Контрольная робота студента 4 курса специальность 7.050206 группа 3 Петренко В.
Международный Авиационный Университет
Киев – 2001 год
Вопрос 1:
Основные принципы государственной политики в области безопасности человека.
Безопасность жизнедеятельности - система знаний, обеспечивающая безопасность обитания человека в производственной и непроизводственной среде, и развитие деятельности по обеспечению безопасности в перспективе с учетом антропологического влияния на среду обитания.
Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевания человека и снижающих его работоспособность. При обеспечении безопасности жизнедеятельности нельзя не учитывать и качество результатов полезного труда. Таким образом, цель БЖД - достижение безаварийной ситуации и готовность к стихийным бедствиям и другим проявлениям природной среды, предупреждение травматизма, сохранение здоровья, работоспособности и качества результатов полезного труда.
Для достижения цели БЖД выдвигаются научные и практические задачи. К научным задачам относится получение новых, принципиально нестандартных знаний в виде выявленных законов, либо теоретического описания технологического процесса, математического описания явлений и т.д., помогающих решать практические задачи. К практическим задачам относится разработка конкретных практических мероприятий, обеспечивающих обитание человека без травм, аварий при сохранении его здоровья и работоспособности с высоким качеством результатов трудовой деятельности.
Содержание и цель изучения БЖД.
Основные положения БЖД.
БЖД — система знаний, направленных на обеспечение безопасности в производственной и непроизводственной среде с учетом влияния человека на среду обитания.
Цель БЖД
Цель = БС + ПТ + СЗ + ПР + КТ
БС — достижение безаварийных ситуаций
ПТ — предупреждение травматизма
СЗ — сохранение здоровья
ПР — повышение работоспособности
КТ — повышение качества труда
Для достижения поставленной цели необходимо решить две группы задач:
Научные (мат. модели в системах человек-машина; Среда обитания - человек - опасные (вредные) производственные факторы; человек-ПК и т.д.)
Практические (обеспечение безопасных условий труда при обслуживании оборудования)
Объекты и предметы БЖД
Аксиома о потенциальной опасности
Любая деятельность потенциально опасна.
Количественная оценка опасности — риск (R).
n - число случаев,
N - общее количество людей
Существует понятие нормируемого риска (приемлемый риск) R=10-6 .
Правовые и нормативно-технические основы обеспечения БЖД.
Основные положения изложены в Конституции (дек. 1994г) в законе по охране труда и охране природы (1992-93) в КЗоТе.
В качестве подзаконных актов выступают ГОСТы, Нормы и Правила.
Взаимодействие государственного надзора, ведомственного и общественного контроля.
Высший надзор по соблюдению законности осуществляет ген. прокурор.
Государственный надзор в соответствии со 107 ст. КЗоТ за соблюдением норм и правил по охране труда осуществляется:
1. спец. уполномоченными инспекциями, независящие в своей деятельности от деятельности предприятия (Укркомгидромет, Госгортехнадзор, Госатомнадзор и т.д.);
2. профсоюзами в лице правовой и технической инспекцией труда.
Ведомственный контроль осуществляется министерствами и ведомствами в соответствии с подчиненностью.
Общественный контроль — ФНП в лице профсозных комитетах, находящихся на каждом предприятии.
Организация службы охраны труда и природы на предприятии
Директор несет основную ответственность за охрану труда и природы.
Организационными работами, связанными с обеспечением охраны труда и природы занимается гл. инженер.
Отдел охраны труда (подчиняется гл. инженеру) решает текущие вопросы, связанные с обеспечением безопасности труда.
Функции отдела охраны труда:
контрольная (соблюдение приказов)
обучающая
представители отдела выступают в качестве экспертов при разработке тех. решений
отчетность по вопросам травматизма и проф. заболеваниям.
Трехступенчатый контроль за охраной труда на предприятии
1 этап. Контроль на рабочем месте (за цехом контроль осуществляет мастер, за лабораторией - рук. группой). Ежедневный контроль.
2 этап. Уровень цеха, лаборатории (периодичность еженедельная).
