Курсовая работа по предмету "Литература"


Сравнительный анализ учебников по литературе


37

Оглавление

Введениеоведов в создании этой книги выступил один из самых известных московских учителей литературы, Э.Безносов, и сразу хочется отметить удачную методическую часть учебника. (Ее структура такая же, как и в 10-м классе). В нем много вопросов, над которыми действительно было бы интересно подумать. В то же время сохраняется установка на диалогичность литературного процесса - тексты разных авторов постоянно сопоставляются, ученик постоянно обращается к литературе XIX века. Видно, что авторы стремились познакомить читателя с возможно более широким кругом авторов и текстов, и если даже не все из них будут прочитаны в 11-м классе, когда времени у ребят в обрез, возможно, они вернутся к ним позднее.

Комплект В.Маранцмана (издательства «Классикс-Стиль» и «Просвещение») построен по иному принципу, нежели перечисленные ранее комплекты. Каждый учебник в средней школе посвящен какой-то глобальной теме: в 5-м классе это движение времени, в 6-м - человек и его поступок (изменение понятия «смысл жизни» у героев разных эпох), в 8-м - человек и его время. В 9-м классе эта логика несколько нарушается.

Автор использует интересную схему работы над текстом: сначала ученику предлагается вспомнить свои личные переживания, поразмышлять на определенную тему, а потом уже читать подобранные тексты, сравнивая свои и авторские переживания. Причем на одну и ту же тему предлагается сразу несколько разных стихотворений, и ученик как бы оказывается в ряду великих писателей: «у них так, у тебя - иначе». Разговор с читателем уважительный, без скидок на возраст, анализ текстов - серьезный. Есть глубокие философские вопросы, например: «Почему в народной сказке всегда побеждает добро, а конец авторской может быть печален»? Хочется отметить язык самого учебника - без излишней наукообразности и без сюсюканья.

Еще одна методическая особенность этой серии: здесь много размышлений самого автора учебника над текстом; с одной стороны, хорошо, что детям дается образец рассуждения, с другой - иногда эти рассуждения содержат даже ответы на заданные детям вопросы.

Это один из немногих учебников, где предлагается система обучения написанию сочинений. В связи с изучаемыми произведениями рассматриваются различные типы тем, дается дополнительный материал, примерный план, образцы рассуждений.

Линия учебников Р. и Е.Бунеевых (издательство «Баласс») уникальна. Если разобранные выше книги при выборе основной логики построения исходили из предмета и располагали тексты по историческому, культурно-тематическому принципу или в связи с понятиями теории литературы, Бунеевы исходят из психологии ученика. Если большая часть учебников в худшем случае пытается учить детей жить, а в лучшем - понимать текст, то Бунеевы, прежде всего, хотят, чтобы ученики полюбили читать, получили от книги удовольствие. И возможно, для обычной средней школы эта задача урока литературы действительно первична.

Учебник 9-го класса построен несколько иначе. В нем согласно требованиям концентрической системы представлена история литературы с начала XIX до XX века, но методическое обеспечение намного более серьезное. Там учитель найдет и краткий рассказ о литературном процессе изучаемого периода в целом, и отрывки из литературоведческих статей. При работе над некоторыми текстами, например, лирикой начала XX века, рассказами А.Чехова и А.Платонова, авторы используют такой удачный прием, как подчеркивание и комментирование наиболее важных строк (жаль, что этот прием не использован в 5 и 6-м классах). В то же время анализ лирики часто сводится к предложению подтвердить текстом идею автора учебника, а анализ прозы и драматургии - к общему обсуждению проблем текста.

Необходимо упомянуть близкие по идее к учебникам Бунеевых (тоже тематические) учебники Л.Стрельцовой и Н.Тамарченко (издательство «Ювента»). Они тоже продолжают свою линию начальной школы, но в отличие от линии Бунеевых насыщены литературоведческим и культурологическим материалом. Они порой трудноваты, но если учителя не удовлетворяют стандартные схемы, ему стоит посмотреть эти учебники. Они написаны очень точно с научной точки зрения, хотя не всегда учитывают психологию ученика.


Еще один интересный комплект написан практиками, учителями 91-й московской школы Г.Кудиной и З.Новлянской (издательство «Оникс XXI век»). Эти учебники тоже продолжают курс начальной школы и состоят в каждом классе из двух частей. Первая достаточно традиционна, хотя и содержит удачный анализ текстов, а вторая совершенно уникальна. Из класса в класс ученики знакомятся с историей мировой литературы, начиная с поэзии Древнего Египта. Таким образом, в рамках этой серии изданы хрестоматии с текстами, которые порой можно найти только в «Библиотеке всемирной литературы». Поэтому, если бы учитель хотел познакомить ребят с мировой литературой, - эти хрестоматии незаменимы.

Что касается изучения зарубежной литературы, можно воспользоваться также учебниками-хрестоматиями И.Шайтанова, которые выходили как в составе линии «Просвещения» под редакцией В.Коровиной (для 5-7 и 8-9-х), так и отдельными изданиями (для старших классов). Они содержат и отрывки, и вопросы для анализа, и необходимые историко-литературные материалы по разным периодам зарубежной литературы.

Примерные учебно-методические линии школьных учебников по литературе

Классы

Принцип организации материала

Историко-литературный

Лтературоведческий

Тематический

5

Т.Kурдюмова (ред.) Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия («Дрофа»)

В.Kоровина, В.Журавлев, В.Kоровин Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение»)

М.Снежневская, О.Хренова (под ред. Г.Беленького) Литература. 5 класс. Начальный курс. Учебник-хрестома-тия. («Мнемозина»)

Г.Меркин Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия («Русское слово»)

М.Ладыгин (ред.) Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев («Дрофа»)

А.Kутузов и др. В мире литературы. 5 класс. Учебник («Дрофа»)

В.Маранцман (ред.) Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия («Kлассикс-Стиль»)

Р.Бунеев, Е.Бунеева Шаг за горизонт. 5 класс. Учебник-хресто-матия «Баласс»)

6

Т.Kурдю-мова (ред.) Литерату-ра. 6 класс. Учебник-хрестоматия («Дрофа»)

В.Полухина Литература, 6 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение»)

М.Снежневская, О.Хренова (под ред. Г.Беленького) Литература. 6 класс. Начальный курс. Учебник-хрестома-тия. («Мнемозина»)

Г.Меркин Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия («Русское слово»)

М.Ладыгин Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев («Дрофа»)

А.Kутузов и др. В мире литературы. 6 класс. Учебник («Дрофа»)

В.Маранцман (ред.) Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия («Kлассикс-Стиль»)

Р.Бунеев, Е.Бунеева Год после детства. 6 класс. Учебник-хрестоматия «Баласс»)

7

Т.Kурдюмова (ред.) Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия («Дрофа»)

В.Kоровина Литература.7 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение»)

Г.Беленький. Литература. 7 класс. Начальный курс. Учебник-хрестома-тия. («Мнемозина»)

Г.Меркин Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия («Русское слово»)

М.Ладыгин Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев («Дрофа»)

А.Kутузов и др. В мире литературы. 7 класс. Учебник («Дрофа»)

В.Маранцман (ред.) Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение»)

Р.Бунеев, Е.Бунеева Путь к станции «я». 7 класс. Учебник-хрестоматия «Баласс»)

8

Т.Kурдюмова (ред.) Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия («Дрофа»)

В.Kоровина, В.Журавлев, В.Kоровин Литература. 8 класс. Учебник- хрестоматия («Просвещение»)

Г.Беленький Литература. 8 класс. Начальный курс. Учебник-хрестома-тия. («Мнемозина»)

Г.Меркин Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия («Русское слово»)

А.Есин, М.Ладыгин, Н.Нефедов, Т.Тренина Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев («Дрофа»)

А.Kутузов и др. В мире литературы. 8 класс. Учебник («Дрофа»)

В.Маранцман (ред.) Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение»)

Р.Бунеев, Е.Бунеева Путь к станции «я». 8 класс. Учебник-хрестоматия «Баласс»)

9

Т.Kурдюмова (ред.) Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия («Дрофа»)

В.Kоровина, И.Збарский, В.Kоровин Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение»)

Г.Беленький Русская классика. 9 класс. Учебник-хрестома-тия. («Мнемозина»)

А.Есин, М.Ладыгин, Н.Нефедов, Т.Тренина Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев («Дрофа»)

А.Kутузов и др. В мире литературы. 9 класс. Учебник («Дрофа»)

В.Маранцман (ред.) Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение»)

Р.Бунеев, Е.Бунеева, О.Чиндилова. История твоей литературы. 9 класс. Учебник-хрестоматия «Баласс»)

10

А.Архангельский, Ю.Лебедев Русская литература. 10 класс («Дрофа»)

В.Kоровин (ред.) Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник («Просвещение»)

Г.Ионин Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник («Мнемозина») Ю.Лыссый Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник-практикум. («Мнемозина»)

В.Сахаров, С.Зинин Литература. 10 класс. Учебник-хрестоматия («Русское слово»)

А.Kутузов и др. В мире литературы. 10 класс. Учебник («Дрофа»)

В.Маранцман (ред.) Литература. 10 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение»)

11

В.Агеносов Русская литература XX века. 11 класс. Учебник («Дрофа»)

В.Журавлев (ред.) Русская литература XX века. 11 класс. Учебник («Просвещение»)

Ю.Лыссый Русская литература. XX век. 11 класс Учебник-практикум. («Мнемозина»)

В.Чалмаев, С.Зинин Литература. 11 класс. Учебник-хрестоматия («Русское слово»)

А.Kутузов и др. В мире литературы. 11 класс. Учебник («Дрофа»)

В.Маранцман (ред.) Литература. 11 класс. Учебник-хрестоматия («Kлассикс-Стиль»)

Заключение

Еще в ХIХ веке В.Г. Белинский говорил о детях, как о гостях настоящего и хозяевах будущего. Это значит, что, подготавливая специалистов сегодня, преподаватель всегда должен ориентироваться на завтрашний день.

Современная школа должна помочь учащемуся творить себя, быть скульптором, архитектором своей судьбы. Формирование личности в вузе должно идти по пути расширения ее творческих возможностей, раскрытия ее потенциала, выработки самокритичного отношения к самомусебе, окружающему миру, своей деятельности. Следует также учитывать и то, что XXI век будет веком профессионалов, основным критерием которых служит компетентность.

Для достижения достаточного уровня компетентности каждый специалист должен научиться добывать новую информацию и обновлять знания. При этом надо не только знать и понимать суть проблемы, но и уметь ее разрешать. Компетентность предполагает также способность формировать альтернативные варианты решаемой задачи, выбирать оптимальные решения. Для этого необходимо уметь анализировать, обладать критическим складом ума. Такие свойства творческой личности должна формировать современная технология обучения.

Для воспитания творческой личности необходимо создать новую систему образования, которая обеспечивала бы соответствие образовательных потребностей каждого студента его склонностям, интересам и возможностям. Учащийся должен уметь учиться сам. Преподаватель же должен управлять процессом обучения, т.е. мотивировать, организовывать обучение, консультировать и контролировать ученика.

Проведя сравнительный анализ учебников по литературе для 9 класса, мы выяснили, что все они очень разные. Имеют место быть и методические находки, и некоторые неточности, и нудные перечисления.

Учебное издание - это особый вид издания. Форма подачи материала в нем отличается от изложения материала диссертации, научного отчета, монографии. Главная функция учебного издания дидактическая, предназначено оно для обучения. Излагаемый в нем материал должен быть систематизирован, обработан дидактически и методически, а также должен соответствовать учебной программе.

Подготовка таких изданий - трудная задача. И, конечно, нельзя с уверенностью утверждать, что выпускаемые учебные издания всегда отличаются высоким качеством. Причина тому - неподготовленность многих авторов изданий в вопросах педагогики, психологии, книговедческой типологии.

Список литературы

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И. Щукиной. - М, Просвещение, 2004. - с.70-78.

2. Александрова Е.Я. Образование в истории культуры России // Культурология в теоретическом и прикладном измерениях. - М, 2004. - с. 14-22.

3. Ананьев М.А. Образование и научно-технический прогресс. - М, 2005. - с. 44-50.

4. Беляева Л.А. Социокультурные основания педагогической деятельности. -Екатеринбург, 2004. - с. 22-25.

5. Берулова М.Н. Теория и практика гуманизации образования. - М, Гелиос, 2005. - с. 45-47.

6. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М, Просвещение, 2005. - с. 56-68.

7. Горяинова О.И. Образование в контексте массовой культуры // Культура: шаг в XXI век: Сб. науч. тр. - М, 2006. - с. 11-13.

8. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. Под ред. А.В. Петровского. С-Пб, 2004г., с.22.

9. Данильчук В.Н. Личностно-гуманитарная парадигма в построении частных методик // Известия Российской Академии образования. 2005. - № 1, с. 25.

10. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М, 2005. - с. 56-61.

11. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. - М, Просвещение, 2004. - с.110-117.

12. Колесниченко Л.Ф. Эффективность образования. - М, 2004. - с. 143-145.

13. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М, 2004. - с.17-33.

14. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, серия «Педагогика и психология», 2006. - № 2.

15. Смирнова З.А. Воспроизводящие и творческие работы учащихся при закреплении материала по литературе//Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся в обучении. Под ред. И.Т. Огородникова. М, 2005. - с.76.

16. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? М.: Знание, серия «Педагогика и психология», 2005. - № 11.

17. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2005. - с. 137.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Жизненные циклы организации
Курсовая работа Анализ производственной деятельности предприятия
Курсовая работа Фискальная политика государства
Курсовая работа Маркетинговые исследования потребителей туристского продукта
Курсовая работа Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов предприятия (ООО "Кумертауский электродный завод")
Курсовая работа Расчет и проект пункта послеуборочной обработки и хранения зерна на
Курсовая работа Проектирование подсистем оперативного управления производством
Курсовая работа Влияние индивидуальных особенностей личности на организационное поведение
Курсовая работа Деятельность органа федерального казначейства и его территориальных органов
Курсовая работа Рынок труда и политика занятости
Курсовая работа Производительность труда и пути ее повышения
Курсовая работа Финансовые услуги коммерческих банков
Курсовая работа Интегрированные уроки как одно из средств повышения активности учащихся на уроках в старших классах
Курсовая работа Вирусы и природа их происхождения
Курсовая работа Организация работы вагоносборочного участка ремонтного депо пассажирских вагонов