Курсовая работа по предмету "Литература"


Своеобразие поэтики С. Есенина


1

Оглавление

  • Введение………………………………………………………………время продолжатель традиции молодого Есенина. Народно - песенная традиция Есенина живёт во многих стихотворениях Н. Тряпкина: “Летела гагара”, “Хоровод”, “Завивайся, берёзка…” и так далее. Ещё один исток творчества С. Есенина - А. Прасолов. Вспомним строки “Анны Снегиной”: “Я думаю / Как прекрасна / Земля / И на ней человек…” Есенинская тема нравственно-философская была для Прасолова особенно любима.

    И ещё многие и многие найдут в творчестве Есенина что - то своё, родноё. Таким поэтом стал Н. Рубцов, который унаследовал основы творчества С. Есенина.

    2.4.1Традиции Есенина в поэзии Н. Рубцова.

    Н. Рубцов прошёл суровую жизненную школу: воспитывался в детских домах, работал кочегаром рыболовного судна, позже - рабочим на Кировском заводе в Ленинграде. Служил на флоте. Но несмотря ни на что его стихи - это царство красоты и первозданной гармонии. Вместе с тем Рубцова “всё терзают грани между городом и селом”; по его мнению “город село таранит”. Впрочем и сельский, природный мир в поэзии Рубцова трагичен: жестокость свойственна не только людям, живущим среди природы, но и самой природе. Поэт часто описывает бурю, вздувшуюся от наводнения реку, страшную зимнюю ночь, пронизывающий холодный ветер. Поэт в своих стихотворениях обращается к народной поэзии, восходит к мифологическим архетипам. Связано это с тем, что творческая манера Рубцова формировалась под воздействием таких поэтов, как Ф. Тютчев, Н. Некрасов, А. Фет и С. Есенин.

    Представление о литературе начала 60-х годов лучше всего дают воспоминания современника, поэта и литературоведа Р. Винонена, учившегося в Литературном институте вместе с Н. Рубцовым. В них запечатлена как выразительная картинка поэтических пристрастий литературной молодёжи, так и пронзительное одиночество Н. Рубцова, полное непонимание его юными современниками. Это непонимание порой толкало Н. Рубцова на непонятные для окружающих поступки: однажды он снял со стен портреты русских поэтов - Пушкина, Лермонтова, Некрасова … - и, уединившись с ними, читал им свои стихи. Казалось бы, чудачество, но ведь есть тут глубокий смысл: Н. Рубцов ощущал себя наследником великой национальной поэтической традиции и через головы “громких” поэтов - современников обращался к вечности, к подлинным непреходящим ценностям.[ Литература в школе. Научно - методический журнал. М., 1996.]

    “Рубцов, вслед за Есениным, идёт от ощущения, что в мире господствует гармония, которую следует проявить… Она, прежде всего - в природе, согласно с природой, а не вопреки природе - вот незаявленный, но незыблемый девиз Есенина и Рубцова. Она во всём, что связано с природой: в деревне и её ценностях, в цельном чувстве, в мелодическом и напевно - ритмическом начале мира, как начале именно естественной гармонии.” Гусев В. И. Неочевидное: Есенин и советская поэзия. М., 1986. С.575

    Близость поэтики Рубцова и Есенина, отмечают практически все исследователи творчества Н.Рубцова.

    “Принципиально важным поэтическим явлением стала поэзия Николая Рубцова. Лирика Н. Рубцова, одного из наиболее ярких продолжателей есенинской традиции, проникнута любовью к Родине, к её прошлому и настоящему.” В.В. Бузник, А.С. Бушмин. Русская советская литература: М., 1989.

    Правомерен ли термин "есенинская традиция" вообще? С.Куняев в статье "Завет жизнелюбия" в сборнике статей "В мире Есенина", пишет: "Есенин вошёл в сонм великих, в русло единой русской поэтической традиции, а значит не нужно без основательных причин беспокоить имя поэта". Думается, всё-таки данное высказывание чересчур категорично.

    Между прочим, сам Рубцов решительно возражал тем, кто называли его непосредственным наследником Есенина. Это, разумеется, отнюдь не означает, что Николай Рубцов недостаточно хорошо относился к поэзии Есенина, напротив, он ценил ее предельно высоко и любил всем своим существом. Достаточно вспомнить eго стихотворение «Сергей Есенин»:

    ...Да, недолго глядел он на Русь

    Голубыми глазами поэта.

    Но была ли кабацкая грусть?

    Грусть, конечно, была... Да не эта!

    Версты всей потрясенной земли,

    Все земные святыни и узы

    Словно б нервной системой вошли

    В своенравность есенинской музы!

    Это муза не прошлого дня,

    С ней люблю, негодую и плачу.

    Много значит она для меня,

    Если сам я хоть что-нибудь значу.

    И все же в рубцовской любви к Есенину не было той исключительности, которую хотели бы видеть в ней некоторые критики и поэты. В зрелой поэзии Рубцова мало общего с есенинским стилем; в ней, в частности, совершенно отсутствует та эстетика и поэтика цвета, без которой немыслимо творчество Есенина:

    Я люблю судьбу свою,

    Я бегу от помрачений!

    Суну морду в полынью

    И напьюсь,

    Как зверь вечерний...

    ...От заснеженного льда

    Я колени поднимаю,

    Вижу поле, провода,

    Все на свете понимаю!

    Вон Есенин -

    на ветру!

    Блок стоит чуть-чуть в тумане.

    Словно лишний на пиру,

    Скромно Хлебников шаманит...

    Исследование традиций важно для понимания целостного литературного процесса не менее, чем выявление новаторских черт того или иного автора. Отказ от выделения тех или иных традиций в рамках общего метода значительно сужает поле исследования этой проблемы и не даёт правильного понимания развития литературного процесса как диалектического взаимоотрицания отдельных направлений.

    Идейно-художественная близость Н.Рубцова к новокрестьянским поэтам[ С. Есенин утверждал своё крестьянское первородство: “У меня отец - крестьянин, ну, а я крестьянский сын”. Новокрестьянскими называли поэтов вышедших из крестьян и поддерживающих низшие слои населения.] очевидна. Достаточно заметить, что основной идеей поэтического творчества как у Н.Рубцова, так и у Есенина является утверждение духовного мира национальной самобытности, которая видится в интересе к искусству допетровской Руси; в мало замечаемой духовной культуре простого народа, прежде всего крестьянства. Однако в отличие, например, от Клюева, который даже в обществе, по свидетельству современников, изображал из себя простого мужика, скрывая свою энциклопедическую образованность и тонкий талант пианиста, Н.Рубцов не противопоставлял себя книжной, "эрудированной" поэзии.

    Много общего у Н.Рубцова с Есениным и в концепции природы. В частности, как для С.Есенина характерно дополнение сферы природы предметами крестьянского быта, которые рассматриваются как её естественное продолжение. Рубцов: “провода”, “морда”, “ведро”. Есенин: “ошафранит”, “гармошка”.

    Среди общих тенденций в изображении природы следует отметить также восприятие природы как источника духовных человеческих сил, причудливое соединение языческого и христианского начал в мировоззрении:

    С каждой избою и тучею,

    С громом, готовым упасть,

    Чувствую самую жгучую,

    Самую смертную связь.

    Думается, именно от новокрестьянской поэзии, от С. Есенина и Н.Клюева (сосны молятся, схимник - бор) перекочевали религиозные эпитеты и метафоры в творчество Н. Рубцова "Осин тоскливых стоны и молитвы" в стихотворении "В сибирской деревне" сродни образам поэзии раннего С.Есенина.

    Можно сказать, что "черты, объединяющие их, ощутимы и в музыке стиха, и в деревенских образах, и в неповторимой интимно-доверительной интонации, в целом же их поэзия является выражением особого рода художественного сознания, связанного с крестьянским трудом, с древними крестьянскими воззрениями на природу, с особой символикой и лексикой, освещёнными многовековым опытом, с непогасшими по сей день яркими красками языческой образности”.[ Литература в школе. Научно - методический журнал. М., 1996.]

    В.Гусев, сравнивая особенности поэтического мира С.Есенина и Н.Рубцова, отмечает, что Н.Рубцов порой выступает как "однотонный" и "одноцветный" Есенин. Одноцветный - наверное, так, но не однотонный. Вообще же высказывание критика нужно квалифицировать как метафору, которую, понятно, нельзя понимать буквально.[ Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты.- М.: Мегатрон, 1997. - 88с..]

    К счастью для нас и особенно для будущего русской культуры, русские поэты советского периода смогли сохранить и донести до нас и до грядущих поколений живую музу русской поэзии. Да, у каждого из них она своя, но есть в ней то, что роднит всех и о чём сказал А. Передреев в стихотворении ”Памяти поэта”:

    Тебе твой дар простором этим дан,

    И ты служил земле его и небу,

    И никому в угоду иль потребу

    Не бил в пустой и бедный барабан.

    Ты помнил тех, далёких, но живых,

    Ты победил косноязычье мира,


    И в наши дни ты поднял лиру их,

    Хоть тяжела классическая лира!

    2.4.2. Опыт анализа стихотворения Н. Рубцова с точки зрения есенинских традиций.

    Одним из наиболее ярких стихотворений Н. Рубцова - стихотворение “Звезда полей” (1964):

    Звезда полей во мгле заледенелой,

    Остановившись смотрит в полынью.

    Уж на часах двенадцать прозвенело,

    И сон окутал родину мою…

    Звезда полей! В минуты потрясений

    Я вспоминал, как тихо за холмом

    Она горит над золотом осенним,

    Она горит над зимним серебром…

    Звезда полей горит, не угасая,

    Для всех тревожных жителей земли,

    Своим лучом приветливым касаясь

    Всех городов, поднявшихся вдали.

    Но только здесь, во мгле заледенелой,

    Она восходит ярче и полней,

    И счастлив я, пока на свете белом

    Горит, горит звезда моих полей…

    Звезда в данном произведении выступает как традиционный символ судьбы и вечности. Заявленный в названии образ стихотворения в каждой из четырёх строф актуализируется повтором. Почему же Рубцов называет стихотворение “Звезда полей”? Очевидно, поле, как и купол небес, является одним из излюбленных образов, характеризующих художественное пространство в лирике Рубцова. Примечательно, что в другом стихотворении поэта “Зелёные цветы” лирическому герою “легче там, где поле и цветы”, то есть простор, свобода. Однако, образ - символ “звезда полей” несёт в стихотворении также и социальную окраску. Ведь горит она над мирно спящей родиной. В стихотворении подчёркивается ощущение необъятных просторов, широта горизонтов русской земли.

    Судьба лирического героя и судьба родины связаны в творчестве Рубцова “самой жгучей и самой смертной связью”. По мере развития лирического сюжета художественное пространство стихотворения значительно расширяется. Рубцовская звезда полей горит уже не только над Россией, но и “для всех тревожных жителей земли”. Таким образом, счастье воспринимается героем как мир и покой всего человечества. Однако в последней строфе стихотворения художественное пространство опять композиционно сужается. Только на родине звезда “восходит ярче и полней”. В заключительной строке актуализируется тема малой родины:

    И счастлив я, пока на свете белом

    Горит, горит звезда моих полей…

    Над текстом этого ключевого стихотворения в сборнике поэт работал долго и тщательно.

    В этом стихотворении Рубцов широко использовал фольклорные символы: образ птицы, как образ времени, судьбы и души, образ звезды как символ судьбы, счастья и духовной чистоты, образ храма как символ святости и так далее. В творчестве поэта налицо углубление классической традиции русской поэзии. Недаром Н. Рубцова называют наследником поэзии Есенина. Справедливо В. Гусев заметил: “Рубцов, вслед за Есениным, идёт от ощущения, что в мире господствует гармония, которую следует проявить… Она, прежде всего - в природе, согласно с природой, а не вопреки природе - вот незаявленный, но незыблемый девиз Есенина и Рубцова. Она во всём, что связано с природой: в деревне и её ценностях, в цельном чувстве, в мелодическом и напевно - ритмическом начале мира, как начале именно естественной гармонии”.

    Заключение.

    Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими

    Пригоршнями сокровищ его души.

    А. Н. Толстой.

    Слова А. Н. Толстого о Есенине можно поставить эпиграфом к творчеству выдающегося русского поэта ХХ века. И сам Есенин признавался, что хотел бы “всю душу выплеснуть в слова”. “Половодье чувств”, затопившее его поэзию не может не вызывать ответного душевного волнения и сопереживания.

    Есенин - это Россия. Его стихи - это разговоры о Руси, её прошлом, настоящем и будущем. И, конечно же, время определило значение есенинской поэзии, народной по своей сути. В её центре - великие противоречия нашей эпохи, и прежде всего - национальная трагедия русского народа, раскол между народом и властью, властью и личностью, её сиротство и трагическая судьба. Эти черты в характере русского народа, в русской душе и вошли в характер лирического героя С. Есенина.

    Есенин - пример для таких поэтов, как Н. Рубцов. К счастью для нас и особенно для будущего русской культуры, наши поэты ХХ века смогли сохранить и донести до нас и до грядущих поколений живую музу русской поэзии. Да, у каждого из них она своя, но есть в ней то, что роднит всех и о чём хорошо сказал А. Передреев в стихотворении “Памяти поэта”:

    Тебе твой дар простором этим дан,

    И ты служил земле его и небу,

    И никому в угоду иль потребу

    Не бил в пустой и бедный барабан.

    Ты помнил тех, далёких, но живых,

    Ты победил косноязычье мира,

    И в наши дни ты поднял лиру их,

    Хоть тяжела классическая лира!

    Таким образом, целью работы являлось выявление своеобразия поэтики С. Есенина.

    Для этого решались следующие задачи:

    Ш выявление особенностей художественного стиля и поэтической техники С. Есенина.

    Как результат: для Есенина характерно одушевление природы, приписывание ей человеческих чувств, т. е. приём олицетворения

    Поэзия Есенина насыщена обращениями, часто это обращения к природе.

    Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, повторы, метафоры.

    Ш Рассмотрение основных тем творчества.

    В результате исследования были сделан вывод, что основными темами творчества Есенина являлись тема деревни, родины и любви.

    Ш Определение роли традиций древнерусской литературы и фольклора.

    Было определено, что поэзия Сергея Есенина и фольклор имеют очень тесную связь, а также следует сказать о мощном воздействии на Есенина древнерусской литературы и иконописи.

    Ш Изучение гоголевских традиций в творчестве С. Есенина.

    Прямые параллели с Гоголем мы обнаруживаем в поэмах Есенина «Страна негодяев», «Анна Снегина», «Чёрный человек», в статье «Железный Миргород», многочисленных лирических стихотворениях. Скрытые параллели пронизывают, пожалуй, всё творческое наследие Есенина.

    Ш Обобщение есенинских традиций, наследуемых в поэзии 2-й половины ХХ века.

    Николай Тряпкин - самый крупный в наше время продолжатель традиции молодого Есенина. Народно - песенная традиция Есенина живёт во многих стихотворениях Н. Тряпкина. Рубцов, вслед за Есениным, идёт от ощущения, что в мире господствует гармония, которую следует проявить… Она, прежде всего - в природе, согласно с природой, а не вопреки природе - вот незаявленный, но незыблемый девиз Есенина и Рубцова.

    Практическая направленность видится в возможности использования на уроках литературы.

    Приложение № 1.

    Фотоматериалы С. Есенина.

    С.А. Есенин. 1913 год.

    С.А. Есенин. Фотография с заграничного паспорта. 1922 год.

    Н.И. Колоколов, С.А. Есенин, И.Г. Филипченко. 1914 год.

    С.А. Есенин. 1922 год.

    Сергей Есенин с Н. А. Клюевым. Осень 1916 г.

    С.А. Есенин. 1924 год.

    Сергей Есенин и Айседора Дункан

    С.А. Есенин с Айсидорой Дункан и ее приемной дочерью Ирмой. 1922 год.

    Библиография

    1. Есенин С.А. Собр. соч.: в 3 т. Т. 1, 3. М., 1977.

    2. Гоголь Н. В. Собр. соч.: в 8 т. Т.1, 7. М., 1984.

    3. Рубцов Н.: Время, наследие, судьба: Литературно - художественный альманах. 1994.

    4.Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты.- М.: Мегатрон, 1997. - 88с..

    5. Гусев В. И. Неочевидное6 Есенин и советская поэзия. М., 1986. С.575

    6. Жизнь Есенина: рассказывают современники. М., 1988.

    7. Лазарев В. Долгая память // Поэзия российских деревень, М., 1982, с. 6, /140/.

    8. Литература в школе. Научно - методический журнал. М., 1996.

    9. Прокушев Ю. Л.: Жизнь и творчество Сергея Есенина. М.: Дет. Лит., 1984.- 32с..

    10. Роговер Е. С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие. - 2-е издание.- СПб. 2004.- 496с.

    11. В.Ф. Ходасевич. Некрополь: Воспоминания.- М.: Советский писатель, 1991.- 192с.

    12. Эрлих В.И. Право на песнь // С.А.Есенин в воспоминаниях современников: в 2 т. Т.2. М., 1986..

    13. П.Ф. Юшин. Поэзия Сергея Есенина 1910-1923 годов. М., 1966.- 317с..



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Где лучше заказать курсовую работу? - https://author24.ru


Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Управление конфликтами в организации
Курсовая работа Анализ эффективного использования материальных ресурсов
Курсовая работа Организация управления малым предприятием
Курсовая работа Педагогические условия организации самостоятельной работы учащихся
Курсовая работа Финансовое планирование на предприятии
Курсовая работа Банкротство (несостоятельность) юридических лиц
Курсовая работа Анализ производства продукции растениеводства
Курсовая работа Оценка производственных мощностей предприятия
Курсовая работа Реструктуризация предприятия
Курсовая работа Институциональное направление в экономике
Курсовая работа ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КРАЖУ ПО УК РФ
Курсовая работа Анализ финансового состояния предприятия
Курсовая работа Стратегическое управление организацией на примере ОАО "РЖД"
Курсовая работа Организация и развитие складского хозяйства оптового предприятия
Курсовая работа Негосударственные пенсионные фонды в РФ. Современное состояние. Перспективы развития