Таблица 1
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИИ, ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2004 |
||||
Статьи доходов |
млрд. руб. |
Статьи расходов |
млрд. руб. |
|
Налоговые доходы, |
2 071,385 |
Обслуживание государственного долга |
287,570 |
|
из них: |
||||
налоги на прибыль |
164,587 |
Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы |
813,970 |
|
налоги на товары и услуги (НДС, акцизы |
1 088,390 |
Национальная оборона и вооружение |
430,185 |
|
платежи за пользование природными ресурсами |
279,381 |
Образование, здравоохранение, культура, наука, СМИ |
203,854 |
|
налоги на внешнюю торговлю |
532,538 |
Социальная политика |
161,194 |
|
прочие налоги |
6,489 |
Суды, правоохранительная деятельность |
343,828 |
|
ГО и ЧС, окружающая среда |
38,651 |
|||
Организация народного хозяйства |
149,000 |
|||
Функционирование органов власти и международная деятельность |
122,052 |
|||
Целевые фонды |
14,061 |
|||
Неналоговые доходы |
219,194 |
Пополнение государственных запасов |
20,269 |
|
Доходы целевых бюджетных фондов |
14,061 |
Дорожное хозяйство |
79,133 |
|
Всего доходов |
2 742,850 |
Всего |
2 659,447 |
|
Поскольку бюджет - это смета доходов и расходов государства, основное внимание при анализе бюджетных проблем экономическая наука уделяет рассмотрению этих двух основных частей единого экономического процесса. В доходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиками и государством. Проявляются эти экономические отношения при совершении платежей в виде налогов и сборов, направляемых на формирование бюджетного фонда государства. “Основным материальным источником доходов бюджета всех уровней является национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство”. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1999. Стр. 240. В общем виде состав доходов бюджета может быть представлен в виде схемы (рис. 1). Создание рыночной экономики диктует необходимость использования в качестве основных методов формирования доходов установление различных налогов. К налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Рис. 1. Источники дохода бюджета государства
Экономическая сущность налогов заключается в том, что возникают денежные отношения, имеющие четкую объективную обусловленность, а именно они позволяют государству получать определенную сумму денежных средств от первичных получателей доходов.
За рубежом на них приходится до 80-90% потребности бюджета, в России в соответствии с Бюджетным кодексом они должны превышать 50% суммы доходов консолидированного бюджета. Любой налог рассматривается в качестве экономической категории, которая выполняет две основные функции: фискальную, при помощи которой формируется бюджетный фонд, и экономическую, оказывающую влияние на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабевая накопление капитала, расширяя или сокращая платежеспособность населения.
Рис. 3 Структура консолидированного бюджета области
На рисунке 3 представлена структура консолидированного бюджета области, который (как и консолидированные бюджеты других субъектов Федерации) выполняет функцию объединения бюджетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по бюджету субъекта Федерации.
Бюджетный кодекс РФ регламентирует перечень принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ.
Принцип единства означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней.
Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования дополнительного привлечения средств.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему между доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета.
Принцип самостоятельности предусмотрен 31 статьей Бюджетного кодекса:
· право на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
· законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих;
· право самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
· право самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
· недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
· недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что они выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Реализация принципов должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.
Важный вопрос - концептуальные подходы к разграничению доходов и расходов консолидированного бюджета РФ между федеральным уровнем и субъектами РФ.
Анализ позволяет выделить две основные группы факторов, влияющих на эту тенденцию. Во-первых, значительная часть финансовых ресурсов собирается в государственных внебюджетных фондах; велики расходы на оборону и содержание правоохранительных органов и т.д. Во-вторых, объем и доля бюджетов субъектов Федерации должны увеличиваться в связи с передачей им социальных и производственных объектов, ранее финансируемых из федерального бюджета (из-за перераспределения компетенций); передачей объектов социальной и производственной инфраструктуры приватизированных и акционерных предприятий, а также предприятий военно-промышленного комплекса; др. причинами. Стратегия межбюджетных отношений должна строиться в соответствии с научно обоснованными критериями бюджетного федерализма.
Важнейшую роль в обеспечении финансовой стабилизации в стране играет федеральный бюджет. Доходы бюджета делятся на группы:
· налоговые доходы;
· неналоговые доходы;
· доходы целевых бюджетных фондов (Федеральный дорожный фонд РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Межведомственного фонда развития системы и налоговой службы РФ; Государственного фонда борьбы с преступностью; Федерального экологического фонда РФ).
В целях обеспечения защиты интересов федерального бюджета и полноты мобилизации в нем финансовых ресурсов Правительство РФ, в случаях нарушения отдельными субъектами Федерации установленного законодательством порядка зачисления налогов и иных доходов в федеральный бюджет, вправе:
· приостанавливать финансирование федеральных программ и мероприятий, осуществляемых на территориях соответствующих субъектов Федерации;
· приостанавливать передачу средств по взаимным расчетам, трансфертам, субвенциям и дотациям, бюджетным ссудам и кредитам;
· прекращать выдачу лицензий на экспорт;
· приостанавливать выделение средств из фонда льготного кредитования;
· приостанавливать централизованные поставки продукции из государственных ресурсов.
Структура доходов федерального бюджета определяется не только на стадии его формирования, а также она зависит от фактического поступления доходов, прежде всего - налогов.
Недопоступление в доход бюджета налоговых и иных платежей в значительном объеме требует активной работы по увеличению доходов федерального бюджета в форме заимствований ресурсов на финансовых рынках.
Реализация принципов бюджетного федерализма предусматривает необходимость обоснованного и жесткого распределения государственных расходов между звеньями бюджетной системы на основе разделения прав и ответственности федеральных, региональных, местных органов власти и управления за решение задач социально-экономического развития. Расходование средств бюджетов осуществляется по направлениям и в суммах, установленных федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год.
Расходы бюджета могут классифицироваться по разным признакам. Один из важнейших - финансирование выполняемых государством функций: экономической, социальной, оборонной и др. из федерального бюджета финансируются следующие виды обязательных расходов: содержание органов государственной власти РФ; осуществление экономической деятельности РФ; оборона и обеспечение безопасности, оборонное производство; обустройство государственной границы; финансирование фундаментальной науки; образование государственных материальных и финансовых резервов; регулирование финансового потенциала субъектов Федерации; погашение и обслуживание государственного долга РФ; другие расходы, предусматриваемые в федеральном бюджете на соответствующий год.
Основной принцип разграничения расходов между бюджетами - их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.
За счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации финансируются расходы на: социально-культурные мероприятия и науку; развитие экономики; правоохранительную деятельность; другие мероприятия, предусматриваемые в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Федерации на очередной финансовый год.
По обоюдному решению органа государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления отдельные виды расходов могут передаваться из одного уровня бюджетной системы в другой с соответствующей передачей финансирования. Однако в условиях дефицита бюджетов часть полномочий вышестоящих бюджетов нередко передается нижестоящим без необходимого финансового обеспечения.
Расходы бюджета подразделяются на собственно расходы и на предоставление ссуд. Ссуды могут быть: Внутренние - ссуды бюджетам нижестоящего уровня и предприятиям отдельных отраслей; инвестиционные кредиты; зарубежные кредиты, предоставляемые хозяйствующим структурам под гарантии федерального правительства. Внешние ссуды, относящиеся к компетенции федерального уровня, - государственные кредиты странам СНГ и зарубежным государствам.
Следующий признак экономической классификации расходов - их роль в процессе общественного воспроизводства. Это текущие расходы и расходы капитального характера, обеспечивающие развитие отраслей, хозяйства и социальной сферы.
Текущие затраты: содержание органов государственной власти и управления; правоохранительных органов; текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу; отдельные компенсационные расходы по отраслям хозяйства; проценты по внутреннему и внешнему государственному долгу; бюджетные ссуды на текущие расходы и др.
Расходы капитального характера предназначены на: новое строительство; развитие объектов государственной и муниципальной собственности; реконструкцию и др.
Средства бюджетов могут направляться на финансирование долгосрочных целевых программ, выходящих за пределы одного финансового года и включаемых в бюджеты последующих лет.
Укрепление доходной базы федерального бюджета предполагает:
· разработку и утверждение программы действий по мобилизации доходов федерального бюджета, укреплению платежной дисциплины и совершенствованию налогового администрирования;
· усиление применения мер административной и уголовной ответственности за налоговые правонарушения;
· изменение порядка исчисления, уплаты и ставок ряда налогов; пересчет пени, начисленных за нарушение налогового законодательства и порядка уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды;
· подготовку предложений об особом порядке проведения реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет с учетом периода ее образования; организацию работы соответствующего Федерального центра при Правительстве РФ;
· увеличение доходов федерального бюджета от использования государственной собственности, в том числе за рубежом; разработку комплекса мер по увеличению доходов от приватизации государственного имущества; усиление мер государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции с целью увеличения поступлений доходов в бюджет;
· ускоренный порядок применения процедуры банкротства;
· другие меры по увеличению доходов федерального бюджета.
Повышение эффективности использования бюджетных средств обеспечивается с помощью:
· программы сокращения государственных расходов;
· анализа использования средств поддержки организаций негосударственного сектора, предоставление средств на возвратной основе;
· комплекса мер по финансовому оздоровлению бюджетов субъектов РФ и улучшению их взаимоотношений с федеральным бюджетом;
· мер по мобилизации средств от возврата внешних кредитов;
· повышения эффективности использования бюджетных средств.
Все эти меры должны усилить роль бюджета в макроэкономическом регулировании.
Необходимость регулирования финансово-экономического потенциала регионов сохраняется и вследствие крайне неравномерной территориальной мобилизации налоговых и неналоговых платежей; большого количества разноплановых факторов, определяющих потребности регионов в бюджетных расходах; а также целого ряда других причин.
Составная часть бюджетного процесса - бюджетное регулирование: перераспределение бюджетных ресурсов между бюджетами разных уровней. Бюджетное регулирование осуществляется:
· путем передачи части налогов с одного уровня бюджетной системы на другой;
· путем оказания финансовой помощи из одного уровня бюджетной системы другому через предоставление дотаций, субвенций, средств из фонда финансовой поддержки (трансфертов);
· посредством взаимных расчетов;
· предоставлением средств на возвратной основе.
Реализация принципа самостоятельности каждого бюджета во многом зависит от объемов, структуры и методов определения сумм финансовой помощи бюджету. Финансовая помощь может предоставляться в форме дотаций, субвенций, трансфертных платежей.
Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Трансфертные платежи субъектов РФ предоставляются из федерального фонда финансовой поддержки регионов.
Традиционно к местным бюджетам относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах. Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений.
Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта РФ.
Формирование и исполнение местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. В качестве составной части местных бюджетов могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотаций, субвенций, средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.
К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доля федеральных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.
Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с:
· решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;
· осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
· обслуживанием и погашением долга муниципальным займам;
· обслуживанием и погашением долга муниципального долга по ссудам.
С развитием рыночных принципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические функции местных органов власти, центр тяжести проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы. Но адекватного упрочения финансового потенциала муниципальных образований пока не происходит.
Формирование большого числа местных бюджетов, наделение органов власти местного самоуправления широкой самостоятельностью потребуют решения вопроса о внешнем контроле за ходом бюджетного процесса на этом уровне.
Укрепление доходной базы местных бюджетов и развитие их самостоятельности - длительный процесс. Успешное решение этих проблем не только позволит адаптировать бюджетные отношения в России к условиям рынка, но и усилит влияние бюджета на процессы финансового оздоровления экономики страны.
Автоматические стабилизаторы
Казалось бы, что может быть проще - сократить расходную часть бюджета, если доходная недостаточна, и дело с концом. Однако в реальной жизни расходную часть сокращать не только достаточно сложно, но и иногда нельзя. Например, нельзя с экономической точки зрения сокращать расходы на страхование, капитальную амортизацию; с политической точки зрения - на социальные нужды, на вооружения и т.п. Лишь малая часть расходов бюджета зависит от решений, принятых именно в этом году. Большая же их часть необходима для выполнения утвержденных ранее программ, таких как помощь инвалидам, участникам войн, разнообразных федеральных программ. Кроме того, хотя существование защищенных статей расходов бюджета и сокращает возможности варьирования фискальной политики, эти расходы часто являются стабилизаторами экономического положения в стране. Возьмем, к примеру, пособие по безработице. Расходы по этой статье увеличиваются как раз тогда, когда совокупных расходов в экономике не хватает для обеспечения занятости всех имеющихся ресурсов в полном объеме. Люди, получающие эти трансферты, начинают больше тратить, увеличивая тем самым совокупные расходы экономики. С другой стороны, такие автоматические стабилизаторы имеются и в доходной части бюджета. В частности подоходный налог так же приносит когда больше, когда меньше доходов в бюджет в зависимости от величины совокупных расходов и доходов. Когда доходы и, соответственно, расходы идут вверх, подоходный налог сдерживает рост покупательной способности населения, предотвращая тем самым дополнительные предпосылки к возникновению инфляции. Следовательно, автоматические стабилизаторы (правительственные доходы или расходы, автоматически изменяющиеся в противоположную изменениям в национальном доходе сторону, например пособия по безработице или подоходный налог) сглаживают колебания кривой совокупных расходов и доходов, предотвращая излишне резкие и слабо контролируемые изменения величин макроэкономических показателей.
Таким образом, можно сказать, что величина расходов, а, следовательно, и величина сальдо сбалансированного бюджета, зафиксирована примерно на определенном уровне. Отсюда можно сделать вывод, что при пропорциональной системе налогообложения величина бюджетного дефицита, прежде всего, зависит от уровня доходов.
Следует помнить, что какова бы не была мощь фискальной политики, не одна она влияет на величину дефицита госбюджета. Величина дефицита связана с циклическим движением макроэкономики. Это обусловлено существованием автоматических стабилизаторов. Но при всем этом:
1. Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита.
2. Реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.
Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защ итники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.
Основные направления бюджетной реформы
Важнейшая задача в ближайшей перспективе - обеспечить устойчивый экономический рост. Для этого необходимо ориентировать государственную политику на поддержку и стимулирование инвестиционной деятельности; создать обстановку максимального благоприятствования для частных капиталовложений; надежно гарантировать права собственника; добиться строжайшей экономии расходов на всех уровнях управления.
Достичь существенного снижения уровня материального неравенства, вывод из кризиса отраслей социального комплекса путем резкого упрощения всей системы социальной поддержки, увязки предоставляемой государством помощи с реальным уровнем нуждаемости, перехода к адресной системе социальной защиты.
Таблица 2
|
млрд. руб. |
|
% ВВП |
|||||
|
янв.-окт.06 |
янв.-окт.07 |
окт.07 |
янв.-окт.06 |
янв.-окт.07 |
окт.07 |
||
ДОХОДЫ, всего |
5102,4 |
6187,3 |
1099,7 |
23,3% |
24,0% |
35,0% |
||
в том числе |
|
|||||||
Налоговые доходы |
2965,5 |
3777,4 |
624,6 |
13,6% |
14,7% |
19,9% |
||
НДС |
1240,3 |
1857,5 |
332,8 |
5,7% |
7,2% |
10,6% |
||
Налог на прибыль |
415,6 |
544,9 |
133,2 |
1,9% |
2,1% |
4,2% |
||
Акцизы |
90,6 |
110,6 |
13,6 |
0,4% |
0,4% |
0,4% |
||
Социальный налог (ЕСН), зачисляемый в федеральный бюджет |
248,3 |
318,6 |
33,4 |
1,1% |
1,2% |
1,1% |
||
Прочие налоговые доходы |
970,7 |
945,9 |
111,7 |
4,4% |
3,7% |
3,6% |
||
Неналоговые доходы |
2136,9 |
2410,0 |
475,2 |
9,8% |
9,3% |
15,1% |
||
Таможенные пошлины |
1826,3 |
1828,4 |
230,2 |
8,4% |
7,1% |
7,3% |
||
Прочие неналоговые доходы |
310,6 |
581,6 |
244,9 |
1,4% |
2,3% |
7,8% |
||
РАСХОДЫ, всего |
3196,5 |
4081,1 |
616,8 |
14,6% |
15,8% |
19,6% |
||
в том числе |
|
|||||||
Обслуживание государственного долга |
140,5 |
121,2 |
4,6 |
0,6% |
0,5% |
0,1% |
||
Непроцентные расходы |
3056,0 |
3959,9 |
612,2 |
14,0% |
15,4% |
19,5% |
||
в том числе |
|
|||||||
Общегосударственные вопросы |
253,4 |
334,6 |
37,5 |
1,2% |
1,3% |
1,2% |
||
Национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
908,5 |
1076,0 |
115,9 |
4,2% |
4,2% |
3,7% |
||
Культура и социальная сфера |
439,7 |
533,0 |
70,2 |
2,0% |
2,1% |
2,2% |
||
Национальная экономика, ЖКХ, охрана окружающей среды |
266,3 |
359,2 |
47,9 |
1,2% |
1,4% |
1,5% |
||
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
440,1 |
671,1 |
107,9 |
2,0% |
2,6% |
3,4% |
||
Перечисления государственным внебюджетным фондам |
747,9 |
986,0 |
232,8 |
3,4% |
3,8% |
7,4% |
||
ПРОФИЦИТ (+)/ДЕФИЦИТ(-) |
1905,9 |
2106,2 |
483,0 |
8,7% |
8,2% |
15,4% |
||
ПЕРВИЧ. ПРОФИЦИТ(+)/ДЕФИЦИТ(-) |
2046,4 |
2227,4 |
487,6 |
|
9,4% |
8,6% |
15,5% |
|
Спрвочно: Валовый внутренний продукт, млрд. руб. |
21861,5 |
25775,2 |
3144,0 |
|
|
|
|
|
Из таблицы 2 видно, что доходы, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выросли, и в большей степени за счет налоговых доходов. Неналоговые доходы за 2007г. (янв. - окт.) составляют почти треть от общих доходов. Расходы возросли примерно также же, как и увеличились доходы. Профицит, по сравнению с прошлым годом, увеличился, хотя и незначительно, но вместе с тем в % к ВВП даже снизился. Обслуживание государственного долга снизилось, возросли по всем пунктам непроцентные расходы, особенно финансовая помощь бюджетам других уровней и перечисления государственным внебюджетным фондам. Заметно вырос объем ВВП (с 21861,5 до 25775,2 млрд. руб.). Доходы выросли с 24% к ВВП за период с января 2007 года по октябрь до 35% к ВВП в октябре. Расходы же выросли с 15,8% к ВВП до 19,6% к ВВП в октябре. Обслуживание государственного долга уменьшилось с 0,5% до 0,1% к ВВП в октябре, зато перечисления государственным внебюджетным фондам возросли с 3,8% к ВВП до 7,4% к ВВП за октябрь.
Все это говорит о том, что профицит бюджета создается в большей степени за счет нефтегазового комплекса, а также за счет налоговых сборов, путем отъема их из региональных и местных бюджетов. Государство стало больше выделять средств на социальные нужды - перечисления государственным внебюджетным фондам, что говорит об улучшении качества экономического роста. Увеличение налоговых сборов и повышение ВВП говорит о стабильных темпах роста экономики в нашей стране, что очень радует. Экономический рост является одной из важнейших макроэкономических целей. Он обеспечивает повышение уровня жизни населения и экономической безопасности страны.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |