Курсовая работа по предмету "Культура и искусство"


Музейные коллекции и художественный рынок



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЧУО «ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ ИМ. А.М.ШИРОКОВА»

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

Допущено к защите

______________________________

Зав. кафедрой Ю.Г.

« » ________________2009г.

Музейные коллекции и художественный рынок

Курсовая работа

студентки 4 курса

дневной формы обучения

специальности «Культурология»

Научный руководитель

Минск, 2009

Содержание

Введение

1. Коллекционирование

1.1 Из истории коллекционирования

1.2 Виды коллекций

1.3 Самые необычные музейные коллекции мира

2. Арт рынок

2.1 История арт-рынка

2.2 Аукционы

2.3 Антиквариат

2.4 Критерии оценки произведений искусства

Заключение

Список литературы

Введение

Становление рыночных отношений сопровождается кардинальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности общества.

Процессы перехода к рынку уже затронули и сферу культуры. Художественные произведения все чаще рассматриваются не только как духовные, но и как коммерческие ценности. Изменения, связанные с началом перехода к рыночной экономике, повлекли за собой активную коммерциализацию искусства, формирование новой модели художественного сознания общества, взаимодействия бизнеса и культуры. Товарное обращение художественных произведений стало восприниматься как фактор, оказывающий существенное влияние на развитие современного искусства и на творческие процессы и личность художника.

Процесс разгосударствления культурных фондов, легализация положения продавца и покупателя выделили в экономическом пространстве специализированную область "художественного" предпринимательства, в которой основным компонентом деловой активности выступает посредничество.

Многообразие посреднических форм в стране представлено сегодня множеством антикварных магазинов, салонов, галерей и аукционных домов. Эти коммерческие предприятия возникли относительно недавно. Однако уже сегодня они оказывают существенное влияние на систему формирования заказов в сфере культуры, а также служат фундаментом для становления и развития цивилизованного арт-рынка.

Цель работы: изучение и анализ функционирования музея и направления его деятельности.

Задачи: изучить историю музейного коллекционирования, изучить арт рынок как систему товарного обращения произведений искусства, а также критерии оценки произведений искусства.

1. Коллекционирование

1.1 Из истории коллекционирования

Коллекционирование считается некоторыми учеными одним из основных рефлексов человека и важной характеристикой развития человеческого общества. Как процесс систематизации окружающего мира начинает определяться в государствах древнего Востока, в Древней Греции и Риме. В России известно с 10-11 вв. Это, прежде всего, собирание книжных и рукописных собраний в храмах и монастырях, сакральных и мемориальных памятников в ризницах, оружия в арсеналах. В средние века благодаря собирательской деятельности начинается формирование великокняжеской и царской сокровищницы. В 16-17 вв. берет свое начало собирание коллекций растений в оранжереях и садах. Интерес к животному миру проявился в создании коллекций зверей и птиц в зверинцах (см. Протомузейные формы).

Расцвет коллекционирования начинается в 18 в., когда Россия встала на путь освоения европейских культурных форм. Появляется множество универсальных и специализированных собраний, как частных, так и государственных (Петербургская кунсткамера, музей Академии художеств, коллекции Академии наук), отражающих эстетические приоритеты, развитие науки и культуры в стране. В 18 в. коллекционирование в стране проходит путь от модной забавы до серьезного увлечения, сопряженного с научными интересами коллекционера (Г.А. Демидов, Н.Б. Юсупов, Н.П. Румянцев). Создаются первые объединения коллекционеров, например, Румянцевский кружок объединял любителей и собирателей книг. В начале 19 в. расширяется тематика коллекционирования, социальный состав коллекционеров: кроме дворянства в процесс вовлекаются представители купечества, духовенства, разночинцы. В 19 в. коллекционирование становится заметным фактом культурной жизни страны, многие коллекции составляют основу для создания музеев (коллекция А.Д. Черткова - книжного собрания Исторического музея, коллекция Н.Н. Демидова - музея естественной истории Московского университета и т.д.) Результаты коллекционирования начинают использоваться в учебных целях (создание коллекций и музеев в университетах, гимназиях). Научное направление в коллекционировании связано преимущественно с музеями, которые активно включаются в процесс пополнения своих фондов; здесь же разрабатывается научная систематизация объектов коллекционирования.

В 20 в. коллекционирование продолжает активно развиваться, расширяются его виды и тематика. Среди новых объектов музейного коллекционирования - формирование фондов артефактами нематериального наследия. В частном коллекционировании различают демократическое и элитарное направления. К демократическому относятся, например, филателия, филокартия, филумения. Одним из наиболее популярных является книжное коллекционирование.

Потребности коллекционирования удовлетворяет рынок произведений искусства и предметов науки и культуры, в структуру которого входят аукционы, салоны, антикварные лавки, специализированные издания.

1.2 Виды коллекций

Археологические коллекции - систематические собрания предметов археологии. Являются основой для создания археологических музеев или составной частью краеведческих музеев и музеев исторического профиля. Формирование археологических коллекций прошло несколько этапов становления, от сбора случайно обнаруженных древностей до научно разработанных методов отбора материала во время полевых работ. Полевые работы проводятся при наличии специального разрешения. С 1990-х гг. катастрофические масштабы приобрела деятельность "черных археологов"; впервые встала проблема сохранения не только археологических коллекций в составе музейных и частных собраний, но и недвижимых археологических объектов и комплексов в историческом ландшафте.

Первые археологические коллекции в России появились в начале 18 в. По указу 1718 г. "все, что зело старо и необыкновенно", "старые вещи", найденные в земле или воде, надлежало приносить за вознаграждение. Руководителю первой научной экспедиции в Сибирь (1719 г.) Д.-Г. Мессершмидту было предписано искать и собирать различные древности, раскапывать курганы, делать зарисовки. Интерес Петра I к сибирским древностям вызвал появление указов об охране археологических памятников. В эти годы сформирована первая археологическая коллекция в России - т.н. Сибирская коллекция Петра I.

Научные экспедиции, с 1725 г. проходившие под покровительством Академии наук (Г.Ф. Миллера и И.Г. Гмелина, И.Г. Георги и др.), значительно расширили круг источников и материальную базу археологии; в экспедициях велась документальная фиксация и описание памятников. Преобладающий интерес к древностям Сибири, Приуралья, Поволжья привел к формированию соответствующих коллекций, которые поступали в Кунсткамеру и Академию наук.

Дальнейшее формирование археологических коллекций связано с развитием исторической науки, дифференциацией научного знания и выделением археологии как науки. В конце 18- начале 19 вв. интерес к античным древностям Причерноморья способствовал началу планомерных раскопок и проведению первых мероприятий по охране памятников. Созданные в результате этой деятельности А.к. стали основой для создания первых археологических музеев в России: в Николаеве, Феодосии, Одессе, Керчи, а также археологических коллекций "керченских древностей" в Эрмитаже.

Со второй половины 19 в. раскопками и накоплением археологического материала стали заниматься ученые - И.Д. Черский, В.В. Докучаев, К.С. Мережковский, А.А. Иностранцев и др.; расширилась тематика исследований (славянские, восточные, первобытные памятники). Формированию археологических коллекций во второй половине 19 в. способствовала деятельность научных обществ, среди которых первенство принадлежит Академии наук, Археологической комиссии в Петербурге и Одесскому обществу истории и древностей. Разнообразные находки присылались в Русское археологическое общество, где была сформирована значительная археологическая коллекция и музей (1840-е гг.) Собирание археологических памятников инициировалось выставками, проходившими во время проведения археологических съездов. По инициативе научных обществ и ученых архивных комиссий возник ряд музеев с коллекциями археологических памятников. Археологические коллекции стали значительными отделами вновь образованных провинциальных музеев в Ярославле, Воронеже, Минусинске, Кяхте, Вятке и др.

Во второй половине 19 в. памятники археологии - важная составная часть многих частных коллекций (И.К. Айвазовского, Д.Г. Бурылина, И.А. Шлякова, В.Д. Поленова, Д.Я. Самоквасова и др.). Ряд частных археологических коллекций послужил основой создания музеев: в Тюмени, Туле, Красноярске, Екатеринославле (Днепропетровске) и др.

В настоящее время археологические коллекции в основном формируются в результате полевых исследований, проходят камеральную обработку и атрибутированные поступают в музеи. Наиболее крупными и ценными археологическими коллекциями обладают Эрмитаж, Исторический музей в Москве, ряд региональных музеев, в которых именно археологические коллекции наиболее полно характеризуют местную историю (археологическая коллекция Ростовского областного музея краеведения, Азовского краеведческого музея, Кяхтинского музея, Екатеринбургского краеведческого музея, Сахалинского краеведческого музея). Научные исследования и открытия в исторических науках способствуют созданию новых археологических коллекций в ряде музеев. Например, коллекция эпохи палеолита создается в музее-заповеднике "Кижи".

Этнографические коллекции - систематизированные собрания предметов, представляющих культуру определенного этноса или этнической группы. Предметы, изъятые из среды бытования, могут полноценно существовать в рамках коллекций и стать музейным экспонатом только при сохранении этнокультурной информации. Этнографические коллекции отражают как материальную культуру этносов (бытовую, хозяйственную, производственную, религиозную), так и нематериальное наследие (традиции, верования, обряды, фольклор). Артефакты этнографических коллекций имеют наряду с собственными характеристиками (материал, технология) характеристики культуры, в рамках которой они были созданы (функциональное назначение в культуре, тип, условия бытования и др.)

Начало созданию этнографических коллекций в России было положено в 18 в., когда из экспедиций в Сибирь, Поволжье, Кавказ были привезены диковинные предметы, относящиеся к иным культурно-этническим сообществам. Первые этнографические коллекции появились в составе Петербургской Кунсткамеры (1714 г.)

В 19 в. этнографические коллекции становятся распространенным типом коллекций в музеях и частных собраниях. В 1848 г. основан Этнографический музей Русского Географического общества в Петербурге, в 1867 г. - Дашковский этнографический музей как подразделение Румянцевского музея, этнографический отдел Русского музея. Значительные этнографические коллекции были сформированы в этот период в местных музеях: в Иркутске, Тифлисе, Минусинске, Тюмени, Владивостоке, Чите, Рязани, Архангельске и др., в музеях при университетах, научных обществах и статкомитетах. Для пополнения этнографических коллекций снаряжались специальные научные экспедиции. В 1924-48 гг. в Москве работал Музей народоведения, в котором были сформированы уникальные этнографические коллекции, характеризующие многочисленные народности России. Во второй половине 20 в. этнографические коллекции становятся все более специализированными, они различаются по географическому, этническому, предметному принципам.

В настоящее время крупнейшие этнографические коллекции находятся в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого в Петербурге, в Российском этнографическом музее, Музее истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока и др. Этнографические коллекции представлены в музеях декоративно-прикладного и народного искусства, в составе национальных музеев республик РФ и музеев исторического профиля, существуют практически во всех краеведческих музеях страны. Значительные этнографические комплексы находятся в составе музеев под открытым небом (Усть-Вымский историко-этнографический музей, музей-заповедник "Тальцы" под Иркутском)

Художественные коллекции - собрания предметов изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры), декоративно-прикладного и народного искусства. Во все времена служили удовлетворению эстетических потребностей, отражая развитие эстетических представлений и наук об искусстве.

Известны с древнейших времен. Прообразами художественных коллекций считаются коллекции древнегреческих храмов муз Мусейонов, коллекции при храмах и термах Др. Рима. Являлись составной частью ризниц храмов и монастырей, царских сокровищниц средневековой Европы (в России, например, художественные коллекции находились в составе Оружейной палаты), универсальных коллекций древностей, кунсткамер эпохи Возрождения и Нового времени (Петербургская кунсткамера). Целенаправленное коллекционирование художественных предметов начинается в эпоху Возрождения в Италии. Стремление к запечатлению процесса развития искусства и осознание ценности собираемых артефактов приводит постепенно к выделению художественной части собраний в самостоятельный вид коллекционирования. В России этот процесс приходится на 18 в., когда создаются художественные галереи и ценные художественные собрания во дворцах и усадьбах: в Петергофе, Царском Селе, Эрмитаже, во дворцах Юсуповых, Строгановых, Шуваловых. Для размещения художественных коллекций были выстроены специальные здания.

К началу 19 в. относятся первые попытки придать художественным коллекциям статус музея, а в художественных коллекциях появляются произведения современных русских художников. Так, на правах частного музея существовали "Русский музеум" Павла Свиньина, галерея Ф.И. Прянишникова и др. Во второй половине 19 в. на основе частных художественных коллекций создаются художественные музеи: Третьяковская галерея, Цветковская галерея, Музей изящных искусств и др., а также сеть провинциальных художественно-промышленных музеев. Собиратель, руководствовавшийся прежде лишь собственным вкусом и модой, теперь начинает ориентироваться на исследования в области искусствознания. Художественные коллекции все более специализируются, к концу 19 в. как самостоятельные области художественных коллекций выделяются коллекционирование икон (коллекция И.С. Остроухова), предметов декоративно-прикладного искусства (коллекции М.К. Тенишевой, Г.А. Брокара).

В 20 в. художественные коллекции остаются важной частью частного коллекционирования, которые зачастую пополняют фонды государственных собраний.

Коллекции книг представляют собой собрания книжных раритетов, рукописных, старопечатных и современных изданий, имеющих историческое, библиографическое, художественное значение.

Книги становятся объектом собирательства в древнейшие времена. Одними из первых известных коллекций были именно книжные - известно о создании книгохранилищ при дворцах и храмах Древнего Египта и стран Передней Азии (Александрийская библиотека, 3 в. до н.э.; собрание клинописных текстов при дворце Ашшурбанипала в Ассирии). Длительное время книги собирались как источник информации; позднее - также с целью сохранить книгу как произведение книгопечатного и изобразительного искусства, явление культуры. В средние века значительные книгохранилища создавались при монастырях, храмах и первых университетах. В России крупные книгохранительницы были сформированы при Софийском соборе в Новгороде Великом, в Софии Киевской, в Кирилло-Белозерском, Соловецком монастырях. С 15 в. в Европе и с 17 в. в России начинают формироваться частные книжные собрания. В 18 в. формирование коллекций книг становится делом государственным, в результате образуются такие крупные книжные хранилища как библиотека Императорской Академии наук в Петербурге, библиотека Московского университета и др. В 19 в. часть книжных коллекций преобразуется в крупные государственные библиотеки, другая часть становится значимой частью музейных собраний (Румянцевская библиотека, Синодальная (Патриаршая) библиотека, библиотека Эрмитажа).

В настоящее время книжные коллекции с уникальными и раритетными изданиями являются значимой частью музейных собраний. Функционируют музеи книги, которые появляются в Европе во 2-й пол. 19 в., а в 20 в. в России: музеи Российской государственной библиотеки в Москве, Российской национальной библиотеки в СПб, музей миниатюрной книги издательства "Книга" и музей издательства "Детская литература" в Москве и др. Интенсивно развивается частное коллекционирование книг.

Естественнонаучные коллекции представляют собой "систематизированные собрания объектов природы", которые "являются документальным свидетельством достоверности научных фактов". Включают как объекты живой, так и неживой природы, в т.ч. специально обработанные и законсервированные (чучела животных, анатомические препараты и др.) Используются для научных исследований, проведения мониторингов природных процессов. В число естественно-научных коллекций входят: ботанические (в т.ч. сады, оранжереи, дендрарии, гербарии), зоологические, антропологические, геологические, палеонтологические, почвенные, медицинские.

Создание естественно-научных коллекций тесно связано с развитием естественных наук. Уже коллекции, сформированные в период античности, использовались в исследовательских целях. Значительные естественно-научные коллекции, состоящие из редкостей "трех царств природы" - растительного, животного, минерального, были собраны в европейских кунсткамерах в 16-18 вв.; широкое распространение получили также анатомические театры, ботанические сады, зверинцы. В России в 16 в. функционируют первые зверинцы, в 17 в. - ботанические сады, в 18 столетии создается Петербургская кунсткамера, универсальное собрание, в котором были собраны анатомические, зоологические, ботанические коллекции. На протяжении 18 в. появляются первые частные естественнонаучные коллекции: А.С. Строганова, П.Г. и Н.А. Демидовых, частные ботанические сады Г.А. Демидова, А.К. Разумовского. С 18 в. начинается выделение естественно-научных коллекций в обособленные коллекции и музеи, а в 19 в. - их специализация (в 1830-е гг. из собрания Петербургской кунсткамеры выделяются Зоологический, Ботанический, Геологический и др. музеи). Создается ряд систематических коллекций, в которых отражалось видовое разнообразие природы. Естественно-научные коллекции становятся значимой частью музеев местного края и музеев учебных учреждений.

В 20 в. одной из форм сохранения и представления многообразия природы стали особо охраняемые природные территории, природные заповедники и национальные парки (Тебердинский биосферный заповедник, Прибайкальский национальный парк). Возникли новые типы естественно-научных коллекций, отражающие приоритеты и проблематику естественнонаучных исследований в настоящее время - музеи-аквариумы, экологические тропы. Среди наиболее крупных и известных музейных естественно-научных коллекций- собрания Дарвиновского музея и Биологического музея им. К.А. Тимирязева, Геологического музея им. В.И. Вернадского в Москве, Ботанического института им. В.Л. Комарова, Антропологии и этнографии им. Петра Великого в Петербурге.

Коллекции фономатериалов и фотодокументов - систематизированные собрания предметов, на которых определенным способом зафиксированы различные звуковые процессы и визуальные образы, отражающие различные исторические события, факты науки, культуры и искусства.

Такие коллекции начинают формироваться с развитием соответствующих технических устройств в конце 19 в.: у частных коллекционеров, в музейных собраниях, на фирмах-производителях звуковых и видео-носителей. Первоначально Ф.к. имели исключительную ценность как документальные свидетельства событий, впоследствии приобрели значение как образцы техники. Среди частных коллекций распространены коллекции граммофонных пластинок, старых фотоаппаратов, дагерротипов. В музеях ценность имеет не только носитель информации, ныне уже не применяемый для воспроизводства (граммофоны, пластинки, дагерротипы), но и зафиксированный ими факт. Крупнейшие в России - фоно-коллекции Студии грамзаписи, Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Музея музыкального и театрального искусства в СПб, Архива кинофонофотодокументов в СПб, фотоколлекции - Исторического музея, Литературного музея, Музея архитектуры им. А.В. Щусева, Центрального архива кинофотодокументов в Красногорске.

В настоящее время музеи при формировании Ф.к. широко используют целенаправленную фиксацию событий, воспоминаний, выступлений на звуковые и видео-носители, создавая т.о. базу документальных источников; запись приобретает значение подлинного музейного предмета. В музеях естественнонаучного профиля записи имеют значение вспомогательного материала (аудио-записи голосов зверей и птиц, фотофиксация природных процессов). Соответственно, предметы из фоно- и фото-коллекций могут быть как основными предметами экспозиционных комплексов, так и выступать в роли научно-вспомогательного материала. Особую ценность имеют монографические аудио-коллекции (например, коллекция записей Ф.И. Шаляпина в Театральном Музее им. А.А. Бахрушина), личные архивы фотографов (фонд А.О. Карелина в Нижегородском краеведческом музее).

1.3 Самые необычные музейные коллекции мира

Туристичский портал Travel for Life определил самые необычные музейные коллекции мира.

Музей растворимой лапши Йокогама, Япония

В этом музее перед посетителями оживает история растворимой лапши, начиная с самых ранних времен. Обширная коллекция включает в себя старинные упаковки всех цветов и форм, палочки для еды, мисочки, чашки и даже отреставрированное блюдо для лапши, принадлежавшее самурайскому роду XVII века.

Музей чревовещания Форт Митчелл, Кентукки

Единственный в мире музей, посвященный искусству чревовещания. Здесь собраны сотни «говорящих» кукол, марионеток и манекенов разных размеров, которые когда-то развлекали детишек.

Музей аномалий Филадельфия, Пенсильвания

Музей, являющийся отделением Филадельфийского медицинского колледжа, был основан в 1850 году для прохождения будущими врачами анатомической практики. Удивительная и немного пугающая коллекция этой своеобразной «кунсткамеры» до сих пор представляет научный интерес. Тысячи посетителей могут увидеть деформированные скелеты и черепа, фотографии людей с серьезными физическими отклонениями, десятки образцов головного мозга различных животных и внутренние органы с выраженными патологиями.

Музей гашиша Амстердам, Нидерланды

Если бы не непрекращающиеся споры о вреде и пользе марихуаны, а также о запретах и легализации, то, скорее всего, это был бы заурядный музей истории сельского хозяйства. В Hash Museum, находящимся в знаменитом «районе красных фонарей», можно узнать все о способах выращивания марихуаны и ее долгой истории, включая историю легализации. А в качестве сувенира можно купить семена конопли.

Международный музей криптозоологии Портленд, штат Мэн

Криптозоология -- наука, посвященная целенаправленному поиску животных, существование которых либо не доказано, либо считается невозможным в данной местности и/или в данное время (например, Лох-Несское чудовище, снежный человек и т. д.). В криптозоологии виды, существование которых не доказано, то есть находящиеся в «скрытом» состоянии, получили название криптиды. Музей был основан в 2003 году криптозоологом Л.Коулманом. Среди экспонатов -- восьмифутовое 250-килограммовое «чучело» Йети. Поскольку музей расположен прямо в доме у эксперта и открывается только по предварительной договоренности с хозяином.

2. Арт рынок

2.1 История Арт рынка

Художественным рынком называют систему экономических и культурных взаимоотношений в сфере изобразительного искусства, при которых формируются спрос и предложение на предметы искусства, определяется их эстетическая ценность и материальная стоимость.

Если условно разделить историю зарождения арт рынка на этапы, то первый этап связан с зарождением арт-рынка в Англии в конце XVII века. В отличие от Франции, где статус художника в XVIII и XIX веках определялся степенью его признания в различных салонах, в Англии этот статус определялся торгами, то есть показателем, состоящим из цены на работу и количества проданных работ. При этом, британская модель оказалась более популярной, распространившись на национальные арт-рынки Голландии, Германии и США. Популярность данной модели, можно связать с протестантской этикой раннего капитализма, господствовавшей в данных странах, на основании которой любой продукт, который производится (в том числе и произведение искусства), имеет цену. Очевидно, что покупка и продажа произведений искусства существовала на протяжении всей истории искусства. Однако только после буржуазной революции возникли условия, способствующие формированию рыночной экономики, а, следовательно, и арт-рынка. Поэтому приблизительным периодом появления рынка искусства считается конец XVII века.

Одно из мнений, ссылающееся на ряд работ, посвящённых истории продаж произведений искусства и опубликованных в конце XIX века (в качестве примера можно назвать работы Редфорда (G. Redford, Art Sales (1888)) и Робертса (W.Roberts, Memorials of Christies (1897))), полагает точной датой возникновения арт-рынка 21 июня 1693 года, когда в Банкетном доме в поместье Уайтхолл Лордом Мелфордом был организован большой аукцион по продаже произведений искусства. В первой половине XVIII века такие аукционы стали одним из развлечений британской аристократии. Тогда крупных доходов подобные аукционы не приносили. Одной из первых демонстраций аукционов, как средства к обогащению, стали продажи, проведённые в феврале и марте 1754 года доктором Ричардом Мидом. Общая сумма продаж оказалась по тем временам рекордной и составила ? 16 069. Начиная со второй половины XVIII века можно отметить значительный приток капитала в поле арт-рынка. Стоит, однако, отметить, что большую часть продаж составляли работы малоизвестных авторов, зачастую не самого высокого качества. Акцент на покупке работ Великих мастеров появился лишь в начале XIX века. Данный акцент был связан с теми суммами, которые тратились на приобретение одной или нескольких работ, что, в свою очередь привело к шумихе, которая поднялась в прессе, игравшей всё большую и большую роль в формировании общественного мнения.

В1801 году на торгах, организованных сэром Уильямом Хамильтоном, Бекфорд заплатил 1300 гиней за работу «Смеющийся мальчик» Леонарда Да Винчи. В 1807 и в 1811 годах на торгах Лафонтена было продано две картины Рембрандта, «Обнажённая» и «Судостроитель», каждая по 5000 гиней. Столь высокие продажи вдохновляли ряд авторов не столько на поиски богатых покровителей, сколько на выставление своих работ на торги. Однако на заре арт-рынка современные авторы не могли претендовать на значительный барыш, так как крупных капиталовложений, как тогда полагалось, заслуживали лишь работы Великих мастеров.

Второй период развития арт-рынка можно датировать серединой XIX века. В середине 19 в. в Европе создается структура художественного рынка, в которую входили маршаны или дилеры, торговцы произведениями искусства, выставки и галереи, распродажи и аукционы, издание каталогов и специальных журналов, реклама. В эту систему включаются также коллекционеры, художественные критики, музейные специалисты.

Второй период развития арт-рынка характеризуется также увеличением капиталовложений в современных авторов, которые иногда даже вытесняют Старых мастеров из списка самых громких лотов торгов. Именно начиная со второй половины XIX века можно говорить о разделении арт-рынка на две сферы - сферу продаж мастеров прошлого и сферу продаж современных авторов. Обе эти сферы активно конкурируют между собой. Однако институционального разделения между ними не наблюдается до сих пор. На аукционах Сотби и Кристи активно продают как Великих мастеров, так и представителей современного искусства. Также в XIX веке изменился и класс потребителей дорогостоящего искусства. На смену аристократии пришли богатые представители буржуазии. Посредством приобретения дорогостоящих произведений искусства они хотели повысить свой капитал, а также продемонстрировать свою власть в поле распределения экономического капитала. Подобная ситуация имела место и в парижских салонах.

Важной особенностью данного периода стало и расширение арт-рынка. На торги стали выставляться не только работы современных авторов, представителей протестантского мира (в основном, британцев и голландцев), британские коллекционеры заинтересовались и французской современной живописью. Так, например, картина Коро “Dance des Amors” была продана в 1898 году за ? 7 200, а “Denizens of the Highlands” Розы Бонор в 1888 году за 5 000 гиней. Конечно, французские авторы не могли конкурировать с портретистами-британцами (именно портреты в конце XIX века были самыми дорогостоящими) или же с работами Тёрнера. Самыми дорогими портретами, нарисованными британцами в XIX веке, стали портрет леди Бетти Делм Рейнольдса ,проданный в 1894 году за 11 000 гиней, и портрет леди Спенсер Ромни , проданный в 1896 году за 10 500 гиней. Самой дорогой картиной Тёрнера стала картина «Терасса Мортлейк» , проданная в 1908 году на Голландских торгах за 12 600 гиней.

В России художественный рынок возникает на рубеже 18-19 вв.: в это время был сформирован слой богатых любителей искусства, и страна становится привлекательным рынком сбыта для европейских торговцев, развивается отечественное искусство и художественная критика, частное коллекционирование.

В начале XXI века арт-рынок переживает новую волну подъема, характеризующуюся плавным переходом в тот период, который мы могли бы назвать новым этапом развития арт-рынка. Рынок очевидным образом виртуализируется, появляются новые виды искусства, такие как digital art. Кроме того, участие на торгах за счёт виртуальных систем становится более удобным. Это приводит к необходимости реструктуризации крупных аукционных домов, перевода продукции из поля реального в поле виртуального.

В настоящее время в структуру художественного рынка входят аукционы, художественные и антикварные салоны, магазины, галереи, дилерские и страховые компании, общества оценщиков, экспертов, антикваров, в России - институт музейной экспертизы и т.п. Для функционирования художественного рынка необходимо участие органов государственного контроля и заинтересованных покупателей. Центрами мирового художественного рынка являются Лондон, Нью-Йорк, Токио (на долю Великобритании и США приходится 73% всех продаж в мире).

Особенности ценообразования зависят от мировых экономических тенденций, региональных особенностей, конъюнктуры и моды. Например, на конъюнктуру рынка могут оказывать влияние ряд галерей, зарекомендовавших себя как высокопрофессиональных участников художественного рынка. Цены устанавливаются на публичных торгах, в т.ч. на аукционах. В России оборот художественного рынка оценивается в 25 млн. долларов в год; ок. 80% оборота составляет антиквариат. В настоящее время сфера художественного рынка значительно расширилась; наиболее активно развиваются букинистика и нумизматика. По-прежнему велико количество подделок.

2.2 Аукционы

Аукционы от лат. auctio -- продажа с публичного торга, способ продажи различных продуктов человеческой деятельности, в т.ч. произведений искусства, антиквариата, раритетов, заявленных подлинниками. Проведение аукциона предусматривает предварительную выставку предметов, издание каталога; покупателем становится предложивший наибольшую цену.

Как форма торговли произведениями искусства аукционы появляются в античные времена; активно формируется в 18 в., одновременно с европейским художественным рынком. Во второй половине 18 в. в крупнейших столицах Европы создаются аукционные дома, в т.ч. действующие поныне крупнейшие Sothebys (Лондон, 1744 г.), Christies (1766 г.) Первые художественные аукционы в России проходят в конце 1760-х гг., преимущественно в Петербурге. К 20 в. в Петербурге существовало несколько аукционных домов. С начала 1990-х гг. началось возрождение аукционной деятельности в России. Аукционы, которые представляют как антиквариат, так и современное искусство, стали проводиться регулярно, преимущественно в Москве. Лидерами аукционной торговли являются аукционные дома "Альфа-Арт" и "Гелос". Периодически проводятся аукционы в различных российских городах.

Музеи во всем мире традиционно принимают активное участие в аукционах. Эпизодически используют этот путь приобретения культурных ценностей российские музеи. Определенную финансовую помощь музеям оказывает государство, которое обладает приоритетным правом на приобретение в государственную собственность произведений, выставляемых на отечественных аукционах.

Зарубежные аукционы

В настоящее время крупнейшие аукционные дома контролируют до 90% мирового антикварного рынка. Ежедневно проводятся десятки аукционов в разных странах мира. Крупные аукционные дома проводят торги по направлениям, например, Sothebys имеет отделы древности и этнографии, азиатского искусства, книг и манускриптов, коллекционных и памятных изделий, всего 13 отделов. Русское искусство (в основном, русскую живопись, скульптуру, произведения декоративно-прикладного искусства) регулярно представляют дома Christies, Philips, Bukowski, "Русские торги" проводит Sothebys. В последние годы интенсивно развивается новая форма проведения аукционов - Интернет-аукционы (наиболее известные E-bay, Amazon). На сайтах аукционных домов посетитель может ознакомиться с каталогом предметов и принять участие в он-лайн торгах.

Аукционы в России

В России формирование системы аукционных торгов проходило достаточно медленно. Известны и более интересны отечественным коллекционерам были европейские аукционы, где на протяжении 18-19 вв. ими было приобретено значительное количество произведений искусства. Так, в 1716 г. по распоряжению Петра I на аукционе в Амстердаме приобретено полотно Рембрандта "Давид и Ионафан", помещенное в первую художественную галерею России, расположенную в Монплезире. При помощи русского посла Д.А. Голицына для Екатерины II был куплен на аукционе шедевр Рембрандта "Возвращение блудного сына" и десятки других шедевров западноевропейских мастеров. Первые художественные аукционы в России проходят в конце 1760-х гг., преимущественно в Петербурге. В основных чертах система торговли художественными произведениями в России сформировалась в начале 19 в., когда после европейских революций в Россию хлынул поток художественных ценностей, а в торговый оборот страны стали включаться произведения отечественного искусства. Аукционы становятся более насыщенными и специализированными, что отражало изменения в развитии исторических наук и искусствознания. К началу 20 в. в Петербурге существовало несколько аукционных домов.

2.3 Антиквариат

Антиквариатом называют подлинные предметы старины, обладающие историко-культурной, художественной ценностью.

Состав антикварных предметов необычайно широк и включает в себя все сферы коллекционирования (книги, рукописи, живопись, нумизматику, мебель и т.д.) Стоимость антиквариата зависит от потребительской моды, художественной и мемориальной ценности, а также от временного статуса антикварной вещи.

Понятие антиквариата как неотъемлемой области коллекционирования начинает формироваться в 18 в.; оно тесно связано с ценностной маркировкой мирового историко-культурного наследия и памятников, с формированием художественного рынка. Антикварной становилась вещь, которая в значительной степени утрачивала свое утилитарное назначение и приобретала новую функцию (произведения искусства, исторического символа, памятного знака). Во второй половине 19 в. началась систематика антиквариата, который стал важной частью аукционов.

В настоящее время в Москве проводятся Российские антикварные салоны, на которых демонстрируется максимально широкий спектр предложений на антикварном рынке. Первое негосударственное антикварное объединение "Акция ЛТ" (1988 г.) занимается антикварной торговлей ("Антикварная лавка") и проведением антикварно-букинистических аукционов. В структуру антикварного рынка входит ряд аукционных домов (антикварный аукцион "Кростби", "Гелос"). С 2001 г. работает компания "Русский антиквариат" (предоставление информационных услуг антикварам). В 2002 г. создана новая профессиональная организация "Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров". Среди зарубежных антикварных салонов наиболее престижны Chelsea Antiques Fair (одно из самых значительных международных мероприятий проводится 2 раза в год в Англии, специализируется на предметах мебели 17-18 вв. и собирает крупнейших арт-дилеров и коллекционеров мира), The International Fine Art Fair в Нью-Йорке, Toulouse Antiques Fair во Франции.

2.4 Критерии оценки произведений искусства

Отсутствие четких критериев оценки художественных произведений оставляет простор для неадекватного завышения стоимости произведений не заслуживающих особого внимания, и для недооценки произведений достойных. Таким образом, необходимость выработки таких критериев диктуется самой жизнью.

Одним из наиболее очевидных способов оценки, к которому прибегают на рынке произведений искусства является доступность по цене и понятность массами. Очевидно, что этот подход способствует распространению малоценных работ, доступных широкому кругу потребителей. Этот факт нетрудно объяснить стремлением получить максимальные прибыли, что очень хорошо подтверждается фактом существования рынка массового искусства, имеющего огромные прибыли.

Стремясь войти в узкий круг избранных ценителей, многие покупатели выкладывают любые деньги за чуждые им по духу произведения искусства. Многие вещи могут быть непонятны людям в силу сложности их восприятия, но, тем не менее, являться образцами, достойными быть занесенными в сокровищницу человеческой культуры. Но кто даст гарантию, что при таком подходе на Олимп нетленных ценностей будут занесены произведения бессмысленные в принципе, а потому непонятные никому?

Другой критерий оценки - древность. Чем древнее, тем ценнее. То же можно сказать о количественных параметрах произведений искусства. Эксклюзивность всегда увеличивала его цену.

Новизна произведения для восприятия окружающих совершенно очевидным способом влияет на его рыночную стоимость. В ряде случаев, особенно сейчас, в эпоху, когда найти что-то новое сложно, новизна сама по себе расценивается как фактор, увеличивающий стоимость произведения искусства. Причем новизна может касаться как содержания, так и формы.

Как видно из списка приведенных выше критериев, все они касаются в основном внешних по отношению к произведению искусства параметрам. Внутренние же, содержательные параметры (характеристики художественного образа, идейного, ценностного содержания и пр.), поддаются гораздо более сложной оценке, особенно с финансовой точки зрения, поэтому во многом игнорируются.

Заключение

Музей -- сложный организм, который функционирует как система взаимодействия и взаимообусловленности различных сфер. Качественная и эффективная работа музея зависит от успешного развития всех направлений деятельности музея. К основным направлениям музейной деятельности относится фондохранение, экспозиционная, культурно-образовательная деятельность. В последние десятилетия в музеях активно развиваются информационные технологии. Новые технологии, связанные с решением проблем управления, также находят применение в музейной практике.

Всякое собрание художественных ценностей или материальных предметов исторического, познавательного, культового характера отражает особенности личности самого коллекционера, его вкусы и пристрастия. Эти пристрастия изменялись в различные исторические эпохи.

Во вкусах современных коллекционеров наибольшей степени наблюдается проявление таких мотиваций собирательства, как экономическая, мотивация социального престижа и эстетической потребности. Экономическая мотивация при этом является доминирующей.

Благородная деятельность коллекционеров, несомненно, вносит значительный вклад в международное сотрудничество, во взаимопонимание и взаимообогащение народов и государств.

Арт-рынок - социально-экономический и культурно-исторический феномен, представляющий собой систему товарного обращения произведений искусства. Это способ распространения и перераспределения культурных ценностей в обществе. В исследовании термин «арт-рынок» используется для обозначения понятия товарооборота не столько произведений искусства, но и более широко - культурных ценностей.

Арт-рынок - необходимый элемент развития цивилизованного общества. По мнению специалистов, его можно назвать зеркалом социально-культурных процессов, происходящих в обществе.

Список литературы

1. Бахрушин А.П. « Кто что собирает» 1916 г.

2. Боханов А.Н. «Коллекционеры и меценаты в России» 1989 г.

3. Ревякин В.И. «Художественные музеи» 1974 г.

4. Музеи книги и книжного дела. Указатель музеев мира 1987 г.

5. Заславский М.А. «Ландшафтные экспозиции музеев мира» 1979 г.

6. Николенко В.П., Михайлова Г.Г. « Фотоматериалы и их значение для музейных фондов . Актуальные проблемы фондовой работы» 1979 г.

7. Антиквариат: Энциклопедия мирового искусства / Ред. Х. Маллалью 2003г.

8. Большой художественный справочник / Ред. А. Бочкарева 2004г.

9. Рыбак И.Г. «Антиквариат: История, основы атрибуции и экспертизы» 2003г.

10. Чижова Л.В. «Из истории художественных музеев России» 1991г.

11. Шиманский Е.А. «Справочная книга для русских библиофилов и коллекционеров» 1905г.

12. Шмит Ф.И. «Исторические, этнографические, художественные музеи. Очерк истории музейного дела» 1919г.

13. http://www.travelforlife.ru/




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Этапы финансового планирования на предприятии
Курсовая работа Кейнсианская концепция экономического развития
Курсовая работа Ценовая политика предприятия в рыночных условиях (на примере ООО "КЕВ")
Курсовая работа Особенности денежно-кредитной политики в современной России
Курсовая работа Детская периодика и критика в истории детской литературы
Курсовая работа Диагностика банкротства и механизм финансовой стабилизации
Курсовая работа Безработица и ее современные особенности в России
Курсовая работа Финансы: сущность и функции
Курсовая работа Оценка эффективности инвестиционного проекта ОАО "Промсинтез" по методике ЮНИДО
Курсовая работа Стратегии функционирования предприятия. Уровни разработки стратегий
Курсовая работа Петр I и его реформы
Курсовая работа Кассационное производство
Курсовая работа Учебная история болезни
Курсовая работа Проектирование тяговой подстанции переменного тока
Курсовая работа Способы исполнения обязательств в гражданском праве