Курсовая работа по предмету "Культура и искусство"


Резьба по дереву



2

Содержание

Стр.

1.

Введение

2

2.

Материал

3

3.

Оборудование, инструмент и приспособления

8

4.

Виды резьбы и техника ее выполнения

10

5.

Виды орнамента

21

6.

Техника безопасности

24

7.

Заключение

25

8.

Литература

26

1. Введение

Резьба по дереву - это изображение, рисунок или узор, выполненные на деревянных изделиях. Резьба по дереву является одним из видов монументально-декоративного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий и архитектурных сооружений. Резьбу используют также для украшения предметов декоративно-прикладного искусства: мебели, музыкальных инструментов, оружия.

Резные работы по дереву -- национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества -- резьбу по дереву.

Древнейшее искусство резьбы по дереву, актуальность которого, очень сильно выросла в последнее время, все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Структура дерева ласкает и зачаровывает взгляд.

Попав в руки истинного мастера, дерево приобре-тало вторую жизнь. Резьбой украшали жилища и ко-рабли, мебель, посуду, орудия труда. Русское искус-ство художественной обработки древесины - явление уникальное, подарившее миру великолепные архитек-турные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит к искусству Древней Руси. На стенах славянских святилищ изображались люди, птицы, звери, которые, по свидетельству лето-писи, казалось, обладали жизнью. Русские мастера художественной обработки древесины обладали неис-черпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного, что и позволяло им в каждой работе -- от величественного храма до деревянной иг-рушки -- создавать подлинные произведения искусства.

2. Материал

Для резьбы по дереву используют различные породы древесины. Выбор той или иной породы зависит от назначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы.

Из лиственных пород деревьев часто для резьбы применяет липу. Древесина липы легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не используют для изготовления мебели, поэтому ее применение ограничено мелкими бытовыми изделиями.

Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.

Прекрасный материал для резьбы - древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется труднее, но качество резьбы лучше. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается. Ее недостатки - способность легко поглощать и отдавать влагу, а также склонность к короблению и растрескиванию, что не позволяет применять ее в больших изделиях. Из березы можно делать накладные резные украшения и детали мебели и других изделий.

Для резьбы на мелких изделиях - посуде, сувенирах - используют древесину тополя и осины.

Дуб издавна применяли для крупных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу сложна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и склонности скалываться, но очень выразительна и декоративна.

Древесина бука по твердости близка к дубовой, но дает меньше сколов, так как она более однородна. Бук хорошо окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Применяют бук в основном для мелких резных работ.

Древесина ореха - наилучший материал для резных работ. Она прекрасно режется во всех направлениях, редко скалывается и позволяет выполнять самую точную резьбу. Древесина ореха хорошо отделывается и особенно полируется. Ее используют при изготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для накладной резьбы в сочетании с другими породами. Для высокохудожественных резных изделий малых форм и становой скульптуры древесина ореха также считается наилучшим материалом.

Для мелких изделий, украшаемых резьбой, используют и более редкие породы древесины: яблоню, черешню и т.д.

Из хвойных пород для резьбы применяют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта резьба крупная, поэтому неравномерность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу.

Ель режется легче сосны, но у нее больше сучков и она очень твердая, поэтому она реже применяется для резьбы.

Для резьбы необходимо применять высококачественную древесину,

2.1. Подготовка материала

Заготовку древесины для резных работ нужно произ-водить с октября по январь, когда прекращается движе-ние соков в стволе и уменьшается опасность растрескива-ния древесины и поражения ее грибками и насекомыми.

Доски, предназначенные для резных работ, высу-шивают до влажности 8--10 %, следя за тем, чтобы не образовалось трещин и коробления.

Доски, предназначенные для резных работ, сначала раскраивают на заготовки на круглопильных станках, затем прострагивают в размер на фуговальных и рейс-мусовых станках.

Широкие заготовки получают путем склеивания отдельных брусков или дощечек дисперсией ПВА. При этом необходимо подбирать делянки древесины так, чтобы срез и направление слоев у них были одинаковыми. Неправильно склеенная заготовка из брусков с противоположным направлением слоев древесины затрудняет работу резчика, снижает художественную ценность резьбы, а при окрашива-нии водными красителями получают бруски раз-ных оттенков.

Перед резьбой поверхность заготовки выравнивают циклеванием. Шлифовальной шкуркой поверхность не шлифуют, так как в поры древесины могут попасть аб-разивные зерна, которые быстро затупят инструмент

2.2. Сушка древесины

Любая древесина очень чутко реагирует на измене-ние влажности окружающей среды. Это свойство явля-ется одним из недостатков лесоматериалов. При повы-шенной влажности древесина легко вбирает в себя воду и разбухает, а в отапливаемых помещениях она усыха-ет и коробится. Сушка древесины -- очень долгое и хлопотное дело. Очень сложно сушить твердую древесину, имеющую ядро. Даже сухостой после распиливания на короткие кряжи и окорки покрывается многочисленными трещинами. Особенно ценится ядро, древесина которого более твердая и сухая, а поры ее заполнены особым консервирующим веществом. При высыхании кряжа растрескивается сначала заболонь, а затем ядро. Чтобы сохранить ценную древесину ядра, заболонь стесывают топором и сма-зывают торцы замазкой. Без заболони ядровая древесина довольно хорошо высыхает, почти не образуя трещин.

Запаривание ускоряет сушку древесины. В подходя-щий по размерам чан кладут сырую древесину, на дно наливают немного воды, накрывают и ставят в протоп-ленный духовой шкаф газовой или электрической печи, плотно прикрыв ее заслонкой. Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричнева-то-золотистый цвет.

Вываривание в масле. Небольшие кусочки дерева вываривают в хлопковом масле, олифе или любом растительном масле. Посуда из древесины, пропаренной в масле, очень водостойка и не растрескивается даже при повседневном использовании.

Вываривание в соляном растворе ускоряет сушку небольших кусков твердых пород дерева. Сырую древесину кладут в кастрюлю или выварку, заливают насыщенным раствором поваренной соли и варят на медленном огне примерно 3-4 часа. После этого сушат при комнатной температуре примерно 2-3 недели. Этот способ особенно приемлем для древесины твердых пород.

Сушкой готовых изделий в песке можно добиться интересного декоративного эффекта. В подходящую емкость засыпают слой чистого речного песка, уклады-вают изделие и засыпают новым слоем песка. При этом изделие не должно прикасаться к стенкам. После этого емкость без крышки ставят на под затопленной русской печи. Эффект сушки достигается оптимальным рассто-янием емкости по отношению к огню.

Сушка в зерне на Руси была хорошо известна. Весной, за несколько недель до посева, заготовку или изделие зарывали в посевное зерно, которое вбирало в себя влагу из древесины. Затем заготовку вынимали и досушивали при комнатной температуре.

Сушка на цементном или бетонном полу основана на способности цементного камня интенсивно втягивать в себя влагу. Влажную древесину укладывают на сухой бетонный пол и через 2--3 часа переворачивают ее так чтобы попеременно то одна, то другая грань прилегала к цементному полу.

Применяется также сушка в навозе, стружках, полиэтилене и на воздухе.

Естественный вид сушки -- атмосферный, воздушный. Сушить древесину надо обязательно в тени, под навесом и на сквозняке. Местом для сушки лучше выбрать чердак дома, сарай или специально устроенный навес.

При сушке на солнце внешняя поверхность древе-сины быстро нагревается, а внутренняя остается сырой. Из-за разницы напряжений образуются трещины, дерево быстро коробится.

После атмосферной сушки при теплой сухой погоде влажность древесины составляет 15--20 %. Заготовки, предназначенные для внутреннего оформления, можно перенести в отапливаемое помещение и досушить.

При сушке изделий очень часто возникают трещи-ны. Самый лучший способ заделки крупной трещи-ны -- это вставка в нее кусочка такой же древесины. Если невозможно выбрать кусок дерева из той же заготовки, то подбирают кусок такого же цвета, расположенного далеко от сердцевины ствола и ориен-тированного таким же образом к центру. После высы-хания клея место соединения строгают и зачищают ру-банком. Мелкие трещины обычно заделываются замазкой на основе опилок.

3. Инструменты

Для успешной работы резчику по дереву необходи-мы хорошо оборудованное рабочее место, соответству-ющие инструменты и приспособления.

Для работы резчиков необходимо сухое светлое по-мещение с постоянными температурой и влажностью воздуха. Стены и потолок помещения должны быть вы-крашены в светлые тона. Оснащение рабочего места резчика зависит от ха-рактера выполняемых резных работ. При изготовлении мелких изделий резьбу можно выполнять на обычном столе. Для изделий большого размера подходит вер-стак.

Верстак или стол ставят так, чтобы свет падал спе-реди и слева. Лучшее освещение -- естественное, без прямых солнечных лучей. При искусственном осве-щении свет должен исходить из двух-трех источников так, чтобы на обрабатываемом изделии не было резких теней.

В мастерской необходим один столярный верстак для подготовки материала к резьбе, а также заточный станок и стол для заточки и правки инструмента.

Для резьбы по дереву применяют различной формы, долота или стамески.

Прямые стамески с шириной по-лотна 3--30 мм используют в основном для зачистки фона в рельефной резьбе, иногда их применяют в кон-турной резьбе.

Косые стамески, называемые так-же резаками, являются основным инструментом для выполнения геометрической резьбы. Они используются как при выполнении черновой работы (срезание древе-сины полным лезвием), так и при зачистке резьбы кон-чиком ножа. Желательно иметь несколько ножей с раз-ной формой кончика: от острого (30°) до закругленного.

Стамески-клюкарзы отличаются коротким полотном шириной 2-15 мм и длинной, изогнутой около полотна, шейкой. Форма полотна может быть различной. Употребляют их при выполнении горельефной резьбы, а также для резания в труднодос-тупных местах. Прямой клюкарзой зачищают фон в ре-льефной резьбе.

Полукруглые стамески с шириной полотна 3-
30 мм в зависимости от радиуса кривизны бывают следующих видов:

- отлогие с большим радиусом кривизны;

- средние или полукруглые;

- крутые с малым радиусом кривизны

Это основной инструмент при выполнении всех видов резьбы, кроме геометрической, где эти стамески применяют лишь для вырезания полукруглых лунок.

Стамески-уголки шириной полотна 5--15 мм применяют при выборке узких линий-канавок. В поперечном сечении стамеска образует угол 50--70°. Та-кие стамески могут быть выполнены в форме клюкарзы. Стамески-церазики шириной плотна 2--3 мм по форме близки к крутым полукруглым стамескам, но профиль их более глубокий. Церазики применяют для прорезки узких жилок. Стружок полукруглый используют для работы над древесиной в труднодоступных местах. Рашпили применяют для обработки поверхностей. Чеканы представляют собой метал-лические стержни, на одном конце которых сделаны Насечки в виде сетки, точек, звездочек. Их используют для чеканки фона главным образом в кудринской резьбе.

Кроме основного режущего инструмента, резчику необходим и вспомогательный: разметочный инструмент, инструменты для сверления, выпиливания. К вспомогательному инструменту также относятся:

- киянки для удара по ручке стамески при вырубке фона, обрубке рельефа в крупной резьбе;

- коловорот или дрель с набором сверл для свер-ления отверстий в прорезной резьбе и высверливания глубоких мест в рельефной;

- лобзик и пилки для выпиливания фона в прорез-ной резьбе.

Кроме этого, резчику может понадобиться столяр-ный инструмент при подготовке деталей под резьбу: рубанок, фуганок, цикли и др.

4. Виды резьбы и техника ее выполнения

Существующие виды резьбы по дереву можно под-разделить на группы. Основные из них следующие:

- плосковыемчатая, или углубленная;

- плоскорельефная;

- рельефная;

- прорезная, или ажурная;

- скульптурная, или объемная;

- домовая (корабельная).

Каждая из этих групп в свою очередь делится по рисунку и технике выполнения на разновидности.

Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия, а рисунок образуют различной формы углуб-ления -- выемки. В зависимости от формы вы-емок и характера рисунка плосковыемчатая резьба мо-жет быть геометрической или контурной.

Плосковыемчатая резьба, в которой орнамент уг-лублен в толщу заготовки незначительно, а фон остает-ся плоским, нетронутым, называется геометрической. Плосковыемчатая резьба, в которой орнамент остается на начальном уровне, а фон углубляется в толщу заго-товки, называется контурной резьбой.

Геометрическая резьба - один из самых древних видов резьбы по дереву, при которой изображаемые фигуры имеют геометрическую форму в различных комбинациях. Выполняется такая резьба в виде прямолинейных и дугообразных элементов ножом-кося-ком и полукруглыми стамесками. Этот вид резьбы попу-лярен из-за простоты выполнения, небольшого набора инструментов, используемых при работе. В то же время эта резьба не требует, как при рельефной резьбе, специ-альных знаний теории рисунка. Еще одним преимущест-вом геометрической резьбы является небольшая глубина резного рисунка, не нарушающая композицию самого из-делия.

Геометрическая резьба состоит из различных ком-бинаций нескольких основных элементов, выполняемых ножом-косячком и полукруглыми стамесками.

Двугранные выемки прямолинейной или кри-волинейной формы различной ширины и глубины счи-таются самыми простыми элементами геометрической резьбы. При повторении прямых выемок, расположен-ных вертикально или под углом, создается узор, полу-чивший название лесенки.

Трехгранные выемки (треугольники) получи-ли наибольшее распространение в геометрической резьбе. Такие выемки могут быть разнообразными по форме, размеру и технике исполнения.

Четырехгранные выемки различной формы в геометрической резьбе делают квадратными, прямо-угольными или ромбическими.

Скобчатые порезки-лунки выполняют как ножом-косячком, так и полукруглыми стамесками.

Трехгранные выемки криволинейной формы являются наиболее сложными по выполнению элемен-тами геометрической резьбы. Их исполнение требует определенных навыков и большого внимания.

Комбинируя основные элементы геометрической резь-бы, можно построить бесконечное множество орнамен-тальных композиций.

Техника выполнения геометрической резьбы

Небольшие по размеру изделия выполняют на вращающейся крышке стола или на специальном приспособлении. Это связано с тем, что все элементы геометрической резьбы следует резать по слою, в направлении естественного роста и развития во-локон древесины. В этом случае поверхность изделия по-лучается гладкой и блестящей. При резьбе против слоя древесины волокна перерезаются, задираются, поверх-ность получается шероховатой, матовой.

Выполнение резьбы состоит из двух этапов: надрезания и подрезания.

При надрезании нож-косячок зажимают в руке лезвием на себя и ведут по линиям рисунка обычно с наклоном вправо.

При подрезании положение ножа в руке не ме-няется, только руку наклоняют в противоположную сторону и делают подрезку уже надрезанного контура.

Выемки поперек волокон древесины начинают с прорезания средней линии выемок. Косячок ставят острием лезвия на начало первой карандашной линии вертикально или с небольшим наклоном к себе. Движением к себе прорезают линию на глубину около 3 мм. При погружении острия резачка в древесину пятка косячка должна быть выше поверх, ности заготовки. В конце прорези пятку ко-сячка погружают в древесину или, наоборот приподнимают. Таким образом, прорезают все средние линии на заготовке. Резать нужно строго по карандашным линиям, держа косячок в вертикальной плоскости и погружая его на одинаковую глубину. Очень важно не перерезать линию, ограничивающую орнамент.

При резьбе наклонных граней выемки косячок на-клоняют вправо или влево. Угол наклона дол-жен быть в пределах 30--40°. При большем наклоне грани выемки получатся пологими и невыразительны-ми, при меньшем наклоне - слишком резкими.

Точно так же производится резьба левых граней с наклоном косячка влево. Резать следует медленно с постоянным нажимом на резец.

Торцовые грани выемок подрезают, соблюдая все вышеописанные правила. Стружки в виде трехгранной соломки должны отделяться сами или от дуновения рез-чика. Если стружка где-либо не отделилась, повторяют все операции сначала в том же порядке. Не следует от-дирать стружку пальцами или выламывать ее ножом.

Выемки вдоль волокон древесины требу-ют при резьбе меньше усилий, но резать их несколько сложнее, потому что резец стремится пойти по слою древесины и его нужно постоянно удерживать на пря-мой линии. Это требует внимания и твердости руки, а также тщательной заточки инструмента. Выемки под углом к волокнам древеси-ны режут в разных направлениях. Обычно правую грань режут по направлению к себе, а левую -- от себя. Грани выемок, расположенных наклонно к строению волокон, легко прорезают в направлении слоев. Резьбу лунок с углублением у овального контура выполняют косячком и полукруглой стамеской, про-филь которой должен соответствовать дуге окружнос-ти. Стамеску ставят вертикально на линию дуги ок-ружности. Слегка нажимая на черенок, углубляют ее в древесину на 2--3 мм. Таким образом, делают надре-зы лунок первого вертикального ряда, расположенных поперек волокон. Затем косячком срезают грани к осно-ванию надреза так же, как при подрезке уголков. Грани получаются плоскими.

При резьбе лунок с углублением по средней линии сначала косячком делают вертикальный надрез по сред-ней линии, а затем соответствующей по размеру и профи-лю стамеской подрезают грани лунок. Подрезать грани лунок нужно в разных направлениях, чтобы резать по слою древесины: нижние грани -- движением к себе свер-ху вниз, а верхние -- движением от себя снизу вверх.

При резьбе лунок в виде ноготков подбирают полу-круглую стамеску соответствующего размера. Стамес-ку берут за черенок фаской к себе, правый угол лезвия ставят на линию и, вращая стамеску справа налево, делают вертикальный надрез в виде дуги. В результате от заготовки от-скакивает стружка в виде ноготка, а внутри образуется выемка с полукруглыми краями.

Этими же приемами, располагая порезки в шахмат-ном порядке, выполняют узор чешуйки, распространен-ный в геометрической резьбе.

Контурная резьба характеризуется контурной обрисовкой изображаемых фигур резко выраженной ли-нией-выемкой. Ширина и глубина таких линий чаще ос-тается одинаковой на всем протяжении рисунка, но мо-жет и меняться. В отличие от геометрической резьбы, в контурной резьбе используют главным образом изоб-разительные мотивы: листья, цветы, фигурки живот-ных, птиц и т. д.

Техника выполнения контурной резьбы

В композициях контурной резьбы используют раз-нообразные линии, которые образует контурная канав-ка. Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками. Нож зажимают в кулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая его, по-могая движению или, наоборот, сдерживая ход лезвия.

Однако, несмотря на простоту рисунка и отсутствие ре-льефа, техника контурной резьбы требует большого внимания, свободного владения инструментом.

В большинстве случаев контурную резьбу можно выполнить одним косым ножом. Им можно выре-зать даже окружности любых диаметров, заточив клинок на более острый угол. Однако неплохо все-таки иметь в запасе одну-две остро отточенные полукруглые стамески.

Рисунок наносят как на чистую, неотделанную поверх-ность, так и на лакированную или окрашенную. Часто по-верхность сначала окрашивают в темный цвет, покрывают лаком и полируют, а потом по ней вырезают рисунок.

Резьба косой стамеской (косячком). Линии, расположенные поперек волокон, режут ост-рием косячка движением к себе. Сначала надрезают линию с наклоном косячка вправо, а затем подрезают линию с наклоном косячка влево. Линии, расположенные вдоль волокон, режут с наклоном косячка к себе и от себя, в зависимости от рисунка. Резание должно быть непрерывным и плавным кончик косячка как бы рисует кривую линию.

Резьба полукруглыми стамесками. Для резьбы применяют полукруглые стамески: кру-тую, среднюю и отлогую. Сначала крутой стамеской надрезают внешние контуры рисунка. Уголок стамески ставят в начало линии. Нажимая на черенок и вращая его, совмещают лезвие стамески с кривой и делают надрез. Для подрезки контура применяют отлогую ста-меску.

Иногда при контурной резьбе надрез контура с вну-тренней стороны выполняют круто, а подрезку с внеш-ней стороны -- полого. Это делает рисунок более выра-зительным.

Техника контурной резьбы требует от исполнителя большого внимания, свободного владения инструментом и высокого художественного вкуса.

Плоскорельефная резьба -- это резьба с невысоким условным рельефом, расположенным в одной плоскости с уровнем украшаемой поверхности.

Плоскорельефная резьба является переходным ви-дом от контурной резьбы к рельефной. Свое название она получила оттого, что фигуры изображения, остава-ясь в основном плоскими, не только обрисованы выемкой по контуру, но и обработаны по краям, что создает ил-люзию рельефа. Этот вид резьбы дает резчику возмож-ность выполнять различные композиции с растительным орнаментом, изображением птиц, человека, животных.

Плоскорельефная резьба имеет несколько разно-видностей:

- резьба с заоваленными контурами;

- резьба с подушечным фоном;

- резьба с подобранным (выбранным) фоном.

Резьба с заоваленными контурами, как и контурная, выполняется в виде двугранных выемок по контуру ри-сунка, но выемки режутся более глубокими, а их грани закругляются (заоваливаются).

Резьба с подушечным фоном. В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским. Такой фон называют поду-шечным, а резьбу - заоваленной с подушечным фоном. По технике выполнения, внешнему виду и назначению такая резьба мало отличается от обычной заоваленной резьбы.

Плоскорельефная резьба с выбранным фоном выпол-няется так же, как и обычная заоваленная резьба. Фон в этой резьбе выбирают на небольшую глубину, поэтому орнамент как бы лежит на ровной плоскости. Для игры светотени и контраста фон иногда чеканится.

Плоскорельефную резьбу выполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием.

В рельефной резьбе изображение выпукло по отношению к фону и художественно обработано в преде-лах глубины фона. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются ре-льефом разной высоты. Изображение может быть углуб-лено по отношению к фону. Такой рельеф называется вогнутым. Этот вид резьбы наиболее распространен.

Рельефная резьба имеет следующие подвиды:

барельефная резьба -- резьба с низким релье-фом; узор выступает над фоном незначительно, харак-тер рельефа - силуэтный.

горельефная резьба - резьба с более высоким рельефом, ярче выраженным и имеющим более богатую игру светотени. Обычно узор выступает над уровнем фона на половину своей толщины, это создает много-плановые композиции, способствует лучшему выявле-нию формы изображения.

Техника выполнения рельефной резьбы

Рельефная резьба требует от исполнителя высокого мастерства. При ее выполнении используют все инст-рументы для резьбы по дереву и самые разнообразные приемы работы. Как правило, рельефную резьбу вы-полняют стоя. Заготовку закрепляют на верстаке непо-движно и поворачивают только в крайних случаях.

Несмотря на большое разнообразие методов и при-емов обработки поверхности при рельефной резьбе, по-рядок ее выполнения во всех случаях остается примерно одинаковым. Основными этапами выполнения рельефной резьбы являются:

- нанесение рисунка при помощи копировальной бумаги;

- надрез и подрезка контура орнамента;

- выявление форм рельефа орнамента;

- зачистка фона;

- выявление мелкого рельефа орнамента;

- чеканка фона.

Нанесение рисунка при помощи копировальной бумаги

Рисунок (шаблон) изготавливают в натуральную ве-личину, переводят на кальку, а с кальки через копиро-вальную бумагу -- на основу. Чтобы рисунок не стерся с заготовки во время работы, его покрывают тонким слоем прозрачного лака.

При выполнении сложного рельефного орнамента на-чинающему резчику целесообразно предварительно вылепить рельеф из пластилина. Лепка рельефа пе-ред резьбой помогает точнее почувствовать форму и избежать ошибок во время резьбы.

Надрез и подрезка контура орнамента. Надрез производят при вертикальном положении резца точно по контуру рисунка. Для над-резания прямых линий применяют косячок, для надре-зания криволинейных -- полукруглую стамеску соот-ветствующего сечения. При надрезании инструмент слегка наклоняют в сторону рисунка. Подрезку контура делают отлогими, средними или круглыми стамесками. Стамеску держат под углом примерно 45° к поверхности и нажимают на конец ручки ладонью. Глубина подрезки должна быть везде одинаковой.

При относительно большой глубине фона глубина надреза и подрезки с одного раза может получиться недостаточной. В таких случаях эти операции повторяют. Первый надрез производят с легким нажимом на стамеску, следя за тем, чтобы он проходил точно по линиям рисунка и линии надре-за были чистыми и плавными.

При выполнении горельефной резьбы с крупным орнаментом контур обрубают с помощью киянки. Лез-вие ставят на линию контура с небольшим наклоном в сторону рисунка и, ударяя киянкой по ручке стамес-ки, обрубают контур. Главное в этой работе -- точно рассчитать силу удара, чтобы равномерно вырубать слои древесины на нужную глубину.

Прорезная резьба. Прорезной называется резьба, у которой элементы изображения связаны между собой, а фон удален. Ино-гда рельефную прорезную резьбу называют ажурной. Исполнение такой резьбы требует высокого мастерства.

Прорезная резьба может выполняться как в технике плоскорельефной резьбы (с плоским орнаментом), так и в технике рельефной резьбы. Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или ножовкой. В последнем случае резьбу называют пропильной. Выпиливать орнаменты и узоры легче, чем вырезать их на заготовке. Прорези в фоне могут быть также и при других видах резьбы (выемчатой, контурной). Иногда прорезную резьбу приклеивают к деревян-ной основе. В этом случае ее называют накладной, или наклейной.

Техника выполнения прорезной резьбы

На заготовке высверливают отверстия и ножовкой проводят опиловку. Заготовку зачищают шкуркой, снимают фаски. Самый простой и удобный инстру-мент, применяемый в прорезной резьбе, -- электро-лобзик.

Скульптурная (объемная) резьба -- это художественно об-работанная со всех сторон объемная фигура, полностью или в основном отделенная от фона. В отличие от одно-стороннего изображения объекта в плоскорельефной и рельефной резьбе, в объемной резьбе объект просматри-вается со всех сторон. Скульптурная резьба сложна по технике выполнения. От резчика требуется опыт, худо-жественное чутье, набор различных инструментов. Приступать к скульптурной резьбе можно, только овладев другими видами резьбы.

Скульптурная резьба служила для украшения инте-рьеров и мебели классических стилей. Ножки стульев и кресел часто делали в виде звериных лап, подлокотни-ки кресел украшали фигурами фантастических живот-ных, птиц. К этому виду резьбы относится и современ-ная станковая скульптура, выполненная из дерева.

При выполнении скульптурной резьбы различают 4 этапа:

- изготовление модели скульптуры из глины, гипса в натуральную величину в двух проекциях (спереди и сбоку);

- разметка заготовки с необходимым припуском на обработку;

- обруб основных форм;

- проработка рельефа и деталей скульптуры.

Скульптурная резьба -- это кропотливая работа, связанная с непрерывной сменой инструмента, его за-точкой и правкой. Готовую скульптуру выдерживают в сухом месте, при появлении трещин их заделывают. Просушенную скульптуру отделывают и наносят за-щитные покрытия.

Домовая резьба -- это крупномасштабная резьба, выполненная с помощью топора, пилы и доло-та. Как правило, домовая резьба применяется для ук-рашения построек. Домовую резьбу называют также корабельной, так как считается, что резные украшения на жилые постройки перешли с деревянных кораблей. По характеру и технике выполнения домовая резьба бывает:

- рельефной -- такой резьбой с непрорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора украшали фронтоны домов, наличники окон и т. д. Мотивами резьбы чаще всего являлись растительные орнаменты;

- прорезной (пропильной) -- такой ажурной резь-бой, выполненной с помощью лобзика, украшали фрон-тоны домов, наличники окон, обрамляли входы, перила.

- объемной -- такой резьбой, выполненной из целого корневища с помощью топора, украшали носовую часть корабля, а позже -- гребни крыш над фронтоном. Примером объемной домовой резьбы является так называемый «охлупень» -- фигурное изображение го-ловы и верхней части туловища коня, оленя, большой птицы и т. п.

Перед началом выполнения домовой резьбы очень важно правильно подготовить основу.

Подготовка основы. В домовой резьбе для некоторых элементов украше-ния требуются широкие доски, нередко имеющие недо-статки. Так, при высыхании или увлажнении доски ча-сто сильно коробятся, растрескиваются и становятся непригодными для дальнейшего использования. Полу-чить нужную ширину заготовки можно путем склеива-ния нескольких узких досок в щит нужного размера.

Для этого берут строганые доски нужной длины и толщины и раскладывают их в щит на лицевой сторо-не, где будет проводиться резьба. Рисунок текстуры и цвет древесины подбирают так, чтобы «полосатость» различных заготовок не повлияла на качество изделия и не снизила общего эффекта. Затем доски фугуют под углом 90°.

Качество прифуговки проверяют на просвет, прикладывая доски друг к другу кромками. Точность прифуговки кромок должна быть достаточно вы-сокой, в противном случае в месте склейки щит может дать трещины.

Прифугованные заготовки закладывают в струбци-ны, проверяют правильность раскладки по торцам, по рисунку текстуры и по плотности кромок, смазывают клеем кромки и зажимают винтами. Для получения за-готовок большого сечения доски склеивают пластями.

Склеенные щиты после высыхания тщательно выст-ругивают и зачищают рубанком с двойной железкой или фуганком. Щиты перед резьбой не зашлифовыва-ют, так как при шлифовке крошки абразивного порош-ка застревают в порах древесины и сильно затупляют инструмент.

5. Виды орнамента

Орнамент (от лат. ornamentum -- украшение) - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Поэтому при построении орнамента чаще всего используют принцип симметрии и приемы рит-мических повторов одного или нескольких элементов (раппорт).

Орнамент не может существовать вне предмета, потому что главное в орнаменте - это подчиненность конструктивным особенностям и назначению укра-шаемого предмета, а также природной красоте ма-териала.

Орнамент возник из подражания формам живой природы, но чаще всего при создании мозаичного набо-ра мотивы реального мира в орнаменте подвергаются значительной переработке: стилизации или гипербо-лизации.

Каждая национальная культура выработала свою систему орнамента, поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране отно-сится то или иное произведение искусства. Высокого развития орнамент достиг на Руси. Для русского моза-ичного орнамента одним из наиболее часто используе-мых мотивов является так называемая плетенка -различного вида переплетения полосок в виде лент, ремней, стеблей растений и цветов.

Известно много разновидностей орнамента.

По характеру композиции и расположению на украшаемой поверхности предмета мозаичный орнамент может быть:

- ленточным - в виде прямой или криволинейной полосы, чаще всего окаймляющей поверхность предмета; ажурный рисунок ленточного орнамента, проходящий по краю изделия, называется каймой;

- сетчатым - сплошной геометрический узор, за-полняющий всю поверхность;

- замкнутым - узор, заполняющий площадь опре-деленной геометрической формы (квадрата, ромба, тре-угольника).

Основные мотивы в орнаменте

По используемым мотивам орнамент может быть:

- геометрическим -- из различных геометрических элементов. Геометрический орнамент в виде ломанной под прямым углом линии называется меандром;

- растительным - из стилизованных раститель-ных форм;

- зооморфным - из стилизованных фигур реаль-ных или фантастических животных и птиц;

- геральдическим - из знаков, символов, эмблем или атрибутов искусства, войны и т. п.;

- гротескным - из фантастических сочетаний де-коративных мотивов;

- комбинированным - из комбинации различных мотивов (например, из геометрических и растительных мотивов (арабески) и др.).

Геометрический орнамент может состоять как из прямолинейных, так и криволинейных элементов. Основной задачей при выполнении геометрического ор-намента является подбор гармоничных сочетаний древесных пород и точность соединения отдельных элементов набора. В построении геометрического орнамента обычно используют принцип симметрии и приемы рит-орических повторов одного или нескольких элементов (раппорт).

При создании орнамента следует прежде всего про-думать его общую геометрическую основу, которая явится затем структурой орнамента. И только когда структура станет легко читаемой, композиционно орга-низованной, в ней будут выделены главные и подчинен-ные части, определен уровень значимости отдельных частей, переходят к разработке характера деталей, оп-ределяют степень их контраста и прием образования этого контраста.

Наиболее характерной чертой построения орнамен-та является контраст, представляющий собой разницу между смежными элементами. Достигается он разно-стью цвета, тона или сопоставлением различной фор-мы элементов.

При выполнении орнамента из квадратов и окруж-ностей рисунок наносят на шпон, служащий фоном. Сначала вырезают гнезда по внешнему контуру квадратов. В гнезда помещают квадраты-вставки, при-цел направление волокон этих вставок должно совпа-дать с направлением волокон фона. После закрепления больших квадратов вырезают гнезда под малые квадра-ты и вставляют в них кусочки фона. Затем вырезают окружность от руки резаком или с помощью циркуля.

Выполнение геометрического орнамента из прямых и округлых полос начинают со вставки прямых полос. Направление волокон полос должно совпа-дать с направлением волокон фона. Кромки полосок должны плотно прилегать к фону, а в местах их пересечений -- одна к другой.

При выполнение геометрического орнамента в круге сначала из фонового шпона вырезают круг. Из более светлого шпона вырезают четырехугольники, склеивают их попарно, а затем по четыре, получая поло-винки звезды. Подровняв места стыка, склеивают две половинки в восьмиконечную звезду. Между лучами звезды вклеивают ромбы, а в них врезают лучи. Затем вырезают мелкие детали из фонового шпона. Полученную звезду вставляют в фоновый шпон (в круг).

Выполнение сетчатого орнамента требует большой точности при исполнении набора. Для сетчатого орнамента используют шпон из пород древесины контрастных цветов.

Рисунок наносят с помощью копировальной бумаги на светлый шпон. Набор ведут последовательно слева направо, ряд за рядом, вырезая элементы светлого фона и заполняя гнезда кусочками темного шпона. Направление волокон у всех элементов фона должно совпадать с направлением волокон вставок. Это облегчает обра-ботку поверхности набора (шлифование) после прикле-ивания его к основе.

Стилизованный растительный орнамент по формам и технике выполнения близок к геометрическо-му. Нередко геометрические фигуры сочетаются со стилизованными растительными элементами. Степени стилизации растительных форм имеют широкий диапа-зон, поэтому растительный орнамент может быть са-мым разнообразным по характеру композиции.

При выполнении растительного орнамента необхо-димо правильно подобрать направление волокон шпона в каждом элементе орнамента и выбрать технические приемы изготовления элементов.

6. Техника безопасности при работе с древесиной

Обработку древесины следует производить в специальном помещении, оборудованном вытяжной вентиляцией, вытяжным шкафом, водопроводом, верстаками и столами с кафельным покрытием.

Ввиду большой остроты инструментов, их следует хранить в специальных футлярах или отделениях, сделанных в столе или шкафу. Во избежание порезов рук и для сохранения остроты инструментов, рекомендуется надевать на них в специальные чехлы.

При работе с красителями, протравами и отбеливателями необходимо надевать резиновые перчатки, так как красители плохо смываются с рук, а протравы и отбеливатели ядовиты.

Электронагревательные приборы для обжига древесины должны быть установлены на асбестовую плиту и иметь теплоизоляционный кожух.

7. Заключение

В нашей стране существует много видов резьбы по дереву. Культура резьбы живет столетия и продолжает совершенствоваться, развиваться.

Декоративно-прикладное искусство - это обширная область искусств, которая служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком, способствует внедрению в нее эстетического и идейно-образного начала. Благодаря соединению техники, технологических приемов обработки материалов с художественным творчеством и искусством достигается особая декоративная красота и выразительность предмета.

В представленной выше курсовой работе мы ознакомились с различными видами резьбы по дереву, технике и приемах их выполнения. Представлены ценные рекомендации по приобретению и использованию древесины и инструментов для ее обработки. Не забыты также современные приспособления и материалы.

8. Литература

1.

Полный курс для начинающего. Резьба по дереву. Мн.: Харвест, 2003.

2.

Гасарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву.

3.

Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М., 1978.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Особенности адаптации персонала в организациях
Курсовая работа Способы содержания птицы
Курсовая работа Действие уголовного закона во времени и пространстве
Курсовая работа Управление персоналом
Курсовая работа Анализ кредитного портфеля коммерческого банка
Курсовая работа Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ОАО "ВЭЛТ-Кинескоп"
Курсовая работа Анализ показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Курсовая работа Управление государственным долгом
Курсовая работа Договор ренты
Курсовая работа Финансовая устойчивость страховых компаний
Курсовая работа Организация налогового учёта в организации
Курсовая работа Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
Курсовая работа Самооценка младших школьников
Курсовая работа Оперативное планирование производства предприятия
Курсовая работа Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования