19
1. Общая характеристика объекта исследования
Открытое акционерное общество "Свiтанак" находится в г. Жодино, что в 50км от г. Минска.
Акционерное общество "Свiтанак" - сравнительно молодое предприятие легкой промышленности республики, входящее в систему концерна "Беллегпром". В 1975 году была введена в эксплуатацию Жодинская швейно-трикотажная фабрика, а в 1985-1986 годах было построено и сдано в эксплуатацию трикотажное производство, состоящее из вязального и красильно-отделочного цехов. Акционерное общество "Свiтанак" создано в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью", постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 1993г. N 552 "Об утверждении Положения о порядке преобразования в процессе приватизации государственных и арендных предприятий в открытые акционерные общества", другим специальным законодательством и является преемником имущественных прав и обязанностей арендной торгово-промышленной фирмы "Свiтанак". Предприятие было акционировано 30 ноября 1994 года по решению учредительного собрания трудового коллектива. Приказом Мингосимущества РБ №382 от 30 октября 1994 года в Уставной фонд предприятия была передана государственная собственность, в результате чего УФ был утвержден и распределился следующим образом: 15,2% - доля трудового коллектива, заработанная его членами за период аренды (с октября 1992 года по ноябрь 1994 года) и 84,8% - государственная доля.
Производственная структура предприятия включает в себя пять основных цехов (вязальный, красильно-отделочный, подготовительно-закройный и два швейных), а также вспомогательные цеха и службы (ремонтные, энергетические и транспортные), большое складское хозяйство.
В настоящее время в составе ОАО "Свiтанак" 4 филиала: в г. Бресте, Витебске, Гомеле и Могилеве, с фирменным магазином на базе каждого из них (у Витебского филиала два фирменных магазина). Также имеются 6 фирменных магазинов, находящихся на балансе непосредственно предприятия: 2 в г. Жодино и по одному в городах Минске, Гродно, Горки и Молодечно.
Основной целью деятельности ОАО "Свiтанак" является производственно-хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли. Предприятие осуществляет производство и реализацию трикотажных изделий и полотна, а также оказывает услуги по вязанию, крашению и отделке полотна из сырья заказчика. Производственная мощность предприятия составляет 28258 тыс. штук изделий в год по готовым изделиям и 7091,4 тонн - по полотну.
Все изделия ОАО "Свiтанак" изготавливаются только из хлопкосодержащих материалов. Это делает их гигиеничными для любой поры года и любого климатического пояса. Особое внимание уделяется одежде для самых маленьких. Вся одежда для них изготавливается из чистого хлопка, в отделке используются только специальные красители.
Открытое акционерное общество "Свiтанак" - один из ведущих белорусских изготовителей трикотажных изделий из хлопка для мужчин, женщин и детей всех возрастов. Предприятие работает на этом рынке уже более 25 лет.
В соответствии с основными стратегическими целями фирмы и ее текущими задачами, отраженными в бизнес планах и документах об учреждении данного предприятия отдел маркетинга ОАО "Свiтанак", реализовывают следующие основные задачи:
- разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга;
- исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия;
- исследование потребительских свойств производимой продукции и предъявляемых к ней требований со стороны потребителей;
- ориентация разработчиков и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции;
- изучение конъюнктуры рынка;
-определение текущего и перспективного спроса на продукцию предприятия в Республике Беларусь (РБ), рынках СНГ и Прибалтики с учетом сезонности;
- формирование производственной программы, с учетом заявок покупателей, спроса потребителей и определение (совместно с производственными подразделениями) производственных заданий для загрузки производственных мощностей соответствующих цехов и участков;
- своевременное обеспечение отправки грузов предприятия в РБ, Россию и страны ближнего зарубежья;
- своевременная подготовка и заключение договоров на поставку готовой продукции; обеспечение выполнения планов поставки продукции в срок и по номенклатуре соответствии с договорами и принятыми нарядами-заказами;
- исследование потребительских свойств производимой продукции и сбор информации об удовлетворении ими покупателей, анализ соответствия выпускаемой продукции потребностям покупателей;
- подготовка предложений по привлечению сторонних организаций по решению проблем маркетинга, изучение спроса на продукцию;
- выявление системы взаимосвязи между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж;
- сбор, систематизация и анализ всей коммерческо-экономической информации о потенциальных рынках сбыта продукции предприятия;
- разработка стратегии рекламы по каждому товару и плана проведения рекламной кампании;
- разработка краткосрочной и долгосрочной стратегии маркетинга и ориентация разработчиков и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции;
- планирование, организация и проведение маркетинговых и PR-акций (сбор информации в магазинах, на ярмарках, выставках и т.п. по спросу и реализации продукции предприятия).
- разработка предложений по формированию фирменного стиля.
2. Товарная политика и ее основные мероприятия
Открытое акционерное общество "Свiтанак" - один из ведущих белорусских изготовителей трикотажных изделий из хлопка для мужчин, женщин и детей всех возрастов.
ОАО "Свiтанак" начинало с выпуска белья для самых маленьких и имеет огромный опыт. Все ясельное белье изготавливается только из чистого хлопка. В его изготовлении используются только специальные химикаты и красители, не приносящие вреда малышу. В ясельном белье ОАО "Свiтанак" малыши всегда выглядят нарядно и весело.
Не меньше внимания, чем ясельному, уделяется детскому белью. Модели детского белья, отделанных вышивками, что позволяет ребенку всегда выглядеть очаровательным и милым.
Стильная отделка подросткового белья никогда не останется незамеченной сверстниками. А его состав придаст ощущение комфорта в любую погоду.
Легкость и изящество, тонкость кружевной отделки и мягкость цветов - вот то, что делает женское белье ОАО "Свiтанак" не только удобным и практичным, но и невероятно соблазнительным.
Любой мужчина хочет выглядеть эффектно и чувствовать себя уверенно не только на работе или в гостях, но и в уютном домашнем кругу.
Трикотажная детская одежда "Свiтанак" позволит ребенку всегда выглядеть нарядным и красивым и дома, и на улице. Легкий верхний трикотаж для детей самый оптимальный выбор по качеству и цене.
Мягкость и пластичность, приятный блеск верхней трикотажной одежды для юношей и девушек сделает их неотразимыми во время занятий спортом и прогулок на природе.
Выглядеть элегантно дома совсем просто! А с коллекцией женского верхнего трикотажа "Свiтанак" это еще и не требует больших затрат.
Таблица 1. Показатели товарной номенклатуры и ассортимента
Показатель |
Измерение |
|
Широта номенклатуры |
5 |
|
Минимальная длина ассортим. группы |
4 |
|
Максимальная длина ассортим. группы |
14 |
|
Средняя длина ассортим. группы |
9 |
|
Длина номенклатуры |
45 |
Наименование группы |
Доля группы в общем объеме реализации,% |
Доля группы по числу ассортиментных позиций,% |
Ассортиментные позиции, входящие в группу |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Белье и верх детский |
20 |
50 |
Костюмы, комплекты, брюки, шорты, комбинезоны, пижамы, джемперы, куртки, рубашки, майки для девочек и мальчиков |
|
Одежда ясельная |
10 |
5 |
Комплекты ясельные, ползуны, кофточки, комбинезоны |
|
Белье и верх женский |
30 |
60 |
Костюмы, комплекты, платья, юбки, брюки, бриджи, шорты, комбинезоны, блузы, пижамы, джемперы, халаты, куртки, купальные костюмы для женщин |
|
Белье и верх мужской |
20 |
40 |
Костюмы, комплекты, брюки, шорты, сорочки, рубашки, комбинезоны, пижамы, джемперы, куртки, майки для мужчин |
|
Молодежная коллекция "Эго" |
20 |
20 |
Джемпера, фуфайки, майки, брюки, шорты, юбки, топы |
Как видно из таблицы наибольшую долю в общем объеме реализации составляет белье и верх женский, белье и верх детский, белье и верх мужской.
Фирменный стиль и логотип брэнда "Свiтанак" был создан предприятием в 1989 году.
Название брэнда - само название предприятия. Название представляет собой слово на белорусском языке. В переводе с белорусского языка слово обозначает рассвет. Рассвет - период времени перед восходом солнца. В это время солнце оставляет свои блики на воде, все живое купается в ярких солнечных лучах, с теплом и утренней свежестью встречает предстоящий день. Рождение нового дня связано с рождением новой мысли, а значит и с рождением новых идей в конструировании и моделировании производства продукции. Брэнд символизирует рассвет надежды и веры в завтрашний день.
Фирменные цвета ОАО "Свiтанак" - оранжевый и белый. В этих цветах оформлено здание предприятия в г. Жодино, все фирменные магазины ОАО "Свiтанак", а также эти цвета используются при оформлении выставочных стендов ОАО "Свiтанак".
Кроме основного брэнда "Свiтанак", на предприятии имеется сравнительно молодой брэнд "Эго", разработанный специально для молодежи.
Фирменный стиль и логотип брэнда "EGO" был создан предприятием в 2002г. Название брэнда представляет собой перевод с латинского - "Я"
Комбинированный товарный знак представляет собой черный квадрат, в центре которого выполнено стилизованное изображение глаза и словесного обозначения "EGO"
Слоган с обоснованием выбора "EGO" - будь заметным". Этот слоган был выбран для торговой марки "EGO" с целью более четкого позиционирования молодежной линии в одежде.
Одним из главных средств, с помощью которых проектируется функциональное и эмоциональное ассоциации потребителя - это динамичный, молодежный, агрессивный с использованием контрастного красного и черного цветов логотип. От начала создания и на протяжении развития брэнда, поддерживался единый фирменный стиль. Единый стиль, атрибуты, изображение логотипа и информация в едином стиле нанесены на плакаты, календари, в том числе и на товарные ярлыки. Каждый товарный ярлык содержит информационные знаки по уходу за изделием (температуру стирки, глаженья и т.д.), данные по размеру изделия, артикул, модель, сорт и т.д.
Управление качеством.
Большое внимание на предприятии уделяется также контролю качества продукции. Контроль качества готовой продукции на ОАО "Свiтанак" обеспечивается системой мер, направленных на предупреждение производства продукции с дефектами. Эта система мер включает в себя:
- входной контроль качества сырья, основных и вспомогательных материалов, химикатов, красителей, предназначенных для обработки трикотажных полотен;
- промежуточный контроль качества полуфабрикатов на всех технологических;
- межоперационный контроль качества на стадии изготовления (пошива) продукции.
ОАО "Свiтанак" имеет сертификаты соответствия на всю выпускаемую продукцию по ассортиментным группам. Кроме сертификатов соответствия на всю продукцию имеются удостоверения о государственной гигиенической регистрации, выданные Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Высокое качество - неотъемлемое свойство продукции ОАО "Свiтанак" с момента основания предприятия. А сегодня этот факт еще и подтвержден Сертификатом соответствия системы качества предприятия требованиям СТБ ИСО 9001.
В 2001 году по итогам республиканского соревнования среди предприятий Беларуси ОАО "Свiтанак" награждено премией Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества. В августе 2001 года на ОАО "Свiтанак" была сертифицирована система качества в Национальной системе сертификации Республики Беларусь на соответствие стандарту ИСО 9001 "Система качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании, в связи с чем предприятию Государственным комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь 3 сентября 2001 года выдан Сертификат соответствия.
3. Ценовая политика предприятия и ее особенности
Основным методом определения цены ОАО "Свiтанак" является затратный метод "средние издержки + прибыль". Затратным методом определяется базовый уровень цены нового изделия, который сопоставляется с существующим уровнем цен на модели, объединенные общими характеристиками (по составу сырья, вспомогательными материалами, конструкциям, отделке и т.д.). Возможен рыночный метод определения цены продукции с использованием инструментов исследования рынка на основе маркетинговой информации.
Пример расчета цены на модель С1477-01 артикул 1С970-Д42 (трусы мужские) представлен в таблице 6.
Таблица 2. Расчета цены на модель С1477-01 артикул 1С970-Д42
Статьи затрат |
в бел. рублях |
|
1 |
2 |
|
Сырье о основные материалы |
772,46 |
|
Вспомогательные материалы |
282,16 |
|
Стоимость осн. и вспом. мат. - всего |
1054,62 |
|
Обработка |
1022,16 |
|
Производственная себестоимость |
2076,78 |
|
Внепроизводственные расходы |
5,22 |
|
Полная себестоимость |
781,22 |
|
в т. ч. инновационный фонд 0,25% |
37,43% |
|
Прибыль |
781,22 |
|
Рентабельность в процентах |
37,43% |
|
Оптовая цена предприятия |
2868,38 |
|
Коэффициент сортности |
0,99 |
|
Оптовая цена 1 сорта |
2897,35 |
|
Единый налог из выручки от реализации 3,0% |
89,61 |
|
Свободная оптово-отпускная цена на усл. франко-отправления |
2986,97 |
|
Транспортные расходы |
0 |
|
Цена изделия |
2986,97 |
|
НДС 18% |
537,65 |
|
Цена с НДС |
3524,62 |
ОАО "Свiтанак" предоставляет скидки субъектом хозяйствования Республики Беларусь в размере, зависящем от суммы продукции, поставленной в адрес данного субъекта хозяйствования в предыдущем месяце. Скидка в 8% предоставляется субъектам хозяйствования, которым в предыдущем месяце было отгружено продукции на сумму от 100 до 199,9 млн. рублей. При отгрузке продукции на сумму свыше 200 млн. рублей, предоставляется скидка в 10%.
С целью стимулирования работы филиалов предприятия по продаже продукции, им предоставляется оптовая скидка в размере 2% от прейскурантной цены продукции, сформированной в белорусских рублях.
С целью стимулирования реализации продукции собственного производства через гипермаркеты, являющиеся потенциально крупными партнерами, ОАО "Свiтанак" предоставляет им скидки в соответствии с заключенными договорами.
Субъектам хозяйствования Российской Федерации, поставка товара в адрес которых осуществляется на условиях полной или частичной предварительной оплаты, предоставляется скидка в текущем месяце в размере 2% при одновременном соблюдении следующих условий:
- сумма поступившей предварительной оплаты составляет не менее 150 тысяч российских рублей либо 5 тысяч долларов США;
- сумма продукции, поставленной в адрес данного субъекта хозяйствования в предшествующем месяце, составила не менее 150 тысяч российских рублей либо 5 тысяч долларов США.
Скидка 4% предоставляется при одновременном соблюдении следующих условий:
- сумма поступившей предварительной оплаты составляет не менее 500 тысяч российских рублей либо 18 тысяч долларов США;
- сумма продукции, поставленной в адрес данного субъекта хозяйствования в предшествующем месяце, составила не менее 500 тысяч российских рублей либо 18 тысяч долларов США.
С целью освоения и развития других рынков, субъектам хозяйствования других государств СНГ (кроме Российской Федерации и Республики Беларусь) и Прибалтики, поставка товаров, в адрес которых осуществляется на условиях полной или частичной предварительной оплаты, предоставляются скидки к прейскурантным ценам продукции предприятия в валюте контракта, в зависимости от суммы, поступившей по предварительной оплате валюты в следующих размерах:
В 2008 году ценовая политика предприятия будет строиться на формировании цены, приемлемой для потребителя и обеспечивающей достаточную прибыль предприятию. При этом уровень рентабельности реализуемой продукции в различные периоды будет варьироваться, увеличиваясь в сезон "весна-лето" (период стабильного спроса) и уменьшаясь в сезон "осень-зима".
С целью стимулирования продаж сохраниться гибкая система скидок, действовавшая и в предыдущие периоды, которая будет варьироваться в зависимости от формы расчетов, объема поставки, надежности клиента, длительности сотрудничества, статуса покупателя, географии поставок и т.д.
Как и в 2007 году, будет проводиться систематический анализ конкурентов, будут определяться возможные факторы, побудившие конкурентов на те или иные действия в вопросе формирования цены, приниматься меры для снижения возможных собственных потерь, в случае необходимости, вноситься коррективы в собственную политику цен.
4. Разработка и реализация основных элементов политики продвижения
Деятельность ОАО "Свiтанак", как и любого другого предприятия связана с коммуникациями. Предприятие постоянно осуществляет коммуникации с хозяйствующими субъектами, представителями власти, потребителями, средствами массовой информации. Маркетинговые коммуникации представляют собой универсальный инструмент, объединяющий все элементы комплекса маркетинга и способствующий демонстрации их основных характеристик.
Взятые вместе маркетинг и коммуникации представляют собранные вместе элементы комплекса маркетинга, т.е. - маркетинговые коммуникации. Центральным в определении маркетинговых коммуникаций является понятие, согласно которому, все переменные комплекса маркетинга, а не только составляющая - продвижение - участвуют в общении с клиентами.
Коммуникационная политика является одним из важнейших инструментов маркетинга на ОАО "Свiтанак". Необходимо отметить, что система маркетинговых коммуникаций (СМК), применяемая на ОАО "Свiтанак", не стихийна. Все коммуникационные мероприятия тщательно планируются. Ежегодно менеджер по рекламе разрабатывает план проведения коммуникационных мероприятий, входящих в план маркетинговой деятельности. Определяется цель мероприятия, сроки, подсчитываются примерные затраты на его реализацию, назначаются ответственные за проведение. Ежеквартально в план маркетинговой коммуникационной деятельности вносятся коррективы с учётом различного рода изменений. По прошествии коммуникационного мероприятия составляется отчёт, проводится анализ эффективности мероприятия.
Реклама в прессе. Данный вид рекламы очень активно используется на предприятии. Информация о компании и её продукции постоянно размещается в специализированных периодических изданиях. Публикуются рекламные объявления, содержащие основную информацию. Для размещения рекламы и статей ОАО "Свiтанак" использует такие периодические издания как "Жодзiнскiя Навiны", каталог “Бизнес - Беларусь 2006”, журналы ”ЛегПромБизнес”, ”РосЛегПром” “Республика” и другие. Выбор именно этих изданий объясняется спецификой продукции и особенностями целевой аудитории, на которую направлена реклама.
Радио и телевизионная реклама. Информация о компании и её продукции иногда размещается отделом маркетинга в радио эфире. Реклама в данном случае представляет собой короткий радио ролик, содержащий определённую информацию. Необходимо отметить, что радио реклама носит эпизодический характер. Руководство компании не часто использует этот вид СМИ в силу того, что реклама на радио достаточно дорогая и не оказывает решающего воздействия на рост объёмов продаж и повышение имиджа предприятия. Рекламные ролики на радио размещаются в основном во время проведения большой рекламной кампании.
Что касается телевизионной рекламы, то она тоже используется не часто (как и радио реклама - в основном во время проведения больших рекламных кампаний). Основная причина нечастого применения - высокая стоимость рекламы на телевидении. Видеоролики размещаются в основном на каналах ОНТ, БТ и СТВ.
Выставки. Выставки для ОАО "Свiтанак" - важный инструмент продвижения своей продукции. Компания принимает участие в специализированных выставках, так как полагает, что это действенный способ изучения потребителей и установления с ними деловых контактов. Кроме этого, целями участия в выставках являются представление новых продуктов, стимулирование продаж, повышение имиджа компании. Среди выставок, в которых принимало участие ОАО "Свiтанак" можно назвать "Белтекслегпром" (Беларусь), "Текстильлегпром" (Россия). На выставках компания не только представляет свою продукцию, но и организует семинары по актуальным для клиентов вопросам.
Сотрудники отдела маркетинга очень ответственно относятся к оформлению стенда для выставки, подбору экспонатов, созданию рекламных материалов. Стенд ОАО "Свiтанак" оформлен фирменными цветами (белый, оранжевый). Товарной знак компании расположен таким образом, что его очень легко заметить. Место расположения стенда - на внутреннем проходе, что очень выгодно с точки зрения его заметности. На стенде во время выставки работают не только маркетологи, но и специалисты по продажам. Посетителям предоставляется полная информация по интересующему их вопросу.
Можно заметить, что каждая выставка, в которой участвует ОАО "Свiтанак", тщательно планируется. Разрабатываются выставочные мероприятия, организуется работа со СМИ с целью освещения данного события.
Наружная реклама. Это средство рекламы применяется активно. Рекламные щиты, рекламирующие компанию и её продукцию, устанавливаются в тех городах, где имеются фирменные магазины предприятия
Печатная реклама. Рекламные сувениры. С целью предоставления информации о своей продукции, формирования предпочтительного отношения к ней ОАО "Свiтанак" использует красочные буклеты, проспекты, листовки. Эта рекламная продукция раздаётся на выставках, вкладывается в презентационные пакеты на семинарах.
Кроме печатной продукции очень активно используются рекламные сувениры. Руководство компании считает этот вид рекламы хорошим средством повышения имиджа фирмы, формирования предпочтительного отношений к ней и её продукции, привлечения внимания деловых партнёров. Среди сувенирной продукции применяются ручки, зажигалки, сумки, брелоки, папки с символикой ОАО "Свiтанак".
Прямая почтовая рассылка - инструмент маркетинговых коммуникаций, достаточно часто применяемый на ОАО "Свiтанак". На основании имеющейся базы данных маркетологи рассылают рекламные материалы с сопроводительным письмом, имеющимся и потенциальным клиентам. Кроме этого, ОАО "Свiтанак" рассылает поздравления своим клиентам и партнёрам по случаю больших праздников, что говорит о понимании предприятием необходимости поддержания хороших отношений со своими партнёрами для успешной работы.
Реклама в Интернет. У ОАО "Свiтанак" есть свой сайт http://svitanak.com.by/, где размещается информация о компании, её продукции, партнёрах. Кроме этого, на сайте можно узнать о событиях и последних новостях компании: прошедших выставках, конференциях, семинарах и т.д. Для облегчения нахождения посетителем сайта нужной ему модели продукции, существует функция поиска. Кроме этого на сайте размещена форма, с помощью которой посетитель может задать свой вопрос и отправить его фирме. Внедрение этой формы можно считать одним из методов оценки эффективности рекламы в Интернет.
5. Особенности сбытовой политики предприятия
Характеристика основных рынков сбыта продукции ОАО "Свiтанак".
Регионы поставки продукции ОАО "Свiтанак" можно объединить в следующие группы (в зависимости от географического расположения):
- рынок Республики Беларусь;
- рынок Российской Федерации;
- рынок других государств СНГ;
- рынок государств дальнего зарубежья и Прибалтики.
Объемы продаж продукции ОАО "Свiтанак" за 2007 год следующие:
Таблица 3. Объемы продаж продукции ОАО "Свiтанак" за 2007 год
Единицы измерения |
Объем сбыта продукции в 2007 г. |
|||||
Всего |
в т. ч. по регионам |
|||||
Республика Беларусь |
Российская Федерация |
Другие гос-ва СНГ |
Дальнее зарубежье и Прибалтика |
|||
тыс. долл США |
27 184,40 |
14 199,70 |
11 106,40 |
29,50 |
1 848,80 |
|
тыс. штук |
14 602,60 |
8 240,80 |
5 644,40 |
15,30 |
702,10 |
Как видно из таблицы, основная часть продукции реализуется в Республике Беларусь и Российской Федерации, в меньшем объеме продукция ОАО "Свiтанак" поступает в страны СНГ, Прибалтики и дальнего зарубежья.
Таблица 4. Объем и структура реализации продукции в Республике Беларусь в 2006 и в 2007 годах
Вид покупателей |
Объем реализации продукции, тыс. долл. |
Доля в общем объеме реализации предприятия,% |
темп роста,% |
|||
2006 год |
2007 год |
2006 год |
2007 год |
|||
Крупные универмаги |
1 425,30 |
1 750, 20 |
12,4 |
12,3 |
122,8 |
|
Независимые оптовики |
3 857,50 |
4 467, 20 |
33,6 |
31,5 |
115,8 |
|
Собственная оптовая торговля |
1 682,80 |
3 870,10 |
14,6 |
27,3 |
230 |
Продолжение таблицы.
Традиционные магазины |
2 175,60 |
2 341,30 |
18,9 |
16,5 |
107,6 |
|
Собственные магазины |
1 054,30 |
1 527,80 |
9,2 |
10,8 |
144,9 |
|
Другие покупатели |
1 298,90 |
176,6 |
11,3 |
1,2 |
13,6 |
|
Гипермаркеты |
0 |
66,5 |
0 |
0,5 |
- |
|
Всего |
11 494,40 |
14 199,70 |
100 |
100 |
123,5 |
Как видно из таблицы, среди прямых покупателей предприятия в 2007 году появились сети гипермаркетов, но их удельный вес в настоящее время незначителен. В 2008 году эта ситуация существенно не изменится.
Важную роль в продажах продолжает играть традиционная торговля, как крупные универмаги, так и традиционные магазины, при этом в числе непосредственных покупателей ОАО "Свiтанак" их удельный вес снижается, уступая место собственной торговле предприятия. Значительное место в продажах предприятия начинает занимать собственная оптовая торговля и фирменные магазины предприятия, удельный вес этих звеньев в продажах товара за 2007 год составило около 38,1%.
Свою продукцию акционерное общество реализует через фирменные магазины и розничную торговую сеть Республики Беларусь. В России продукцию ОАО "Свiтанак" можно приобрести у дистрибьюторов.
Около 20% производимых изделий поставляется в страны дальнего зарубежья - США, Данию, Ирландию, Италию, Германию.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Трудовые ресурсы |
Курсовая работа | Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка |
Курсовая работа | Неустойка и ее виды |
Курсовая работа | Орфографические словари на уроках русского языка в начальной школе |
Курсовая работа | Социальные стереотипы поведения современной молодежи |
Курсовая работа | Денежный рынок |
Курсовая работа | Трудовой договор: его понятие, виды, значение, содержание |
Курсовая работа | Статистика цен и инфляции |
Курсовая работа | Источники формирования капитала предприятия и его размещение |
Курсовая работа | Формирование конкурентных преимуществ промышленных предприятий на примере ОАО "Рудгормаш" |
Курсовая работа | Тревожность как фактор формирования мотивации достижения успеха, избегания неудачи |
Курсовая работа | Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами |
Курсовая работа | Жизненный цикл товара, политика маркетинга на разных этапах |
Курсовая работа | Технология приготовления блюд из мяса |
Курсовая работа | Совершенствование работы кадровой службы организации |