3 этап. Уровень предприятия (один из цехов выборочно проверяется комиссией, в состав которой входят:
- гл. инженер;
- нач. отдела охраны труда;
- представитель мед. сан. части;
- гл. специалист (технолог или энергетик)
Вопрос 2:
Борьба с производственными шумами.
Шум — сочетание различных по частоте и силе звуков
Звук — колебания частиц воздушной среды, которые воспринимаются органами слуха человека, в направлении их распространения.
Слышимый шум — 20 - 20000 Гц,
ультразвуковой диапазон — свыше 20 кГц,
инфразвук — меньше 20 Гц,
устойчивый слышимый звук — 1000 Гц - 3000 Гц
Вредное воздействие шума:
сердечно-сосудистая система;
неравная система;
органы слуха (барабанная перепонка)
Физические характеристики шума
интенсивность звука J, [Вт/м2];
звуковое давление Р, [Па];
частота f, [Гц]
Интенсивность — кол-во энергии, переносимое звуковой волной за 1 с через площадь в 1 м2, перпендикулярно распространению звуковой волны.
Звуковое давление — дополнительное давление воздуха, которое возникает при прохождении через него звуковой волны.
Учитывая протяженный частотный диапазон (20-20000 Гц) при оценки источника шума, используется логарифмический показатель, который называется уровнем интенсивности.
J - интенсивность в точке измерения [Вт/м2]
J0 - величина, которая равна порогу слышимости 10-12 [Вт/м2]
При расчетах и нормировании используется показатель — уровень звукового давления.
Р - звуковое давление в точке измерения [Па];
Р0 - пороговое значение 2×10-5 [Па]
При оценке источника шума и нормировании используется логарифмический уровень звука.
РА - звуковое давление в точке измерения по шкале А прибора шумомера, т.е. на шкале 1000 Гц.
Спектр шума — зависимость уровня звукового давления от частоты.
Спектры бывают: - дискретные; - сплошные; - тональный.
В производственном помещении обычно бывают несколько источников шума.
Для оценки источника шума одинаковых по своему уровню:
Lå = Li + 10 lgn
Li- уровень звукового давления одного из источников [дБ];
n - кол-во источников шума
Если кол-во источников меняется от 1-100, а Li = 80 дБ
n = 1 L = 80 дБ
n = 10 L = 90 дБ
n = 100 L = 100 дБ
Для оценки источников шума различных по своему уровню:
Lå = Lmax + DL
Lmax - максимальный уровень звукового давления одного из 2-х источников;
DL - поправка, зависящая от разности между max и min уровнем давления
Lmax - Lmin | 1 | 10 | 20 |
DL | 2,5 | 0,4 | 0 |
Звуковое восприятие человеком
Т.к. органы слуха человека обладают неодинаковой чувствительностью к звуковым колебаниям различной частоты, весь диапазон частот на практике разбит на октавные полосы. |
Октава — полоса частот с границами f1 - f2, где f2/f1 = 2.
Среднегеометрическая частота — fСТ =
Весь спектр разбит на 8 октавных полос:
45-90; 90-180; 180-360 ... 5600-11200.
Среднегеометрические частоты октавных полос:
63 125 250 ... 8000
Звуковой комфорт — 20 дБ;
шум проезжей части улицы — 60 дБ;
интенсивное движение — 80 дБ;
работа пылесоса — 75-80 дБ;
шум в метро — 90-100 дБ;
концерт — 120 дБ;
взлет самолета — 145-150 дБ;
взрыв атомной бомбы — 200 дБ
Нормирование шума
Нормативным докум. является ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ.
1 метод. Нормирование по уровню звукового давления.
2 метод. Нормирование по уровню звука.
По 1 методу дополнительный уровень звукового давления на раб. местах (смена 8 ч) устанавливается для октавных полос со средними геом. частотами, т.е. нормируется с учетом спектра.
По 2 методу дополнит. уровень звука на раб. местах устанавливается по общему уровню звука, определенного по шкале А шумометра, т.е. на частоте 1000 Гц.
Нормы шума для помещений лабораторий
Уровень звукового давления [дБ] окт. со среднегеом. част. [Гц] | |||||||
63 | 125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 |
91 | 83 | 77 | 73 | 70 | 68 | 66 | 44 |
Уровеньзвука, дБА | |||||||
не более 75 |
Мероприятия по борьбе с шумом
I группа - Строительно-планировочная
II группа - Конструктивная
III группа - Снижение шума в источнике его возникновения
IV группа - Организационные мероприятия
I группа. Строительно-планировочная
Использование определенных строительных материалов связано с этом проектирования. В ИВЦ — аккустическая обработка помещения (облицовка пористыми аккустическими панелями). Для защиты окружающей среды от шума используются лесные насаждения. Снижается уровень звука от 5-40 дБА.
II группа. Конструктивная
Установка звукоизолирующих преград (экранов). Реализация метода звукоизоляции (отражение энергии звуковой волны). Используются материалы с гладкой поверхностью (стекло, пластик, металл).
Аккустическая обработка помещений (звукопоглащение).
Можно снизить уровень звука до 45 дБА.
Использование объемных звукопоглотителей (звукоизолятор + звукопоглотитель). Устанавливается над значительными источниками звука.
Можно снизить уровень звука до 30-50 дБА.
III группа. Снижение шума в источнике его возникновения
Самый эффективный метод, возможен на этапе проектирования. Используются композитные материалы 2-х слойные. Снижение: 20-60 дБА.
IV группа. Организационные мероприятия
Определение режима труда и отдыха персонала.
Планирование раб. времени.
Планирование работы значительных источников шума в разных источниках.
Снижение: 5-10 дБА.
Если уровень шума не снижается в пределах нормы, используются индивидуальные средства защиты (наушники, шлемофоны).
Приборы контроля: - шумомеры; - виброаккустический комплекс — RFT, ВШВ.
ЗАДАЧА № 1
Бригада мулярів в квартирі (об'ємом V=160 м3) провадить ремонт і зокрема фарбувальні роботи фарбою НЦ-1125. У зв'язку з тим, що на відстані X = 32 м від будинку розташована будівля дитячого садка з розкритими вікнами чи кватирками, в ремонтованій квартирі вікна відкривати не стали.
Визначити, в момент коли пофарбувались всі поверхні що підлягали фарбуванню загальною площею Sф = 21 м2 (момент максимальних випаровувань), концентрацію в квартирі і-тої шкідливої речовини (ШР) – Бутанол, що входить до складу фарби та вияснити, чи не шкідливо мулярам та мешканцям знаходитись в квартирі в цей час без індивідуальних засобів захисту органів дихання, а також, чи допустима концентрація ШР, що викидається в атмосферу через вентиляційну шахту будинку висотою Н = 21 м та з площею устя SУ = 0,3 м2, біля вікон дитсадка. Відомо, що в зазначений період через вентиляційну шахту з квартири витягується 35 % максимальних випаровувань (δш = 0,35) а ще 10 % через щілини в дверній коробці надходять до сходинкової клітки. Газоповітряна суміш виходить з устя шахти зі швидкістю ω0 = 7 м/с.
Необхідно знати, що максимальне надходження в повітря квартири розчинників із фарби відбувається в процесі фарбування та в перші хвилини після його закінчення, коли випаровується біля 25% від їх загальної кількості (δв = 0,25), а витрати фарби становлять QS = 0,11 кг/м2 , QT = 19*10-3 кг/с.
Знайдемо масу (Мі ) випаровування за данними:
δбутанол = 0,06 (6%), Sф= 21 м2
з виразу: Мі = 0,01* Sф* QS * δі* δв , кг
Мі = 0,01* 21 м2 * 0,11 кг/м2 * 0,06*0,25= 0,346*10-3 кг = 346 мг
Як всім відомо, формула концентрації ШР в квартирі:
Сі = Мі / V, мг/м3
Сі = 346 мг/ 160 м3 = 2,16 мг/м3 = 2 мг/м3
Порівняємо Сі = 2 мг/м3 з гранично допустимою концентрацією (ГДК) для робочих місць – q1ГДК і = 10 мг/м3 , та для мешканців квартири - q11ГДК і = 0,1 мг/м3 . З цього видно, що розрахована концентрація в квартирі ШР не значна для мулярів, тобто не завдасть шкоди, а для мешканців небезпечно.
Розрахунок максимальної приземної концентрації газоповітряної суміші з одиночного джерела з круглим устям за несприятливих метереологічних умов на відстані X= 25 м від джерела викидів виконується за формулою:
Сmax = (A*M*F*m*n)/ (H2 *3√ V* ∆T) , мг/м3 ,
де А – коефіцієнт, прийнятий для несприятливих метеоумов, коли концентрація ШР від джерела викидів досягає максимального значення (для України А=160);
М – кількість ШР, що викидаються в атмосферу (г/с);
М = 10 QT * δі* δв * δш
М = 10*19*10-3 кг/с*0,06*0,25*0,35= 19 г/с *0,0525 = 0,998 г/с;
F – безрозмірний коєфіцієнт, що враховує шкідливість осідання ШР в атмосфері (F=1);
m, n - безрозмірні коефіцієнти, що враховують умови виходу газоповітряної суміші з устя джерела викидів (m = 0,6; n = 2,0);
Н – висота ждерела викидів (м);
Vі - об”єм газоповітряної суміші (м3 /с)
Vі = ω0 * SУ ;
Vі = 7м/с * 0,3 м2 = 2,1 м2/с.
Розрахуємо максимальну приземну концентрацію газоповітряної суміші:
Сmax = (160*0,998 г/с *1*0,6*2)/ (212 м2 *3√ 2,1 м2/с * 15 0С) = 0,022 г/ м3 = 22 мг/м3 .
Відстань Хм = d*H, м; де d = 4,0
Хм = 4*21 = 84 м
Приземна концентрація Сx на любій відстані Х від джерела викидів розраховується за формулою:
Сxі = S1 * Сmax , мг/м3 ;
де S1 – безрозмірний коєфіцієнт, про який відомо
S1 = 0,4 якщо Х/ Хм = 32/84 = 0,38 ≥ 0,2
Сxі = 0,4 * 22 = 8,8 мг/м3
Висновок:
Порівнявши Сі = 2 мг/м3 з гранично допустимою концентрацією (ГДК) для робочих місць – q1ГДК і = 10 мг/м3 , та для мешканців квартири - q11ГДК і = 0,1 мг/м3 , ми бачимо, що розрахована концентрація в квартирі ШР не значна, тобто не завдасть шкоди мулярам, але не бажано під час фарбування в квартирі знаходитись мешканцям.
Розрахувавши також концентрацію ШР, що викидається в атмосферу через вентиляційну шахту будинку Сxі = 8,8 мг/м3 та порівнявши з гранично допустимою концентрацією, бачимо, що Сxі > q11ГДК і , а отже шкідлива для оточуючих, а саме для території біля дитсадка.
Задача 2.
В помещении находится N1 персональных комьютеров (ПК), у которых вентиляторы создают уровни шума
Определить рабочий уровень шума
Данные для расчета:
N1 - 1 шт.
N2 - 2 шт.
N3 - 3 шт.
N4 - 2 шт.
f - 1000 Гц
r - 35 м
Определяем суммарный уровень шума однотипных источников:
N - число источников
Определяем суммарный уровень шума от однотипных вентиляторов:
Определяем суммарный уровень шума от однотипных принтеров:
Определяем суммарный уровень шума от всех вентиляторов и от всех принтеров:
Определяем уровень шума от всех источников:
Определяем уровень шума, достигший окон детдома (в случае с закрытыми окнами):
Определяем уровень шума, достигший окон детдома (в случае с открытыми окнами):
Максимально допустимое значение уровня шума LА=85 дБ.
LА"А"= L"ЛИН"+5 дБ
LОЗ=-22,41+5=-17,41 дБ
LОО=35,09+5=40,09 дБ
LА"ЛИН"=85-5=80 дБ
Сравнивая расчетное значение шума с дополнением, мы видим, что величина шума допустима (LА=85 дБ; LА"ЛИН"=80 дБ), как при закрытых окнах (LОЗ=-17,41 дБ), так и при открытых окнах (LОО=40,09 дБ), так как значения не превышают нормы.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |