12
Содержание
Введение……………………………………………………………………….…..2
1 Жанр рассказа в современной филологической науке……………...………..8
1.1 Поэтика рассказа как малой литературной формы…………………………8
1.2 Жанр рассказа как литературоведческая проблема…………животным - все это явно и очевидно в рассказах мордовской писательницы.
В. И.Мишанина в своих произведениях художественно осмысливая мир детства, показывают, как ребенок постепенно проникает в сферу взрослых отношений, воспитывает в себе человека и гражданина, носителя нравственных начал.
Мордовский литературовед Е. К. Атякшева, создавшая немного художественных произведений, высказывается о рассказах В. И. Мишаниной следующим образом: «Мордовская писательница проникновенно и глубоко показывает, как деревенские мальчики и девочки становятся настоящими «людьми» родного края, в ряде случаев - гордостью нашей многонациональной культуры, оставшись при этом простыми и непосредственными, с душой, всегда распахнутой каждому» [Атякшева, 2007: 227].
Заключение
Работая с жанром рассказа, закрепившимся в современной литературе, В. И. Мишанина внесла существенные изменения в его структуру, раскрыла национальный аспект и сюжетное составляющее малой формы мордовского эпоса. Ее рассказы отличаются своей колоритностью, специфичностью образов, обилием чувств и переживаний на фоне мордовского края.
Мордовский литературовед Е. К. Атякшева, создавшая немного художественных произведений, высказывается о рассказах В. И. Мишаниной следующим образом: «Мордовская писательница проникновенно и глубоко показывает, как деревенские мальчики и девочки становятся настоящими «людьми» родного края, в ряде случаев - гордостью нашей многонациональной культуры, оставшись при этом простыми и непосредственными, с душой, всегда распахнутой каждому» [Атякшева, 2007: 227].
Рассказы мордовской писательницы описывают быт простых людей, деревенскую жизнь. И жизнь эта прописана с такой яркостью, наполнена позитивом и солнечным светом. Все это - богатство нашей родной стороны, мордовского края, Мордовии. Только любящий свою Родину человек мог создать такое богатство! Этим человеком и по праву явилась В. И. Мишанина.
«Читая ее рассказы, хочется отыскать на карте такие места, где живут герои ее произведений. Мир ее рассказов чудесен, - это волшебный мир! Он очаровывает вновь и вновь, при каждом прочтении. Он завораживает, манит к себе, зовет нас на родную сторонку - в Мордовию» [Коротков, 2008: 397].
В этом контексте постижение генетического родства мордовской современности ХХ века с произведениями В. И. Мишаниной, выявление механизма их художественного взаимодействия представляется интересной и весьма плодотворной перспективой изучения наследия народной писательницы. Помимо давно уже сформировавшихся представлений о жизни деревни, зримо вырисовывается возможность исследования ее взаимосвязи с городом. Создавая своеобразную систему жанра рассказа на основе его национальной природы, В. И. Мишаниной удалось, синтезируя опыт предшественников, проложить путь творческим открытиям будущего.
Тема, давшая название курсовой работе, самым непосредственным образом связана с необходимостью восстановления реальной картины развития мордовской литературы на материале становления в ней жанра рассказа. В современных условиях, когда в сфере изучения национальных и межнациональных отношений в науке на передний план выдвинулась разработка проблем возрождения культурных традиций народов России, тема настоящего исследования приобретает общенаучное историко-литературное значение. В связи с этим, следует отметить, что в целевом отношении исследование прошло через анализ конкретных художественных произведений мордовской писательницы с выявлением наиболее характерных нравственно-эстетических особенностей и определением актуальных тенденций жанрового своеобразия рассказа как малой эпической формы.
Данное исследование в содержательном отношении рассматривает жизнь и творчество В. И. Мишаниной с разных аспектов: психологического (воплощение личностной позиции и ее реализация на страницах своих произведений с особой чувственностью, открытостью и характерностью, в частных случаях - исповедальностью; структура личности автора и его национальная принадлежность; народная мотивация в поведении героев произведений); философского (духовность и душевность творчества; бытийная, деятельностная концепция авторского предназначения); морально-нравственного (ценностная ориентация личности автора и всего его творчества в целом, включая отдельную жанровую разновидность - рассказ; аксиологический подтекст произведений; интерпретация «хорошего» и «плохого» в жизни и творчестве; мотивы чести, совести и долга); эстетическом (реализация принципа «прекрасного» в творчестве); религиозном (отношение к Богу и божественному, значение исповеди и молитвы для человека); культурологическом (национальная культура и ее традиции в жизни и творчестве; принцип преемственности поколений; позиция современности и культурного движения общества к «светлому» будущему); социологического (жизнь села и города, их взаимодействие; реализация принципа «жизнестроительства» нового общества); историческом (контекст современности в рассказах автора).
В связи с этим, следует отметить, что основная цель и задачи исследования реализованы в полной мере благодаря использованным методам.
Впервые в национальном литературоведении проведен полиаспектный анализ жанрового своеобразия мордовской прозы и обобщены важные эстетические категории в творчестве современной писательницы; определено место жанра рассказа в общем литературном процессе Мордовии; выявлены наиболее характерные тенденции и особенности прозаического жанра; показано влияние национальных устно-поэтических традиций на творчество современных мордовских прозаиков; исследован нравственно-эстетический аспект рассказов мордовской писательницы путем актуализации на мире мордовской души в рассказах В. И. Мишаниной, описаны ценности мира детства в ее произведениях и выявления ценностной ориентации творчества мордовской писательницы.
Несмотря на это курсовая работа не претендует на всеохватность заявленной в нем темы, рассматривая лишь отдельное жанровое образование - рассказ и его специфику в общем контексте творчества автора. Так, целесообразным представляется исследовать ее ранние поэтические произведения. Подлежит дальнейшему изучению ее проза, предназначенная для сцены. Интересно было бы рассматривать ее прозаические тексты в широких сопоставлениях с поэзией, а также с произведениями других писателей Мордовии. Дальнейшее тематическое углубление и расширение границ исследования может быть ориентированно с точки зрения, как истории мордовской литературы, так и методики, а также может являться основой другого научного вида деятельности (в том числе может быть представлена монографически).
В соответствии со всем вышеизложенным, можно сделать следующий вывод: курсовая работа многоаспектна, как и сама природа жанра рассказа. «Мордовские рассказы В. И. Мишаниной - это история не только одной жизни, в них отразилось все, что мучило и грело сердца всего мордовского народа, живущего в наше суровое время современности» [Коротков, 2008: 119].
Список использованных источников
1 Александрова, Л. П., Кузьменко, Ю. Б. Роль национальности в русской литературе / Л.П.Александрова, Ю.Б.Кузьменко. - М.: Наука, 2002. - 315 с.
2 Атякшева, Е. К. Мордовская литература и современность / Е.К.Атякшева. - Саранск: Издательство МГУ, 2008. - 501 с.
3 Бахтин, М. М. Эпос и роман / М.М.Бахтин. - М.: Просвещение, 1996. - 396 с.
4 Богомолов, Ю. А. Проблемность русского рассказа / Ю.А.Богомолов // Русский рассказ: тезисы докладов конференции. - М.: Просвещение, 1990. - 700 с.
5 Борщевская, А. И. Рассказы для детей / А.И.Борщевская // Вопросы детской литературы. - М.: Просвещение, 1954. - 340 с.
6 Головенченко, Ф. М. Введение в литературоведение / Ф.М. Головенченко. - М.: Высшая школа, 2001. - 236 с.
7 Гуляев, Н. А., Богданов, А. Н., Юдкевич, Л.Г. Теория литературы в связи с проблемами эстетики / Н.А.Гуляев. - М.: Высшая школа, 1999. - 289 с.
8 Егоров, С. И. Характер в литературе Мордовии / С.И.Егоров. - Саранск: Издательство МГУ, 2003. - 236 с.
9 Емец, Д. А. Произведения для детей и о детях в творчестве русских писателей / Д.А.Емец. - М.: Наука, 2001. - 178 с.
10 Кожевников, В. М., Николаев, П. А. Литературный энциклопедический словарь / В.М.Кожевников. - М.: Инфо-Пресс, 2000. - 811 с.
11 Коротков, И.П. Очерки мордовской литературы / И.П.Коротков. - Саранск: Издательство МГУ, 2008. - 512 с.
12 Косолапов, И. Н. Эпос мордовского народа / И.Н.Косолапов. - Саранск: Издательство МГУ, 2005. - 319 с.
13 Кузьменко, Ю. Б. Национальный аспект в литературном образовании / Ю.Б.Кузьменко. - М.: Просвещение, 2005. - 326 с.
14 Макарова, В. А. Рассказ в детской литературе / В.А.Макарова // Русская детская литер. - М.: Просвещение, 2002. - 333 с.
15 Минералова, И. Г. Феномен детства в мировой словесности. / И.Г.Минералова // Мировая словесность для детей и о детях. - М.: Издательство МПГУ, 1998. - 123 с.
16 Мишанина, В. И. Ворота времени / В.И.Мишанина. - М.: Детская литература, 1984. - 125 с.
17 Мишанина, В. И. Дымное утро / В.И.Мишанина. - М.: Детская литература, 1986. - 91 с.
18 Мишанина, В. И. Железный самолетик / В.И.Мишанина // Советская Мордовия. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1995, 22 марта.
19 Мишанина, В. И. Люди в дороге / В.И.Мишанина. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1988. - 208 с.
20 Мишанина, В. И. Принципиальные люди / В.И.Мишанина. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1988. - 206 с.
21 Мишанина, В. И. Прозрение / В.И.Мишанина // Советская Мордовия. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1980, 6 апреля.
22 Мишанина, В. И. Серебряная ракушка / В.И.Мишанина. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1980. - 112 с.
23 Мишанина, В. И Цветы луговые / В.И.Мишанина. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1984. - 120 с.
24 Поспелов, Г. Н. Введение в литературоведение / Г.Н.Поспелов. - М.: Высшая школа, 1996. - 315 с.
25 Прозаическое произведение и его целостность // Сборник научных трудов "XV Международные Ломоносовские чтения". - Архангельск, 2003. - С. 121-129.
26 Сетин, Ф. И. История русской детской литературы. / Ф.И.Сетин. - М.: Просвещение, 1990. - 420 с.
27 Соколова, В. Е. Мордовский национальный характер / В.Е.Соколова. - Саранск: Издательство МГУ, 2003. - 200 с.
28 Тимофеев, Л. И. Основы теории литературы / Л.И.Тимофеев. - М.: Просвещение, 2000. - 421 с.
29 Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б.В.Тимофеев. - М.: Просвещение, 1997. - 361 с.
30 Хализев, В. Е. Теория литературы / В.Е.Хализев. - М.: Высшая школа, 2002. - 357 с.
31 Щепилова, Л. В. Введение в литературоведение / Л.В.Щепилова. - М.: Высшая школа, 1998. - 433 с.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |