Курсовая работа по предмету "Финансы, деньги и налоги"


Финансы коммерческих организаций - особенности организации и функционирования


55

Федеральное агентство по образованию

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра Финансов и кредита

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Финансы"

на тему

"Финансы коммерческих организаций - особенности организации и функционирования"

Исполнитель:

Глушакова Татьяна Ивановна

Специальность: Финансы и кредит

Группа: 6

№ зачетной книжки: 07ффд41853

Руководитель: проф.

Дубровин Юрий Павлович

Омск 2009г.

Содержание

  • Введение
    • 1. Сущность и функции финансов коммерческих предприятий
    • 1.1 Характеристика коммерческих организаций
    • 1.2 Особенности организации и функционирования финансов коммерческих организаций
    • 1.3 Финансовые ресурсы коммерческих организаций
    • 1.4 Особенности финансовых отношений кредитных и страховых коммерческих организаций
    • 2. Исследование выручки от реализации продукции на примере ТК "Глобус"
    • 2.1 Исследование факторов, влияющих на выручку на розничных торговых точках
    • 2.2 Анализ полученных результатов и предложения по увеличению выручки на торговых точках
    • Заключение
    • Список литературы

Введение

Финансы коммерческих организаций являются основным звеном финансовой системы, так как охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода в стоимостном выражении. Коммерческие предприятия являются основой функционирования нашей экономической системы, от их развития зависит развитие экономики страны. Поэтому изучение системы функционирования финансов коммерческих организаций в условиях рыночной экономики представляется особенно важным и актуальным. Для раскрытия темы использовались различные источники: сборники законов, учебная литература для ВУЗов, ресурсы Интернета.

В первой главе рассмотрены теоретические основы данной темы, а именно, содержание и функции финансов коммерческих предприятий, особенности их функционирования. Также дано понятие финансовых ресурсов, описаны источники их формирования и направления использования. Рассмотрены специфические особенности финансовых отношений кредитных и страховых коммерческих организаций.

Все принципы организации финансов на предприятии находятся в постоянном развитии, и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы соответствующие состоянию производительных сил и производственных отношений в обществе.

Совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений коммерческой организации, используемых для обеспечения ее деятельности, образует финансовые ресурсы организации. Финансовые ресурсы организации начинают свое формирование уже на стадии создания организации в виде образования уставного (складочного) капитала. Источники финансовых ресурсов в процессе функционирования коммерческой организации составляют: выручка от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, внереализационные доходы, участие на финансовом рынке как заемщика и эмитента, средства из бюджетов. Коммерческие организации вступают в многообразные финансовые отношения: внутри организации с учредителями, между подразделениями, с работниками, вне организации с государственными органами власти, с другими организациями.

Составными частями категории финансов являются экономические категории страхования и кредитования. Кредитные и страховые коммерческие организации действуют главным образом в сфере перераспределительных отношений. Кредит как экономическая категория представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости (в денежной форме). Это движение предполагает передачу денежных средств - ссуды на время, причем за ссудополучателем сохраняется право собственности. Страхование - совокупность экономических отношений, возникающих на основе перераспределения финансовых ресурсов во времени и пространстве, по поводу формирования и использования страхового фонда для возмещения вероятного ущерба, нанесенного экономическим субъектам в результате непредвиденных неблагоприятных событий.

Во второй главе проведено исследование выручки от реализации продукции и факторов, влияющих на нее на примере розничных торговых точек торговой компании. Цель исследования: выявление главных факторов, которые влияют на объем выручки и разработка мероприятий по ее увеличению. Выручка от реализации продукции - ключевой элемент финансов коммерческой организации, который служит, как финансовый ресурс для покрытия издержек, для расширения производства, для создания резервных фондов и т.д. Так как максимизация прибыли, которая напрямую зависит от размера выручки, является основной целью деятельности коммерческой фирмы, тема исследования является актуальной.

1. Сущность и функции финансов коммерческих предприятий

1.1 Характеристика коммерческих организаций

В соответствии с гражданским законодательством (ст.50 ГК РФ) коммерческая организация - это юридическое лицо, основной целью создания и деятельности которого является извлечение прибыли.

Первичное распределение стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) происходит в сфере финансов субъектов хозяйствования и, в первую очередь, с помощью финансов коммерческих организаций, которые, таким образом, можно рассматривать как исходный элемент для всей финансовой системы.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст.50 п.2 ГК РФ) коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Допускается создание объединений коммерческих в форме ассоциаций и союзов. Характер деятельности юридического лица закреплен в его учредительных документах (уставе или учредительном договоре).

Основными признаками коммерческой организации являются:

цель деятельности - получение прибыли;

четко определенная в законе организационно - правовая форма;

распределение прибыли между участниками юридического лица.

Порядок определения прибыли организации закреплен в главе 25 Налогового кодекса РФ. А именно, П.1 статьи 247 закрепляет, что прибылью признаются: для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК. Согласно общему определению прибыли в экономическом аспекте, это величина доходов, уменьшенная на сумму произведенных расходов.

Порядок распределения полученной прибыли после уплаты налогов закреплен, как правило, в учредительных документах юридического лица, например, в виде дивидендов по акциям, определенной доли в денежном исчислении, имущественном эквиваленте. Прибыль по результатам определенного временного периода может и не распределяться, так как ее может не быть (работа с убытком) или она может быть распределена на реализацию других целей, например, модернизацию производства, закупку новой технологии, расширение занимаемой на рынке доли.

Коммерческая организация обладает также всеми признаками, присущими любому юридическому лицу:

обладает обособленным имуществом на права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, иного вещного права; имущество может быть арендованным;

отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему имуществом;

приобретает и осуществляет от своего имени имущественные и неимущественные права, несет обязанности;

может быть истцом и ответчиком в суде.

Одним из важнейших прав юридического лица, особенно коммерческой организации, является право на фирменное наименование, торговую марку, которая позволяет идентифицировать производителя, выделить его товары (продукты) из массы аналогичных. Например, компания "Duracell", безусловно, обладает известным именем благодаря качеству производимых ею товаров, их постоянным совершенствованием, и в этой связи данная торговая марка стала престижной и приносящей значительную прибыль.

Наличие имущественного комплекса - необходимое условие для деятельности коммерческой организации. К имуществу Гражданский кодекс РФ относит вещи, включая деньги и ценные бумаги, имущественные права (ст.132 ГК РФ). В целом понятие "имущество" обозначает совокупность наличных вещей, денег, ценных бумаг, имущественных прав, а также обязанностей субъекта.

Имущество может принадлежать юридическому лицу на праве собственности, ином вещном праве (хозяйственного ведения, оперативного управления). Часть имущества (земельные участки, производственные помещения) могут быть арендованными, в том числе и по договору финансовой аренды (лизинга). Следовательно, объем прав юридического лица по владению и пользованию имуществом будет различным в зависимости от его режима.

Таким образом, коммерческие организации обладают всеми признаками, присущими юридическим лицам с той особенностью, что осуществляют свою деятельность в определенной организационно - правовой форме и имеют цель - получение прибыли. Коммерческие организации подлежат обязательной государственной регистрации, деятельность многих из них - лицензированию. Следовательно, государство в лице своих специализированных органов осуществляет контроль за функционированием коммерческих организаций, соблюдением ими законодательства, особенно в области налогов и сборов, качества производимых товаров и оказываемых услуг, соответствия рабочих мест правилам техники безопасности, охраны труда и т.д.

1.2 Особенности организации и функционирования финансов коммерческих организаций

Финансы коммерческих организаций - это система отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов коммерческих организаций с целью обеспечения их деятельности и решения вопросов социального характера. Другими словами, это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности, в результате которых формируется собственный капитал, целевые централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, происходит их распределение и использование.

Государственные и частные финансы находятся в тесном соприкосновении. Государственные финансы в своем материальном выражении - это совокупность денежных средств, находящихся в государственной собственности. Осуществляя финансовую деятельность государство так или иначе выходит за рамки использования лишь собственных фондов. Государство, как таковое, денег не создает, оно может изыскивать путем обращения их из негосударственной собственности в государственную, посредством собирания налогов и иных обязательных платежей и т.п. и, наоборот, передавать деньги иным субъектам, в том числе и негосударственным, оказывать помощь предпринимателям и домохозяйством посредством инструментов финансовой поддержки (субсидий, дотаций, субвенций, льгот и т.д.).

Функционирование финансов основывается на следующих базовых принципах:

принцип единства финансов, означающий единство нормативно правовой базы, а также функционирование единой денежной системы, единой кредитной системы, единой налоговой системы, единым должен быть финансовый учет;

принцип сбалансированности, означающий соответствие доходов и расходов, своевременное исполнение денежных обязательств;

принцип целевой направленности, реализующийся в коммерческих структурах как обеспечение прибыльности, рентабельности;

принцип диверсификации Диверсификация - рассредоточение капитала между различными объектами вложений с целью снижения экономических рисков. источников финансирования и вложений ресурсов, обеспечивающий маневренность и снижение финансовых рисков;

принцип стратегической ориентированности финансов, предполагающий разработку долгосрочных программ развития финансов;

принцип научного подхода к организации финансов, означающий, что финансовая система должна опираться на научно обоснованную методологию;

принцип экономичности и рациональности, требующий эффективности финансовой деятельности во всех сферах и на всех уровнях;

принцип управляемости финансовыми потоками, предполагающий недопустимость теневых финансовых потоков, надлежащее исполнение финансовых обязательств.

Перечисленные принципы функционирования финансов должны лежать в основе формирования финансовых ресурсов и управления ими.

Принципы организации финансов коммерческих предприятий:

хозяйственной самостоятельности, его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы;

самофинансирование, реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов;

материальная заинтересованность, объективная необходимость этого принципа обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности - извлечением прибыли. Для предприятия данный принцип может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политики, способной обеспечить финансовыми ресурсами не только потребности государства, но и не снижать стимулы к предпринимательской деятельности, экономически обоснованной амортизационной политикой, созданием экономических условий для развития производства;

материальная ответственность, означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности, сохранность собственного капитала. Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законодательством;

обеспечение финансовыми резервами, диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств.

Таким образом, финансовые отношения коммерческих организаций и предприятий строятся на принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности. «Финансы, денежное обращение и кредит» под ред. Г.Б. Поляка 2-е изд. стр. 279-283.

Коммерческие организации вступают в многообразные финансовые отношения, которые можно сгруппировать по следующим направлениям:

между учредителями в момент создания организации (предприятия) - связанные с формированием собственного капитала и в его составе уставного (акционерного, складочного) капитала. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы хозяйствования. Уставный капитал является первоначальным источником формирования производственных фондов, приобретения нематериальных активов;

между отдельными организациями (предприятиями) - связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. К ним относятся финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, материалов, готовой продукции и т.п., отношения со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, с транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи, таможней, иностранными фирмами и т.п. Эти отношения являются основными, поскольку от их эффективной организации во многом зависит конечный финансовый результат коммерческой деятельности;

между организациями (предприятиями) и их подразделениями (филиалами, цехами, отделами, бригадами) - по поводу финансирования расходов, распределения и использования прибыли, оборотных средств. Эта группа отношений влияет на организацию и ритмичность производства;

между организацией (предприятием) и ее работниками при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций в акционерном обществе, выплат процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц. От организации этой группы отношений зависит эффективность использования трудовых ресурсов;

между организацией (предприятием) и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является данная организация - при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов на финансирование целевых отраслевых программ, проведение маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ, выставок, оказание финансовой помощи на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств. Эта группа отношений связана, как правило, с внутриотраслевым перераспределением денежных средств, оптимизацией их использования и направлена на поддержку и развитие предприятий;

между коммерческими организациями (предприятиями) - связаны с эмиссией и размещением ценных бумаг, взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий. От организации этих отношений зависит возможность привлечения дополнительных источников финансирования предпринимательской деятельности;

между коммерческими организациями (предприятиями) и финансовой системой государства - при уплате налогов и осуществлении других платежей в бюджет, формировании внебюджетных целевых фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, финансировании из бюджета;

между коммерческими организациями (предприятиями) и банковской системой в процессе хранения денег в коммерческих банках, получении и погашении ссуд, уплаты процентов за банковский кредит, покупке и продаже валюты, оказании других банковских услуг;

между коммерческими организациями (предприятиями) и страховыми компаниями и организациями при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков;

между коммерческими организациями (предприятиями) и инвестиционными институтами - в ходе размещения инвестиций, приватизации и др. Каждая из перечисленных групп имеет свои особенности и сферу применения. «Финансы, денежное обращение и кредит» под ред. Г.Б. Поляка 2-е изд. стр. 276-277.

Все вышеперечисленные финансовые отношения носят двусторонний характер, и возникают уже на стадии формирования уставного капитала хозяйствующего субъекта. Содержание финансовых отношений в процессе формирования уставного (складочного) капитала определяет организационно-правовая форма хозяйствования. Организационно-правовая форма юридического лица устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации (гл.4). Различные организационно-правовые формы определяют особенности формирования финансовых ресурсов в момент создания организации, распределения прибыли, финансовой ответственности учредителей и участников.

Рассмотрим особенности формирования финансовых ресурсов в момент создания организации в зависимости от ее организационно-правовой формы.

Участники полного товарищества создают уставный капитал за счет вкладов участников, и по существу уставный капитал полного товарищества является складочным капиталом. К моменту регистрации полного товарищества его участники должны внести не менее половины своего вклада в складочный капитал. Остальная часть должна быть внесена участником в оговоренные в учредительском документе сроки. При невыполнении этого правила, участник обязан уплатить товариществу 10% годовых с суммы невнесенной части вклада и возместить понесенные убытки (п.2 ст.73 ГК РФ). Участник полного товарищества имеет право с согласия остальных его участников передать свою долю в складочном капитале или ее часть другому участнику товарищества или третьему лицу. «Финансы, денежное обращение и кредит» под ред. Г.Б. Поляка 2-е изд. стр. 284-285.

В учредительном договоре товарищества на вере оговариваются условия о величине и составе складочного капитала, а также размер и порядок изменения долей каждого из полных товарищей в складочном капитале, состав, сроки внесения вкладов и ответственность за нарушение обязательств (п.2 ст.83 ГК РФ). Порядок формирования уставного капитала аналогичен порядку его формирования в полном товариществе. Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется только полными товарищами. Участники-вкладчики не принимают участия в предпринимательской деятельности и являются, в сущности, инвесторами.

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью формируется также за счет вкладов его участников. Минимальный размер уставного капитала в соответствии с законодательством установлен в размере 100 минимальных размеров оплаты труда на день регистрации общества и должен быть оплачен на момент регистрации не менее чем наполовину. Оставшаяся часть должна быть оплачена в течение первого года деятельности общества. При нарушении данного порядка общество должно либо уменьшить свой уставный капитал и зарегистрировать это уменьшение в установленном порядке, либо прекратить свою деятельность путем ликвидации (п.3 ст.90 ГК РФ). Участник общества вправе продать свою долю в уставном капитале одному или нескольким участникам общества либо третьему лицу, если это оговорено в уставе. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограни-ченной ответственностью».

Аналогично формируется уставный капитал общества с дополнительной ответственностью (п.1 ст.95 ГК РФ).

Открытое и закрытое акционерные общества образуют уставный (акционерный) капитал исходя из номинальной стоимости акций общества. Минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества в соответствии с действующим законодательством установлен в размере 1000 минимальных окладов на день регистрации общества. Уставный капитал формируется путем размещения простых и привилегированных акций. Причем доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала не должна превышать 25%. Открытая подписка на акции открытого акционерного общества не допускается до полной оплаты уставного капитала. Это ограничение направлено против создания фиктивных акционерных обществ. При учреждении акционерного общества все его акции должны быть распределены среди учредителей. По окончании второго и каждого последующего финансового года в случае, если стоимость чистых активов окажется меньше уставного капитала, акционерное общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального уставного капитала, общество подлежит ликвидации (ст.99 ГК РФ). Открытое акционерное общество имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу на фондовом рынке. Акции закрытого акционерного общества распространяются только среди его учредителей. Уставный капитал закрытого акционерного общества не может быть менее 100 минимальных окладов, установленных на момент его регистрации. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обще-ствах».

В таких сферах предпринимательской деятельности, как производство, переработка и сбыт промышленной и сельскохозяйственной продукции, торговля, бытовое обслуживание и др., предпочтительной формой предпринимательской деятельности является производственный кооператив. Имущество производственного кооператива состоит из паевых взносов его членов в соответствии с уставом кооператива. Производственный кооператив может создавать неделимые фонды за счет определенной части имущества, если это оговорено в его уставе. К моменту регистрации кооператива каждый его член обязан внести не менее 10% своего паевого взноса, а оставшуюся часть - в течение года с момента регистрации.

Организационно-правовая форма влияет также на особенности распределения прибыли: у акционерных обществ часть прибыли распределяется в форме дивидендов между акционерами; в производственных кооперативах между членами распределяется часть предпринимательского дохода (прибыли). Все коммерческие организации, как правило, формируют резервы за счет отчислений от прибыли, но для акционерных обществ законодательно установлен минимальный размер резервов (не менее 15% размера уставного капитала), размер отчислений в резервный фонд (не менее 5% чистой прибыли) и направления его использования (покрытие убытков, погашение облигаций общества и выкуп акций при отсутствии других источников). Производственные кооперативы отчисляют часть предпринимательского дохода в неделимый фонд.

Организационно-правовую форму как фактор, влияющий на финансовый механизм организации, предопределяют отраслевые особенности, такие как сезонность производства, длительность производственного цикла, особенность оборота производственных фондов, степень риска предпринимательской деятельности и др.

Например, для сельского хозяйства (особенно растениеводства) характерно влияние природно-климатических факторов на процесс производства, что определяет его сезонный характер, высокую потребность в страховой защите. В этих условиях большую роль играют привлечение заемных средств для формирования финансовых ресурсов, создание резервных фондов и страхование.

Для строительства, как и для некоторых отраслей промышленности, имеющих длительный производственный цикл (например, судостроение), характерно наличие больших объемов незавершенного производства, что также определяет необходимость формирования финансовых ресурсов за счет заемных средств.

Природно-климатические факторы могут предопределять получение рентного дохода в относительно благоприятных условиях предпринимательской деятельности (добывающие отрасли). Как правило, в этих условиях во многих странах выравнивание доходов внутри одной отрасли осуществляется на основе рентных платежей в бюджет. «Финансы» под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной стр. 171-172.

Отрасли с относительно низким уровнем рентабельности (сельское, жилищно-коммунальное хозяйство) имеют ограниченные возможности в расширении источников финансовых ресурсов, в том числе за счет выпуска ценных бумаг.

Для отраслей с высокой степенью профессионального риска работающих (угольная, химическая, газовая промышленность и др.) предусмотрены более высокие тарифы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Наконец, высокая степень риска присуща и деятельности финансовых посредников (страховых компаний, кредитных организаций), что определяет более высокие требования к размеру собственного капитала, создание специфических финансовых резервов и использование других механизмов обеспечения финансовой устойчивости (например, для страховых компаний - перестрахование).

Отраслевые факторы обусловливают также размер коммерческой организации. Так, сталелитейная промышленность, машиностроение и другие отрасли тяжелой промышленности обычно предполагают крупные масштабы предприятия, а торговля, бытовое обслуживание, инновационная деятельность, как правило, осуществляются через средний и малый бизнес.

Таким образом, можно сделать вывод, что отраслевая принадлежность и технико-экономические особенности влияют на содержание финансовых отношений и организацию финансовой работы хозяйствующих субъектов. Отраслевая специфика влияет на состав и структуру производственных фондов, длительность производственного цикла, особенности кругооборота средств, источники финансирования простого и расширенного воспроизводства, состав и структуру финансовых ресурсов, формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов.

1.3 Финансовые ресурсы коммерческих организаций

Финансовые ресурсы коммерческой организации - это совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений коммерческой организации, используемых для обеспечения ее деятельности, развития организации или сохранения ее места на рынке, а также для решения некоторых социальных задач.

Рассмотрим источники финансовых ресурсов на стадиях создания и функционирования коммерческой организации.

В момент создания коммерческой организации формируется уставный капитал за счет взносов учредителей. Уставный капитал может быть оплачен в денежной форме и другим имуществом. Отдельные виды деятельности предусматривают правовое регулирование доли уставного капитала в денежной форме (например, банковская деятельность). В качестве источников финансовых ресурсов в момент создания организации рассматривается именно денежная часть оплаты уставного (складочного) капитала.

Источники финансовых ресурсов в процессе функционирования коммерческой организации составляют: выручка от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, внереализационные доходы, участие на финансовом рынке как заемщика и эмитента, средства из бюджетов. Рассмотрим подробнее эти виды источников. «Финансы» под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной стр. 174-180.

Основным источником формирования финансовых ресурсов коммерческой организации является выручка от реализации товаров (работ, услуг), относящихся к уставной деятельности этой организации. Увеличение выручки от реализации продукции - одно из главных условий роста финансовых ресурсов коммерческих организаций. Такое увеличение может быть определено ростом выпуска и продаж товаров (работ, услуг), а также ростом цен и тарифов. В условиях конкуренции и эластичного спроса, как правило, связь между этими двумя факторами обратно пропорциональная: поднятие цены может привести к сокращению объема продаж, и наоборот. В целях максимизации прибыли коммерческая организация вынуждена искать оптимальное соотношение между ценой и объемом производства. Структура выручки от реализации определяется производительностью труда, трудоемкостью и капиталоемкостью производства, наличием современных технологий, позволяющих экономно использовать различные виды ресурсов.

Деятельность коммерческой организации также связана с реализацией имущества, когда морально (иногда и физически) устаревшее оборудование и другое имущество продаются по остаточной стоимости, реализуются запасы сырья и материалов. Доля данного источника в общей сумме источников финансовых ресурсов коммерческой организации зависит от множества факторов: вида деятельности организации (например, высокотехнологичное, наукоемкое производство требует постоянного обновления оборудования), конкретной ситуации (организация может продавать часть имущества для погашения кредиторской задолженности). В настоящее время в условиях постоянного совершенствования информационных технологий практически все организации обновляют компьютерную технику и программное обеспечение к ней, реализуя выбывающее имущество.

В процессе деятельности коммерческая организация получает не только выручку от реализации, но и внереализационные доходы. К таким доходам относятся: поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование денежных средств и другого имущества (включая проценты по предоставленным организацией займам, проценты по банковским депозитам и т.д.); поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); прибыль, полученная в результате совместной деятельности по договору простого товарищества; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; поступления в возмещение причиненных организации убытков (включая страховые возмещения); прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; сумма дооценки активов.

Внереализационные доходы разных организаций не совпадают по составу. Например, если в уставе одной организации сдача имущества в аренду признается как уставная деятельность, то соответствующие поступления арендной платы будут учитываться как выручка от реализации. Если арендная деятельность в уставе организации не предусмотрена, то поступление арендной платы классифицируется как внереализационный доход.

Факторами, влияющими на долю внереализационных доходов в источниках финансовых ресурсов коммерческой организации, являются степень дифференциации ее активов, доходность вложений в эти активы, степень надежности хозяйственных связей с поставщиками и покупателями и др. В условиях частого нарушения обязательств партнерами по сделкам организация может получать значительные суммы штрафов, пеней, неустоек, предусмотренных этими договорами. Полнота поступления финансовых санкций зависит также от квалифицированности юридической службы организации при подготовке соответствующих договоров, а также в необходимых случаях - при судебных разбирательствах.

В современных условиях часть финансовых ресурсов коммерческой организации привлекается за счет ее участия на финансовом рынке как заемщика и эмитента. Одно из важнейших значений финансового рынка - расширение возможностей хозяйствующих субъектов в выборе источников формирования финансовых ресурсов. Действующей коммерческой организацией (акционерным обществом) денежные средства на финансовом рынке могут привлекаться за счет дополнительной эмиссии акций. В последнее время среди крупнейших российских эмитентов (Газпром, Сибнефть, МТС, Вимм-Билль-Данн, Альфабанк, Сбербанк и др.) получила распространение практика привлечения средств и на долговых началах - путем выпуска облигаций (так называемые "корпоративные облигации") или долгосрочных векселей. При этом следует иметь в виду, что дополнительная эмиссия и выпуск долговых ценных бумаг ориентируются не только на национальных, но и на иностранных инвесторов (многие из названных эмитентов выпускают ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, которые котируются на крупнейших мировых фондовых биржах).

Высокий размер ссудного процента, жесткие требования к обеспечению делают недоступным для многих коммерческих организаций банковский кредит как источник формирования финансовых ресурсов. Особенно сложна ситуация для малых и средних предприятий. В настоящее время действует несколько программ (в том числе в рамках займа Европейского банка реконструкции и развития) для обеспечения доступности банковских кредитов для малого и среднего бизнеса. Тем не менее, этот источник формирования финансовых ресурсов незначителен по объему для малых и средних предприятий.

Привлечение средств на финансовом рынке коммерческой организации, как правило, связано с реализацией ее крупных инвестиционных проектов, в том числе с расширением деятельности организации.

Значимость источников финансовых ресурсов коммерческой организации, связанных с функционированием финансового рынка, определяется инвестиционной привлекательностью данной организации, ее организационно-правовой формой (привлечение средств со всех сегментов финансового рынка возможно только акционерным обществом), уровнем доходности на финансовом рынке.

Коммерческие организации учитывают также, что при росте заемных источников формирования финансовых ресурсов растет риск неплатежеспособности, а, следовательно, потери финансовой устойчивости.

Средства из бюджетов поступают коммерческим организациям в рамках государственной поддержки их деятельности. В условиях рыночных преобразований удельный вес бюджетных средств в источниках финансовых ресурсов предприятий существенно снизился. Тем не менее, коммерческие организации могут получать бюджетные средства в форме субвенций и субсидий, инвестиций, бюджетных кредитов из бюджетов разных уровней. Предоставление бюджетных средств коммерческим организациям носит строго целевой характер и, как правило, осуществляется на конкурсных началах.

Иногда бюджетные средства трудно выделить из других источников финансовых ресурсов коммерческой организации.

Так, бюджетные средства, поступающие в форме оплаты государственного или муниципального заказа, отражаются как выручка от реализации.

Финансовые ресурсы могут формироваться за счет поступлений от основных ("материнских") компаний, учредителя (учредителей). В процессе функционирования коммерческой организации ей могут поступать средства от учредителя (учредителей), например, при принятии решения об увеличения уставного капитала.

В холдингах, финансово-промышленных группах перераспределение средств носит обычно систематический и сложный характер: от головной компании - другим участникам, и наоборот, а также между участниками.

Функционирование межотраслевых и внутриотраслевых фондов НИОКР также построено на перераспределении средств между организациями - участниками создания таких фондов.

Структура всех источников формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций в Российской Федерации приведена на рис.1.

Данные диаграммы свидетельствуют о том, что при большом разнообразии таких источников наибольший удельный вес занимает выручка от реализации продукции (работ и услуг).

Рис.1. Структура источников формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб. / Госком-стат России. - М-, 2003. 2004. - С. 578.

За счет перечисленных источников формируются следующие формы и виды финансовых ресурсов коммерческой организации: денежные доходы; денежные накопления; денежные поступления.

1. Денежные доходы коммерческой организации - это:

прибыль от реализации товаров (работ, услуг);

прибыль от реализации имущества, сальдо внереализационных доходов и расходов.

Прибыль от реализации товаров (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации (уменьшенная на величину налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных налогов) и затратами на производство товаров (работ или услуг). В современной финансовой отчетности различают валовую прибыль (выручка от реализации "минус" затраты без управленческих и коммерческих расходов) и прибыль (убыток) от продаж (с учетом управленческих расходов).

Прибыль от реализации имущества определяется как разница между выручкой от реализации имущества и расходами, связанными с такой реализацией.

Наконец, сальдо (прибыль или убыток) по внереализационным операциям определяется как доходы, полученные от таких операций, уменьшенные на расходы, связанные с их осуществлением.

Прибыль является важнейшим показателем финансово-хозяйственной деятельности организации, анализ ее абсолютной величины, динамики, соотношения с затратами или выручкой от реализации используется для оценки финансового состояния организации, в том числе при принятии решения об инвестициях, банковском кредите.

2. Денежные накопления как форма финансовых ресурсов представлены амортизацией, резервными и другими фондами, образованными за счет прибыли прошлых лет.

Как известно, стоимость основных фондов и другого амортизируемого имущества переносится на стоимость вновь созданной продукции (товаров, услуг) постепенно, накапливаясь для их дальнейшего воспроизводства. Этот процесс сопровождается путем регулярных амортизационных отчислений.

Удельный вес денежных накоплений, связанных с амортизацией, в составе финансовых ресурсов определяется стоимостью и видом амортизируемого имущества, временем его эксплуатации, выбранными методами начисления амортизации.

За счет отчислений от прибыли у коммерческой организации могут формироваться резервные фонды: для осуществления погашения долговых обязательств, для компенсации ущерба, произошедшего в результате непредвиденных событий.

3. Денежные поступления выступают в виде бюджетных средств; средств, привлеченных на финансовом рынке; средств, поступающих в порядке перераспределения от основной ("материнской") компании, от вышестоящей организации, за счет внутри - и межотраслевого перераспределения.

Поскольку основной задачей коммерческой организации является максимальное извлечение прибыли, постоянно возникает проблема выбора направления использования финансовых ресурсов: вложения с целью расширения основной деятельности коммерческой организации или вложения в другие активы. Как известно, экономическое значение прибыли связано с получением результата от вложений в наиболее доходные активы.

Можно выделить следующие основные направления использования финансовых ресурсов коммерческой организации:

капитальные вложения;

расширение оборотных фондов;

осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);

уплата налогов;

размещение в ценные бумаги других эмитентов, банковские депозиты и другие активы;

распределение прибыли между собственниками организации;

стимулирование работников организации и поддержка членов их семей;

благотворительные цели. «Финансы» под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной стр. 181-186.

Если стратегия коммерческой организации связана с сохранением и расширением ее позиции на рынке, то необходимы капитальные вложения (инвестиции в основные фонды). Капитальные вложения - это одно из важнейших направлений использования финансовых ресурсов коммерческой организации. В российских условиях весьма актуально увеличение объемов капитальных вложений в связи с необходимостью обновления оборудования, внедрения ресурсосберегающих технологий и других инноваций, так как процент не только морального, но и физического износа оборудования весьма велик.

Капитальные вложения осуществляются коммерческой организацией за счет следующих источников: амортизации, прибыли коммерческой организации, долгосрочных банковских кредитов, бюджетных кредитов и инвестиций, поступлений от размещения на финансовом рынке акций, поступлений от размещения долгосрочных ценных бумаг. Банковский кредит не является главным источником для инвестиций в основной капитал, так как кредитным организациям, выдающим долгосрочные кредиты, для поддержания ликвидности необходимо иметь такие же по срокам и суммам пассивы. Ограниченность бюджетных средств также не позволяет рассматривать поступления бюджетных средств как важный источник капитальных вложений, В силу незначительной емкости российского финансового рынка лишь небольшое количество коммерческих организаций может привлекать финансовые ресурсы для капитальных вложений на финансовом рынке. Кроме того, дополнительная эмиссия акций чревата опасностью, потерять контроль над управлением организацией. Следовательно, среди источников капитальных вложений основными в настоящее время для российских коммерческих организаций являются прибыль и амортизация.

Кроме расширенного воспроизводства основных фондов часть прибыли организации может быть направлена на расширение оборотных фондов - закупку дополнительного сырья, материалов. Для этой цели могут также привлекаться краткосрочные банковские кредиты, использоваться средства, поступающие в порядке перераспределения от основной ("материнской") компании, и т.д.

Большое значение для развития бизнеса имеет участие коммерческой организации в научных исследованиях. Опыт зарубежных стран показывает, что организации, осуществляющие инновации, менее подвержены риску банкротства и обеспечивают высокий уровень рентабельности. Следовательно, часть прибыли коммерческой организации, а также средства, поступившие в порядке целевого финансирования (например, бюджетные средства), могут быть предназначены для осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Как уже было отмечено, отчисления от прибыли могут направляться в отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР.

Прибыль как денежный доход коммерческой организации подлежит налогообложению. Для определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организации доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы уменьшаются на соответствующие произведенные расходы. В налогооблагаемый доход включаются только доходы, принимаемые в целях налогообложения. Не подлежат налогообложению доходы, не учитываемые при определении налоговой базы (например, поступления в виде целевого финансирования). Аналогичным образом расходы делятся на: а) уменьшающие налоговую базу и б) осуществляемые из прибыли, остающейся в распоряжении организации. В настоящее время предусмотрена возможность переноса убытков на будущие периоды. Таким образом, на практике возможна ситуация, когда при наличии прибыли коммерческой организации по данным финансовой отчетности у нее может не быть налогооблагаемой прибыли по данным налогового учета.

Для дальнейших накоплений коммерческая организация может осуществлять вложения не только в собственное производство, но и в другие активы. Такими активами могут быть доли в уставных капиталах других организаций (в том числе акции других эмитентов); долговые ценные бумаги (облигации, векселя, в том числе государственные и муниципальные ценные бумаги); банковские депозиты; передача денежных средств другим организациям на основе договоров займа; приобретение имущества для дальнейшей передачи его в лизинг и др. Названные вложения могут быть разными по срокам: от нескольких часов (такие услуги предлагают банки для краткосрочных вложений) до нескольких лет. Структура вложений по срокам определяется структурой обязательств организации по срокам, при этом нельзя размешать ресурсы в долгосрочные активы, имея краткосрочные обязательства. Основными принципами размещения временно свободных финансовых ресурсов являются ликвидность активов (они в любой момент легко должны превращаться в платежные средства) и диверсификация (в рыночных условиях непредсказуемости вложений тем больше вероятность сохранения средств, чем больше набор активов, в которые осуществляются вложения).

Одно из главных отличий коммерческих организаций от некоммерческих состоит в том, что полученная прибыль коммерческих организаций распределяется между собственниками этой организации. Акционерные общества выплачивают дивиденды владельцам простых и привилегированных акций; товарищества, общества с ограниченной ответственностью распределяют прибыль соответственно с долей участия в уставном (складском) капитале. Прибыль унитарных предприятий, если собственником не принято другое решение, может поступать в виде неналоговых доходов в соответствующий бюджет. Размер и регулярность выплат дивидендов по акциям и приравненных к ним платежей наряду с другими факторами определяют инвестиционную привлекательность коммерческой организации.

