1
4
Введение
Музей - высшее учреждение единства, собор лиц. Храня память, музей способствует «образованию души».
Н. Фёдоров, российский философ, «Музей - его смысл и назначение».
На современном этапе исторического развития, модернизации политической, экономической, социальной сфер, происходит переоценка ценностных ориентиров россиян, особенно в духовной жизни. Одним из условий развития общества, воспроизведения культуры является трансляция культурного наследия посредством музейных коммуникаций.
Музей, являясь институтом сохранения социальной памяти и популяризации культурных традиций (в т. ч. региональных), находится в поиске новых координат, новой социальной миссии.
Главным проявлением этого процесса является создание (совместно с учебными заведениями) универсальной образовательной среды для формирования интеллектуально-развитой, высоконравственной, эстетически восприимчивой, творческой личности, способной адаптироваться к реалиям нового времени, идентифицировать себя в конкретном этнокультурном сообществе.
Начиная с середины 1990 годов в Белгородской области ведётся активная работа по созданию музейной сети, увековечению имён и событий, связанных с историей и культурой Белгородчины.
В 1987 г. открыт областной музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление». В последние 10 лет открыты музей Н. В. Станюковича в с. Мухо-Удеровка Алексеевского района, мемориально-культурный комплекс В. Ф. Раевского в с. Богословка Губкинского района, музей Л. Я. Ерошенко и Ф. И. Наседкина в сёлах Обуховка и Знаменка Старооскольского района, областной музей народной культуры и областной литературный музей, Новооскольский, Ракитянский, Краснояружский краеведческие музеи и многие другие. Всё большую популярность у населения приобретают государственный художественный музей, областной музей народной культуры, Шебекинский историко-художественный музей, музей им. М. С. Щепкина.
Визитной карточкой Белгородской области стал военно-исторический музей-заповедник Прохоровское поле, созданный в честь 50-летия Прохоровского танкового сражения.
Всего музейная сеть области представлена 31 государственным и муниципальным музеями и 102 общественными учреждениями этого типа и имеет тенденцию к увеличению количества музеев, к обновлению экспозиций. Большинство музеев являются комплексными, в которых представлены и следующие профили: литературные, художественные, исторические.
В музейных коллекциях насчитывается около более 200 тыс. единиц основного фонда: археологические памятники, персональные, этнографические коллекции, фонды редкой книги, и декоративно-прикладного искусства. Большая часть музейных предметов датируется второй половиной XIX -- XX вв.
По профильной классификации музеи Белгородской области комплексные: исторического профиля, художественные.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в настоящее время музеи меняют направленность своей работы. Они становятся одновременно хранилищами исторической памяти, местом диалога с посетителями, образовательными центрами. В их практику внедряются комплексные мероприятия, направленные на воспитание достойных граждан своего отечества.
Этим обусловлены изменения в приоритетных направлениях деятельности музеев, т.е. в усилении научно-просветительной, или, как принято в современном музееведении называть, культурно-образовательной деятельности и рекреационной функции. Наметились тенденции становления новой модели региональных музеев, формирования образовательных концепций.
Конец XX в. выявил уникальную роль музеев в «интеграционных процессах развития общества, которые получают все большее развитие в разных странах и в мире, преломляясь в создании но-вых организационных структур, разрабатывающих спектр культурно-образовательных программ для самой широкой музейной аудитории, но, прежде всего для подрастающего поколения» Косова И.М. Музей, образование, культура. Тенденции и перспективы на рубеже тысячелетий // Музеи. Образование. Культура. Процессы интеграции. -- М., 1999.-- С. 13..
Музейная специфика отражения истории связана с созданием условий для чувственного восприятия предметов, подлинных памятников прошлого и настоящего, независимо от типа экспонируемого предмета. Именно этим музей отличается от других учреждений культуры, представляющих переработанную через авторское видение информацию.
Именно музейные коллекции, специально организованная коммуникация (в контексте музейной педагогики) способствуют актуализации регионального культурно-исторического наследия, разнообразию форм и методик работы с посетителями.
В музеях Белгородской области широко используются как традиционные формы просветительства, так и новационного характера. Базовые формы, а именно: экскурсии, лекции, чтения, клубы, кружки, конкурсы (викторины, олимпиады), встречи с интересными людьми, концерты (литературные вечера), музейные праздники, -- претерпевают обновление, т. к. вводится театрализация, диалоговое общение с посетителями.
Как и в ведущих российских музеях, в музеях Белгородчины, прежде всего государственных, усиливается социалъно-значимая направленность всех форм работы с посетителями. Эти формы носят диалоговый характер, способствуют общению.
Объект исследования: музеи Белгородской области.
Основная цель курсовой работы состоит в исследовании потенциала музеев Белгородской области и основных направлений их деятельности.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи: рассмотреть историю создания, состав и основные направления деятельности ведущих музеев Белгородской области.
Федеральный государственный военно-исторический музей-заповедник "Прохоровское поле"
26 апреля 1995 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ № 414 "О создании государственного военно-исторического музея-заповедника "Прохоровское поле"". Деятельность музея-заповедника осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 164 от 19 февраля 1996 года и приказом Министерства культуры Российской Федерации № 180 от 11 марта 1996 года «О мерах по обеспечению деятельности Государственного военно-исторического музея-заповедника "Прохоровское поле" в Белгородской области».
Распоряжением Правительства РФ от 5 января 2005 г. N 4-р государственный военно-исторический музей-заповедник "Прохоровское поле" утвержден как федеральный государственный музей.
Создатели музея - научные сотрудники Белгородского государственного краеведческого му-зея, Прохоровского музея и художники-оформители Московского центра "Государственный исторический музей".
Территория музея-заповедника представляет собой совокупность участков, на которых проходили бои левого фланга 5-й гвардейской танковой и 5-й гвардейской общевойсковой армий, где сооружены мемориалы, связанные с яркими проявлениями стойкости и героизма защитников Отечества, с подвигами многих подразделений.
Главное место занимает Танковое поле, где произошло беспримерное встречное танковое сражение.
В составе музея-заповедника: Памятник Победы -
Звонница (скульптор В.М.Клыков);
храм Святых Апостолов Петра и Павла,
которые считаются символами третьего ратного поля России, и память которых отмечается 12 июля, в день встречного танкового боя; Дом-притча с гостиницей, воскресной школой, духовной библиотекой, Домом ветеранов войны и тыла, культурно-историческим центром; музей истории Прохоровского танкового сражения, в котором постоянно действуют выставки, посвященные истории Курской битвы и сражения под Прохоровкой; наблюдательный пункт командующего 5-й гвардейской танковой армией генерала П.А. Ротмистрова; проектируется создание музея военной техники под открытым небом.
3 мая 2000 года президентами Российской Федерации, Белоруссии и Украины на территории Храмового комплекса была открыта мемориальная звонница Единения братских славянских народов.
3 мая 2005 г. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов в ходе рабочей поездки в Белгородскую область принял участие в церемонии закладки камня на месте строительства Музея Курской битвы и Прохоровского танкового сражения. Руководство Белгородской области обратилось к Председателю Совета Федерации с просьбой поддержать строительство музея.
У здания культурно-исторического центра находится памятник Танкисту и Пехотинцу (скульптор Ф.М.Сагоян). В пределы музея-заповедника включены населенные пункты -- свидетели великого сражения (села Прелестное, Петровка, Андреевка и ряд других). В состав заповедника также входят памятники истории и природы: старинный Муравский шлях, истоки рек Псел и Северский Донец, Сторожевой лес.
Научная достоверность - это главное оружие музея. В представлении большинства людей его материалы являются эталоном истинности, красоты, значимости.
Описание уникальной части фонда:
- предметы, принадлежавшие Павлу Алексеевичу Ротмистрову, главному маршалу бронетанковых войск, Герою Советского Союза, доктору военных наук;
- оружие времен Великой Отечественной войны;
- картины: работы братьев Ткачевых А.П. и С.П. - академиков Академии художеств Российской Федерации.
Ядром музея-заповедника стал открытый к 50-летию Победы Музей Прохоровского танкового сражения в поселке Прохоровка, в части здания Дворца культуры. Экспозиция музея, размещена в трех залах.
Торжественность в оформлении первого зала подчеркивает величие подвига, совершенного советским народом во время войны. 12 июля под Прохоровкой развернулось небывалое в истории войн встречное танковое побоище. В экспозиции музея представлена картина Дмитрия Обозненко "12 июля". На ней запечатлен самый накал боя, описанный в воспоминаниях И. А. Дакукина, зам. начальника оперативного отдела 5-й танковой армии.
В экспозиции представлены экспонаты, рассказывающие об экипаже лейтенанта И.А.Гусева, совершившем танковый таран, фотографии, документы об артиллеристах, связистах, медиках. Немые свидетели жарких дней июля 1943 года - бинокль и планшет командующего 5-й гвардейской танковой армией генерал-лейтенанта П.А.Ротмистрова, личный пистолет члена Военного Совета П.Г. Гришина, шинель и обмотка разведчика В. В. Каминского.
Под Прохоровкой встретились отец и сын Олейниковы, воевали вместе до конца войны, вместе участвовали в параде Победы. Награды, которыми отметила страна А. И.Олейникова, командира 95-й стрелковой дивизии, также представлены в одной из витрин музея. Экспозицию зала завершает барельеф работы В. Н. Аземши, на котором изображена битва русских воинов с татарами на Куликовском поле. Этот барельеф символизирует преемственность ратных подвигов россиян. Государственный военно-исторический музей-заповедник "Прохоровское поле". - Белгород, 1996.
Экспозицию второго зала открывает карта XVI века. Белгородский край в то время был форпостом Российского государства. Материалы витрин и стендов рассказывают о заселении края, о возникновении Прохоровки, о развитии культуры, народного образования. Интересны интерьеры крестьянского быта. Украшением зала являются народные костюмы прохоровских женщин XIX века. История района неразрывно связана с историей России, и многие прохоровцы участвовали в военных кампаниях, проводимых Россией. Покрыл себя славой в боях при Мукдене полный Георгиевский кавалер И.И.Малеев. Письма, документы, фотографии, личные вещи участников первой мировой войны в экспозиции музея. Не остались без внимания и страницы истории района в годы становления Советской власти.
Материалы витрин рассказывают о бойцах 5-го Курского Советского полка, сформированного на станции Прохоровка под командованием М.Е.Трунова, о создании первых коммун, сельхозартелий и колхозов.
Трагичность подчеркивает картина известных художников братьев Ткачевых "Проводы на фронт". Страшные годы оккупации поселка представлены документами, фотографиями и личными вещами очевидцев тех трагических дней. В сентябре 1941 года Прохоровский район был оккупирован немецко-фашистскими войсками.
Последний зал музея - зал Памяти. Он посвящен тем, кто воевал, кто вынес все тяготы войны в тылу, кто восстанавливал разрушенное войной хозяйство. Материалы этого зала расскажут о сохранении патриотических традиции, о том, как сегодняшнее поколение продолжает дела своих отцов, о воинах-интернационалистах, о летчике Н.Н.Козлове, ценой своей жизни уже в мирное время предотвратившем гибель многих людей.
Завершающие комплексы рассказывают о строительстве Храма святых апостолов Петра и Павла и Памятника Победы на Прохоровском поле.
При храме Святых Апостолов Петра и Павла 3 мая 1995 г. открыта библиотека, основанная Н. И. Рыжковым. В библиотеке имеется музейная комната, где собраны экспонаты, иллюстрирующие подвиги солдат в Прохоровском танковом сражении, данные о современном развитии Прохоровки. Шатерникова Н. И., Овчарова Н. И. Музей Прохоровского танкового сражения - Белгород, БГИКМ, 1996. Библиотека располагает современным компьютерным оборудованием и выполняет роль информационного центра.
2. Государственные музеи
В основном зале экспозиции посетитель попадает в давно ушедшей мир. Мир прошлого. Он представлен палеонтологическими находкам костей доисторических животных, другими экспонатами того периода.
История Белгородчины 6огата ратными делами. Экспонаты рассказывают об участии наших предков в азовских походах, Полтавской 6итве, походах Суворова. Нео6ычанно интересен раздел экспозиции о развитии кустарных и художественных промыслов на Белгородчине. Здесь иконы 6орисовских иконописцев, красочно расшитая домотанная одежда.
Заключительная часть экспозиции музея рассказывает о развитии культуры, искусства, народного образования, о создании в области учебных заведений нового типа, о народном творчестве, художественных промыслах, театральной жизни, деятелях культуры и искусства. Павленко А. Г., Шатерникова Н. И. Областной краеведческий музей - Белгород, 1999.
Документы музея характеризуют историю края с начала XX века, развитие общественно-политических партий и движений в 1990-е годы.
Среди личных фондов - фонд профессора, члена ВНО, Н. Д. Анощенко. В его составе - рукопись книги "Мои полеты" с авторской правкой, воспоминания автора о полетах на сферических аэростатах в 20-х годах XX в., переписка, личные документы, книги, брошюры по кинотехнике воздухоплавания, в том числе с его автографами. Имеется письмо с автографом летчицы В. К. Гризодубовой, два письма от президента авиаклуба Дюэма (фр. яз). Имеются фотографии Н. Д. Анощенко с его фотографиями.
Фонд А. И. Гессена, журналиста, писателя, исследователя жизни и деятельности А. С. Пушкина, представлен двумя рукописями книг "На стыке двух эпох", "Москва, я думал о тебе" с авторскими правками. Имеются книги писателя с автографами, фотографии с автографами.
В фонде Г. В. Жариковой, мастера спорта международного класса, рекордсменки по пулевой стрельбе из пулемета в командном зачете, находятся личные документы и фотографии; в составе фонда Я. Я. Зейбарта, шофера С. М. Буденного в годы гражданской войны, - личные документы и фотографии.
Фонд Н. М. Кооля, участника гражданской войны, автора песни "Там, вдали, за рекой" содержит письмо с автографом, книги с автографами, фотографии и буклет со словами и нотами песни.
В составе фонда М. П. Костенко, электротехника, члена Академии наук, лауреата Ленинской и Государственных премий, имеются его книги с автографами, личные документы, фотографии. Хранятся автографы космонавта Г. Т. Берегового.
В фондах М. А. Курбатова, художника-скульптора, члена Союза художников СССР, А. В. Мамонтова, заслуженного художника Российской Федерации, отложились личные документы, переписка, фотографии.
Личный фонд В. Н. Сукачева, геоботаника, академика, члена Академии наук, директора Института леса, включает его письма с автографами, фотографии, в том числе фотографии, изображающие вид усадьбы, сотрудников заповедника "Лес на Ворскле".
Кинодокументы представлены фильмами о знаменитых земляках: декабристе В. Ф. Раевском, писателе-эсперантисте В. Я. Ерошенко, поэте-философе Н. В. Станкевиче, великом русском актере М. С. Щепкине. Имеется фильм о восстановленном Белгороде.
Фотодокументы отражают работу, деятельность человека, строительство, живописные места края, а также боевые действия на Огненной дуге в 1943 г.
Фонодокументы состоят из грампластинок (1910-1980), магнитофонных записей выступлений знатных земляков, военачальников.
Литературный музей.
Музей открыт 26 апреля 1999 года. Создан на основе коллекций Белгородского Государственного историко-краеведческого музея. Литературный музей - это и новый культурно-образовательный центр Белгорода и новый научный центр по изучению творческого наследия южнорусского региона России - Белгородской области.
Музей расположен в центре Белгорода, в Доме Селиванова - старинном особняке, памятнике архитектуры XVIII века федерального значения. По данным Курского областного архива дом построен в 1782 году помещиком Селивановым в стиле провинциального классицизма. Первоначально это был жилой дом городской усадьбы. В 70-х годах XIX века здесь находилась Белгородская мужская гимназия, в начале XX века - женская гимназия.
Музей начал свою работу с выставки "Есть в мире сердце, где живу я...", посвященной 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина и приуроченной также к 35-летию Белгородского отделения Союза Писателей России и ко Дням российской литературы в крае.
Экспозиция состоит из разделов "Пушкин и его современники. XIX век" и "Современники о Пушкине. ХХ век". Ее главная идея - отражение связей деятелей культуры-уроженцев Белгородчины с А.С. Пушкиным и отношение к его творческому наследию. В художественном решении экспозиции использованы фрагменты интерьеров гостиных-кабинетов XIX века, что дает возможность передать атмосферу того времени. Завершает осмотр экспозиции демонстрация фильма "Пушкин и белгородцы".
Интересен опыт участия литературного музея в развитии корпоративной культуры со спонсором музея ОАО «Белгородэнерго». Стали традиционными «Камерные вечера» в художественно-музыкальной гостиной, встречи работников «Белгородэнер-го» с деятелями литературы и культуры края.
В музее имеются своеобразные «Педагогические мастерские», в которых проводятся специализированные занятия по художественному краеведению, музейной педагогике для учителей методических объединений школ города Белгорода, руководителей детских литературных объединений, работников областного Дворца детского творчества. Приставкина Т. А. Культурно-образовательная деятельность региональных музеев (на примере Белгородской области.)//Белгородский краеведческий вестник. -2001. -вып. 1.
МУЗЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ИОАСАФА
Музей открыт в 1999 г. как филиал БГИКМ. В экспозиции музея предполагается разместить 6огато иллюстрированный материал из жизни Святителя Иоасафа от его рождения до преславной кончины и подлинные вещи, принадлежавшие Святителю.
Часть экспозиции будет посвящена истории и современной жизни Белгородской и Старооскольской епархии. Музейная экспозиция будет размещена в бывшем польском костеле, переданном Белгородской и Старооскольской епархии в 1996 г.
Построен костел предположительно в конце XIX -- начале XX вв. Одноэтажный прямоугольный в плане, под двускатной крышей. К западному фасаду пристроена двухъярусная 6ашенка. Верхний (меньший) ярус завершен невысоким шатром. Высокие арочные окна и вход обрамлены мощными рельефными наличниками. Все торцы стен, выпущенные по фасадам, рустованы. Фасады основного объема и башенки завершены фризом из эу6цов сложного профиля и ступенчатым карнизом небольшого выноса. Стены отштукатурены и окрашены в два цвета. Энциклопедия Белгородской области. - Белгород, 2005. - С. 260
Создала живописное полотно творческая группа художников-баталистов студии им. М. Б. Грекова: народный художник РСФСР Н. Буг, (руководитель авторского коллектива), заслуженные художники РСФСР Г. Севостьянов и В. Щербаков, а также художник М. Сычев.
В основу идейно-художественного замысла одной из крупнейших в стране диорам положено встречное танковое сражение под Прохоровкой 12 июля 1943 г. Между картиной и смотровой площадкой находится предметный план (более 500 кв. м), представляющий рельефный макет места сражения. Он помогает еще зримее ощутить обстановку битвы.
Ярким дополнением к диораме является постоянно действующая экспозиция «На земле опаленной», созданная сотрудниками музея в тесном содружестве с коллективом Санкт-Петербургского комбината живописно-оформительских работ под руководством Пискунова. Мемориал в честь Героев Курской битвы. Белгородское направление. - Белгород, 1996.
В материалах экспозиции нашли отражение героические подвиги советских солдат на Белгородском направлении в оборонительных 6оях и в наступлении, трудовой героизм и патриотические дела белгородцев в дни Курской битвы. Имеющиеся две сюжетные композиции вызывают постоянный интерес у посетителей.
Активное сотрудничество с посетителями является характерной чертой современной миссии музея. «Кто это понимает, тот с большей долей вероятности может войти в контекст эпохи и развивать музейную деятельность в соответствии с духом времени, когда приоритетным является не только сам музейный предмет, а заключенная в нем социальная память и стоящая за ним личность человека» Решетников Н.И. Музееведение. -- М., 2000. -- С. 54..
Музей располагает кинозалом, специально для которого режиссёром Николаем Ряполовым был создан фильм «На земле опаленной», удостоенный серебряной медали им. Довженко на фестивале документальных фильмов в 1988г. Вокруг здания музея-диорамы установлены техника и вооружение периода войны.
Единиц хранения: 3815, из них 1901 предметов основного фонда.
Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Коллекция этюдов и эскизов к диораме "Огненная дуга" - 27 шт.
Коллекция орденов и медалей периода ВОВ - 45 шт.
Коллекция бронетанковой техники и оружия Второй мировой войны - 28 шт.
Здание музея-диорамы построено по индивидуальному проекту. Общая площадь - 3640 кв. м. Внутри основного корпуса размещены: экспозиционно-выставочный комплекс (диорама, залы с постоянно действующей экспозицией, посвященной Курской битве, малый выставочный зал для временных выставок, кино-лекционный зал, зона обслуживания), фондовый комплекс, административно-хозяйственный комплекс.
3. Муниципальные музеи
Здание музея является реконструкцией деревянного строения земской школы в с. Удеровка, которая была открыта в 1908 г. согласно завещанию Януария Михайловича Неверова, передавшего часть своих сбережений на ее строительство, пожелавшего таким образом увековечить память своего друга Н. В. Станкевича на его родине.
Экспозиция музея рассказывает о жизни и деятельности Н. В. Станкевича и латвийского фольклориста, со6ирателя народных песен Кришьяниса Барона.
В фондах музея, экспозиция которого создана на основе фондовых коллекций БГИКМ, представлены уникальные, редкие подлинные предметы из имения Станкевичей. Экспозиция музея создана творческим коллективом БГИКМ и художниками Рижского комбината прикладного искусства «Максла». Там же. - С. 260
МЕМОРИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕС В. Ф. РАЕВСКОГО
Музей первого декабриста, педагога и поэта, открыт в 1995 г. в с. Богословка Губкинского района. Музей расположен в здании дворянской усадьбы первой половины XIX века, принадлежавшей семье Раевских. В комплекс входит: музей, библиотека, музыкальная школа, дом ремёсел.
Дом-музей генерала Н.Ф. Ватутина
Открыт в с. Чепухино (ныне с. Ватутино Валуйского района) в 1950 г. Музей расположен в двух строениях: в доме, где родился Н. Ф. Ватутин и в доме, построенном воинами I Украинского фронта для матери генерала после его гибели. Экспозиция музея рассказывает о жизни и деятельности выдающегося военачальника. В 2001 г. к 100-летию со дня рождения Н. Ф. Ватутина осуществлена реэкпозиция музея.
ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДОМ-МУЗЕЙ В. Я. ЕРОШЕНКО
Открыт в 1990 г. в с. Обуховка Старооскольского района, в доме, где родился и жил В. Я. Ерошенко - писатель, эсперантист, педагог, музыкант, путешественник. Музей открыт к 100-летию со дня его рождения.
Шебекинский историко-художественный музей
Открыт в 1986 г. Художественная коллекция музея представлена подлинными картинами отечественных художников: И. Е. Репина, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др. В историческом собрании музея наиболее интересными являются археологическая, этнографическая коллекции и коллекция стрелкового оружия XX века.
Валуйский историко-художественный музей.
Основан в 1964 году. С 1964 - музей изобразительных искусств на общественных началах, с 1987 - Валуйский филиал Белгородского художественного музея.
Общая площадь - 750 кв. м. Экспозиционная площадь - 413 кв. м. Фондовая площадь - 24 кв. м.
Общее количество единиц хранения 442:
В том числе: Живопись - 250; Графика - 154; Скульптура - 38.
Начало коллекции и основание музея связаны с именем А.И.Игнатьева (1906г.р.), подарившего более 60 работ, а также 20 полотен, посвященных 400-летию основания города Валуйки. В дар музею были переданы работы советских художников из выставочных фондов Москвы и Ленинграда. Большой дар музею сделали белгородцы, художники П.Мамонтов, Ю.Серебряков, скульптор А.Саушкин.
Собрание произведений художников советской средней Азии включает полотна мастеров Т.Герцена, А.Игнатьева, И.Чуйкова.
Послевоенное советское искусство представлено картинами Ю Пименова, Д.Налбандяна, Б.Щербакова, Т.Герцена, скульптурами В.Цигаля, Н.Штамма, А.Бриедис, графикой В.И.Антощенко-Оленева, Л.Ильиной, Р.Нуделя.
Заключение
В результате проведённого исследования по теме «Музеи Белгородской области» можно сделать ряд выводов:
1. Белгородчина имеет давнюю и чрезвычайно интересную историю культуры: здесь жили и творили многие знаменитые музыканты, театральные деятели, писатели, художники, чьё творчество вошло в сокровищницу русского искусства. Из поколения в поколение белгородцы передают уважительное отношение к прошлому.
В области поставлена задача создания современной культурной среды в каждом районе и городе, для её реализации разработаны специальные программы, направленные на развитие краеведения, сохранения исторического и культурного наследия региона.
Программные цели направлены на развитие краеведения, сохранение исторического и культурного наследия, создание условий для приобщения населения, и прежде всего, детей и молодежи к народным культурным традициям Белгородчины.
2. В Белгородской области много внимания уделяется работе по развитию и совершенствованию музейной сети. Государственные музеи области размещаются в местах боевой славы, на территории археологических раскопок, в населенных пунктах, связанных с именами замечательных людей. Пополнение экспозиций осуществляется за счет ценных предметов из частных коллекций, переданных их владельцами в постоянное пользование музеев и других форм комплектования.
3. Музейная сеть области постоянно пополняется новыми музеями. В настоящее время ведется работа по созданию краеведческих музеев в Корочанском и Яковлевском районах, музея Военно-морского флота в г. Шебекино. Музеи Белгородской области доводят до потребителя истинные культурные ценности, организуют непрофессиональную культурную деятельность людей, принимают активное участие в формировании гармонично развитой личности.
4. Важную роль в работе музеев играет организация лекций и кинолекториев с участием сотрудников музеев, представителей творческой интеллигенции, ветеранов Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил.
Стала результативнее научно-исследовательская, культурно - досуговая деятельность музеев.
На базе многих музеев постоянно действуют различные объединения по интересам: клуб любителей археологии при Шебекинском краеведческом музее, Литературные чтения и Музыкальная гостиная в Музее Н.А. Станкевича, Театральная гостиная в Музее М.С. Щепкина (Яковлевский район), клубы «Истоки», «Юный краевед», «Юный коллекционер», «Лучик» в Музее В.Ф. Раевского.
5. Гуманизация образования, формирование культуросообразной педагогической среды, интеграция систем культуры и образования определили специфику культурно-образовательной деятельности региональных музеев, в том числе и на Белгородчине.
Здесь интенсивно развивается музейная педагогика, «научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации» Медведева Е.Б., Юнхевич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев. -- М., 1997. -- С. 23., идет поиск новых методик в ра-боте с посетителями.
6. Динамика развития культурно-образовательной деятельности музеев обусловлена изменениями в экономике, политике, идеологии, связана с закономерностями функционирования музея как учреждения культуры.
На базе государственных и муниципальных музеев проводятся театрализованные презентации выставок, краеведческие уроки, познавательные викторины, кинофестивали и другие формы знакомства с историей и культурой нашего региона.
Библиографический список литературы
1. Закон РФ «О Музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ в (ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
Указ Президента РФ от 26 апреля 1995 г. № 414 "О создании государственного военно-исторического музея-заповедника "Прохоровское поле"".
Постановление Правительства РФ № 164 от 19 февраля 1996 года «О мерах по обеспечению деятельности Государственного военно-исторического музея-заповедника "Прохоровское поле" в Белгородской области».
Перечень федеральных государственных музеев (утверждён распоряжением Правительства РФ от 5 января 2005 г. N 4-р)
Приказ Министерства Культуры РФ от 14.01.2004 № 26 «Об утверждении итогов проверки наличия коллекций муниципальных музеев Белгородской области».
50 лет Белгородской области: путь созидания. - Белгород, 2004.
Белгородоведение. / под ред. В.А. Шаповалова. - Белгород, 2002.
Белгородский областной краеведческий музей. - Белгород, 1975.
Воспитание историей: Методические рекомендации в помощь музеям. - Белгород, 1989.
Государственный военно-исторический музей-заповедник "Прохоровское поле". - Белгород, 1996.
Косова И.М. Музей, образование, культура. Тенденции и перспективы на рубеже тысячелетий // Музеи. Образование. Культура. Процессы интеграции. -- М., 1999.
Медведева Е.Б., Юнхевич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев. -- М., 1997.
Мемориал в честь Героев Курской битвы. Белгородское направление. -Белгород, 1996.
Музей Прохоровского танкового сражения (буклет) .- Белгород, 1983.
Очерки краеведения Белгородчины: Учебное пособие. - Белгород, изд-во БГУ, 2000.
Павленко А. Г., Шатерникова Н. И. Областной краеведческий музей - Белгород, 1999.
Памятник Победы на Прохоровском танковом поле. - Белгород, 1996.
Папков А. И. Актуальные проблемы научного проектирования экспозиции регионального краеведческого музея.//Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков.(Труды ГИМ. вып. 127-М. 2001).
Приставкина Т. А. Культурно-образовательная деятельность региональных музеев (на примере Белгородской области.)//Белгородский краеведческий вестник. -2001. - вып. 1.
Приставкина Т.А. Энергетика близкая и понятная всем. // Наша газета. №17, Сентябрь 2004
Реликвии Великого Октября на Белгородчине://Каталог.- Белгород, 1987.
Решетников Н.И. Музееведение. -- М., 2000.
Сапрыкин Д.В. Белгородский государственный художественный музей. - Белгород, 1998 г.
Справочники: Мемориальный музей Первой Конной армии. - Белгород, 1985.
Храм святых апостолов Петра и Павла. - Белгород, 1996.
26. Шатерникова Н. И., Овчарова Н. И. Музей Прохоровского танкового сражения - Белгород, БГИКМ, 1996.
27. Энциклопедия Белгородской области. - Белгород, 2005. - С. 260
28. Интернет-источники:
http://bsu.edu.ru/Resource/Museum
http://www.intermuseum.ru/members.html
http://www.museum.ru/startmus/museum/news.htm
www.belmedia.ru
http://www.museum.ru
Приложение
Биография художника Косенкова С. С.
Станислав Степанович Косенков родился 11 октября 1941года в Белгородской области и до 15 лет жил в родном селе Рождественке. Читать и рисовать начал с 4 лет. Увлеченность рисованием продолжилась и в школе. В седьмом классе Косенков принимает участие в конкурсе на лучший рисунок и получает первую премию. По окончании семи классов он поступает в Курское художественное училище, которое заканчивает в 1960 году. После двухлетней работы в Белгородском депо и преподавания в изостудии Дворца пионеров он становится студентом Харьковского художественно-промышленного института. Уже со второго курса Косенкову пришлось сочетать учебу в институте со службой в Советской Армии, которая проходила в самом Харькове. После демобилизации приступает к дипломной работе над графической серией «Интернационал», которая экспонировалась в 1967 году на республиканской художественной выставке «Советская Украина» в Киеве и на зональной художественной выставке «Край Черноземный» в Туле. С этой серии началось становление его творческой индивидуальности.
Станислав Косенков становится кандидатом в члены Союза художников.
В 1968-1969 годах Косенков сотрудничает с Центрально-Черноземным издательством и создает иллюстрации к детским книгам «Конь с розовой гривой» В. Астафьева, «Катюшин дождик» В. Белова, «Невидимки-рыбаки» Н. Козиева. Иллюстрации к двум последним экспонировались на республиканской выставке «Художники детской книги» в 1972 году.
С 1969-1967 год создает иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Всего к роману создано сорок листов.
В 1970 году становится членом Союза художников СССР.
В 1971 году художник снова возвращается к роману и для Международной выставки создает еще восемь листов иллюстраций. В следующем году серия пополняется новыми пятнадцатью листами.
В 1972-1974 годах Косенков вновь обращается к классике русской литературы, к творчеству Н.С. Лескова. В 1975 году экспонировались иллюстрации Косенкова к «Воительнице» Н.С. Лескова.
С 1972-1976 год Косенков выполняет цикл станковых цветных линогравюр под названием «Детство». Тема возникла первоначально при прочтении повести Е.Дубровина «В ожидании козы». По ее мотивам он создал в 1973 году серию офортов, проникнутую чувством тревоги за опаленное войной детство.
В1974 году посещает родную деревню и создает цикл отражающий автобиографическую повесть о детстве. Первая работа цикла - «Во дворе», затем были созданы «1941 год», «Моя деревня», «Домой», «Мой дом», «Незабываемое», «В пути», «Утрата», «Окопы зарастают».
Создавая этот цикл, Косенков вплотную занялся проблемой цветного эстампа. Линогравюра становится его подлинным призванием.
Серией иллюстраций к «Преступлению и наказанию» и станковым циклом «Детство» Косенков вошел в число мастеров, определяющих сегодня уровень нашей графики.
Он погиб в марте 1993 года, но его путь не остался бесследным. Он оставил нам более шести тысяч работ и будучи глубоко русским художником, сумел стать явлением общемировой культуры. Его работы экспонировались не только в России, но и в Литве, Белоруссии, Украине, Польше, Франции, Венгрии, Мексике, Кубе, Дании, Индии, Норвегии…А на конкурсах в Германии, Чехословакии, Италии, Англии они были удостоены золотых медалей и первых премий.
Произведения белгородского художника хранятся в семнадцати музеях и картинных галереях страны и мира. В том числе в Третьяковской галерее, в музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, в музее современного искусства «Пети Пале» в Женеве, в музее Ф.Достоевского в Санкт-Петербурге, в домах- музеях И.Тургенева и Н.Лескова в Орле, Ф.Тютчева в Брянской области… Но самая большая коллекция, осталась на родине Станислава Степановича в Белгороде.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |