Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Введение :
- Объект исследования
- Цели и задачи
- Результат
3. Основная часть
4. Исследование по теме:
- Исследование по светотеневому моделированию в рисунке; освещение
- Исследование особенностей композиции на примере натюрморта
- Обоснование выбора графического приема рисования
1. Техническое описание проекта:
Этапы построения натюрморта
- Этапы ведения рисунка
- Этапы анализа освещенности
- Этапы анализа тонового решения
2. Заключение
3. Список литературы
8. Портфолио:
- Итоговый вариант постановки натюрморта в цветном
Варианте
- Итоговый вариант постановки натюрморта в черно-белом
Варианте
- Этапы построения натюрморта
- Фотоизображение поэтапной работы над рисованием натюрморта
1. Пояснительная записка.
1.1. Введение:
Объект исследования
Объектом исследования является натюрморт, жанр изобразительного искусства, воспроизводящий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и объединенные в единое целое. Натюрморт состоит из трех предметов: глиняная ваза, бокал из дерева и маленький чайничек. Материалы понадобившиеся для выполнения этого задания: бумага формата А2, карандаши НВ, 2Н, 4Н, жесткая резинка.
Это упражнение на наложение друг на друга эскизов предмета, наблюдаемого под различными углами. Задание основывается на формальном исследовании предметов (вид сбоку, сверху и снизу). Собираются воедино фрагменты объектов, увиденные под различными углами. Такой подход позволяет исследовать трехмерный мир на двухмерной плоскости с помощью не столько наблюдения, сколько анализа. С помощью наложения теней создаем пространственную иллюзию наложения и удалением плоскостей.
Основателями и виднейшими представителями этого жанра были П.Пикассо и Ж.Брак (ранние работы).
Для штриховки изображения используются серые тона, различающиеся по светлоте и близости к белому или черному. Моделирование-воспроизведение объемно-пластических и пространственных свойств предметов в произведении искусства показывается при помощи светотеневых и цветовых градаций, контрастов, оптических свойств. В композиции используется плоскостное изображение предметов натюрморта и их четкий широкий контур.
Рисунок - одно из средств познания окружающего мира. Логика рисунка строится на логике мышления, заставляет сознание моделировать действительность, вырабатывать навыки, координирующие работу глаза, мозга, руки, помогает освоить особенности изображения формы и пропорций предметов, их фактуры, передачи объема с помощью света и тени.
-Цели и задачи
Целью работы является:
1. Более глубоко изучить натюрмортный жанр;
2. Исследование условий закономерностей в освещении предметов натюрморта;
3. Анализ распределения светотеней;
Рисование с натуры как вид изобразительной деятельности ставит своей задачей научить студента правильно видеть, понимать и изображать. В рисунке студент должен стремиться к тому, чтобы изображение соответствовало реальной действительности, чтобы понятие о натуре было, прежде всего, правильным и объективным. Во время рисования натюрморта с натуры у студентов формируется умение анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты и явления. Студенты учатся наблюдать и передавать наиболее типичные черты предметов.
Основными задачами являются: композиция, освещения и тональных отношений.
-Результат
Результатом будет являться создание пространственной иллюзии засчет наложения и удаления плоскостей. Производится исследование трехмерного мира на двухмерной плоскости с помощью анализа.
1.2. Основная часть:
Сначала определяется искусственная линия горизонта. Затем приступаем к линейному рисунку, не забывая о негативном пространстве, и завершается работа над предметами, не применяя ничего, кроме линии. Это поможет определить границы композиции и установить отношения между предметами. Сами рисунки предметов натюрморта выполняются из трех разных точек, которые называются видом сбоку, сверху и видом снизу. Предметы рассматриваются с разного ракурса. Как правило, ракурс применяется к тем объемам, которые в целом или по частям рассматриваются с неожиданных точек зрения или в необычных поворотах (снизу вверх, сверху вниз). Нужно проанализировать каждый предмет в разных проекциях.
При незначительном изменении пространственной ориентации зрительно воспринимаемый объект остается узнаваемым, потому что изменение в ориентации не влечет за собой фактического изменения геометрической формы. Как было обнаружено, вместо этого новая ориентация при определенных условиях выдвигает на первое место новую структурную основу, которая придает объекту новое свойство Небольшое отклонение, влекущее за собой модификацию геометрической формы, показывает, что подобное «эластичное» изменение может влиять, а может и не влиять на опознание модели. Все здесь зависит от того, в какой мере это изменение оказывает воздействие на структурную основу. При изменении проекции зритель видит объект с изменяющейся формой. Если мы желаем получить рисунок на плоской поверхности, это всегда можно сделать. Для этого надо лишь перевести изображение из одной системы в другую, то есть показать средствами двухмерного изображения некоторые структурные особенности визуального понятия. Полученные таким путем изображения могут выглядеть плоскими, как в детских рисунках, или обладать глубиной пространства.
На первом этапе построения изображения зарисовываются предметы натюрморта с бокового вида, обозначив с помощью линии контур предмета.
Не нужно изображать или даже намекать на объемную форму; надо ограничиться одним силуэтом, очертанием.
Очертание -- это одна из существенных характеристик объекта улавливаемая и осознаваемая человеческим глазом. Она относится почти ко всем пространственным аспектам вещей, за исключением месторасположения и ориентации. Другими словами, очертание не говорит нам о том, где расположен объект и в каком положении он находится -- вверх дном или вниз дном. Трехмерные тела ограничиваются двухмерными поверхностями. Границы поверхности одномерны (например, линии). Внешние границы объектов могут беспрепятственно изучаться нашими органами чувств.
На следующем этапе построения нужно посмотреть на предмет сверху и тоже сделать линейный рисунок, наложив его поверх боковой проекции.
Теперь рассмотрим предмет снизу и тоже наложим рисунок на предыдущие две проекции.
Продолжаем придерживаться прежних пропорций. Таким образом, получаем три линейных рисунка, выполненных под тремя различными углами, во всех трех видах - сверху, сбоку и снизу, наложенных друг на друга - не обращая внимания на то, что кое-где они будут перекрывать друг друга. После окончания работы над всеми предметами в трех проекциях, можно заняться упрощением и обобщением результата. Нужно уравновесить композицию, убирая некоторые элементы и связывая вместе контуры и линии. Рекомендуется оставить часть предметов, способствующих узнаванию оригинальных предметов.
На следующей стадии рисунка нужно добавить растушевку, чтобы создать иллюзию удаления плоскостей: разные плоскости (как плоские игральные карты) накладываются одна на другую и как будто удаляются вглубь неглубокого пространства. Кое-где край одной плоскости перекроет край другой. Для создания пространства иллюзии наложения и удаления плоскостей накладываются тени на внешние и внутренние стороны плоскостей.
1.2. 1. Исследования по теме.
- Светотеневое моделирование в рисунке, освещение.
Человеческий глаз не воспринимает поверхность предмета как линию; все, что мы видим,- это тональные участки. Намечая контур предмета, мы не отображаем линию (которую видеть не можем), а изобретаем ее, чтобы обозначить границу видимого. Моделируя форму с помощью тона, мы создаем иллюзию объема, используя градацию тона на поверхности формы. Рисуя, нужно обозначить свет и тень, или участки различной тональности. При моделировании формы тоном придется усиливать контуры предметов, применяя свое значение о предметах и используя тон для придания им трехмерности. Особое внимание при моделировании тоном следует уделять передаче иллюзии формы. Отличие данной техники в том, что акцент ставится на изображение светотени, а форма предмета имеет второстепенное значение.
Для того чтобы тени были более ярко выражены, создается искусственное освещение- это имитация эффекта освещения от окна, от лампы, свечи, от солнца, от неба в пасмурный день. Различают тень объемной формы и падающую тень. Понятие тени не совпадает с понятием темного, так как тень на светлом предмете, например, отличается обилием рефлексов и поэтому бывает очень легкой. Эффект тени, которую отбрасывает тело на плоскость или на прочие, соседние объекты, зависит от источника света и подчиняется принципам одномерной перспективы.
Свет лежит в основе такого важного выразительного средства, как светотень - постепенные переходы светлого и темного, распределение цветов по степени яркости, которые помогают воспроизвести объем изображаемого предмета, окруженного световоздушной средой. Светотень является важным выразительным средством, обладающим большим эмоциональным воздействием, способным передать не только постоянные свойства материального мира, но и изменчивость среды и атмосферных состояний. Сам свет и его сила передаются в произведении с помощью светлоты цвета и тона, а также контрастных световых отношений. В основном максимальная яркость света совпадает с максимальной яркостью цвета, но иногда может случиться так, что яркий блик утратит свою интенсивность и обесцветится.
Проблема имитации реального эффекта освещения предполагает, в первую очередь, анализ характера освещения от того источника, который мы, собственно, собираемся имитировать. По результатам анализа выбирается источник рисующего света, который и будет основным, задающим построение светотени. Источник света подразумевает, что всё построение освещения данного натюрморта будет подчинено одному источнику рисующего света. В нашем случае свет является смешенным, то есть присутствует как естественное освещение - свет из окна, так и искусственное - от лампочки. Свет является фронтально- боковым и верхним. Нет ярких и резких теней, они короткие. В основном тени от предметов находятся под ними и на предметах.
На предметах присутствуют блики - отблеск света. По шкале градаций светотени, блик - это самое яркое световое пятно, лежащее на выступающих участках предмета, обращенных в сторону непосредственного источника света, но в данном случае они не ярко выражены. Характер блика зависит от нескольких основных факторов: в первую очередь от силы света, а также от формы и фактуры изображаемого предмета, так как разные материалы и поверхности по-разному отражают или поглощают световые лучи. Фоновый источник света - он будет задавать пространство рисунка. Помимо этого, мне показалось интересным выстроить характер освещения таким образом, чтобы этот источник как бы «рисовал» по фону направление падения светового потока от лампы. Положение источника было выбрано так, чтобы освещение от него также носило характер моделирующего - предметы натюрморта отделяло от фона.
Чтобы заставить край плоскости выдвинуться вперед, нужно затемнить небольшой участок, расположенный сразу за ним. Это позволяет вам создать и упорядочить эффект пространственного удаления.
- Исследование особенностей композиции.
Под композицией (от лат. compositio - связь, соединение) понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Не решив композицию листа, нельзя начинать
пропорционирование. Нет смысла строить форму, не определив общие
пропорции.
Предметы иногда закрывают друг друга, что лишает возможности выразить в полной мере задуманное, или, наоборот, в плоскости листа может появиться много неоправданно свободного поля. Выбор места при работе над натюрмортом иногда зависит от условий освещения (по свету, против света). Уже в эскизах надо определить формат будущего рисунка. Либо это квадрат, либо лист прямоугольной формы, расположенный по вертикали или горизонтали. Сделав несколько эскизов-вариантов, определи, какой из них наиболее полно отражает выбранную тему и достоин дальнейшей разработки. Изображение натюрморта также имеет свою определенную закономерность и последовательность. Нельзя, например, лишь начав рисунок, заниматься штудированием незначительных мелочей, если не определена еще основная, большая форма, не решена тональная идея постановки. Это может привести к дробности рисунка, к ошибкам в пропорциональных и тональных отношениях между предметами. Поэтому в художественной практике существует метод последовательной работы над постановками, основанный на принципе: весь ход работы идет от общего к частному, в начале работы сначала определяем крупные пропорции, потом в них более мелкие членения, и от частного к общему в конце, подчинение деталей главной конструкции на стадии обобщения.
При решении композиционных задач необходимо учитывать целый ряд свойств, которыми обладают пространственные формы. Сюда входят: геометрический вид формы, ее величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность (светотень).
Соотношения форм по их свойствам представляют собой средства композиции. Важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорции. Они определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности. Сюда же входят такие приемы: симметрия и асимметрия, равновесие, ритм, контраст и нюанс, масштабность и т. д.
Все эти свойства и их соотношения тесно связаны между собой, и выделить среди них главные и второстепенные, а тем более разделить их практически невозможно. Они неразрывно связаны.
При построении композиции нужно руководствоваться такими правилами:
1. определяется композиционное решение листа и его расположение (горизонтальное / вертикальное). В данном случае я выбираю вертикальное расположение листа.
2. Не размещать основной объект прямо в центре рисунка.
3. Желательно, чтобы линия горизонта не разделяла рисунок на две равные части.
4. По мере возможности не делите рисунок на две равные части, контрастирующие друг с другом (белая/черная, насыщенная/ненасыщенная и т.д.).
5. Оставьте немного свободного места вокруг объекта.
6. Избегайте деления картинки на две части по принципу строгой симметрии.
7. Разбавляйте монотонность горизонтальных линий добавлением вертикальных мотивов.
8. Выполняется компоновка листа, нахождение размера рисунка по отношению к листу. Изображение не должно быть больше натуральной величины. Расстояние по бокам изображения должно быть примерно равным. Сверху расстояние меньше, чем снизу.
9. Находят линию горизонта.
10. Выполняется линейная разработка общих пропорций, нахождение точки, ближе всего расположенной к лучу зрения.
11. Линии по мере удаления должны ослабевать для создания пространственной иллюзии.
Под композиционным решением листа подразумевается грамотное
размещение изображения на заданном формате бумаги. Композиционный центр рисунка может смещаться, исходя из смысловой нагруженности.
Любая композиция схематична, то есть обладает, независимо от числа структурных элементов, зрительными осями, связывающими ее основные элементы. Соотношение таких осей создает линейную схему композиции. Главное здесь -- определение смыслового значения элементов по отношению друг к другу и акцентировка их в соответствии с этим значением различными выразительными средствами -- тоном, фактурой и т. д.
Обоснование выбора графического приема.
Изучая моделирование трехмерных объектов, мы стремимся создавать большие и сложные работы, но оказывается простыми средствами можно добиться вполне приемлемых результатов. Ключ к успеху не только в том, чтобы модель или сцена была сложной, но и в том, как подать эту сцену, как ее осветить и выполнить текстурирование.
Изобразительные средства в графике: линия, точка, штрих, пятно. Линия - «живая», «неживая», статичная, динамичная, выразительная. Виды штриховки: штриховка (прямая, косая, однослойная, многослойная), тушевка, растушка. Наряду с линейным рисованием художнику очень важно овладеть мастерством штрихования. Ведь с помощью штрихов достигаются тон и живописная среда. С этой целью штрихи можно употреблять самые различные, сделанные во всех направлениях, в любых сочетаниях. Можно пользоваться различными видами штриховки:
1. вертикальная прямая штриховка сверху вниз штрихами-линиями различной толщины.
2. Второй ряд: наклонная штриховка с разбегом от тонкой линии к толстой и, наоборот, от толстой к тонкой.
3. Третий ряд: заштриховывание кругов беглым почерком. Наклонное, вертикальное и горизонтальное.
4. Четвертый ряд: набросок волнистых параллельных линий с утолщением в середине. степень трудности тех или иных штриховок: Наклонные и вертикальные штриховки с наращиванием линий слева и направо -- наиболее легкий вид определения тона.
Не так-то просто заполнить равномерной штриховкой большую плоскость бумаги, размером, положим, в журнал.
Как мы видим из предыдущих примеров, даже самое частое расположение довольно жирного штриха создает впечатление в целом тонального пятна, весьма светлого. Для того чтобы добиться чистоты и темноты тона, необходимо прибегать к штрихованию перекрестному.
Перекрещенный штрих тоже может быть весьма разнообразным в данном случае ритмическое, последовательное штрихование, но не произвольно-живописное.
«Прямоугольная сетка» состоит из полумеханического штрихования -- вертикального, а затем горизонтального. Это довольно простой вид штрихования. Если необходимо, чтобы вся плоскость этой штриховки была более или менее ровная, то надо стараться, чтобы штрихи ложились равномерно.
Но можно в зависимости от задачи штриховать плоскость и под углом в 45°, тогда эффект будет несколько иной.
Надо заметить, что от чередований толщины штриха и расстояний между линиями, а также от наклонов зависит впечатление различной фактурности поверхности, как это мы встречаем у обычных тканей.
Живописно-тональное штрихование какой-либо плоскости, предположим фона в рисунке, может быть доведено до очень сложной и красивой ритмической игры. Это буквально музыка линий и штрихов. Творческая воля художника, его талант и изобретательность, тут главные движущие силы. Можно подчеркнуть, что пластика штриха, то есть его характер и направление, а также его чередование, то есть ритмическое состояние, играют очень большую роль в рисунке.
Очень важно в данном виде набросков линию очертания делать максимально живой, легкой, подвижной, как бы с налета.
При рисовании с натуры существуют два основных приема: штриховка и тушевка. Штриховка - это нанесение штрихов той или иной толщины и силы нажима, а, значит, и степени затемнения на том или ином расстоянии друг от друга. Они могут быть прямыми и кривыми, короткими и длинными, накладываться друг на друга в несколько слоев. Тогда получается своеобразная сетка из штрихов. Именно этот вид подходит для моей работы.
РАСТУШЁВКА - растирание на листе бумаги линий и штрихов, проведенных карандашом, итальянским карандашом, сангиной, пастелью и т.д. При работе графитным карандашом не следует особенно увлекаться растушевкой, так как при этом часто создается впечатление затертости и засаленности рисунка.
Можно пользоваться и тем и другим приемом и даже применять их вместе. Но обязательно нужно избегать механического тушевания или штриховки, то есть, не думая о характере поверхности, закрывать то или иное место рисунка.
Карандаш чаще всего используется в рисовании. При создании натюрморта этот инструмент имеет ряд преимуществ - прежде всего значительная экспрессивность и жизненность, а также относительная простота исполнения. Карандаш может быть использован как при создании детализированных рисунков (в таком случае лучше выбрать достаточно толстый и мягкий грифель), так и для простых этюдов и черновых эскизов (для них лучше всего подойдет тонкий грифель). Графитный карандаш одинаково удобен как в учебных, так и в творческих работах. Он обладает приятным серым тоном и некоторым блеском, легко допускает исправления, стирается резинкой. Этим карандашом можно создать рисунки линейного, линейно-штрихового и тонально-живописного плана. Из всех материалов рисунка графитный карандаш самое простое и доступное средство. Графит в сочетании с другими художественными материалами таит огромные возможности для каждого художника.
Графит хорошо ложится на любую бумагу и не осыпается. Подбирать карандаш и бумагу надо в соответствии с поставленными задачами.
Линией и штрихом хорошо работать на плотной, гладкой бумаге, а зернистая бумага подойдет для работы тоном.
Линия может применяться как ведущее изобразительное средство, в этом случае подчиненность деталей и пространственные отношения передаются засчет разницы в толщине линий (штрихов). Линия может быть тончайшей, когда берется жесткий карандаш и толстой засчет мягкого карандаша. Линия, или контур - это самое гибкое средство компоновки и рисования с натуры при обозначении пропорций предметов, размещении их в пространстве и т.д. Для выявления объема, светотени линейное изображение проштриховывается.
Штрих - это относительно короткие линии, которые, располагаясь по поверхности предмета то чаще, то реже, создают различный тон.
Штрих дает тон предмету, двигаясь по форме, передает различные направления объемных масс. Он вносит в рисунок светотеневые градации, рефлексы и тому подобное.
Организуя различное качество рельефа по мере углубления пространства, надо пользоваться для полного рельефа штрихом по форме, а для дальнего предмета - безразличным независимым от рельефа штрихом. При рисовании нужно пользоваться разнообразным штрихом, изменять угол наклона графита, так же можно пользоваться разными номерами карандашей. Штрих нужно установить себе до его нанесения на бумагу, а, также направление его, толщину, систему пересечения. Неправильно покрывать бумагу безразличной сетью штрихов. Специфичность графической композиции в том, что в ней белая бумага является одним из важных композиционных элементов. Участие белой бумаги в технике черным штрихом сохраняет за каждым черным элементом и каждым белым элементом абсолютно черный и белый цвет.
Линия, или черта, проведенная на листе, является одним из основных элементов рисунка. В зависимости от назначения она может иметь различный характер. Она может быть плоской, однообразной, по существу ничего не выражающей. В таком виде она имеет вспомогательное назначение (разметка на листе рисунка, набросок, обозначение пропорций).
Линия в рисунке есть итог сложной работы над формой, нельзя прибегать к плоской, условной и однообразной линии. Такая линия с одинаковым безразличием очерчивает края предметов, не передавая ни формы, ни света, ни пространства. Начинающие зачастую обращают внимание, прежде всего на наружные очертания предмета, стараясь механически скопировать его, чтобы затем заполнить контур случайными пятнами света и тени. Но у плоскостной линии в искусстве есть свое назначение. Она применяется в декоративно-живописных работах, в стенных росписях, мозаиках, витражах, станковой и книжной графике, плакате - во всех изображениях плоскостного характера, где изображение увязывается с определенной плоскостью стены, стекла, потолка, бумаги и т.д. Здесь эта линия дает возможность обобщенно передать изображение.
Пятновой, или графический, набросок подразумевает наличие черно-белых или цветных пятен тона. Эти пятна можно заливать краской или покрывать штрихом. Деление изобразительных средств линии и пятна условно, линейные штрихи образуют тональное пятно, четкие границы пятен читаются как линии. Пятно помогает объединить детали и обобщить их, поэтому линейно-пятновой набросок получается более выразительным.
Работа графитным карандашом. Графитный карандаш - выполняет большую подсобную работу, позволяя делать наброски, эскизы, беглые зарисовки. Графитным карандашом можно достичь различной мягкости и степени серо-черных градаций. Карандашный рисунок можно легко подправить, используя резинку и «клячку» (вымоченную в бензине резинку и затем прокипяченную в воде). Графитный карандаш позволяет линией изучить их конструкцию объектов изображения, а штриховкой прорабатывать детали, передавать материальность, фактуру и передать различные «настроения». архитектурного пейзажа, своеобразные особенности натуры. Выразительность линии от графического карандаша зависит от силы и разнообразия нажима на него. Контрастные линии и пятна помогают выделить первый план, а легкие уходят в глубину. Линия условна, в натуре её нет, есть объемы, силуэты которых мы видим в первую очередь.
1.2. 2. Техническое описание проекта.
-этапы работы над натюрмортом.
При рисовании натюрморта придерживаются общих правил
последовательного изображения рисунка - «от общего к частному» и «от частного к общему».
Рисование натюрморта можно условно разделить на четыре этапа: схематизацию, типизацию, индивидуализацию и обобщение.
На этапе схематизации предметы размещают на листе бумаги, рисуя их упрощенную схематическую форму.
На этапе типизации выявляют форму предметов. На этапе индивидуализации стирают все вспомогательные линии и штрихи и переходят к индивидуальной проработке формы предметов, их светлоты, фактуры, освещенности.
На этапе обобщения приводят весь рисунок к единому целому, работая
«от частного к общему».
I этап.
Предполагает композиционное размещение изображения в листе бумаги.
Вопросы композиции уже решались в процессе выполнения эскизов-вариантов. Найденную композицию необходимо сохранить и перенести ее в формат листа. Для этого определяется наибольшая ширина и наибольшая высота всей постановки. Ограничив, таким образом, поле, в котором будет находиться изображение основных частей натюрморта, можно несколькими легкими линиями наметить место каждого из предметов и плоскость, на которой они установлены. Когда определена точка зрения, границы натюрморта и форма листа (вертикаль или горизонталь), можно приступать к рисованию.
Задача состоит в том, чтобы в процессе рисования не нарушать замысла, который у вас сложился. Поэтому нельзя рисовать, начиная с отдельного предмета, постепенно пририсовывая к нему остальную часть изображения. В этом случае неизбежно будут нарушены сравнительные размеры предметов, рисунок может не уложиться в лист или оказаться значительно меньше, чем нужно.
Начинают с наброска всей группы - ее нужно закомпоновать в листе легкими беглыми линиями, очертить весь натюрморт, устанавливая на листе места, где располагаются предметы. В этой работе вы встретитесь с задачей установить правильные соотношения размеров предметов.
Рассмотрим все по порядку.
Чтобы нарисовать что-либо на листе бумаги вначале надо построить изображение. Этим закладывается своеобразный фундамент для всего рисунка. Когда натюрморт построен в основном, необходимо уточнить пропорции предметов, их расположение и связи в группе.
II этап.
Уточняется место каждого из предметов относительно друг друга, определяются их пропорциональные отношения, выявляется конструктивная основа формы. Решение этих вопросов требует серьезного, внимательного анализа натуры. Нужно учитывать в каком месте находится кувшин по отношению к бокалу и чайничку; на сколько ширина кувшина меньше его высоты; на каком расстоянии от переднего края драпировки стоит кувшин; на сколько кувшин больше, чем бокал; это позволит более внимательно анализировать натуру, а, следовательно, быстрее понять закономерности ее строения. Для облегчения процесса построения формы предметов рисовать их лучше как бы прозрачными. Это, во-первых, даст возможность почувствовать пространственность формы, во-вторых, правильно изобразить ее на листе бумаги.
Все построение нужно выполнять легкими, без нажима линиями, тогда на последующих этапах их не потребуется стирать, они органично войдут в само изображение.
Объемность, рельефность формы мы воспринимаем только при наличии светотени. Поэтому, работая над рисунком, уже на втором этапе нужно определять большой свет и большую тень, в тенях сделать легкую прокладку тоном.
III этап.
Идет дальнейшее уточнение формы предметов, продолжается работа тоном. Изучив закономерности распределения светотени на геометрических телах различной формы, легко можно разобраться в светотональных градациях и на бытовых предметах. Сложность здесь только в том, что бытовые предметы в сравнении с гипсовыми геометрическими телами имеют еще и свой индивидуальный цвет и тон. Все предметы, так или иначе, различны по материалу, из которого они сделаны. Передний план желательно прорисовывать более подробно, чем второй и третий, намечать конкретные складки, очень внимательно и детально лепить форму. Дальний план более мягок, обобщен, нет конкретных четких переходов. Этот прием создает ощущение глубины в рисунке.
IV этап.
Заключительный. Он предполагает процесс завершения рисунка. На этом этапе нужно еще раз провести мысленный анализ своей работы. В чем же он заключается? Он состоит, прежде всего, в следующем:
1. Рисунок рассматривается с позиции: а) перспективного построения; б) объемности, рельефности форм; в) тонового решения; г) материальности.
2. Обобщение рисунка. В том случае, когда изображаемая деталь, а возможно, и предмет разрушают цельное восприятие рисунка, то этот предмет "смягчается", если он слишком темный, и, наоборот, "уплотняется", если слишком светлый.
3. Художественная выразительность, цельность рисунка.
Рассмотренные четыре этапа работы над рисунком натюрморта вовсе не являются отдельными друг от друга, самостоятельными звеньями. Они составляют единый и неделимый процесс, каждый этап которого является логическим продолжением предыдущего.
Без этапа компоновки, например, трудно начинать построение формы - рисунок может получиться либо большим, либо очень маленьким. Без этапа конструктивного построение формы трудно переходить к ее проработке с помощью светотени, поскольку форма в этом случае может получиться отличной от той, которая в натуре.
Система последовательно построения формы предметов плоскости позволяет избежать значительных ошибок в рисунках, облегчает, упрощает процесс изображения.
- этапы ведения рисунка.
На первом этапе делаются наброски - так можно назвать рисунок, созданный за промежуток времени от нескольких секунд до получаса. Набросок - это первый этап в создании картины. И в каком-то смысле самый важный этап. Его можно сравнить с фундаментом здания. Хороший набросок должен составить основу вашей работы. Рисуя эскиз, нужно попробовать изобразить в разных вариантах отобранные предметы без детализации, найти, прежде всего, наиболее удачное решение композиции.
Прежде чем приступить к работе, нужно внимательно рассмотреть постановку, понять ее отличительные черты и особенности.
1. Сначала делать построения рекомендуется схематично, легкими прикосновениями карандаша определить характер предметов натюрморта как большой массы. При построении следует обратить внимание на степень удаленности или приближенности элементов и их соотношения.
2. Определив соотношение объема предметов в пространстве, уточняется композиционное размещение изображения в формате листа. Рисунок должен находиться немного выше центра листа. Со стороны фронтальной плоскости поле листа должно быть чуть больше.
3. После уточнения композиционного размещения продолжается работа над поиском (выявлением) пропорций, моделируются пластическая структура предметов и драпировок, выявляются фактура и закономерности отношений.
4. Сложные по форме предметы постановки изображаются вначале геометрически упрощенно, как система больших плоскостей и объемных блоков, но с постепенным переходом к пластическому решению - к разработке мелких граней и затем деталей. Но в моем задании мелкие детали не прорабатываются, а наоборот упрощаются. Незабывая накладывать проекцию за проекцией, вид сбоку, снизу и сверху, на каждом этапе построения (о которых было сказано в основной части).
5. Упрощение и обобщение результата. Убираются некоторые элементы и связываются вместе контуры и линии.
6. В зависимости от характера предметов тональный рисунок может быть решен методом четкой прорисовки объемов плоскостями или выполнен средствами мягкой пластической моделировки формы.
Завершающим этапом, обобщение всего рисунка.
Разрабатывая эскиз, нужно учитывать также и точку зрения, ее отдаленность, высоту, то есть место, с которого рисуется натюрморт. Таких точек может быть много, но не все из них удачны. Предметы иногда закрывают друг друга, что лишает возможности выразить в полной мере задуманное, или, наоборот, в плоскости листа может появиться много неоправданно свободного поля. Выбор места при работе над натюрмортом иногда зависит от условий освещения (по свету, против света). Уже в эскизах надо определить формат будущего рисунка. Либо это квадрат, либо лист прямоугольной формы, расположенный по вертикали или горизонтали. Сделав несколько эскизов-вариантов, определи, какой из них наиболее полно отражает выбранную тему и достоин дальнейшей разработки.
Прорисовываются все предметы композиции, с разных поворотов и ракурсов.
В линейном наброске линия служит для показа объема, то есть пространственного решения объема. Линия - это наиболее распространенное средство изображения. Она выражает движение глаз, воспринимающих объект. Прежде всего, мы видим замкнутую линию контура - как линию границы поверхности объекта.
Линией компонуют лист, определяют пропорции, характер формы. Рисуя один предмет на листе, следует располагать его выше геометрического центра листа, получаемого пересечением диагоналей.
Вначале делается эскиз компоновки. Соотношения сторон должны приближаться к соотношению сторон большого листа, на котором будет создан рисунок. Композиция должна быть гармоничной, не разваливаться, не перевешивать к левому или правому краю. Слева и справа необходимо оставить пространство, чтобы предмет не упирался в края бумаги или не был сдвинут в какую-то одну сторону. Соотношения между предметами должны быть взяты верно. Досконально прорисовывать эскиз не обязательно.
Следующий шаг - разметка композиции на большом листе, на основе эскиза. Ключевым моментом при переносе композиции с эскиза является именно перенос найденного в эскизе, а не откладывание эскиза в сторону и поиск композиции на большом листе заново. Композиция сверяется с эскизом с расстояния нескольких метров.
После разметки композиции берутся основные пропорции предметов и их отношения друг к другу.
Всё это проверяется, отходя на расстояние нескольких метров и сравнивая натуру и рисунок, и правится. Пока пропорции и соотношения предметов не взяты верно, нет смысла прорисовывать подробности.
Пропорции - (соотношения, соизмерения) - это соотношения частей целого между собой и целым.
Существуют линейные пропорции - соотношения высоты и ширины предмета, а также соотношения линейных размеров частей между собой и предметом.
Только когда пропорции предметов и соотношения их размеров друг к другу найдены правильно, нужно заниматься построением самих предметов.
Само по себе это уже сложности, как правило, не представляет, но имеет смысл постараться выполнить построение особенно хорошо, закрепляя пройденный опыт. Результаты построения следует проверять с расстояния нескольких метров.
Очень важно постоянно сравнивать с расстояния свою работу и натуру.
После определения композиции, намеченной общими линиями нужно прорисовать предметы.
Перед тем как начать рисовать, нужно внимательно рассмотреть предметы натюрморта, и представить из каких простых форм и линий они состоят.
Рисование предмета:
1. Рисуется главная ось.
2. Засечки размеров предмета.
3. Нужно провести тонкие линии, чтобы обозначить размер.
5. Прорисовывается основная форма предмета натюрморта.
6. Делается точный контур.
7. Тоновое моделирование.
Начинаем с главного самого большого предмета - глиняная ваза. Зрительно измеряем на сколько ширина вазы меньше ее высоты. После нужно сравнить глиняную вазу с остальными предметами, во сколько раз она больше, определить на каком расстоянии находится от других предметов. То, что к нам ближе, мы видим крупнее, то, что дальше - меньше. Если перед вами, например, глиняная ваза, то вначале рисуется общий ее набросок, который определит место предмета в листе и установит основные его пропорции. Прямыми упрощенными линиями очерчиваете предмет, устанавливая его ширину при помощи осевой линии, которая поможет вам в построении левой и правой сторон. По листу определяете высоту вазы и других предметов в пропорциях по отношению к вазе. Дно вазы представляет собой круг, горлышко тоже имеет его в своей основе. Проверьте, достаточно ли устойчиво на листе «стоит» ваза. Не «перекосился» ли он, не «падает» ли. Это легко проверить, сравнивая расположение частей, главным образом верха и низа. Внимательно глядя на натуру, вы придаете рисунку характерную форму стоящего перед вами натюрморта. Построить - не значит вычертить. Предметы рисуют тонкими линиями. Не надо торопиться, не надо «хвататься» за первое впечатление - сначала нужно построить основное, все предметы целиком, соблюдая пропорции, высоту, ширину предметов, их связь между собой. Лишь после этого переходят к более мелким деталям и уточнению формы предметов.
Задачи при рисовании:
а) подчеркнутость переднего плана или композиционно-смыслового центра;
б) постепенное ослабление степени освещенности, активности лепки формы и меры проработанности светотени, по мере удаления формы в глубину рисунка;
в) единство теней по тону и фактуре штриховки (тушевки);
г) проработанность поверхностей, несущих свет, и обобщенность затененных поверхностей;
д) стилевое единство технических приемов изображения объемно-пространственных, светотоновых качеств, составляющих натюрмортную постановку;
е) выдержанность тонального масштаба изображения;
Последовательность построения:
1) Проводится анализ постановки и композиционного решения.
2) Выполняется передача взаиморасположения предметов и их пропорций. С помощью горизонтальных и вертикальных связей определяется положение предметов, их высота и ширина. Сравнивают не только объемы предметов, но и пространство между ними.
3) Прорисовывается линейный каркас предметов, невидимые линии, оси фигур.
4) Выполняется графическое завершение рисунка: выявление объема условным штрихом или линией, уточнение линейных и тональных контрастов, ослабевающих к заднему плану. При этом проверяется цельность натюрморта.
-этапы анализа освещенности.
Предметы в натюрморты связаны между собой и освещением - одинаковыми условиями освещения для всех предметов: в натуре устанавливается определенное, вполне закономерное распределение света, тени, полутонов, освещенности отдельных частей натюрморта.
В моей работе освещение фронтально-боковое и верхнее. Поэтому падающие тени находятся под предметами и немного падают в бок.
Степень освещенности предмета, зависящая от силы источника освещения и от угла падения светового луча;
На освещенном предмете можно различить:
4. Самое освещенное место.
5. Самое темное
6. Плавный переход между ними
7. Тень от самого предмета
Свет - самое освещенное место на предмете, это на бокале и на маленьком чайничке. Если предмет имеет глянцевую блестящую поверхность, то источник света отражается на ней светлым пятном, называемым бликом.
На этих же предметах есть блик - самое освещенное пятно на поверхности предмета.
Присутствует тень - неосвещенное место. На рисунке тень находится на плоскости, на которой стоят предметы и на самих предметах. Все предметы имеют собственную (на нем) и падающую тень (на поверхности около предмета). Форма падающей тени зависит от направления и объема света. Собственная тень стремиться повторить контуры самого предмета. Тень, лежащая позади предмета, называется падающей тенью. Она неоднородна по светлоте и темнее тени собственной. Тень собственная светлее тени падающей, так как тень собственная освещается отраженными от предмета лучами. Самым темным насыщенным местом на работе является фон.
Эффект тени, которую отбрасывает тело на плоскость или на прочие, соседние объекты, зависит от источника света и подчиняется принципам одномерной перспективы. На рисунке вам достаточно поставить точку на месте источника света и, проведя перпендикулярную земле линию, рассчитать местонахождение "основания" источника света на линии горизонта. детали и эффект удаления
Обратите внимание, что приближенный план (передний) воспроизводится более четко и точно, в то время как детали удаленных планов "теряются" в глубине, а их контуры различаются с трудом.
Для того чтобы увеличить маленький рисунок вы можете прибегнуть к технике "сетки". Она позволяет быстро и с большой точностью передать основные контуры рисунка. Это интуитивный способ. Он состоит в разделении, посредством проведения слабых параллельных линий, поверхности рисунка на небольшие квадраты; затем перенесите на полотно или лист большего формата сетку из такого же количества квадратов. Потом вы можете с легкостью перенести в каждый квадрат контуры рисунка с соответствующего квадрата оригинала. Таким образом, вы получите увеличенный исходный рисунок с полным соблюдением пропорций.
Построение падающей тени зависит от трех факторов: источника света, объекта и плоскости проецирования (поверхности, на которую падает тень).
В большинстве случаев нужно продумать, как падает свет на предметы натюрморта. Основные формы - помогут определить, как распределяется светотень. Для этого нужно определить источник света (или несколько).
этапы анализа тонового решения.
Бытовые предметы имеют еще и свой индивидуальный цвет и тон. Поэтому, рисуя их нужно сравнивать насколько один предмет темнее или светлее другого. Кроме этого, все предметы различны по материалу, из которого они сделаны. Работая в технике, которую мне предлагается анализировать, сами предметы композиции полностью не растушевываются, выделяются самые темные места.
Работая тоном, нельзя забывать об этом. Например, нельзя изображать поверхность кувшина и ткань, используя один и тот же технический прием. В первом случае штрих должен быть более четким и сплавленным, во втором - более свободным, фактурным. От правильного использования технических приемов зависит точность передачи материальности изображаемых предметов. Передний план желательно прорисовывать более подробно, чем второй и третий, намечать конкретные складки, очень внимательно и детально лепить форму. Дальний план более мягок, обобщен, нет конкретных четких переходов. Этот прием создает ощущение глубины, пространственности в рисунке.
Тональное решение следует начинать исходя из общего впечатления, разбивая вначале на два тона - белый и серый.
После этого следует углубление тона.
Вообще слово «тон» от греческого «tonos» означает - ударение, напряжение. Тон означает светотеневой состав рисунка. При помощи тона простым графитным карандашом можно передать свойство предмета - из чего он сделана, может передать прозрачность предметов и многое другое.
Тоном называется степень светлоты поверхности формы предмета. В зависимости от характера освещенности тона поверхности предмета может быть различным.
В рисунке - это начальный, простейший элемент светотени в природе и в художественном произведении: степень светлоты, светонасыщенных отдельных участков пространства и предметов в зависимости от интенсивности их освещенности. Общий светотеневой строй художественного произведения, определяемый целым диапазоном его светотеневых градаций от самого темного до самого светлого тона;
Тональность в графическом рисунке - это общий или светотеневой строй произведения графики. В графике указывает на характер общего светотеневого тона.
В рисунке с помощью тона, который наносится на форму штриховкой, тушевкой создается форма объема изображаемого предмета.
Впечатление глубины пространства передается, как и точным перспективным построением, так и включением светотени в рисунок. Светотень - постепенные переходы светлого и темного, распределение цветов по степени яркости, которые помогают воспроизвести объем изображаемого предмета, окруженного световоздушной средой. Светотень является важным выразительным средством, обладающим большим эмоциональным воздействием, способным передать не только постоянные свойства материального мира, но и изменчивость среды и атмосферных состояний.
Для того чтобы показать глубину пространства, следует на этапе поиска характера формы предметов, проложить штрихами тональные отношения. При этом, обратить внимание на то, как распределяются светлые и темные пятна на плоскости и каково их композиционное расположение. Здесь учитываются свет и тени на предметах, тональная окраска предметов.
Следует учесть, что направление линий штриховки должно соответствовать направлению изображенных плоскостей в пространстве. Тон штриховки должен учитывать и удаление объектов от рисующего.
Рисуя натюрморт, где объем пространства не так велик и разница в планах почти незаметна, нужно условно разбить свой рисунок на два-три плана и решать каждый соответственно его характеру, и за основу взять средний план. На переднем плане предметы четче прорисовываются, средний план служит камертоном тона рисунка, а дальний - объединяет штриховкой предметы с фоном.
Решая натюрморт в тоне, вначале нужно ставить предметы разнообразной тональности, контрастн о их освещая. Сближенные по тону предметы, мягкие переходы светотени трудны для передачи, требуют достаточной подготовленности того, кто будет рисовать.
Также тон определяется и на плоскостях, на которых стоят сами предметы натюрморта.
Художественно-образные характеристики плоской поверхности в значительной степени обогащаются в случае применения других, наряду с линией, изобразительных средств, таких, как тон.
Масштабность плоскости, ее зрительный «вес» связаны и с характером распределения на ней светлых и темных тонов. Светлый тон выражает малую зрительную «весомость». Темный тон, наоборот, утяжеляет плоскость. Различное сочетание темных и светлых частей обусловливает различную зрительную характеристику одной и той же плоской поверхности.
Усиление тональности кверху производит впечатление «заземленности», статичности плоскости.
Тон, как и линия, служит средством создания таких качеств поверхности, как однородность и разнородность (плоскостность и глубинность). Равномерный тон поверхности выражает однородность, плоскостность. Линейно-тональное членение на основе нюансных или контрастных тональных различий дает разнородную структуру, зрительно деформирует поверхность, придает ей различные пространственные свойства (глубины, кривизны) и т. д.
Явление светлотного контраста лежит в основе приемов, изменяющих структуру плоской поверхности. Толщина и тон контура какой-либо фигуры значительно усиливают ее светлотные характеристики. Темные тона и светлые тона в различных сочетаниях активно меняют плоскостные характеристики поверхности.
Так, например, ослабление постепенного контраста предмета к фону определяет степень глубины, передает пространство экспозиции. Контрастные насыщенные цветовые отношения характерны для первых планов, нюансные -- для последующих, дальних.
Пространственные качества плоскости подчеркиваются контуром различной толщины, расположение предметов друг за другом, уменьшением предметов.
Плоская поверхность, равномерно заштрихованная в один тон, воспринимается, по аналогии однотонной, единой, не деформированной. Темные, насыщенные тона делают плоскость весомой, тяжелой. Наоборот, легкие, светлые, ненасыщенные цвета придают ей легкость и воздушность.
Тяжелые цвета зрительно уменьшают плоскую поверхность, легкие -- увеличивают.
Нюанс в рисунке - небольшое различие одного светотеневого тона. Тщательно разработанная система оттенков способствует созданию тонкой проработке светотеневой моделировки.
Нюансные отношения дают слабо выраженные пространственные свойства, контрастные -- обостряют их.
В графике контраст - резкое различие, противоположность - один из художественных приемов, в основе которого лежит противопоставление двух соотносящихся качеств с целью их усиления. Цветовые и светотеневые контрасты служат для моделировки объема или выражения пространственных отношений. Вносит элементы светотени и тона в линейный рисунок.
При тональном разборе изображения, можно достигнуть глубины пространства варьированием силы нажима на карандаш и расстояния между штрихами. Также не стоит забывать и об источнике освещения (солнце, лампа, окно), т.е. следует правильно построить тени от объектов изображения. Моделировка светотенью объектов пейзажа должна быть различной на выбранных планах изображения. Передний план - четкая прорисовка формы предметов с учетом всех градаций светотени, средний план - обозначение только света и тени, задний план - слабая светотень.
В данной работе над поставленным натюрмортом моей задачей было тоном создать пространственную иллюзию наложения и удаления плоскостей, наложением теней на внешние и внутренние стороны плоскостей. Разные плоскости накладываются одна на другую и как будто удаляются вглубь неглубокого пространства.
Больший по площади и более темный по тону «верх» создает ощущение максимальной тяжести.
Равномерная штриховка подчеркивает плоскость, неравномерная -- деформирует ее; криволинейный контур также деформирует плоскость.
Завершающим этапом зарисовки служит обобщение рисунка. С этой целью можно проложить общую штриховку на средний и дальний планы, чтобы передний план с его объектами приблизился к зрителю. В тональных рисунках добиваются убедительных отношений крупных масс и соподчинения им деталей. Линии по своей силе, толщине и характеру должны быть масштабными размеру изображения.
Заключение:
Результатом будет являться создание пространственной иллюзии засчет наложения и удаления плоскостей. Производится исследование трехмерного мира на двухмерной плоскости с помощью анализа.
Рисуя натюрморт, нам приходилось осваивать ряд задач самостоятельно, начиная от компоновки до завершения рисунка, а это и есть те элементы творчества, которые, в свою очередь, развивают способность размышлять, сопоставлять, анализировать.
Задача заключалась в том, чтобы изобразить предлагаемый натюрморт в упрощенных формах, разбирая его приближающиеся и удаляющиеся плоскости по тону. Нужно показать наложение трех проекций (трех видов: сбоку, сверху, снизу) сразу на одной композиции. Необязательно стремиться как можно ближе подойти к изображению предмета как такового, нужно выделить светлые и темные места. Однако нужно писать не предмет отдельно, а пространство в целом как основную тему натюрморта.
Моделировка светотенью объектов должна быть различной на выбранных планах изображения. Передний план - четкая прорисовка формы
предметов с учетом всех градаций светотени, средний план - обозначение только света и тени, задний план - слабая светотень.
«Воздушная перспектива в рисунке пейзажа имеет определенные законы, которые студент должен усвоить на практике.
Законы таковы:
1) четкость предметов по мере удаления от зрителя ослабевает;
2) сила тональных отношений - контрастов (разница между светом и тенью на поверхности предметов) по мере удаления от зрителя ослабевает;
3) по мере удаления предмета от зрителя насыщенность, яркость цвета ослабевает».
Рисующий, наблюдая предметы, смотрит на них с определенной точки зрения, и они предстают его взору в строго определенном виде. Совершенно ясно, что, изображая натюрморт, необходимо все составляющие его предметы и другие элементы (расстояния, промежутки, фон) подчинить этой одной, установленной для рисунка точке зрения.
Таким образом показываем эффект удаления плоскостей как результат наложения проекций.
Список литературы:
1. Из книги Я. А. Башилова "Как научиться рисовать", 1938
2. Информация с сайта: http://www.artprojekt.ru/
3. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учебное пособие для студентов. - М.: Просвещение.
4. Тихонов С.В., Демьянов В.Г., Подрезков В.Б. Рисунок. - М., 1983.
5. Д.П. Псурцев. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе учебного рисования натюрморта // Дис. М., 1991.
6. Информация с сайта: уроки рисования: Рисуем натюрморт.
7. Н.Г. Ли «Основы академического рисунка» Москва 2007
8. Советы мастеров «Живопись, графика» Ленинград 1979
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |