35
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Автотракторный факультет
Кафедра “Двигатели внутреннего сгорания”
Курсовая работа
по дисциплине “Автомобильные двигатели”
Тема: “Тепловой и динамический расчет двигателя”
Минск 2009
Содержание
Введение
1. Исходные данные для теплового расчета поршневого двигателя внутреннего сгорания
2. Тепловой расчет и определение основных размеров двигателя
2.1 Процесс наполнения
2.2 Процесс сжатия
2.3 Процесс сгорания
2.4 Процесс расширения
2.5 Процесс выпуска
2.6 Индикаторные показатели
2.7 Эффективные показатели
2.8 Размеры двигателя
2.9 Сводная таблица результатов теплового расчетa
2.10 Анализ полученных результатов
3. Динамический расчет
3.1 Построение индикаторной диаграммы
3.2 Развертка индикаторной диаграммы в координатах
3.3 Построение диаграмм сил
3.4 Построение диаграммы суммарного крутящего момента
4. Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя
5. Воздушный фильтр ЗИЛ-433100
Заключение
Литература
Введение
Тепловой расчет двигателя служит для определения параметров рабочего тела в цилиндре двигателя, а также оценочных показателей рабочего процесса, для оценки мощностных и экономических показателей, позволяющих оценить мощность и расход топлива.
В основе методики расчета лежит метод В.И. Гриневецкого, в дальнейшем усовершенствованный Е.К. Мазингом, Н.Р. Брилингом, Б.С. Стечкиным и др.
Задачей динамического расчета является определение сил, действующих в механизмах преобразования энергии рабочего тела в механическую работу двигателя.
В настоящей работе тепловой и динамический расчеты выполняются для режима номинальной мощности.
1. Исходные данные для теплового расчета поршневого двигателя внутреннего сгорания
Прототип двигателя ЗИЛ - 645
Номинальная мощность 145
Частота вращения коленчатого вала 2900
Число цилиндров 8
Степень сжатия 18,5
Тактность 4
Коэффициент избытка воздуха 1,73
Отношение хода поршня к диаметру цилиндра 1,05
2. Тепловой расчет и определение основных размеров двигателя
2.1 Процесс наполнения
В результате данного процесса цилиндр двигателя (рабочая полость) наполняется свежим зарядом. Давление и температура окружающей среды принимаются: , .
Давление остаточных газов в зависимости от типа двигателя . Принимаем .
Температура остаточных газов выбирается в зависимости от типа двигателя с учетом того, что для дизельных двигателей она изменяется в пределах . Принимаем .
В зависимости от типа двигателя температура подогрева свежего заряда
.
Принимаем .
Давление в конце впуска . Принимаем .
Величина потери давления на впуске , для дизелей, колеблется в пределах . Принимаем
Коэффициент остаточных газов
.
Величина коэффициента остаточных газов для дизеля изменяется в пределах .
Температура в конце впуска
.
Величина для двигателей с наддувом находится в пределах
.
Коэффициент наполнения
2.2 Процесс сжатия
Давление в конце сжатия
.
Температура в конце сжатия
.
В этих формулах - показатель политропы сжатия, который для автотракторных двигателей находится в пределах .
2.3 Процесс сгорания
Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг жидкого топлива
.
Средний элементарный состав дизельного топлива принимают:
Количество свежего заряда для дизельного двигателя
.
Количество продуктов сгорания при работе двигателей на жидком топливе при
.
Теоретический коэффициент молекулярного изменения
.
Действительный коэффициент молекулярного изменения
.
Параметр |
Вычисленноезначение |
Экспериментальноезначение |
|
0.03 |
0.02…0.06 |
||
330,14 |
310…400 |
||
0.778 |
0.8…0.9 |
||
4,19 |
3.5…5.5 |
||
890 |
700…900 |
||
1.037 |
1.01…1.06 |
||
7,12 |
5…10 |
||
7,12 |
5…10 |
||
1889 |
1800…2300 |
||
0.29 |
0.2…0.4 |
||
1109,6 |
1000…1200 |
||
0,796 |
0,75…1,5 |
||
0.51 |
0.4…0.53 |
||
166,04 |
163…220 |
||
0,597 |
0.45…0.85 |
||
0.383 |
0.3…0.42 |
||
221,38 |
210…280 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
0306090120150180210240270300330360369390420450480510540570600630660690720 |
0.1120.1020.0920.0840.0790.080.0840.0920.1140.1750.3641.255.0287.1243,2051,0650,5520.3920.3060.1880.1580.1380.1260.1210.1180.112 |
124.6420.77-83.1-170.35-216.05-207.74-166.19-78.94149.57776.942742.1411949.0851186.672957.5232249.210021.274690.723028.822139.7914.05598.28394.7274.21220.2186.96124.64 |
1.2751.0040.363-0.275-0.638-0.729-0.725-0.729-0.638-0.2750.3631.0041.2751.2491.0040.363-0.275-0.638-0.729-0.725-0.729-0.638-0.2750.3621.0041.275 |
++------++++++++++++++++++ |
-25327-19934-7201546312663144721440214472126635463-7201-19934-25327-24815-19934-7201546312663144721440214472126635463-7201-19934-25327 |
---+++++++------+++++++--- |
-25202-19913-7284529212447142641423514393128136240-4459-798525860481431231528201015315692166111531615070130585737-6981-19747-25202 |
---+++++++--+++++++++++--- |
|
Находим суммарную силу, действующую в кривошипно-шатунном механизме. Определение этой силы ведем путем алгебраического сложения сил давления газов и сил инерции возвратно-поступательно движущихся масс
Результаты определения , а также и заносятся в табл.1.
Определяем нормальную силу К, направленную по радиусу кривошипа (см. рис. 1)
Рис. 1.
7. Определяем тангенциальную силу Т, направленную по касательной к окружности радиуса кривошипа (см. рис. 1)
Результаты определения К и Т заносим в табл. 3.
Таблица 3
0 30 60 90 120 150 180 210 240 270 300 330 360 369 390 420 450 480 510 540 570 600 630 660 690 720 |
1.000 0.797 0.288 -0.286 -0.712 -0.935 -1.000 -0.935 -0.712 -0.286 0.288 0.797 1.000 0.981 0.797 0.288 -0.286 -0.712 -0.935 -1.000 -0.935 -0.712 -0.286 0.288 0.797 1.000 |
-25202 -15863 -2095 -1514 -8867 -13343 -14235 -13463 -9128 -1785 -1282 -6361 25860 47226 9810 811 -2904 -11179 -15539 -15316 -14097 -9302 -1641 -2008 -15731 -25202 |
- - - - - - - - - - - - + + + + - - - - - - - - - - |
0.000 0.620 0.989 1.000 0.743 0.380 0.000 -0.380 -0.743 -1.000 -0.989 -0.620 0.000 0,199 0.620 0.989 1.000 0.743 0.380 0.000 -0.380 -0.743 -1.000 -0.989 -0.620 0.000 |
0 -12351 -7201 5292 9254 5417 0 -5466 -9525 -6240 4408 4953 0 9579 7638 2788 10153 11666 6309 0 -5723 -9708 -5737 6901 12248 0 |
+ - - + + + + - - - + + + + + + + + + + - - - + + + |
|
3.1 Построение индикаторной диаграммы
Индикаторная диаграмма строится в координатах . Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания производится на основании теплового расчета.
В начале построения на оси абсцисс откладывают отрезок , соответствующий рабочему объему цилиндра, а по величине равный ходу поршня в масштабе , который в зависимости от величины хода поршня проектируемого двигателя может быть принят 1:1, 1.5:1 или 2:1.
Принимаем 1:1.
Отрезок , соответствующий объему камеры сгорания, определяется из соотношения
.
Отрезок
.
При построении диаграммы выбираем масштаб давления .
Затем по данным теплового расчета на диаграмме откладывают в выбранном масштабе величины давлений в характерных точках .
По наиболее распространенному графическому методу Брауэра политропы сжатия и расширения строим следующим образом.
Из начала координат проводим луч под углом к оси координат. Далее из начала координат проводим лучи и под углами и к оси ординат. Эти углы определяют из соотношений
, ,
, .
Политропу сжатия строим с помощью лучей и . Из точки проводим горизонталь до пересечения с осью ординат; из точки пересечения - линию под углом к вертикали до пересечения с лучом , а из этой точки - вторую горизонтальную линию, параллельную оси абсцисс. Затем из точки проводим вертикальную линию до пересечения с лучом . Из этой точки пересечения под углом к вертикали проводим линию до пересечения с осью абсцисс, а из этой точки - вторую вертикальную линию, параллельную оси ординат, до пересечения со второй горизонтальной линией. Точка пересечения этих линий будет промежуточной точкой политропы сжатия. Точку находим аналогично, принимая точку за начало построения.
Политропу расширения строим с помощью лучей и , начиная от точки , аналогично построению политропы сжатия. Критерием правильности построения политропы расширения является приход ее в ранее нанесенную точку .
После построения политропы сжатия и расширения производим скругление индикаторной диаграммы с учетом предварения открытия выпускного клапана, опережения зажигания и скорости нарастания давления, а также наносим линии впуска и выпуска. Для этой цели под осью абсцисс проводим на длине хода поршня как на диаметре полуокружность радиусом . Из геометрического центра в сторону н.м.т. откладываем отрезок
,
где - длина шатуна.
При скруглении индикаторной диаграммы из центра проводят луч под углом , соответствующим предварению открытия выпускного клапана. Полученную точку , соответствующую началу открытия выпускного клапана, сносим на политропу расширения (точка ).
Далее из того же центра проводят луч под углом , соответствующим углу опережения начала впрыска топлива ( ПКВ до в.м.т.), а точку сносим на политропу сжатия, получая точку . На линии в.м.т. находим точку из соотношения . Соединяем точки и плавной кривой. Из точки проводим плавную кривую до середины отрезка . Из середины отрезка проводим кривую с плавным переходом в кривую политропы расширения.
Затем проводим плавную кривую изменения линии расширения в связи с предварительным открытием выпускного клапана.
В результате указанных построений получаем действительную индикаторную диаграмму.
3.2 Развертка индикаторной диаграммы в координатах
Развертку индикаторной диаграммы в координаты выполняем справа от индикаторной диаграммы. Ось абсцисс развернутой диаграммы располагаем по горизонтали на уровне линии индикаторной диаграммы. Длина графика (720° ПКВ) делится на 24 равных участка, которые соответствуют определенному углу поворота коленчатого вала. Каждую точку на линии абсцисс нумеруем (0, 30, 60° ПКВ). По наиболее распространенному способу Ф.А. Брикса дальнейшее перестроение индикаторной диаграммы ведем в следующей последовательности.
Полученную полуокружность делим вспомогательными лучами из центра на 6 равных частей, а затем из центра Брикса (точка ) проводим линии, параллельные вспомогательным лучам, до пересечения с полуокружностью.
Вновь полученные точки на полуокружности соответствует определенным углам ПКВ. Из этих точек проводим вертикали до пересечения с соответствующими линиями индикаторной диаграммы. Развертку индикаторной диаграммы начинаем, принимая за начало координат положение поршня в в.м.т. в начале такта впуска. Далее для каждого значения угла на индикаторной диаграмме определяем величину давления в надпоршневой полости и заносим в табл. 1. Модуль газовой силы также заносим в табл. 1. По данным этой таблицы строим зависимость .
Полученные точки на графике соединяем плавной кривой.
3.3 Построение диаграмм сил
График силы инерции строим в том же масштабе и на той же координатной сетке, где выстроен график газовой силы . На основании полученных графиков и на той же координатной сетке и в том же масштабе строим график суммарной силы .
Определение модуля силы для различных значений угла выполняем путем суммирования в каждой точке ординат графиков и с учетом их знаков или модулей сил и из табл. 1.
Координатную сетку для графика сил и размещаем под координатной сеткой сил , , . График сил и строим в том же масштабе, что и предыдущий график.
Принимаем масштабные коэффициенты
.
3.4 Построение диаграммы суммарного крутящего момента
Для построения кривой суммарного крутящего момента многоцилиндрового двигателя необходимо графически просуммировать кривые крутящих моментов от каждого цилиндра, сдвигая влево одну кривую относительно другой на угол поворота кривошипа между вспышками.
Для двигателя с равными интервалами между вспышками суммарный крутящий момент будет периодически повторяться.
Для четырехтактного двигателя через
.
Поскольку
,
а ,
то кривая , будет отличаться от кривой лишь масштабом.
Масштаб крутящего момента
;
где - масштаб силы, Н/мм.
Результаты расчета М1, М2, М3, М4, М5, М6, М заносим в табл.4
Таблица 4
град ПКВ |
М1,Нм |
М2,Нм |
М3,Нм |
М4,Нм |
М5,Нм |
М6,Нм |
М7,Нм |
М8,Нм |
М,Нм |
|
0 |
0 |
320,19 |
0,00 |
-377,50 |
0,00 |
614,28 |
0,00 |
-347,08 |
209,89 |
|
30 |
-747,216 |
559,84 |
-330,70 |
266,68 |
462,10 |
705,79 |
-346,26 |
417,52 |
987,76 |
|
60 |
-435,666 |
327,74 |
-576,29 |
299,63 |
168,70 |
381,68 |
-587,31 |
740,98 |
319,46 |
|
90 |
320,1852 |
0,00 |
-377,50 |
0,00 |
614,28 |
0,00 |
-347,08 |
0,00 |
209,89 |
|
Средний крутящий момент определяется по площади, лежащей под кривой графика суммарного :
;
где и - соответственно положительная и отрицательная площади под кривой суммарного ., мм2;
- длина интервала между вспышками по диаграмме крутящего момента, мм.
Эффективный крутящий момент двигателя
Значение см. в разделе 2.7. Значение эффективного крутящего момента, полученное по данной формуле, должно совпадать с величиной , вычисленной ранее.
Относительная погрешность вычислений не должна превышать .
4. Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя
Для расчета и построения внешней скоростной характеристики двигателя воспользуемся следующими эмпирическими зависимостями:
где , - эффективная мощность (кВт) и удельный эффективный расход топлива (г/(кВт•ч)) при заданной частоте вращения коленчатого вала (об/мин) в искомой точке скоростной характеристики двигателя;
, - максимальная эффективная мощность двигателя (кВт) и максимальный удельный эффективный расход топлива (г/(кВт•ч)) при частоте вращения коленчатого вала (об/мин);
- постоянные коэффициенты (табл. 4).
Значения коэффициентов для расчета характеристики двигателя.
Таблица 5
Тип двигателя |
|
|
||||
Дизельный с неразделенной камерой сгорания |
0.5 |
1.5 |
1.55 |
1.55 |
1 |
|
Значения и берутся из ранее произведенных расчетов:
,
,
где , - заданные номинальная эффективная мощность двигателя (кВт) и соответствующая ей частота ращения коленчатого вала (об/мин).
Текущие значения эффективного крутящего момента (Н•м) и часового расхода топлива (кг/ч), необходимые для построения соответствующих графиков, рассчитываются по формулам:
,
.
Данные для построения внешней скоростной характеристики двигателя представлены в табл. 6.
Для построения внешней скоростной характеристики двигателя принимаем масштабы построения , , , .
Таблица 6.
|
|||||
900 |
39.1 |
415.2 |
258 |
10.1 |
|
1000 |
44.9 |
429.1 |
251.2 |
11.3 |
|
1500 |
75.6 |
481.7 |
224.9 |
17.0 |
|
2000 |
105.9 |
505.8 |
211.8 |
22.4 |
|
2500 |
131.2 |
501.6 |
211.9 |
27.8 |
|
2900 |
145 |
477.7 |
221.4 |
32.1 |
|
1-воздухозаборник; 2-распорная пружина; 3-фильтрующий элемент; 4-уплотнитель; 5-крышка; 6-винт; 7-защёлка; 8-корпус; 9-патрубок отсоса пыли; 10-воздухопровод; 11-кронштейн; 12-шплинт дренажного отверстия; 13-соединительный патрубок; 14-хомут; 15-установочная метка.
Воздушный фильтр (рис.2) двухступенчатый, сухого типа, с инерционной решёткой, автоматическим отсосом пыли и сменным бумажным элементом. Воздушный фильтр состоит из корпуса, фильтрующего элемента и крышки. Фильтр прикреплен винтом 6 к воздухопроводу 10 и кронштейну 11, установленному на впускной трубе. Соосность воздухозаборника с отверстием в капоте обеспечивается при условии совмещения метки на корпусе фильтра с осью болта крепления фильтра (метка на корпусе может быть нанесена краской). Для обеспечения герметичности между крышкой и корпусом установлено уплотнительное кольцо. Верхняя крышка прикреплена к корпусу четырьмя защелками. Воздух через входной патрубок попадает для предварительной очистки в первую ступень с инерционной решеткой. В результате резкого изменения направления потока воздуха в инерционной решетке крупные частицы пыли отделяется п. под действием вакуума в патрубке, соединенном с эжектором глушителя, выбрасывается в атмосферу. Предварительно очищенный в первой ступени воздух поступает во вторую ступень с бумажным фильтрующим элементом для более тонкой очистки. Проникая через поры фильтрующего элемента, воздух оставляет на его поверхности мелкие частицы пыли. Окончательно очищенный воздух через трубопроводы поступает в цилиндры двигателя. В системе питания двигателя воздухом применен индикатор засоренности воздушного фильтра, установленный на впускном трубопроводе. По мере засорения фильтра растет вакуум во впускном трубопроводе. При достижении величины вакуума 0,007 МПа (0,07 кгс/см*) индикатор срабатывает, при этом в его смотровом окне появляется красный участок барабана, который остается в таком положении и после остановки двигателя. При срабатывании индикатора следует немедленно обслужить воздушный фильтр.
В результате выполнения курсовой работы был произведен тепловой и динамический расчет двигателя.
При выполнении теплового расчета были определены параметры рабочего тела в цилиндре двигателя, а также оценочные показатели процесса, позволяющие определить размеры двигателя и оценить его мощностные и экономические показатели.
При выполнении динамического расчета были определены силы, действующие на кривошипно-шатунный механизм, произведен расчет и построены диаграммы суммарного крутящего момента и внешней скоростной характеристики двигателя.
Литература
1. Вершина Г.А., Якубенко Г.Я. Методическое пособие по курсам «Теория рабочих процессов ДВС» и «Динамика ДВС» для студентов специальности Т.05.10.00. - Мн.: Техноперспектива, 2001. -87 с.
2. Железко Б.Е. Основы теории и динамики автомобильных и тракторных двигателей.- Мн., 1980. -304 с.
3. Колчин А.И., Демидов В.П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. - М.: Высшая школа, 1980. -400 с.
4. Автомобильные двигатели. Под ред. д-ра техн. наук Ховаха М. С. - М.: Машиностроение, 1977. -592с.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Организация коммерческой деятельности предприятия |
Курсовая работа | Цены и ценообразование в рыночной экономике |
Курсовая работа | Оборотный капитал предприятий |
Курсовая работа | Развитие внимания у младших школьников |
Курсовая работа | Пути достижения конкурентного преимущества продукции на рынке |
Курсовая работа | Порядок осуществления государственного кадастрового учета земель на уровне муниципального образования |
Курсовая работа | Обстоятельства, смягчающие наказание |
Курсовая работа | Формирование программы лояльности клиентов |
Курсовая работа | Характеристика методов управления |
Курсовая работа | Совершенствование организационной структуры системы управления предприятием |
Курсовая работа | Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте |
Курсовая работа | Учет выбытия основных средств |
Курсовая работа | Особенности функционирования рынка труда России в современных условиях |
Курсовая работа | Методы стимулирования сбыта товаров |
Курсовая работа | Управление финансовыми ресурсами предприятия |