54
Министерство образования Российской Федерации
Белгородский государственный технологический университет
имени В.Г. Шухова
Кафедра маркетинга
Курсовая работа
на тему:
"РАЗРАБОТКА ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ
АО "СТРОЙМАТЕРИАЛЫ"
Выполнила:
студентка гр. МЭ-31 Исаева А.А.
Проверил:
Профессор, д. э. н. Щетинина Е.Д.
Белгород 2003
СОДЕРЖАНИЕ
· сбор, систематизация и анализ информации о конъюнктуре рынка стеновых строительных материалов;
· изучение и анализ внешней и внутренней маркетинговой среды предприятия;
· разработка рекомендаций по формированию маркетинговой стратегии на основе соотношения запросов рынка и возможностей предприятия.
Курсовая работа состоит из трех глав, одна из которых является теоретической и содержит основные положения по выбранной теме.
1. Товарная политика и ее элементы
Универсальная, применяемая на однородных рынках, не сильно отличающихся друг от друга.
Дифференцированная, применяемая при создании товара под конкретный целевой рынок, под конкретного потребителя.
Селективная, используемая при выборе нескольких самых выгодных сегментов рынка.
Смешанная, означающая применение различной товарной политики для различных рынков.
Товарная политика включает в себя множество таких элементов, как упаковка товара, использование марки, маркировка, сервисное обслуживание, товарный ассортимент и др. Рассмотрим более подробно каждый из вышеперечисленных элементов.
· товар можно выпустить на рынок под маркой самого производителя;
· производитель может подать товар посреднику, который присвоит ему свою "частную" марку;
· производитель может продавать часть товаров под своей собственной маркой, а остальные - под частными марками.
При разработке марочного товара производитель должен принять решение об уровне качества и прочих отличительных чертах, которые будут обеспечивать поддержание позиции марки на целевом рынке. Одним из основных орудий позиционирования, которым располагает продавец, является качество его товара. Качество - это расчетная способность марочного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность товара, его надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Некоторые из этих характеристик поддаются объективному замеру. Однако с точки зрения маркетинга качества следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям.
Производитель, выпускающий свое изделие в виде марочного товара, должен будет принять еще несколько решений. Существует, по крайней мере, четыре подхода к проблеме присвоения марочных названий.
Индивидуальные марочные названия. Основное преимущество состоит в том, что фирма не связывает свою репутацию с фактом восприятия или невосприятия рынком конкретного товара. Если товар потерпит неудачу, это не нанесет никакого ущерба имени фирмы.
Единое марочное название для всех товаров. При такой политике снижаются издержки по выводу товара на рынок, поскольку отпадает необходимость больших затрат на рекламу, которая обеспечит узнаваемость марочного названия и создаст предпочтение ему. Более того, сбыт пойдет успешно, если имя производителя уже хорошо воспринимается рынком.
Коллективные марочные названия для товарных семейств. Эта стратегия используется для различных по качеству групп товаров в рамках одного и того же товарного класса.
Торговое название фирмы в сочетании с индивидуальными марками. Такая политика применяется для того, чтобы название фирмы ассоциировалось с каждым индивидуальным марочным названием каждого отдельного товара. Название фирмы как бы придает новинке законную силу, а индивидуальное марочное название сообщает ей неповторимость.
Марочное название не должно быть случайным. Оно должно способствовать упрочению представления о товаре: содержать намек на выгоды товара, его качества, такие, как характер действия или цвет, быть легким для произношения, узнавания и запоминания, отличаться от других.
Многие фирмы стремятся создать уникальное марочное название, которое впоследствии станет ассоциироваться со всей товарной категорией, однако успех подобных названий может угрожать сохранению на них исключительного права владения производителем.
Границы использования завоевавшего успех марочного названия можно расширить. Стратегия расширения границ марки - любая попытка использования имеющего успех марочного названия при выводе на рынок модификаций товара или товаров-новинок. Расширение границ марки помогает производителю сэкономить большие средства на пропаганду новых марочных названий и обеспечивает новому товару мгновенную марочную узнаваемость. С другой стороны, если новинка не понравится, это межет изменить в худшую сторону отношение потребителей ко всем другим товарам, продаваемым под тем же самым марочным названием.
Многомарочный подход - это использование продавцом двух или более марок в одной товарной категории. Использование стратегии многомарочного подхода объясняется несколькими причинами:
· производитель имеет возможность получить больше торговой площади в магазинах для выкладки своих товаров;
· не так уж много потребителей, настолько приверженных к одной марке, чтобы не попробовать другую;
· создание новых марочных товаров стимулирует инициативу и повышает отдачу работников организации производителя;
· многомарочный подход позволяет акцентировать внимание на разных выгодах и разных притягательных чертах товаров, в результате чего каждая отдельная марка сможет привлечь к себе отдельные группы потребителей.
· оказание услуг самим предприятием производителем;
· организация центров обслуживания в местах, где находится потребитель;
· обучение собственных работников и распределение их по всей территории;
· поручение сервисного обслуживания специализированным организациям.
И решение фирмы будет зависеть и от предпочтений клиентов, и от подходов, применяемых конкурентами.
Предоставление всех видов услуг должно быть скоординировано и направлено на обеспечение потребительской удовлетворенности и создание приверженности в фирме.
2. Оценка рыночной ситуации
1999 |
2000 |
2001 |
||
Число действующих предприятий (на конец года) |
189 |
144 |
146 |
|
Объем промышленной продукции, млн. руб. |
2093,7 |
3096,1 |
4090,8 |
|
Индекс промышленного производства, в % к предыдущему, год у |
149,4 |
79,3 |
101,1 |
|
Продолжение таблицы
Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала, тыс. человек |
14,0 |
14,9 |
14,5 |
|
в том числе рабочие |
11,7 |
12,3 |
12,0 |
|
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток),. млн. руб. |
289,4 |
298,5 |
431,2 |
|
Уровень рентабельности (по крупным и средним предприятиям),% |
17,3 |
12,7 |
13,7 |
|
Снижение (-), повышение затрат на один рубль продукции, в% к предыдущему году |
-2,2 |
4,2 |
-0,8 |
|
Прослеживается тенденция сокращения действующих предприятий при относительно стабильной численности производственного персонала.
Помимо предприятий, где производство строительных материалов является основным видом деятельности, продукцию для стройиндустрии производят и предприятия других отраслей экономики. По данным годовой отчетности за 2001 год в Белгородской области строительные материалы выпускали 250 организаций, при этом только у 146 из них основным видом деятельности является производство строительных материалов, в том числе 35 крупных и средних и 111 - предприятий малого бизнеса.
Производство основных видов продукции строительных материалов в Белгородской области в натуральном выражении отражено в таблице 2.2.2.
Таблица 2.2.2.
Производство основных видов продукции промышленности строительных материалов
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
||
Цемент, тыс. тонн |
3,5 |
2,6 |
2,4 |
2,5 |
2,9 |
3,4 |
3,5 |
|
Сборные железобетонные конструкции и изделия, тыс. м3 |
523,7 |
305,4 |
277,8 |
295,1 |
374,3 |
375,3 |
324,0 |
|
Продолжение таблицы
13 |
6 |
13 |
13 |
18 |
||||
Конструкции строительные стальные, тыс. тонн |
20,3 |
19,2 |
18,6 |
8,5 |
12,3 |
18,8 |
26,2 |
|
Рост производства большинства видов изделий начался в 1998 году. В 2001 году по сравнению с 1997 годом производство цемента возросло на 46%, сборных железобетонных конструкций и деталей - на 16,6%, стеновых материалов - на 10%, листов асбестоцементных - на 47,3%, плитки керамической для внутренней облицовки стен - на 8,8%, плитки керамической для полов - на 7,2%, труб асбестоцементных - на 29,2%, нерудных строительных материалов - на 24%. Вместе с тем, уровня производства 1990 года пока не достигнуто ни по одному виду изделий. В 2001 году произведено меньше, чем в 1990 году, цемента в 1,7 раза, листов асбестоцементных на 26%, сборных железобетонных конструкций и изделий - в 3,5 раза, стеновых материалов - на 37%.
Следует отметить, что такое положение в отрасли наблюдается не только в Белгородской области, но и других регионах России. В целом по Российской Федерации по сравнению с 1990 годом темпы снижения намного больше, нежели в Белгородской области. Поэтому роль белгородских предприятий на рынке строительных материалов России возросла. Если в 1990 году на их долю от общероссийского производства приходилось 7,3% цемента, то в 2001 году - 10,6%, листов асбестоцементных соответственно - 8% и 17,1%, стеновых материалов - 2,4% и 4%.
В связи с невостребованностью в области важнейших видов строительных материалов растут объемы их вывоза за ее пределы. В 2001 году вывезено 66% произведенного цемента, 76% шифера, 38% стеновых материалов.
Таблица 2.2.3.
Вывоз строительных материалов за пределы области
1999 |
2000 |
2001 |
||
Цемент, тыс. тонн |
1179,7 |
2289,9 |
2332,5 |
|
Листы асбестоцементные, млн. усл. плит |
174,4 |
209,4 |
223,3 |
|
Стеновые материалы, млн. усл. кирпича |
148,0 |
164,6 |
197,3 |
|
Рынок отдельных видов строительных материалов имеет ярко выраженный международный характер. По данным Белгородской таможни, наблюдается заметный рост вывоза цемента и листов асбестоцементных за пределы Российской Федерации. Стеновые материалы вывозятся в основном в регионы России.
Что касается затрат на рубль произведенной продукции, то за период с 1995 по 2001 гг. этот показатель изменялся скачкообразно, о чем свидетельствуют данные следующей таблицы.
Таблица 2.2.4.
Изменение затрат на рубль продукции (в процентах к предыдущему году)
Вся промышленность |
В т. ч. промышленность строительных материалов |
||
1995 |
-2,63 |
-1,4 |
|
1996 |
14,73 |
8,1 |
|
1997 |
-0,1 |
-0,8 |
|
1998 |
-5,1 |
1,6 |
|
1999 |
-3,9 |
-2,2 |
|
2000 |
5,7 |
4,2 |
|
2001 |
1,2 |
0,8 |
|
Как видно, стабильного снижения затрат на производство единицы продукции пока не обеспечено, а в последние 2 года наблюдается их рост.
В 2001 г. в отрасли произошли определенные изменения в структуре затрат на производство и реализацию продукции. По сравнению с 2000 годом отмечен незначительный рост доли материальных и затрат на оплату труда при снижении доли прочих затрат.
Рост затрат на производство продукции во многом объясняется простоями производственного оборудования на предприятиях отрасли.
Таблица 2.2.5.
Использование среднегодовой производственной мощности предприятий Белгородской области по выпуску отдельных видов продукции строительных материалов (в процентах)
1999 |
2000 |
2001 |
||
Цемент |
46,1 |
54,1 |
54,4 |
|
Листы асбоцементные |
71,4 |
68,8 |
81,5 |
|
Стеновые материалы, в том числе: Кирпич строительный |
75,0 |
71,9 |
69,5 |
|
Плитка керамическая для внутренней облицовки стен |
66,4 |
65,7 |
65,7 |
|
Плитка керамическая для полов |
95,9 |
97,8 |
98,3 |
|
Заполнители пористые |
41,3 |
50,2 |
47,4 |
|
Только в 2001 году за счет недоиспользования производственных мощностей недодано2,9 млн. тонн цемента, 113,6 млн. штук условного кирпича, 365,9 тыс. м3 конструкций и деталей сборных. железобетонных, 1,2 млн. м2 плитки керамической для внутренней облицовки стен.
Индексы цен производителей на продукцию промышленности строительных материалов характеризуются следующими данными:
Таблица 2.2.6.
На конец периода, в % к декабрю предыдущего года
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
||
Промышленность в целом |
127,9 |
159,1 |
126,1 |
111,7 |
|
Промышленность строительных материалов Из нее: из нее: |
107,5 |
146,8 |
134,4 |
117,0 |
|
- цементная |
102,9 |
149,8 |
134,8 |
114,6 |
|
- асбестоцементных изделий |
118,7 |
149,1 |
131,9 |
124,8 |
|
-конструкций и деталей сборных ж/бетонных |
110,2 |
148,9 |
131,4 |
118,5 |
|
- стеновых материалов |
110,0 |
130,9 |
132,4 |
115,4 |
|
- нерудных строительных материалов |
113,4 |
164,1 |
141,8 |
106,9 |
|
За анализируемый период наибольший рост цен имел место в 1999г., наименьший - в 1998 году. За последние четыре года индекс цен в отрасли увеличился в 2,5 раза, против 2,9 раза в целом по промышленности области.
Следует отметить, что до 1998 года оптовые цены производителей на многие виды строительных материалов в среднем по России росли быстрее, чем в Белгородской области. Так, только в 1992 году при увеличении цен в целом по отрасли в 21,5 раза, в среднем по России цены возросли в 28,1 раза. В результате цены производителей на большинство видов строительных материалов, значительно ниже среднероссийских, что видно из приведенных ниже данных.
Таблица 2.2.7.
Средние цены производителей на отдельные виды строительных материалов на конец 2001 года (рублей за единицу продукции)
Белго-родс- кая область |
в% к среднероссийскому значению |
Российская Федерация |
||||
средняя цена |
максимальная цена |
минимальная цена |
||||
Цемент, тонн |
467 |
86 |
542 |
3333 |
420 |
|
Листы асбестоцементные, тыс. усл. плит |
1405 |
82 |
1710 |
2864 |
1405 |
|
Трубы асбестоцементные, км |
38130 |
83 |
45686 |
99008 |
38130 |
|
Сборные железобетонные конструкции и детали, м3 |
1099 |
63 |
1731 |
6437 |
770 |
|
Кирпич строительный, тыс. усл. штук- |
1084 |
77 |
1406 |
3383 |
674 |
|
Плитка керамическая глазурованная, м2 |
55 |
63 |
87 |
129 |
55 |
|
Продолжение таблицы.
Плитка керамическая для полов, м2 |
72 |
64 |
112 |
320 |
50 |
|
Мел, тонн |
44 |
91 |
48 |
2375 |
44 |
|
Известь строительная, тонн |
514 |
114 |
449 |
3416 |
317 |
|
Полная балансовая стоимость основных фондов предприятий промышленности строительных материалов (основной вид деятельности) достигла на конец 2001 года 2,3 млрд. рублей, что составляло 6,7%, от всех основных фондов промышленности и 2,6% - всех отраслей экономики (по крупным и средним коммерческим организациям).
Таблица 2.2.8.
Наличие основных фондов в промышленности строительных материалов (на конец года; по полной учетной стоимости в фактических ценах - млн. руб)
1999 |
2000 |
2001 |
||
Промышленность строительных материалов, из нее: |
2095,7 |
2175,5 |
2308,9 |
|
здания |
714,1 |
738,7 |
750,6 |
|
сооружения |
534,5 |
535,5 |
546,6 |
|
машины и оборудование |
745,2 |
782,8 |
867,3 |
|
транспортные средства |
95,1 |
109,8 |
127,9 |
|
инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь вывыыиииинвентарь инвентарь |
65 |
7,8 |
13,3 |
|
другие виды основных фондов |
0,3 |
0,9 |
3,2 |
|
Резкое старение основных фондов - одна из проблем последних лет. Степень их износа в отрасли на конец 2001 года составила 59% против 43,6% по основным фондам экономики в целом и 43,5% по промышленности области. При этом особенно высока степень износа активной части основных фондов: машины и оборудование изношены на конец 2001 года на 70,9%, транспортные средства на 50%, инвентарь - на 43,3%.
В связи с тем, что в 2001 году введено новых основных фондов на сумму 239,8 млн. рублей, 135,5 млн. рублей (56,5%) из них - машины и оборудование, ежегодная тенденция к увеличению износа фондов замедлилась. По сравнению с 2000 годом износ основных фондов в отрасли сократился на 2,9 процентного пункта. Коэффициент обновления в 2001 году высок (10,4%), коэффициент ликвидации низок (2,1%). Это свидетельствует о том, что вновь введенные фонды предназначены не для замены морально и физически устаревшего оборудования.
В 2001 году крупными и средними предприятиями области на развитие отрасли было направлено 226,8 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что составило лишь 3,2% от общего объема инвестиций.
По сравнению с 2000 годом величина инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах возросла на 15,4%, против 49,5% по промышленности и 38,7% по области в целом.
Динамику инвестиций в основной капитал в промышленности строительных материалов за 1999 - 2001 годы можно увидеть в таблице:
Таблица 2.2.9.
Годы |
Инвестиции в основной капитал по промышленности строительных материалов (в фактически действовавших ценах), млн. руб. |
Доля промышленности строительных материалов в общем объеме инвестиций в промышленность |
|
1999 |
102,0 |
3,2 |
|
2000 |
184,3 |
4,0 |
|
2001 |
226,8 |
3,2 |
|
Низкий уровень капитальных вложений в промышленность строительных материалов можно объяснить недостаточно устойчивым финансовым состоянием предприятий отрасли. Так, с положительным финансовым результатом закончили 2001 год всего 57 предприятий (51%). Ими получено 466,8 млн. рублей прибыли, причем основная часть прибыли (65%) приходится на предприятия 2-х отраслей: цементная промышленность и промышленность сборных железобетонных конструкций и деталей. С отрицательным финансовым результатом закончили год 49% предприятий отрасли, ими получен убыток - на 35,6 млн. рублей.
Один из показателей эффективности работы предприятий - рентабельность реализованной продукции (отношение сальдированного финансового результата от продаж к затратам на производство продукции) за 2001 год составила 13,3% против 12,4% за 2000 год, рентабельность активов (отношение сальдированного финансового результата к стоимости всех активов) - .16,4%, против 12,8% за 2000 год. При этом рентабельность оборотных активов возросла в 1,7 раза. Следует отметить, что рентабельность активов в промышленности строительных материалов значительно выше, чем в целом по промышленности (4,9%).
Общая сумма оборотных средств увеличилась за 2001 год на 16,4%. Анализ структуры оборотных активов показал, что наибольший удельный вес в их составе приходится на дебиторскую задолженность - (36,2% на начало года, 40,4% на конец года) и на запасы (55,2% на начало года, 48,4% - на конец года). Преобладающая часть запасов представляет собой сырье и материалы (64,2%) и готовую продукцию на складе (18,9%).
Главными критериями для оценки финансового состояния предприятий являются показатели финансовой устойчивости и платежеспособности, к которым можно отнести коэффициент автономии, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент текущей ликвидности (покрытия).
Таблица 2.2.10.
Основные показатели платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий
Промышленность стройматериалов |
Промышленность - всего |
||
Коэффициент текущей ликвидности (нормативное ограничение 200%) |
|||
на начало 2001 г. |
109,8 |
97,9 |
|
Продолжение таблицы
на конец 2001 г, |
104,7 |
90,4 |
|
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (нормативное ограничение 10%) |
|||
на начало 200 1г. |
12,7 |
-76,5 |
|
на конец 2001 г. |
11,4 |
-80,6 |
|
Коэффициент автономии (нормативное ограничение больше либо равно 50%) |
|||
на начало 2001г. |
61,9 |
41,0 |
|
на конец 2001г. |
59,3 |
36,4 |
|
Для оценки финансовой устойчивости предприятий также большую роль играет коэффициент отношения заемных и собственных средств (нормативное значение его меньше, либо равно 100%). В конце 2001года данный показатель составил 68,5% против 61,5% на начало года.
Численность промышленно - производственного персонала на предприятиях отрасти в 2001 году по сравнению с 1995 годом уменьшилась на 8,5%.
Таблица 2.2.11.
Динамика среднесписочной численности и среднемесячной заработной платы
Среднесписочная численность, человек |
Среднемесячная заработная плата, тыс. рублей, |
||
1999 |
14044 |
1562,5 |
|
2000 |
14946 |
2438,4 |
|
2001 |
14488 |
3252,6 |
|
В 2001 году среднемесячная заработная плата промышленно - производственного персонала была на 29,8% выше, чем в целом по промышленности.
Размер начисленной реальной средней заработной платы (рост заработной платы, скорректированной с учетом изменения сводного индекса потребительских цен) в 2001 году по сравнению с 1995 годом возрос на 23,9%. .
Следует отметить, что на конец 2001 года на предприятиях промышленности строительных материалов задолженность по заработной плате составила 8,3 млн. рублей,
Анализ производства строительных материалов на территории Белгородской области позволяет сделать вывод о том, что несмотря на инвестиционный кризис и падение объемов строительных работ, объемы производства строительных материалов остаются весьма значительными.
Среди стеновых строительных материалов лидирующее место занимает строительный кирпич, темпы снижения объемов производства которого значительно ниже. Такое положение объясняется спросом на стеновые материалы для малоэтажного жилищного строительства, удельный вес которого достиг к 1999 году 45%.
Оценим емкость рынка стеновых материалов в Белгородской области.
Она определяется по следующей формуле:
С= П+И-Э, где
С - емкость рынка за год;
П - производство данного товара в данной области;
И - импорт товара с других рынков;
Э - экспорт товара за границу.
Полученные результаты изложим в таблице 2.2.12.
Таблица 2.2.12.
Показатель |
1999 |
2000 |
2001 |
|
Производство стеновых материалов, млн. шт усл. кирпича |
562,1 |
529,7 |
514,5 |
|
Вывоз стеновых материалов за пределы области, млн. шт. усл. кирпича |
148,0 |
164,6 |
197,3 |
|
Емкость рынка стеновых материалов |
212,5 |
365,1 |
317,2 |
|
Данный анализ свидетельствует о росте емкости рынка, что связано с увеличением объемов строительства. Следует отметить, что произойдет некоторое увеличение производства по тем видам стеновых материалов, которые широко используются в индивидуальном строительстве, в том числе силикатного кирпича, производителем которого в Белгородской области является АО "Стройматериалы".
3. Оценка внутренней маркетинговой среды АО "Стройматериалы"
· кирпич силикатный - 120 млн. шт. усл. кирпича;
· мел молотый - 138 тыс. тн.;
· известь строительная - 168 тыс. тн.
На предприятии с численностью 1100 человек большая сеть социальных объектов: общежитие, столовая, буфеты, комнаты отдыха, бытовые помещения, база отдыха.
Основные поставщики ОАО "Стройматериалы" рассмотрены в таблице 3.1.
Таблица 3.1.
Поставщики ОАО "Стройматериалы".
Наименование |
Поставщик |
|
Сырьё Известь строительная Песок кварцевый |
Собственного пр-ва Нижне-Ольшанского карьера |
|
Вспомогательные материалы Мелющие тела: цильпебс - шары Резина уплотнительная Литьё марганцовистое |
г. Николаев Николаевцемремонт г. Мариуполь П-я Г-4537 Курский РТИ Химмаш пос. Первомайский г. Тамбов |
|
3. Электроэнергия |
ОАО "Белгородэнерго" |
|
4. Пар |
Собственного производства |
|
Основные конкуренты на рынке Белгорода и Белгородской области:
Старооскольский завод строительных материалов
Нечаевский кирпичный завод
Губкинский кирпичный завод
Прочие (доля на рынке очень мала).
Предприятия - конкуренты на Европейской части РФ:
· ЗАО "Павловский завод строительных материалов"
· ЗАО "Могилёвский комбинат силикатных изделий"
· ЗАО "Боровичанский завод силикатных изделий"
· ОАО "Борский силикатный завод"
· АО "Башстрой".
Основными потребителями продукции АО "Стройматериалы" являются строительные организации г. Белгорода:
· СУ-1 "Белгородпромстрой"
· "Монолитбелгородпромстрой"
· БПМК-2
· БПМК-4
· ЗАО СМУ "Сокол"
· КМА "Белгородпроектжилстрой"
· "Белгородстроймонтаж"
· ЗАО "Белгородстрой"
· ЗАО "Белгородстрой-плюс"
· УКС администрации города Белгорода
· УКС администрации Белгородской области.
Продукция АО"Стройматериалы" используется во всех сферах промышленного и гражданского строительства. Динамика объемов производства продукции представлена в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Производство продукции в натуральном выражении
Наименование |
1999 |
2000 |
2001 |
|
Кирпич силикатный, млн. шт. усл. кирпича |
72,1 |
96,8 |
97,4 |
|
Известь строительная, тыс. т. |
7,4 |
30,1 |
88,6 |
|
Мел молотый, тыс. т. |
63,3 |
86,0 |
94,4 |
|
В т. ч. технический |
5,5 |
76,5 |
84,1 |
|
комбикормовой |
57,8 |
9,5 |
10,3 |
|
В стоимостном выражении за 2001г. предприятием было произведено продукции на 122,5 млн. руб., в 2000г. - на 82,3 млн. руб., в 1999г. - на 61,3 млн. руб.
Структура производимой продукции проанализирована в таблице 3.3.
Таблица 3.3.
Доля производимой продукции в общем объеме производства, %
Вид производимой продукции |
1999 |
2000 |
2001 |
|
Кирпич силикатный |
65,7 |
60,7 |
58,0 |
|
Известь товарная |
3,6 |
11,0 |
16,7 |
|
Мел молотый |
18,2 |
18,0 |
19,8 |
|
Продукция цеха "Герметик" |
4,9 |
5,9 |
3,8 |
|
Несмотря на то, что силикатный кирпич по-прежнему остается основным видом продукции АО "Стройматериалы", доля его в общем объеме производства снижается.
Динамика объема производства строительных материалов свидетельствует об отсутствии тенденции стабильного роста, что обусловлено следующими причинами:
· нестабильностью потребительского спроса;
· простоями основных цехов по причине неисправности изношенного оборудования;
· отсутствием четкой маркетинговой политики, что часто приводит к невостребованности продукции предприятия на рынке.
В 2000г. объем производства был увеличен на 34,2% по сравнению с 1999г. Увеличение объема производства, главным образом, произошло по причине стабилизации рынка сбыта в Белгородской области для силикатного кирпича, для остальных видов продукции - в других регионах России и ближнего зарубежья. В 2001г. объем производства в сопоставимых ценах был увеличен на 1,1% по сравнению с 2000г. Увеличение объема производства произошло за счет роста производства извести на 18,6 тыс. тонн.
Как отмечалось выше, изношенное оборудование не позволяет предприятию использовать в полной мере свои производственные мощности. Хотя в последнее время наметилась положительная тенденция: коэффициент использования мощностей увеличился по всем видам выпускаемой продукции и составил:
Таблица 3.4.
Наименование продукции |
1999 |
2000 |
2001 |
|
Кирпич силикатный |
53% |
71% |
79% |
|
Известь |
18% |
35% |
53% |
|
Мел молотый |
25% |
34% |
68% |
|
Анализ основных фондов показывает, что общий их износ по предприятию составляет 62%. Износ рабочих машин по основным и вспомогательным цехам составляет более 70%. Исключением являются автотракторный и парокотельный цеха, где износ основных средств составляет 50%. Эти данные показывают, что существует острая необходимость обновления основных фондов в некоторых цехах предприятия. Данные таблицы 3.5. свидетельствуют, что в этой сфере АО "Стройматериалы" сумело добиться успехов. Так в 2001 году коэффициент обновления значительно превысил коэффициент выбытия.
Таблица 3.5
Характеристика основных фондов
Наименование показателя |
1999 |
2000 |
2001 |
|
Коэффициент выбытия основных средств,% |
7,6 |
0,7 |
0,8 |
|
Коэффициент обновления основных средств,% |
1,7 |
3,1 |
4,1 |
|
Основные средства в основном (79,9%) сосредоточены в шести цехах предприятия:
· мелоизвестковый - 21,9%;
· автотракторный - 22,6%;
· горный - 11,5%;
· силикатный - 8%;
· цех технического мела - 10,1%;
· цех "герметик" - 5,8%.
Данные о составе основных фондов АО "Стройматериалы" приведены в таблице 3.6.
Таблица 3.6.
Состав основных фондов
Наименование |
1999 |
2000 |
2001 |
|
Здания |
29394 |
29394 |
29394 |
|
Сооружения |
16004 |
16090 |
16452 |
|
Машины и оборудование |
22088 |
22671 |
24307 |
|
Транспортные средства |
11641 |
12889 |
13904 |
|
Производственный и хозяйственный инвентарь |
0 |
154 |
165 |
|
Продолжение таблицы
Другие виды основных средств |
2465 |
2424 |
2241 |
|
ИТОГО |
81582 |
83622 |
86463 |
|
В том числе производственные |
79233 |
81198 |
84222 |
|
непроизводственные |
2359 |
2424 |
2241 |
|
Доля активной части ОФ |
0,41 |
0,44 |
0,44 |
|
Приведенные цифры свидетельствуют о преимущественном обновлении парка машин оборудования, транспортных средств по сравнению со зданиями и сооружениями.
Вся продукция, выпускаемая АО "Стройматериалы", прошла лицензирование. За 2001 г. брак в производстве составил:
Таблица 3.7.
Наименование продукции |
Брак,% |
|
Кирпич силикатный навалом |
5,1 |
|
Кирпич силикатный пакетированный |
13,0 |
|
Блоки стеновые мелкие |
9,3 |
|
Плиты теплоизоляционные |
4,2 |
|
Основными причинами выпуска бракованной продукции являются:
· низкое качество исходного сырья (несоответствие ГОСТу);
· неисправность оборудования.
АО "Стройматериалы" относится к отрасли, на долю которой приходится значительная часть выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Данные о суммарных выбросах представлены в таблице 3.8.
Таблица 3.8.
Выбросы в атмосферу, тонн |
1999 |
2000 |
2001 |
|
Твердые |
1021 |
376 |
252 |
|
Газообразные и жидкие |
189 |
180 |
169 |
|
Всего |
1210 |
556 |
421 |
|
Значительное уменьшение выбросов твердых загрязняющих веществ объясняется вводом в действие рукавного фильтра в цехе технического мела.
АО "Стройматериалы" за свою сорокалетнюю историю стало одним из постоянных партнеров ведущих строительных организаций Белгорода и Белгородской области. Доставка продукции конечному потребителю осуществляется железнодорожным транспортом, автотранспортом предприятия и самовывозом. Причем, для привлечения индивидуальных покупателей автотранспорт для вывоза продукции предоставляется по цене, значительно ниже рыночной, что является одним из элементов рациональной товарной политики.
В настоящее время из-за колебаний спроса на продукцию по-прежнему остается нерешенной проблема затоваренности складов. Это связано также с отсутствием анализа и прогнозирования рынка сбыта и недостаточно эффективной работой службы маркетинга.
На предприятии применяется простая система сбыта, то есть конечная продукция продается непосредственно потребителям без участия сторонних организаций. Специфика производимой продукции находит отражение и в организации торговли - нет каких-либо специализированных торговых помещений. Вся продукция хранится на складах или открытых площадках, откуда непосредственно отгружается конечному потребителю.
Анализ работы отдела сбыта АО "Стройматериалы" позволяет сделать вывод об отсутствии сколько-нибудь продуманной политики в области маркетинга. Сотрудники отдела занимаются в основном оформлением документов по реализации продукции (выписка счетов-фактур) и не уделяют должного внимания поискам новых рынков сбыта производимой продукции. Более того, в последние годы были утрачены связи с такими, казалось бы, постоянными потребителями технического мела, как заводы резино-технических изделий Белоруссии, Молдовы и Прибалтики. Недостаточно производится отгрузка извести сельскохозяйственным предприятиям области.
Невелики затраты на рекламу продукции, хотя эффективность рекламы, скорее всего, незначительна, поскольку основные потребители продукции АО "Стройматериалы" - крупные строительные организации, являющиеся постоянными клиентами. Прирост же прибыли за счет роста объема закупок частными лицами незначителен.
Ценовая политика предприятия, ориентированная на рыночные требования, обладает достаточной гибкостью. Так, например, реализация продукции УКСу Белгородской области и фонду ИЖС осуществляется по регулируемым ценам.
Оценить финансовое состояние предприятия позволят данные следующей таблицы.
Таблица 3.9.
Показатели оценки финансовых результатов и финансового состояния
Показатель |
1999 |
2000 |
2001 |
|
Прибыль, тыс. руб. |
10125 |
12042 |
15114 |
|
Рентабельность выпуска по основным видам продукции, %: Кирпич силикатный |
19,7 |
12,2 |
12,2 |
|
Известь комовая |
20,3 |
10,2 |
10,2 |
|
Мел технический |
9,3 |
28,7 |
30,4 |
|
Мел комбикормовой |
9,0 |
38,4 |
38,4 |
|
Доля собственных средств, % |
94,4 |
83,8 |
77,9 |
|
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,021 |
0,026 |
0,012 |
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |