СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Сущность финансового планирования
1.2. Понятие и место тактического планирования в системе финансового планирования на предприятии
1.3. Цели тактического планирования
1.4. Формы тактического планирования
1.5. Методы тактического планирования
1.5. Процедура тактического планирования
ГЛАВА II: ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Проблемы осуществления процесса эффективного тактического планирования на предприятии
2.2. Роль и значение тактического планирования финансовой деятельности на предприятии в современных экономических условиях
2.3. Пути повышения эффективности тактического планирования
ГЛАВА III: ПРОЦЕСС ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКБ “МБРР” (ОАО)
3.1. Общая характеристика деятельности АКБ “МБРР” (ОАО)
3.2. Особенности процесса тактического планирования финансовой деятельности ОАО “МБРР”
3.3. Принципы финансового построения планов АКБ “МБРР” (ОАО) как основа повышения эффективности тактического планирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях любой экономической системы устойчивость и успех хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его деятельности. В связи с этим можно сделать вывод, что назрела необходимость в разработке концепции финансового планирования.
С решением проблемы повышения эффективности осуществления процесса финансового планирования на предприятиях связаны экономический рост, повышение жизненного уровня населения, обеспечение социально-экономической стабильности и экономической безопасности. Как показывает практический опыт реализации планов российскими предприятиями, немаловажная роль в процессе планирования должна отводиться именно тактическому планированию. Именно поэтому рассмотрение темы «Цели, формы и методы тактического планирования» является актуальной на сегодняшний день.
Анализ данного вопроса предполагает рассмотрение не только теоретических аспектов, характеризующих процесс тактического планирования, но и проблем осуществления данного процесса, и, как следствие - путей их решения.
Объектом курсовой работы является процесс планирования финансовой деятельности на предприятиях.
Предметом - тактическое планирование финансовой деятельности на предприятиях.
Целью работы является выявление проблем осуществления процесса тактического планирования на предприятиях и путей их преодоления, а также анализ позитивного опыта осуществления тактического планирования на примере конкретного предприятия - АКБ “МБРР” (ОАО).
Для достижения этой цели потребуется решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы процесса финансового планирования на предприятиях;
- рассмотреть позицию тактического планирования в системе финансвого планирования на предприятии;
- рассмотреть цели, формы и методы тактического планирования
- рассмотреть практические аспекты инвестиционной деятельности конкретного предприятия (на примере ОАО “МБРР”)
- выявить проблемы тактического планирования на предприятиях
- на основе выявленной тенденции и принципов осуществления процесса тактического планирования определить наиболее эффективные пути осуществления деятельности другими предприятиями.
В ходе написания курсовой были использованы методы исследования: метод анализа экономической литературы, посвященной теоретико-методологическим основам исследования инвестиционной деятельности коммерческих банков, методы экономического анализа, синтеза, метод сравнения.
Первая глава исследования посвящена теоретическим основам процесса тактического планирования на предприятиях, во второй рассматриваются проблемы осуществления процесса тактического планирования и пути их решения. В третьей главе работы дается оценка процесса построения тактических планов на предприятии ОАО “МБРР”.
План - это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата [7, с. 32].
План содержит такие этапы, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и контроль.
Планирование возможно рассматривать как управленческую деятельность, включающую процесс обработки информации, выбора наиболее оптимального пути развития для предприятия, а также контроля изменений окружающей среды в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах. Такое определение планирования представлено А.В.Мироновой в Вестнике МГТУ и рассматривает данное понятие как совокупность определенных стадий процесса планирования [29, с.24].
По мнению ряда других авторов, сущность планирования в условиях современных экономических отношений заключается в:
- научном обосновании на объектах планирования предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности;
- выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров;
- выполнении работ и оказании услуг с установлением таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов [23, с. 41].
В целом, внутрифирменное планирование - это создание системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, касающихся всех отделов, подотделов и подразделений организации и определяющих,
во-первых, стратегию, тактику и практику деятельности фирмы;
во-вторых, прогноз развития внешнего окружения;
в-третьих, цели функционирования, а также и другие системообразующие факторы.
Финансовый же план это документ, в котором отражаются финансовая стратегия и способы ее реализации, обеспечивающий прибыльность, платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия, а в целом - увеличение доходов собственника.
Финансовое планирование является составной частью внутрифирменного планирования. Существует несколько вариантов разработки финансового плана. По одному из них в состав документов входят:
- прогноз объемов реализации;
- баланс денежных расходов и поступлений;
- таблица доходов и затрат;
- прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия;
- расчет точки достижения безубыточности [16, с. 112].
Понятие финансового планирования можно трактовать и как процесс составления комплексного плана функционирования и развития предприятия в стоимостном выражении для обеспечения бесперебойной успешной работы [22, с. 311]. Бюджет или система бюджетов должны показывать ориентиры повседневной деятельности руководителей предприятия.
Сложность определения понятия финансового планирования заключается в том, что на каждом предприятии под финансовым планом понимается что-то свое. Как показывает практика, наиболее часто встречаются следующие варианты:
- бюджет доходов и расходов (план прибылей/убытков);
- бюджет поступлений и платежей (план движения денежных средств);
- бизнес-план (средне- или долгосрочный план работы) [28].
Мнение, которого стоит придерживаться при проведении дальнейшего исследования и которое наиболее адекватно отражает сущность финансового планирования характеризуется тем, что финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых показателей, определяющих основные направления будущей деятельности по формированию и использованию фондов денежных средств предприятия, и целью этого процесса является создание системы ориентиров для наиболее эффективного финансового обеспечения деятельности предприятия.
Финансовое планирование является основой для проведения финансового анализа и контроля (сравнение плана и факта). В свою очередь, на основе результатов финансового контроля и анализа корректируются финансовые планы.
Результатом финансового планирования является совокупность планов, смет, бюджетов, на основе которых организуется, реализуется и контролируется деятельность по финансовому обеспечению деятельности предприятия.
Исходя из вышеизложенного определения, можно выделить следующие объекты финансового планирования:
показатели, характеризующие деятельности предприятия:
- стоимостные результаты деятельности (валовой оборот, выручка от реализации продукции)
- затраты на производство (по элементам, по статьям калькуляции, по методу директ-костинг)
- доходы и накопления (валовой доход, прибыль и платежи из прибыли, фонды, формируемые из прибыли);
показатели, характеризующие финансовые ресурсы и потребности:
- объемы собственных средств
- объемы привлеченных средств (заемные, устойчивые пассивы)
- инвестиционные потребности
- текущие (эксплуатационные) потребности;
денежные потоки предприятия.
Рассмотренные понятия финансового планирования подчеркивают временной характер данного процесса, выделяя, таким образом, несколько уровней. Одним из таких уровней является тактическое планирование. Подвергнем анализу данную категорию финансового управления на предприятии, определив, в первую очередь, место тактического планирования в общей системе планов на предприятии.
Система планов на предприятии может быть систематизирована также и по таким основным классификационным признакам как по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.
Но чаще всего, изучая мнения экономистов можно встретить следующую классификацию видов финансового планирования: стратегическое (долгосрочное), тактическое (или среднесрочное) и текущее (краткосрочное или оперативное), отражающую выбор временного интервала. При сравнении параметров стратегического, тактического и оперативного финансового планирования можно выделить отличия и сходства данных экономических категорий (см. Прил. №1). Такой видовой состав финансового планирования оптимален и наиболее лаконично отражает систему планов на предприятии.
Для успешного достижения намеченных в планах результатах предприятию необходимо четко определить охватываемый планом интервал времени.
Один из подходов для решения данной задачи предложен автором учебного пособия по финансовому менеджменту Дранко О.И.
Автор отмечает, что при среднесрочном планировании период определяется исходя из сроков оборота по каждой группе товаров или услуги сроков авансовых платежей по налогам:
Тр12=max{Тtax; Тоб1….;Тобn}
где Тр12 - время среднесрочного планирования;
Тtax - период по авансовым налоговым платежам;
Тобn - срок оборота по i-й товарной группе, i=1, 2…, n [22, с.207]
При этом подчеркивается, что для планирования тактического характерен временной интервал - неделя. Но, тем не менее, стоит помнить о том, что период планирования может быть разным в зависимости от решаемых задач.
Таким образом, в специальной литературе приводится множество толкований категории «тактическое планирование». Обращается внимание на следующие его способности:
- тактические планы не только определяют основные направления развития предприятия, но и детализируют их;
- оно ориентируется на среднесрочную перспективу;
- основная цель тактического планирования заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей;
- выполнение решений лучше наблюдается, менее подвержено риску, поскольку такие решения касаются в основном внутренних проблем;
- результаты решений легче оцениваются, так как могут быть выражены в конкретных цифровых показателях.
Для тактического планирования характерно сосредоточение на средних и низших уровнях управления.
На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных целей (например, завоевать лидерство на рынке сбыта продукции), и при этом продолжительность данного вида финансового планирования определяется характером стратегических целей, особенностью решаемых задач и другими особенностями, присущими предприятию в индивидуальном порядке.
С точки зрения теории финансового менеджмента, не возникает вопросов, как должна в общих чертах выглядеть система целей. Сначала у акционеров (или топ-менеджеров) формируется видение - представление об образе компании, к которому нужно стремиться. С ним прямо связаны стратегические цели: их достижение позволяет в итоге соответствовать этому образу. Стратегические цели, естественно, являются долгосрочными (ставятся минимум на 10 лет вперед). Только после них следуют среднесрочные тактические цели (более узкие, описывающие конкретные шаги компании) и далее - операционные задачи на текущий год.
В финансовом планировании обоснование принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, а также практические данные и факты. Теория планирования использует такое предположение, что каждое предприятие будет стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупках необходимых ресурсов для организации производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли.
Цели тактического планирования определены кругом задач, которые предприятию необходимо решить, для осуществления эффективной деятельности. Данные задачи сводятся к следующим:
выявить резервы и мобилизировать ресурсы для достижения наиболее эффективных конечных результатов при использовании для этих целей финансово-кредитного механизма;
установить оптимальные и экономически целесообразные финансовые долгосрочные нормы и нормативы по оборотным средствам и источникам их формирования, образованию и использованию прибыли;
обеспечить плановое образование и использование денежных ресурсов;
определить финансовые взаимоотношения с государственными органами, банковскими структурами и другими организациями по платежам и перераспределению денежных средств. Основным в решении этой задачи является обеспечение первоочередного внесения платежей в бюджеты различных уровней, определение оптимального размера кредитов в оборотных средствах, в финансировании капитальных вложений, мероприятиях технического прогресса и т.д.;
обеспечить устойчивое финансовое положение предприятия (организации) путем сбалансированного поступления и расхода средств;
создать методические условия для обеспечения преемственности показателей, их взаимной связи;
установить финансовый контроль за ходом выполнения принятых в плане показателей
Тактический план должен вписываться в стратегический и способствовать его осуществлению. И он должен делать это с помощью точных, выполнимых задач.
Таким образом, цели построения тактических планов на предприятии сводятся к следующим:
- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;
- обоснование выдвигаемых задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
- планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
- определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
- проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.
Суть функции планирования заключается в том, что с её помощью в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с этой проблемой и более эффективно реагировать на нее.
Выводом к вышеизложенному анализу задач и предпосылок проведения тактического планирования может стать формулировка главной цели данного процесса есть последовательная поэтапная реализация выработанной стратегии, как наилучшего пути возврата инвестиций и увеличения доходов компании. Для целей тактического планирования в классическом варианте составляется чаще всего бюджет движения денежных средств на месяц.
Как уже было сказано, степень детализации зависит от цели и уровня структурного подразделения фирмы. Если временной период стратегического плана от года и дольше, то мероприятия тактического плана разрабатываются на год с любой степенью детализации: поквартально с разбивкой на месяцы, помесячно с разбивкой на декады, подекадно с разбивкой на дни. Тактически финансовые планы, как правило, разрабатываются руководителями среднего уровня. Характер тактического планирования, особенно временная его характеристика, определяют специфику форм его реализации. Рассмотрим несколько подходов к данному вопросу.
Так, в экономической англоязычной литературе тактические финансовые планы принято называть бюджетом.
Понятие «бюджет» в сознании российских людей представляет категорию государственного управления. Однако в последнее время этот термин употребляется часто и в аспекте внутрифирменного планирования, в связи с чем ведутся дебаты по поводу отличия понятия «план» от понятия «бюджет». Многие экономисты отличия видят в том, что:
план включает в себя и натуральные, и денежные показатели, а бюджет только денежные;
период планирования в плане любой, а в бюджете - год.
Различие понятий «план» и «бюджет» более глубокое и кроется в парадигме, в идеологии западного менеджмента в части финансового планирования. Так, в США четко разделяют понятия «планирование», «программирование» и «бюджетирование». План - это система целей и стратегий по их достижению [15, с. 218]. Программа - это комплекс мероприятий по реализации стратегий [15, с. 218]. Бюджет - это финансовое выражение целей, стратегий и намеченных мероприятий, реализующееся в сметах, графиках поступлений и расходов [15, с. 218].
Если принять за основу парадигму западного менеджмента в концепции финансового планирования на российских предприятиях и в корпорациях, то сразу исчезнет поверхностное блуждание в терминах и возникнет четкая идентификация. «План» и «программа» соответствует нашим концептуальным понятиям «стратегический финансовый план» и «финансовые политики», понятие «бюджет» соответствует понятию «тактический финансовый план».
С позиций глобализации экономических процессов целесообразно термин «тактическое финансовое планирование» заменить тождественным ему «бюджет».
Тогда процесс финансового планирования на российских предприятиях и в корпорациях может быть представлен такой схемой:
Объектами бюджетирования могут быть: бизнес, цех, участок, компания в целом, следовательно, бюджеты являются основой для принятия решений руководством об уровнях финансирования различных бизнесов из внутренних и внешних источников, обеспечивают постоянный оперативный контроль за финансовым состоянием компании.
Назначение бюджетов - ответить на вопросы как, где, когда необходимо использовать финансовые ресурсы, чтобы обеспечить повышение общей эффективности развития фирмы.
Итоговым документом тактического финансового планирования является генеральный или мастер-бюджет. Генеральный бюджет является совокупностью трех основных бюджетов:
бюджета дохода и расхода;
бюджета движения денежных средств;
расчетного (прогнозного) баланса.
Названные финансовые документы позволят прогнозировать эффективную финансовую деятельность (первый документ), текущую платежеспособность (второй документ) и финансовую устойчивость (третий документ).
Методы составления генерального бюджета зависят от направления процесса бюджетирования: сверху вниз или снизу вверх. В целях эффективных разработок управленческих решений целесообразно встречное планирование. Сверху спускаются нормативы основных темпов и пропорций (стратегические параметры), а снизу - бюджеты отдельных видов бизнеса. Если взять за основу принцип встречного планирования, то генеральный бюджет будет включать кроме трех основных набор операционных и вспомогательных бюджетов.
Составные элементы генерального бюджета:
1. Основные бюджеты:
- доходов и расходов;
- движения денежных средств;
- расчетный баланс.
2. Операционные бюджеты:
- объем продаж;
- запасов готовой продукции;
- производственный бюджет:
а) бюджет производства;
б) бюджет материальных затрат;
в) бюджет прямых затрат труда;
г) бюджет прямых операционных затрат;
д) бюджет накладных (общепроизводственных) расходов;
- управленческих расходов;
- коммерческих расходов.
3. Вспомогательные бюджеты:
- план капитальных (первоначальных) затрат;
- кредитный (инвестиционный) план.
Основными инструментами процесса внутрифирменного планирования могут считаться отдельные планы, предоставляемые каждым структурным подразделением или отделом современного промышленного предприятия, но в итоге составляющие единый план развития всего предприятия:
? план сбыта - устанавливается на несколько лет вперед по количеству требующейся на рынке продукции (согласно спросу) в разрезе различных видов рынков и сегментов;
? план производства - рассчитывается по исходным данным плана сбыта;
? план создания производственных мощностей;
? план инвестиционной деятельности;
? план материально-технического снабжения;
? план материальных запасов;
? финансовый план;
? план ликвидностей;
? плановый баланс - представляет собой данные сравнения экономико-финансового состояния предприятия с его обязательствами;
? план результатов - содержит расчетные данные, отражающие различные виды предполагаемых результатов: экономических, финансовых, производственных, трудовых, социальных, экологических и т.д.
Суть именно тактического финансового планирования заключается в том, что одновременно планируются прибыли и движение капитала, особенно денежных средств. Наглядно данный процесс можно выразить схемой процедуры планирования (см. Прил. №2). Подробнее, процедуру тактического планирования разберем ниже.
Таким образом, оптимальной формой тактического планирования, адекватно отражающей сущность данного процесса является бюджет. Рассмотрим подробнее методы, которые должны использоваться при разработке схемы бюджетирования.
В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.
Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.
Экспериментальный метод - это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.
Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.
Для дальнейшего анализа сущности тактического планирования стоит принять к вниманию, что в процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде.
Для наилучшего понимания сущности тактического планирования необходимо рассмотреть его процедуру, то есть составную часть операции, процесса [13, с. 112].
Процесс планирования - это не простая последовательность операций по составлению планов и не процедура, смысл которой в том, что одно событие обязательно должно произойти вслед за другим. Процесс требует большой гибкости и управленческого искусства. Если определенные моменты процесса не соответствуют поставленным организацией целям, они могут быть обойдены, что невозможно в процедуре. Участвующие в процессе планирования люди не просто выполняют предписанные им функции, а действуют творчески и способны к изменению характера действия, если этого требуют обстоятельства.
Всякое планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько этапов или стадий, основное назначение которых состоит в следующем:
формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия или фирмы;
обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.
Приведенный порядок планирования широко распространен на американских фирмах. На отечественных предприятиях также применяется подобная технология планирования, содержащая три основных этапа практической деятельности:
1) составление планов, принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения;
2) организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятия;
3) контроль и анализ конечных результатов, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности предприятия.
Правильный выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на российских предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний рынок.
Но такая трехэтапная система лишь поверхностно отражает сущность тактического планирования. Рассмотрим подробнее первый этап тактического планирования.
Как уже излагалось выше, тактическое планирование можно представить последовательностью бюджетов и расчетов, отвечающих за различные стороны экономической деятельности предприятия.
Можно выделить 12 этапов разработки и внедрения системы финансового планирования на предприятии в среднесрочной перспективе:
1. Определение целей и задач системы (как результат - положение о целях и задачах системы, назначение ответственного за процесс)
2. Определение пользователей информации (как результат список менеджеров, использующих информацию финансового планирования по уровням управления)
3. Анализ плановой информации. Определение плановой информации. (итог - содержание плановой информации, перечень принимаемых решений)
4. Определение участков планирования (бюджетирования): подразделения, проекты, сотрудники. Формирование структуры плановых показателей
5. Разработка основных видов финансовых планов (для различных участков), и как результат, подробное описание технологии с приложением форм документов
6. Разработка укрупненной технологии финансового планирования и контроля
7. Разработка регламентов планирования с привязкой к подразделениям, рабочим местам, структуре данных и т.д.
8. Документирование, путем создания системы документооборота и положения о финансовом планировании
9. Обучение менеджеров
10. Проведение подробных расчетов (начальные варианты планов, бюджетов)
11. Анализ исполнения бюджетов
12. Автоматизация процесса финансового планирования
Задачи, решаемые при среднесрочном планировании требуют комплексного подхода к предприятию, т.е рассматривать предприятие как экономическую единицу, причем необходимо проанализировать как внутренние взаимосвязи, так и среду, окружающую объект исследования. Это возможно только при построении модели предприятия (см. Прил. №3)
Описав финансовую модель предприятия можно уже переходить к построению и анализу планов финансово-хозяйственной деятельности. в результате мы получаем набор финансовых и объемных показателей, которые и являются финансовым планом, который как правило представляется следующими отчетными формами:
- Отчет о прибыли - характеризует прибыльность деятельности предприятия, в том числе устанавливает границы по ценам и стоимостям затрат
- Отчет о движении денежных средств - характеризует финансовую состоятельность плана, показывает структуру и источники финансирования
- Балансовый отчет - характеризует структуру имущества и источников его формирования
- Дополнительные формы, используемые для описания объемов производства, взаимоотношения с контрагентами и т.д.
Таким образом мы переходим к модели предприятия как инструмента финансового среднесрочного планирования. Существует два подхода к созданию модели:
упрощенная комплексная модель, основанная на агрегированных данных и предназначенная для "ситуационного" анализа финансового плана. Преимущества этого подхода - относительная простота реализации, наглядность системы, т.е. можно сразу видеть все взаимосвязи как внутренние так и внешние предприятия, и наконец главное преимущество - несложная адаптация системы для более подробного просчета вариантов реализации управленческих решений конкретных задач. К недостатку можно отнести погрешности расчетов и возможно достаточно долгую процедуру подготовки исходных данных. Такие модели, как правило являются локальными по отношению к существующей на предприятии информационной системы и ориентированы в большей степени на аналитические службы. Важно отметить, что руководители предприятия достаточно часто используют такой подход не смотря на то, что имеются встроенные в общую информационную систему блоки планирования, главная причина - быстрота.
комплексная модель как часть информационной системы предприятия. В этом случае мы уже рассматриваем систему, основанную на on-line подаче исходных данных. Естественно что такая модель основана на жестко прописанных алгоритмах преобразования первичной информации. Такие модели имеют неоспоримое преимущество: быстрая подготовка исходных данных, автоматический контроль исполнения плана, минимизация ошибок расчета. Но в этом есть и главный недостаток такого подхода: значительные издержки при "ситуационном" анализе.
Модели для среднесрочного финансового планирования, основанные на интеграции в информационную систему, конечно имеют степени свободы но свободы ограниченной. Например, учет отсрочек платежей, сбоев в производстве и т.п. т.е. случаи которые заранее прописаны, а как быть с новыми идеями, меняющими организационную структуру и существующие бизнес-процессы? Выход один перестраивать модель, а это достаточно сложный процесс и главное продолжительный, даже если такие случаи (перестройки) предусмотрены сервисными службами. В связи с вышесказанным такой подход к реализации модели очень удобен для создание производственно-финансового плана, как основы для деятельности предприятия создании и контроля за его исполнения. Для "ситуационного" плана и анализа альтернатив более приемлемы локальные и простые системы среднесрочного финансового планирования.
Для дальнейшего исследования тактического планирования деятельности на примере конкретного предприятия ОАО “МБРР” будем использовать упрощенную комплексную модель.
Таким образом, процесс тактического планирования индивидуален для каждого предприятия, и его характеристики определены стратегическими целями организации, степенью детализации этапов, их продолжительностью. При рассмотрении процесса тактического планирование не стоит упускать из вида этапы, которые связаны с тактическим финансовым планированием не напрямую, а косвенно, а именно: организация выполнения разработанного плана, контроль, анализ полученных результатов.
Минусом тактического планирования является и то, что такие цели не обеспечивают долгосрочной стабильности. Эти функции призвано исполнять стратегическое планирование.
Как всякие модели, системы имеют ограничения в использовании. Часто встречается такое стремление разработчиков систем среднесрочного планирования максимально детализировать исходную информацию, для достижения совпадения плана и факта. Как результат появляются программные монстры (в данном случае идет речь о локальных системах планирования), под которые организуются, возможно неформально "отделы обслуживания", занимающиеся подготовкой исходных данных, сопровождением и интерпретацией полученных результатов. При этом такие системы с одной стороны не могут заменить информационные системы, основанных на обработке первичной информации в реальном масштабе времени, а с другой теряют мобильность, присущую локальным системам. В самом деле , такое стремление (мак симально детального учета всего) для среднесрочного планирования порочно по одной простой причине: Среднесрочное планирование по определению не может быть точным "до рубля", невозможно запланировать все возможные контракты, сбои в производстве, задержки в платежах и т.п. на сколь продолжительный срок, "идеального" окружения предприятия не бывает. В то же время, неучет основных параметров предприятия сводит на нет все выводы, полученные в результате анализа плана. Поэтому принцип разумной достаточности является определяющим для разработчиков систем прогнозирования. Таким образом, в такие программы сознательно закладываются допущения, и перед разработчиком всегда стоит задача увязки уровня допущений и уровня сложности программы.
Одним из наиболее существенных препятствий плановой деятельности является необходимость дополнительных затрат на исследования, организацию подразделения планирования и привлечение дополнительного персонала.
В заключение можно добавить, что оптимальным выбором для руководителя являются два типа системы прогнозирования: локальные модели для поиска решения задач оптимального управления, и программ интегрированных в общую корпоративную информационную систему для составления жестких производственно-финансовых планов, принятых к исполнению.
Подчеркнем, что именно подход - сперва реальные шаги по развитию бизнеса, а потом, как следствие, капитализация - является, пожалуй, наиболее эффективным. Весьма распространена обратная ситуация: сначала капитализация обозначается в качестве стратегической цели, а затем менеджеры пытаются придумать (не всегда успешно), что для этого нужно делать, и эта ситуация менее благоприятна.
В МБРР обслуживается более 15 тыс. корпоративных клиентов и более 1,2 млн. физических лиц. Кредитование - один из наиболее важных продуктов, предлагаемых Банком корпоративным клиентам. Кредитная деятельность МБРР включает торговое кредитование, кредитование оборотного капитала и капитальных вложений, торговое и проектное финансирование. Среди клиентов Банка есть крупные предприятия, при этом основные заемщики - предприятия среднего бизнеса. МБРР диверсифицирует свой кредитный портфель, последовательно снижая его концентрацию.
Стратегическое направление деятельности МБРР - розничный бизнес.
Успешно развивается инвестиционный бизнес МБРР. Банк эффективно работает на рынках капитала, ценных бумаг с фиксированной доходностью, валютном и денежном рынках, в сфере операций с деривативами. Банк стабильно удерживает позицию одного из ведущих операторов и маркет-мейкеров на внешнем рынке суверенных российских облигаций и долговых инструментов российского корпоративного сектора. МБРР создал разветвленную филиальную сеть.
Общий ежедневный оборот по сделкам рубль/доллар вырос более чем в 1,5 раза (с 90 млн долларов в январе до 150 млн в декабре). Также более чем в 1,5 раза выросли клиентские обороты по покупке/продаже долларов США в ходе Единой торговой сессии ММВБ (с 7 млн долларов в январе до 10 млн в декабре).
Благодаря активной политике Банка, гибкому подходу к потребностям клиента, предложению различных видов услуг нам удалось добиться увеличения клиентской базы как юридических лиц, так и банков-корреспондентов. Соответственно возросли объемы операций и упрочились позиции Банка и на рынке МБК. Почти в два раза, до 900-1000 млн рублей выросли среднедневные объемы привлеченных ресурсов, что явилось следствием как роста доверия контрагентов, так и увеличения их числа. Благодаря четкому планированию текущая ликвидность Банка всегда оставалась на высоком уровне. Активно используются новые формы работы с клиентами - юридическими лицами - такие, как работа по линиям и короткие МБК для крупнейших клиентов.
Анализируя финансовые показатели деятельности банка за последний период с 2004 по 2008 гг. можно сделать вывод не только о существующей стабильности деятельности банка, но и о возрастающихся возможностях рассматриваемого предприятия (см. Прил.№5).
За последние годы МБРР удалось не только сохранить, но и упрочить свои лидирующие позиции на рынке ценных бумаг с фиксированным доходом. На 2007 год план по прибыли был превышен более чем в 2 раза, доходность собственного портфеля Банка превысила соответствующие индексы во всех сегментах рынка. Благодаря активному маркетингу около 100 новых клиентов начали проводить торговые операции с МБРР по всему спектру предлагаемых инструментов. В отчетном году была заложена основа для выведения на рынок новых продуктов, в том числе деривативов, операций РЕПО, структурных продуктов, векселей и т. д.
Планирование начинается с того, что руководство формирует обобщенные плановые задания по всему банку в виде лимитов на показатели KPI, таким как, например, минимальная процентная маржа, минимальный объем прироста комиссионных доходов и т.д.
Далее Финансовый департамент готовит прогнозные данные, необходимые для планирования, в том числе плановые курсы валют, внутренние (трансфертные) процентные ставки и т.д., а также осуществляет общий контроль за ходом бюджетного процесса в целом.
Затем сметообразующие и бизнес-подразделения Головного офиса (в банке их около 17 и их количество может изменяться) формируют детальные плановые задания для филиалов и в дальнейшем осуществляют постатейный контроль планов.
На основе полученных плановых заданий филиалы банка самостоятельно планируют свои операционные доходы и расходы, накладные расходы и капитальные вложения (см. Прил. №4)
Плановые бюджеты филиалов и Головного офиса вносятся в систему "Контур Корпорация. Финансовое управление", где выполняются расчеты по формулам и автоматическая консолидация данных, а также формируются необходимые отчеты для всех участников процесса планирования.
При неприемлемом расхождении расчетных значений с плановыми заданиями (лимитами KPI) выполняются корректировки планов подразделений и итерация планирования повторяется. Таким образом, достигается согласование оперативных бюджетов со стратегическими показателями деятельности банка.
Таким образом, за рассматриваемый период - 2007 г. были достигнуты цели проекта, а именно:
В банке внедрена единая бюджетная модель. Для банка это позволило значительно повысить эффективность управления. Если раньше каждый филиал вел свой бюджет с индивидуальным набором статей и руководство не могло получать сводной информации по банку, то с введением единых бюджетных классификаторов для всех подразделений руководители правления получили прозрачную структуру доходов и расходов всего банка. Теперь руководители Головного офиса могут проследить доходность продуктов, эффективность продвижения и продаж в филиалах. Единая бюджетная модель сделала распределенный бизнес банка прозрачным.
Повышено качество планирования накладных расходов и капитальных расходов. Поскольку статьи расходов теперь закреплены за каждым сметообразующим подразделением, то впервые структура расходов стала прозрачной для руководства банка. Появилась возможность планировать платежи по договорам, так как для каждой статьи расхода в качестве аналитики используются договора.
Реализовано планирование продаж банковских продуктов в разрезе ЦФО. Банк перешел к продуктовому планированию. Если ранее планировались только суммы привлечений и размещений, то теперь планируются продажи банковских продуктов, а на их основе генерируются размеры привлеченных и размещенных ресурсов. Это более сложная технология, которая позволила предоставить менеджерам банковских продуктов Головного офиса информацию для развития продуктовых линеек.
Внедрена технология коллективного планирования. Сотрудники отделов планирования и анализа деятельности банка Головного офиса, ответственные исполнители филиалов получили единый регламент планирования. Сотрудники Головного офиса получили единую систему для контроля и анализа планов всех филиалов, могут в автоматическом режиме получать консолидированные планы по всем подразделениям и филиалам банка.
Создана единая система управленческой отчетности. С внедрением системы "Контур Корпорация. Финансовое управление" Финансовый департамент банка получил единую интегрированную среду для выпуска управленческой отчетности. Департамент обеспечивает достоверной финансовой отчетностью руководителей банка и подразделения, что существенного повысило его статус.
Кроме вышеперечисленного практическая польза для руководства банка, заключалась в том, что уменьшилась роль человеческого фактора в процессе планирования. В результате существенно улучшилось качество плановых значений, что, в свою очередь, повысило доверие правления банка к "цифрам", увеличило ответственность сотрудников за подготовку планов и исполнение плановых заданий, а также облегчило контроль исполнения бюджета.
Результаты проекта послужили основой для внедрения в банке единой системы управленческого учета и перехода к "план-факт" анализу.
В настоящее время в банке "МБРР" полным ходом идет планирование на 2008 год в системе "Контур Корпорация. Финансовое управление". На основе предыдущего опыта в технологию планирования внесен ряд существенных изменений.
Так, значительно усовершенствован регламент планирования. Уточнены процессы взаимодействия подразделений, их ответственность и сроки предоставления и согласования тех или иных данных.
Также банком было проделана большая работа по расширению каналов связи, что обеспечило возможность планирования удаленными подразделениями в режиме on-line. Это позволило снизить трудоемкость сбора данных от филиалов и рассылки им отчетных форм, а также повысить оперативность внесения изменений в ходе планирования.
Важно отметить, что в ходе планирования на 2008 год будут использованы фактические результаты 2007 года, рассчитанные в системе "Контур Корпорация. Финансовое управление" в рамках единой бюджетной модели и, в связи с этим, легко сопоставимые с планами.
Кроме того, при планировании на 2008 год будет выполнен расчет полной себестоимости банковских продуктов на основе аллокаций.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что система постановки тактических финансовых планов в банке “МБРР” является эффективным инструментов. Применение которого актуально и для других учреждений банковской системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Положение предприятия на рынке не остается неизменным. Рано или поздно появляются конкуренты. Поэтому постоянное развитие предприятия является необходимым условием его экономического выживания.
Данная курсовая работа рассматривает не только теоретическую сторону процесса тактического планирования, но и дает характеристику практической его стороны. Опыт тактического финансового планирования в ОАО Банк "МБРР" и в других кредитных учреждениях, показывает, что внедрение новой методики планирования объ ективно вызывает изменение технологии работы и взаимодействия всех подразделений. Чтобы улучшить координацию работ, требуется разработка детальных регламентов финансового планирования, а также предварительное обучение всех подразделений банка.
Процесс коллективного планирования итерационный, в нем задействовано большое количество сотрудников банка, и к нему предъявляются жесткие ограничения по срокам. В этой связи очень высокие требования предъявляются к техническим возможностям банка, особенно, если он многофилиальный. В курсовой работе также обосновывается необходимость использования накопленного опыта планирования деятельности на современных предприятиях. Также дано определение процесса тактического финансового планирования на современных предприятиях, сделаны выводы о необходимости применения процесса внутрифирменного планирования. Кроме того, намечены перспективы применения процесса данного вида планирования на современных предприятиях, а также рассмотрен процесс внутрифирменного планирования сквозь призму его основных этапов и инструментов.
Таким образом, поставленные в начале исследования задачи и цели выполнены.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1 Сравнение параметров стратегического, тактического и оперативного финансового планирования [6, стр. 29]
стратегическое |
тактическое |
оперативное |
||
Задачи планирования |
определение программы деятельности в области финансовой политики |
Вопросы финансирования, инвестирования |
Обеспечение надежности повседневного функционирования |
|
Уровень планирования |
Уровень отрасли |
Уровень предприятия |
Уровень функциональных отделов |
|
Носители идей планирования |
Менеджмент высшего уровня |
Менеджмент высшего и среднего уровня |
Менеджмент среднего и низшего уровня |
|
Горизонт планирования |
Длительные сроки; широкий спектр альтернатив |
Средние сроки - определяются характером стратегических целей, особенностью решаемых задач и другими особенностями, присущими предприятию в индивидуальном порядке |
Короткие сроки, ограниченный спектр альтернатив |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рисунок 1
Последовательность тактического планирования от затрат к движению денежных средств [22, стр. 212]
ПРИЛОЖЕНИЕ№3
Рисунок 2
Финансовая модель предприятия [23, стр.95]
ПРИЛОЖЕНИЕ№4
Рисунок 3
Процесс тактического финансового планирования в банке МБРР
01.01.2004 |
01.01.2005 |
01.01.2006 |
01.01.2007 |
||
Активы по публикуемой отчетности (Тыс. руб.) |
|
|
|
|
|
20909031,00 |
22079303,00 |
31772585,00 |
55051446,00 |
||
Абсолютное отклонение по сравнению с пред.периодом |
10319725,00 |
1170272,00 |
9693282,00 |
23278861,00 |
|
Уставный капитал (Тыс. руб.) |
|
|
|
|
|
400500,00 |
400500,00 |
465500,00 |
465500,00 |
||
Абсолютное отклонение по сравнению с пред.периодом |
0,00 |
0,00 |
65000,00 |
0,00 |
|
Собственный капитал (Тыс. руб.) |
|
|
|
|
|
2813853,00 |
2929099,00 |
3580564,00 |
5325426,00 |
||
Абсолютное отклонение по сравнению с пред.периодом |
-50756,00 |
115246,00 |
651465,00 |
1744862,00 |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ№5
Таблица 2
Основные финансовые показатели 2004-2007 ОАО МБРР [31]
1. Басовский Л.Е.. Прогнозирование и планирование в условиях рынка учебное пособие / Л. Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2007
2. Батрин Ю.Д., Фомин П.А. Особенности управления финансовыми ресурсами промышленных предприятий. - М.: Высшая школа, 2001
3. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс/И.А. Бланк.- Изд. 2-е, перераб. и доп. - Киев: Эльга: Ника-Центр, 2007
4. Бобылева А.З. Финансовый менеджмент: проблемы и решения: учебное пособие/А.З.Бобылева.- М.: Дело, 2007
5. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие для вузов/Л.П. Владимирова.- 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2006.
6. Владыка М.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие по специальности "Финансы и кредит"/М. В. Владыка, Т. В. Гончаренко.- М.: Кнорус, 2006
7. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: учебник для вузов по экономическим специальностям/В. А. Горемыкин.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект: Трикста, 2006.
8. Дрогомирецкий И.И. Стратегическое планирование: учебное пособие / И. И. Дрогомирецкий, Г. А. Маховикова, Е. Л. Кантор.-- СПб.: Вектор, 2006
9. Ефремов В.С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - №2
10. Индикативное планирование как основа стратегического развития промышленного предприятия. - М.: Высшая школа, 2002
11. Кобец Е. А. Планирование на предприятии: Учебное пособие.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
12. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент/В.В.Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2007.
13. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2000
14. Любанова Т.П. Стратегическое планирование на предприятии: учебное пособие для вузов по экономическим и инженерным специальностям/Т. П. Любанова, Л. В. Мясоедова, Ю. А. Олейникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МарТ; Ростов-н/Д: МарТ, 2005
15. Пивоваров К.В. Планирование на предприятии: учебное пособие / Е. В. Пивоваров.- 3-е изд. - М.: Дашков и К; Ростов-н/Д: Феникс, 2006
16. Планирование на предприятии: Учебное пособие для вузов/Ю.П.Морозов, Е.В. Боровков, И.В. Королев и др.; Под ред. Ю. П. Морозова.-- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004
17. Рексин А.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие/А.В.Рексин, Р.Р.Сароян .- 3-е изд., испр. и доп. - М.: МГИУ, 2006
18. Ромашова И.Б. Финансовый менеджмент: основные темы, деловые игры: учебное пособие для вузов/И. Б. Ромашова.- М.: Кнорус, 2006
19. Самочкин В.Н., Пронин Ю.Б., Логачев Е.Н. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование. М., Дело, 2000.
20. Старовойтов М.К., Фомин П.А. Практический инструментарий организации управления промышленным предприятием. - М.: Высшая школа, 2002
21. Хотинская Г.И. Финансовый менеджмент: учебное пособие по специальности "Менеджмент организации"/Г.И.Хотинская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2006.
22. Финансовый менеджмент: технологии управления финансами предприятия; Учебное пособие для вузов./ Дранко О.И. - М.: Юнити-Дана, 2004.
23. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/Н.Ф. Самсонов, Н.П. Баранникова, А.А. Володин и др.; Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001
24. Финансовый менеджмент: Учебное пособие/Под ред. проф. Е.И. Шохина.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.
25. Финансовый менеджмент: Учебное пособие для вузов/А.Н.Гаврилова. - 3-е изд., стер. - М.: Кнорус, 2006
26. Финансы: Учеб. - 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, 2003.
27. Кром Е.А. Искусство вязать узлы//«Эксперт Северо-Запад» №16 (221)/25 апреля 2005.
28. Земитан Г. Методы прогнозирования финансового состояния организации/ материалы с сайта www.finanalis.ru
29. Миронова А.В. Сущность процесса внутрифирменного планирования на современных промышленных предприятиях//Вестник МГТУ, том 9, №4, 2006.
30. Мочалова Л.А. Концепция финансового планирования в корпорациях// Финансовый менеджмент №3/2004.
31. Официальный сайт Московский Банк Реконструкции и Развития (ОАО) //www.mbrd.ru
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |