Обоснование маркетинговой программы в зависимости от спроса на продукцию и типа маркетинга
Содержание
2.1. Результаты анализа спроса на продукцию
По последним данным Кубанский сельскохозяйственный ИКЦ. Статистика. 2007. Бюллетень № 21(4), с.14. емкость российского рынка мясных консервов увеличивается в среднем на 5-10% в год. Даже все предприятия отрасли не в состоянии так быстро наращивать объемы выпуска своей продукции, поэтому с каждым годом приходится замещать дефицит предложения на этом рынке импортом. Выход видится в ускоренном налаживании производства на сельхозпредприятиях, специализирующихся на производстве мяса и мясных полуфабрикатов, имеющих достаточную технологическую базу для этого.
Основную долю рынка мясных консервов составляют консервы из говядины (49%) и свинины (25%). По многим качественным показателям тушеная говядина наиболее приемлема и привычна для российского потребителя. В последнее время ассортиментный состав мясных консервов расширяется за счет новых видов.
Объем реализации мясных консервов из говядины составляет 3%, из свинины - 2, мясорастительных консервов - 4-5, группы паштетов -10, консервов из мяса птицы - 15%. Прогрессирует рост консервов из свинины и в ближайшие годы он составит 1,5 - 2%.
По прогнозам специалистов, в ближайшее время наиболее вероятно снижение объемов продаж тушенки из говядины с белковыми добавками.
Рынок мясорастительных консервов в ближайшие годы может возрасти в среднем на 3-4% в год. Данный сегмент рынка, как отмечают специалисты, может развиваться и более динамично, если промышленность наладит выпуск консервов новых видов, в состав которых будут входить нетрадиционные ингредиенты.
В целом в российской пищевой промышленности рост производства за 2006 - 2007 гг. составил 8%. Создаются также предпосылки для интенсификации мясной промышленности и ее мясоконсервной отрасли.
Проведенные исследования рынка региона показали, что спрос на высококачественную отечественную мясоконсервную продукцию удовлетворяется на 72-78%. Таким образом, создается ниша для внедрения новых видов консервов из мяса говядины на рынок Псковской области. В дальнейшем ЗАО «Агрофирма «Восход» может попытаться выйти со своим продуктом на рынок других регионов и подумать о своей доле в общероссийском рынке.
Необходимо подчеркнуть, что для внедрения нового предприятия с новым товаром на данный рынок сложилась крайне благоприятная ситуация. В самом деле, если проанализировать рынок мясных консервов в разрезе конкуренции, то бросается в глаза, что здесь отсутствуют сколько-нибудь явные лидеры. Друкер П. Практика менеджмента. - М.: Вильямс, 2000 Большинство крупных предприятий отрасли, такие как «Главпродукт», «Черкизовский МК», «Микояновский», консервный комбинат «Ставропольский», Новгородский «Мясной двор», «Гипар», «Калиниградский МПЗ», «Балтпроммясо» и др. занимают совсем небольшую долю рынка (от 4 % до 8 %), кроме того, основную часть продукции они поставляют по государственному заказу (в Госрезерв, МЧС, Минобороны, ГУИН и т.д.).
Наибольшую долю рынка мясных консервов делят между собой средние и мелкие предприятия, которые не в состоянии конкурировать географически в других регионах, в первую очередь, из-за высоких транспортных расходов на свою продукцию (Приложение № 1).
Большую часть производимой в этом секторе пищевой промышленности продукции поглощает Московский регион, который по данным статистики потребляет около 60% всей продукции отрасли.
2.2. Построение и обоснование программы
Программа маркетинга по продукту составляет ядро маркетинговой деятельности и служит для разработки проекта плана производства на текущий или перспективный период. Конечная цель программы - определение рентабельности продукции и принятие решения о целесообразности ее внедрения в производство. Стандартные программы маркетинга ограничиваются небольшим числом показателей:
o целевой рынок: географическая территория, экономические факторы;
o рыночная позиция: тенденции развития рынка, рыночные факторы, уровень конкуренции;
o характеристика продукта: тип продукта, его позиции на рынке;
o факторы внешней среды: условия товародвижения, правовые и политические уровни, рыночная инфраструктура;
o организационные факторы: ориентация фирмы, отношения между материнской и дочерней компаниями, делегированные полномочия. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. и др. Маркетинг. - М.: Экономика, 2004
Особо важное значение разработка такой программы имеет при использовании программно-целевого метода управления и в целевых программных группах. Разработка программы предполагает, с одной стороны, обоснованный выбор наиболее привлекательных рынков, технологий, ассортимента продукции, а с другой - определение потребности в ресурсах: денежных, людских, материальных, для достижения конечных результатов - намеченных показателей по прибыли и рентабельности производства.
2.3. Содержание программы
Основное содержание программы маркетинга по продукту образуют следующие элементы. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. и др. Маркетинг. - М.: Экономика, 2004
o Выбор целевого рынка: емкость рынка (количественный и стоимостной показатели); оценка спроса (стоимостной показатель); оценка продаж текущих и на перспективу, темпы роста продаж; объем продаж продукта-аналога конкурирующими фирмами; прибыль и темпы роста; рентабельность производства единицы продукции; предполагаемая доля рынка (достигаемая, удерживаемая).
o Дифференциация продукта: объем выпуска продукта в количественных и стоимостных показателях; его доля в общем объеме производства производственного отделения и фирмы в целом; объем продаж в количественных и стоимостных показателях; доля продукта в общем объеме продаж.
o Финансовые затраты: на развитие производства (НИОКР, внедрение продукта в производство, модификация продукта применительно к запросам конкретных потребителей, приобретение новой технологии и др.); на материально-технические ресурсы (сырье, материалы, топливо, электроэнергия); на наем, обучение и содержание персонала.
o Финансовые затраты на сбыт продукта: на оплату торгово-посреднических услуг; на содержание сбытовой сети; на обеспечение рыночных позиций; на товародвижение (транспортировка, хранение товара в пути, складирование, упаковка, расфасовка, маркировка, оплата пошлин и налогов, транспортно-экспедиционное обслуживание в целом); на организацию и содержание службы сервисного обслуживания; на ремонтные работы; на стимулирование сбыта (реклама, участие в выставках и др.)
o Издержки производства на единицу продукции: отношение общего объема продаж по стоимости к общему количеству продукции в целом и по целевым рынкам; сопоставление издержек производства на единицу продукции с соответствующим показателем на аналогичный товар конкурирующей фирмы.
o Цены: уровень цены на единицу продукции по прейскуранту; уровень рыночной цены на единицу продукции.
o Прибыль: валовая; от реализации продукции; чистая прибыль; прибыль, подлежащая распределению.
o Поступления: проценты за хранение средств в банке.
o Отчисления от прибыли: налог на прибыль; налог на перевод прибылей; амортизационные отчисления; арендные платежи; платежи за кредит (проценты; погашение кредитов.
o Оценка эффективности (рентабельности) производства и сбыта продукта: прибыль к сумме капиталовложений; период окупаемости капиталовложений; годовая окупаемость капиталовложений; прибыль ко всем затратам на создание и внедрение продукта в производство; объем продаж ко всем затратам. Определение рентабельности на перспективу требует прогноза объема продаж, расчета нормы прибыли на осуществленные капиталовложения, определение числа лет, необходимых для достижения рентабельности производства нового продукта.
3.1. Разработка товара, включая исследование и организацию производства
На рынке сфера обращения любого товара имеет свой жизненный цикл (период времени, в течение которого товар реализуется на рынке), включающий свои закономерные стадии: внедрение (появление товара на рынке в виде опытной партии); рост спроса (признание товара покупателями); зрелость, насыщение (период удовлетворения спроса на данный товар); спад (период резкого снижения объема реализации товара, так как существует предел спроса на любой товар, зачастую независимо от обеспечения потребности в нем на рынке). Правда, надо оговориться, что на продовольственные товары последнее практически не распространяется. Однако при появлении продукта более качественного и сходного по цене, покупатели склонны в большинстве отдавать предпочтение более дешевым продуктам питания. Неганова В.П. Формирование и развитие маркетинговых стратегий предприятий АПК. - Екатеринбург, 2000
ЗАО «Агрофирма «Восход» планирует начать выпуск консервов «Говядина тушеная со специями», 1 сорта, по ГОСТ 5284-84, в банках по 325 г, массы нетто, со сроком годности не менее 4 лет со дня выпуска. В состав консервов входят: говядина, жир, лук, специи, соль. Массовая доля мяса и жира в консервах не менее 54%, а пищевая ценность в 100 г продукта: жир - 17,0г, белок - 15 г.
Отметим, что на товарную номенклатуру распространяется известное правило Парето, в соответствие с которым 80% общего объема продаж падает лишь на 20% производимой предприятием продукции. Поскольку номенклатура исследуемого предприятия невелика (можно сказать, что пока она монокультурна), то расширение номенклатуры и выход на новый для предприятия рынок, должны сказаться положительно на рентабельности агрофирмы, а дальнейшее расширение номенклатуры сделает его еще более финансово устойчивым на рынке.
На начальной стадии (внедрение) объем продаж растет за счет инноваторов, скупающих все новое. Торговля в этой ситуации может быть убыточной, так как спрос небольшой, а расходы велики (особенно на рекламу). Приоритетные элементы маркетинговой политики - качество, реклама, сервис, разумная политика цен.
В стадии роста объем продаж увеличивается под воздействием на основную массу потребителей инноваторов (уже купивших товар), которые сами становятся рекламой.
Зрелость связана с обстоятельством, согласно которому большинство потребителей уже приобретало наш товар, но так как он относится к продуктам питания его употребили и им хочется повторить раз за разом это действие. Спрос на него становится устойчивым, а потребитель, не дожидаясь нового продукта-заменителя по вкусовым качествам, отдает свое предпочтение нашему натуральному продукту.
Спад - период резкого снижения спроса и прибыли. Эта фаза для продукта питания наступает только тогда, когда на рынке появляется продукт значительно ниже по цене и выше по качеству нашего товара, т.е. никогда. Даже если спрос на нашу тушенку будет падать, то не настолько, чтобы прекращать ее выпуск. Из опыта отечественной торговли мы знаем, что в России, тушеную говядину ели, едят и будут есть всегда. Продукт этот никогда рынок не насытит, во всяком случае, специалисты, хоть и отмечают иногда резкие колебания по регионам, но никогда не указывали на полное отсутствие спроса.
3.2. Доведение товара до потребителя и послепродажное обслуживание
В современной хозяйственной практике с точки зрения маркетинга судьбу готового товара в конечном итоге решают три основных фактора: наличие у товара оригинальной идеи; четкое донесение этой идеи до потребителя; активное участие производителя в управлении сбытом произведенной продукции. Сбыт - это сфера деятельности по доведению произведенного товара до потребителя. Если потребительские свойства товаров проявляются непосредственно при его использовании потребителем, то при сбыте реализуются поставленные производителем цели, так как произведенная продукция должна быть продана, чтобы обеспечить дальнейшее существование предприятия. Дайан А., Букерель Ф., Ланкар Р. Академия рынка: маркетинг: Пер с фр. М., 1993
В нашем случае существует идеальное совпадение целей предприятия с целями потребителей нашей продукции. Купил - съел. Кроме того, тушеная говядина - идеальный продукт для хранения и использования в пищу при необходимости быстрого приготовления. Говядина тушенная со специями, изготовленная в перерабатывающем цехе агрофирмы «Восход» - мечта как современной хозяйки (либо проводящей основное время у телевизора в просмотре бесконечных телесериалов, либо занятой своей профессиональной карьерой), так и туриста, которому не до кулинарных изысков, так и студента, который разрывается между лекциями, дискотеками и работой, приносящей хоть минимальный доход.
Стратегия сбыта предполагает выбор наиболее эффективных каналов товародвижения (прямых или косвенных) и создание необходимых условий для доведения продукции до потребителя в минимально сжатые сроки, а также экономическое и материальное стимулирование посредников. В связи с наличием достаточной на первое время сети сбыта нашего предприятия, основной упор в сбытовой политике мы намерены сделать на доведение нашего продукта до потребителя через собственные специализированные магазины и торговые точки на рынках области.
В дальнейшем при наращивании объемов выпуска продукта предприятие намеревается применить интенсивную сбытовую политику, т.е. найти как можно большее число посредников для продвижения продукта, за пределы нашей торговой сети.
Маркетинговая сбытовая политика включает анализ возможных вариантов поставок произведенных товаров и выбор тех каналов, которые в наибольшей степени удовлетворяют потребителей и через это обеспечивают максимальные хозяйственные результаты предприятию по всем каналам сбыта.
Организация сбыта в мировой практике давно является важнейшей составляющей комплекса маркетинговых мероприятий. При этом сбыт товаров рассматривается не как разовое мероприятие, а как долгосрочная стратегия фирмы, требующая определенных затрат (транспортные и складские расходы, затраты на доработку, расфасовку, упаковку продукции, штрафы за нарушения сроков поставки и др.) по экспертным оценка специалистов, фирмы промышленно развитых стран тратят в среднем 10-15% оборота на функционирование каналов сбыта. Правильно поставленная сбытовая политика позволяет организовать оптимальное распределение функций по сбыту между теми, кто осуществляет доведение товаров от производителя до конечного потребителя.
3.3. Затраты на производство и цена
Основные затраты на производство планируются на закупку оборудования для производства консервов. Так как российская промышленность давно освоила выпуск автоматизированных линий для мясокомбинатов, нет необходимости тратить большие суммы на закупку дорогих импортных автоматов по изготовлению и упаковке консервированного мяса. К тому же Россельхозбанк участвует в программе лизинговой поддержки отечественных сельхозпроизводителей, а правительство области разработало и внедряет программу поддержки местных аграриев, занимающихся развитием мясо-молочного направления сельхозпродукции для местных же потребителей. Дайан А., Букерель Ф., Ланкар Р. Академия рынка: маркетинг: Пер с фр. М., 1993
ЗАО «Агрофирма «Восход» подписало лизинговое соглашение на поставку ему через оплату Россельхозбанком автоматической линии фасовки мясных консервов стоимостью 15 млн.рублей, изготовленную Санкт-Петербургским заводом оборудования пищевой промышленности. Выплаты по лизингу согласно договору будут производиться предприятием в течение 5 лет со дня поставки оборудования из основной прибыли банку. Это позволит предприятию планомерно наращивать выпуск нового продукта и выделять деньги на инвестиционную программу, расширения ассортимента выпускаемой продукции.
Планируемый объем выпуска консервов на автоматической линии в течение 4 месяцев будет доведен до 12 тысяч условных банок. Розничная цена продукта = 46 рублей за банку.
При себестоимости производства 18 рублей на одно изделие, чистая прибыль за первый год составит свыше 12 млн. рублей. Таким образом, окупиться оборудование должно по плану предприятия за 1,5 года. (Приложение № 2)
Другой важнейшей составляющей затрат на организацию производства является обучение персонала. Предприятие планирует приглашение специалистов фирмы изготовителя для проведения обучения и консультирования собственного персонала, без привлечения сторонних специалистов и открытия новых рабочих мест, так как цех по первичной переработке мяса в агрофирме действует уже несколько лет. Шегорцов В.А., Таран В.А. Маркетинг. - М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2005.
Кроме непосредственно производственных затрат в бюджете предприятия должны быть заложены расходы на маркетинговую службу фирмы. Расчет объема отчислений на маркетинг - задача достаточно сложная (большое количество переменных, не поддающихся точному учету), которую каждое предприятие решает самостоятельно, исходя из поставленных целей. Но все же существует одно общее правило, суть которого состоит в том, что чем более массовое производство продукта, тем большими должны быть затраты на маркетинг (изучение рынка, выявление потенциальных потребностей потребителей, формирование товарного ассортимента, продвижение товаров на рынок, стимулирование сбыта и др.)
По определению бюджет маркетинга - это расходы на комплексные исследования рынков (конъюнктурные, средне- и долгосрочные), на обеспечение конкурентоспособности товара, организацию товародвижения и сбытовой сети, информационные связи с покупателями (реклама, участие в выставках, ярмарках и т.д.)
Решение оптимизации средств, выделяемых на маркетинг, связывается с традициями и опытом высших руководителей, а также с анализом маркетинговых расходов фирм-конкурентов. Чтобы оценить порядок величины расходов на маркетинг иногда предлагается использовать уравнение прибыли, которое выводится следующим образом. Прибыль (Z) равна доходу от реализации товара(R) за вычетом издержек (C):
Z = R - C. (3.1)
Доход от реализации, в свою очередь, равен чистой цене (P,) умноженной на объем продаж в натуральном выражении товара (Q):
R = P , Q (3.2)
в конечном итоге приходим к выводу, что затраты на рекламу и продвижение товаров равны остатку от прибыли за минусом затрат на производство одной единицы товара умноженных на объем производства в целом за вычетом переменных издержек производства.
3.4. Программа продвижения
Почти каждый аспект маркетинга - форма коммуникации. Сам товар сообщает потенциальным потребителям свои функциональные и прочие качества, цена говорит о стоимости товара, сбыт - о его наличии. Но в дополнение к этому зачастую требуется, и стимулирование сбыта, означающее обмен информацией в чистом виде. Существуют пять основных видов деятельности по стимулированию сбыта:
o Реклама - безличная форма коммуникации, оплаченная конкретным заказчиком и доведенная до потребителя с помощью средств массовой информации, прямой почтовой рассылки, транзитных транспортных средств, рекламных щитов и т.п.;
o Прямая продажа - предполагает общение, при котором потребитель непосредственно реагирует на информацию от производителя или посредника словами, жестами, мимикой и т.д.;
o Особые операции, влияющие на спрос и помогающие посредникам вести эффективную торговлю; выставки, показы, купоны (накопление определенного числа которых, дает покупателю право бесплатного или льготного приобретения товара), раздача бесплатных образцов и другие разовые мероприятия, выходящие за рамки повседневных торговых операций;
o Связь с общественностью (паблик рилейшнз) - деятельность по стимулированию сбыта, направленная на формирование благожелательного отношения к товару или его производителю;
o Паблисити - распространение более основательной, чем простая реклама, информации о фирме и ее продукции. Асаул А. Маркетинговые аспекты деятельности предприятия. - М.: Экономика, 2003.
Компания - производитель с момента поступления продукта в продажу и до тех пор, пока он присутствует на рынке, должна управлять его производством и сбытом. Главная цель при этом - удовлетворение потребности покупателей. Однако рынок постоянно меняется, поэтому, чтобы продукт продолжал пользоваться спросом, он также должен меняться в соответствии с новыми требованиями рынка. В таких условиях производители зачастую пытаются поддерживать стабильность спроса путем расширения номенклатуры и ассортимента предлагаемой продукции. Среди разнообразия продуктов выделяются определенные группы сходных по своим потребительским качествам или внешним характеристикам товаров, которые называются продуктовыми линиями.
ЗАО «Агрофирма «Восход» предполагает в будущем создать свою продуктовую линию из консервов различных вкусовых качеств, памятуя о том, что покупатель приобретает не изделие нашей фирмы, а возможность быстро удовлетворить свою потребность в качественной и относительно недорогой пище.
Для более полного обеспечения сбыта нашей продукции в программе продвижения нового продукта мы предполагаем проведение рекламных мероприятий через средства массовой информации Ивановского, Калининского и других районов области, а также участия фирмы в проводимых в Пскове и Новгороде выставках продукции отечественных сельскохозяйственных предприятий. Кроме того, в ближайшее время запланирован выход нескольких статей о работе и продукции фирмы в местной прессе и ряд интервью с руководителями и работниками предприятия в областных и районных газетах. Эти мероприятия, как нам видится, усилят интерес к продукции фирмы и создадут устойчивый спрос не только на нашу традиционную продукцию - свежее мясо говядины, но и на новый продукт, осваиваемый нашим производством консервы «Говядина тушеная с пряностями», которую, как показал опытный выпуск партии консервов, покупатели уже ждут с нетерпением.
4.1. Учет, анализ и контроль за реализацией программы
Контроль маркетинговой деятельности за последние годы стал предметом особого внимания. Одна из причин этого состоит в ускорении темпов происходящих изменений в национальной и международной экономике, в силу чего даже наиболее качественно проработанные планы производственно-хозяйственной деятельности не могут предусмотреть всех возможных перемен. Вторая причина заключается в том, что в современном производстве рост объема продаж сам по себе не служит показателем успеха на рынке. Гораздо важнее прибыльность деятельности, на которую все большее влияние оказывают расходы на маркетинг. Поэтому за такими расходами необходимо постоянно проводить тщательное наблюдение, периодичность которого должна определяться заранее.
В целом контроль маркетинга представляет собой глубокую аналитическую работу, в результате которой администрация предприятий отказывается от неэффективных методов управления маркетингом и изыскивает новые, отвечающие условиям выживания предприятия способы и инструменты воздействия на контролируемые факторы и адаптации к неуправляемым факторам внутренней и внешней среды. Основные объекты контроля - объем продаж, размеры прибылей и убытков, реакция потребителей на предлагаемые предприятием новые товары и услуги, соответствие запланированных и реальных результатов производственно-коммерческой деятельности. Асаул А. Маркетинговые аспекты деятельности предприятия. - М.: Экономика, 2003.
В стратегическом плане предприятию важно знать, действительно ли и достаточно ли эффективно оно использует все имеющиеся у него маркетинговые возможности. Причем принятая система контроля не обязательно должна поддерживать маркетинг на неизменном уровне и в жестких рамках стандартного подхода. Управление предприятием должно быть гибким, адаптивным, а система контроля - способствовать изысканию новых, соответствующих изменениям внешней среды методов руководства производственно-хозяйственной деятельности. Контрольная проверка системы маркетинга должна отвечать таким условиям, как:
1) периодичность - проверка маркетинговой деятельности осуществляется ежегодно или в любой другой календарный период;
2) всесторонность - проверка маркетинговой деятельности охватывает все операции маркетинга, а не только те, где возникают или могут возникнуть проблемы. Концентрация внимания лишь на тех мероприятиях, которые вызывают сомнения, может дать неверное представление о причинах трудностей;
3) последовательность - проверка маркетинговой деятельности состоит из процедур, выполняемых в определенной последовательности. За определением возникших проблем должна следовать разработка плана, включающего мероприятия краткосрочного и долгосрочного характера, направленные не только на их решение, но и на повышение эффективности все системы маркетинга;
4) объективность - проверка маркетинговой деятельности осуществляется квалифицированными специалистами, независимыми от службы маркетинга предприятия, с целью обеспечения необходимой объективности их мнения. Следует использовать сторонних специалистов, хорошо знакомых с областью деятельности фирмы и имеющих достаточный опыт в проведении таких проверок. Магомедов А.Н., Бабков М.А. Развитие вертикальных и горизонтальных маркетинговых систем на мясном рынке // Мясная индустрия, 2003, № 5, с.11-15.
ЗАО «Агрофирма «Восход» пользуется услугами маркетологов Краснодарского Института сельскохозяйственного рынка при Кубанском Государственном Аграрном Университете, которые несколько лет уже исследуют региональные рынки, в том числе и наш для целей своих собственных научных исследований.
Контроль - заключительная стадия цикла управления маркетингом, завершающее звено процесса принятия решений. Он позволяет не только выявить, но и предупредить различные отклонения, ошибки, приспособления к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Контроль маркетинговой деятельности обычно осуществляется в трех основных формах: стратегический контроль, ежегодный плановый и оперативный контроль (табл. 4.1)
Табл. 4.1.
Виды контроля маркетинговой деятельности
Форма контроля |
Ответственные за проведение |
Центральная задача контроля |
Методы контроля |
|
Стратегический контроль |
Высшая администрация предприятия |
Проверка правильности выбора целей, эффективности реализуемой стратегии, соответствия возможностей фирмы объему рынка сбыта, товарам и каналам товародвижения |
Контрольная проверка системы маркетинга (проводится ситуационный анализ) |
|
Тактический (ежегодный) плановый контроль |
Высшая администрация, управляющие среднего звена |
Проверка соответствия достигнутых результатов поставленным целям |
Анализ объема продаж, анализ доли фирмы на рынке, определение соотношения между объемом продаж и затратами, анализ отношения покупателей к товарам и деятельности фирмы |
|
Оперативный контроль прибыльности |
Контролер отдела маркетинга |
Определение сфер деятельности, приносящих предприятию убытки |
Определение прибыльности для каждого продукта, территории сбыта, сегмента рынка, канала сбыта и т.д. |
|
В рамках управления маркетингом на предприятии для создания наиболее благоприятных условий производства и достижения коммерческих целей планируется осуществлять контроль по нескольким пунктам программы.
Контроль за выполнением годовых планов заключается в постоянном слежении за текущими маркетинговыми усилиями, установлении соответствия запланированных показателей реально достигнутым результатам по объемам реализации товаров и услуг, доходам и прибыли, рентабельности в целом, по отдельным товарам и целевым рынкам, на которых работает предприятие. За этот вид контроля и принятие корректирующих мер отвечают высшее руководство, управляющие среднего звена соответствующих планово-экономических функциональных структур предприятия. Основными средствами контроля являются анализ возможностей рынка, анализ соотношения между затратами на маркетинг, сбыт и наблюдение за отношением покупателей.
Контроль прибыльности требует выявления всех издержек и установления фактической рентабельности деятельности фирмы по товарам, сбытовым территориям, сегментам рынка, торговым каналам и др. Контроль прибыльности производственно-хозяйственной деятельности предприятия наиболее важен для диверсифицированных с точки зрения товарного ассортимента производств и крупных торговых компаний, реализующих свои товары и услуги по многим каналам товародвижения, на многих целевых рынках. Однако и более мелким товаропроизводителям и розничной торговле не стоит им пренебрегать. Котлер Ф. Маркетинг. - М.: ЮНИТИ, 2006
Стратегический контроль маркетинга позволяет убедиться, что маркетинговые задачи, стратегии и программы фирмы оптимально соответствуют требованиям существующей и прогнозируемой маркетинговой среды (предприятие, ориентирующееся в своей деятельности на долговременный успех, через определенные интервалы времени должно проводить критическую оценку эффективности всей маркетинговой деятельности и проверять ее соответствие меняющимся условиям внешней среды). Осуществляется такой контроль посредством ревизии маркетинга. Ревизия маркетинга - комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды (или организационной единицы), задач, стратегий и оперативной деятельности фирмы с целью выявления возникающих проблем и открывающихся возможностей и выдачи рекомендаций относительно плана действий по совершенствованию маркетинговой деятельности.
Проверка мероприятий маркетинга предполагает использование ситуационного анализа. Он позволяет проверяющему получить представление об основных областях и результатах маркетинговой деятельности данной фирмы. Ситуационный анализ обычно проводится по схеме, включающей три основных этапа. На первом этапе анализируются внешние условия деятельности фирмы и тенденции их изменения. Этот этап предполагает изучение рынков, потребителей, конкурентов и инфраструктуры сбыта. На втором этапе выявляется соответствие системы маркетинга фирмы внешним условиям; проводится обзор маркетинговых целей и программ их реализации. На третьем этапе рассматриваются основные элементы маркетинга предприятия: товары, цены, система товародвижения, реклама, мероприятия по стимулированию сбыта.
Ситуационный анализ охватывает всю деятельность предприятия и в конечном итоге должен привести к выдвижению новых целей, оценке способов их достижения, принятию решений, выработке соответствующих стратегий и т.п. (рис. 4.1)
Бухгалтерский учет и оперативный представлен отчетом о финансовой деятельности (Приложение 4), бухгалтерским балансом (Приложение 5), отчетом о прибылях и убытках (Приложение 6), Формой №5-АПК отчетом о численности и заработной плате работников организации (Приложение 7).
Рис. 4.1. Схема планирования и контроля маркетинга по Медрику и Россу.
Итак, конкретный состав и содержание работ в области маркетинга обусловливаются выбранной стратегией, спецификой предприятия, особенностями его рынка и т.п. перечень работ, составленный применительно к стратегии углубленного освоения рынка предприятием одного из сегментов рынка приведен в Приложении 3. для выполнения каждой из работ должны быть составлены программа и план, содержащий технологию их осуществления с конкретным определением сроков и лиц, ответственных за выполнение. Котлер Ф. Маркетинг. - М.: ЮНИТИ, 2006 Только в этом случае от маркетинговой деятельности может быть получен ожидаемый результат.
4.2. Кадры, распределение ответственности, оплата труда и стимулирование
Использование маркетинга коренным образом меняет концепцию управления на предприятиях аграрно-промышленного комплекса, в том числе и нашей страны. На этих предприятиях основополагающей идеей является не общее управление производством, а управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, базирующееся на разработке, производстве и реализации продукции в соответствии с рыночным спросом. В результате в области определения целей и задач агрофирмы решающими становятся рыночные, а не производственные возможности. Последние жестко увязываются с конкретными требованиями рынка для извлечения от реализации производимой продукции максимальной прибыли. В этих условиях резко возрастает роль маркетинговой службы, специалисты которой должны находиться в начале, а не в конце производственного цикла.
В ЗАО «Агрофирма «Восход» маркетинговую службу возглавляет заместитель директора по маркетингу. В состав службы входят три специалиста (ввиду небольшой номенклатуры и ассортимента действующего предприятия), обученные на деньги фирмы в одном из ВУЗов, специально для работы на сельхозпредприятии уровня агрофирмы. Служба маркетинга предприятия представляет развивающуюся структуру, которая будет усложняться и увеличиваться по мере роста производства, постановки новых целей и задач перед ней.
Основными задачами службы маркетинга на предприятии являются:
o Комплексное изучение рынков и перспектив их развития;
o Выявление неудовлетворенных потребностей в товарах;
o Приспособление производства к требованиям потребителей;
o Изучение конкурентов, стратегии и тактики их воздействия на покупателей (рекламы, ценовой политики, других методов конкурентной борьбы) и принятие соответствующих мер по устранению негативных для фирмы факторов деятельности;
o Формирование спроса и стимулирование сбыта, планирование и осуществление сбытовых операций, обеспечение условий для устойчивой реализации продукции фирмы;
o Рыночная ориентация производства, научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ.
Деятельность маркетинговой службы агрофирмы сочетает в себе комплексные работы экономического, финансового, технико-производственного, сбытого и исследовательского характера, что определяет высокие требования к уровню теоретической и практической подготовки персонала маркетинговой службы. Руководитель службы маркетинга агрофирмы и ее сотрудники согласно должностным инструкциям, разработанным на предприятии должны: выбирать выгодные рынки, формы и методы работы на них, анализировать текущую рыночную ситуацию, ориентируя производство на потребности рынка; разрабатывать рекомендации о выпуске новой продукции и прогнозы развития рынка; разрабатывать и реализовывать стратегию и тактику маркетинга; разрабатывать маркетинговые программы и обеспечивать их реализацию; рекомендовать основные требования к продукции, ее ассортименту; разрабатывать и реализовывать товарную, инновационную, ценовую, сбытовую, рекламную политику агрофирмы.
Кроме того, служба маркетинга выполняет посреднические функции между всеми структурными подразделениями фирмы, оказывая влияние на реализацию жизнеобеспечения предприятия, отслеживает состояние внешней среды, обращая внимание на деятельность конкурентов.
Оплата труда в агрофирме на сегодняшний день соответствует средней зарплате в отрасли и регионе и составляет около 6 тысяч рублей в месяц, причем стимулирование дополнительной части оплаты труда производится для работников маркетинговой службы в зависимости от объема продаж фирмой своей продукции как сырья и полуфабрикатов, так и готовой продукции через сбытовую сеть. Капустина И.Е. Теория и практика маркетинга в США - М., 2003
4.3. Необходимый объем финансирования и источники покрытия
Как уже упоминалось в работе основные привлеченные средства должны быть использованы агрофирмой для приобретения, установки и наладки нового оборудования для производства мясных консервов из собственного сырья. В то же время затраты на маркетинговую программу продвижения нового продукта будут занимать до 7% от чистой прибыли предприятия, получаемой от реализации продукции на сегодняшний день или около 28 тысяч рублей в месяц (включая зарплату сотрудников маркетинговой службы). Затраты на реализацию маркетинговой программы и ее доля в общих затратах агрофирмы приводится в таблице 4.2.
Табл. 4.2.
Смета затрат на маркетинг
№№ п/п |
Показатель |
Тыс.руб. |
Процент |
|
1 |
Планируемая годовая выручка от реализации |
6 624 |
100% |
|
2. |
Затраты на маркетинг |
464 |
7% |
|
3 |
Затраты на производство (строка 1 - строка 2) |
6160 |
||
4 |
Реклама |
9 |
0,2% |
|
5 |
Организация сбыта |
2,8 |
0,6% |
|
6 |
Другие затраты на продвижение |
3,5 |
0,8% |
|
7 |
Затраты на распределение, обслуживание потребителей |
8 |
1.8% |
|
8 |
Упаковка |
13 |
3% |
|
9 |
Зарплата сотрудников и руководителей маркетинговой службы (входит в произв.затр) |
336 |
||
10 |
Стоимость информации |
2,8 |
0,6% |
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |