143,5 |
116,4 |
3013,5 |
2444,4 |
16703,4 |
119,32 |
-2,92 |
2,5060 |
8,51 |
|
38 |
146 |
122 |
5548 |
4636 |
17812 |
124,14 |
-2,14 |
1,7530 |
4,57 |
|
58 |
154 |
130 |
8932 |
7540 |
20020 |
131,22 |
-1,22 |
0,9407 |
1,50 |
|
54 |
154 |
140 |
8316 |
7560 |
21560 |
130,25 |
9,75 |
6,9625 |
95,01 |
|
42 |
156 |
121 |
6552 |
5082 |
18876 |
127,90 |
-6,90 |
5,7020 |
47,60 |
|
195 |
162,2 |
164,9 |
31629 |
32155,5 |
26746,78 |
166,75 |
-1,85 |
1,1203 |
3,41 |
|
50 |
169 |
123 |
8450 |
6150 |
20787 |
133,47 |
-10,47 |
8,5103 |
109,57 |
|
22 |
175 |
122 |
3850 |
2684 |
21350 |
128,35 |
-6,35 |
5,2041 |
40,31 |
|
42 |
178 |
139 |
7476 |
5838 |
24742 |
134,04 |
4,96 |
3,5697 |
24,62 |
|
34 |
263,5 |
184,1 |
8959 |
6259,4 |
48510,35 |
155,95 |
28,15 |
15,2883 |
792,18 |
|
15 |
420 |
184 |
6300 |
2760 |
77280 |
195,01 |
-11,01 |
5,9854 |
121,29 |
|
0,0000 |
5,2311 |
1248,57 |
||||||||
Величина R=0,1924 (1248,57/6487,74), меньше табличного значения F-критерия, следовательно, наличие гомоскедастичности и отсутствие гетероскедастичности.
4.Отсутствие автокорреляции. Тест Дарбина-Уотсона:
x1 |
x2 |
y |
y^ |
lу-у^l |
(lу-у^l/у)*100 |
у-у^ |
ei-ei-1 |
(ei-ei-1)^2 |
(у-у^)^2 |
|
64 |
103 |
131 |
126,48 |
4,715497 |
3,594 |
-4,715 |
-4,7155 |
22,2 |
22,24 |
|
50 |
169 |
123 |
137,56 |
14,55865 |
11,836 |
14,559 |
19,27414 |
371,5 |
211,95 |
|
29 |
115 |
117 |
122,09 |
5,093094 |
4,353 |
5,093 |
-9,46555 |
89,6 |
25,94 |
|
22 |
103 |
177 |
118,28 |
59,02032 |
33,288 |
-59,020 |
-64,1134 |
4110,5 |
3483,40 |
|
34 |
264 |
184 |
154,21 |
29,88682 |
16,234 |
-29,887 |
29,13349 |
848,8 |
893,22 |
|
195 |
162 |
165 |
164,75 |
0,151302 |
0,092 |
-0,151 |
29,73552 |
884,2 |
0,02 |
|
39 |
120 |
115 |
125,11 |
10,11485 |
8,796 |
10,115 |
10,26615 |
105,4 |
102,31 |
|
42 |
178 |
139 |
137,87 |
1,133281 |
0,815 |
-1,133 |
-11,2481 |
126,5 |
1,28 |
|
28 |
102 |
110 |
119,17 |
9,170267 |
8,337 |
9,170 |
10,30355 |
106,2 |
84,09 |
|
42 |
112 |
169 |
124,11 |
45,18646 |
26,690 |
-45,186 |
-54,3567 |
2954,7 |
2041,82 |
|
40 |
134 |
114 |
128,25 |
14,24733 |
12,498 |
14,247 |
59,43379 |
3532,4 |
202,99 |
|
34 |
125 |
111 |
125,18 |
14,17636 |
12,771 |
14,176 |
-0,07097 |
0,0 |
200,97 |
|
61 |
127 |
163 |
130,86 |
32,53879 |
19,914 |
-32,539 |
-46,7152 |
2182,3 |
1058,77 |
|
42 |
156 |
121 |
133,25 |
12,25437 |
10,128 |
12,254 |
44,79316 |
2006,4 |
150,17 |
|
46 |
83,3 |
135 |
118,80 |
15,89794 |
11,802 |
-15,898 |
-28,1523 |
792,6 |
252,74 |
|
15 |
420 |
184 |
183,27 |
0,725914 |
0,395 |
-0,726 |
15,17202 |
230,2 |
0,53 |
|
22 |
175 |
122 |
133,29 |
11,29077 |
9,255 |
11,291 |
12,01669 |
144,4 |
127,48 |
|
33 |
129 |
119 |
125,82 |
6,817621 |
5,729 |
6,818 |
-4,47315 |
20,0 |
46,48 |
|
47 |
130 |
120 |
128,79 |
8,790167 |
7,325 |
8,790 |
1,972546 |
3,9 |
77,27 |
|
54 |
154 |
140 |
135,20 |
4,796736 |
3,426 |
-4,797 |
-13,5869 |
184,6 |
23,01 |
|
34 |
134 |
129 |
127,08 |
2,015804 |
1,561 |
-2,016 |
2,780932 |
7,7 |
4,06 |
|
32 |
132 |
115 |
126,25 |
11,24923 |
9,782 |
11,249 |
13,26503 |
176,0 |
126,55 |
|
38 |
146 |
122 |
130,37 |
8,368454 |
6,859 |
8,368 |
-2,88077 |
8,3 |
70,03 |
|
58 |
143 |
117 |
133,69 |
16,68649 |
14,262 |
16,686 |
8,318035 |
69,2 |
278,44 |
|
21 |
144 |
116 |
126,49 |
10,08938 |
8,668 |
10,089 |
-6,59711 |
43,5 |
101,80 |
|
51 |
123 |
123 |
128,03 |
5,32814 |
4,342 |
5,328 |
-4,76124 |
22,7 |
28,39 |
|
58 |
154 |
130 |
135,99 |
5,992662 |
4,610 |
5,993 |
0,664522 |
0,4 |
35,91 |
|
36 |
129 |
115 |
126,41 |
11,40967 |
9,921 |
11,410 |
5,417008 |
29,3 |
130,18 |
|
48 |
129 |
121 |
128,78 |
7,777864 |
6,428 |
7,778 |
-3,63181 |
13,2 |
60,50 |
|
32 |
91 |
105 |
117,65 |
12,65349 |
12,051 |
12,653 |
4,875628 |
23,8 |
160,11 |
|
19110,43 |
10002,65 |
|||||||||
Исходя из статистики Дарбина-Уотсона, можно сделать вывод, что автокорреляция отсутствует, так как 1,91 находится в промежутке (1,339;2,661) (d2; 4-d2). Следовательно, значения остатков распределены независимо друг от друга. Отсутствие автокорреляции остаточных величин обеспечивает состоятельность и эффективность оценок коэффициентов регрессии.
Таким образом, не все предпосылки выполнились, это говорит о недостаточной надежности уравнения множественной регрессии. Возможно, можно было бы и получить надежную модель, если исключить из данных страны значение динамики ВВП, которых сильно отличается от других.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Экономический анализ деятельности предприятия общественного питания |
Курсовая работа | Банковская система России на современном этапе |
Курсовая работа | Государственное регулирование и саморегулирование предпринимательской деятельности |
Курсовая работа | Развитие творческих способностей детей в дошкольном возрасте |
Курсовая работа | Экспортный контроль |
Курсовая работа | Планирование на предприятии |
Курсовая работа | Управление персоналом в организации и его эффективность |
Курсовая работа | Истязание |
Курсовая работа | Особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи |
Курсовая работа | Формирование положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников |
Курсовая работа | Система оценки кредитоспособности клиентов банка |
Курсовая работа | Социально-педагогическая поддержка детей группы риска |
Курсовая работа | Особенности развития эмоционально-волевой сферы подростка |
Курсовая работа | Франчайзинг |
Курсовая работа | Анализ трудовых ресурсов предприятия |