Курсовая работа по предмету "Финансы, деньги и налоги"


Структура бюджетной системы Российской Федерации



2

Новосибирский государственный технический университет

Кафедра финансов и налоговой политики

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по финансам

по теме: Структура бюджетной системы Российской Федерации

Вариант №7

Выполнил студент 1 курса

Семьянинова С.В.

группа 702

Факультет ВиЗО ФБ

Проверил: Дементьев Д.В.

Новосибирск - 2008

Содержание

  • 1. Структура бюджетной системы РФ 3
  • 2. Функции бюджета 6
  • 3. Принципы функционирования бюджетной системы РФ 9
  • 4. Участники бюджетного процесса 12
  • Литература 16

1. Структура бюджетной системы РФ

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (областных, окружных, республиканских, краевых), местных бюджетов (городских, районных, сельских, поселковых) и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Консолидированный бюджет РФ (т.е. свод федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ) и бюджеты государственных внебюджетных фондов составляют, так называемый, бюджет расширенного правительства.

2

Рис.1. Структура бюджетной системы РФ.

Показатели доходов и расходов консолидированных бюджетов используются при анализе экономической политики государственной власти и экономического роста территории.

Поскольку Россия является федеративным государством, то бюджетная система РФ имеет многоуровневую структуру (рис.1). В нашем государстве существует несколько уровней публичной власти - федеральный, региональный и местный, каждый из которых действует самостоятельно в пределах закрепленных за ним полномочий. Для исполнения своих функций каждый уровень государственной власти осуществляет расходы и соответственно должен иметь свои доходные источники, поэтому каждый уровень власти имеет свой собственный бюджет.

Федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, из которого финансируются общегосударственные программы. Федеральный бюджет принимается государственной Думой, одобряется Президентом РФ и Советом федерации, за его исполнением следят Федеральное казначейство и Министерство финансов РФ.

Каждый регион (субъект РФ) принимает и исполняет свой собственный бюджет для того, чтобы обеспечить выполнение государственных функций на своей территории. В бюджетном процессе на региональном уровне принимают участие законодательные и исполнительные органы власти региона. В бюджетную систему РФ входят 89 бюджетов субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 1 бюджет автономной области; 10 бюджетов автономных округов и 2 бюджета городов федерального значения.

Кроме федерального и регионального уровней власти на всей территории Российской Федерации в муниципальных образованиях осуществляется местное самоуправление. Муниципальными образованиями в Российской Федерации считаются муниципальные районы (несколько поселений, объединенных общей территорией), городские округа (город, не входящий в состав муниципального района), городские и сельские поселения (так называемый второй уровень местного самоуправления), а также внутригородские территории городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга). Муниципальные образования имеют свои бюджеты, предназначенные для выполнения задач местного самоуправления.

В бюджетной системе РФ вне федерального бюджета субъектов РФ существуют также такие формы образования и расходования денежных средств как для государственные внебюджетные фонды. Государственные внебюджетные фонды созданы для реализации конституционных прав граждан РФ на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации существует три таких фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные фонды).

В соответствии с бюджетным Кодексом первый и второй уровни бюджетной системы РФ включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними происходит передача средств от одного бюджета другому - так называемые межбюджетные трансферты. Межбюджетные отношения отражают структуру взаимоотношений, сложившуюся между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления по вопросам распределения доходов, перераспределения средств между бюджетами.

Важной чертой бюджетной системы бюджетной системы Российской Федерации является ее сильная централизация и то, что роль федерального бюджета в ней очень велика. Это в частности выражается в том, что с его помощью могут финансироваться не только общегосударственные, но и региональные программы, как непосредственно, так и с помощью передачи финансовой помощи бюджетам регионов.

2. Функции бюджета

Бюджет выполняет следующие задачи:

1) Перераспределение национального дохода.

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов.

Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1. Образование доходов бюджета;

2. Использование бюджетных средств (расходы бюджета).

2) Государственное регулирование и стимулирование экономики.

Доходы бюджета - это экономические отношения между государством, с одной Стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами - с другой. Это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

Расходы бюджета - это экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, организациями учреждениями и гражданами - с другой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств.

3) Финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства.

Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны (пример - таб.1).

Российской Федерации на осуществление полномочий по выплате государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений в соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» на 2009-2010 годы.

Таблица 1. Распределение субвенций бюджетам субъектов

Наименование субъекта Российской

Федерации

Плановый период

(сумма тыс. руб)

2009

год

2010 год

Республика Адыгея (Адыгея)

Республика Алтай

Республика Башкортостан

Республика Бурятия

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-БалкарскаяРеспублика

Республика Калмыкия

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Карелия

Республика Коми

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Саха (Якутия)

Республика Северная Осетия-Алания

Республика Татарстан (Татарстан)

Удмуртская Республика

Чувашская Республика - Чувашия

Алтайский край

Краснодарский край

Красноярский край

Пермский край

Приморский край

Ставрополький край

Хабаровский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Брянская область

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Ивановская область

Иркутская область

Калининградская область

Калужская область

Кемеровская область

Кировская область

Костромская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Московская область

Мурманская область

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тюменская область

Ульяновская область

Челябинская область

Читинская область

Ярославская область

Город Москва

Город Санкт-Петербург

Еврейская автономная область

Ханты-Мансийский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

24,0

36,0

142,0

48,0

0,0

48,0

48,0

48,0

48,0

48,0

70,0

24,0

108,0

84,0

70,0

200,0

190,0

12,0

166,0

202,0

112,0

282,0

82,0

46,0

70,0

46,0

48,0

48,0

58,0

46,0

46,0

142,0

178,0

118,0

82,0

82,0

94,0

94,0

190,0

70,0

142,0

70,0

70,0

24,0

356,0

82,0

106,0

46,0

202,0

152,0

178,0

12,0

92,0

58,0

94,0

70,0

156,0

70,0

46,0

334,0

70,0

70,0

36,0

84,0

118,0

94,0

106,0

108,0

82,0

84,0

350,0

294,0

46,0

164,0

12,0

46,0

58,0

132,0

70,0

22,0

48,0

72,0

70,0

60,0

70,0

60,0

24,0

142,0

70,0

60,0

202,0

180,0

34,0

156,0

214,0

176,0

260,0

78,0

58,0

82,0

36,0

70,0

48,0

48,0

58,0

36,0

132,0

164,0

130,0

94,0

72,0

106,0

84,0

202,0

60,0

154,0

82,0

82,0

46,0

378,0

94,0

96,0

58,0

192,0

154,0

190,0

34,0

116,0

70,0

84,0

82,0

178,0

60,0

36,0

344,0

60,0

82,0

58,0

84,0

108,0

106,0

118,0

130,0

72,0

106,0

376,0

308,0

20,0

188,0

12,0

Всего

7650,0

8142,0

4) Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране.

Бюджет фиксирует основные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов.

3. Принципы функционирования бюджетной системы РФ

Функционирование бюджетной системы Российской Федерации основано на следующих основополагающих принципах:

1) Единство бюджетной системы - это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

2) Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Это означает закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3) Самостоятельность бюджетов разных уровней:

1. Право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2. Наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3. Законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

4. Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

5. Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

6. Недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

4) Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Предполагает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме.

Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

5) Сбалансированность бюджета. Каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6) Эффективность и экономность использования бюджетных средств. При составлении и использовании бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

7) Общее покрытие расходов бюджета. Все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

8) Гласность предполагает:

1. Обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

2. Обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти.

9) Достоверность бюджета - это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10) Адресность и целевой характер использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

4. Участники бюджетного процесса

Участниками бюджетного процесса являются:

Президент Российской Федерации,

Органы законодательной (представительной) власти,

Органы исполнительной власти всех уровней,

Финансовые органы,

Органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов,

Органы денежно-кредитного регулирования,

Органы финансового контроля,

Государственные внебюджетные фонды,

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Получателями бюджетных средств являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие организации, а также кредитные организации, выполняющие отдельные операции с бюджетными средствами.

Общая продолжительность одного цикла бюджетного процесса составляет два с половиной года, в том числе около года занимают составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение, год - исполнение бюджета и около полугода - составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Основные процедуры и правила бюджетного процесса:

1. Функции по составлению и исполнению бюджета осуществляют исполнительные органы власти, функции по рассмотрению проекта и утверждению бюджета, а также по контролю за исполнением бюджета - законодательные (представительные) органы власти - Государственная налоговая служба, Государственный таможенный комитет и их органы на местах.

2. Составление проекта бюджета начинается за 10 (5-6 - для местного бюджета) месяцев реализуется методом прогноза на основе фактических поступлений доходов в прошлом году и фактических затрат, указанных в сметах бюджетных организаций.

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами и нормативами, установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления (налоговое законодательство, нормативы отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов иных уровней, объемы финансовой помощи и др.). Составление бюджета основывается на макроэкономических данных:

- прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

- основных направлениях налоговой и бюджетной политики соответствующей территории;

- плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории.

Бюджетная политика РФ на очередной финансовый год определяется в Бюджетном послании Президента РФ.

3. Рассмотрение и постатейное утверждение бюджета должно осуществляться до начала очередного финансового года. Если до начала финансового года закон о бюджете не вступил в силу, то исполнительная власть осуществляет расходование бюджетных средств на цели, определенные законодательством, но не более ј ассигнований предыдущего года в расчете на квартал по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификации. Рассмотрение обычно происходит в 4 чтениях. После утверждения закон подписывается Президентом РФ (губернатором или главой муниципалитета) и публикуется.

4. В РФ действует казначейская система исполнения бюджетов. Органы Федерального Казначейства исполняют бюджеты, контролируя счета бюджетоплательщиков и бюджетополучателей. Органы исполнительной власти обеспечивают организацию и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Бюджеты исполняются на основе принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единичный счет и осуществление всех запланированных расходов с единого счета. Исполнение осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи, которая составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета.

Объемы принятых и исполненных бюджетных обязательств не превышают лимиты бюджетных обязательств. Объем подтвержденных бюджетных обязательств не превышает объем принятых бюджетных обязательств (рис.2).

Рис.2. Исполнение государственного бюджета через органы Федерального казначейства.

5. Отчет об исполнении готовится в течение 5-6 месяцев по окончании финансового года и утверждается законодательной властью. Представленный отчет проверяется Счетной палатой Российской Федерации, которая представляет заключение в Государственную Думу.

Финансовый контроль за поступлением и использованием бюджетных средств может осуществляться на стадиях обсуждения и принятия бюджета, в процессе его исполнения и в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета.

Финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными) Органами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, Федеральным казначейством, Министерством финансов, финансовыми органами субъектов Федерации и муниципальных образований, главными распорядителями бюджетных средств. Для контроля за исполнением федерального бюджета Федеральное Собрание создает Счетную палату. В случае обнаружения нарушений бюджетного законодательства виновные несут ответственность в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.

Литература

1. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / В.К.

2. Сенчагов, А.И. Архипов и др.; под ред.В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 720 с.

3. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2005. - 512с.

4. Федеральная служба статистики: www. fsgs. ru.

5. Казначейство России: www. roskazna. ru.

6. Федеральная налоговая служба: www. nalog. ru.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Педагогическое общение
Курсовая работа Хроническая почечная недостаточность
Курсовая работа Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
Курсовая работа Организация ритмичности работы предприятия
Курсовая работа Оценка условий труда на рабочем месте инженера-электронщика
Курсовая работа Учет и анализ финансовых результатов
Курсовая работа Развитие активного словаря прилагательных средствами дидактических игр у детей с ОНР
Курсовая работа Правовая характеристика договора финансовой аренды (лизинга)
Курсовая работа Показатели экономической эффективности сельскохозяйственного предприятия ЗАО Пахомовский
Курсовая работа Социально-психологические условия формирования структуры ценностных ориентаций старшеклассников
Курсовая работа Денежная система Российской Федерации: специфика и перспективы развития
Курсовая работа Пути повышения производительности труда
Курсовая работа Защита права собственности
Курсовая работа Неоконченное преступление и его виды
Курсовая работа Роль маркетинга в коммерческой деятельности