Финансовые ресурсы коммерческой организации могут быть источником расходов, связанных со стимулированием работников и поддержкой членов их семей. За счет прибыли многие организации в настоящее время не только выплачивают премии работникам, но и оплачивают расходы на образование, здравоохранение, услуги, связанные с оздоровлением (тренажерные залы, санатории-профилактории и пр), приобретают жилье; осуществляют доплаты к государственным пособиям на детей; заключают договоры добровольного медицинского страхо вания сотрудников и членов их семей, дополнительного пенсионного обеспечения. Так, среди негосударственных пенсионных фондов наибольший удельный вес по размерам пенсионных резервов и дополнительной пенсии занимают так называемые корпоративные фонды, созданные коммерческой организацией или связанными между собой коммерческими организациями.

Финансовые ресурсы организаций (прибыль, поступления) в настоящее время используются также на благотворительные цели. Средства передаются детским домам, интернатам, учреждениям здравоохранения, непосредственно отдельным гражданам, а также осуществляется поддержка учреждений культуры, искусства, науки и образования. Учитывая основную цель деятельности коммерческих организаций - извлечение максимальной прибыли, такое направление использования финансовых ресурсов не может быть масштабным. Тем не менее, многие учреждения социального обслуживания, театры, музеи, учебные заведения получают средства от крупных коммерческих организаций.

1.4 Особенности финансовых отношений кредитных и страховых коммерческих организаций

Кредитная сфера охватывает часть денежных отношений, характеризующуюся самостоятельным движением денег, когда деньги "меняют" владельца (Д - Д). При этом в кредитной сфере, происходит движение временно свободных денежных средств на возвратных и платных началах. Для обслуживания этой специфической группы денежных отношений формируются особые организационно-экономические структуры - кредитные организации, которые осуществляют операции на денежном рынке.

Кредитная организация представляет собой юридическое лицо, которое на основе специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ осуществляет денежные операции с целью извлечения прибыли. Кредитные организации относятся к коммерческим организациям, образуются на основе различных форм собственности и функционируют либо как банк, либо как небанковская кредитная организация Небанковская кредитная организация выполняет лишь отдельные банковские операции, так как не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к банковским учреждениям по достаточности капитала..

Кредитные организации выполняют:

операции, присущие любой коммерческой организации;

специфические операции, связанные с обслуживанием денежного оборота, осуществлением операций на финансовом рынке, таких как расчетно-кассовые, депозитные, ссудные, учетные, эмиссионные и др. В частности, к этим операциям относятся: привлечение и размещение денежных средств юридических и физических лиц; открытие и ведение счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетов по поручению клиентов; кассовое обслуживание клиентов, предоставление сейфов для хранения документов и ценностей; операции с иностранными валютами, драгоценными металлами и ценными бумагами; доверительное управление средствами клиентов; выдача гарантий и поручительств за третьих лиц; консультационное обслуживание; лизинговые, факторинговые, форфейтинговые и другие операции в соответствии с действующим законодательством.

На этой основе у кредитных организаций возникают следующие группы финансовых отношений:

денежные отношения, характерные для коммерческих организаций: отношения с потребителями банковских услуг, что является основой формирования финансовых ресурсов кредитных организаций; отношения, связанные с уплатой налогов и сборов в бюджеты разного уровня и государственные внебюджетные фонды; отношения внутри кредитных организаций, а также кредитных организаций с другими субъектами хозяйствования, которые опосредуют процесс использования финансовых ресурсов кредитных организаций; «Финансы» под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной стр. 193.


денежные отношения, обусловленные спецификой деятельности кредитных организаций в области денежного оборота: кредитные организации перечисляют налоги и обязательные платежи в бюджеты разного уровня и государственные внебюджетные фонды по поручению клиентов, осуществляют расчетно-кассовое обслуживание исполнения бюджетов, выступают дилерами при размещении государственных и муниципальных ценных бумаг. Кроме того, банки открывают и обслуживают текущие счета органов, осуществляющих исполнение бюджетов (федерального бюджета, региональных, местных, государственных внебюджетных фондов); коммерческих организаций, получающих средства из бюджета, а также бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета (последних - при неказначейской системе исполнения бюджета). Эти финансовые операции могут выполняться как на платных, так и на бесплатных началах, что регулируется условиями договоров, заключаемых кредитной организацией с клиентами, и тарифами на расчетно-кассовое обслуживание.

Финансы кредитных организаций - это совокупность денежных перераспределительных отношений, связанных с формированием и использованием доходов, накоплений на основе оказания услуг, опосредующих процесс движения денежных средств в национальном хозяйстве.

Деятельность кредитных организаций характеризуется двойственностью. С одной стороны, она ориентирована на извлечение прибыли, так как эти организации являются коммерческими: денежные средства клиентам предоставляются в виде ссуд; услуги по расчетно-кассовому, консультационному обслуживанию, управлению средствами, портфелями ценных бумаг клиентов и т.д. являются платными. С другой стороны, деятельность кредитных организаций направлена на обслуживание наличного и безналичного оборота денежных средств в экономике, т.е. предполагает обеспечение стабильности денежного оборота в стране, своевременности расчетов, сохранности средств клиентов и может рассматриваться как имеющая макроэкономическое значение.

Такая двойственность обусловливает следующие особенности финансов кредитных организаций:

высокую степень государственной регламентации не только операций, осуществляемых кредитными организациями, но и процессов формирования и использования ими финансовых ресурсов, что выражается в установлении Центральным банком РФ значений экономических нормативов, регулирующих размер собственных средств, устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса кредитных организаций;

перераспределительный характер, так как кредитные организации опосредуют процесс перераспределения финансовых ресурсов как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях. При этом денежные доходы, накопления, поступления у кредитных организаций формируются в процессе осуществления операций с финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц, накоплениями населения, т.е. путем перераспределения финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования, а также средств населения. Кроме того, финансовые ресурсы кредитных организаций активно используются ими для операций на финансовом рынке и также перераспределяются;

создание и функционирование системы резервов с целью обеспечения устойчивости и кредитных организаций, и кредитной системы страны, так как именно в кредитных организациях хранятся все денежные средства юридических лиц, государства, сбережения граждан и кризис в данной сфере деятельности может привести к негативным последствиям в национальном хозяйстве, вплоть до остановки производства и социальных взрывов. В частности, формируются резервный фонд, резерв на возможные потери по ссудам, резерв под обесценение ценных бумаг. Кроме того, часть денежных средств, принадлежащих коммерческим банкам, резервируется в Центральном банке РФ путем перечисления в фонд для регулирования кредитных ресурсов банковской системы и в фонд для регулирования кредитных ресурсов банковской системы по счетам в иностранной валюте.

Финансы кредитных организаций базируются на следующих принципах:

1. свободное распоряжение собственными денежными средствами в рамках, установленных действующим законодательством;

2. стремление к получению прибыли, т.е. при прочих равных условиях отдается предпочтение операциям с максимальной доходностью;

3. уклонение от риска, т.е. при прочих равных условиях преимущество имеют операции с минимальным риском;

4. предпочтение устойчивой и эффективной деятельности на длительную перспективу краткосрочным (локальным) результатам;

5. обязательное соблюдение установленных государством законодательных норм, экономических нормативов и других правил, регулирующих деятельность, ликвидность, финансовую устойчивость кредитных организаций.

Основой кредита является ссудный фонд. Ссудный фонд - денежный фонд банка, кредитной организации, образующий кредитные ресурсы; это временно свободные денежные средства, аккумулированные для целей кредитования. Источники ссудного фонда - средства населения, предприятий, государства. Кредит осуществляется в форме движения ссудного фонда.

Существенная взаимосвязь проявляется между финансовыми фондами коммерческих предприятий и ссудным фондом. Эти две категории однотипны, у них есть ряд общих черт, что свидетельствует об их близости. Вместе с тем, это самостоятельные категории, между ними существует много различий, что проявляется в характере их функционирования. Кредитные ресурсы предоставляются заемщиками на определенный срок с обязательным возвратом и уплатой процента за пользование заемными средствами. Финансовые же ресурсы могут предоставляться бесплатно и без предварительной оговорки условий их возврата. В то же время наличие общих черт у финансов и кредита обуславливает их тесную взаимосвязь и взаимодействие в процессе распределения ресурсов. Так, при недостатке собственных финансовых ресурсов у предприятий, они обращаются к банковскому кредиту. В то же время высвобождающиеся на определенный срок финансовые ресурсы хранятся на счетах в банках и служат одним из источников ссудного фонда.

Помимо кредитных коммерческих организаций в сфере перераспределительных отношений функционируют также страховые организации.

Рассмотрим особенности финансовых отношений страховых коммерческих организаций. Согласно законодательству Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 ст. 2 (в ред. Феде-рального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) «Об организации стра-хового дела в Российской Федерации»., страхование представляет собой отношения по защите интересов физических и юридических лиц РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Таким образом, страхование предполагает: необходимость формирования денежных фондов, за счет которых осуществляются страховые выплаты; перераспределение средств страховых фондов между субъектами страховых отношений; вероятностный характер страховых выплат. Социально-экономическая значимость страхования как деятельности, связанной с материальным возмещением ущерба или осуществлением иных, предусмотренных законодательством или страховым договором выплат, обусловливает то внимание, которое общество придает регулированию их деятельности.

Страховые организации являются юридическими лицами, осуществляющими страховую деятельность в соответствии с действующим законодательством. Они могут создаваться в форме как коммерческих, так и некоммерческих организаций. Страховые организации, созданные в форме коммерческих организаций, подвергаются предварительному контролю при входе на рынок в процессе лицензирования. Законодательно определены минимальный размер уставного капитала страховой организации Согласно п. 3 ст. 25 Закона РФ от 57.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» минимальный размер уставного капитала определяется путем умножения его базового размера (30,0 млн руб.) на коэффициент, дифференцированный в зависимости от объекта страхования., возможные направления инвестирования активов, национальный орган страхового надзора контролирует платежеспособность страховщика. Отчетность страховой организации должна быть подтверждена аудитором и опубликована в части финансового результата.

Финансам страховых организаций присущи наряду с общими для коммерческих и некоммерческих организаций принципами организации финансов специфические признаки, обусловленные проявлением сущности страхования:

1. Страховая организация как субъект рынка работает в условиях так называемого "двойного риска": наряду с тем, который она приняла на себя от страхователей по договору, она несет собственный бизнес-риск, связанный в основном с инвестиционной деятельностью. При реализации этих групп рисков - страхового и инвестиционного - используются различные источники компенсации убытков.

Для того чтобы обеспечить выполнение обязательств по договорам, страховая организация формирует развернутую систему страховых резервов Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, тем страхование жизни. Утверждены приказом Минфина РФ от 11.06.2002 № 51н (в редакции приказа Минфина РФ от 23.1О.2О03 № 54н)., потребность в которой обусловлена неравномерностью распределения риска во времени (чередование благоприятных и неблагоприятных периодов).

Инвестиционный риск страховой организации гарантируется ее свободными активами, значительную часть которых составляют собственные средства. В связи с этим объем собственных средств страховой организации приобретает особое значение:

согласно требованиям Федеральной службы страхового надзора страховая организация может принять на ответственность риск по одному договору не более 10% от объема собственных средств;

величина свободных активов страховой организации в значительной мере определяет ее платежеспособность.

2. Между моментом поступления страховой премии (платы за страховую услугу) и страховой выплатой может проходить значительный промежуток времени (в личном страховании - десятилетия), в связи с чем, страховая организация получает возможность инвестировать аккумулированную премию, получая инвестиционный доход. В странах с развитой рыночной экономикой страховые организации являются крупнейшими институциональными инвесторами, а роль страховщика в формировании инвестиционного капитала страны не менее актуальна, чем страховая защита.

3. Существуют особенности в источниках средств и структуре финансовых ресурсов страховой организации:

специфическим источником средств страховой организации является страховая премия, которая поступает по договору и является привлеченными средствами;

в структуре финансовых ресурсов страховой организации имеют значительный удельный вес страховые резервы.

4. Следствием большой социальной значимости страхования жизни является запрет на проведение одной и той же страховой организацией операций по страхованию жизни и иным видам страхования в странах с развитой рыночной экономикой. Цель такого запрета - обеспечение финансовой устойчивости операций по страхованию жизни, защита интересов страхователя. Экономическим обоснованием такого разделения являются специфическая динамика риска, долгосрочный характер обязательств в страховании жизни, особые методики расчета резервов, иные требования к платежеспособности.

5. Страховая организация - одна из немногих участников рынка, осуществляющих предупредительную деятельность, в силу заинтересованности в снижении частоты наступления неблагоприятных событий и тяжести их последствий. Наряду со страховыми резервами она может формировать резерв предупредительных мероприятий, средства которого используются в целях предотвращения наступления неблагоприятных событий.

Учитывая интенсивность денежных потоков страховой организации, в том числе обусловленных внутренним перераспределением средств, в зарубежном страховании часто используется понятие финансового потенциала страховой организации, означающего объем средств, который может быть в конкретный момент времени использован на страховую защиту.

Рассмотрим понятие страхового фонда, как элемента экономических отношений страховых организаций.

В страховом фонде находит свое отражение экономическая категория страховой защиты, реализуются личные и коллективные интересы участников экономической деятельности, а также определяются экономические и социальные аспекты их жизнедеятельности.

Страховой фонд - это совокупность материальных или денежных средств, которые предназначены для обеспечения расширенного воспроизводства при наступлении стихийных бедствий и других чрезвычайных событий.

Различают резервный (централизованный) страховой фонд, фонд самострахования и страховой фонд страховщика. http:/strahrus. ru/ Страхование сегодня - «Страховой фонд и его формы» Резервный (централизованный) страховой фонд - это фонд, который формируется за счет общегосударственных ресурсов и предназначен для возмещения ущерба и устранения последствий различных стихийных бедствий и катастроф, которые влекут за собой большие разрушения и человеческие жертвы. Централизованный страховой фонд может быть представлен как в натуральной (запасы продукции, товаров, продовольствия, топлива и т.д.), так и денежной (финансовые резервы) форме.

Фонд самострахования - это организационно обособленный фонд, представленный в денежной форме или в виде натуральных запасов хозяйствующего субъекта. Так как в условиях рынка постоянно меняются цены на приобретаемые ресурсы, производимую продукцию, условия получения банковских ссуд и другие факторы хозяйственной деятельности, то предприятия через фонд самострахования стараются обеспечить себе стабильное развитие и возможность работы без финансовых и производственных срывов.

В сельском хозяйстве с помощью фонда самострахования формируются семенной, фуражный и другие натуральные фонды. «Страхование» учебник для вузов В. В. Шахов стр. 11 Страховой фонд страховщика - это фонд, создаваемый за счет большого круга его участников (предприятий, организаций, учреждений, а также отдельных граждан), которые выступают в качестве страхователей. Он представлен в денежной форме. Так как страховые взносы уплачиваются каждым страхователем обособленно, то формирование страхового фонда страховщика происходит децентрализовано. Средства этого фонда расходуются на конкретные цели, такие как возмещение ущерба и выплата страховых сумм в соответствии с условиями страхования.

Состав страховых резервов, определяемый российским законодательством, представлен на рис.2. «Финансы» учебник под ред. В.В. Ковалева, 2-е изд. стр. 454

Рис.2. Состав страховых резервов.

Взаимосвязь страхового фонда с системой финансовых фондов коммерческих предприятий проявляется в следующем: страховой фонд формируется на базе денежных средств страхователей (в том числе коммерческих организаций), поступивших в форме страховых премий. Эти средства лишь временно, на период действия договоров страхования, находятся в распоряжении страховой организации, после чего используются на страховые выплаты, преобразуются в доходную базу (при условии безубыточного прохождения договоров) либо возвращаются страхователем в части, предусмотренной условиями договора. Страхование и коммерческая деятельность тесно взаимосвязаны. «Страхование» учебник для вузов В. В. Шахов стр. 15Для коммерческой деятельности характерны организационно-хозяйственное новаторство, поиск новых, более эффективных способов использования ресурсов, гибкость, готовность идти на риск. При этом возникают определенные страховые интересы, обусловленные природой коммерческой деятельности. Эти страховые интересы, закрепленные в соответствующих договорах страхования, ориентируют коммерческие организации на овладение перспективными формами развития, на поиск новых сфер приложения капитала.

Обобщая все вышеизложенное, хочется отметить следующее: финансы коммерческих организаций являются основным звеном финансовой системы, так как охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода в стоимостном выражении. Все принципы организации финансов на предприятии находятся в постоянном развитии, и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы соответствующие состоянию производительных сил и производственных отношений в обществе.

Совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений коммерческой организации, используемых для обеспечения ее деятельности, образует финансовые ресурсы организации. Финансовые ресурсы организации начинают свое формирование уже на стадии создания организации в виде образования уставного (складочного) капитала. Источники финансовых ресурсов в процессе функционирования коммерческой организации составляют: выручка от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, внереализационные доходы, участие на финансовом рынке как заемщика и эмитента, средства из бюджетов.

Составными частями категории финансов являются экономические категории страхования и кредитования. Кредитные и страховые коммерческие организации действуют главным образом в сфере перераспределительных отношений. Кредит как экономическая категория представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости (в денежной форме). Это движение предполагает передачу денежных средств - ссуды на время, причем за ссудополучателем сохраняется право собственности. Страхование - совокупность экономических отношений, возникающих на основе перераспределения финансовых ресурсов во времени и пространстве, по поводу формирования и использования страхового фонда для возмещения вероятного ущерба, нанесенного экономическим субъектам в результате непредвиденных неблагоприятных событий.

2. Исследование выручки от реализации продукции на примере ТК "Глобус"

2.1 Исследование факторов, влияющих на выручку на розничных торговых точках

В рамках темы "Финансы коммерческих организаций" хочется рассмотреть такой экономический показатель, как выручка от реализации продукции, который, несомненно, влияет на всю финансовую деятельность организации, имеющей основную цель - извлечение максимальной прибыли.

Проведем исследование на базе торговой компании "Глобус" В целях сохранения коммерческой тайны название компании изменено. Компания занимается продажей канцелярской продукции, а также фото - и электротоваров. В рамках организации функционируют несколько торговых точек: 2 оптовые и 4 розничные. Цель исследования проанализировать выручку на розничных отделах, выявить факторы, влияющие на нее и насколько сильно это влияние. В конечном итоге следует разработать меры и предложения, которые позволят увеличить прибыль. Исследование проводится с помощью регрессионного анализа и пакета "Анализ данных" MS Excel.

По данным о деятельности розничных торговых точек выявим зависимость между объемом выручки (Y, руб.) и следующими факторами:

Х1 - объем поставок товара в руб.,

Х2 - месторасположение торговой точки, (принимает значение от 1 до 4, т.к рассматриваются 4 торговые точки).

Х3 - сумма сделанных скидок за месяц, в руб.,

Х4 - количество поставок товара за месяц.

Данные по торговым точкам, используемые для исследования, представлены в таблице 1:

Таблица 1. Исходные данные по торговым точкам.

Y

X1

X2

X3

X4

102364,00

59995,50

1

143,50

20,00

96962,70

78911,50

1

176,00

20,00

87256,00

89252,00

1

126,00

19,00

86905,50

84063,00

1

178,50

19,00

75812,00

68034,00

1

41,00

18,00

85596,00

117478,50

1

190,00

19,00

100519,50

108500,10

1

124,00

21,00

114734, 20

140057,50

1

168,00

21,00

103026,40

105884,12

1

249,00

21,00

100653,26

91133,50

1

167,00

21,00

83384,04

76010,50

1

72,00

18,00

99026,50

111349,50

1

126,50

20,00

89057,00

55669,50

1

35,50

18,00

82434,00

88863,05

1

46,00

18,00

74858,50

72948,80

1

12,50

18,00

64077,50

52093,00

1

14,50

18,00

69494,00

71604,00

1

57,50

18,00

75031,50

88906,00

1

30,00

17,00

61601,50

50377,00

1

27,00

15,00

74741,50

85839,50

1

61,50

12,00

76824,00

65233,50

1

68,50

12,00

92750,50

72263,50

2

312,00

20,00

67791,00

91202,50

2

78,00

18,00

70836,00

57714,00

2

44,00

19,00

57861,00

50438,00

2

38,00

17,00

57747,00

60933,00

2

17,50

17,00

55003,90

57478,00

2

41,00

17,00

60054,00

79254,00

2

25,00

17,00

85000,00

85685,80

2

98,50

18,00

82698,40

95282,60

2

79,50

18,00

81467,00

133136,00

2

56,50

18,00

68792,50

53921,50

2

16,50

17,00

126211,00

149622,50

2

216,00

20,00

93573,00

89051,31

2

142,00

20,00

68509,00

79041,50

2

140,00

17,00

71628,50

66994,00

2

163,00

18,00

62164,50

52024,80

2

230,50

18,00

63127,00

72408,00

2

112,00

17,00

50887,50

43826,50

2

64,00

17,00

60248,50

75014,00

2

223,50

18,00

70628,50

72757,40

2

176,00

17,00

75539,50

69055,00

2

87,50

18,00

76494,00

41219,40

3

81,00

18,00

60059,50

68353,50

3

52,00

18,00

67881,00

52353,00

3

21,00

18,00

47391,50

48506,50

3

16,50

17,00

40226,39

38553,50

3

43,50

17,00

43166,60

51911,00

3

12,00

17,00

61619,50

77464,00

3

52,00

18,00

64755,60

71349, 20

3

24,50

18,00

63976,60

66675,00

3

47,50

18,00

57035,00

52513,50

3

65,00

17,00

61488,00

53609,00

3

86,50

18,00

90669,00

104683,90

3

115,00

20,00

79640,00

71950,50

3

35,50

18,00

64474,50

58566,00

3

48,00

18,00

63966, 20

59867,00

3

32,00

18,00

52189,00

59457,00

3

14,50

17,00

45985,70

55080,00

3

13,00

17,00

51698,50

43661,50

3

24,00

17,00

48724,50

47630, 20

3

51,00

16,00

57866,10

56107,50

3

46,50

16,00

57793,00

62673,50

3

18,00

16,00

123293,00

96632,10

4

210,00

20,00

120650,50

114954,50

4

235,00

20,00

95073,50

79664,80

4

98,50

19,00

85194,50

92681,50

4

127,00

19,00

84061,50

83853,50

4

91,50

19,00

84225,10

77924,00

4

86,00

18,00

98471,40

158445,30

4

134,00

18,00

119031, 20

133980,50

4

82,00

20,00

115663,43

133856,00

4

112,00

20,00

110282,50

135853,00

4

137,00

20,00

88586,50

38233,00

4

72,00

18,00

140180,50

150144,00

4

196,00

20,00

105312,50

81414,00

4

121,00

20,00

105082,90

78878,80

4

111,00

20,00

107499,72

119432,17

4

125,00

20,00

88912,97

81495,60

4

92,00

19,00

84021,00

92039,05

4

64,50

18,00

98631,00

92077,00

4

134,00

18,00

102983,00

111521,35

4

256,50

19,00

113964,60

133875,60

4

137,00

17,00

112715,50

109188,00

4

100,00

20,00

Построим уравнение регрессии, характеризующее зависимость выручки от всех факторов.

Воспользуемся пакетом Анализ данных "Регрессия" MS Excel и представим результаты на рисунке 3:

Рис.3. Регрессионная статистика.

Составим линейное уравнение регрессии:

(1)

- Y-пересечение. Подставляем значение и коэффициентов в формулу.

Уравнение регрессии, характеризующее зависимость выручки от всех факторов:

y = - 29145, 2+0,418+1347, 6+64, 46+3640, 5.

Оценим значимость полученного уравнения. Проверку значимости уравнения регрессии произведем на основе вычисления F-критерия Фишера:

= 60,44

, при доверительной вероятности 0,95.

Табличное значение F-критерия можно найти с помощью функции FРАСПОБР.

=2,49

>,

следовательно, уравнение регрессии следует признать адекватным.

Оценим с помощью t-критерия Стьюдента факторы, значимо воздействующие на формирование выручки торговых точек в этой модели.

Табличное значение t-критерия при 5% уровне значимости и степенях свободы 79 находим с помощью функции СТЬЮДРАСПОБР.

= 1,99

= 7,88

= 1,2

= 2,8

= 3,8

Сравним расчетные и табличные значения, если то коэффициент значимый.

>, >, >

Значит факторы: объем поставок товара в руб., количество поставок за месяц, сумма сделанных скидок за месяц существенны (значимы).

Построим модель формирования выручки за счет значимых факторов. Исходные данные для построения модели формирования выручки за счет значимых факторов представим в таблице 2.

Таблица 2. Исходные данные для построения модели формирования выручки за счет значимых факторов.

Y

X1

X3

X4

102364

59995,5

143,5

20

96962,7

78911,5

176

20

87256

89252

126

19

86905,5

84063

178,5

19

75812

68034

41

18

85596

117478,5

190

19

100519,5

108500,1

124

21

114734,2

140057,5

168

21

103026,4

105884,12

249

21

100653,26

91133,5

167

21

83384,04

76010,5

72

18

99026,5

111349,5

126,5

20

89057

55669,5

35,5

18

82434

88863,05

46

18

74858,5

72948,8

12,5

18

64077,5

52093

14,5

18

69494

71604

57,5

18

75031,5

88906

30

17

61601,5

50377

27

15

74741,5

85839,5

61,5

12

76824

65233,5

68,5

12

92750,5

72263,5

312

20

67791

91202,5

78

18

70836

57714

44

19

57861

38

17

57747

60933

17,5

17

55003,9

57478

41

17

60054

79254

25

17

85000

85685,8

98,5

18

82698,4

95282,6

79,5

18

81467

133136

56,5

18

68792,5

53921,5

16,5

17

126211

149622,5

216

20

93573

89051,31

142

20

68509

79041,5

140

17

71628,5

66994

163

18

62164,5

52024,8

230,5

18

63127

72408

112

17

50887,5

43826,5

64

17

60248,5

75014

223,5

18

70628,5

72757,4

176

17

75539,5

69055

87,5

18

76494

41219,4

81

18

60059,5

68353,5

52

18

67881

52353

21

18

47391,5

48506,5

16,5

17

40226,39

38553,5

43,5

17

43166,6

51911

12

17

61619,5

77464

52

18

64755,6

71349,2

24,5

18

63976,6

66675

47,5

18

57035

52513,5

65

17

61488

53609

86,5

18

90669

104683,9

115

20

79640

71950,5

35,5

18

64474,5

58566

48

18

63966,2

59867

32

18

52189

59457

14,5

17

45985,7

55080

13

17

51698,5

43661,5

24

17

48724,5

47630,2

51

16

57866,1

56107,5

46,5

16

57793

62673,5

18

16

123293

96632,1

210

20

120650,5

114954,5

235

20

95073,5

79664,8

98,5

19

85194,5

92681,5

127

19

84061,5

83853,5

91,5

19

84225,1

77924

86

18

98471,4

158445,3

134

18

119031,2

133980,5

82

20

115663,43

133856

112

20

110282,5

135853

137

20

88586,5

38233

72

18

140180,5

150144

196

20

105312,5

81414

121

20

105082,9

78878,8

111

20

107499,72

119432,17

125

20

88912,97

81495,6

92

19

84021

92039,05

64,5

18

98631

92077

134

18

102983

111521,35

256,5

19

113964,6

133875,6

137

17

112715,5

109188

100

20

Воспользуемся пакетом Анализ данных "Регрессия" MS Excel, результаты представим на рис.4.

Рис.4 Регрессионная статистика.

Составим линейное уравнение регрессии по формуле (1),

-

уравнение регрессии, характеризующее зависимость выручки от значимых факторов.

Дадим экономическую интерпретацию коэффициентов модели регрессии. Коэффициент регрессии при факторе "объем поставок за месяц" составляет 0,427 и обозначает, что при увеличении фактора "объем поставок за месяц" на 1руб., выручка увеличивается на 0,43 руб.

Для непосредственной оценки влияния факторов на зависимую переменную вычислим коэффициент эластичности для фактора "объем поставок за месяц".

Рассчитаем среднее значение и с помощью функции "СРЗНАЧ" MS Excel.

=81043,3

=80569,225

(%)

Следовательно, при изменении фактора объем поставок товара на 1%, выручка меняется на 0,433%.

Коэффициент регрессии при факторе "сумма скидок за месяц" составляет 61, 36 и обозначает, что при увеличении фактора "сумма скидок за месяц" на 1руб., выручка увеличивается на 61, 36 руб.

Для непосредственной оценки влияния факторов на зависимую переменную вычислим коэффициент эластичности для фактора "сумма скидок за месяц".

Рассчитаем среднее значение и с помощью функции "СРЗНАЧ" MS Excel.

=81043,3

=80569,225

(%)

Следовательно, при изменении фактора скидок на 1%, выручка меняется на 0,073%.

Коэффициент регрессии при факторе "количество поставок за месяц" составляет 3776,40 и обозначает, что при увеличении фактора "количество поставок за месяц" на 1, выручка увеличивается на 3776,40 руб.

=18, 19

=80569,225

(%)

Значит, при изменении фактора "количество поставок за месяц" на 1%, выручка меняется на 0,85%.

Для оценки качества модели рассмотрим коэффициент детерминации. Коэффициент . Следовательно, 73% вариации зависимой переменной учтено в модели и обусловлено влиянием включенных факторов. Чем ближе значение коэффициента детерминации к 1, тем лучше качество модели.

Проверку значимости уравнения регрессии проведем с помощью критерия Фишера. = 79,65.

,

при доверительной вероятности 0,95.

Табличное значение F-критерия можно найти с помощью функции FРАСПОБР

= 2,78

>,

следовательно, уравнение регрессии следует признать адекватным.

2.2 Анализ полученных результатов и предложения по увеличению выручки на торговых точках

Итак, на основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы: на объем выручки торговых точек значимо влияют факторы (из тех, что мы брали к рассмотрению): объем поставок товара, количество поставок, а также сумма скидок. Объем выручек на торговых точках, как показало исследование, не зависит от их месторасположения. Возможно, это связано с тем, что они расположены в спальных районах города, находятся примерно в одинаковых условиях и количество посетителей на них примерно одинаковое. Таким образом, существующая разница в выручке не объясняется их месторасположением, а образуется за счет других факторов.

Объем поставок товара, безусловно, влияет на выручку, но количество поставок является наиболее значимым фактором. И это, действительно, объяснимо на практике. Так как розничные отделы находятся, повторюсь, в спальных районах, наши основные клиенты являются постоянными. Поэтому если сегодня у нас нет нужного товара, мы имеем возможность заказать его и удовлетворить потребность покупателя завтра. В большинстве случаев ему гораздо удобнее прийти к нам на следующий день, нежели искать этот товар в других местах, не имея гарантии, в том, что его потребность будет удовлетворена. Регулярные поставки требуемого товара помогают быстрее удовлетворять спрос и тем самым увеличивать выручку.

Влияние скидок также объяснимо, так как если покупатель приходит в магазин около своего дома и получает там скидку, то в большинстве случаев он вернется, и будет покупать именно у нас, а не в магазине через дорогу. В условиях жесткой конкуренции и сложной рыночной ситуации только качество и быстрота обслуживания может приносить компании доход. Таким образом, для увеличения выручки на торговых точках следует разработать рекомендации, именно по качеству обслуживания, по тому, как быстро реагировать на спрос, должна быть продумана программа привлечения и поощрения покупателя, направленная на длительные отношения, способствующие взаимной выгоде.

Заключение

В данной курсовой работе рассмотрено понятие финансов коммерческих предприятий, принципы, особенности, механизм их функционирования. Рассмотрены теоретические основы образования финансовых ресурсов предприятий, источники их формирования и направления использования.

Рассмотрены также основные виды и принципы финансовых отношений возникающих между коммерческой организацией и различными контрагентами, как внутри, так и вне организации.

Финансы коммерческих предприятий имеют различные особенности в зависимости от организационно-правовых и отраслевых факторов. Например, финансовые отношения в кредитных и страховых организациях имеют свой ряд особенностей, который мы рассмотрели в параграфе 1.4

Таким образом, в первой главе курсовой работы были рассмотрены теоретические основы функционирования финансов коммерческих предприятий, которые необходимы как для того, чтобы иметь представление о механизме деятельности коммерческих организаций в целом, так и для практического применения этих основ при исследовании финансов коммерческих организации, управления их формированием и использованием.

Во второй главе, был проведен регрессионный анализ выручки от реализации продукции на розничных отделах Торговой Компании "Глобус". Целью проведенного анализа было выявление факторов, влияющих на выручку от реализации продукции. На основе этого анализа будут разработаны меры по созданию благоприятных условий, факторов, способствующих увеличению выручки и, следовательно, в конечном итоге прибыли.

Финансы коммерческих организаций являются основным звеном финансовой системы. Изучение финансов коммерческих организации в условиях рыночной экономики является особенно актуальным. А сложная рыночная ситуация и жесткая конкуренция требуют тщательного анализа финансовых результатов и показателей.

Список литературы

1. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

2. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

3. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 ст.2 (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

4. Закон РФ от 57.11.1992 №4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

5. Приказ Минфина РФ от 11.06.2002 № 51н (в редакции приказа Минфина РФ от 23.1О.2О03 № 54н).

6. Гражданский Кодекс РФ.

7. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. - М-, 2003.2004. - С.578.

8. "Финансы, денежное обращение и кредит" учебник под ред.Г.Б. Поляка 2-е изд. стр.279-283.

9. "Финансы" учебник под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной стр. 171-172.

10. Страхование" учебник для вузов В.В. Шахов стр.11

11. "Финансы" учебник под ред.В. В. Ковалева, 2-е изд. стр.454

12. http: /strahrus.ru/ Страхование сегодня - "Страховой фонд и его формы".

13. http://www.consultant.ru/ Информационно-правовая система "Консультант Плюс".



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Особенности маркетингового комплекса на примере кафе "Монплезир"
Курсовая работа Управление системой распределения продукции (на примере ООО "Электротехмаркет")
Курсовая работа Производство кирпича
Курсовая работа Органы государственного финансового контроля, их роль в управлении финансами
Курсовая работа Организационная структура управления предприятием ресторанно-гостиничного бизнеса и методы ее оптимизации
Курсовая работа Договор купли-продажи: понятие, предмет и содержание
Курсовая работа Амнистия и помилование
Курсовая работа Основы программирования в среде Delphi 7.0
Курсовая работа Учет и анализ доходов и расходов организации
Курсовая работа Курсовая работа по кормопроизводству
Курсовая работа Конкурентоспособность товара
Курсовая работа `Картофельная запеканка `
Курсовая работа Понятие и типы денежных систем. Денежная система Республики Беларусь
Курсовая работа Особенности бюджетного финансирования
Курсовая работа Влияние дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста