Федеральное агентство по образованию
Нижегородский государственный университет
им. Н. И. лобачевского
Факультет управления и предпринимательства
Кафедра бухгалтерского учета,
экономического анализа и аудита
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Комплексный экономический анализ»
на тему: «Оценка и анализ эффективности управления финансовыми результатами»
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ОАО «СЕВЕР».
Предметом исследования является процесс управления финансовыми результатами и доходностью ОАО «СЕВЕР».
Основной целью финансового анализа является разработка и принятие обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.
Источниками информации для написания курсовой работы явились различная учебная литература, представленная в списке использованной литературы, а также практическая информация ОАО «СЕВЕР».
1. Финансовые результаты предприятия
1.1 Задачи анализа финансовых результатов
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовых и валютных биржах и т.д.).
Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредсвенно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:
систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получение прибыли;
определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;
выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;
оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;
разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
1.2 Значение и информационное обеспечение анализа финансовых результатов
Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибыли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируемых за счёт государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Анализ финансовых показателей позволяет выявить возможности улучшения финансового положения и по результатам расчётов принять экономически обоснованные решения.
Основными источниками информации анализа финансовых результатов являются данные бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности. Из форм бухгалтерской отчётности используют:
§ Бухгалтерский баланс, форма № 1, где отражаются нераспределённая прибыль или непокрытый убыток отчётного и прошлого периодов (раздел III пассива, счет 84).
§ Отчёт о прибылях и убытках, форма № 2, составляется за год и по внутригодовым периодам. Он является главным источником информации о формировании и использовании прибыли. В нём показаны статьи, формирующие финансовый результат от всех видов деятельности. Отчет о прибылях и убытках составляется по данным счетов: 90, 91, 99 с привлечением записей по некоторым другим счетам, связанным с формированием финансовых результатов. В отчете о прибылях и убытках представлен весь процесс формирования чистой прибыли (убытка) отчетного периода. Кроме этого в отчёте расшифровываются отдельные прибыли и убытки по приводимым статьям.
§ Приложение к бухгалтерскому балансу, форма №5, которая является расшифровкой отдельных статей баланса.
2. Оценка эффективности использования экономического потенциала организации
Основные показатели деятельности организации в динамике представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности организации в динамике (для производственных предприятий)
№ п/п |
Показатели |
2006 год |
2007 год |
Отклонение |
Темп роста, % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
532500 |
562119 |
29619 |
105,56 |
|
2 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
456166 |
551759 |
95593 |
120,96 |
|
3 |
Удельная себестоимость (себестоимость, приходящаяся на 1 рубль выручки), руб./руб. |
0,8566 |
0,9816 |
0,1250 |
114,59 |
|
4 |
Валовая прибыль (маржинальный доход), тыс. руб. |
76334 |
10360 |
-65974 |
13,57 |
|
5 |
Валовая прибыль (маржинальный доход) на 1 рубль выручки, руб./руб. |
0,1434 |
0,0184 |
-0,1250 |
12,83 |
|
6 |
Коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб. |
45824 |
6038 |
-39786 |
13,18 |
|
7 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
30510 |
4322 |
-26188 |
14,17 |
|
8 |
Рентабельность продаж, % |
14,77 |
7,64 |
-7,13 |
51,73 |
|
9 |
Проценты к уплате, тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
|
10 |
Доходы от участия в других организациях, тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
|
11 |
Сальдо операционных доходов и расходов, тыс. руб. |
39170 |
-8910 |
-26188 |
-22,75 |
|
12 |
Сальдо внереализационных доходов и расходов, тыс. руб. |
8988 |
47542 |
38554 |
528,95 |
|
13 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
78668 |
42954 |
-35714 |
54,60 |
|
Вывод: темп прироста выручки от продажи составил 5,56 %, в то время, как темп прироста себестоимости составил 20,96%. Темп роста коммерческих расходов составил 13,18%. Темп роста прибыли от продаж составил 14,17%. Таким образом, темп роста себестоимости растет более высокими темпами, чем темп роста выручки, что ведет к значительному уменьшению прибыли от продаж.
№ п/п |
Показатели |
2006 год |
2007 год |
Отклонение |
Темп изменения в % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
532500 |
562119 |
29619 |
105,56 |
|
2 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
30510 |
4322 |
-26118 |
14,17 |
|
3 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
78668 |
42954 |
-35714 |
54,60 |
|
4 |
Средняя стоимость активов, тыс. руб. |
1842515 |
1838030 |
-4485 |
99,76 |
|
5 |
Средняя стоимость основных средств по первоначальной стоимости, тыс. руб. |
644733,5 |
629630,5 |
-15103 |
97,66 |
|
6 |
Средняя стоимость оборотных средств, тыс. руб. |
1126850 |
1125555 |
-1295 |
99,89 |
|
7 |
Средняя стоимость материально-производственных запасов, тыс. руб. |
490589 |
686799,5 |
196210,5 |
139,99 |
|
8 |
Среднесписочная численность, человек |
923 |
920 |
-3 |
99,67 |
|
9 |
Фондоотдача основных средств, руб./руб. |
0,8259 |
0,8928 |
0,0669 |
108,10 |
|
10 |
Фондоёмкость основных средств, руб./руб. |
1,2108 |
1,1201 |
-0,0907 |
92,51 |
|
11 |
Рентабельность основных средств, % |
12,2016 |
6,8221 |
-5,3795 |
55,91 |
|
12 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, об. |
0,4726 |
0,4994 |
0,0268 |
105,67 |
|
13 |
Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов, об. |
1,0854 |
0,8185 |
-0,2669 |
75,41 |
|
14 |
Коэффициент закрепления оборотных средств, об. |
2,1162 |
2,0023 |
-0,1139 |
94,62 |
|
15 |
Коэффициент закрепления материально-производственных запасов, об. |
0,9213 |
1,2218 |
0,3005 |
132,62 |
|
16 |
Рентабельность оборотных средств, % |
0,0698 |
0,0382 |
-0,0316 |
54,72 |
|
17 |
Рентабельность активов, % |
0,0427 |
0,0234 |
-0,0193 |
54,80 |
|
18 |
Производительность труда, тыс. руб./чел |
576,92 |
611,00 |
34,08 |
105,91 |
|
19 |
Прибыль от продаж на одного работника, тыс. руб./чел. |
33,0553 |
4,6978 |
-28,3575 |
14,21 |
|
Оценка финансовых результатов заключается в выявлении размера и динамики фактических показателей финансовых результатов, принятых в качестве критериев оценки от базисных, а также изучение структуры выручки от продажи и прибыли. Изучение структурной динамики финансовых результатов позволяет решить следующие задачи:
- оценить конкурентные позиции предприятия;
- оценить стратегию управления активами предприятия;
- дать оценку качества хозяйственно-правовой работы предприятия.
Таблица 3
Оценка структурной динамики финансовых результатов.
Показатели |
2006 год |
2007 год |
Отклонение |
Темп роста, % |
||||
Сумма, т. р. |
Структура, % |
Сумма, т. р. |
Структура, % |
Сумма, т. р. |
Структура, % |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1) Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
532500 |
676,9 |
562119 |
1308,7 |
29619 |
631,8 |
105,56 |
|
2)Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
456166 |
579,9 |
551759 |
1284,5 |
95593 |
704,6 |
120,96 |
|
3)Коммерческие расходы |
45824 |
58,2 |
6038 |
14,1 |
39786 |
-44,1 |
13,18 |
|
4)Управленческие расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
5) Прибыль от продаж |
30510 |
38,8 |
4322 |
10,0 |
26188 |
-28,7 |
14,17 |
|
6) Сальдо операционных доходов и расходов в том числе · операционные доходы · операционные расходы |
39170 78787 39617 |
49,8 201,1 101,1 |
-8910 29639 38549 |
-20,7 -332,6 -432,6 |
-48080 -49148 -1068 |
-70,5 -533,7 -533,7 |
22,75 37,62 97,30 |
|
7)Сальдо внереализационных доходов и расходов в том числе -внереализационные доходы -внереализационные расходы |
8988 13583 4595 |
11,4 151,1 51,1 |
47542 65497 17955 |
110,7 137,8 37,8 |
38554 51914 13360 |
99,2 -13,3 -13,3 |
528,95 482,20 390,75 |
|
8) Прибыль до налогообложения |
78668 |
100 |
42954 |
100 |
-35714 |
0 |
54,60 |
|
Вывод: в 2006 году на долю прибыли от реализации приходилось 38,8% прибыли до налогообложения, 49,8% прибыли до налогообложения составило положительное сальдо операционных доходов и расходов, 11,4% - положительное сальдо внереализационных доходов и расходов. В 2007 году на долю прибыли от реализации приходилось лишь 10% прибыли до налогообложения, 110,7% - положительное сальдо внереализационных доходов и расходов.
Положительное влияние сальдо внереализационных доходов и расходов снижается влиянием отрицательного сальдо операционных доходов над расходами, доля которого составляет -20,7%.
3.2 Факторный анализ прибыли от продажи продукции
Объектом особого внимания на любом предприятии является прибыль от реализации.
Проведение факторного анализа прибыли от реализации позволяет:
- оценить резервы повышения эффективности производства;
- сформировать управленческие решения по использованию производственных факторов.
Анализ прибыли проводится в 3 этапа:
1) оценка влияния факторов на прибыль от единицы продукции:
2) оценка влияния факторов на усредненную величину прибыли на единицу продукции:
3) оценка влияния факторов на совокупную величину прибыли от продаж:
3.1) влияние изменения в объеме продаж:
3.2) влияние структурных сдвигов в объеме продаж:
3.3) влияние средней цены реализации:
3.4) влияние изменений в себестоимости продукции:
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации представлены в таблице 4.
Вид продукции |
Количество продукции (Q), ед. |
Цена (P), руб. |
Себестоимость(C), руб. |
Прибыль с единицы продукции, руб. |
Прибыль на весь объем, тыс.руб. |
||||||
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
А |
2500 |
1800 |
1500 |
2100 |
980 |
1600 |
520 |
500 |
1300 |
900 |
|
Б |
3700 |
2900 |
1100 |
1500 |
750 |
1300 |
350 |
200 |
1295 |
580 |
|
В |
1700 |
1200 |
900 |
1200 |
450 |
850 |
450 |
350 |
765 |
420 |
|
Итого |
7900 |
5900 |
1184 |
1631 |
758 |
1300 |
426 |
331 |
3365 |
1953 |
|
Вид продукции |
Р, руб. |
р, руб. |
С, руб. |
С, руб. |
П, руб. |
П, руб. |
В том числе за счет |
|||||
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
Р |
С |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
А |
1500 |
2100 |
600 |
980 |
1600 |
620 |
520 |
500 |
-20 |
600 |
-620 |
|
Б |
1100 |
1500 |
400 |
750 |
1300 |
550 |
350 |
200 |
-150 |
400 |
-550 |
|
В |
900 |
1200 |
300 |
450 |
850 |
400 |
450 |
350 |
-100 |
300 |
-400 |
|
Итого |
1184 |
1631 |
447 |
758 |
1300 |
542 |
426 |
331 |
-95 |
447 |
-542 |
|
Вид продукции |
Удельный вес продукции , % |
, руб. |
, руб. |
, руб. |
, руб. |
, руб. |
, руб. |
|||
2006 |
2007 |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
А |
31,6 |
30,5 |
-1,1 |
1500 |
600 |
980 |
620 |
520 |
-20 |
|
Б |
46,8 |
49,2 |
+2,4 |
1100 |
400 |
750 |
550 |
350 |
-150 |
|
В |
21,6 |
20,3 |
-1,3 |
900 |
300 |
450 |
400 |
450 |
-100 |
|
Итого |
100 |
100 |
0 |
1184 |
447 |
758 |
542 |
426 |
-95 |
|
Фактор |
Размер влияния, тыс. руб. |
Расчет |
|
1 |
2 |
3 |
|
Количество реализованной продукции, Q |
-852 |
(5900-7900)*426 |
|
Структура реализованной продукции |
-18,7 |
-3,17*5900 |
|
Средний уровень цен |
+2600,1 |
440,7*5900 |
|
Себестоимость |
-3191,3 |
-540,9*5900 |
|
Итого |
-1461,9 |
||
Таблица 8
Данные для факторного анализа прибыли от реализации.
Показатель |
Условное обозначение |
2006 год |
2007 год |
Отклонение |
Темп изменения,% |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Выручка от реализации,т.р. |
N |
532500 |
562119 |
29619 |
105,56 |
|
Переменные издержки, тыс. руб. |
341224 |
370738 |
29514 |
108,65 |
||
Переменные издержки на 1 руб. выручки от реализации |
0,6408 |
0,6595 |
0,0187 |
102,92 |
||
Маржинальный доход,тыс. руб. |
МД |
191276 |
191381 |
105 |
100,05 |
|
Маржинальный доход на 1 руб. выручки |
md |
0,3592 |
0,3405 |
-0,0187 |
94,79 |
|
Постоянные издержки, тыс. руб. |
160766 |
187059 |
26293 |
116,35 |
||
Прибыль от реализации, тыс. руб. |
П |
30510 |
4322 |
-26118 |
14,17 |
|
Рентабельность продаж, % |
5,72++96 |
0,7689 |
-4,9607 |
13,42 |
||
Изменение прибыли под влиянием выручки составит:
тыс. руб.
В результате увеличения выручки на 29619 тыс. руб., прибыль должна была увеличиться на 10663 тыс. руб. Изменение прибыли в результате увеличения удельных переменных затрат:
;
тыс. руб.
В результате увеличения удельных переменных затрат на 0,0187 тыс. руб. прибыль должна уменьшится на 10488 тыс. руб.
Влияние постоянных издержек на прибыль определяется величиной абсолютного отклонения постоянных издержек, но с обратным знаком, т.е.:
,
тыс. руб.
В результате увеличения постоянных издержек прибыль уменьшится на 26293 тыс. руб.
Общее отклонение составит: 10663-10488-26293=-26118 тыс. руб.
Снижение прибыли организации в отчетном году по сравнению с базисным на 26118 тыс. руб. было обусловлено разнонаправленным влиянием следующих факторов: увеличение выручки организации на 29619 тыс. руб. должно было обеспечить увеличение прибыли на 10663 тыс. руб. Однако положительное влияние этого фактора было перекрыто отрицательным влиянием роста переменных и постоянных затрат организации, что привело к снижению прибыли на 10448 тыс. руб. и на 26293 тыс. соответственно.
3.3 Определение эффекта операционного рычага и его оценка
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |