Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинская государственная академии культура и искусств»
Факультет информационных ресурсов и технологий
Курсовая работа по дисциплине «Общее библиотековедение»
Формирование информационной культуры личности
Выполнил студент:
Заворницына Вера Сергеевна
Челябинск 2009
Оглавление
Введение
1. Информационная среда как основа формирования информационной культуры
2. Анализ состояния исследуемой проблемы
3. Формирование информационной культуры
3.1 Школьники
3.2 Студенты/специалисты
3.3 Педагоги/преподаватели
4. Создание и использование современных мультимедийных средств для повышения информационной культуры пользователей
5. Современное состояние вопроса
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Информационная культура сегодня требует от современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационной среде.
Создаваемый в процессе информатизации информационно-технический потенциал общества определяется не только уровнем развития современных информационных и коммуникационных технологий. Многое зависит от уровня информационной культуры, как всего социума, так и отдельно взятой личности. Ключевым условием успеха и социальной эффективности информатизации является человеческий фактор.
Человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений: во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и др.; во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы; в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных, так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем; в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации; в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог.
Информационная культура личности выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека, причем, как правило, этот процесс имеет стихийный характер, зависящий от степени возникновения перед личностью задач. Современному человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой уже на начальном этапе своей профессиональной деятельности.
Актуальность рассматриваемого вопроса вытекает из необходимости уточнения определения информационной культуры личности, ее сущности, так как от этого зависит содержание педагогического процесса, направленного на формирование у личности качеств, необходимых для соответствия требованиям современного уровня развития общества.
1. Информационная среда как основа формирования информационной культуры
Термин “ информационная культура” сейчас широко используется в библиотечной литературе. Данное понятие многозначное, существует целый ряд его определений в различных источниках (Л.А. Васютина, зам. директора ИМБЦ). Краткая формулировка этого понятия может выглядеть таким образом: информационная культура личности - это умение человека ориентироваться в мире информации, находить нужную информацию и творчески ее перерабатывать. Традиционно информационную культуру связывают либо с обучением информатике и овладением компьютерными навыками, либо с библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения. Данные понятия (библиотечно-библиографическая грамотность, культура чтения, компьютерная грамотность) являются основными составляющими информационной культуры личности.
Хотя в настоящее время необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений, прогнозирование будущих результатов такого внедрения вызывает удивление своими восторженными, а порой и невежественными оценками. Идет подмена или смешение понятий “информация” и “знания”.
Возможность активного использования информационного ресурса в качестве общественного продукта и обеспечение доступа к информации, без каких-либо существенных ограничений часто преподносится как усвоение самой информации. Но передача информации, вообще говоря, не тождественна знаниям, “…важно подчеркнуть, что информация как превращенная форма знания не совпадает с самим знанием. Информация существует как хранящиеся и передаваемые в обществе тексты (в обобщающем понимании этого слова), а знания существуют как личное достояние знающих…”(Шрейдер Ю.А.). Из этого следует, что информация - фактор общественно-социальный, а знание - личностный. Таким образом “…задача обучения состоит в том, чтобы информацию превратить “ в личное достояние” обучаемых, т.е. знание” (Мозолин В.П.).
Обучаемый при помощи средств телекоммуникации должен самостоятельно интерпретировать полученную им информацию, и для ее адекватного восприятия необходима информационная культура, как фактор общечеловеческой культуры. Наиболее полное воспитание и становление информационной культуры возможно в условиях информационной среды, внутри которой возможно с большей полнотой раскрыть содержание передаваемой учебной информации по другим дисциплинам. Формировать информационную среду информатики необходимо и до начала систематического обучения информатике и в процессе обучения.
Информационная среда в предметной области информатика формируется за счет нескольких составляющих:
1. Предмет информатика в играх и задачах, который введен в начальных классах и служит задачам общего развития обучаемых, т.к. в современной системе обучения именно идея развития становится преобладающей. Преподавание компьютерных дисциплин в начальной школе с соответствующим программным обеспечением достаточно дорогое удовольствие, кроме того ограничено время работы с компьютером либо медицинскими соображениями, либо занятостью компьютерного класса. Информатика в играх и задачах обеспечивает обучающий и развивающий эффект.
2. Использование компьютеров на некомпьютерных дисциплинах (обучающие программы, тесты, диагностика).
3. При подготовке докладов и рефератов по любой из школьных дисциплин задания на компьютерное оформление работ. В процессе выполнения практических заданий учащиеся получают сведения о видах программ, о стандартном пользовательском интерфейсе, а также об устройстве компьютера.
При такой организации очень высока мотивация учеников к изучению, например, текстового редактора, который осваивается в несколько раз быстрее, чем на традиционном уроке информатики.
Ученики уже заранее имеют возможность видеть, над чем им предстоит трудиться, что они должны знать и уметь в перспективе.
При таком всепроникающем “допредметном” влиянии информатики учащиеся имеют возможность использовать компьютер для решения своих практических задач, ориентироваться в программных средствах и понимать ограничения того или иного программного продукта до появления урока информатики в расписании.
4. На уроках информатики в старших классах, кроме базового курса ученики получают задание на подготовку доклада или реферата по любой из школьных дисциплин, материал для которых получен с применением средств телекоммуникаций.
Для того чтобы эффективно использовать преимущества новых информационных технологий, необходимо обладать соответствующим уровнем информационной культуры.
Информационная среда является важным условием формирования культуры работы с информацией и в конечном итоге способствует повышению качества обучаемости не только по информационным дисциплинам.
Не передача “суммы знаний” обучаемым в процессе обучения, а обучение методам приобретения знаний - это те умения, которые формирует информационная среда.
2. Анализ состояния исследуемой проблемы
Усиление роли информационной культуры в структуре деятельности современного человека определяется следующими факторами: резким увеличением объемов информации, обусловленным ускоренными темпами развития научно-технического прогресса; неизбежным рассеянием информации, вызванным дифференциацией и интеграцией современной науки; быстрым устареванием знаний в связи со сменой научных и социальных парадигм.
К числу наиболее важных проблем исследования информационной культуры можно отнести следующие:
1) формирование тезауруса - системы информационных понятий, обеспечивающих общую и специальную ориентировку личности в окружающей информационной среде;
2) умение осуществлять информационную деятельность, т.е. формировать свои информационные потребности и запросы, владеть стратегиями и алгоритмами оптимизированного информационного поиска и анализа информационных источников, свертывать и развертывать информацию, вступать в разнообразные информационные контакты;
3) подготовленность личности к эффективному использованию любых (традиционных и компьютерных) источников информации;
4) разумное регулирование информационного поведения человека в свете выработанных обществом нравственных и правовых норм;
5) реализация индивидуальных особенностей личности в ее информационной деятельности.
Информационная культура сегодня требует от современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационной среде. Она может выполнять следующие функции: регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную; познавательную, так как непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением; коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей; воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.
В настоящее время существует большое количество определений информационной культуры. Информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.
В узком смысле слова это: оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.
Основой сущностного определения понятия «информационная культура» должно стать понятие культуры, дополненное в соответствии с особенностями данной специфической сферы деятельности и рассматриваемое как компонент общей культуры личности.
В науке используется большое количество определений понятия культуры и, соответственно, ее значений. Для конкретного исследования целесообразно остановиться на сути понятия, обращая внимание на те его стороны, которые окажутся существенными при расшифровке интересующего нас представления «информационная культура личности».
В философском словаре под культурой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
В философии выделено несколько уровней анализа культуры: культура общества, культура социальных групп и культура отдельного человека. «Культура имеет три масштаба в соответствии с философским различием онтологических уровней «общее - особенное - единичное»: культура как способ существования человека, макро- или микрогруппы, говоря языком социологов, культура отдельной личности (по формуле обыденной речи - культурный человек)».
Культура личности включает в себя как образованность (обученность и воспитанность), так и основные параметры развития личности, т.е. все то, что человек вырабатывает в себе, приобретает в своей жизни в обществе и под влиянием общества, при участии других людей, «присваивая» общественно-исторический опыт. Это соответствует исходному пониманию термина «культура», принятому еще в Древней Греции.
В первоначальном значении понятие «культура» в переводе с латинского означало «возделывание почвы» (Каган М.С.), то есть изменения в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Понятие культуры в широком смысле как раз и охватывает сферу целесообразной деятельности людей, совокупность общественных предметов в отличие от предметов природы, не преобразованных человеческим трудом. Культура в глубокой своей сути является тем, что обеспечивает реализацию самой деятельности, т.е. способом ее осуществления. Культура представляется:
Ё в виде совокупности (системы) определенных видов деятельности и ее результатов;
Ё как творческое содержание деятельности;
Ё как способ деятельности, ее технологии;
Ё как качественная характеристика деятельности и ее результатов.
Понятие «культура» может употребляться в самых разных смыслах. Если в основу классификации видов культуры положить содержательный или предметный признак, то можно говорить о физической, художественно-эстетической, экологической, политической культуре и т.д. В этом же ряду находится и информационная культура. Так как понятие «информация» несет большую смысловую нагрузку, то роль информационной культуры особая, в частности она является исключительной в формировании содержания образования.
Кроме того, исследования показали, что проблема определения ИКЛ затруднена многозначностью данного понятия. Ее можно понимать как феномен, как часть личностного знания, общей культуры человека; как уровень развития знаний, умений, навыков и т.п.; как область знаний, исследующую некоторые проблемы; как учебную дисциплину.
Система образования формирующегося информационного общества призвана решать принципиально новую глобальную проблему, связанную с подготовкой человека к жизни и деятельности в совершенно новых для него условиях информационного мира. Именно система образования должна дать необходимые знания о новой информационной среде обитания, формировать новую информационную культуру и новое информационное мировоззрение, основанное на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, жизни человеческого сообщества и, наконец, деятельности самого человека.
Вопросы становления и развития информационной культуры личности обучающегося, его информационной подготовки в вузе к работе со средствами информатизации занимают особое место в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. По их мнению, информационная культура личности предполагает формирование необходимых знаний, ценностных ориентации, умений и навыков в работе с информацией, овладение нормами и правилами поведения в информационной среде.
Изучение литературных источников (Брановский Ю.С., Буторин В.Я., Колин К.К., Семенюк Э.П., Шамова Т.И.) показало, что категория «информационная культура» проанализирована в различных взаимосвязях с такими понятиями, вошедшими в научный аппарат педагогики, как «компьютерная грамотность», «компьютерная культура» и «информационная грамотность». Рассмотрим каждое из этих понятий в отдельности. Ключом к пониманию словосочетания «компьютерная грамотность» является слово «грамотность», которое современная отечественная педагогическая наука рассматривает как необходимую ступень и средство личностного становления человека. На самых разных этапах образования «грамотность» означает умение читать, писать и считать. С этой точки зрения, компьютерная грамотность - это умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с программами на персональном компьютере.
Сегодня под компьютерной грамотностью понимаются:
Ё знания, касающиеся информационной техники и технологии, компьютеров, их потенциала, возможностей и границ использования, а также относящихся к ним основных экономических, социальных, культурных и нравственно-этических вопросов;
Ё совокупность умений и навыков использования компьютеров в своей деятельности:
а) умение инструментального использования ЭВМ (умение пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, базами данных и т.д.);
б) умение, характеризующее гуманитарный компонент применения компьютера (умение анализировать ситуации, обусловленные использованием компьютера, описывать результаты воздействия на людей сбоев и отказов системы, умение определять возможность решения задач с помощью компьютера).
В понятие «информационная грамотность личности» включены следующие компоненты:
Ё компьютерная грамотность личности;
Ё знания об информационной среде, законах ее функционирования, а также некоторый объем метазнаний, т.е. знаний об информации;
Ё наличие у личности информационных потребностей широкого диапазона;
Ё умение ориентироваться в информационных потоках;
Ё умения и навыки сохранения информации для повторного использования;
Ё развитость алгоритмического мышления личности.
Компьютерная культура есть термин, охватывающий и регламентирующий полный комплекс аспектов работы человека с информационными технологиями и телекоммуникационными средствами.
К компонентам компьютерной культуры относятся:
а) знание методологии применения информационных и компьютерных технологий (ИиКТ) в различных областях жизнедеятельности человека;
б) понимание соответствующей терминологии, связанной с ИиКТ;
в) знание принципов устройства и работы компьютерной техники;
г) знание конкретных примеров использования ИиКТ;
д) свободное владение навыками работы с компьютером в повседневной профессиональной деятельности;
е) знание основ методов моделирования (математического, логического, дидактического и др.);
ж) понимание принципов, лежащих в основе функционирования телекоммуникационных сетей и умение ими пользоваться:
и) умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью электронно-вычислительной техники и применять их в своей деятельности;
к) умение грамотно сформулировать задачу, возникающую в своей деятельности и реализовывать на практике основные этапы ее решения (структуризация, алгоритмизация, программирование и реализация);
л) соблюдение морально-этических и правовых норм применения ИиКТ.
В связи с широким использованием телекоммуникаций в практической деятельности человека и расширением сферы применения информационных технологий появилась дефиниция «информационная культура». Содержание термина «информационная культура» гораздо шире, чем другие понятия. Оно точнее отражает взаимодействие отдельной личности с окружающими информационными средами и пространством.
Информационная культура предполагает наличие у личности таких качеств, как:
1. информационная грамотность. Она включает:
Ё стройную, логически связанную, преемственную систему знаний информационных технологий, в том числе компьютерных;
Ё умения и навыки любой деятельности, связанной с информацией, а также умения и навыки планирования своей деятельности, проектирования и построения информационных моделей, коммуникации, дисциплины общения и структурирования сообщений, инструментирования всех видов деятельности, использования современных технических средств в жизни;
2. осознанную мотивацию личности на:
Ё удовлетворение своих информационных потребностей на базе знаний ИиКТ;
Ё повышение своего общекультурного, общеобразовательного и профессионального кругозора;
Ё развитие умений и навыков информационной деятельности и информационного общения на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе компьютерных;
3. определенный стиль мышления, главной характеристикой которого являются самостоятельность и креативность.
В настоящее время существуют различные подходы к определению феномена «информационная культура». В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов, порой противоположных. Однозначного и всеобъемлющего определения этому понятию исследователи не дают.
Исторический подход к пониманию информационной культуры наиболее полно представлен в работах К.К. Колина, А.И. Ракитова, Э.П. Семенюка и др. В рамках этого подхода делается акцент на анализ генезиса информационной культуры, выявляется ее конкретно историческая и социальная обусловленность и, как результат, предпринимаются попытки формирования исторической модели информационной культуры, в которой и «должны сочетаться временной фактор и перечни компонентов информационной культуры». Генеалогическое информационное древо нашей цивилизации уходит корнями в глубины истории, к простейшим формам информационных связей и информационного общения.
Первую информационную революцию связывают с появлением языка, с технологией устной речи, её передачей, запоминанием, возможностью трансляции в пространстве и времени. Древняя дореволюционная информационная среда была соразмерна индивидуальному человеческому сознанию и отличалась невысокой скоростью распространения информации.
Вторая информационная революция связана с изобретением письменности. Это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленных человеческим обществом знаний, но и повысить достоверность этих знаний, создать условия для их широкого распространения. Кроме этого, появление документальных носителей информации расширило сферу общения, диапазон его форм и возможностей и создало предпосылки для возникновения нового этапа развития информационной культуры.
Изобретение книгопечатания - одна из первых эффективных информационных технологий, приведшая к третьей информационной революции, которая радикально изменила производство (индустриальное общество), культуру и способ организации общественной и исторической деятельности. Произошел взрывообразный рост количества используемых в обществе информационных документов, а самое главное - началось и более широкое распространение информации, научных знаний и информационной культуры. Книгопечатание дало возможность собрать все достижения человеческой мысли предшествующих поколений и ускорить процесс получения знаний, позволило тиражировать тексты для большого количества людей одновременно и потребовало, в свою очередь большего распространения грамотности среди людей.
Четвертая информационная революция, начавшаяся в XIX веке, связана с изобретением и последующим применением в практике электричества и таких средств коммуникации, как радио, телефон, телевизор. Эти средства означали грандиозный переворот с точки зрения скоростей передачи информации, объемов памяти и возможности накопления знаний. Данный этап информационной истории человечества привел к формированию новой личности с иным уровнем информированности и информационной культуры.
Переход к новому электронному этапу информационной истории человечества обеспечила пятая информационная революция, связанная с использованием в практике средств цифровой вычислительной техники. Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние двадцать лет, когда были сконструированы и стали широко выпускаться промышленностью персональные ЭВМ. Их появление произвело подлинный переворот в информационной сфере общества, во многом изменило психологию и практику научной, педагогической и производственной деятельности людей.
Сегодня информатизация общества оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Именно поэтому, по мнению К.К. Колина, разворачивающийся на наших глазах процесс информатизации общества следует квалифицировать как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете новой цивилизации - информационного общества.
С точки зрения исторического подхода, содержание и характер информационной культуры меняются в условиях трансформации информационной среды жизни общества. Каждый новый этап совершенствования информационной культуры не отвергает составляющие информационной культуры предыдущих этапов, а включает их в себя как необходимые, тем самым обогащая содержание информационной культуры.
На уровне общества информационная культура анализируется в работах М.Г. Вохрышевой, Э.П. Семенюка, А.П. Суханова и др. Информационная культура выступает в этом случае как способ «сглаживания противоречий социального характера посредством их информационного регулирования». Основными носителями информационной культуры выступают социальные группы и социальные институты.
С философских позиций А.П. Суханов определяет информационную культуру как «достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения потребностей людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации».
Ю.С. Зубов и Н.А. Сляднева рассматривают информационную культуру в разрезе микропроцессов, происходящих в настоящее время в обществе, и считают, что информационная культура - «это методика, методология и мировоззрение общества эпохи информатизации».
Технологический аспект понимания информационной культуры представлен в работах Э.П. Семенюка, К.К. Колина и др.
Так, например, Э.П. Семенюк говорит о том, что информационная культура - это «степень развитости информационного взаимодействия и всех информационных отношений в обществе, мера совершенства в оперировании любой необходимой информацией».
По определению С.М. Оленева, информационная культура представляет собой «методический аппарат оперирования социальной информацией, сложившийся в ходе эволюции общества и накопивший в себе все многообразие способов взаимодействия человека и информации».
Анализ существующих определений дефиниции «информационная культура» показал, что наиболее разработанным аспектом при исследовании проблемы информационной культуры является ее рассмотрение на уровне личности.
Это объясняется тем, что культура не существует без человека, т.е. незаменимостью социокультурной роли личности.
3. Формирование информационной культуры
Важное значение при формировании информационной культуры личности имеет умение в огромном потоке информации определять ее полезность. На мой взгляд, она является основным критерием отбора, анализа и оценки информации при решении конкретной задачи.
В результате проведенных исследований выявлено, что структуру информационной культуры личности обучающихся можно представить по двум направлениям: горизонтально и вертикально.
«Горизонтальная» структура ИКЛ может быть представлена следующими ключевыми понятиями: «нормы», «знания», «значения» и «ценности».
Нормы способствуют поддержанию информационных связей в обществе.
Классифицированы нормы по нескольким основаниям:
1) побуждающие (нужно обязательно делать то или иное) и запрещающие (то, что нельзя делать);
2) общечеловеческие, национальные, классовые, групповые;
3) по степени обязательности - обязательные и не обязательные к исполнению.
Следование различным нормам приводит к тому, что человек в обществе начинает выполнять те или иные роли (член семьи, пассажир в общественном транспорте, пользователь в сети Интернет и т.д.).
Знания как результат процесса познания могут быть выражены в представлениях, суждениях, теориях и законах. Знания также формируют поведение человека.
Значения являются средством соединения двух миров: мира человека и внешнего мира посредством знаков. Особая роль в этом принадлежит символам. Знак или символ представляют собой повод реагировать на них соответствующим образом. Например, знаковость интерфейса настраивает человека реагировать определенным образом на то, что он видит, сидя за компьютером, на экране монитора.
Ценности являются способом регуляции поведения. Они придают смысл человеческой жизни.
Изучение культурологической и психолого-педагогической литературы позволило выделить следующие составляющие или структурные компоненты ИКЛ: когнитивный, содержательный, коммуникативный и рефлексивный.
Ниже рассмотрим конкретно по некоторым социальным подгруппам.
3.1 Школьники
Традиционная система передачи знаний учащимся не может удовлетворить информационные потребности личности. Поэтому современная школа в последние годы стала ориентироваться все в большей мере на самостоятельно и критически мыслящего ученика, умеющего видеть и творчески решать возникающие проблемы. Ключевая роль в прогрессивных школьных и педагогических технологиях отводится самообразованию как процессу, обеспечивающему планомерное и систематическое пополнение знаний путем самостоятельной работы с информационными источниками.
В последнее время при осуществлении Федеральных проектов и программ школы нашей страны оснастились компьютерной и орг.техникой, практически во все школы страны проведен Интернет. Таким образом, увеличивается количество источников получения информации. Из-за появления нетрадиционных источников информации и внедрения их в образовательную среду, необходимо учить пользователей работать с информацией такого вида. И тут возникают противоречия между:
Ё информационной стадией развития цивилизации и недостаточной информационной культурой участников образовательного процесса;
Ё потребностями общества в инициативных, творчески мыслящих, быстро перестраивающихся кадрах и репродуктивным характером образования;
Ё системным характером образовательного процесса и недостаточно организованным внедрением информационно-коммуникационных технологий в практику школы.
Одной из целей развития образования должно быть гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни. Все это в современном обществе невозможно без знаний, умений и навыков работы с информацией с применением компьютерной техники.
Отмеченные противоречия позволяют сформулировать проблемы вышесказанного:
Ё необходимость создания единой информационной образовательной среды на базе конкретной школы;
Ё развитие информационной культуры участников образовательного процесса путем использования информационно-коммуникационных технологий.
Проблема развития информационной культуры пользователей является сегодня одной из важнейших в образовании. Низкий уровень информационной культуры учащихся затрудняет их адаптацию и социализацию, препятствует профессиональной ориентации и становлению как полноправных членов общества. Низкий уровень информационной культуры педагогов влечет репродуктивный характер образования.
Главной целью образования становится - развитие информационной культуры учащихся, т.е. подготовить их к жизни в профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.
Для достижения цели необходимо решение ряда образовательных задач:
1. Овладение представлениями об информации (информационных процессах) как одном из основополагающих понятий, лежащих в фундаменте современной картины мира, об единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляющих систем различной природы, о роли информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека в информационном обществе.
2. Развитие алгоритмического и эвристического мышления, создание условий для повышения креативности, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимального решения.
3. Овладение представлениями об обучении и самообучении как особых видах информационных процессов, привитие умений использовать информационные технологии в образовании, в том числе и других предметах, нежели информатика.
4. Создание мотивации к правильному социальному поведению в глобальной информационной среде на основе соответствующих норм.
5. Подготовка к широкому практическому использованию информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности, овладение основными средствами компьютерных технологий. Информационную культуру будем понимать как уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию, но и так же как качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения, использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности. Развитие информационной культуры формирует во всех странах группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решении которых они включены. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека, что приводит, в общем, к информационному обществу. Для развития информационной культуры в школе может быть организован научно-информационный центр (НИЦ).
Занятия в НИЦ служат:
формированию, у учащихся, современной информационной картины мира;
формированию информационной культуры учащихся школы;
формированию навыков использования информационных технологий, как основной составляющей профессиональной деятельности в современном информационном обществе,
формированию знаний об устройстве и функционировании современной вычислительной техники;
формированию творческой личности, развитию у учащихся теоретического мышления, памяти, воображения;
воспитанию подрастающего поколения, направленному на формирование у обучаемых, гражданственности, нравственности и высокой морали. НИЦ совмещает в себе кабинет информатики, библиотечные фонды в виде справочной, энциклопедической, научно-популярной и художественной литературы, и предназначен так же для проведения урочных и внеклассных занятий по различным предметам с использованием современных технических средств. Основной функцией НИЦ является объединение информационного пространства школы для достижений главной цели - развития информационной культуры участников образовательного процесса. Функционирование НИЦ, библиотеки, совмещенной с НИЦ, концентрирующих и распространяющих перспективные технологии обучения, сможет перевести процесс обучения на более высокий уровень, предполагающий использование не только программно-методического обеспечения, но и самых разнообразных средств обработки и передачи информации, а также учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером. Складывается ситуация недостаточной работы по формированию информационной грамотности, развитию информационной культуры участников информационного процесса, отсутствие целенаправленной и последовательной системы, дающей представление об информации и способах ее получения и обработки. Основными направлениями работы по развитию у школьников информационной культуры являются:
Создание единого информационного и образовательного пространства.
1. Преподавание “Информатики и ИКТ”.
2. Обучение по различным предметам с использованием средств ИКТ.
3. Организация внеклассной деятельности с применением средств ИКТ.
4. Воспитательная работа, школьное самоуправление, взаимодействие с обществом и т.д. при помощи ИКТ.
5. Обучение педагогических кадров в рамках информатизации школы.
Организация внеклассной работы по развитию информационной культуры учащихся, освоение ИКТ в рамках их использования в образовательных областях, вне классно-урочной деятельности осуществляется в ходе:
Ё поиска информации в Интернете и других источниках ;
Ё фиксации (записи) информации об окружающем мире;
Ё формирования собственных информационных массивов и гиперструктур, включающее написание текстов и создание других информационных объектов;
Ё подготовка выступления и само выступление с использованием презентационных инструментов;
Ё получение по телекоммуникационным каналам необходимой информации об учебном процессе, размещаемой учителем (конспекты, домашние задания, Интернет ссылки, тренировочные контрольные работы и т. д.) ;
Ё самостоятельное построение и исследование математических моделей (например, решение задач по физике), прежде всего в виртуальных конструкторах.
Информатизация внеклассной работы - одно из условий создания учебной архитектуры, открытой с точки зрения как обучаемого, так и обучающего. Практически речь идет о свободном доступе школьников и педагогов в НИЦ во внеурочное время для самостоятельного поиска и обработки значимой для них информации.
Несмотря на обилие информационных технологий, книга - основной источник знаний. Именно посещая НИЦ во внеурочное время ученики могут выполнить любое домашнее задание со словарем или справочником по любому предмету; написать доклад или реферат; прочитать художественное произведение и ознакомиться в критической литературой на него.
Как видим, из опыта работы школы, формирование информационной культуры учащихся более эффективно происходит в условиях школы полного дня, где отработка навыков и умений применения информационных технологий в решении насущных задач, происходит через объединение урочной и внеурочной деятельности.
3.2 Студенты / специалисты
Формирование информационной культуры читателей-студентов и молодых специалистов - важная задача не только учебных заведений, но и библиотек. В нашей стране обучение основам информационных знаний, умений и навыков осуществляется посредством специально организованной подготовки пользователей информации в рамках учебных дисциплин высших учебных заведений. Основная роль в реализации этой задачи традиционно отводится библиотекам. Для молодых людей, будущих специалистов информационные технологии открывают доступ к информации, а значит к знаниям, дают новые возможности для повышения профессионализма и творчества, приобщают к ценностям мировой культуры. Поэтому формирование информационной культуры читателей-студентов и молодых специалистов - важная задача. Но выполнение этих задач возможно лишь при использовании современных компьютерных технологий в библиотеке.
Как только в библиотеках страны были подготовлены для широкого пользования электронные каталоги с базами книг, авторефератов и диссертаций, а так же скомплектовано достаточное количество электронных изданий, перед библиотекарями встал вопрос о готовности читателей пользоваться этими ресурсами. Опрос студентов первого курса показал, что только примерно 20% из них имеет представление и могут пользоваться информационными ресурсами.
Но кроме элементарной компьютерной грамотности, способности ориентироваться в огромных потоках информации, критически оценивать ее, информационная культура предполагает умение будущего специалиста самостоятельно пополнять недостающие знания в профессиональной области и моделировать свое информационное поведение. После этого многими сотрудниками библиотек были подготовлены программы: элективный курс “Основы культуры чтения” для студентов 1 курса, программы для средних курсов, выпускников и молодых специалистов, так как с каждым этапом, информация углубляется, конкретизируется и усложняется. Цель курса - выработать у студентов теоретические и практические знания и умения рационально использовать информацию и информационные технологии в образовательном процессе.
Постоянно совершенствуя процесс адаптации пользователей к новой информационной среде и формирования информационной культуры студентов и молодых специалистов, библиотеки ВУЗов, не только ставят перед собой сложные задачи, но и подчас успешно их решают.
Обучение -- это, в первую очередь, средство воспитания. Условно воспитание можно разделить на три направления: нравственное, эстетическое и трудовое. Естественно, что в процессе обучения большое внимание уделяется познавательному аспекту. Это не только знания об основных понятиях информатики, структуре персонального компьютера и его программном обеспечении, но формирование мотивации к овладению этими знаниями, развитие рефлексивной позиции учащихся.
В процессе обучения мы должны не только передавать знания, но и развивать учащихся. Именно информатика может развить психические функции, связанные с информационной и алгоритмической деятельностью, мотивацию к дальнейшему овладению ИК, готовность к самостоятельной работе после вуза.
Социальный аспект ИК заключается в том, что студент овладевает необходимыми умениями для передачи, транслирования информации, развивает коммуникативные способности.
Воспитательный, познавательный, развивающий и социальный аспекты ИК взаимосвязаны, они проникают друг в друга, взаимодействуют между собой, а потому должны быть включены в систему обучения на равных правах. А как определить, на каком уровне сформирована информационная культура у будущего специалиста? Основными критериями сформированности информационной культуры студентов являются их знания и умения, а также интересы и мотивы информационной деятельности, сформированность рефлексивной позиции. Анализируя мировоззренческий и психолого-педагогический компоненты знаний, напрашивается вывод, что этим направлениям в наших вузах уделяется пока недостаточно внимания. Особенно хочется обратить внимание на необходимость формирования мировоззренческого компонента, так только он позволит создать у будущего специалиста наиболее целостное представления об информатике, ее возможностях и месте в среде других наук.
3.3 Педагоги / преподаватели
Проблема формирования информационной культуры педагога представляется сегодня одной из важных проблем высшей школы. Ее решение в области профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов сегодня начинает активно обсуждаться. При создании этой концепции я исходила из главной идеи о том, что формирование информационной культуры педагога должно предусматривать использование проектно-рефлексивного подхода, который отражает несколько идей:
1. развитие информационной культуры педагога возможно только в деятельности, требующей от педагога интеграции его компьютерной компетентности с педагогической компетентностью;
2. не всякая деятельность может способствовать развитию информационной культуры педагога. К деятельности, обладающей такой возможностью, мы относим проектную деятельность, выполняемую педагогом с применением информационных технологий. Результатом такой деятельности выступает, с одной стороны, авторское решение определенной педагогической задачи (например, блочно-модульная организация изучения темы), а с другой стороны, результат проектной деятельности заключается в повышении качества образования обучающихся, в развитии информационной культуры обучающихся и самого педагога;
3. формирование ИК педагога требует развития рефлексивных процессов, которые выступают системообразующим фактором развития психологического, деятельностного и информационного компонентов ИК, оказывая воздействие на способности педагога интегрировать названные аспекты в своей профессиональной деятельности;
4. развитие рефлексии как основы формирования ИК требует специальной работы педагога по анализу собственной проектной деятельности, выполненной с применением информационных технологий. Анализ должен осуществляться по двум направлениям:
Ё выявление психических состояний, которые возникали у самого педагога;
Ё выявление психических состояний обучающихся.
Для педагога важно выяснить собственные психические состояния в ходе информационной деятельности по созданию проекта и в процессе его реализации в обучении и воспитании обучающихся. Это позволит почувствовать психические состояния, которые могут возникать у обучающихся при ознакомлении с результатами проектной деятельности педагога. Второе направление анализа важно осуществить для того, чтобы максимально приблизиться к уровню восприятия, переработки, осмысления, оценки обучающимися предлагаемой информации и способов ее трансформации в презентацию. Важность этого анализа и в том, что он позволяет учесть особенности информационной культуры обучающихся для организации учебно-познавательной деятельности и одновременно с этим развития их информационной культуры;
5. реализация проектно-рефлексивного подхода обеспечит развитие информационной культуры педагога, если будет предусматривать целенаправленную деятельность по ее формированию, развитию и саморазвитию у самого педагога, а также, если педагог будет заниматься специально формированием и развитием информационной культуры обучающихся.
Как показывает практика, педагоги редко отслеживают в процессе работы свои реакции, состояния, ощущения, хотя это также является следствием их взаимодействия с обучающимися. По мнению С.А. Циттель, педагогическая деятельность рефлексивна по своей природе. В связи с этим принципиальное значение имеет развитие у студентов, преподавателей вузов и учителей информационно-педагогической рефлексии, воспитание потребности в ней.
Рефлексивный компонент представляет собой систему, сочетающую собственные позиции и установки обучающегося, ценностное отношение к объектам и явлениям быстро меняющейся информационной среды, мировоззрение о глобальном информационном пространств е, информационных взаимодействиях в нем. возможностях и проблемах его познания и преобразования человеком. Данный компонент связан со знаниями учащегося о приоритете ценности человеческой жизни, здоровья и духовного развития личности; роли информационной и компьютерной технологий в развитии современной цивилизации; правовых, этических и моральных нормах работы в информационной среде; об информационной безопасности общества и личности, о достоинствах и недостатках, диагностике и прогнозировании процесса информатизации общества и жизнедеятельности человека.
Известно, что обучающиеся далеко не всегда способны самостоятельно вычленять в учебной деятельности различные ситуации, требующие рефлексивного осмысления. Они должны быть выделены педагогом и даны обучающимся как особые задачи, требующие от них специфической мыслительной деятельности. Как видим, педагог должен обладать соответствующими умениями. Таким образом, актуальной является проблема обучения педагогов рефлексивной деятельности при использовании информационных технологий для составления учебных проектов, для проектирования собственной деятельности в процессе обучения. Вместе с этим актуальной становится проблема разработки и включения в методическую систему обучения педагогов проектно-рефлексивной деятельности системы специальных задач и заданий. С одной стороны, задач, отражающих специфику учебного предмета (в том числе и такого предмета, который является не самоцелью, а дополнением к основным общеобразовательным дисциплинам, - это информационные технологии). И с другой, таких, решение которых требует различных видов и форм рефлексии.
Для развития информационной культуры педагога на основе проектно-рефлексивного подхода важным является положение о том, что воздействие на педагогическую практику должно иметь два вектора:
1. преобразование рефлексии педагога-практика (результатом такого преобразования должно стать появление умения педагога выделять способы действий, затрагивающие реальное изменение обучающихся, их способностей, механизмов сознания);
2. изменение самих способов действия педагога-практика через его рефлексию прошлого опыта, осознания ограничений прежних способов работы.
Безусловно, первое и второе направления изменений связаны друг с другом. Меняя рефлексию и осознание своего собственного действия, человек очень часто меняет характер построения действия. Но это, как правило, происходит в тех случаях, когда человек в рефлексии выделяет способ своего действия.
Итак, представленный кратко проектно-рефлексивный подход к формированию информационной культуры педагога обладает, на мой взгляд, свойством усиливать педагогическую и психологическую основу процесса профессиональной подготовки, что способствует развитию не только знаний и умений в области информационной деятельности, но и развитию способностей (рефлексировать, предвосхищать, обеспечивать понимание информации и др.), необходимых для эффективного использования информационных технологий в педагогической деятельности.
4. Создание и использование современных мультимедийных средств для повышения информационной культуры пользователей
Идёт активный процесс преобразования библиотек в информационные центры, объединяющие научно-информационную и библиотечную сферы деятельности. В этой связи всё актуальнее становится задача обучения пользователей новым способам и средствам работы, овладению современными информационно-коммуникационными технологиями, без которых невозможно представить не только наше будущее, но и сегодняшнюю по-настоящему современную библиотеку.
Вузовские библиотеки выступают основным подразделением, обеспечивающим информационную базу учебного и научного процессов. Для того чтобы оставаться востребованными, они должны шире использовать современные инновационные технологии и технические средства, внедрять систему презентационного представления лекционного материала.
Любая библиотека в наше время может работать над повышением информационной культуры пользователей с применением мультимедийных средств. Создание и использование собственных мультимедийных ресурсов в целях обучения и воспитания информационной культуры пользователей вуза уже стало важным направлением в её деятельности. Мультимедийные средства стимулируют мотивацию обучения, активизируют внимание пользователей, повышают интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным, приносит эстетическое удовлетворение. Повышается качество излагаемой преподавателем информации, наглядность обучения; обеспечивается повтор наиболее сложных моментов лекции.
В настоящее время в библиотеках создаются собственные мультимедийные средства: рекламные ролики, презентации информационного характера, обучающие программы.
Рекламные ролики создаются для широкого информирования пользователей о деятельности и новых информационных возможностях ВУЗов. В рекламных роликах представляется краткая информация о библиотеке и ее ресурсах. Залы электронных ресурсов подталкивают к созданию рекламных роликов пропагандирующих электронные ресурсы библиотеки.
Презентации информационного характера направлены на раскрытие фондов и сохранение традиций библиотеки, например «Редкие и ценные книги», «История библиотеки». Презентации выполняются в стандартных компьютерных программах типа Office PowerPoint (текст, графика, звуковые эффекты и т.д.), что делает их яркими и запоминающимися. Если материала много, лучше обратиться к другой программе, например Windows Movie Maker.
Презентации используются на межвузовских мероприятиях, на занятиях со студентами разных курсов и т. д.
Специальные обучающие программы по повышению информационной культуры различных категорий пользователей. Несмотря на знание технологических аспектов информатизации и владение навыками компьютерной грамоты, пользователи не обладают достаточным уровнем информационной культуры, испытывают дефицит знаний об источниках информации и умения работать с ними.
Пути формирования информационной культуры могут быть разными. Сейчас разработана многоуровневая учебная программа с использованием мультимедийных средств по формированию информационной культуры всех категорий пользователей университета: абитуриентов, студентов младших и старших курсов, аспирантов и преподавательского состава, а так же школьников. Формы обучения разные: групповые и индивидуальные практические занятия и тренинги в залах электронных ресурсов, совместные мероприятия с кафедрами университета и др. Программа помогает быстрее адаптироваться в библиотеке и в целом в университете. В ней даются сведения о библиотеке и ее фондах, правила пользования ими и много другой информации, необходимой на первых шагах обучения. Эта программа помогает сократить время на массовую выдачу литературы первым курсам университета.
Главные задачи: научить студентов работать с информацией, приблизить обучение к конкретным информационным проблемам пользователей, их непосредственной практической (учебной) деятельности, а также создать условия для саморазвития и самосовершенствования. На занятиях студенты получают комплекс знаний и умений, необходимых для пользования электронными и традиционными информационными ресурсами; учатся технологии подготовки и оформления учебных и научно-исследовательских работ.
Информация, представленная в мультимедийной форме, лучше запоминается студентами; заметно повышается их внимание, возрастает интерес к занятиям; материал усваивается значительно лучше. Лекции могут читаться потоками всем факультетам; а практические занятия, закрепляющие лекционный материал, проходить по группам в залах электронных ресурсов.
Быстрое развитие новых информационных технологий привело к необходимости серьезно пересмотреть традиционные формы работы, обратиться к новым - наиболее эффективным и оптимальным для обучения пользователей, отдающих предпочтение электронным продуктам и услугам.
Можно сделать вывод, что для достижения лучших конечных результатов необходим синтез разнообразных материалов и презентаций, которые обогащают и расширяют возможности воздействия на пользователя. Это позволит рациональней использовать имеющуюся информацию с целью наиболее эффективного обучения пользователя и пропаганды информационных возможностей библиотеки.
В процессе создания различных мультимедийных средств (роликов, презентаций, фильмов) повышается интеллектуальный уровень сотрудников библиотеки, растут их профессиональное мастерство и компетенция. Со стороны пользователей усиливается интерес к деятельности библиотеки. Её роль становится всё более значимой в информационном и образовательном пространстве вуза, школы или иного учреждения.
5. Современное состояние вопроса
Развитие современных технологий существенным образом меняет жизнь общества и оказывает влияние на культуру. Происходит подлинная революция в приобщении человечества к накопленному культурному богатству, затрагивается его жизнедеятельность.
Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ее основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых, информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.
Овладение информационной культурой - это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Большую роль в формировании ИК играет открытое образование, которое должно формировать специалиста информационного сообщества, вырабатывая у него навыки и умения: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее. Эффективность этой работы зависит от уровня подготовки профессорско-преподавательского состава.
Формированию информационной культуры в Европе уделяется большое внимание. В ноябре 1999 года была развернута инициатива "Меморандум Понимания. Мультимедиа в обучении и образовании в Европе", которая получила название PROMETEUS.
Основная цель этого меморандума - дальнейшее совершенствование технологий объединенными усилиями администрации, потребителями и производителями (преподаватели, разработчики систем, издатели).
Основные замыслы:
1. Развитие учебной стратегии для объединения новых информационных и коммуникационных технологий в обучении и образовании.
2. Развитие активности преподавателей, как гарантия получения пользователями лучших технологий.
3. Стоимостный анализ использования новых технологий.
4. Сотрудничество между университетами и между университетами и организациями.
К 2009 году эти замыслы полностью осуществлены и применяются не только в ВУЗах, но и в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Миссия университетов будущего в следующем: создание новых знаний и поддержка существующих знаний, как пример результатов исследований и эрудиции; содействие обществу и его экономическому успеху, особенно локально; содействие культурному развитию; и самое главное, получение студентами опыта обучения в процессе образования.
Основные характеристики опыта обучения должны заключаться в улучшении индивидуальных способностей, умении мыслить критически, аналитически и творчески, в помощи студентам в развитии их образовательных способностей, чтобы подготовить их к обучению в течение всей жизни.
Большую роль в формировании информационной культуры играет дискуссионный форум IFETS, в котором принимают участие преподаватели практически всех стран мира. При форуме создана русскоязычная секция. Проводятся формальные (расписание представлено по адресу http://ifets.gmd.de/discussion.html или http://users.kpi.kharkov.ua/lre/discussion/) и неформальные дискуссии. Как отмечают участники, "дискуссии улучшают настоящее и позволяют избежать ошибок в будущем".
Одна из последних дискуссий была "Технологии и будущее высшего образования". В наше время образование уже освободилось от государственного контроля, и развивается теперь и в рамках частных организаций. Это позволяет снизить цены за обучение, улучшить качество, внести разнообразие в обучение. То есть предполагается “Ренессанс” в образовании. Главное в образовании не передача знаний и сертификация, а сам обучаемый. Развитие технологий уже привело к созданию учебных заведений нового типа (глобальных, виртуальных, дистанционных и т.д.), заставляет преподавателей сосредоточиться на качестве учебного плана и учете потребностей студентов.
В настоящее время:
1. Интернет становится примером использования технологий для привлечения студентов к активному участию в процессе обучения.
2. Традиционное и дистанционное обучение сейчас существуют одновременно.
3. Университеты превращаются в конструкторов. Выберите детали (преподаватель, курс, учебное заведение) сами и составьте свою собственную программу. Затем сдайте экзамены, где вам угодно, и выберите учебное заведение, которое выдаст вам диплом. Это уже настоящее, к этому придут все страны, рано или поздно.
Вопрос только в том, насколько это будет пагубно для других общих знаний и дисциплин. К опасным тенденциям участники дискуссии относят падение уровня функциональной грамотности и основных математических знаний в информационный век.
Заключение
Применение дистанционных технологий диктует новый подход к определению информационной культуры личности. В условиях непрерывно возрастающих возможностей доступа к информации из любой географической точки с помощью современных информационных и коммуникационных технологий, обилия разного рода информации для каждого человека становится необходимым самостоятельно уметь разрабатывать стратегию сбора и отбора необходимой лично ему информации.
Обобщив взгляды ученых, исследовавших проблему определения и формирования информационной культуры личности, можно констатировать, что это понятие:
a) не имеет однозначного толкования, так как социум рассматривает его с позиций различных наук - философии, социологии, психологии, информатики, библиотековедения, библиографоведения, а также семиотики, лингвистики, культурологии и т.д.;
b) имеет различные сущностные признаки, например, уровень знаний, умения, способы обращения, результат деятельности субъекта, мера, степень, способ.
c) и соответствующий подход к формированию ИК зависит от различных признаков, позиций и индивидуального подхода к этому вопросу самих образовательных учреждений, а так же каждого человека в целом.
Это явление объективно, так как подход к определению диктуется уровнем развития среды жизни и деятельности человека. Вместе с тем, необходимо четкое определение понятия для проектирования педагогической технологии формирования базового уровня информационной культуры, с которым каждая личность может жить и плодотворно трудиться в условиях стремительно изменяющегося мира.
В результате проведенных исследований определены: критерии оценки полезности информации при ее сборе (понятность, достоверность, надежность) и при отборе (релевантность и пертинентность), способствующие качественному поиску необходимой информации для решения конкретной задачи; критерии сформированности ИКЛ обучающихся; умение определять полезность информации при ее поиске; владение терминологическим аппаратом в области использования средств информатизации; сформированность умений и навыков работы с информацией; умение работать со средствами информатизации; сформированность умения соблюдать этические нормы поведения в информационной среде; сформированность рефлексии в информационной деятельности, совокупность которых позволяет оценить обобщенный уровень ИКЛ обучающихся.
В данной курсовой работе, логично показана необходимость внедрения и использования, современных мультимедийных средств во все образовательные учреждения, в некоторых случаях использование презентационного метода лекций, для лучшего качества образования в наше «информационное» время, где информация об одном явлении меняется каждую долю секунды и достоверность прежней - уже прошлое. Для качественного формирования информационной культуры личности, необходима доступность к современным ресурсам обновления самой информации. Хоть в наше время значительная половина этой работы сделана, всё же нужно подходить к этому очень вдумчиво и качественно, чтобы учащиеся вместо самообразования не сидели за сетевыми играми и чатами. Но в то же время, принятые сейчас «заглушки» на развлекательные сайты, реагируют лишь на название, под которыми существуют и полезные образовательные сайты. Проблема могла бы решиться, если бы в каждом компьютерном классе сам преподаватель лично анализировал содержание сайтов и давал разрешение на посещение или же наоборот.
Развитие техники и каналов связи, появление возможности мгновенного обмена информацией с любой точкой мира, умелое управление информационными потоками и владение информацией способствуют построению грамотного управления различными процессами. Именно в доступности информационных ресурсов ключевую роль играют библиотеки, являясь неотъемлемой частью информационного общества и выполняя массу важных функций, в частности реализацию права на доступ к информации, создание и хранение огромных массивов информации, классификацию источников по отраслям знаний
Человеческие взаимоотношения и обмен информацией в своём развитии претерпевают некий «естественный отбор» информационного общества. Библиотеки, как правило, строят модели общения с пользователями по «аналоговым» и неструктурированным моделям, что в перспективе приведет к уменьшению количества пользователей. Не секрет, что вся жизнь становится цифровой. Со временем человек станет всё больше времени уделять «удовольствию по расписанию» и библиотекам нужно быть готовым к развитию ситуации в этом направлении.
Все компоненты ИКЛ взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждыйиз них несет в себе определенные функции. Исключение любого из нихведет к нарушению целостности структуры информационной культуры личности.
Под информационной культурой личности мы понимаем умение в потоке избыточной информации оперативно оценить ее полезность и в дальнейшем целенаправленно и сознательно использовать при решении поставленной конкретной задачи.
Список используемой литературы
1. Мозолин, В.П. О некоторых проблемах телекоммуникационного обучения / В.П. Мозолин // Информатика и образование. - 2000. - № 2.- С.89--90.
2. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Республика, 2001. - 719 с.
3. Гуревич, П.С. Философия культуры: пособие для студ. гуманит. Вузов / П.С. Гуревич. - М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. - 317 с.
4. Выготский, Л.С. Введение в психологию развития: (В традиции культ.-ист. Теории Л.С. Выгодского) / Л.С. Выготский, Б.Д. Эльконин. - М.: Тривола, 1994. - 167 с.
5. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996. - 415 с.
6. Злобин, Н.С. Культура и общественный прогресс / Н.С. Злобин.- М.: Наука, 1980. - 303 с.
7. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ) / Э.С. Маркарян. - Л.:Мысль, 1983. - 285 с.
8. Малышев, Ю.А. Технологии представления учебных курсов для дистанционной формы обучения в среде WWW / Ю.А. Малышев и др. // Информационные технологии. - 1997. - № 6, - С. 39-42.
9. Брановский Ю.С. Работа в информационной среде / Ю.С. Брановский, А.Н. Беляева // Высшее образование в России.- 2002. - № 1. - С. 81-87.
10. Буторин, В.Я. Информационная культура общества и личности / В.Я. Буторин // Перестройка: диалектика обновления общества: Сб. науч. трудов.-Новосибирск, 1990. - С. 70
11. Колин, К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учебное пособие для вузов / К.К. Колин. - М.: Академический Проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - С. 350.
12. Семенюк, Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики / Э.П. Семенюк // НТИ. Сер.1. - 1994. - № 7. - С. 3.
13. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Т.И. Шамова и др. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - С. 320.
14. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Ракитов. - М.: Политиздат, 1991. - С. 287.
15. Семенюк, Э.П. Технологический этап научно-технической революции и информатика / Э.П. Семенюк // НТИ. Сер. 1. - 1995. - №1. - С. 1-9.
16. Семеновкер, Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков / Б.А. Семеновкер // Библиогр. - 1994. - № 1. - С. 12.
17. Вохрышева, М.Г. Формирование науки об информационной культуре / М.Г. Вохрышева // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. - М.: Магнитогорск, 1997. - Вып. 6. - Методология и организация информационно-культурологических исследований. - С. 48-63.
18. Суханов, А.П. Информация и прогресс. - Новосибирск, 1988. - 192 с.
19. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов, РАН. Институт русск. языка им. В. В. Виноградова. - М.: Азбуковник, 1999. - С. 944.
20. Водомеров, Н.К. Вопросы теории стоимости и полезности / Н.К. Водомеров. - Вологда: ВоГТУ, 2000. - 185 с.
21. Сибирцев, В.А. Качество и полезность: взаимосвязь и различия / В.А. Сибирцев // Качество и полезность: пути повышения роста: Мат. Междун. Науч. - практ. Конф. 21-22 ноября 2002 г. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. - С. 42-46.
22. Виноградов В.А. Создание информационной культуры для Европы. Доклад на VI конференции ЕКССИД, 23-25 марта 1991г., Кантербери, Великобритания / В.А. Виноградов // Теория и практика обществ.-научн. Информатики.- 1991. - № 2. - С. 5-29.
23. Сухина, В.Ф. Человек в мире информатике / В.Ф. Сухина. - М.: Радио и связь, 1992. - С. 111.
24. Лошкарева Н.А. Формирование библиотечно-библиографической грамотности у учащихся средней школы / Н.А. Лошкарева // Эксперимент в школе: организация и управление / под ред. М.М. Поташника. - М., 1992. - С. 55-68.
25. Караваева, Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности» / Е.А. Караваева // Школьн. б-ка. - 2005.- № 8. - С. 40-46; 2006. - № 1. - С. 18-24.
26. Коряковцева, Н. Информационная культура: технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами / Н. Коряковцева // Учит. газ. - 2004. - № 49. - С. 49-50; вкладыш ИКТ. - № 26. - С. 7.
27. Антонова, С.Г. Информатизация и информационная культура личности / С.Г. Антонова // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Международная научная конференция. Краснодар - Новороссийск - 11-16 сентября. - 1996. - С. 50-51.
28. Макарова, Л.Н. Компьютерная культура будущих специалистов в контексте их личностного развития / Л.Н. Макарова и др. // Педагогическая информатика. - 2003.- № 3. - С. 17.
29. Медведева, Е.А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) / Е.А. Медведева // Социс. - 1994. - № 11. - С. 59.
30. Конюшенко, С.М. Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования / С.М. Конюшенко. - Калининград: Изд-во КГУ, 2004. - 248 с.
31. Циттель, С.А. Рефлексия как средство профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, http://masu.ru/masu/science/sbornik/32.htm / С.А. Циттель.
32. Громыко, Ю.В. Выготскианство за рамками концепции Л.С.Выготского. К идее мыследеятельностной антропологии / Ю.В. Громыко. - М.: Пайдея, 1996. - 236 с.
33. Шрейдер, Ю.А. Проблемы развития инфосферы и интеллект специалиста / Ю.А. Шрейдер // Интеллектуальная культура специалиста. Новосибирск: Наука,1988.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Организация банкета-чая на 20 человек |
Курсовая работа | Оценка стоимости предприятия |
Курсовая работа | Социальная защита инвалидов |
Курсовая работа | Организация административно-хозяйственной службы гостиницы |
Курсовая работа | Цех разлива пива под давлением |
Курсовая работа | Педагогические условия развития детей раннего возраста |
Курсовая работа | Анализ себестоимости продукции |
Курсовая работа | Социальная работа с малоимущими |
Курсовая работа | Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками (на примере ООО "МПС системы") |
Курсовая работа | Конкурентоспособность организации и методы ее оценки |
Курсовая работа | Особенности адаптации персонала в организациях |
Курсовая работа | Способы содержания птицы |
Курсовая работа | Действие уголовного закона во времени и пространстве |
Курсовая работа | Управление персоналом |
Курсовая работа | Анализ кредитного портфеля коммерческого банка |